Мастер-класс для педагогов "Путешествие в страну пальчиковых игр"
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Землянко Светлана Александровна

...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_dlya_pedagogov_-_puteshestvie.docx39.11 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер класс для педагогов  

«Путешествие в страну пальчиковых игр»

подготовила воспитатель

Землянко Светлана Александровна

Надым 2023

Цель:

Вызвать интерес к пальчиковым играм с детьми дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Выявить творческий потенциал педагогов.
  2. Упражнять в умении общаться и вырабатывать единое мнение.
  3. Познакомить педагогов с литературой по проблеме.

Планируемый результат:

Внедрение в практику работы с детьми дошкольного возраста игр и заданий, развивающих мелкую моторику и координацию движений рук.

Материал:

  1. Эмблемы капитанам – 2 штуки
  2. Таблицы классификации игр (3штуки)
  3. Фигурки оригами: Сорока-ворона, Ори и Ками

4Надписи: «Спортивный Берег», «Гора Внимания», «Большая Стройка», «Ярмарка», «Город Оригами»

  1. Распечатки заданий (в двух и одном экземплярах)
  2. Колокольчики на столы – 2 штуки
  3. Заготовки квадратов из цветной бумаги размером 10х10см
  4. Спички
  5. Схемы орнаментов «Солнышко» и «Маграритка»

Вступительное слово.

-Уважаемые коллеги! Вы хотите помочь Вашим детям:

1сделать рывок в развитии речи – улучшить произношение и обогатить лексику;

2подготовить руку ребенка к письму;

3предотвратить появление писчего спазма – частой беды начинающих школьников;

4развить внимание, терпение, умение сдерживаться именно тогда, когда это необходимо;

5стимулировать фантазию, проявить творческие способности;

6играя, освоить начала геометрии, как на плоскости, так и в пространстве;

7научиться управлять своим телом, чувствовать себя уверенно в системе «телесных

координат», что предотвратит возможность возникновения неврозов;

8ощутить радость взаимопонимания без слов, понять возможность несловесногообщения?

Тогда приглашаю Вас в путешествие по Стране Пальчиковых Игр на Корабле, преодолевая Море Игр.

Для этого нужно выбрать капитана и 2-х помощников капитана. Помощники капитана определитесь со своей командой для решения возможных ситуаций в путешествии.

- Команды! Прошу занять свои места на корабле!

По Морю Игр плывет наш корабль!

Слева по борту – игры, возникающие по инициативе самих детей как своеобразная практическая форма размышление ребенка об окружающей его природной и социальной действительности. К ним относятся самодеятельные игры – экспериментирования с природными объектами и явлениями, животными, людьми, игрушками и другими предметами и сюжетные самодеятельные игры (сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские и театрализованные).

Справа по борту -  игры, возникающие по инициативе взрослого (обучающие и досуговые игры). Они  приходят к детям от взрослых, но дети, освоив их, могут играть в них самостоятельно, что способствует обогащению самодеятельных игр.

Прямо – так называемые традиционные или народные игры, возникающие в глубинах этноса.

Все классы игр исторически связаны между собой. Наиболее древними являются игры-экспериментирования и примитивные символические сюжетные. За ними следуют архаические народные игры, на основе которых складывались обучающие и дуговые игры.

Данную классификацию игр предлагает С. Новоселов (Центр «Дошкольное детство» им. А. Запорожца г. Москва), выдвигая в качестве основы данной классификации категорию «инициативы», исходящей от субъектов игры.

Ведущими в дошкольном возрасте являются игры, возникающие по инициативе ребенка. Игры других классов в основном «обслуживают» процессы обучения и воспитания.

- Внимание! Мы  приближаемся к Стране Пальчиковых Игр!

Смотрите, какая-то странная птица

Над нами кружится, не мачту садится

И смотрит народ на нее удивленно:

Как будто сорока? А может, ворона?

Ведущий показывает на сороку-ворону (фигурку оригами) на окне.

Задание 1.

_Сорока-ворона – главная птица этой страны. Как вы думаете почему? (Именно ее игра впервые приводит самых маленьких ребятишек в Страну Пальчиковых Игр)

Вспомнить и изобразить игру «Сорока-Ворона»

Эта игра очень проста и важна для малышей, недаром у нее много игр-сестер в разных концах света. У афганцев о воробье, который невовремя подскользнулся, у персов – о    трусливых разбойниках, у жителей Верховьев Аму-Дарьи, рушанцев, взрослый кружит пальцем по детской ладошке со словами:

«Здесь зелень, родник, здесь куропатки воду льют, поют.

