Практикум "Пальчиковые игры как средство развития речи у детей раннего возраста"
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.
Тренируя мелкие движения кисти малыша, мы способствуем развитию его речи, ведь она формируется под влиянием импульсов, которые интенсивно идут из пальцев рук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palchikoye_igry_kak_sredstvo_razvitiya_rechey_u_detey_rannego_vozrasta.docx | 18.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Практикум «Пальчиковые игры как средство развития речи у детей раннего возраста»
В развитии ребенка существуют периоды, когда он наиболее обучаем. Для развития речи этот период – возраст от полутора лет до трех лет. Именно тогда ребенок овладевает основными средствами языка, на котором осуществляется общение, у него закладываются основы речевого поведения, формируется особое чувство языка. Закономерно, что лишь к трем годам жизни движения пальцев ребенка становятся похожи на движения пальцев рук взрослого человека.
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.
Тренируя мелкие движения кисти малыша, мы способствуем развитию его речи, ведь она формируется под влиянием импульсов, которые интенсивно идут из пальцев рук. Такая тренировка-игра позволяет на 2-2,5 месяца ускорить созревание речевых областей коры мозга. Другими словами речь ребенка формируется правильно и своевременно, когда движения пальцев рук достаточно хорошо развиты.
Ребенок, у которого хорошо развита мелкая моторика, умеет логически рассуждать, у него формируется внимание и память, связная речь, он подготовлен к письму. Учеными в ходе многочисленных исследований доказано, что и мысль и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. А значит движения рук, напрямую связаны с развитием зрения. Эта взаимосвязь сохраняется на протяжении всего детства.
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи. Они способствуют и творческой активности, формированию мышления, речи, мелких мышц рук. Вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание.
Для того чтобы тактильные ощущения, двигательные усилия и зрительные впечатления малыша были самыми разнообразными, необходимо предлагать ему разные виды пальчиковых игр.
Уважаемые коллеги! Сегодня мы хотим предложить вам принять участие в практикуме «Пальчиковые игры как средство развития речи у детей раннего возраста».
Наверное, каждый из вас хорошо помнит своё детство. И, глядя на детей, мы часто думаем о том, как хорошо было в нашем детстве.
Предлагаем вам ненадолго окунуться в прекрасный и волшебный мир детства:
- Представим ненадолго себя на месте малыша, поиграем.
1. «Просыпаемся»
Ручки на столе лежат
И пока что крепко спят.
(Обе ладони прижаты к столу.)
Вдруг одна из них проснулась,
Сладко-сладко потянулась.
(Ладонь остается прижатой к столу, а пальцы приподнимаются.)
2. « По водицу»
Рассказать вам, где мы были?
К речке по воду ходили.
(Изобразите ножки «человечков» указательным и средним пальцем.)
Принесли в ведре водицы,
(Изобразите «ведро» округлите плотно сжатые пальцы от мизинца до указательного, указательным и большим изобразите кольцо.)
Чтоб детишкам всем умыться.
(изобразите умывание: раскрытыми ладонями «трите» лицо.)
Вымыть уши, глазки наши
(Погладьте пальцами около глаз, ушей.)
И сварить на завтрак каши.
(Совершайте круговые движения указательным пальцем правой руки по левой ладони.)
3. «Большая стирка»
Буду маме помогать.
Буду сам белье стирать.
(Изобразите стирку, потрите кулачками друг о друга.)
Мылом мылю я носки,
(Водите правым кулачком по ладошке.)
Крепко трутся кулачки,
(Потрите кулачками друг о друга.)
Сполосну носочки ловко
(Совершайте движения опущенными кистями вправо-влево.)
И повешу на веревку.
(Руки поднимите вверх, кисти согните, потом выпрямите, опустите руки.)
Этапы разучивания игр:
1. Взрослый сначала показывает игру с пальцами сам.
2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и рукой ребенка.
3. Взрослый и ребенок выполняют движения одновременно, педагог проговаривает текст.
4. Ребенок выполняет движения с необходимой помощью педагога, который произносит текст.
5. Ребенок выполняет движения самостоятельно, текст произносят вместе.
Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с предметами. Для развития мелкой моторики рук можно использовать различные предметы. В своей работе с детьми мы применяем пальчиковый игротренинг с использованием подручного материала. Это может быть выкладывание узоров из бусин, пуговиц, пробок, цветных палочек, карандашей, геометрических фигур, цветных шнурков; перебирание и пересыпание круп, а также рисование пальчиками по крупе; игры с пробками и горохом; нанизывание бус.
Предлагаем вам ряд игр с такими предметами.
Игровая ситуация «Кукла с бусами»
Маша в гости собиралась,
Маша в платье наряжалась,
Туфли новые надела,
Долго в зеркало глядела.
Причесалась не спеша,
До чего же хороша!
Бусы новые надела,
Застегнула неумело,
Разбежались бусы вскачь,
Тише, Машенька, не плачь!
(предлагается помочь собрать бусы ).
Следующая игра - с пуговицами:
Подберите пуговицы разного размера и цвета. Попробуйте выложить рисунок. ( выкладывают рисунок на любую тематику). После того, как ребенок научится выполнять задание, предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, мячики, бусы и т. д.
Также можно поиграть и с сыпучими материалами. Например, горохом и фасолью.
Предложить детям запустить руки в емкость с сыпучими материалами и изобразить, как месят тесто, приговаривая:
"Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи".
(Можно месить мягкие кубики в коробе)
Игры с пробками от бутылок
Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:
«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы».
То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.
Таким образом, подводя итоги, можно констатировать следующее. Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей раннего возраста »
Тема по самообразованию.Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности....
Презентация на тему "Пальчиковые игры как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста"
Значение пальчиковых игр для малышей трудно переоценить. Известными исследователями Института физиологии детей и подростков (А. В. Антакова-Фомина, М. И. Кольцова, Е. И. Исенина) была доказана связь п...
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.
laquo;Дидактическая игра-это специально сознанная игра, выполняющая определенную дидактическую задачу,скрытую от ребенка в игровой ситуации за игровыми действиями»К.Н. ПоливановаДля детей ...
Дидактическая игра как средство развития речи у детей раннего возраста
Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в раннем возрасте соответ...
«Пальчиковые игры как средство развития речи у детей раннего возраста»
Детям очень нравится разучивать пальчиковые игры. Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и родителями. Что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в дет...
Дидактическая игра, как средство развития речи у детей раннего возраста
Вводная часть.Задачи дидактической игры на занятиях по развитию речи.Направления организации дидактических игр по развитию речи.Требования к нагляному материалу для диактических игр....
Выступление на педагогическом совете «Особенности современных форм, методов работы в дошкольном учреждении по развитию речи дошкольников» по теме: «Пальчиковые игры как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста»
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует разви...