Конспект занятия по ознакомлению с социальным миром в старшей группе. Тема: «Моя семья и родственники»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия по ознакомлению с социальным миром в старшей группе. Тема: «Моя семья и родственники»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по ознакомлению с социальным миром в старшей группе
Тема: «Моя семья и родственники»
Подготовила: воспитатель Литошенко Елена Владимировна
Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное.
Цель: Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества, своего рода и родословной.
Задачи: Познакомить детей с понятием «родословная», « генеалогическое дерево».
Закрепить и расширить представление детей о своих родственниках.
Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы, развивать память, воображение, логическое мышление.
Закрепить умение детей подбирать прилагательные, слова антонимы.
Воспитывать положительные родственные взаимоотношения, взаимовыручку, любовь, уважительное отношение к труду всех членов семьи.
Предварительная работа:
Заучивание имени, отчества, профессии и места работы родителей.
Беседа воспитателя с детьми о «генеалогическом древе», «родословной»семьи.
Составление детей с родителями «генеалогического» древа, начиная с бабушки и дедушки.
Наблюдение и запоминание, какие обязанности, какую работу выполняют дома члены семьи.
Беседа родителей с ребёнком о семье /получить ответы на вопросы: «Сколько человек в семье? Кто самый старший в семье? Кто младше всех?»
Наглядный материал: Плакат «Генеалогическое дерево», семейные фотографии, иллюстрации с изображениями семьи.
Оборудование: Макет дерева , фотографии детей, воспитателей, помощника воспитателя, сюжетные картинки, цветные нитки для вязания — синие, зеленые, желтые, ножницы, клей.
Ход занятия:
Организационный момент.
Здравствуйте, милые дети. Вы всех прекрасней на свете. Вот таким хорошим пригожим. Я предлагаю образовать круг.
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).
Ребята с помощью рукопожатия я передаю вам всю свою доброту, положительные эмоции, хорошее настроение, дружбу и она от меня идет к Лизе, от Кате к Ивану( имена детей) и так далее по кругу и возвращается ко мне. Я чувствую , что каждый из вас добавил частичку своей доброты, дружбы. Пусть же она греет вас и не покидает на протяжении всего дня!
Ребята, посмотрите, сколько гостей собралось, давайте поприветствуем их.
Основная часть.
Сегодня я вам предлагаю вам совершить путешествие в телестудию на детскую передачу « Моя семья».
Вы согласны быть участниками этой передачи.(Ответы детей) А сейчас я вам предлагаю пройти на телестудию (дети садятся на стульчики).
Участники телепередачи готовы? (ответы ребят). Ну тогда начинаем!
- Добрый день, уважаемые телезрители. Начинаем нашу передачу – «Моя семья», и я, ее ведущая Елена Владимировна, приветствую вас. Сегодня в нашей студии гости программы и участники, ребята детского сада №2 п.Сосново. Ребята пришли в нашу студию для того, чтобы рассказать о себе, о своей семье, о своих дорогих и близких людях.
Ребята расскажите, пожалуйста!
«Что есть у всех людей, но у каждого свое?»
Дети: Имя
Воспитатель: Чем отличаются люди из разных семей?
Дети: Фамилией
Воспитатель: Ребята, подскажите, пожалуйста, как называют людей живущих в одном доме, квартире?
Дети: Семья, семейство.
Воспитатель: Ребята, как вы понимаете слово «семья»? Что такое «семья»?
Дети: Это близкие нам люди, которые живут в одном доме, заботятся друг о друге и оказывают внимание.
Воспитатель: Семья объединяет родных: детей, дедушек, бабушек, братьев, сестер. Это наши родственники, родня.
Воспитатель: В каждой семье любят играть. Давайте с вами поиграем.
3. Игра с мячом: «Я тебе кто?»
Цель: Закрепить знания детей о родственных связях. Продолжить учить, четко произносить слова.
Ход: Дети сидят на стульях. Воспитатель кидает мяч ребенку и задает вопрос: «Я бабушка, а ты мне кто?». Ребенок возвращает мяч. Отвечая на вопрос «Внук (внучка)» и т. д.
«Я мама, а ты кто мне?»
«Я тетя, а ты кто мне?»
«Я сестра, а ты кто мне?»
«Я дочка, а ты кто мне?»
«Я внучка, а ты кто мне?»
