"Дидактические игры по развитию речи детей старшего дошкольного возраста"- 10.11.24г.
картотека по развитию речи (старшая группа)

СтавцеваРузиляАсфановна

Дидактические игры по развитию речи детей старшего дошкольного взраста- 10.11.24г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Дидактические игры по развитию речи детей старшего дошкольного возраста».

Развитие речи детей дошкольного возраста – одна из основных задач познавательно-речевого развития. Она включает в себя не только развитие свободного общения со взрослыми и детьми, но и развитие всех компонентов устной речи: формирование словаря (лексика, работа над звуковой культурой речи (звукопроизношение, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи, подготовка к обучению грамоте).

Решать эти задачи помогают дидактические игры, которые являются не только игровым методом обучения детей дошкольного возраста, но и самостоятельной игровой деятельностью, средством всестороннего развития личности ребёнка. В процессе игр пополняется и активизируется словарь детей, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли, формируется правильное звукопроизношение. Основные задачи многих речевых игр составлены так, чтобы научить детей:

-составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в окружающей жизни,                                                                                                                                      -подбирать антонимы, синонимы, слова, сходные по звучанию,                               -активизировать речь детей при общении в игре,                                                      -развивать способность аргументировать свои утверждения.

Игры, направленные на формирование грамматического строя речи.

Игра «Семейка слов».                                                                                         Цель: упражнение  детей в образовании однокоренных слов с помощью приставок и суффиксов.                                                                                          Материал: предметная или сюжетная картинка по лексической теме, фишки.      Ход игры. Ребята сегодня мы с вами будем играть в интересную игру. Игру со словами. Посмотрите, что нарисовано на этой картинке? (лес) Скажите, какие слова можно ещё придумать, похожие на слово «лес»? (лесник, лесовичок, лесная, лесовик и т. д.) За каждый ответ ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.

Игра «Один — много».                                                                                            Цель: упражнение детей в образовании множественного числа.                    Материал: мячик.                                                                                                             Ход игры. Ребята, сегодня мы будем играть со словами. Я вам буду называть предмет, когда он один, и бросать мячик, вы должны поймать мяч и ответить мне, как это слово будет звучать, когда этих предметов много (во множественном числе). Потом вернуть мячик. Например: я говорю «дом», а вы должны ответить «дома». Игра может усложняться. Педагог говорит предложение, где подлежащее в единственном числе, а дети должны сказать это же предложение уже во множественном числе. Например: «На дереве сидит черная ворона», Дети: «На деревьях сидят черные вороны». Эта игра может проводиться по любой лексической теме.

Игра «От каждого по словечку» или «Дополни предложение».

Цель: умение детей  составлять длинное предложение сложных конструкций; упражнять в употреблении предлогов.                                    Материал: сюжетные картинки.                                                                                     Ход игры. Педагог показывает картинку, произносит предложение и предлагает детям увеличить его, последовательно прибавляя по одному-два слова.

Например: Мы играем. - Мы играем в футбол. - Мы играем в футбол на стадионе. - Мы играем в футбол на школьном стадионе.

Выигрывает тот, кто придумал самое длинное предложение.

Игры, направленные на развитие словаря.

Игра «Скажи наоборот» (игра может проводиться по любой теме).                             Цель: упражнять детей в употреблении антонимов.                                                                                             Материал: мяч или предметные картинки.                                                                    Ход игры. Ребята, я вам буду говорить слово, бросать мячик, а вы должны придумать слово «наоборот». Например: я говорю вам мелкая речка, а вы мне должны ответить глубокая речка и бросить мячик обратно. Игра может проводиться с картинками. Педагог показывает картинку, например, длинный карандаш, а дети должны сказать короткий карандаш. Кто отвечает правильно, получает картинку. Выигрывает тот, кто наберёт больше картинок.

Игра «Что делает».                                                                                                   Цель: умение детей соотносить действия людей с их профессиями; воспитывать умение быстро думать; активизировать словарь детей за счет слов действий (глаголов).                                                                                                  Ход игры. Дети, я работаю в детском саду воспитателем/логопедом. Это моя профессия. Мама Артёма лечит больных, она врач. Это её профессия. Каждый человек, имея профессию, работает, выполняет какие-то действия.

-Что делает повар? Дети – варит, печет, жарит, чистит овощи и др.

-Что делает врач? Дети – осматривает людей, слушает, дает лекарство, делает уколы. За каждый правильный ответ дети получают фишку. Побеждает тот, кто наберёт больше фишек.

Игра «Что в чем».                                                                                                      Цель: закрепление с детьми  название частей предмета.                                                      Материал: на первых этапах игры – предметные картинки, далее - словесные варианты, мяч.                                                                                                                Ход игры. Педагог бросает мяч и говорит слово, а ребёнок должен в ответ вернуть мяч и назвать часть этого предмета. Например: дом – дети: крыша, труба, стенка, окно и т. д.

Игры - на развитие звуковой культуры речи.

Игра «Придумай слова, в которых звук – будет в начале (в середине, в конце)».

