Мастер-класс для воспитателей «Использование схем и моделей при формировании связной речи у детей старшего дошкольного возраста».
методическая разработка по развитию речи

Данишевская Анастасия Евгеньевна

Мастер-класс для педагогов старших и подготовительных групп

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx15.85 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс для воспитателей ДОУ

«Использование схем и моделей при формировании связной речи у детей старшего дошкольного возраста»

Уважаемые коллеги, образовательный процесс требует от педагогов ДОУ нового подхода к своей работе,использование новых формразвития и обучения детей. Чтобы помочь детям в формировании связной речи,мы предлагаем использовать метод схем и моделей.

Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, далее весь текст отображается в виде схемы. Ребёнок, опираясь на схему или таблицу,  легко воспроизводит текст. Схемы служат своеобразным зрительным планом для дошкольников.

Работа по мнемотаблице состоит из следующих этапов:

1. Рассматривание таблицы или схемы и разбор изображения;

2. Преобразование из абстрактных символов в образы;

3. Пересказ с опорой на символы;

А сейчас вашему вниманию я представлю мнемотаблицу для заучивания стихотворения. Дети быстро запоминают стихотворения при наличии схемы. (Схема стихотворения «Танкист)

А сейчас попробуйте сами составить мнемосхему для разучивания стихотворения «Праздник Победы» 

День Победы – светлый праздник,
Я ему так рад,
Потому что вместе с дедом
Еду на парад!
Я хочу в строю военном
Вместе с ним пройти,
Знамя красное Победы
Вместе с ним нести!
Пусть мой дедушка узнает –
Буду я в строю,
Защищать, как он, смогу я
Родину свою!

Перед вами листы бумаги и карандаши. Рисуем схематично. Так можно нарисовать любое стихотворение от простого до сложного. Нарисованное запоминается быстрее,потому что закрепляется не только слово,но и образ.

Также эффективно можно использовать мнемотаблицы при составлении и отгадывании загадок. При отгадывании этих загадок дети учатся по признакам, описанных при помощи символов,определять объект. Предлагаю вам также закодировать каждую загадку в мнемотаблицу или мнемосхему. Вашему вниманию представлены следующие патриотические загадки:

Подрасту, и вслед за братом

Тоже стану я солдатом,

Буду помогать ему

Охранять мою... (страну)

 Люблю поле и березки,

И скамейку под окном,

Заскучаю – вытру слезки,

Вспоминая о родном.

Никуда я не уеду,

Буду здесь работать, жить,

Сердцу место дорогое

Буду я всегда любить!

Место это знаю я,

А вы знаете, друзья? (Родина)

Брат сказал: «Не торопись –

В школе лучше ты учись!

Будешь там отличником –

Станешь... (пограничником)»

Моряком ты можешь стать,

Чтоб границу охранять,

И служить не на земле,

А на военном... (корабле)

Наряд ее мягкий чудесен,

Нет деревца сердцу милей.

И сколько задумчивых песен

Поется в народе о ней (береза)

А сейчас перейдем к работе с пересказом. Итак, перед вами, уважаемые коллеги, мнемотаблица к рассказу Виктора Драгунского «Арбузный Переулок» (читаем текст). Попробуем пересказать текст по цепочке (Педагоги пересказывают текст).

В заключение мастер-класса я предлагаю вам продолжить фразы:

- Я поняла,что.

- Теперь я могу.

- Я приобрела.

- Я научилась.

- У меня получилось.

- Мне захотелось.

Желаю вам успехов и творчества в работе с детьми!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ - "ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СХЕМ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОН Р"

В даной статье освещены актуальность данной темы, в каких разделах работы  коррекциии речи я использую данные схемы, какие формы связной речи равиваю на каждом этапе коррекционной работы. Также в...

Мастер - класс: «Мнемотехника – один из приёмов формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР».

«Мнемотехника – один из приёмов формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста  с ОНР».                          ...

Проект «Метод схем и моделей в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста на примере текстов военно-патриотической тематики»

Развитие связной речей у дошкольников посредсвом метода схем и моделей,  используя тексты военно-патриотической тематики...

Мастер-класс для педагогов "Использование приемов мнемотехники при формировании связной речи у детей старшего дошкольного возраста"

Масте-класс для педагогов,можно использовать в работе с родителями.https://disk.yandex.ru/d/Bgs6FtiqRYyksw ссылка на презентацию по мастер-классу....

Мастер-класс для педагогов "Использование приемов мнемотехники при формировании связной речи у детей старшего дошкольного возраста"

Главный инструмент нашего разума — это память. Память —это связь прошлого с настоящим и будущим, процесс сохранения прошлого опыта, дающий возможность его повторного использования....

Использование устного народного творчества в формировании связной речи у детей старшего дошкольного возраста

Фольклор - величайшее духовное наследие народа. Жанры устного народного творчества – эпосы, сказки, пословицы и поговорки, загадки несут в себе неоценимую педагогическую нагрузку. В них отражают...