Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность.
статья по развитию речи (старшая группа)

Развитие речи детей в коррекционных группах старшего возраста в процессе театрализованной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx28.02 КБ

Предварительный просмотр:

 

          Развитие речи дошкольников через театрализованную                      деятельность.

Актуальность:

   Речь является важным средством самовыражения ребенка, она делает его интересным собеседником и желаемым участником разных видов деятельности, он может просто и понятно выразить свои мысли, чувства. Выразительность речи характеризует особенности личности: открытость, эмоциональность, общительность. Но дети с ЗПР этого лишены. Очень часто у таких детей наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико – грамматической стороны.

Театрализованные игры – один из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. В процессе теарализованной игры у ребенка в речевом развитии:

-  совершенствуются диалоги и монологи,

- осваивается выразительность речи;

- ребенок самовыражается и самореализуется.

    Таким образом, театрализованная деятельность ребенка дошкольного возраста с ЗПР, способствуя развитию, стимулирует коррекцию многих психических процессов:

-совершенствует пластичность тела,

-реализует потребность в творческой активности,

- создает предпосылки для обогащения творческих способностей,

-обеспечивает укрепление здоровья,

- преодоление имеющихся отклонений в эмоционально-поведенческой и познавательной сферах.

Для развития связной речи самая благодатная почва, имеющая большие развивающие и воспитательные возможности – сказка. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Сказка не дает прямых наставлений детям, но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Яркие образы эмоционально воспринимаются детьми, будят их фантазию, воображение, развивают наблюдательность и интерес ко всему окружающему, являются неисчерпаемым источником развития детской речи. Все дети любят сказки. Из сказок они черпают свои первые представления об окружающем мире, пространстве и времени, о связи человека с природой и т. д.

Использование сказки в развитии детей дошкольного возраста с задержкой психического развития способствует :

развитию активности — от потребности в эмоциональной разрядке к самовыражению в речевом действии;

развитию самостоятельности — от ориентации в средствах выразительности, проблемных ситуациях сказки, к поиску адекватных способов самовыражения в речи и движении;

развитию творчества — от подражания взрослому в действии, выразительном слове к совместному составлению словесных описаний;

развитию эмоциональности — от восприятия образов сказки к адекватному воплощению собственного опыта в действии, ритме и слове;

развитию произвольности — от переживания эмоциональных состояний сказочных героев, понимания образных выражений к оценке собственных устных сообщений и эмоциональных поступков;

развитию связной речи — от продолжения фраз взрослого к рассуждениям о сказочных образах.

Основными требованиями к организации театрализованной деятельности дошкольников с ЗПР являются:

-содержательность и разнообразие тематики;

- постоянное, ежедневное включение театрализованных игр в жизнь ребенка;

 -сотрудничество детей со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.

Коррекционная работа строится по принципу усложнения:

 1 Этап. Сначала дети являются просто слушателями и зрителями. Речь взрослого в этот момент служит образцом для подражания. Дети наблюдают, как взрослый действует за персонажей, имитирует ролевые движения, как говорит. Одним из наиболее простых и доступных способов эмоционального погружения ребенка в произведение — это выразительное прочтение произведения педагогом с созданием определенной атмосферы (волшебство, таинственность).  При чтении произведения педагог передает эмоциональное отношение к рассказываемому, и берет на себя функцию образца.   После ознакомления с произведением необходимо предоставить ребенку некоторое время прожить с ним.

2 Этап. На следующем этапе  педагогом готовятся вопросы для закрепления текста произведения, совместно с ребенком рисуются схематичные предложения, эпизоды сказки и т. д., а затем на последующих занятиях оречевляют нарисованное.

3 Этап. Завершающим этапом работы по произведению является его драматизация. Она проявляется в самых разнообразных формах (инсценирование готового произведения, импровизация сценок по хорошо знакомым сказкам, театральная постановка сказки и т. д.). Этот этап может быть использован как при индивидуальной (герой произведения — ребенок и педагог), так и при подгрупповой и групповой работе.