Воспитатель: Семья – самое дорогое, что есть у человека. Не случайно в русском языке так много поговорок и пословиц о семье. Давайте вспомним пословицы и поговорки о семье.
Игра “Объясни смысл пословицы”.
Цель: Учить детей понимать и объяснять смысл пословиц, развивать речь.
Ход игры: Воспитатель читает пословицы о семье, дети объясняют их смысл.
– Семью почитали ещё с древних времён, народ сложил много пословиц.
«При солнышке тепло, при матери – добро»
«Нет милее дружка, чем родная матушка»
– А как вы понимаете смысл этих пословиц?
– А какие вы знаете пословицы о семье?
Дети: - Не нужен и клад, коли в семье лад.
- Семья сильна — когда над ней крыша одна.
- Семья в куче — не страшна и туча.
- Вся семья вместе, так и душа на месте.
- Какие корешки, такие и вершки, какие родители, таковы и дети.
- В хорошей семье, хорошие дети растут.
Воспитатель: Люди с давних пор старались сохранить для будущих поколений память о своих родственниках. Родственников всегда было много, и чтобы всех запомнить, решили записывать их имена, фамилии в специальные тетради, чтобы потом передавать эти сведения своим детям, внукам, правнукам, праправнукам. Эти записи назывались «родословными».
А потом люди придумали зарисовать свою «родословную» в виде дерева, где листочки и ветки изображали поколения и членов семьи. Таким образом, сведения о многих поколениях родственников сохранялись в памяти потомков на многие годы, даже на столетия.
А дерево это стали называть «генеалогическим древом».Вы вместе с родителями тоже зарисовали генеалогическое дерево своей семьи, попробуйте о нем рассказать.
Дидактическая игра « Расскажи о своем генеалогическом дереве» (Начиная с бабушек и дедушек, папы, мамы, братьев, сестер, назвать их имена. Чем занимаются: на пенсии, работают или учатся.
Физкультминутка « Семейная зарядка»
(Движения в соответствии с текстом)
Осенью, весною
Летом и зимою
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает.
Папа бодро приседает
Повороты вправо - влево
Делает мой братик Сева.
Я сама бегу трусцой
И качаю головой.
Дидактическая игра «Сравни, кто старше? Кто младше?»
Папа - дедушка. (Дедушка старше, а папа младше);
Мама - бабушка. (Бабушка старше, а мама младше);
Дедушка - внук. (Дедушка старше, а внук младше);
Бабушка - внучка. (Бабушка старше, а внучка младше);
Брат - сестренка. (Брат старше, а сестренка младше).
Психогимнастика «Семья»
Воспитатель: покажите, какое выражение лица у папы и мамы, когда они радуются? Посмотрите, как (имя ребенка) радуется, давайте у него спросим, когда папа и мама бывают такие радостные?
Воспитатель: покажите, какое выражение лица у папы и мамы, когда они удивляются? Интересно когда это папа и мама удивляются?
Воспитатель: покажите, какое выражение лица у папы и мамы, когда они сердятся? У (имя ребенка) было такое выразительное лицо, хочется у нее спросить. Когда папа и мама сердятся?
Воспитатель: покажите, какое выражение лица у папы и мамы, когда они испугаются? Когда пугаются родители, (имя ребенка)? Что их так может напугать?
Воспитатель: покажите, какое выражение лица у папы и мамы, когда они спокойны?
Дидактическая игра «Скажи наоборот»
Дедушка старый - внук (молодой);
Папа высокий - сын (низкий);
Брат трудолюбивый - сестра (ленивая);
Белье чистое - (грязное);
Хлеб свежий - (черствый);
Мама молодая - бабушка (старая);
Папа строгий - мама (добрая) и другие пары слов.
Пальчиковая гимнастика «Кто живет в моей квартире?»
Раз, два, три, четыре
(хлопки в ладоши)
Кто живет в моей квартире?
(пожимают плечами)
Раз, два, три, четыре, пять,
(хлопки в ладоши)
Всех могу пересчитать.
(руки в стороны)
Папа, мама, брат, сестренка,
(загибают по одному пальцу на обеих руках)
Мой щегол, сверчок и я - вот и вся моя семья.
(сжимают и разжимают кулачки)
Игра с мячом «Скажи, чей, чья, чьё, чьи?»