(Перебирает пальчики):

Этот варит,

Этот огонь разводит,

Этот еду раздает,

Другие едят,

А этому не дают.

Фрр… Полетели на отверстие в крыше!»

Разные народы, разные игры, разные тексты, но везде игра, обращена к годовалому ребенку и везде, одни и те же «магические» движения:

  • круги пальцем по руке ребенка,
  • поочередное загибание пальцев,
  • движение вверх по руке до подмышки, щекотки.

Народные игры мудры:  они вбирают в себя все то, что так необходимо ребенку. А годовалому малышу нужны:

  • близость мамы
  • простейший стишок,
  • гимнастика пальцев – отличный стимул для развивающейся речи,
  • легкий массаж.

Ребенок учится осознавать себя всего – от головы до пяток, понемногу превращать руки и ноги, из непослушных в послушные. Впоследствии это дает ребенку чувство уверенности в себе, самостоятельности, самообладания.

А мамино плавное движение вверх по руке помогает в этом, дает понять: «Вот она, моя рука! От пальцев до плеча!» А щекотка усиливает радостный телесный контакт с мамой.

- Мы подъезжаем к Спортивному Берегу. Когда-то давно здесь проводили соревнования пианисты, машинистки и актеры кукольного театра. Для всех этих профессий нужны гибкие и сильные пальцы, ловкие руки, поэтому у них существует пальчиковая гимнастика. Гимнастические упражнения учат пальцы

  • крепко сжиматься
  • растягиваться в разные стороны,
  • легко расслабляться.

Спортивный Берег

Разминка пальчиков

- Давайте и мы разомнем наши пальчики.

  1. «Кошка выпускает коготки»

Раз – поджать подушечки пальцев к верхней части ладони, прошипев, как рассерженная кошка «Ш-ш-ш!»

Два – быстро выпрямить и растопырить пальцы промяукав, как довольная киска: «Мяу!»

(повторить 3 раза)

  1. «Гонки»

2.1.   Гонки многоножек

Руки встают на край стола на кончики пальцев, превращаясь в пятилапых зверьков. По сигналу зверьки устремляются к противоположному краю стола, передвигая пальцами – ножками. Каждая ножка должно успевать делать шажок; скользить по столу и прыгать нельзя.

Чья многоножка добежит быстрее?

/Команды пробуют посоревноваться внутри своей команды/

2.2.   Гонки двуногих

На край стола встают выпрямленные указательные и средний пальцы, остальные пальцы прижаты к ладони. По сигналу двуножки бегут к противоположному краю стола.

/Команды пробуют посостязаться внутри своей команды/

  1. Гонки слонов

Указательный и безымянный пальцы – передние ноги слона. Большой палец и мизинец – задние ноги слона.

Вытянутый вперед средний палец – хобот.

Слон, переваливаясь, шаг за шагом ступает по столу. Подпрыгивать и касаться хоботом земли слону строго запрещено. Когда слон научиться ходить и бегать, можно устраивать гонки.

Позже, когда движения «слона» станут привычными, для ведущей руки можно выпустить и второго «слона» - вторую руку.

Чей слон проворнее?

/Пробуют команды/

Задание 2.

Соревнования:

  1. «Гонки многоножек»,
  2. «Гонки двуногих»

Предложить соревнования членам команд (по 1 человеку  от команды). Стоимость выполнения задания определяется в 1 балл.

  1. «Большой веер» -  упражнение на расслабление.

Руки – от локтя превращаются в большой веер – опахало. Пальцы – кончики перьев веера – мягкие, гибкие, расслабленные. Обмахиваться веером нужно плавными движениями, чтобы почувствовать на лице широкую струю воздуха от ладони.

/Выполняют одновременно обе команды вместе с ведущим, лучше стоя./

Задание 3.

Пальцевые упражнения.

Время на выполнения – 1 минута.

1 команде

1).   Изобразить цветок в сочетании со стихотворением:

Наши красные цветки

Расправляют лепестки

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши красные цветки

Закрывают лепестки,

Головой качают,

Тихо засыпают.

2).   Изобразить встречу 2-х бабочек – большой и маленькой.

2 команде

1).   Изобразить стаю рыб, спасающихся от хищной рыбы

/На расслабление кисти руки и ориентировку в пространстве. Отрабатываются движения спиной вперед/

2).   Изобразить птицу колибри в полете.

