«Речевое развитие старших дошкольников посредством использования развивающих игр В.В. Воскобовича и наборов по LEGO–конструированию»
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Ковалева Татьяна Эдуардовна

Методическая разработка взаимодействия с родителями по речевому развитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_razvitiyu_rechi.docx35.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

                      «Детский сад № 11 «Колосок»

Тема: «Речевое развитие старших дошкольников посредством использования развивающих игр В.В. Воскобовича и наборов по LEGO–конструированию»

Составили: воспитатели Чернова. Ю. В.

Ковалева. Т. Э.

г. о. Семеновский

Цель:

  • Повышение образовательной компетентности родителей  через использование инновационных игровых технологий при организации совместной и самостоятельной деятельности с детьми;
  • Повышение педагогической культуры родителей.

Задачи:

  • Дать представление о процессе изготовления хлебобулочных изделий, их разнообразии;
  • Упражнение  в развитии координации речи с движениями, умение согласовывать слова и действия;
  • Развитие мелкой моторики рук;
  • Развитие артикуляционного аппарата;
  • Совершенствование навыков  звуко – буквенного анализа у детей;
  • Закрепление умения у  детей отвечать полным ответом;
  • Развитие связной диалогической речи;
  • Развитие памяти, внимания, логического мышления через игры и игровые упражнения;
  • Привитие навыка работы с ЛЕГО конструктором, закрепление умения у детей действовать по схематической модели;
  • Воспитание интереса к конструированию из ЛЕГО;
  • Формирование умения работать с ИКТ; 
  • Воспитание у детей любви и бережного отношения к хлебу, уважение к труду людей;
  • Воспитание взаимопонимания, ответственности, доброжелательности,  инициативности, желания помочь друг другу, работая в команде. 

Предварительная работа:

  • Разработка сценария;
  • Подготовка презентации;
  • Чтение рассказов и сказок детям о хлебе, рассматривание иллюстраций, разучивание загадок, пословиц, закличек и стихов о хлебе;
  • Беседа о сборе урожая хлеба;
  • Рассматривание иллюстраций колосьев пшеницы, хлебного поля, сельскохозяйственной техники;
  • Знакомство детей с развивающими пособиями В.В. Воскобовича такими как: «Чудо – крестики 2», «Геоконт», «Ларчик», «Квадрат В.В. Воскобовича». Знакомство с элементарными правилами работы с  конструктором «LEGO EducationWeDo 2.0»;
  • Консультация для родителей на тему «Инновационные игровые методики речевого развития старших дошкольников»;
  • Оформление приглашения для родителей на детский родительский клуб «Хотим все знать»;
  • Привлечение воспитанников к выпеканию «жаворонков» из дрожжевого теста;
  • Оформление музыкального зала;

Оборудование: 

Ноутбук (5 шт), мультимедийная установка, проектор. Конструктор «LEGO EducationWeDo 2.0» (4 набора), развивающие игры В.В. Воскобовича: «Чудо – крестики 2» (4 шт.), «Алфавит. Геоконт» (4 шт.), элементы из пособия «Ларчик»: 4 мини панно, круги синего цвета, красного  цвета, зеленого  цвета, белого цвета, желтого цвета. Плоскостные изображения хлебобулочных изделий (2 набора по количеству команд), набор цветных карандашей (4 шт.),  код – шифр, для пособия «Алфавит. Геоконт» (4 шт.).

План мероприятия:

  1. Организационная часть:

- Вступительная беседа, художественное слово – загадка про хлеб;

            2. Основная часть:

               - Деление участников на две команды;

                - Игра – соревнование;

Задание № 1 «Знатоки хлебобулочных изделий»;

Задание № 2«Сделать звуко – буквенный анализ слов»;

Пальчиковая гимнастика «Тесто»;

Упражнение для щек и губ «Дрожжи поднимаются»;

Задание № 3«Сконструируй печь по образцу,  используя детали  пособия «Чудо – Крестики 2»;

Задание № 4 «Расшифруй код», используя пособие «Алфавит. Геоконт»

Художественное слово – произношение чистоговорки детьми совместно с родителями.

