Дидактическая игра по развитию речи
презентация к уроку по развитию речи (старшая группа)

Толстых Татьяна Викторовна

 Цель:

 -Обогащать активный словарь детей за счет качественных прилагательных, глаголов измененных в числе, роде, времени                                                                                        - Развивать   фонематический слух по средствам применения                                                                                                                                                    дидактических игр

Скачать:


Предварительный просмотр:

(Слайд 1,3) Наш мир прекрасен своими красками, своим многообразием и наша цель помочь детям не только увидеть эту красоту, но и уметь  описать ее, выразить свои мысли  словами.

Актуальность:

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь детей дошкольного возраста – явление редкое. В речи детей существует много проблем.  

 Цель:

 -Обогащать активный словарь детей за счет качественных прилагательных, глаголов измененных в числе, роде, времени                                                                                        - Развивать   фонематический слух по средствам применения                                                                                                                                                    дидактических игр

Уважаемые коллеги предлагаем  вашему вниманию игру по развитию речи  «Мир вокруг нас». (Слайд 3) Игра познавательная, но познавательное развитие  и развитие речи, идут в одну ногу по всем образовательным областям. В эту игру можно играть, как с одним ребенком, так с подгруппой детей, но не более 3-5 человек. Так  как, чем меньше детей играет с вами, видно, над какой задачей по развитию речи надо поработать. Эта игра многофункциональна. Я приведу лишь небольшой пример: Берем любой предмет, загадываем о нем загадку. Спрашиваем детей: «Это кто (что)?  Например - это Солнце. (Слайд 4) Ребенок отгадывает загадку, воспитатель спрашивает: «Почему ты так думаешь? Давайте посмотрим, правильно ли ты ответил» Появляется СОЛНЫШКО. Воспитатель просит ребенка описать предмет (Слайд 5) задавая вопрос: «Солнце какое?». Затем спросить ребенка: «На что похож это предмет?» (Слайд 6) Следить за правильным ответом, чтобы ребенок правильно ставил существительные с прилагательными, спрашивать: « Почему он сравнил именно с этим предметом, что у них общего?» Если ребенок затрудняется, прочитать стих – загадку. (Слайд 7) Появляются картинки – отгадки. Дальше можно поиграем в игру «Четвертый лишний» (Слайд 8) Попросите ребенка определить, какой по его мнению из предмет лишний и почему он так думает. Так как игра «Мир вокруг нас»  многофункциональная, то мы предлагаем игровые упражнения, которые также помогут выявить слабые стороны развития речи детей. Эти игры можно проводить воспитателями в дошкольных образовательных учреждениях, как в непосредственной образовательной деятельности, так и в режимных моментах, самостоятельной деятельности детей и т.д. В эти игры можно играть с мячом (словесная игра), с карточками (Д/И), также мультимедийнно.

  • Д/И «На что похоже?»                                                                                                      Цель: учить детей умению сравнивать, находить общие черты
  • Д/И «Опиши предмет»                                                                                                                          Цель:  обучать детей умению описывать предмет, выделять основные признаки предметов: цвет, форму, величину
  • Д/И «Четвертый лишний»                                                                                                     Цель:  учить детей находить общее в предметах, объединять их по определенному качеству и находить, какой предмет лишний                              
  • Д/И «Кто как устроен?»                                                                                          Цель:  учить детей называть части животного правильно ставить прилагательное от существительного (медвежий нос, медвежье ухо, медвежья лапа, медвежьи глаза)                                                                                                                        
  • Игровое упражнение «Подумай и скажи»                                                                                         Цель: учить детей подбирать слова сходные по звучанию (солнце -оконце; радуга –дуга; мишка –крышка, шишка, малышка, коротышка, мартышка и т.д)
  •       Игровое упражнение «Какой первый звук?»                                                                                                 Цель: учить детей выделять первый звук в слове                                                          
  • Игровое упражнение «Будь внимательный»                                                                  Цель: учить детей находить место заданного звука в слове
  • Игровое упражнение «Назови слова с этим звуком»                                                                  Цель: упражнять в умении называть слова с заданным звуком
  • Игровое упражнение «Подели на слоги»                                                              Цель:  учить детей определять количество слогов в слове
  • Игровое упражнение «Составь предложение с этим словом»                            Цель:  учить детей составлять предложение с заданным словом
  • Игровое  упражнение «Назови родственные слова»