/Детям можно передоложить показать характер полета птицы, а ее название пусть отгадывают другие дети/

Задание 4.

Ярмарка

- Постепенно двигаясь по Спортивному Берегу мы попали на Ярмарку пальчиковых игр.

Дети с помощью взрослых могут инсценировать руками стихи.

Предлагаю всем русскую игру «Гости»

Ладони сомкнуты, пальцы прижаты друг к другу.

- Мама, мама!                   Мизинцы 4 раза постукивают друг о друга

- Что, что, что?                 3 раза постукивают друг о друга указательные пальцы

- Гости едут!                     Мизинцы постукивают

- Ну и что?                        Указательные пальцы постукивают

- Здрасьте, здрасьте!        Средний и безымянный пальцы 2 раза («обнимаются»)        

                                                     перекрещиваются с теми же пальцами другой руки,  

                                                     обходя их то слева, то справа.

- Чмок, чмок, чмок            Средний и безымянный (4-й) пальцы постукивают по  

   (гости целуются)                     тем же пальцам другой руки

Задание 5.

«Попробуйте изобразить предметы и явления при помощи рук, не называя их,  другая команда должна догадаться, что вы изобразили».

Время на выполнения – 1 минута.

Стоимость выполнения задания определяется в 1 балл за правильно выполненное задание.

1 команде

Изобразите  малыша, который взбирается на дерево, солнечные лучи, пчелиный рой.

2 команде

Изобразите улитку, кораблик, пьющего человека.

Задание 6.

«Попробуйте инсценировать стихи при помощи рук».

Время на выполнения – 1 минута.

Стоимость выполнения задания определяется в 1 балл за правильно выполненное задание.

1 команде

«Кря! Кря! Кря»!

Пять маленьких, худеньких, глупых утят

За мамою уткой угнаться хотят.

Угнаться за мамою уткой?

Серьезное дело! Не шутка!

Но кротка прогулка. Близко берега.

Четыре утенка кричат «Га, га, га!»

Они ведь не куры – утята.

 Они из воды не хотят ведь.

Качает утят на прибрежной волне,

А маленький самый, с пятном на спине,

Плывет, говоря: «Кря! Кря! Кря!»      -  2 раза

2 команде

«Котята»

Вот пятеро котят. Один ушел – и нет его.

Ну, нет его  - и нет. Котят осталось четверо.

Вот четверо котят. Один ночной порою

На дерево залез – котят осталось трое.

Но где-то запищал мышонок тонко-тонко

Котенок услыхал – осталось два котенка.

Один из них с мячом исчез в дверях бесследно,

Он к миске подошел и, как и должно киске,

Лакать за пятерых стал молоко из миски.

             Горы внимания

- А вот и Гора Внимания!

- Пальчиковые игры, живущие на этой Горе, развивают все виды внимания, обостряют чувствительность ушей, глаз и даже нашей кожи.

Задание 7.

Предлагаю обеим командам сыграть в игру «Солнце, заборчик, камешки»

Время на выполнения – 5 минут.

Стоимость выполнения задания определяется в 1 балл за каждого оставшегося в игре игрока.

Обе команды становятся полукругом напротив друг друга.

Ведущий (капитан) командует играющим постоянно ускоряя темп:

- Солнышко!     -   (руки поднять вверх, пальцы растопырены)

- Заборчик!      -     (руки подняты вверх, ладони выпрямлены, пальцы  прижаты  

                                       друг к другу)  

- Камешки!         -   (руки сжаты в кулаки)

Играющие выполняют команды. Кто первым собьется – выходит из игры.

Усложнение:

«Превращение первое»:

«камешки» – в «заборчик», «заборчик» – в «камешки!»

Теперь на команду «камешки» надо показывать «заборчик», а на команду «заборчик» - «камешки». Первый сбившийся выходит из игры.

«Второе превращение»:

«солнце» - в «камешки», «камешки» - в «заборчик», «заборчик»  - в «солнце» и т.д. пока не останется 1 игрок.

Задание 8.

Время на выполнения – 1 минута.

Через 1 минуту обсуждения команда, первой прозвонившая в колокольчик должна дать правильный ответ.

Стоимость правильно выполненного задания определяется в 1 балл.

Вы заметили, что ребенок рисует левой рукой.

 Как Вы поступите в данной ситуации? Как можно определить леворукость у ребенка?

(Ответ: ведущая левая нога, левая рука, левый глаз….)

