- «Наши ручки»
Где же наши ручки? Где же наши ручки? Где же, где же наши ручки? Нету наших ручек. Вот, вот наши ручки, Вот наши ручки.
| Вытягивают ручки вперед Показывают ручки.
Спрятали ручки за спину Опять показывают ручки. |
- «Кулачки»
Кулачки сложили, Кулачками били. Тук-тук! Тук-тук! Тук-тук!
| Сложить кулачки обоих рук Бьют кулачками. |
- «Очки»
Бабушка очки надела И детишек разглядела. И детишки очки надели Бабушку разглядели.
| Колечки подносят к глазам Дети повторяют действия за воспитателем. |
- «Дождик, дождик»
Дождик, дождик, Кап да кап, кап… Мокрые дорожки. Все ровно пойду гулять, Пусть промокнут ножки. .
| Дети повернули ладошку кверху и Указательным пальцем имитируют Капельки дождя и повторяют за взрослым: «Кап..» |
- «Пароход»
Пароход плывет по речке, И пыхтит он словно печка: Пых, пых…
| Дети обе сложенные ладони поворачивают влево и вправо, повторяют за взрослым: «Пых..» |
- «Надоели нам дожди»
Дождик, дождик! Подожди! Надоели нам дожди! Ты по крышам зачастил, Ребятишек разбудил.
| Дети по очереди поворачивают ладошки кверху и пальцами другой руки имитируют капельки дождя, повторяя за взрослым: «Кап, кап» |
- «Ладушки, ладушки»
Ладушки, ладушки, Пекла мама оладушки, Маслом поливала, Деткам давала: «На-на-на»
| Дети хлопают в ладошки и повторяют слова: «На-на-на» |
- 8. «»
весело резвятся В чистой тепленькой воде. То сожмутся, Разожмутся, То зароются в песке.
| Имитировать движения в соответствии с текстом, повторяя за взрослым слова текста. |
- 9. «Ноги ходят по дороге»
ноги Шли по дороге. Топ- топ- топ.. Маленькие ножки Побежали по дорожке Топ- топ- топ.
| Четыре пальца правой руки постукивают по левой руке, дети повторяют текст за взрослыми. |
- «Еду к деду, еду к бабе»
Еду, еду к бабе, к деду На лошадке В красной шапке, По ровненькой дорожке, На одной ножке Гоп- гоп- гоп…
| Дети катают карандаш между ладонями и повторяют слова за взрослыми: «Гоп-гоп-гоп» |
- «Катя гуляет»
Раз, два, три, четыре, пять. Собираемся гулять. Завязали Катеньке Шарфик полосатенький. Катя по дорожке идет Топ- топ- топ..
| Дети катают карандаш между ладонями и повторяют слова: «Топ- топ- топ». |
- «Белка»
Я – белка в шубке меховой, Пушистый хвост – Помощник мой, Он помогает мне скакать Везде успею побывать. Прыг-скок, прыг-скок.
| Дети проводят ворсом кисточки по ладошке и повторяю слова за взрослым: «Прыг-скок, прыг-скок» |
- «Пришла весна»
Как на лугу, лугу, По зеленому лугу Разливается вода, Расстилается трава, Расстилается трава, Трава шелковая.
| Дети проводят ворсом щетки по наружной кисти от кончиков пальцев до запястья, повторяют за взрослым слова текста. |
- «Капустка»
Мы капустку рубим, рубим, Мы капустку солим, солим Мы капустку трем, трем Мы капустку жмем, жмем.
| Движения ладонями вверх, вниз. поглаживание подушечек пальцев. потираем кулачок о кулачок. сжимаем и разжимаем кулачки. |
- «Лошадки»
По дороге белой, гладкой Скачут пальцы как лошадки Чок-чок-чок. Чок- чок-чок. Скачет резвый табунок
| Пальцы скачут по столу, повторяя текст за взрослым: «чок-чок , чок-чок» |
- «Хоровод среди цветов»
Хоровод среди цветов, Вокруг розовых кустов. Среди трав и цветов Водим, водим хоровод.
| У ребенка в ладошках грецкий орех, круговыми движениями кистей ребенок выполняет движения за взрослыми и повторяет слова текста. |
- «Колокольчики»
Динь-динь, динь-динь Дни подряд Колокольчики звенят. Динт-динь, динь- динь.
| У ребенка в ладонях грецкий орех. Круговыми движениями кистей рук ребенок выполняет движения за взрослыми и повторяет слова текста. |
- «Будем пальчики считать»
Раз, два, три, четыре, пять Будем пальчики считать. Крепкие и дружные Все такие нужные. На другой руке опять Пальчики быстрые Хотя не очень чистые.
