Дидактическая игра как средство развития речи у детей раннего возраста
учебно-методический материал
Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Именно в раннем возрасте нужно обогащать пассивный словарь ребёнка, приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы.
Игра более чем какая-либо другая форма активности отвечает потребностям ребёнка-дошкольника. Она является лучшим средством для обогащения словаря. Игра также незаменима как средство воспитания памяти, наблюдательности, сообразительности.
Дидактическая игра – это специально созданная игра, выполняющая определенную дидактическую задачу, скрытую от ребенка в игровой ситуации за игровыми действиями.
Дидактическая игра является одним из эффективных средств развития словаря детей младшего дошкольного возраста, так как выполняет функцию средства обучения, служит одним из основных средств развития речи детей. Она помогает усвоению, закреплению знаний. Использование дидактической игры повышает интерес детей к речи, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение речевого материала, наиболее эффективно осуществляется физическое, умственное, речевое, и нравственное развитие детей.
Дидактическая игра создает благоприятные условия для активизации речевой и познавательной деятельности. Познавательная деятельность проходит в игровом контексте, и является своеобразным катализатором многих психических процессов, связанных с познанием различных предметов в дошкольном возрасте.
В свою очередь дидактическая игра имеет определенную структуру, отличающую ее от других видов игр и упражнений. Обязательными структурными компонентами игры являются: обучающая и воспитывающая задача, игровые действия и правила.
Рассмотрим более подробно каждый из компонентов дидактической игры.
Дидактическая задача.
Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями. Иначе говоря, определяя дидактическую задачу, надо прежде всего иметь в виду, какие знания, представления детей (о природе, об окружающих предметов, о социальных явлениях) должны усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться, какие качества личности детей можно формировать средствами данной игры (честность, скромность, наблюдательность, настойчивость в достижении поставленной цели, активность, самостоятельность и др.)
Игровые действия и правила.
Основная цель правил игры - организовать действие, поведение детей. Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что-то детям в игре, делать игру занимательной, напряженной.
Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умение обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за неудачного результата. Важно, определяя правила игры, ставить детей в такие условия, при которых они получали бы радость от выполнения задания.
Используя дидактические игры в воспитательно-образовательном процессе, через ее правила и действия у детей формируют корректность, доброжелательность, выдержку.
Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями.
Так любая игра становится дидактической, если имеются ее основные компоненты: дидактическая задача, правила и игровые действия.
В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида.
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач.
Настольно-печатные игры - интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретённые ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. В младших группах игры со словом направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве.
Классификация словесных игр на развитие речи детей раннего возраста:
Игры, развивающие силу голоса и темп речи
Воспитание звуковой культуры речи у ребенка данного возраста направлено на развитие у него слухового восприятия, усвоение и закрепление правильного звукопроизношения.
Голосовой аппарат малыша еще недостаточно окреп.
Ребенок не всегда может правильно им пользоваться, часто говорит тихо, шепотом или наоборот крикливо.
Поэтому для развития голоса необходимо проводить игры, в которых одни и те же звуки или слова надо произносить с различной громкостью.
Для того, чтобы речь малыша была выразительной, яркой и красочной, чтобы он мог говорить как быстро, так и медленно, его необходимо научить пользоваться умеренным темпом речи.
Это полезно не только для развития голоса, но и для формирования хорошего слуха, умения воспринимать ритм и скорость произнесения звуков.
Игры, развивающие речевое дыхание
Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слов и фраз.
Для того чтобы научиться выговаривать многие звуки, ребенок должен делать достаточно сильный вдох через рот.
Такие игры помогут ребенку достичь плавного вдоха и быстрее освоить «трудные» звуки, развить речевое дыхание. Эти упражнения полезны при нарушении плавности и темпа речи.
Игры, способствующие развитию понимаемой речи
В раннем возрасте дети более дифференцированно знакомятся с окружающим, в результате чего у них совершенствуется и развивается понимания речи. В этот период ребенка необходимо учить понимать названия как знакомых ему ранее, так и малознакомых предметов, различать их качества, состояния и назначение.
Необходимо учить детей понимать рассказы взрослого о вещах и событиях, связанных с их личным опытом, не сопровождаемые показом предметов, картинок, действий. Например, рассказать и вовлечь в процесс рассказывания самих детей о том, что они видели, когда гуляли (собаку, птичку, машину).