Задание № 5«Инженеры» - конструирование по схеме;

Просмотр обучающего видео на тему «Про цех «Как делают хлеб»;

Сюрпризный момент – звонок от сотрудников хлебозавода;

Задание № 6 конструирование робота – помощника из конструктора «Lego WeDo 2.0».

Физкультминутка «Робот»;

            3.Подведение итогов.

           - Сюрпризный момент – дети дарят родителям «жаворонков»;

            4. Заключение.

Сценарий мероприятия:

1.Организационная часть

          Родители с детьми  заходят в зал. Их встречают воспитатели. На экране включена презентация. Слайд № 1.

-Вступительная беседа

Воспитатель 1: Здравствуйте уважаемые гости! Сегодня мы собрались на очередной встрече нашего детского родительского клуба под названием «Хотим все знать!!!»

Воспитатель 2: Сегодня мы поговорим о продукте, который вы все хорошо знаете, он не переводится в каждом доме. Но перед тем как я его назову, хочу загадать вам загадку. Внимание на экран. Слайд №2. (Юлия Владимировна управляет показом презентации).

Татьяна Эдуардовна просит родителей по очереди прочитать строчки загадки.

Родитель:  Возьму пыльно

Родитель: Сделаю жидко

Родитель: Брошу в пламень

Родителей: Превращу в камень

Ответ детей: Хлеб

Воспитатель 2: Я думаю, вы уже догадались, о чем пойдет речь нашей встречи.

2.Основная часть:

Воспитатель 1: А чтобы наша встреча прошла еще веселее, предлагаем вам поучаствовать игре – соревновании, а для этого вам нужно разделиться  на две команды.

         Название первой команды будет «Любознайки», а второй «Всезнайки» (Каждая команда занимает свой  стол).

         Есть в мире понятия, ценность которых вечна. К этим понятиям можно отнести и хлеб. Любви и уважению к хлебу нужно учить с детства, прививая детям эту любовь и в детском саду, и в школе, и дома.

         Хлеб — символ достатка и благополучия. Его сравнивали с золотом, с солнцем, самой жизнью. Недаром у многих народов в древности хлеб, как солнце и золото, обозначался одним символом — кругом с точкой посредине. Хлеб берегли, в честь хлеба слагали песни, хлебом-солью встречали гостей.

Слайд № 3

Задание № 1 «Знатоки хлебобулочных изделий»;

Воспитатель 2: Уважаемые родители прошу вас посмотреть на экран.

         И первым заданием для вас будет «Знаток хлебобулочных изделий». Вам нужно назвать как можно больше хлебобулочных изделий представленных на экране. (Родители совместно с детьми  произносят названия известных им хлебобулочных изделий, команда, которая не может вспомнить название, пропускает ход. Выигрывает та команда, которая назовет наибольшее количество названий хлебобулочных изделий).

         Но на этот первое задание еще не окончено. Из представленных хлебобулочных изделий команда «Любознаек» пусть попробует  выбирать только те, которые начинаются на звук [Б], а  команда «Всезнаек» попробует выбирает только те, которые начинаются на звук [К]. (Дети с  родителями выполняют задание, воспитатель ведет наблюдение, оценивает правильность выполнения задания).

Слайд № 4

Задание № 2«Сделать звуко – буквенный анализ слов»;

Воспитатель 1: А сейчас я предлагаю по одному из участников от каждой команды сделать звуко – буквенный анализ слов: Батон и Кулич. И в этот раз мы начнем с команды «Всезнаек», а затем и «Любознаек». (Дети выполняют задание, используя элементы пособия «Ларчик» В.В. Воскобовича). А сейчас я предлагаю вам проверить наших участников, все ли они выполнили правильно? Внимание на экран. Молодцы! Вы все выполнили верно.

