Нетрадиционная технология «Буккроссинг»
учебно-методическое пособие по развитию речи (старшая группа)
Благодаря которой раскрывается работа с родителями воспитанников ДОУ, позволяющая сформировать у них представления в вопросе познавательно – речевого развития детей, создать групповую библиотеку и улучшить детско-родительские отношения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bukkrossing_novyy.docx | 26.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Кейс лучшей практики
Полное наименование лучшей практики (социально-значимого мероприятия) | Нетрадиционная технология «Буккроссинг» Благодаря которой раскрывается работа с родителями воспитанников ДОУ, позволяющая сформировать у них представления в вопросе познавательно – речевого развития детей, создать групповую библиотеку и улучшить детско-родительские отношения. |
Автор (авторская команда) | Вос г Воспитатель группы № 5 Маркова Светлана Михайловна |
Муниципалитет и образовательная организация, где реализована практика/ проведено мероприятие | |
Целевая аудитория | Дети группы старшего дошкольного возраста 5-6 лет «Дружные ребята»; родители. |
Цели |
|
Национальный проект, в рамках которого разрабатывается или функционирует практика/ проводится мероприятие | Национальный проект «Образование « в ДОУ |
Решаемые задачи | 1.Рассматривает возможность использования технологии буккроссинга, как эффективного средства познавательно-речевого развития детей старшего дошкольного возраста; 2.Способствует возрождению интереса к книге, как к социально-культурному наследию; 3. Создает определенно развивающую предметно-пространственную среду, в том числе методические разработки, направленные на развитие дошкольников. Ключевые слова: буккроссинг, познавательно-речевое развитие, социально культурное наследие, книжная культура, детская литература, групповая библиотека, взаимодействие с родителями. |
Описание практики/ социально-значимого мероприятия | Образовательная практика «Буккроссинг» Основная цель дошкольного образовательного учреждения в современных условиях заключается в разностороннем развитие детей, их познавательных интересов, навыков самообразования и, конечно, творческих способностей. Познавательно-речевая деятельность дошкольника является одним из главных разделов дошкольной педагогики, ориентированных на умственное развитие ребенка. Поэтому гарантии успешности ребенка в школьном обучении напрямую зависят от того, как будет организован познавательно речевой процесс дошкольной образовательной организации. В мире развитых компьютерных технологий, говорить о книге, чтении стали намного меньше. Таким образом, у педагогов возникли вопросы: «Как сделать так, чтобы книга вошла в мир ребенка как можно раньше?», «Каким образом можно обогатить мир дошкольника, сделать его интересным, полным необычайных открытий?». Книги разговаривают с нами, дают нам добрый совет, в них есть особое очарование, и, если ребенок полюбит книги, будет к ним тянуться, они станут живыми друзьями для ребят. Актуальность разрешения проблемы формирования в ребенке читателя заключается в следующем:
Не читая, человек не развивается, у него не повышается интеллект, не развиваются память, внимание, воображение, он не воспринимает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы, одним словом не самосовершенствуется. Книга же, напротив, позволяет домыслить, «дофантазировать». Она способствует формированию умений размышлять над поступившей информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно. Так, как именно, педагоги детских образовательных дошкольных организаций вводят ребенка в мир книги, они должны быть самыми информированными людьми в вопросах детской литературы. Потому что они не только воплощают задачу приобщения детей к книге, порождают в них интерес к процессу чтения и глубокого понимания содержания произведения, а, еще выступают как консультанты по вопросам семейного чтения. Содержание досугового – это дидактические и настольно-печатные игры разной направленности, иллюстративный и демонстрационный материалы, разнообразные коллекции. И все это находится в свободном доступе для детей. Ослабевающий интерес к художественной литературе составляет на данном этапе определённую проблему, решение которой можно представить в использовании системы работы по приобщению к чтению детей и их родителей. Решить данную проблему нам позволило создание библиотеки в группе, а такая форма работы, как буккроссинг, сделала процесс ее создания результативной, так как ее реализация подразумевает взаимодействие всех участников образовательных отношений. Нами был разработан и внедрён в образовательный процесс проект «Создание библиотеки «Книжкин дом», как средство познавательно-речевого развития детей старшего дошкольного возраста», цель которого: использование формы работы буккроссинг и создание групповой библиотеки, как средство познавательно – речевого развития детей старшего дошкольного возраста. В создании библиотеки в нашей группе активное участие приняли родители воспитанников. Примечательно и то, что все участники образовательного процесса имели возможность брать книги домой, а после прочтения, возвращали их обратно. И, хочется отметить, что выбор книги дети делали самостоятельно. Такая форма работы оказалась результативной в познавательно-речевом развитии детей старшего дошкольного возраста. Результатами стали: повышенный интерес к чтению художественной литературы, к рассматриванию книг; обогащенный словарь, лексико-грамматический строй, связная речь детей, повысится уровень развития речи. повысился уровень познавательного развития, через знакомство с художественными произведениями, песнями, пословицами и поговорками, загадками о книге и героях из книг. активное вовлечение родительской общественности в образовательный процесс. Таким образом, в нашей группе был оформлен досуговый центр, направленный на познавательно-речевое развитие дошкольников. В данном центре предусмотрены разнообразное содержание и различные виды детской активности. Основной принцип его оформления - доступность. Технология организации буккроссинга предполагает: 1. Зарегистрировать в журнале книги, которые будут отпущены. 2. Наклеить на книгу логотип буккроссинга, подтверждающий ее участие в книговороте. 3. «Освободить» книгу в действительности, т. е. положить ее в специально отведенное место: на буккроссинговую полку для дальнейшего «путешествия». 4. Сеть Интернет. В группе Viber родители и педагоги выкладывали аудиокниги для прослушивания. Система контроля и оценки планируемых результатов Практики Воспитателями был разработан список книг. Этот список мы отправили родителям воспитанников для домашнего, семейного прочтения. Также в группе мы создали «Журнал прочитанных книг», ребята и их родители могли отметить в журнале книгу, наклеив значок –символ (сердечко) напротив книги которую уже прочитали. Временные показатели реализации практики: практика реализуется менее одного года.