| Дети загибают пальчики на левой руке. Сжимают и разгибают кулачки. Дети загибают пальчики на правой руке. Сжимают и разгибают кулачки. |
|
- «Этот пальчик хочет спать»
Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик лег в кровать, Этот пальчик чуть вздремнул, Этот пальчик уж уснул, Этот пальчик крепко спит Тише дети не шумите, Пальчики не разбудите.
| Дети загибают пальчики, начиная с мизинца. |
- «Дружат наши дети»
Дружат наши дети Девочки и мальчики. Мы с тобой подружим Маленькие пальчики.
| Дети загибают пальчики, начиная с мизинца. |
- «Моя семья»
Этот пальчик – дедушка. Этот пальчик – бабушка. Этот пальчик – папочка. Этот пальчик – мамочка. Этот пальчик – я, Вот и вся моя семья.
| По ходу чтения, загибается на ручке ребенка пальчик, начиная с большого пальчика. |
- «На лужок»
На лужок пришли зайчата, Медвежата, барсучата, Лягушата и енот. На зеленый, на лужок, Приходи и ты, дружок.
| Сгибают пальчики поочередно в кулачок. |
- «Зима»
Раз, два, три, четыре, пять Собираемся гулять. Катя саночки везет От крылечка до ворот, А Сережа по дорожке
Девочки и мальчики Прыгают как зайчики. | Дети по очереди разгибают пальчики, сжатые в кулачок. Дети показывают растопыренные пальцы руки. Провести указательным и средним пальцами по столу. Сложив пальчики «щепоткой», делать бросающие движения. Дети машут кистями рук. |
- «Зимняя прогулка»
Очень холодно зимой, Но мы пойдем гулять с тобой. Я надену шубку, Я надену шарфик, И еще платок, А потом красивые, Теплые пушистые, Крошки – рукавички На ручки натяну.
| Загибают поочередно левой руки, начиная с мизинца. |
- «На полянке дом стоит»
На поляне дом стоит Путь к нему пока закрыт Мы ворота открываем В этот домик приглашаем.
| Сложить ладони домиком, так, чтобы большие пальцы не соприкасались. Большие пальцы опускаются и соприкасаясь друг с другом. Пальцы по-прежнему под углом, только широко расставлены. |
- «В детский сад идти пора»
Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик – прыг в кровать, Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж уснул. Встали пальчики, ура! В детский сад идти пора.
| Дети поочередно загибают пальчики руки. Дети машут кистями рук. |
- «Сорока»
Сорока – белобока, Кашу варила Деток кормила. Этому дала, Этому дала. Этому дала. Этому дала. А этому не дала. Ты воды не носил, кашу не варил, тебе нет ничего.
| Указательный палец правой руки делает Круговые движения на левой ладони. Поочередно, загибаем пальцы левой руки. Большой палец поднять вверх. |
- 28. « леса, из-за гор»
леса, из-за гор Едет дедушка Егор. Сам на лошадке, Жена на коровке, Дети на телятках, Внуки на козлятках.
| Пальчики передвигаются по столу с разным темпом. |
29. «В гости к большому пальчику» В гости к пальчику большому Приходили прямо к дому Указательный и средний, Безымянный и последний, Сам мизинчик-малышок Постучался на порог. Вместе пальчики – друзья, Друг без друга нам нельзя | Поднять вверх большой пальчик Соединить вместе пальцы, которые перечисляются. Сжать пальцы обеих рук и постучать друг об друга. Ритмично сжимать и разжимать кулак. |
- «Мальчик-пальчик»
Мальчик – пальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил, С этим братцем щи варил, С этим братцем песни пел.
| На первую строку показать большие пальцы обеих рук и соединить их. Затем поочередно загибать пальцы рук. |
- «Белка»
Сидит белка на тележке, Раздает она орешки. Лисичке – сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому.
| Пальчик с лисичкой кланяется Пальчик с воробышком кланяется Пальчик с синичкой кланяется Пальчик с мишкой кланяется Пальчик с зайчиком кланяется. |
- «Улитка, улитка»
Улитка, улитка! Дам кусочек пирога, Пышки Ватрушки, Сдобные лепешки, Покажи свои рога, Высуни рожки.
| Сжать все пальчики в кулак. Разжать пальчики, перевернуть руку ладонью вверх. Загибается мизинец. Загибается средний палец. Загибается безымянный палец. Загибается указательный палец. Все пальчики согнуты, появляются указательный и мизинец «рожки» улитки. |
- «Человечки»
Побежали вдоль реки, Дети на перегонки. Побежали, побежали Никого мы не догнали.
| Пальцы сначала одной руки бегут по поверхности стола, потом пальцы другой руки бегут по столу. |
- «Утята»
Ты утенок, не пищи, Лучше маму поищи.
