Конспект занятия по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Хикматуллина Гульнара Мусавировна

Конспект занятия по развитию речи в средней группе "Проделки Бабы Яги"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель: Обогащение опыта восприятия жанров фольклора.

Задачи:

Образовательные:

Формировать умение узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам. Закреплять умение использовать в речи прилагательные, обозначающие свойства предметов. Упражнять в умении согласовывать слова в роде. Активизировать и расширить словарный запас. Уточнять и расширять знания детей о сказках.

Развивающие:

Развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения. Развивать мышление, воображение, речь, зрительную память, наблюдательность.

Воспитательные:

Воспитывать интерес и любовь к сказкам, ценностное отношение к книгам.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».

Методы и приемы: Проблемная ситуация, беседа, дыхательное упражнение, художественное слово, дидактические игры.

Средства реализации: Избушка, кукла Баба – Яга, конверты с заданиями, варежки со снежинками, указка, карточки с изображениями героев сказок, иллюстрации к сказкам, разрезные картинки, мяч.

Словарная работа: Чудесная, волшебная, мудрая, загадочная.

Предварительная работа: Чтение сказок. Рассматривание иллюстраций к сказкам. Игры драматизации. Речевые игры с детьми. Разгадывание сказочных загадок.

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, меня зовут Гульнара Мусавировна, я буду сегодня вашим воспитателем. К нам сегодня пришли гости, поздороваемся.

 - Здравствуйте.

Дети: - Здравствуйте.

Воспитатель: Дети, а вы любите сказки?

Дети: Да.

Воспитатель: А какие сказки вы знаете?

(ответы детей)

Воспитатель: Я сегодня пришла к вам в гости и хочу прочитать сказку.

А давайте найдем в книжном уголке книгу со сказками.

(Подходим к книжному уголку. Дети ищут, найти не могут)

 - Ой, а где же наши книги, куда они пропали?

 (Ответы детей).

(направляю внимание на дом с «Бабой – Ягой»)

Дети, посмотрите, я вижу какую - то избушку. Подойдем поближе, посмотрим. Чья же эта избушка?

Дети: Бабы Яги.

Воспитатель: Это же избушка Бабы – Яги. Вот и сама Баба – Яга сидит. Не она ли спрятала наши книги?! (обращаюсь к Бабе - Яге)

 - Баба – Яга, это ты спрятала наши книги?

Она мне говорит, что вы вчера вечером не убрали книги на книжную полку, раскидали их по всей группе, поэтому она спрятала в своей избушке и закрыла на замок. Если мы хотим вернуть книги, то нам надо выполнить задания. Задания вы найдете на волшебном дереве, сзади избушки».

Воспитатель: Дети, будем возвращать книги и выполнять задания? 

Дети: Да.

Воспитатель: Я с вами согласна, будем выручать книги.

(дети садятся на стулья)

 - Я возьму конверт и прочитаю первое задание, которое приготовила Баба – Яга (читаю задание)

Задание 1. Дыхательное упражнение «Снежинки».

Первое задание. Нужно правильно сдуть снежинку с варежки не надувая щек.

Вдохните через нос полной грудью и подуйте на «снежинку», но при этом щеки не надувайте.

- Посмотрите, как я сдую. А теперь, давайте вместе попробуем.

С неба падают зимою

И кружатся над землёю

Лёгкие пушинки,

Белые снежинки.

(Дети выполняют дыхательное упражнение «Снежинки»).

Воспитатель: (дети садятся на стулья). Молодцы, мы справились с первым заданием.

2 задание.

Посмотрим, какое следующее задание приготовила нам Баба – Яга (беру следующий конверт и читаю). Здесь загадки!

- Дети, вы любите отгадывать загадки?

Дети: Да.

Воспитатель: Попробуем отгадать? Слушайте внимательно.

1.Носик круглый, пятачком,

Им в земле удобно рыться,

Хвостик маленький крючком,

Вместо туфелек - копытца.

Трое их - и до чего же

Братья дружные похожи.

Отгадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

(Три поросенка)

2. Утащили злые птицы

Кроху-братца у сестрицы,

Но сестричка, хоть мала

Все же братца то спасла.

Что за птицы в сказке были

И кому они служили?

(Гуси-Лебеди и Баба-Яга)

3. В гости к бабушке пошла,

Пироги ей понесла.

Серый Волк за ней следил,

Обманул и проглотил.

(«Красная шапочка»)

4. Долго-долго терпела посуда

И решила: «Уходим отсюда!»

Даже ложки ушли и стаканы,

И остались одни тараканы.

Все ушли от неё, без разбора.

Имя этой неряхи — … (Федора)

Воспитатель: Замечательно. Вы все загадки отгадали.

- Посмотрим следующее задание?

Дети: Да.

3 задание

(Открываю конверт)

Воспитатель: А в этом конверте лежит игра, которая называется «Подскажите слово». Поиграем?

Дидактическая игра «Подскажи слово»

(Дети подбирают прилагательное по смыслу предложения)

— Если в сказке есть добро, то она…(добрая)

— Если в сказке есть мудрость, то она …(мудрая)

— Если в сказке есть волшебство, то она …(волшебная)

— Если в сказке есть чудеса, то она …(чудесная)

— Если в сказке есть загадка, то она…(загадочная)

Воспитатель: Молодцы. Возьму следующий конверт (читаю задание)

4 задание

Воспитатель: «Я перепутала все ваши сказки, попробуйте их всех распутать и сказать, из какой сказки этот герой.

