Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Ознакомление детей со свойствами тканей и бумаги"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цель: Ознакомление детей с различными свойствами тканей и бумаги и ткани
Задачи:
- Учить детей выделять существенные признаки тканей
Активизировать словарь словами и словосочетаниями: лен, холст, ситец, хлопчатник, прядильная фабрика, водонепроницаемый, водопроницаемый, ворсиста, болонья, воздухонепроницаемая.
Формировать грамматический строй речи: упражнять в образовании однокоренных слов (ситец -ситцевая, лен- льняная, бумага - бумажная, шерсть- шерстяная,)
Учить отвечать на поставленные вопросы полным распространенным ответом
- Развивать внимание, память.
- Воспитывать культуру речевого общения.
Прививать бережное отношение к одежде.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
Тема: Ознакомление детей со свойствами тканей (лен, хлопок, болонья)
Цель: Ознакомление детей с различными свойствами тканей и бумаги
Задачи:
- Учить детей выделять существенные признаки тканей
Активизировать словарь словами и словосочетаниями: лен, холст, ситец, хлопчатник, прядильная фабрика, водонепроницаемый, водопроницаемый, ворсиста, болонья, воздухонепроницаемая.
Формировать грамматический строй речи: упражнять в образовании однокоренных слов (ситец -ситцевая, лен- льняная, бумага - бумажная, шерсть- шерстяная,)
Учить отвечать на поставленные вопросы полным распространенным ответом
- Развивать внимание, память.
- Воспитывать культуру речевого общения.
Прививать бережное отношение к одежде.
Организационный момент: дети заходят в зал и встают в круг.
Ход занятия
В.Дети сегодня утром почтальон принёс нам посылку из магазина.
Они прислали нам в подарок свою любимую куклу Таню и красивую одежду для неё. Кукла Таня – модница. У неё много нарядов: платья, блузки, юбки, брюки, пальто, шубка. Как вы думаете, зачем Тане так много одежды?
Нарядные платья нужны для того, чтобы ходить в гости, в театр, на концерт, на праздник. Тёплые вещи нужны для того. Чтобы гулять на улице - зимой в шубе. А осенью в пальто.
В.Как вы думаете, хорошо иметь много одежды? Почему?
Д.Можно всегда быть модным, нарядным, в разную погоду одеваться по - разному. Если иметь много не будешь носить одну и ту же вещь, и она долго сохраниться.
В.А зачем люди носят одежду?
Д.Чтобы защищать своё тело от холода, жары, дождя, быть красивым, нарядным.
В. Ребята, я предлагаю поговорить о том, из чего шьют одежду! Приглашаю вас в лабораторию, где мы будем беседовать о тканях, рассматривать их, проводить с ними опыты.
Дети проходят за столы.
В. Перед вами образцы тканей, для начала мы рассмотрим льняную ткань.
Повторите, льняная ткань
Д: льняная ткань
В: правильно.
Пощупайте, какая она?
Д.она блестящая, жесткая, плотная.
В. правильно. прикоснитесь к ткани щекой что вы чувствуете?
Д. чувствуется тепло.
В. повторите слово лен
Д. лен.
В. Хотите узнать, из чего же делают эту ткань.
Рассказ. Когда цветёт лён – всё поле в голубых цветочках. Отцветёт лён – тут же его и срезают, раскладывают на земле и ждут. Пока микробы, которые находятся на земле, съедят клей, которым волокна льна плотно склеены. Затем лён расчёсывают на отдельные волокна, а из этих волокон прядут льняные нити, из нитей ткут ткань.
Какая ещё особенность есть у льняных тканей?
Полотно из толстых льняных нитей называют холстом. На нём художники пишут свои картины масляными красками, а масло, на котором замешены краски, выжимают из семян льна.
Скажите правильно плотный холст.
Д. плотный холст
В. правильно. Как вы думаете, что шьют из льняных тканей?
Д.из льняных тканей шьют, скатерти, полотенца, постельное бельё, летнюю одежду.
В.Молодцы, правильно. Теперь рассмотрим хлопчатобумажную ткань - ситцевую ткань, скажите ситцевая ткань
Д. ситцевая ткань
В. погладьте ткань, какая она?
Д. мягкая, гладкая.
В.расскажу вам о выращивании хлопчатника.
скажите слово хлопчатник.
д. хлопчатник.
