Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность.
статья по развитию речи (старшая группа)

Развитие речи детей в коррекционных группах старшего возраста в процессе театрализованной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx28.02 КБ

Предварительный просмотр:

 

          Развитие речи дошкольников через театрализованную                      деятельность.

Актуальность:

   Речь является важным средством самовыражения ребенка, она делает его интересным собеседником и желаемым участником разных видов деятельности, он может просто и понятно выразить свои мысли, чувства. Выразительность речи характеризует особенности личности: открытость, эмоциональность, общительность. Но дети с ЗПР этого лишены. Очень часто у таких детей наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико – грамматической стороны.

Театрализованные игры – один из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. В процессе теарализованной игры у ребенка в речевом развитии:

-  совершенствуются диалоги и монологи,

- осваивается выразительность речи;

- ребенок самовыражается и самореализуется.

    Таким образом, театрализованная деятельность ребенка дошкольного возраста с ЗПР, способствуя развитию, стимулирует коррекцию многих психических процессов:

-совершенствует пластичность тела,

-реализует потребность в творческой активности,

- создает предпосылки для обогащения творческих способностей,

-обеспечивает укрепление здоровья,

- преодоление имеющихся отклонений в эмоционально-поведенческой и познавательной сферах.

Для развития связной речи самая благодатная почва, имеющая большие развивающие и воспитательные возможности – сказка. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Сказка не дает прямых наставлений детям, но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Яркие образы эмоционально воспринимаются детьми, будят их фантазию, воображение, развивают наблюдательность и интерес ко всему окружающему, являются неисчерпаемым источником развития детской речи. Все дети любят сказки. Из сказок они черпают свои первые представления об окружающем мире, пространстве и времени, о связи человека с природой и т. д.

Использование сказки в развитии детей дошкольного возраста с задержкой психического развития способствует :

развитию активности — от потребности в эмоциональной разрядке к самовыражению в речевом действии;

развитию самостоятельности — от ориентации в средствах выразительности, проблемных ситуациях сказки, к поиску адекватных способов самовыражения в речи и движении;

развитию творчества — от подражания взрослому в действии, выразительном слове к совместному составлению словесных описаний;

развитию эмоциональности — от восприятия образов сказки к адекватному воплощению собственного опыта в действии, ритме и слове;

развитию произвольности — от переживания эмоциональных состояний сказочных героев, понимания образных выражений к оценке собственных устных сообщений и эмоциональных поступков;

развитию связной речи — от продолжения фраз взрослого к рассуждениям о сказочных образах.

Основными требованиями к организации театрализованной деятельности дошкольников с ЗПР являются:

-содержательность и разнообразие тематики;

- постоянное, ежедневное включение театрализованных игр в жизнь ребенка;

 -сотрудничество детей со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.

Коррекционная работа строится по принципу усложнения:

 1 Этап. Сначала дети являются просто слушателями и зрителями. Речь взрослого в этот момент служит образцом для подражания. Дети наблюдают, как взрослый действует за персонажей, имитирует ролевые движения, как говорит. Одним из наиболее простых и доступных способов эмоционального погружения ребенка в произведение — это выразительное прочтение произведения педагогом с созданием определенной атмосферы (волшебство, таинственность).  При чтении произведения педагог передает эмоциональное отношение к рассказываемому, и берет на себя функцию образца.   После ознакомления с произведением необходимо предоставить ребенку некоторое время прожить с ним.

2 Этап. На следующем этапе  педагогом готовятся вопросы для закрепления текста произведения, совместно с ребенком рисуются схематичные предложения, эпизоды сказки и т. д., а затем на последующих занятиях оречевляют нарисованное.

3 Этап. Завершающим этапом работы по произведению является его драматизация. Она проявляется в самых разнообразных формах (инсценирование готового произведения, импровизация сценок по хорошо знакомым сказкам, театральная постановка сказки и т. д.). Этот этап может быть использован как при индивидуальной (герой произведения — ребенок и педагог), так и при подгрупповой и групповой работе.