Воспитатель: Дети, попробуем распутать?

Дети: Да.

(Прошу детей подойти к столу, где лежат карточки с персонажами сказок).

Воспитатель: Дети, подойдите к столу. На столах лежат карточки с героями из сказок. Возьмите каждый по одному герою, подойдите к доске и попробуйте найти подходящую сказку.

(Дети прикрепляют героев под подходящей иллюстрацией сказок)

Воспитатель: Аня, из какой сказки твой герой?

Аня: Из сказки «Гуси лебеди»

(Спрашиваю у 3 – 4 детей)

Воспитатель: Кого украли Гуси-лебеди?

Дети: Иванушку.

Воспитатель: Вспомните, когда девочка побежала искать братца, кого она встретила?

Дети: Печку, яблоньку, речку.

Воспитатель: Гуси-лебеди добрые или злые?

Дети: злые.

Воспитатель: Чем закончилась сказка?

Дети: Аленушка со своим братцем смогли убежать от Бабы – Яги.

Воспитатель: Посмотрите следующую сказку. Всех ли героев правильно нашли?

Дети: Да.

Воспитатель: Как звали всех поросят?

Дети: Наф – Наф, Ниф-Ниф, Нуф-Нуф

Воспитатель: Какие дома строили поросята?

Дети: Из соломы, деревянных палочек и из камней.

Воспитатель: Если дом из соломы, то он какой?

Дети: Соломенный.

Воспитатель: Если дом из дерева?

Дети: Деревянный.

Воспитатель: А Наф – Наф строил дом из камней, то у него дом какой?

Дети: Каменный.

Воспитатель: От кого они спрятались?

Дети: От волка.

Физминутка

«Три поросенка»

Три пухлых поросенка приходят в гости к нам. (ходьба на месте)

Три ловких поросенка играют по утрам. (прыжки на двух ногах на месте)

Три быстрых поросенка бегут, бегут, бегут. (бег на месте)

Три славных поросенка танцуют и поют. (дети хлопают в ладоши)

Воспитатель: Дети, а вы узнали следующую сказку? Как называется эта сказка?

Дети: Сказка «Лисичка – сестричка и волк».

Воспитатель: Назовите героев этой сказки.

Дети: Волк, лиса, дедушка.

Воспитатель: За чем поехал дед в начале сказки?

Дети: За рыбой.

Воспитатель: Как лиса перехитрила деда?

Деи: Притворилась мертвой.

Воспитатель: Как лиса посоветовала волку ловить рыбу?

Дети:  Она сказала, чтобы волк опустил хвост в прорубь и ловил на него рыбу.

Воспитатель: Лиса какая?

Дети: Хитрая.

5 задание. Дидактическая игра «Собери картинку и назови сказку»

Воспитатель:  Посмотрим следующее задание. В этом задании нужно собрать картинку и назвать сказку.

- Дети, а сейчас подойдите каждый к своему столу и приступайте к заданию.

(дети собирают сказку из разрезных карточек)

Воспитатель: Радмир, как называется твоя сказка?

(Ответы детей)

(Спрашиваю у 3 – 4 детей)

Воспитатель: Замечательно. Мы справились с заданием Бабы – Яги. Давайте подойдем к избушке и посмотрим следующее задание.

6 задание. Дети, это наше последнее задание.

Дидактическое упражнение «Скажи наоборот» (с мячом)

Воспитатель: (читаю следующее задание)

Я называю слова, а вы попробуйте сказать наоборот. А отвечает тот, кому я кину мячик.

Медведь большой- мышка…маленькая.

Днем светло- ночью…темно

Зимой холодно- летом…жарко

Камень тяжелый- снежинка…легкая

Дерево высокое- кустик…низкий

У лисы хвост длинный – а у зайца… (короткий).

Воспитатель: Дети, все конверты закончились, давайте подойдем к Бабе – Яге.

 - Мы все задания выполнили. Возвращай нам книги. Мы обещаем, что будем беречь книги.

 - Где же находится ключ?

(подхожу и наклоняюсь Бабе – Яге)

 - Она говорит, что ключ находится у нее в мешочке.

(Беру ключ, открываю замок и достаю книги)

Рефлексия.

Воспитатель: Мы вернули наши книги в книжный уголок.

 - Дети, чтобы Баба Яга больше не забирала наши книги, что нужно делать?

Дети: Беречь, заботиться, подклеивать, не бросать, аккуратно читать.

Воспитатель: Дети, какое задание для вас было самым интересным? (ответы детей)

 - А какие сказки мы вспоминали?

Дети: «Гуси – лебеди», «Лисичка- сестричка и волк», «Три поросенка».

Воспитатель: Вы со всеми заданиями справились и за ваше старание, я хочу подарить вам книгу со сказками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи

Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....

Педагогическое мероприятие с детьми.Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»;Самоанализ педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему:»Теремок»)

Педагогическое мероприятие с детьмиКонспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»Самоанализ  педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...