| Сжимать в кулачки и разжимать пальцы одновременно обеих рук. |
- «Наш малыш»
Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – мамочка, Этот пальчик – наш малыш.
| Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их начиная с большого. |
- «Встали наши пальчики»
Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик – прыг в кровать! Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж зевнул. Тише, пальчик, не шуми, Братиков не разбуди. Встали пальчики. Ура! В детский сад идти пора.
| Поочередно пригибать пальцы, к ладошке начиная с мизинца. Остался один большой палец. Кулачок разжать, широко расставить пальцы в стороны. |
- «Полетели птички»
Полетели птички, Птички-невелички. Сели птички. Посидели. Опять полетели.
| Пальцы переплетены, ладони сжаты. Поднимать и опускать пальцы в соответствии с ритмом стиха. |
- «Повстречал ежонка еж»
Повстречал ежонка еж: «Здравствуй, братец, как живешь?
| Кончиком большого пальца поочередно касаться кончиком указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. |
- «За работу»
Ну-ка братцы, за работу, Покажи свою охоту. Большаку дрова рубить, Печи все тебе топить, А тебе воду носить, А тебе обед варить, А тебе посуду мыть. А потом всем песни петь, Песни петь да плясать, Наших деток забавлять.
| Поочередно загибать пальцы, начиная с большого пальца. Энергично шевелить пальцами. |
- «Ежик»
Ежик топал по дорожке И грибочки нес в лукошке. Чтобы грибочки сосчитать, Нужно пальцы сосчитать.
| Дети загибают по очереди пальцы сначала на левой руке, потом на правой руке. В конце упражнения руки у них должны быть сжаты в кулачки. |
- «Две веселые лягушки»
Две веселые лягушки Ни минуты не сидят, Ловко прыгают подружки, Только брызги вверх летят.
| Дети сжимают руки в кулачки и кладут их на стол пальцами вниз. Резко разжимают пальцы (руки как бы подпрыгивают над столом) и кладут ладони на стол. Затем резко сжимают кулачки и опять кладут их на стол. |
42. Дружно пальчики сгибаем, Крепко кулачки сжимаем. Раз, два, три, четыре, пять – Начинаем разгибать. | Дети сжимают пальцы в кулачки, а затем расслабляют их и разжимают. |
- «Пальчики»
Кто из пальчиков ловчее? Ручку кто держать умеет? Пальцы дружно отвечают, Головами все кивают.
| Дети сгибают руки в локтях, держат кисти рук перед лицом, сгибают и разгибают одновременно, не сжимая их в кулачки. |
- «Мы рисуем бегемота»
Мы рисуем бегемота. Кто желает поработать? Каждый палец рвется в бой И кивает головой.
| Дети сгибают руки в локтях, Держат кисти перед лицом, сгибают и разгибают пальцы по очереди, начиная С большого пальца правой руки. |
- «Пальцы в гости приходили»
Пальцы в гости приходили, «Тук, тук, тук – стучались в дверь. Только дверь им не открыли: Думали, что страшный зверь.
| Дети постукивают по столу подушечками всех десяти пальцев одновременно. |
- «Дятел»
Вдруг в лесу раздался стук. Это дятел долбит сук. Он деревья не калечит, Он деревья клювом лечит.
| Дети постукивают по столу подушечкой указательного пальца правой руки. Затем то же самое проделывают левой рукой. |
47. Вася, Петя, Миша, Боря Сели рядом на заборе. Малыши сидят, мечтают, Вместе ножками качают. | Упражнение выполняют стоя. Дети немного приподнимают руки, Так что кисти смотрят вниз, и начинают активно «качать» восемью пальчиками (без больших). |
- «Зайчата»
Вот встречаются зайчата. Как согреться нам, ребята? Чтобы побыстрей согреться, Надо спинками тереться.
| Дети трут тыльные стороны ладоней друг о друга. |
- «Карась»
В парке есть глубокий пруд. Караси в пруду живут. Чтобы стаю нам догнать, Нужно хвостиком махать.
| Дети вытягивают ладони и качают запястьями вправо – влево. |
- С добрым утром!
С добрым утром, глазки. Вы проснулись? С добрым утром, ушки. Вы проснулись? С добрым утром, ручки. Вы проснулись? С добрым утром, ножки. Вы проснулись? С добрым утром, солнце. Мы проснулись!
| Дети поглаживают глазки, смотрят в бинокль. Прикладывают ладони к ушкам. Поглаживают, кисти рук, хлопают в ладоши. Поглаживают ножки, притопывают. Руки протягивают к солнцу и улыбаются. |
- «Раз, два, три»
Раз, два, три, четыре, пять Будем пальчики считать Все они умелые Дружные и смелые.