Слайд № 5

Воспитатель 1: Прежде чем испечь буханку, пирог или рогалик нужно замесить тесто, я предлагаю всем попробовать замесить тесто вместе со мной.  

Пальчиковая гимнастика «Тесто»

(пальцами обеих рук имитировать движения согласно текста)

- Мы тесто месили, мы тесто месили,

Нас тщательно всё промесить попросили,

Но сколько ни месим и сколько, ни мнём,

Комочки опять и опять достаём. 

Упражнение для щек и губ «Дрожжи поднимаются»

Воспитатель 1:  Ребята, как вы думайте, почему когда, тесто постоит в теплом месте, оно начинает «подниматься», увеличивается в размере?

Ответ детей и родителей: Тесто поднимается и поднимается, это потому что в тесто добавляют дрожжи.

Воспитатель 1: Предлагаю вам выполнить упражнение «Тесто поднимается»

Показ с объяснением: 1) нужно втянуть щёки; 2) нужно надуть щёки, а потом надувать их поочерёдно.

Молодцы, у вас очень хорошо получается!

Воспитатель 1: Воспитатель: А кто мне скажет, в чем выпекали и выпекают сейчас хлеб наши бабушки.

Ответ детей: Бабушки выпекают хлеб в печи.

Слайд № 6

Задание  № 3 «Сконструируй печь по образцу,  используя детали  пособия «Чудо – Крестики 2»;

Воспитатель 1: Да, вы правы, предлагаю вам выполнить еще одно мое задание  - вашему вниманию образец, по нему используя детали пособия В.В. Воскобовича «Чудо - Крестики 2» нужно создать печь (Дети совместно с родителями выполняют задание. Команда, которая выполняет все более точно и быстрее по времени – побеждает).

Задание № 4 «Расшифруй код», используя пособие «Алфавит. Геоконт»

Воспитатель показывает родителям и детям зашифрованный код, но объясняет им, что помочь его расшифровать может только пособие В.В. Воскобовича «Алфавит. Геоконт», раздает  игровые поля, объясняет способ  нахождения первой закодированной буквы и просит все остальные соединять линиями, точно по заданному коду, дети и родители выполняют задание и произносят получившийся у них слог.

Воспитатель 1: Что за слово у вас получилось? (Дети произносят слог и не могут ответить на поставленный вопрос воспитателя)

Уточнение воспитателя: Я думаю, что в зашифрованном коде было не слово, а только короткая часть его – слог.

         Я вам предлагаю с этими слогами, сначала послушать, а потом и всем вместе проговорить  чистоговорку о хлебе, попробуем?

1 команда:

Жок-жок-жок - это пирожок.

Шки-шки-шки - мама жарит пирожки.

2 команда:

Жок-жок-жок - кушай дочка пирожок.

Чи-чи-чи - пекуться в печке калачи.

Воспитатель 2: Ребята и взрослые, а как называется место, где пекут и хлеб, и сушки, и плетенные ватрушки.

Ответ детей: хлебозавод. Слайд № 7

Воспитатель 2: Обратите внимание на фотографию всем вам известного Семеновского Хлебозавода. Из какого материала сделано его здание?

Ответы детей: Здание хлебозавода сделано из кирпича.

Воспитатель 2: Я приготовила  материал, из которого мы с вами попробуем сконструировать хлебозавод, машину и дерево, а какой это материал  вы должны сами отгадать. (воспитатель предлагает детям пройти к столам, на которых под скатертью находятся детали конструктора).

Воспитатель 2: Потрогайте рукой и определите на ощупь, что там спрятано? 

Ответы детей: Под скатертью спрятан конструктор.

Воспитатель 2: Давайте проверим, правильно вы угадали (убираем скатерть).

