Конспект ОД по развитию речи "Однажды во фруктовом саду"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Калюжная Оксана Геннадьевна

Конспект ОД по развитию речи "Однажды во фруктовом саду"

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

                ОД в старшей группе компенсирующей направленности

                              Тема:   «Однажды во фруктовом саду»  

  

 Задачи:

  • закреплять навык использования звука [Р,Рь] в слогах, словах и предложениях;
  • расширять и активизировать словарь детей по теме «Фрукты. Сад»;
  • развивать навыки взаимодействия со словами, формировать навык связного речевого высказывания с использованием опорных картинок, совершенствоаграмматический строй речи;
  • Закреплять  умение согласовывать числительное с существительным.
  • закрепить умение чтения слогов и слов с пройденными буквами.
  • воспитание самоконтроля за речью на основе фонематического восприятия и анализа.

Словарная  работа:

фрукты, фруктовый, абрикос, персик, груша, мандарин, гранат, хурма, помидор, дерево, варенье, компот, сок, джем, сад,  сорвать, собирать, ухаживать, спилить, белить, поливать, варить, резать, крошить.

Материалы и оборудование:

 Натуральные фрукты и овощи, натуральные фрукты со звуком [Р,Рь]: «Дидактическая игра «Поварята" (плоскостные изображения коробочки для сока, плоскостные изображения баночки для варенья, картинки с изображением фруктов), Игра "Лесенка в саду" (контурное изображение яблони, маркер), компьютерная развивающая игра «Собери фрукты», компьютерная презентация к артикуляционной гимнастике..

Ход занятия:

1.Организационный момент. Создание эмоционально положительного фона.

- Собрались все дети в круг,

Я - твой друг, и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Здравствуй, утро! Здравствуй, день!

Нам здороваться не лень.

2. Основной этап. Игра "Собери картинку".

-Ребята! Здесь на столе лежит конверт, посмотрим, что там. 

Воспитатель  открывает конверт, оттуда высыпаются части картинки.

- Ну вот, ребята, все высыпалось. У вас в руках кусочки картинки. Соберите её. Что у вас получилось на картинке?

-У  нас получился  фруктовый сад.

-А я сегодня хотела вас  пригласить в сад. Какие фрукты вы знаете? 

3.Игра  "Собери фрукты" (ИКТ). Согласование числительного с существительным, закрепить счет до 10.

После окончание игры заменить корзинки. В корзине натуральные фрукты.  

4.Игра "Лесенка в саду". Подбери слово «Какое может быть яблоко?». Образование относительных прилагательных.

-Ребята. Вы знаете  где растут фрукты? Правильно на фруктовых деревьях. Посмотрите какие яблоки выросли  на этой яблоне. Но яблоки растут высоко. Как вы думаете, что нам нужно, что бы  сорвать эти яблоки.

-Для того, что бы сорвать яблочко нужна лесенка.

(Вос-ль  рисует маркером рядом с яблоней лесенку без ступеней).

-Будем сегодня играть со словом «яблоко» — «Какое может быть яблоко?». Мы сейчас будем  подбирать  слова к слову яблоко, отвечать на вопрос какое яблоко. Одно слово - одна ступенька и так мы поднимемся вверх по лесенке.

(дети называют слово, сразу рисуют ступеньку на лестнице)

-Молодцы вы здорово справились с заданием. Подойдите ко мне…

5.Физкультминутка. Развитие координации речи с движением.

Я на лесенку  встаю,

Яблочко я достаю,

С яблочком бегу домой,

Мамочке подарок мой.

6.Развитие мимических мышц.

Мы пришли в сад. Какие большие яблоки!    Удивление.

А какие сочные груши!                                                   Восхищение.

А как их много!                                                                 Радость.

Откусили кусочек яблока, а там червячок.     Разочарование.

-Представьте, что вы едите  фрукт, который изображен на этой картинке. Выразите свое состояние мимикой.

7.Чтение слогов и слов с пройденными буквами.

-С помощью нашей лестницы мы можем сорвать яблоки.

Каждый ребенок берет одно яблоко. Педагог предлагает детям прочитать, что написано на оборотной стороне картинок.