 Но каким бы не был завершающий этап он всегда должен соответствовать возрасту ребенка и его индивидуальным особенностям, его желаниям и потребностям. На этом этапе  творческая активность детей увеличивается.

 Ребята пытаются изображать героев сказки, проговаривают реплики персонажей с разной интонацией, имитируют ролевые движения. А движения в свою очередь повышают активность речедвигательного анализатора. Активность детей нарастает от игры к игре, они запоминают текст, перевоплощаются, “входят в образ”, овладевают средствами выразительности. Воспитатель является активным участником процесса. Своими пояснениями он направляет внимание детей на те предметы и явления, которые надо уточнить, закрепить в их сознании.

Для решения поставленных задач  используются  следующие приемы:

-выразительное рассказывание сказки,

- беседа по содержанию,

-артикуляционная гимнастика,

-отгадывание загадок,

- упражнения – этюды,

-дидактические игры;

-проговаривание чистоговорок,

-дыхательные упражнения .

При работе в данном направлении важно помнить, что эмоциональное погружение ребенка в произведение должно быть плавным, постепенным.  Особое внимание в этот период уделяется разбору действий и поступков героев, сравнительной характеристике героев, выявлению отличительных признаков персонажей. В этот период используются мнемотаблицы, фланелеграф и картинки к сказке, настольный театр и т.д..

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья после общения с театром дает качественные изменения в своем развитии: у него проявляются положительные изменениями в эмоциональной и познавательной сферах, развивается связная речь, формируется уважительное отношение детей друг к другу, развивается чувство коллективизма.

Все вышеизложенное позволяет сделать следующие  выводы:

  • В процессе театрализованных игр расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире.
  • Развиваются внимание, память, воображение, восприятие.
  • Происходит развитие различных анализаторов: слухового, зрительного, речедвигатеьного, кинестетического.
  • Активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, темп, выразительность речи.
  • Совершенствуется моторика, координация.
  • Происходит коррекция поведения.
  • Развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга.
  • Стимулирется развитие творческой активности, самостоятельности.
  • Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, увлекает их.

  Существует несколько классификаций игр в кукольный театр для детей дошкольного возраста:

  • - настольный кукольный театр (театр на плоской картинке, на кружках, магнитный настольный, конусный, театр игрушки (готовая, самодельная);
  • - стендовый театр (фланелеграф, теневой, магнитный стендовый, стенд-книжка);
  • - театр на руке (пальчиковый, картинки на руке, варежковый, перчаточный, теней);
  • - верховые куклы ( на ложках, бибабо, тростевые);
  • - напольные куклы (марионетки, конусный театр);
  • - театр живой куклы (театр с " живой куклой", ростовые, люди-куклы, театр масок).

 Необходимо соблюдать следующие правила подготовки к спектаклю:

  • - не перегружать детей;
  • - не навязывать своего мнения;
  • - предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях.

           Система работы по организации театрализованной деятельности включает следующее:

         1) построение развивающей предметно-пространственной среды. Для этого в группе нужно иметь  различные виды театров, ширмы для показа кукольного театра, теневого, дидактические игры, иллюстрации к сказкам, картотека подвижных игр со словами, игр - драматизаций, народных игр, аудиозаписи, маски-шапочки, набор игрушек, художественные произведения, мини-гримёрная и уголок ряженья.

         2) перспективное планирование и реализацию: занятий по театрализации, театрализованных представлений, развлечений, проектной деятельности;

          3) взаимодействие с педагогами;

          4) работу с детьми;

          5) взаимодействие с родителями.

                     Условия для успешной работы с детьми

Чтобы справиться с решением столь трудных задач, необходимо выполнение ряда условий.

