Консультация для родителей "Пальчиковые игры по лексической теме "Зима""
консультация по развитию речи

Мартынова Галина Степановна

Консультация для родителей "Пальчиковые игры по лексической теме "Зима""

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon palchikovye_igry_po_leksicheskoy_teme_zima.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

 Пальчиковые игры по лексической теме «Зима»

Педагоги и психологи очень часто обращают внимание родителей на то, что формированию устной речи ребенка способствуют точные движения пальцев рук, их достаточная точность, т.е. зависит от мелкой моторики. Что такое мелкая моторика рук? Мелкая моторика рук - это скоординированные действия кистей и пальцев рук, которые выполняются в совокупности с нервной, костной, зрительной и мышечной системами. Другими словами, это способность манипулировать маленькими по размеру предметами, при этом в действии находятся только мелкие мышцы организма.

Мелкая моторика оказывает большое влияние на развитие ребенка и на формирование его устной речи. Помимо формирования устной речи мелкая моторика важна и для развития таких важнейших психических процессов как памяти, восприятия окружающего мира, мышления, логики и внимания.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики является разучивание пальчиковых игр. Пальчиковые игры – это универсальный дидактический и развивающий материал, который можно применять как в детском саду, так и в домашней обстановке. Такие игры увлекательны и способствуют не только развитию речи, но и развитию творческой деятельности дошкольников.

 В ходе разучивания и повторения пальчиковых игр дошкольники, повторяя движения взрослых, воздействуют на нервные окончания рук, активизируя при этом мозговую деятельность. Тем самым формируется не только устная речь, но и вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковые игры – это своеобразный массаж и гимнастика для пальцев рук и ног. Движения в таких играх обычно сопровождаются короткими веселыми стихами, и дети с удовольствием их повторяют. Для малышей пальчиковые игры являются самостоятельным занятием, а для старших дошкольников они могут стать разминкой между упражнениями.

Зимнее время года дает уникальный материал для ознакомления дошкольников с сезонными изменениями в природе, с особенностями жизни животных и растений зимой, а так же знакомит с жизнью людей в холодное время года. По лексической теме «Зима» имеется разнообразный материал пальчиковых игр. Педагоги,  воспитатели, а так же родители могут использовать в своей работе представленные пальчиковые игры, или любое интересное стихотворение, придумав к нему разнообразные движения руками, туловищем, пальцами рук и ног.

Ниже приведены пальчиковые игры, которые я использую в работе с дошкольниками.

Снежный ком

Взяли дети белый ком,                   Изображаем ком.

Будем строить снежный дом.        Движения, изображающие лепку снежков.

Мы польем его водой,                    Имитируем движения

Домик будет ледяной                    "поливаем водой"

Ком за комом мы кладем,              Ставим кулачок на кулачок.

Вот и вылепили дом.                      Руки поднимаем «домиком» над головой.

Снежок

Раз, два, три, четыре,                             Хлопки в ладоши

Мы с тобой снежок слепили.               Лепить, меняя положение ладоней

Круглый, крепкий, очень гладкий.      Имитируем движения

И совсем-совсем не сладкий!               Грозим пальцем

Раз – подбросим,                                   Подбросить, посмотреть вверх

Два – поймаем.                                      Поймать снежок

Три – уроним                                         Уронить снежок на пол

И … сломаем!                                        Топают ногами.

Мы во двор пришли гулять

Раз, два, три, четыре, пять                     Хлопки в ладоши

Мы во двор пришли гулять.                  «Идём» пальцами

Бабу снежную лепили,                           имитируем движения

Птичек крошками кормили,                  Крошащие движения всеми пальцами

С горки мы потом катались,                 Скатываем ладони по ногам

А ещё в снегу валялись.                         Показываем ладони разной стороной

Все в снегу домой пришли.                   Отряхиваемся от снега

Съели суп, и спать легли.                      Движения по тексту

Копаю, копаю лопаткой снежок               «копают» снежок

Построю из снега домок-теремок             руки над головой, сделать крышу

И окна, и двери я вырублю в нем,            имитируют движения 

Почищу дорожки, посыплю песком.        имитируют движения

А зайке скажу: «Приходи ко мне жить!    позвать руками 

Мы будем, зайчишка, с тобою дружить!»  обнять себя за плечи

Снеговик

Мы слепили снежный ком,          имитируем лепку снежного кома

Шляпу сделали на нем,                Соединяем руки над головой

Нос приделали и вмиг                 Приставляем два кулака к носу

Получился снеговик!                   Нарисовать в воздухе три круга

Снеговик

Раз - рука, два - рука                          показать ладони по очереди

Лепим мы снеговика                          имитация по тексту

Три, четыре, три, четыре.                  хлопки в ладоши

Нарисуем рот пошире.                      рисуем пальцем улыбку

Пять - найдем морковь для носа      приставляем два кулачка к носу

Угольки найдем для глаз                  погладила над глазами

Шесть – наденем шапку косо,          руки над головой 

Пусть смеется он у нас.                    Покрутить головой

Семь и восемь, семь и восемь.         хлопки в ладоши

Мы плясать его попросим.               вращение кистями        

Маша варежку надела.                     имитируем надевание варежки на руки

Ой, куда я пальчик дела?                 загибаем большой палец

Нету пальчика, пропал

В свой домишко не попал.