Задание № 5 «Инженеры» - конструирование по схеме

Воспитатель 2: Вы совершенно правы – это конструктор! И вот для вас следующее задание - из него  сконструировать  хлебозавод, дерево и машину – по такой схеме (воспитатель раздает на каждый стол  схемы построек, а также выводит их на экран). Слайд № 8

Работа со схемой: Чтобы вам было легче справиться с работой – поможет вот такая схема изготовления. (Воспитатель вместе с детьми рассматривают схему, обсуждают этапы работы и необходимые детали).

Воспитатель 2: Приступаем к конструированию. 

(Дети и родители выполняют задание, воспитатель при необходимости помогает, оценивает получившийся результат).  

Воспитатель 1: Какие красивые постройки у вас получились. Что я даже осмеливаюсь сказать, что они очень похожи на нас Семеновский Хлебозавод. А вы можете себе представить, что  на нем ни на минуту не прекращается работа. Внимание на экран. Давайте посмотрим с вами, как делают хлеб в цехах хлебозавода.

Слайд № 9

Просмотр обучающего видео на тему «Про цех «Как делают хлеб»

Воспитатель 1: Ребята, а вы знаете, что на хлебозаводе работают и днем и ночью, и даже в праздники. Человек нуждается в хлебе каждый день. Без него не обходятся ни завтраки, ни обеды, ни праздничные застолья. Вы уже увидели на видео, что  пекарь не один в своем деле, у него есть стальные помощники. Специальные машины, с помощью которых хлеб может выпекаться намного быстрее.

Сюрпризный момент – звонок от сотрудников хлебозавода.

Воспитатель 2: Ребята поварам на хлебозаводе нужна наша помощь,  они испекли партию вкусных булочек, но  не знают когда за ними приедет машина, чтобы развести их по кондитерским магазинам. Им нужно устройство, которое предупредит их о приезде машины. Ребята, как вы думайте, что это может быть за устройство? Ответы детей.

Воспитатель 2: У вас очень интересные предположения, но я уверена, с этой работой лучше всех справиться робот – помощник. Давайте попробуем его сконструировать?

Ответ детей: Да.

Воспитатель 2: Ребята, из чего можно построить робота? Ответы детей: Робота – помощника можно сделать из блоков, кубиков,  конструктора. 

Воспитатель 1: Какой конструктор можно использовать для создания робота, который может дать  сигнал о приближении? 

Ответ детей: Из конструктора «LEGO Wedo 2,0».

Воспитатель 2:  Работать с конструктором мы умеем. Давайте приступим к работе и  создадим робота –помощника. С чего нужно начинать работу? 

Ответы детей: Для создания программы необходимо установить соединение между роботом и  компьютером. 

Воспитатель 2: Как называется основная деталь конструктора? 

Ответы детей: СмартХаб. 

Воспитатель 2: СмартХаб или микропроцессор - является сердцем любой модели,  контролируя работу датчиков и моторов. СмартХаб осуществляет передачу информации от управляющего ПК  к сконструированной модели.  

С помощью какой детали конструктора робот подает сигнал? 

Ответы детей: Датчик движения (расстояния). 

Воспитатель 2: Для того чтобы помочь нашим друзьям, нам надо написать программу по  образцу или создать свою. Если вы все сделаете правильно, робот оживет. 

Перед серьёзной работой давайте сделаем разминку для пальцев. 

Физкультминутка «Робот». 

Робот делает зарядку  

И считает по порядку. 

Раз – контакты не искрят, (движение руками в сторону)  

Два – суставы не скрипят, (движение руками вверх)  

Три – прозрачен объектив (движение руками вниз) 

И исправен и красив (опускают руки вдоль туловища.) 

Задание № 6 конструирование робота – помощника из конструктора «Lego WeDo 2.0».

Практическая работа. 