Шарф (чей) - мамин, папин, дедушкин …
Шапка (чья) - мамина, бабушкин …
Очки (чьи) - дедушкины, бабушкины …
Платье (чьё) - сестры, мамино …
Ботинки (чьи) - брата, папины …
Кофта (чья) - мамина, папина, сестры, брата …
Плащ (чей) - мамин, сестры, дедушкин, папин …
Сумка (чья) - мамина, папина, бабушкина…
Портфель (чей) - сестры, брата… и т. д.
Воспитатель:
– Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы – самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.
Мне захотелось рассказать о своей. Но так как ни фотографий, ни картины у меня нет, то показывать своих родных я буду на ниточках. Вот синяя ниточка, она самая длинная – это мой папа. Он у меня высокий, сильный, добрый. Это красная ниточка, немного короче. Это моя мама, она самая ласковая, заботливая и добрая. Еще короче ниточка, жёлтая, это я. И такая же короткая ниточка, - это моя сестра, потому что мы с ней двойняшки. Вот такая у нас дружная семья.
А кто живет в ваших семьях? Расскажите.
Дети выкладывают ниточками на бархатной бумаге (длину, цвет ниточки. очередность, дети соотносят с членом семьи самостоятельно).
Воспитатель: Молодцы, какие у вас замечательные семьи.
1. Фамилия семьи
2. рассказ о маме (Как зовут маму, кем работает)
3. рассказ о папе (Как зовут папу, кем работает)
4. пожелания семье
Ребята, а кто-нибудь из вас хочет рассказать о своей семье с помощью ниточек? (спрашиваю 3-4 человека).
Воспитатель: Самые близкие люди живут в семье. Давайте для них скажем добрые и красивые слова.
– Скажите самые хорошие слова про маму, какая она (заботливая, трудолюбивая, нежная, ласковая?
– А что мама умеет делать? (шить, готовить, стирать, мыть)
Кем работает мама (профессия)
– А папа какой? (сильный, смелый, трудолюбивый)
– А папа что умеет делать? (мастерить, пилить, копать, пылесосить)
И тд.
«Детский сад – моя вторая семья» -
Воспитатель: - Ребята, вы рассказали про свою семью. У вас у всех получилось очень замечательно.
А вы знаете что у вас есть еще одна большая семья, где вас тоже любят, и всегда рады вам, вкусно вас кормят, играют с вами, проводят интересные занятия, читают, помогают вам стать сильными, умными и здоровыми. Что же это за вторая семья?
Дети: - Детский сад.
А теперь давайте расположим ваши фотографии на дереве нашей второй семьи, вырастим дерево нашей группы.
-как вы думаете, у нас получилась дружная семья (Ответы детей)
Итог занятия
Воспитатель: - Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы – самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь к друг друга.
Давайте на прощание с вами скажем пожелания своим семьям
У меня есть волшебная свечка с помощью которой все пожелания обязательно сбудутся.(Передаем свечку по кругу)
На этом наша телепередача подошла к концу. До свидания! До новых встреч дорогие гости и участники телепередачи « Моя семья»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе, тема "Виды транспорта"
Задачи:Познакомить детей с возникновением различных видов транспорта. Закрепить знания о профессии водителя, о необходимости соблюдения правил дорожного движения. Упражнять в умении классифицировать...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: «Животные и их детёныши».
Целью занятия является: закрепление знаний детей о диких и домашних животных и птицах, их детенышах....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: "НАСЕКОМЫЕ ОСЕНЬЮ"
Целью занятия является: развитие представлений детей о насекомых как живых существах, живущих на земле, которые могут ползать, летать в воздухе, и имеющих типичное строение; активировать познавательны...
План-конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: "Путешествие по историческим местам Республики Татарстан".
- ознакомление с историческими местами РТ;- приобщать детей к духовным традициям и культуре татарского народа;- обогащать и активизировать словарный запас;- развивать интерес к изучению родного края;-...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе, тема «Виды транспорта»
Цели:Познакомить детей с возникновением различных видов транспорта.Закрепить знания о профессии водителя, о необходимости соблюдения правил дорожного движения.Упражнять в умении классифицировать транс...
Конспект занятия по ознакомлению с социальным миром в старшей группе «Правила дружбы»
Современное общество заинтересовано в воспитании высокоразвитой неповторимой личности. Умение справляться с проявлениями собственного эгоизма, уважать мнение других людей, приходить на помощь, сочувст...