 Но каким бы не был завершающий этап он всегда должен соответствовать возрасту ребенка и его индивидуальным особенностям, его желаниям и потребностям. На этом этапе  творческая активность детей увеличивается.

 Ребята пытаются изображать героев сказки, проговаривают реплики персонажей с разной интонацией, имитируют ролевые движения. А движения в свою очередь повышают активность речедвигательного анализатора. Активность детей нарастает от игры к игре, они запоминают текст, перевоплощаются, “входят в образ”, овладевают средствами выразительности. Воспитатель является активным участником процесса. Своими пояснениями он направляет внимание детей на те предметы и явления, которые надо уточнить, закрепить в их сознании.

Для решения поставленных задач  используются  следующие приемы:

-выразительное рассказывание сказки,

- беседа по содержанию,

-артикуляционная гимнастика,

-отгадывание загадок,

- упражнения – этюды,

-дидактические игры;

-проговаривание чистоговорок,

-дыхательные упражнения .

При работе в данном направлении важно помнить, что эмоциональное погружение ребенка в произведение должно быть плавным, постепенным.  Особое внимание в этот период уделяется разбору действий и поступков героев, сравнительной характеристике героев, выявлению отличительных признаков персонажей. В этот период используются мнемотаблицы, фланелеграф и картинки к сказке, настольный театр и т.д..

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья после общения с театром дает качественные изменения в своем развитии: у него проявляются положительные изменениями в эмоциональной и познавательной сферах, развивается связная речь, формируется уважительное отношение детей друг к другу, развивается чувство коллективизма.

Все вышеизложенное позволяет сделать следующие  выводы:

  • В процессе театрализованных игр расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире.
  • Развиваются внимание, память, воображение, восприятие.
  • Происходит развитие различных анализаторов: слухового, зрительного, речедвигатеьного, кинестетического.
  • Активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, темп, выразительность речи.
  • Совершенствуется моторика, координация.
  • Происходит коррекция поведения.
  • Развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга.
  • Стимулирется развитие творческой активности, самостоятельности.
  • Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, увлекает их.

  Существует несколько классификаций игр в кукольный театр для детей дошкольного возраста:

  • - настольный кукольный театр (театр на плоской картинке, на кружках, магнитный настольный, конусный, театр игрушки (готовая, самодельная);
  • - стендовый театр (фланелеграф, теневой, магнитный стендовый, стенд-книжка);
  • - театр на руке (пальчиковый, картинки на руке, варежковый, перчаточный, теней);
  • - верховые куклы ( на ложках, бибабо, тростевые);
  • - напольные куклы (марионетки, конусный театр);
  • - театр живой куклы (театр с " живой куклой", ростовые, люди-куклы, театр масок).

 Необходимо соблюдать следующие правила подготовки к спектаклю:

  • - не перегружать детей;
  • - не навязывать своего мнения;
  • - предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях.

           Система работы по организации театрализованной деятельности включает следующее:

         1) построение развивающей предметно-пространственной среды. Для этого в группе нужно иметь  различные виды театров, ширмы для показа кукольного театра, теневого, дидактические игры, иллюстрации к сказкам, картотека подвижных игр со словами, игр - драматизаций, народных игр, аудиозаписи, маски-шапочки, набор игрушек, художественные произведения, мини-гримёрная и уголок ряженья.

         2) перспективное планирование и реализацию: занятий по театрализации, театрализованных представлений, развлечений, проектной деятельности;

          3) взаимодействие с педагогами;

          4) работу с детьми;

          5) взаимодействие с родителями.

                     Условия для успешной работы с детьми

Чтобы справиться с решением столь трудных задач, необходимо выполнение ряда условий.