Рассказ. Хлопчатник любит тепло и растёт на юге. Как созреет хлопчатник, лопаются коробочки, а в каждой из них – будто кусочек ваты. Пускают на поле хлопчато - уборочный комбайн. Собирают хлопок и раскладывают на солнце сушить. Затем вяжут в тюки и везут на прядильную фабрику. Там его разрыхляют, очищают от семян, расчёсывают и прядут в хлопчатобумажные нити, а из нее ткут ситцевую ткань.
Теперь вы скажите прядильная фабрика.
Д. прядильная фабрика
В. А что делают из семян хлопчатника? Семена тоже идут в дело. Из них выжимают хлопковое масло, да и сам хлопок мы имеем благодаря семенам, потому что волоконца хлопка это волоски на семенах хлопчатника.
Что же шьют из хлопчатобумажной ткани? Постельное бельё, нижнее бельё, сорочки, рубашки, платья, халаты.
Ещё в одежде из хлопчатобумажной ткани тело дышит. Посмотрите на этот коврик (показываю 2 бумажных коврика). Представьте, что это ткань. Полоски – это нити. Между ними остаются дырочки, а так как нити неплотно прилегают друг к другу, нашему телу комфортно, оно не потеет, а дышит.
Попробуйте подуть через ткань. вам легко дуть через хлопок?
Д. да
Чем же отличаются ткани из ситца и льна? Ситец легче, тоньше, чем льняная ткань.
Ребята, положите перед собой ситец и лён. Намочите эти ткани. Что случилось с тканями?
Д.Эти ткани промокли.
В.ткани из хлопка и льна водопроницаемые, они хорошо впитывают влагу.
повторите, водопроницаемые.
Д. водопроницаемые.
В. Если эти ткани посушить, что с ними произойдёт? Они не изменятся, не расползутся как бумага, их можно стирать, гладить и они останутся такими же какими были.
Сейчас немного разомнемся, встаем.
Начинается разминка.
Встали, выровняли спинки, вправо-влево наклонились
И еще раз повторили.
А теперь рывки руками выполняем вместе с вами
Руки вверх и руки вниз ты давай-ка не ленись.
На одной ноге стою, а другую подогну.
А теперь попеременно буду поднимать колени.
Присаживаемся за столы.
А теперь ответьте на вопросы. Как называется ткань, которая растет в поле, цветет синим цветком. на фабрике становиться блестящим и жестким, на ней рисуют художники, а так же из нее делают платья, скатерти и полотенца.
Д. лен
А сейчас отгадайте загадку
Вот чудеса бывают, ребята:
Выросла в поле белая вата!
Вату колхозом всем убирали.
Срочно на фабрику вату послали.
Будут обновки у наших ребят:
Братишкам - штанишки,
Сестрёнке - халат!
д. Хлопок
в. Правильно. Теперь немного отдохнём и сделаем гимнастику для глаз.
Солнышко с тучками в прятки играло
Солнышко тучки – летучки считало
Лёгких 2 штучки, тяжёлых 2 штучки
Серых 2 штучки, тёмных 2 штучки
Солнышко спряталось – тучки не стало
Солнышко снова для нас засияло.
Послушайте стихотворение и вспомните, из чего делают тёплые ткани:
Нам мешок кудряшек
Подарил барашек
Вышла брату шубка, вышла маме юбка
А носочки мне.
д.Тёплые ткани делают из шерсти овец. Скажите, если ткань делают из шерсти, как она называется?
Д: шерстяная.
В. правильно ткань, из которой делают теплые вещи называется шерстяная ткань.
Рассказ Овец на пастбище стригут, как и нас в парикмахерской – электрической машинкой. Постриглись овечки и опять пасутся на лугу, новую шерсть отращивают, а люди отправляют шерсть на прядильную фабрику.
возьмите в руки шерстяную ткань погладьте ее, пощупайте, приложите ее к щеке, какая она?
д. она мягкая, легкая, колючая.
В.правильно. ткань из шерсти легка и колючая, так как она сделана из натуральных нитей а эти нити - волосы овец имеют разную длину и при вязании они сплетаются и маленькие волосики вылезают на ткани, вот по этому она не только колючая но и ворсистая.
В. повторите слово ворсистая.
д. ворсистая
правильно. молодцы. Теперь рассмотрим ткань болонью.
послушайте как я скажу слово болонья. теперь вы скажите.