Цель: учить детей образовывать однокоренные слова (Солнце, солнечный, солнышко, солнцепек; радуга, радужный; медведь, медвежье, медвежонок, медведица, медвежий и т.д)

  • Игровое  упражнение «Кто что делает?»                                                                                  Цель: обогащать активный словарь детей, упражнять в умении детей согласовывать существительные с глаголами (солнце – греет, печет, сверкает, ласкает; медведь – сосет лапу, ест малину, спит, бежит и т.д )
  • Игровое  упражнение «Подбери словосочетания»                                                                                  Цель: учить детей подбирать словосочетания (солнечный удар, солнечное затмение; радужный узор, радужные пузыри, радужный спектр глаза и т.д )
  • Игровое упражнение «Назови ласково»                                                                                         Цель: учить детей называть слова в уменьшительно ласкательной форме
  • Д/И «Один - много»                                                                                                      Цель: закреплять умение детей согласовывать числительные с существительным (один медведь, два медведя, пять медведей и т.д)
  • Игровое упражнение «Кто кем был?»                                                                        Цель: учить детей называть предмет, и называть кем (чем) он был, когда был маленьким ( дерево – деревцем, лошадь – жеребенком, собака – щенком и т.д )
  • Игровое упражнение «Составь слово »                                                                  Цель: учить детей выделять в словах первый звук и составлять из полученных звуков новое слово (солнце, озеро, краски – сом)
  • Д/И «Назови одним словом»                                                                                     Цель: закреплять в активной речи детей слова – обобщения (стол, стул, диван, шкаф, кресло – мебель; яблоко, слива, груша, апельсин – фрукт и т.д)
  • Д/И «Противоположности»                                                                                       Цель:  учить детей называть слова противоположные по смыслу (длинный – короткий, холодный – горячий и т.д )
  • Игровое упражнение «Часть и целое»                                                                             Цель: учить детей называть части предмета или существа и наоборот (воспитатель называет части, а ребенок называет предмет: винт-…вертолет, самолет; руль – велосипед, автомобиль; страница -…; стрелка -…; карман -…;  клавиатура -… и т.д. И наоборот воспитатель называет предмет, а ребенок части этого предмета: стол – ножки, столешница; кресло – спинка, подлокотники, сиденье и т.д)
  • Игровое упражнение «Кто больше назовет действий»                                                            

Цель: активизировать глаголы в речи детей от существительного (что можно делать с одеждой: выстирать, выгладить, надеть, зашить, запачкать; что  можно делать с куклой: укладывать, кормить, катать, лечить, гулять, танцевать и т.д.)

И т.д.

Играйте, развивайте речь детей, так как речь –  не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Другими словами, речь – это  полиморфная (многообразная) деятельность. И поверьте, результат не заставит себя ждать. Как дети при экспериментировании  удивляются, радуются, то что у ребенка получилось, то что раньше он не знал. Так и у воспитателя словно появляются за спиной крылья, когда его труды не проходят напрасно. Все эти игры вытекают одна из другой, но они должны проходить постепенно, но каждый день. Следите за правильными ответами детей, поясняя новые, непонятные для ребенка слова, обогащайте активный словарь детей.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

Дидактическая игра по развитию речи для детей с 1- 3 лет Название игры: Макет – игра «Веселая ферма».

Главное в развитие речи ребенка - это его общение с окружающими его людьми: родителями, родственниками, сверстниками. Рекомендуют как можно больше общаться со своим ребенком. При этом родители старают...

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ .Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет.

Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет....

Методическое объединение "Игра как приоритетное средство развитие речи дошкольников" Мастер-класс "Дидактические игры по развитию речи"

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету&raqu...

дидактические игры по развитию речи "Развиваем речь ирая"

Подборка дидактических игр по развитию речи для старших дошкольников. Предшкольная подготовка....