Проект по развитию познавательно речевой активности детей старшего возраста
проект по развитию речи (старшая группа)

Бахмина Марина Ивановна

Цель поекта, срок реализации. этапы, список литературы, ожидаемые результаты

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

МДОУ « Детский сад № 144»г. Магнитогорск

Проект по развитию познавательно-речевой активности детей старшего дошкольного возраста

                                                                                                                  2024 г

Проект по развитию познавательно-речевой активности старших дошкольников (5-7 лет) «Юные писатели»
Пояснительная записка Проект «Юные писатели» рассчитан на детей старшего дошкольного возраста. 

Срок реализации проекта – в течение 2017-2018 учебного года.

 Цель проекта: ориентация родителей на развитие речевого творчества у детей, вовлечение в семейное чтение; формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к книге, развитие познавательно-речевой активности, через речевое творчество. Участники проекта: Дети дошкольного возраста, родители, педагоги.

Тип проекта: Социально-педагогический, долгосрочный. Продолжительность: 1 год. Обоснование необходимости реализации проекта:

 В соответствии с ФГОС дошкольного образования, речевое развитие включает в себя «владение речью как средством общения и культуры; обо-гащение активного словаря; развитие связной, грамматической и правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамотности». Таким образом, книга занимает не последнее место в развитии речи ребенка, развитии его творческих и интеллектуальных способностей. Прививать любовь к чтению необходимо с раннего детства. И кто , если не родители, заложат основу для формирования читательской компетентности ребенка. Семейное чтение готовит человека к взаимоотношению с книгой, пробуждает и углубляет внимание, формирует потребность в чтении. Отсутствие потребности в чтении у взрослых — следствие несформированности ее с раннего детства. Семейное чтение способствует раннему и правильному овладению родной речью.

 Актуальность. Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является одной из актуальных, так как, войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой получением информации из общедоступных источников. В таком случае, страдают, прежде всего, дети, теряя связь с семейным чтением. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы. По словам В.А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». Обращение к проблеме приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе, как средство развитие речи, обусловлено рядом причин: во-первых, как показал анализ практики приобщения детей к художественной литературе, в воспитании дошкольников знакомство с художественной литературой используется в недостаточном объёме, а также затронут только её поверхностный пласт; во-вторых, возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного чтения; в-третьих, воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка.

 Основная часть 1. Цель и задачи проекта Цель проекта: ориентация родителей на развитие речевого творчества у детей, вовлечение в семейное чтение; формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к книге, развитие познавательно-речевой активности, через речевое творчество. Задачи: 1. Сформировать интерес воспитанников к художественной литературе 2. Приобщение родителей воспитанников к семейному чтению литерату-ры. 3. Расширять и активизировать словарный запас детей. 4. Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений. 5. Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях. 6. Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства; помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения. 7. Развивать творческие способности у детей.

 2. Предполагаемый результат 1. Использование родителями семейного чтения, как средства всесто-роннего развития ребенка 2. Увеличение возможности и доступности участникам проекта взаимо- действовать с социальными партнерами в вопросе формирования читательской компетентности. (Детская библиотека №25). 3. Пробуждение у детей и родителей интереса к чтению художествен-ной литературы. 4. Положительная динамика речевого развития детей. 5. Формирование потребности в семейном чтении.

 3. Виды, формы и направления деятельности, используемые в процессе реализации проекта Формы работы • Чтение художественной литературы в группе и семье. • Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста. Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей. • Театрализация произведений или их отрывков. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением. • Тематические выставки литературы, самостоятельное рассматривание книг детьми. (сотрудничество с библиотекой №25) • Экскурсии, викторины, конкурсы проведённые совместно с социальными партнерами. • Заучивание наизусть стихотворений, знакомство с писателями. • Продуктивная деятельность. Создание книг своими руками на за-данную тематику. • Консультирование родителей по вопросам семейного чтения.

 Основные принципы проекта 1. Принцип интеграции: использование чтения литературы, как средства познавательного и эстетического развития детей. 2. Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребёнка требует создания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредотачивают внимание ребёнка на объекте познания, собственном действии и поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации. 3. Принцип непрерывности и преемственности воспитания в се-мье и детском саду на основе сотрудничества (чтобы не заменяли, а дополняли).

 Этапы реализации проекта I этап – Диа-гностический: анкетирование родителей, беседы с детьми, мониторинг познавательно-речевого развития детей, определение уровня интереса детей и родителей к чтению художественной литературы. Срок: сентябрь

. II этап – Теоретический: составление плана работы по проекту, разработка планов взаимодействия с социальными партнерами, родителями и детьми.Родительская школа (круглый стол по теме семейное чтение);подбор списка литературы, рекомендуемой к семейному прочтению; разработка положения о конкурсе «Лучшая презентация книги» Срок: октябрь-ноябрь.

 III этап – Практический: реализация планов взаимодействия с социальными партнерами, родителями и детьми. Оформление проекта. Срок: декабрь-май.