Дети создают робота по предложенной схеме пошагово

Дети устанавливают соединение ноутбука с моделью конструктора, программируют  робота, комментируя свои действия. (Сначала я устанавливаю блок «начало», задаю мощность мотора…)

Рефлексия.

Воспитатель 2: Сейчас проверим, всё ли мы сделали правильно, и если это так,  то наш робот подаст сигнал при движении. Поздравляю вас всех! Робот-помощник ожил,  а это значит, что ошибок нет! Молодцы! 

Спасибо, юные инженеры. Я надеюсь, что кто-нибудь из вас обязательно станет  инженером–конструктором. Мы с вами сегодня сделали большое, доброе дело – помогли нашим друзьям.

3. Подведение итогов.

Воспитатель 1: Уважаемые родители и наши милые ребята, вот и подошла к концу наша игра – соревнование. Мы очень внимательно наблюдали за вами и решили, что сегодня среди наших команд пусть торжествует дружба. Вы были все молодцы, каждый из вас стремился помочь другу, близкому, товарищу. Да здравствует дружба!!! Дружба – это наше богатство!!! Но и  хлеб – наше богатство, в него вложен труд многих людей. Мы с Вами не можем себе представить обеденный стол без белого и черного хлеба. Многие из Вас любят кушать сушки, печения, баранки, пироги, и пирожки.

        Уважаемые родители, и чтобы порадовать вас сегодня, ребята приготовили для вас сюрприз, они сделали «жаворонков» из дрожжевого теста своими руками.

Слайды № 10 - 15

Сюрпризный момент – дети дарят родителям «жаворонков»

         Есть одна старая, но очень хорошая традиция - люди, поделившиеся хлебом друг с другом, становились друзьями на всю жизнь.

         Прошу и вас соблюсти эту традицию, чтобы мы остались друзьями на веки.

  1. Заключение.

Воспитатель 2: И в конце нашей встречи, мне бы хотелось сказать, что состоялся еще один удивительный день в жизни нашей группы: мы узнали много нового, поиграли в различные игры, испекли с ребятами чудесных «жаворонков», сконструировали роботов – помощников, но все это не получилось бы без совместного дружеского общения, оно  пронизывает всю нашу жизнь, это такая же человеческая потребность, как вода и пища. Человек без общения не может жить среди людей, развиваться и творить.

         Больше общайтесь с вашими детьми, учитесь играя – вот простые советы, приводящие к совершенству.

         Спасибо, что нашли время и пришли сегодня к нам! Надеемся, что вам было весело и интересно! Спасибо за ваше активное участие. Удачи вам в воспитании ваших детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие старших дошкольников посредством индивидуальных развивающих игр, упражнений

Речевое развитие старших дошкольников посредством индивидуальных развивающих игр, упражнений...

сообщение из опыта работы "Познавательное развитие посредством использования развивающих игр В.В. Воскобовича»

Мир, окружающий нас, велик и многообразен. Как помочь ребенку разобраться в нем, сформировать представление о мире доступное ему? Эти вопросы часто волнуют родителей и педагогов....

Сценарий мероприятия с участием родителей с использованием образовательной технологии активных методов обучении (АМО) речевой практикум для родителей на тему: « Речевое развитие старших дошкольников средствами современных развивающих технологий»

С целью формирования у родителей информационной компетентности в вопросах современных развивающих образовательных  технологий и получения ими практических навыков стал актуальным выбор такой форм...

Статья "Оптимизация познавательно-речевого развития старших дошкольников посредством коллекционирования"

В данной статье раскрывается актуальность работы с детьми старшего дошкольного возраста по коллекционированию для их  познавательно-речевого развития...

Совместная интегрированная образовательная деятельность по речевому развитию старших дошкольников с использованием здоровьесберегающих технологий. «На помощь зимующим птичкам»

Совместная интегрированная образовательная деятельность по речевому развитию старших дошкольников с использованием здоровьесберегающих технологий.«На помощь зимующим птичкам»Цель: укреплен...