  1. Знание психофизических и речевых особенностей детей, учет этих особенностей, состава группы и ее речевого профиля при планировании работы.
  2. Знание «Программы воспитания и обучения в детском саду» как основного документа, в котором в частности, изложен объем навыков по всем видам музыкальной деятельности для каждой возрастной группы.
  3. Совершенствование взаимосвязи музыкального руководителя с воспитателями и специалистами, работающими в специальном дошкольном учреждении: учителями-дифектологами, психологами, инструктором по физической  культуре, медицинскими  работниками, специальными педагогами.

Такая взаимосвязь необходима в начале и конце года при диагностировании детей всеми специалистами с обсуждением особенностей каждого ребенка, основных направлений работы с ним и выбора используемых методических приемов, а также при обсуждении результатов работы, итогов в конце учебного года, оценки эффективности используемого материала и методических приемов.

Весьма полезно обговаривать с логопедами и воспитателем речевой материал (стихотворения, тексты песен), предлагаемый детям для разучивания, учитывать их замечания и пожелания.

Вместе с воспитателем, а иногда через него (показ, индивидуальную помощь детям на занятиях и в повседневной жизни) нужно работать над формированием навыков  театральной  деятельности. Воспитатель – первый помощник музыкального руководителя при проведении занятий, развлечений и праздников, а самое главное – при решении коррекционных задач:

1.Укрепление здоровья детей, их психоэмоционального и физического состояния. И без укрепления их здоровья исправления дефектов речи, требующих немало усилий со стороны ребенка, ждать не приходится.

2.Требовательность к себе, которая предполагает выдержку в работе с детьми и взрослыми (педагогами, родителями), творческий подход при выборе материала, методических приемов, внимание к своему поведению, своей речи (речь педагога должна быть неторопливой, выразительной и эмоциональной, простой и доступной). Необходимо также помнить о дозировке речи взрослых: им не следует говорить много, они должны активизировать речь детей. Требования, предъявляемые к речи учителя-логопеда, с полным правом можно отнести ко всем педагогам, которые работают с детьми, страдающими речевыми нарушениями.

3.Соблюдение дидактических принципов обучения: систематичность, последовательность, повторность, сознание и активность, наглядность, доступность и постепенное повышение требований.

Главный же принцип, которым следует руководствоваться педагогу, - внимание к каждому ребенку, учет его возрастных, речевых, индивидуальных особенностей и потребностей.

Литература

  1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. — М., 1997. — Гл. 6.
  2. Артемова Л.В. Театрализованная деятельность. – М: Просвещение, 1996.
  3. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. для воспитателя дет.сада. – М.: КНОРУС, 2003.
  4. Бочкарева Л.П. Театрально-игровая деятельность дошкольников. Методическое пособие для специалистов по дошкольному образованию. – Ульяновск, ИПКПРО, 1993.
  5. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ “Сфера”, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ТЕМЕ:“Развитие речи дошкольников через ознакомление с природой

                          МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ТЕМЕ:                 “...

Развитие речи дошкольников через развитие мелкой моторики.

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей. Необходимо начинать работу в этом направлени...

Семинар-практикум для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в развитии речи детей с ОНР. Развитие речи дошкольников через кинезиологические упражнения»

В современном мире большое значение уделяется развитию речи, в особенности развитие речи у подрастающего поколения. Поэтому педагоги, нейрофизиологи, врачи и доктора наук создают новые техники, методы...

Развитие речи дошкольников через развитие мелкой моторики пальцев рук

Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?В настоящее время у большинства современных детей, в особенности у городских наблюдается слабое развитие моторики рук. Еще 20 лет назад взрослым, а ...

Проект "Развитие речи дошкольника через пальчиковые игры и развитие мелкой моторики"

Проект "Развитие речи дошкольника через пальчиковые игры и развитие мелкой маторики"...

Консультация для педагогов. Современная практика организации работы по развитию речи дошкольников через развитие межполушарного взаимодействия.

Современная практика организации работы по развитию речи дошкольников через развитие межполушарного взаимодействия....

Творческо-поисковый проект «Творческое развитие и развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность»

Творческо-поисковый проект«Творческое развитие и развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность»...