Чтение слов  на звук Р (рак, рот, корова, топор, дыра)

8.Артикуляционная гимнастика. Развитие артикуляционной моторики.

-Сделаем  гимнастику для язычка. Вы помните, для чего мы делаем гимнастику для язычка?

Дети:

-Чтобы язычку легко было произносить звуки.

9.Пальчиковая гимнастика "Будем мы варить компот". Координация речи с движениями, развитие тонкой моторики, внимания и памяти.

- Поиграли с язычком, а теперь поиграем с пальчиками.

Будем мы варить компот

Фруктов нужно много. Вот.

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок,

Варим, варим мы компот

Угостим честной народ.

10.Игра "Поварята". Образование относительных прилагательных.

-Поварами сегодня, конечно, будем  мы с вами. А готовить мы будем сок и

варенье из разных фруктов. Вот вам  баночка для варенья, коробочка для сока.

Подумайте какой сок или варенье вы любите. Вот я, например, люблю сок из граната, я приготовлю гранатовый сок. Какой сок я приготовила?

11.Дидактическое упражнение «Что лишнее?» с использованием натуральных фруктов.  Развитие зрительного внимания и восприятия

-У меня  в корзине полно разных фруктов. Посмотрите

(Воспитатель  выкладывает фрукты на поднос, дети хором называют фрукты)

-Выбери только те фрукты, в которых есть звук [Р,Рь]. (Груша,персик, гранат, хурма, мандарин, яблоко).

Что лишнее и почему? Что вы знаете про звук Р?

12.Игра «Узнай фрукт». Упражнение на развитие правильного физиологического дыхания.
-А сейчас закройте  глаза и по запаху угадайте фрукт.

Развитие глубокого вдоха.

Воспитатель показывает, как делается глубокий вдох через нос: плавно  медленно, без подъема плеч.

13.Игра «Маленький волшебник».  Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительными суффиксами).

-Сейчас я вам предлагаю превратиться в маленьких волшебников. С помощью волшебной палочки вы будете превращать большой фрукт в маленький.

Воспитатель  выкладывает двусторонние карточки, с изображениями больших овощей и фруктов. Дети по очереди должны, дотрагиваясь «волшебной палочкой» до любой картинки, назвать фрукт и превратить его в маленький. Если задание выполнено правильно, ребенок переворачивает карточку, проверяет свой ответ и забирает картинку себе. Например: Это лимон. Я превращаю его в лимончик…

14. Итог занятия.

- Сегодня во время прогулки по саду я узнала, что вы очень много знаете о фруктах. Я думаю, что  вы  наверняка знаете, что фрукты являются не только вкусными, но и очень полезными. Ребята, а что вы можете нам сказать об этом.

-Во всех фруктах находятся полезные витамины.

-Свежие фрукты заменяют самые лучшие витамины из аптеки.

-Если мы будем постоянно кушать их, то не будем болеть.

 

 

 

 

Возраст: 5-6  лет

Цель:

Коррекционно-образовательные задачи:

закреплять навык использования звука [Р,Рь] в слогах, словах и предложениях;

расширять и активизировать словарь детей по теме «Фрукты. Сад»;

развивать навыки взаимодействия со словами, формировать навык связного речевого высказывания с использованием опорных картинок, совершенствоаграмматический строй речи;

Закреплять  умение согласовывать числительное с существительным.

закрепить умение чтения слогов и слов с пройденными буквами.

Коррекционно-развивающие задачи:

развивать умение выделять звук [Р,Рь] из ряда других звуков в слове;

развивать навык кинестетического анализа при выполнении дифференцированных артикуляционных движений частями языка, губ, пальцев рук;

развивать память, концентрацию и устойчивость внимания через использование специальных упражнений; развивать правильное физиологическое дыхание.

Воспитательные задачи:

воспитание самоконтроля за речью на основе фонематического восприятия и анализа.

Словарная  работа:

фрукты, фруктовый, абрикос, персик, груша, мандарин, гранат, хурма, помидор, дерево, варенье, компот, сок, джем, сад,  сорвать, собирать, ухаживать, спилить, белить, поливать, варить, резать, крошить.