                                     Большая стройка

- Внимание! Следующая остановка - Большая Стройка. Здесь живут пальчиковые игры, развивающие мышление ребенка, его мелкую моторику Дети обожают играть на стройках. Там интересно и опасно. А в Стране Пальчиковых Игр Большая Стройка совершенно безопасна. Здесь строят из пластилиновых шариков и из спичек.

Задание 9.

«Постройте из спичек и пластилиновых шариков дом, в котором Вам  хотелось бы жить/ или постройте  колодец без пластилина объмный».

- Подумайте, чем хороши такие задания?

Время на выполнение – 3 минуты.

Стоимость выполнения задания определяется в 1 балл за постройку самого высокого дома/ колодца.

- Такие задания хороши еще и тем, что взрослые по ходу строительства объясняют детям основы геометрии: треугольник, квадраты, а это призма – ребенок сам додумывается до этого понятия, ставя шалашиком спички и в будущем он будет дружен с пространственной геометрией. Можно просто построить плоские фигурки на столе, без пластилина.

Задание 10.

Команда, первая догадавшаяся, о чем идет речь, должна позвонить в колокольчик.

Стоимость выполнения задания определяется в 1 балл.

- Мы приближаемся, г городу, где живут фигурки, вроде живые, но из чего-то сделанные. Это слово пришло к нам и Японии. Там в течение веков монахи ставили эти фигуры на алтаре. Так они совершали символические подношения Божеству. Позже это стало семейным развлечением японцев, частью национальной культуры, в том числе и в России.

Ведущий ждет ответа команд

                              Город оригами

Выставляются 2 фигурки: Ори и Ками

Задание 11.

Команда, первая выполнившая задание приносит своей команде 1 балл.

1 команде

Сложите из бумаги по схеме «Солнышко»

2 команде

Сложите из бумаги по схеме «Маргаритку».

Задание 12.

«Составьте художественную композицию из фигурок оригами, которые вы умеете делать»

Время на выполнение – 7 минут.

За выполнение этого задания команда дополнительно получает 1 балл.

Задание 13.

«Назовите,  какие еще задания, упражения развивают ручную умелость детей?»

В заключении

Показываю педагогам, как можно сделать кубик из бумаги (оригами) без использования клея.

Педагоги одновременно  с показом  капитана (ведущего) выпоняют складывание фигуры куба

Повышение уровня психолого-педагогической грамотности педагогов в вопросах знакомства со способами и приемами проведения пальчиковых игр.

Список используемой литературы

  1. Развиваем руки – чтоб учиться и писать и красиво рисовать. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В., - Ярославль, «Академия развития», 1997г.
  2. Развивающие игры с малышами до трех лет. Сост. Галанова Т.В., - Ярославль, «Академия развития», 1997г.
  3. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Кирпищикова А.С., - Екатеринбург, «Научно-методический Центр Проблем Детства», 1997г.
  4. Страна пальчиковых игр. Рузина М.С, Афонькин С.Ю., - Санкт-Петербург, «Дельта», 1996г.
  5. О новой классификации детских игр. Новоселова С../ж. «Дошкольное воспитание № 3/1997г., с. 84/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс для воспитателей: «Организация и проведение пальчиковой гимнастики, способствующей развитию речи детей».

Мастер – класс для воспитателей: «Организация и проведение пальчиковой гимнастики, способствующей развитию речи детей»....

Мастер-класс для родителей «Занимательные словесные и пальчиковые игры для развития речи детей дошкольного возраста»

Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок знакомится с окружающим миром, познает самого себя, своё место в этом мире. Иг...

Конспект мастер-класса для родителей на тему "Оздоровительные пальчиковые игры"

Данный мастер-класс посвящен таким технологиям здоровьесбережения, как пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры с предметами, игровой самомассаж кистей и пальцев рук, которые активно используются в де...

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДОГОВ ДОО « ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

Цель данного мастера-класса: познакомить педагогов с видами нетрадиционных пальчиковых игр и их использование в образовательном процессе ДОУ....

Мастер-класс для родителей "«Занимательные словесные и пальчиковые игры для развития детей дошкольного возраста»

Цель: Помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики и сенсорному развитию детей раннего возраста в домашних условиях, повысит...

Мастер-класс для родителей "Занимательные словесные и пальчиковые игры для развития речи детей дошкольного воззраста"

Мастер - класс  для родителей по развитию речи детей дошкольного с использованием словесных и пальчиковых игр с подробным описанием....