Цель: упражнение детей в придумывании слов с определенным звуком в начале слова, в середине слова и в конце слова.                                                      Материал: игра проводится в словесном варианте.                                                     Ход игры. Эта игра может проводиться по любой лексической теме: овощи, транспорт, посуда, мебель и т. д.

Педагог предлагает детям задание: «Придумайте и скажите, в названии каких овощей и фруктов есть звук «к» в начале слова. (Картофель, капуста, кукуруза, кабачок и т. д.) Подумайте и скажите, в названии каких овощей есть звук «к» в середине. (Редька, репка, свекла, морковка и т. д.). Подумайте и скажите, в названии каких овощей есть звук «к» в конце слова. (Лук, чеснок).

Аналогично игра проводится по другим темам.

Игра «Два дома».

Цель: упражнять детей выделять и называть слова с заданным звуком.                         Материал: предметные картинки, в названии которых есть заданный звук, два плоскостных домика.                                                                                                Ход игры. Ребята посмотрите, что вы видите? (Два дома). В синем домике живут слова, в названии которых есть звук [с], а в зеленом живут слова, в названии которых есть звук [с’]. Давайте, посмотрим, что нарисовано на картинках, назовем этот предмет словом и поселим его в нужный дом. Например, слово «коса» мы поселим в синий дом, а слово «сено» - в зеленый дом. [С] - роса, сова, нос, сом. [С’] - поросенок, сирень и т. д.

Игра «Цепочка слов».

Цель: закреплять произношение звука в словах, определять его местоположение в слове.                                                                                    Материал: предметные картинки, мяч. Игра может проводиться в словесном варианте.                                                                                                                         Ход игры.  Ребята, сегодня мы с вами будем играть в «Цепочку слов». Я начну первая. Мое слово – кот. Какой последний звук в слове кот? (Ответ детей: звук [т]). Педагог бросает мяч по кругу следующему ребёнку и говорит: значит, теперь ты должен придумать слово, которое начинается со звука [т]. Так продолжается игра другими детьми по очереди. Если игра проводится с картинками, то картинки выкладываются одна за другой: кот – тигр – репа – арбуз и т. д.

Игры – на развитие связной речи.

Игра «Кто откуда?»                                                                                          Цель: обучение детей выявлять закономерности, связи и отношения между объектами, отражать свои наблюдения в речи.                                                              Ход игры. Детям показывают два рисунка (на одном, из которых изображен лес, а на другом – море) и картинки с изображениями животных, живущих в разных местах обитания (медведь, лиса, синица, тюлень и т. д.) Их необходимо отнести к какому либо рисунку, аргументировав свой ответ.

Игра «Что лишнее?»                                                                                                Цель: совершенствовать доказательную форму речи.                                         Материал: предметные картинки.                                                                              Ход игры. Педагог выкладывает на столе картинки, относящиеся к одному понятию и одну лишнюю (например: кошка, собака, корова, воробей, лошадь). - Ребята, посмотрите внимательно и скажите, какая картинка лишняя и почему? Дети: лишняя картинка с изображением воробья. Кошка, собака, корова и лошадь – это домашние животные, а воробей – это птица.

Подобная игра может проводиться по многим лексическим темам: овощи, фрукты, транспорт, игрушки, посуда, мебель, птицы и т. д.

Игра «Если бы…»                                                                                                    Цель: развитие формы мышления: анализ, синтез, прогнозирование, творческую связную речь.                                                                                                Ход игры. Предложите детям пофантазировать на самые разнообразные темы: «Если бы я был волшебником…» (каким, зачем? Что делал бы? И т. п.) «Если бы вдруг исчезло время…» (Что в этом хорошего и плохого)

При систематическом использовании различных дидактических игр, направленных на развитие речи, дети учатся самостоятельно думать, четко говорить, принимать решения, быстро и правильно подбирать нужные слова, наблюдать за словом, наблюдать за речью и действиями своих друзей, активно использовать полученные знания в жизни, что поможет им в дальнейшем успешно учиться в школе, устанавливать хорошие взаимоотношения со сверстниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Дидактические игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»

Дидактические игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста...

«Дидактические игры для развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Немалую роль в становлении личности ребенка играет речь. С рождения ребенка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц и так далее. Но из всех звуков, воспринимаемых...

Дидактические игры для развития речи детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС

Дидактические игры для развития речи детей старшего дошкольного возраста...

Дидактические игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС.

Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содер...

Влияние дидактической игры на развитие речи детей старшего дошкольного возраста

Мир, в котором живёт современный ребёнок, образ жизни среднестатистической семьи, по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился. Социально-экономические проблемы жизни общества, ухудшение эко...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Развитие речи детей – одна из основных задач познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста. Она включает в себя не только развитие свободного общения со взрослыми и детьми, но и раз...

Презентация «Дидактические игры, способствующие развитию речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»

Презентация «Дидактические игры, способствующие развитию речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»  (СЛАЙД 2) Хочу представить вашему вниманию творческую презе...