Маша варежку сняла.        имитируем снятие варежки

Поглядите-ка, нашла!                       высовываем пальчик

Ищешь, ищешь, не найдешь.           «фонарики» ладонями

Здравствуй, пальчик,                        пальчик здоровается, кивает

Как живешь?

Белый пух, снежный пух,                плавные движения кистями вверх-вниз

Все-все-все в пуху вокруг.

Пух на шапках                                  погладить голову

Пух на шубках,                                 погладить плечи

Пух на бровках,                                погладить брови

Пух на губках.                                  похлопать по щекам

Как щекотно — ух!                          щекочем талию

Кто щекочет — пух!                        подуть на пушинки

Медведь в берлоге крепко спит,     загибаем мизинец

Всю зиму до весны сопит.

Спят зимою бурундук,                     загибаем безымянный палец

Колючий ежик и барсук                  загибаем средний и указательный пальцы

Только заиньке не спится,               показываем большой палец

Убегает от лисицы                           вращаем пальцем

Мелькает он среди кустов,

Напетлял - и был таков!                  спрятать большой палец в кулак   

Ветер тучу-мельницу крутит во весь дух, 

(крутим ручками, словно мельница)

И на землю стелется белый-белый пух 

(плавные движения кистями вверх-вниз)

Закрывайте окна, закрывайте двери,

(имитация движений)

Закрывайте уши, закрывайте нос,

(имитация движений)

Ходит, бродит по дорогам 

Старый дедушка Мороз.

(ходьба указательным и средним пальцами)

Щиплет уши, щиплет нос,  

Щиплет щёчки дед Мороз.

(показываем названные части тела)

Снег пушистый лег на ветки.          плавные движения кистями вверх-вниз

И гулять бегут все детки.                 пальчики «бегут»

Лепят бабу под окном,                     имитация лепки

Дружно катят снежный ком.           имитация по тексту

Лыжи, санки и коньки                     скользящие движения ладоней по коленям

Мчатся наперегонки.

Маленькая снежинка села на ладошку,       показывают снежинку

Я ее поймаю, посиди немножко.                  накрывают ее ладошкой

Раз, два, три, три, четыре, пять                    загибают пальчики

Отпускаю полетать.                                       дуют на снежинку

Протянула я ладошку,                                            протянуть по очереди ладошки

Чтоб поймать снежинку-крошку,                 сжать кулачки, покрутить ими

И ее поймала!

- Мама! Вот что в кулачке!                            разжать по очереди кулачки

А снежинки нет в руке…                                       протянуть по очереди ладошки

Плохо я держала                                             потереть ладошки друг об друга

И она сбежала.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковые игры по лексической теме "Грибы. Лесные ягоды" в режиме дня.

Пальчиковые игры по лексической теме "Грибы. Лесные ягоды" в режиме дня с детьми средней группы развивают мелкую моторику, умение выполнять упражнения правой, левой и двумя руками. В конспект включены...

"Играем с ребёнком" игры на лексические темы.

Для расширения словарного запаса и обучения правильному словообразованию нужно играть с детьми в  тематические игры. Отработка каждой темы включает в себя разные игры. Некоторые из них ...

Консультация для воспитателей "Дидактические игры и лексические упражнения в развитии словаря детей"

Консультация для воспитателей "Дидактические игры и лексические упражнения в развитии словаря детей"...

Консультация для воспитателей"Дидактические игры и лексические упражнения в развитии словаря детей"

Консультация для воспитателей "Дидактические игры и лексические упражнения в развитии словаря детей"...

Консультация для учителей-логопедов"Развитие лексической стороны речи детей в игре"

Развитие лексической стороны речи детей является важным разделом логопедической работы. Ребёнок должен уметь узнавать и понимать те слова, которые слышит, уметь отбирать слова для высказываний и прави...

Консультация для родителей "ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ « НАСЕКОМЫЕ»

Познакомить родителей с играми и упражнениями по теме "Насекомые"...

Мастер-класс для педагогов «Мы играем» коммуникативные игры по лексическому блоку: «Я - человек»

В мастер классе для педагогов представлена  вариативность применения коммуникативных  игр в  процессе организации организованной  образовательной деятельности и обогащение со...