К наглядным материалам к дидактическим играм существуют определенные требования. К таким материалам относят игрушки и картинки.
Требования к игрушкам:
Игрушка должна соответствовать действительности своей цветовой гаммой, т.е. заяц должен быть белый или серый, а не красный; все детали игрушки должны быть подобны натуральным животным, птицам, мебели и т.д.; должна соответствовать возрасту и развитию детей; игрушки должны быть разной величины, цвета и материала.
Игрушка должна быть динамичной, давать детям производить разнообразные действия. Этому требованию не соответствуют игрушки со строго зафиксированной позой животных, кукол и т.д.
Гигиенические требования к игрушкам предусматривает безопасность пользования ими. Окрашиваются они стойкими и безопасными красками и должны легко подвергаться гигиенической обработке (мытьё, протирание дизинфецирующими растворами, проглаживание).
Требования к картинкам:
Картинка должна быть графически грамотной и ни одной из своих деталей не искажать действительности; своим содержанием картина должна психологически соответствовать возрасту ребёнка.
Методика проведения дидактических игр осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению игры, ее проведение и анализ.
В подготовку к проведению дидактической игры входят:
- отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения;
- установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенного возраста;
- определение наиболее удачного времени проведения дидактической игры;
- выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим;
- определение количества играющих;
- подготовка необходимого дидактического материала;
- подготовка к игре как детей, так и воспитателя.
Проведение дидактических игр включает:
- ознакомление детей с содержанием игры, дидактическим материалом, который будет использован в ходе игры;
- объяснение хода и правил игры;
- показ игровых действий, в процессе которого дети учатся правильно выполнять действия;
- подведение итогов игры – это ответственный момент, так как по результатам можно судить об эффективности игры, о том, будет ли она использоваться детьми в самостоятельной игровой деятельности.
Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет в будущем совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать ошибок. Кроме того, анализ позволяет выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей, а значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними.
Дидактические игры дадут хороший результат лишь в том случае, если воспитатель ясно представляет, какие задачи могут быть решены в процессе их проведения и в чем особенности их организации на ступени раннего детства.
Руководя играми, педагог должен использовать разнообразные средства воздействия на детей: выступая в качестве участника направлять игру, поддерживать инициативу, сопереживать и радоваться вместе с детьми. В организации дидактической игры очень важен возрастной аспект. Дети раннего возраста еще не умеют играть самостоятельно, поэтому в играх с ними воспитатель принимает самое активное участие. Это помогает детям усвоить игру.
Развитие игры во многом определяется темпом умственной активности
детей, большей или меньшей успешностью выполнения игровых действий,
уровнем усвоения правил, их эмоциональными переживаниями, степенью
увлечённости. В период усвоения нового содержания, новых игровых действий, правил и начала игры темп её, естественно, более замедленный. В дальнейшем, когда игра развёртывается и дети увлекаются, темп её убыстряется. К концу игры эмоциональный подъём как бы спадает и темп её снова замедляется.
Удержать игру в пределах установленного времени - большое искусство.
Поэтому нужно стараться уплотнять время, прежде всего за счёт сокращения своих объяснений. Ясность, краткость описаний, рассказов, реплик является условием успешного развития игры и выполнения решаемых задач.
Заканчивая игру, стоит вызвать у детей интерес к её продолжению, создать радостную перспективу.
О дидактических играх можно узнать из следующих источников:
- Акимова, Г.Е. «Лучшие игры для детей от 2 до 7».
- Галанова, Т.В. Развивающие игры с малышами до трёх лет.
- Ермакова, И.А. Поиграй со мной, мама! Игры, развлечения, забавы для
самых маленьких.
- Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду.
- Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебн. пособие. /Под ред. Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Николаичева. -2-е изд. дораб. –М.: Просвещение, 1984.-240с
- А.Андреева «30 уроков мелкой моторики рук»
- Е.С.Рычагова «Игры-занятия со звучащим словом »
- Бубнова А.Х. «Развитие речи».