Материалы и оборудование:

 Натуральные фрукты и овощи, натуральные фрукты со звуком [Р,Рь]: «Дидактическая игра «Поварята" (плоскостные изображения коробочки для сока, плоскостные изображения баночки для варенья, картинки с изображением фруктов), Игра "Лесенка в саду" (контурное изображение яблони, маркер), компьютерная развивающая игра «Собери фрукты»,компьютерная презентация к артикуляционной гимнастике.

Предварительная работа:

Работа с ребенком:

разучивание  артикуляционных упражнений;

разучивание пальчиковых  упражнений;

 постановка    звука  [Р,Рь].

подготовка к обучению чтения.

Подготовка учителя-логопеда:

разработка конспекта коррекционного занятия;

разработка дидактических пособий «Лесенка в саду», "Поварята";

 подготовка аппаратного обеспечения и электронных образовательных ресурсов.

Ход занятия:

1.Организационный момент. Создание эмоционально положительного фона.

-Дорогие ребята! Я очень рада видеть вас  сегодня такими здоровыми и красивыми. Посмотрите, сколько гостей пришли к нам сегодня. Поздоровайтесь и поделитесь с ними хорошим настроением.

- Собрались все дети в круг,

Я - твой друг, и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Здравствуй, утро! Здравствуй, день!

Нам здороваться не лень.

2. Основной этап. Игра "Собери картинку".

-Ребята! Здесь на столе лежит конверт, посмотрим, что там.

Логопед открывает конверт, оттуда высыпаются части картинки.

- Ну вот, ребята, все высыпалось. У вас в руках кусочки картинки. Соберите её. Что у вас получилось на картинке?

-У  нас получился  фруктовый сад.

-А я сегодня хотела пригласить в сад. Какие фрукты вы знаете?

Играет музыка из сказки про красную шапочку, входит красная шапочка.

-Здравствуйте ребята и  гости дорогие. Я иду в сад собирать фрукты для своей бабушки, вы мне поможете собрать.

Логопед. Поможем, правда ребята, мы как раз собирались в сад.

3.Игра  "Собери фрукты" (ИКТ). Согласование числительного с существительным, закрепить счет до 10.

После окончание игры заменить корзинки. В корзине натуральные фрукты.

Красная Шапочка:

-Спасибо ребята вы помогли мне собрать целую корзинку фруктов (показывает детям), теперь можно мне отправляться в гости к бабушке.

Дети:

-Красная  Шапочка оставайся с нами, поиграем, погуляем в сад. А потом все вместе пойдем к бабушке.

4.Игра "Лесенка в саду". Подбери слово «Какое может быть яблоко?». Образование относительных прилагательных.

Логопед.

-Ребята. Вы знаете  где растут фрукты? Правильно на фруктовых деревьях. Посмотрите какие яблоки выросли  на этой яблоне. Но яблоки растут высоко. Как вы думаете, что нам нужно, что бы  сорвать эти яблоки.

-Для того, что бы сорвать яблочко нужна лесенка.

(Логопед рисует маркером рядом с яблоней лесенку без ступеней).

-Будем сегодня играть со словом «яблоко» — «Какое может быть яблоко?». Мы сейчас будем  подбирать  слова к слову яблоко, отвечать на вопрос какое яблоко. Одно слово - одна ступенька и так мы поднимемся вверх по лесенке.

(дети называют слово, сразу рисуют ступеньку на лестнице)

-Молодцы вы здорово справились с заданием. Подойдите ко мне…

5.Физкультминутка. Развитие координации речи с движением.

Я на лесенку  встаю,

Яблочко я достаю,

С яблочком бегу домой,

Мамочке подарок мой.

6.Развитие мимических мышц.

Мы пришли в сад. Какие большие яблоки!    Удивление.

А какие сочные груши!                                                   Восхищение.

А как их много!                                                                 Радость.

Откусили кусочек яблока, а там червячок.     Разочарование.

-Представьте, что вы едите  фрукт, который изображен на этой картинке. Выразите свое состояние мимикой.

7.Чтение слогов и слов с пройденными буквами.

-С помощью нашей лестницы мы можем сорвать яблоки.

Каждый ребенок берет одно яблоко. Педагог предлагает детям прочитать, что написано на оборотной стороне картинок.

Чтение слов  на звук Р (рак, рот, корова, топор, дыра)

8.Артикуляционная гимнастика. Развитие артикуляционной моторики.