 IV этап — Заключительный. Подведение итогов проекта., отзывы родителей, мониторинг познавательно-речевого развития детей. Срок: май. Заключение к проекту «Юные писатели» Данный проект может быть реализован в условиях большинства до-школьных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, а воздействие на участников трудно недооценить. В его реализацию активно включены родители воспитанников, социальные партнеры. Следовательно, взаимодействие семьи, ребенка и воспитателей значительно повышается, что позволяет качественно решать данную проблему. Возможность распространения проекта на локальном уровне: внед-рение проекта «Юные писатели» в других группах ОО. На муниципальном и региональном уровнях: обмен опытом (размещение материалов на сайте ОО); распространение опыта на педагогических порталах и сайтах сети Интернет. Список использованной литературы. 1. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Развитие речи детей 5-6 лет. Дидактиче-ские материалы; Вентана-Граф — Москва, 2010. 2. Чулкова А. В. Формирование диалога у дошкольника; Феникс — Москва, 2008. 3. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации; Мозаика-Синтез — Москва, 2008. 4. Парамонова Л. Г. Упражнения для развития речи; АСТ — Москва, 2012 5. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности; Мозаика-Синтез — Москва, 2012 6. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок; Мозаика-Синтез — Москва, 2005. 7. Герасимова А.С. Уникальное руководство по развитию речи / Под ред. Б.Ф. Сергеева. – 2-е изд. – М.: Айрис – Пресс, 2004. 8. Дубинина Т.Н. Умей объяснить и доказать: развитие связной речи у до-школьников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – Бела-русь. – 2002. 9. Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду, «Просвещение», 1977

. Приложение 1 Перспективный план работы с детьми и родителями, в рамках реализации проекта «Юные писатели»

 Сентябрь.Знакомство с библиотекой, формирование интереса к книгам. Приобщение родителей к семейному чтению. Экскурсия в детскую библиотеку №25. Оформление семейных абонементов, подготовка списка рекомендуемой к прочтению детской литературы. Знакомство с видами книг, беседы о значении книг для людей, рассказывание о своих любимых сказках.

 Октябрь. Красная книга глазами детей (в рамках года экологии). Формирование представлений о животных и растениях, нуждающихся в защите человека. Воспитание интереса к книгам о природе и животных. Формирование предпосылок к экологической грамотности. Выставка литературы для детей и родителей, экскурсия в краеведческий музей г Сургута. Выставка книг, изготовленных детьми и родителями «Красная книга глазами детей». Чтение и рассматривание книг о природе родного края и страны, составление рассказов, загадок о животных.

 Ноябрь. Книга «О маме». Знакомство с произведениями о семье, маме. Воспитание уважительного отношения к родным людям. Формирование умения создавать образ мамы в рисунках, рассказах. Создание книг самоделок детьми и педагогами к празднику «День матери». Чтение и инсценировка произведений о семье. Составление рассказов о маме. Декабрь — январь. Новогодние приключения. Знакомство с новогодними традициями через рассматривание и чтение художественной литературы. Развитие фантазии, воображения, подробное знакомство с профессиями писателя, художника-иллюстратора, редактора. Выставка литературы для детей и родителей «Что та-кое новый год», изготовление семейных поделок с использованием литературных источников. Презентация книги «Новогоднее приключение Фиолетового осьминожка». Заучивание и инсценировка стихотворений «Новогоднее происшествие» В.Берестова и др. Совместное написание сказки детьми и педагогом, оформление книги «Новогоднее приключение Фиолетового осьминожка».

Февраль. Защитники Отечества. Закрепление знаний о том, кто такие защитники отечества, знакомство с героизмом русских солдат и простого народа во время войны, через чтение художественной литературы, развитие познавательно-речевой активности. Посещение тематического мероприятия в детской библиотеке №25. Чтение стихотворения произведений, заучивание стихотворений, составление своих рассказов об армии, солдатах.

Март. «Чудеса Семейного чтения». Побуждение родителей к семейному чтению, совместной продуктивной деятельности с детьми. Уточнение сформированности у детей способности понимания литературных произведений. Проведение конкурса презентаций наиболее понравившейся книги из рекомендованного списка литературы (совместно с Детской библиотекой №25). Беседы «Моя любимая книга», «Мой любимый герой». Выставка иллюстраций к любимым сказкам.

Апрель Театр и книга. Формирование понимания о взаимосвязи театра и литературы, умения сравнивать театральные постановки с литературными произведениями, знакомство с понятиями народная и авторская сказка. Совместное посещение Сургутской Филармонии. Про-смотр спектакля «Гуси-лебеди». Чтение, рассказывание русских народных сказок, их драматизация.

Май. Мы «Юные писатели». Закреплять умение придумывать, фантазировать в рамках литературных произведений, развивать познавательно-речевую активность. Спектакль для родителей «Заюшкина избушка», Спектакль для детей (с участием родителей). Продумывание сюжета сказки на новый лад совместно с детьми, драматизация. Приложение

3 Анкета для родителей 1. Читают ли в вашей семье книги? __________________________________________________________________ 2. Считаете ли вы необходимым приобщение детей к чтению художественной литературы? __________________________________________________________________ 3. Читаете ли вы книги своим детям? __________________________________________________________________ 4. Посещаете ли вы библиотеку? __________________________________________________________________ 5. Какую книгу вы прочли ребенку в этом месяце? __________________________________________________________________ 6. Считаете ли вы, что чтение художественной литературы способствует познавательному развитию вашего ребенка и развитию его ре-чи?_______________________________________________________________ 7. Нужна ли вам помощь в подборе литературы для чтения де-тям?______________________________________________________________ 8. Хотите ли вы посещать совместные мероприятия, направленные на приобщение вашего ребенка к художественной литературе и познавательно речевое развитие детей? Фото галерея проекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление с различными видами театра для повышения речевой активности детей старшего возраста

Ознакомление детей с различными видами театра  и непосредственное участие дошкольников в театрализованной деятельности ведет к  повышению и  эффективности  речевого развития детей ...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»...

«Развитие речевой активности детей старшего возраста».

laquo;Развитие речевой активности детей старшего возраста»....

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»

Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. При помощи речи выражают свои потребности, рассказывают о своих чувствах и переживаниях....

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»...