Многому можно научить ребенка в процессе повседневного общения с ним в быту, во время режимных процессов, а также на прогулках, в играх. Но наиболее активной формой обучающего воздействия являются специально организуемые воспитателем дидактически направленные игры. На них воспитатель имеет возможность систематически, постепенно усложняя материал, развивать восприятие детей, сообщать им доступные сведения, формировать умения и некоторые важные качества. Ребенок, играя, незаметно для себя осваивает те сведения и умения, которые взрослый считает необходимым ему дать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi.pptx | 1.24 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дидактическая игра – это специально созданная игра, выполняющая определенную дидактическую задачу, скрытую от ребенка в игровой ситуации за игровыми действиями.
Дидактическая игра Познавательная деятельность Речевая деятельность
Дидактическая игра Игровые действия Обучающая и воспитывающая задача Правила
это задача организации учебно-познавательной деятельностью Обучающая и воспитывающая задача
Основная цель правил игры - организовать действие , поведение детей . Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что-то детям в игре, делать игру занимательной, напряженной Игровые действия и правила
Корректность Правила и действия игры ф ормируют у детей Выдержку Доброжелательность
Дидактическая игра Обучающая и воспитывающая задача Игровые действия Правила
Виды дидактических игр Настольно-печатные игры Игры с предметами Словесные игры
Используются игрушки и реальные предметы Игры с предметами Дети знакомятся со свойствами предметов Решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач
Разнообразны по видам Настольно-печатные игры Решаются различные развивающие задачи
Построены на словах и действиях играющих Словесные игры Дети используют ранее приобретенные знания
Классификация словесных игр Игры, развивающие силу голоса и темп речи Игры, развивающие речевое дыхание Игры, способствующие развитию понимаемой речи
Требования к игрушкам Соответствовать цветовой гамме Требования к картинкам Графическая грамотность Быть динамичной Безопасная в использовании Психологически соответствовать возрасту ребёнка
Методика проведения дидактических игр Проведение Подготовка к проведению Анализ
Дидактические игры дадут хороший результат лишь в том случае, если воспитатель ясно представляет, какие задачи могут быть решены в процессе их проведения и в чем особенности их организации на ступени раннего детства.
Педагог должен использовать разнообразные средства воздействия на детей Поддерживать инициативу Сопереживать и радоваться вместе с детьми Направлять игру
Акимова, Г.Е. «Лучшие игры для детей от 2 до 7». Галанова, Т.В. Развивающие игры с малышами до трёх лет. Ермакова, И.А. Поиграй со мной, мама! Игры, развлечения, забавы для самых маленьких. Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебн . пособие . / Под ред. Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Николаичева. -2-е изд. дораб . –М.: Просвещение, 1984.-240с А.Андреева «30 уроков мелкой моторики рук» Е.С.Рычагова «Игры-занятия со звучащим словом » Бубнова А.Х. «Развитие речи ». А.В. Найбауэр , О.В. Куракина « Мама-рядом : игровые сеансы с детьми раннего возраста в центре игровой поддержки развития ребёнка».
Ребенок, играя, незаметно для себя осваивает те сведения и умения, которые взрослый считает необходимым ему дать.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект: "Дидактическая игра - как средство развития сенсорных способностей детей раннего возраста"
Данный проект направлен на развитие сенсорных способностей детей. Он используется как на занятиях по художественной литературе, по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, рисованию,...
"Играем и развиваемся" (Дидактическая игра как средство развития цветовосприятия у детей раннего возраста)
Моя тема по самообразованию "Дидактическая игра как средство цветовосприятия у детей раннего возраста". Результаты этой работы показывают, что систематическая, последовательная работа с детьми по сенс...
Доклад для педсовета на тему: «Дидактические игры, как средство развития речи у детей дошкольного возраста»
Для педсовета...
Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста.
Подготовил: воспитатель...
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.
laquo;Дидактическая игра-это специально сознанная игра, выполняющая определенную дидактическую задачу,скрытую от ребенка в игровой ситуации за игровыми действиями»К.Н. ПоливановаДля детей ...
Дидактическая игра как средство развития сенсорных способностей детей раннего возраста в ДОУ
Для формирования сенсорного развития у детей раннего возраста хорошо использовать дидактические игры.роль дидактической игры очень велика, она помогает узнать, как устроен окружающий мир, и расширить ...
Дидактическая игра, как средство развития речи у детей раннего возраста
Вводная часть.Задачи дидактической игры на занятиях по развитию речи.Направления организации дидактических игр по развитию речи.Требования к нагляному материалу для диактических игр....