-Сделаем  гимнастику для язычка. Вы помните, для чего мы делаем гимнастику для язычка?

Дети:

-Чтобы язычку легко было произносить звуки.

9.Пальчиковая гимнастика "Будем мы варить компот". Координация речи с движениями, развитие тонкой моторики, внимания и памяти.

- Поиграли с язычком, а теперь поиграем с пальчиками.

Будем мы варить компот

Фруктов нужно много. Вот.

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок,

Варим, варим мы компот

Угостим честной народ.

10.Игра "Поварята". Образование относительных прилагательных.

-Поварами сегодня, конечно, будем  мы с вами. А готовить мы будем сок и

варенье из разных фруктов. Вот вам  баночка для варенья, коробочка для сока.

Подумайте какой сок или варенье вы любите. Вот я, например, люблю сок из граната, я приготовлю гранатовый сок. Какой сок я приготовила?

11.Дидактическое упражнение «Что лишнее?» с использованием натуральных фруктов.  Развитие зрительного внимания и восприятия

-У нашей Красной Шапочки в корзине полно разных фруктов. Посмотрите

(Логопед выкладывает фрукты на поднос, дети хором называют фрукты)

-Выбери только те фрукты, в которых есть звук [Р,Рь]. (Груша,персик, гранат, хурма, мандарин, яблоко).

Что лишнее и почему? Что вы знаете про звук Р?

12.Игра «Узнай фрукт». Упражнение на развитие правильного физиологического дыхания.

-А сейчас закройте  глаза и по запаху угадайте фрукт.

Развитие глубокого вдоха.

Логопед показывает, как делается глубокий вдох через нос: плавно  медленно, без подъема плеч.

13.Игра «Маленький волшебник».  Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительными суффиксами).

-Сейчас я вам предлагаю превратиться в маленьких волшебников. С помощью волшебной палочки вы будете превращать большой фрукт в маленький.

Логопед выкладывает двусторонние карточки, с изображениями больших овощей и фруктов. Дети по очереди должны, дотрагиваясь «волшебной палочкой» до любой картинки, назвать фрукт и превратить его в маленький. Если задание выполнено правильно, ребенок переворачивает карточку, проверяет свой ответ и забирает картинку себе. Например: Это лимон. Я превращаю его в лимончик…

14. Итог занятия.

- Сегодня во время прогулки по саду я узнала, что вы очень много знаете о фруктах. Я думаю, что  вы  наверняка знаете, что фрукты являются не только вкусными, но и очень полезными. Ребята, а что вы можете нам сказать об этом.

-Во всех фруктах находятся полезные витамины.

-Свежие фрукты заменяют самые лучшие витамины из аптеки.

-Если мы будем постоянно кушать их, то не будем болеть.

-Нашей Красной Шапочке уже пора к своей бабушке. Она тебя уже заждалась.

Красная Шапочка приглашает детей в гости к бабушке. Дети уходят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию зрительного восприятия "Фруктово-овощная радуга"

развитие зрительного восприятия и цветовосприятия в подготовительной группе детского сада...

Конспект занятия по развитию зрительного восприятия "Фруктово-овощная радуга"

развитие зрительного восприятия и цветовосприятия в подготовительной группе детского сада...

Конспект занятия по развитию речи в детском саду во второй младшей группе по фгос

Конспект занятия по развитию речи в детском саду во второй младшей группе по фгосХод Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг и возьмемся за руки. Чувствуете тепло которое идет от ваших друзей...

Конспект занятия по развитию речи в детском саду в старшей группе

Учить детей образовывать однокоренные слова.Упражнять в согласовании слов в предложении.Познакомить с понятием домашний адрес, номер дома и квартиры.Активизировать в речи названия дома – животны...

Конспект занятия по развитию речи в детском саду. Младшая группа "Поиграем с куклой Таней"

Данный конспект может быть использован воспитателями дошкольных учреждений для проведения занятий по развитию речи с детьми второй младшей группы (3-4 лет)...

Конспект художественно эстетическому развитию лепка «Яблоки в саду»

Для решения задач, на занятиях максимально использовались все анализаторы ребёнка:звуковой ,зрительный ,тактильный....