д. болонья.
Обратите внимание, как плотно нити прилегают друг к другу. Нити этой ткани не встречаются в природе. Их придумал человек.
В.Как вы думаете, хорошо ли тело дышит в такой одежде? Плохо. Она не намокает и её не продувает ветер. Какую одежду можно сшить из болоньи?
д. Куртки, штаны, сумки, зонты.
В.Правильно, сейчас мы с вами в этом убедимся. Подойдите к моему столу.
Опыт с зонтиком. Полейте воду из лейки на зонт и посмотрите, что произойдёт?
д. Вода скатывается, зонт не промокает, он сделан из болоньи.
Давайте повторим новые слова: болонья, непромокаемая, воздухонепроницаемая.
Д.
Давайте сравним бумагу и ткань. Сомните их, а теперь разгладьте. Что вы можете сказать?
д.Бумага сильно мнётся, плохо расправляется, а ткань, если прогладить утюгом, она станет такой же как и была.
в.Теперь попробуйте порвать бумагу и ткань. что произойдет?
д.Ткань прочная она не рвется, а бумага нет, поэтому она порвалась. в.Намочите бумагу и ткань, выжмите и расправьте. Что вы видите? Бумага размокает и рвётся, а мокрую ткань можно высушить.
Ребята, обратите внимание. Наряды у куклы Тани, какие?
Д: бумажные наряды
В: правильно, можно ли носить такую одежду?
Такую одежду носить нельзя, она не прочная, нужно шить одежду из ткани. Что нужно сначала сделать с тканью, прежде чем сшить одежду? Раскроить, вырезать детали одежды, затем их сшить.
Молодцы, правильно!
Итог.
В.Давайте вспомним, чем мы с вами занимались на занятии?
Д.Сравнивали ткани.
В. Какие новые слова узнали?
Д.Болонья, ситец, лен, хлопок, водонепроницаемая, непромокаемая,
В: А что мы узнали о свойстве ткани?
Д: ткань из шерсти колючая и ворсистая, из хлопка мягкая, легкая, из льна жесткая, плотная, они водопроницаемые то есть хорошо впитывают влагу, а болонья плотная и водонепроницаемая.
В: молодцы!
Вот видите, какие разные бывают ткани: одни гладкие, другие ворсистые, лёгкие и тяжёлые, тёплые и прохладные, плотные и редкие. Но раз их называют одним именем – ткани, значит все они, те самые не похожие друг на друга с виду, все, же похожи по назначению. Из тканей шьют одежду.
Дид игра "Ателье"
В: Сейчас мы с вами поиграем. Кто знает, где шьют одежду?
Д: в ателье
В: правильно. Вот и у нас открывается ателье.
Сначала вы подумайте, что вы хотите сшить. Потом подумайте, какая ткань подойдет к вашей одежде. Когда выберете, подойдете ко мне, и мы вместе решим, подходит вам выбранная ткань или нет.
Всем понятно?
Объявляю ателье открытым! Предлагаю заказать в нем пальто, платья, рубашки, сарафаны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Детям о празднике 8 марта.
Тема: Весенний день 8 Марта!Цель: расширять представления детей о весеннем празднике – 8 Марта.Задачи:- познакомить детей с историей праздника – 8 Марта;- воспитать уважительное отношение ко всем женщ...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе детей c нарушением слуха «Зимние забавы».
Цель: 1.Обобщать и систематизировать знания детей о зиме. 2. Закреплять умение составлять рассказ о зиме и о...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе, дети 5-6 лет Тема: Путешествие в страну Правильной речи.
Обогащать и активизировать словарный запас посредством участия в словесно-речевых играх. Совершенствовать навыки коммуникативного общения, словоизменения словообразования; упражнять в употреблени...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе детей c нарушением слуха «Зимние забавы».
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе детей c нарушением слуха «Зимние забавы»....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Детям о коррупции"
В конспекте говорится о честности и порядочности, через прочтение сказки!!!...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Детям о спорте"
Дети на занятии расширят знания о разных видах спорта, зимних и летних, расскажут какими качествами должен обладать спортсмен, создадут альбом лдля сказочного героя про разные виды спорта....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе, дети 5-6 лет
Конспект непосредственно образовательной деятельности (интегрированное) по образовательной области: «Речевое развитие» на тему: «Путешествие в страну Красивой речи» в старшей г...