На другой руке опять Будем пальчики считать Все они умелые Дружные и смелые. Раз, два, три, четыре, пять. Стали ручки танцевать. | Раскрывают поочередно пальчики правой руки, шевелят пальчиками. Сжимают и разжимают кулачки. Раскрывают поочередно пальчики левой руки, шевелят пальчиками. |
- «Пальчики»
Раз, два, три, четыре, пять Начинаем мы играть. Этот пальчик – хитроносик, Этот котик – вытриносик, Этот ежик – ворчунишка, Этот мишка – потоптышка, Этот зайчик – побегайка, С другой ручки начинай-ка.
| Загибают поочередно пальчики правой и левой руки. |
- «Веселые мышата»
В домике у Миши Веселые мыши Скачут и играют Горюшка не знают. Только Миша за порог, Шасть по норкам и молчок.
| Взрослый щекочет ладошку, затем отдергивает. |
- «Скорее, мышка, домой»
Это мышка-норушка, А это ее избушка Скорее мышка домой И дверь за собой закрой.
| Взрослый шагает двумя пальчиками по руке малыша, щекочет под мышкой, потом под подбородком. Все дети обычно опускают голову, стараются зажать пальцы. |
- «Пальчик ест кашу»
Этот пальчик воду носит. Этот пальчик сыплет просо. Этот пальчик кашу варит. Этот пальчик кашу ставит. А этот пальчик ест да хвалит. Он ел, оттого и потолстел.
| Поочередно загибаем пальчики, начиная с мизинчика. |
- «Утро настало»
Утро настало. Солнышко встало. -Эй, братец Федя Разбуди соседей. - Вставай, Большак! - Вставай, Указка! - Вставай, середка! - и крошка Митрошка! Привет, Ладошка. Все потянулись и проснулись.
| Поочередно загибаем пальчики левой и правой руки. |
- «Моя семья»
Раз, два, три, четыре. Кто живет в моей квартире? Раз, два, три, четыре, пять Всех могу я сосчитать. Папа, мама, брат, сестренка, Кошка Мурка, два котенка, Мой щенок, щегол и я – Вот и вся моя семья!
| Поочередно загибаем пальчики левой и правой руки. |
- «Пять пальчиков»
У детишек – шалунишек, Девочек и мальчиков, Знаем мы, на каждой ручке Пять веселых пальчиков. Раз, два, три, четыре, пять.
| Дети показывают ладони, покачивают запястьями влево - вправо. Поочередно загибают пальчики. |
59.«Пальцы – дружная семья» Пальцы – дружная семья, Друг без друга им нельзя. Вот большой! А это – средний, Безымянный и последний – Наш мизинец, малышок! У-у-у! указательный забыли. Будем их соединять И движения выполнять.. Мы рога козы покажем И рога оленя даже.. Мы про зайку не забудем – Ушками водить мы будем. Чтобы четко говорить, Надо с пальчиками дружить! | Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и разжимаем их. Поочередно поднимаем пальцы обеих рук кверху. Каждый палец руки присоединяем поочередно к большому. Поиграем пальчиками. Выдвигаем указательный и мизинец вперед, загибая остальные пальцы, затем рога поднимаем к голове. Широко раздвигаем пальцы обеих , скрестив руки, поднимаем ветвистые рога к голове. Выдвигаем вперед указательные и средние пальцы обеих рук, поднимаем к голове. Двигаем пальцы, наклоняем их вперед, а потом сжимаем пальцы в кулачки и разжимаем. Каждый палец руки поочередно Присоединяем к большому. |
60. Пошли пальчики гулять, А вторые догонять, Третьи пальчики бегом, А четвертые пешком, Пятый пальчик поскакал, И в конце пути упал. | Пальчики сжаты в кулаки, большие опущены вниз и прыжками двигаются по столу. Ритмичные движения указательными пальцами. Движения средних пальцев в быстром темпе. Медленное движение пальцев безымянных. Имитир. Прыжки мизинцами. Хлопок руками по столу. |
- «Замок»
На двери висел замок
Кто открыть его бы мог? Покрутили. Постучали И открыли. | Ритмичные быстрые соединения пальцев двух рук в замок. Пальцы в замке, руки тянутся в разные стороны. Движения сцепленными пальцами от себя, к себе. Пальцы сцеплены, основания ладоней стучат. Пальцы расцепляются, ладони в сторону. |
- «Апельсин»
Мы делили апельсин Апельсин всего один. Это долька для кота, Это долька для ежа, Это долька для улитки, Это долька для чижа, Ну а волку – кожура.
| Начиная с мизинца, загибать попеременно все пальцы. |
- «Прятки»
В прядки пальчики играли И головки убирали. Вот так, вот так, Так головки убирали.
| Сжимание и разжимание пальцев. |