  1. Знание психофизических и речевых особенностей детей, учет этих особенностей, состава группы и ее речевого профиля при планировании работы.
  2. Знание «Программы воспитания и обучения в детском саду» как основного документа, в котором в частности, изложен объем навыков по всем видам музыкальной деятельности для каждой возрастной группы.
  3. Совершенствование взаимосвязи музыкального руководителя с воспитателями и специалистами, работающими в специальном дошкольном учреждении: учителями-дифектологами, психологами, инструктором по физической  культуре, медицинскими  работниками, специальными педагогами.

Такая взаимосвязь необходима в начале и конце года при диагностировании детей всеми специалистами с обсуждением особенностей каждого ребенка, основных направлений работы с ним и выбора используемых методических приемов, а также при обсуждении результатов работы, итогов в конце учебного года, оценки эффективности используемого материала и методических приемов.

Весьма полезно обговаривать с логопедами и воспитателем речевой материал (стихотворения, тексты песен), предлагаемый детям для разучивания, учитывать их замечания и пожелания.

Вместе с воспитателем, а иногда через него (показ, индивидуальную помощь детям на занятиях и в повседневной жизни) нужно работать над формированием навыков  театральной  деятельности. Воспитатель – первый помощник музыкального руководителя при проведении занятий, развлечений и праздников, а самое главное – при решении коррекционных задач:

1.Укрепление здоровья детей, их психоэмоционального и физического состояния. И без укрепления их здоровья исправления дефектов речи, требующих немало усилий со стороны ребенка, ждать не приходится.

2.Требовательность к себе, которая предполагает выдержку в работе с детьми и взрослыми (педагогами, родителями), творческий подход при выборе материала, методических приемов, внимание к своему поведению, своей речи (речь педагога должна быть неторопливой, выразительной и эмоциональной, простой и доступной). Необходимо также помнить о дозировке речи взрослых: им не следует говорить много, они должны активизировать речь детей. Требования, предъявляемые к речи учителя-логопеда, с полным правом можно отнести ко всем педагогам, которые работают с детьми, страдающими речевыми нарушениями.

3.Соблюдение дидактических принципов обучения: систематичность, последовательность, повторность, сознание и активность, наглядность, доступность и постепенное повышение требований.

Главный же принцип, которым следует руководствоваться педагогу, - внимание к каждому ребенку, учет его возрастных, речевых, индивидуальных особенностей и потребностей.

Литература

  1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. — М., 1997. — Гл. 6.
  2. Артемова Л.В. Театрализованная деятельность. – М: Просвещение, 1996.
  3. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. для воспитателя дет.сада. – М.: КНОРУС, 2003.
  4. Бочкарева Л.П. Театрально-игровая деятельность дошкольников. Методическое пособие для специалистов по дошкольному образованию. – Ульяновск, ИПКПРО, 1993.
  5. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ “Сфера”, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ТЕМЕ:“Развитие речи дошкольников через ознакомление с природой

                          МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ТЕМЕ:                 “...

Педагогический совет "Развитие речи дошкольников через сюжетно-ролевые игры и театрализованную деятельность

Педагогический совет«Развитие речи детей через сюжетно-ролевые игры и театрализованную деятельность»...

Развитие речи дошкольников через развитие мелкой моторики.

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей. Необходимо начинать работу в этом направлени...

Семинар-практикум для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в развитии речи детей с ОНР. Развитие речи дошкольников через кинезиологические упражнения»

В современном мире большое значение уделяется развитию речи, в особенности развитие речи у подрастающего поколения. Поэтому педагоги, нейрофизиологи, врачи и доктора наук создают новые техники, методы...

Развитие речи дошкольников через развитие мелкой моторики пальцев рук

Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?В настоящее время у большинства современных детей, в особенности у городских наблюдается слабое развитие моторики рук. Еще 20 лет назад взрослым, а ...

Проект "Развитие речи дошкольника через пальчиковые игры и развитие мелкой моторики"

Проект "Развитие речи дошкольника через пальчиковые игры и развитие мелкой маторики"...

Консультация для педагогов. Современная практика организации работы по развитию речи дошкольников через развитие межполушарного взаимодействия.

Современная практика организации работы по развитию речи дошкольников через развитие межполушарного взаимодействия....