|
Условия для внедрения практики | Использование буккроссинга способствует семейному воспитанию и поддержке чтения как ценности в семье. |
Уникальность практики | Чтение вслух — это момент единения, когда никто не смотрит в телефоны, когда все соблазны забыты. В этот момент ребёнок находится рядом, он впитывает и прочитанное, и чувство волшебства рядом с родными. Мы уверены, что этот опыт общения останется с ним навсегда и будет перенесён им уже в свою семью. |
Заинтересованные лица и организации | |
Необходимые ресурсы (финансовые, человеческие, материально-технические) | |
Ключевой ресурс для запуска практики | |
Этапы реализации проекта/подготовки и проведения мероприятия | Подготовительный этап: 1. Оформление места для размещения книгообменника; 2. Сбор книг; 3. Информирование родителей (законных представителей) о создании книгообменника в детском саду; 4. Проведение ситуативных бесед с детьми: «Зачем людям нужно читать книги?», «Что такое библиотека?», «Как правильно обращаться с книгой, чтобы она служила для людей веками», «Жанры книг бывают разные», «Твоя любимая книга», «Кто пишет книги»; 5. Выявление уровня владения родителями воспитанников группы информацией по данной проблеме. Анкетирование: «Роль книги в воспитании детей». Основной этап. Работа с детьми: • Минутки чтения. Регулярное чтение художественной литературы детям в детском саду и дома в соответствии с возрастом, а также прочтение книг перед сном (в детском саду и дома) • Беседы: «Правила обращения с книгой», «Твоя любимая книга» • Сюжетно-ролевые игры: «Книжный магазин», «Библиотека», «Книжкина больница», «Дочки-матери» (Чтение книги кукле) • Дидактические игры: «Узнай героя по описанию», «Чья сказка?» (помести героя в нужную сказку, «Угадай сказку по иллюстрации», «Из какой сказки?», «Что изменилось?», «Сказочные предметы», «Что изменилось?», «Лови, бросай, сказку называй», «Можно- нельзя», «Доскажи словечко». • Музыкальные дидактические игры: «Кто поет эту песенку….?», «Песня из сказки», «Музыкальную шкатулку открывай и героя называй», «Пропой песню голосом героя сказки». • Настольные игры: «Собери сказку» (пазлы, «Кто за кем?», «Шкатулка со сказками», «Кто в домике живет», «Разложи героев сказки по их обложкам». • Выставки рисунков по прочитанным произведениям и по полюбившемся героям • рассматривание иллюстраций в книгах • Участие в конкурсах: «Зимние сказки», «Герои русских сказок», «Сказки А. С. Пушкина». Работу с родителями Консультации для родителей (законных представителей) • «Для чего необходимо читать книги?» • «Что такое БУККРОССИНГ?» • «Оформление в раздевалке уголка «День рождение детского автора» • Оформление полок в раздевалке с подборкой книг по возрасту детей» • Создание журнала для прослеживания пути книги, создание этикеток для книг «Буккроссинг» и читательского билета. • Совершенствование предметно-развивающей среды. • Создание памяток для родителей с рекомендациями по чтению книг детям Изначально мы составили список литературы, чтобы в дальнейшем отслеживать, пополняется ли наш центр новыми книгами, пользующимися большим спросом. На книги, которые принесли родители, наклеивали этикетку «Буккроссинг», чтобы сама книга давала информацию о том, откуда она взялась, кто отдал ее на книжный обмен. Книга была поставлена на полку в свободный доступ. Изначально в книжном обороте участвовали только книги, принесенные педагогами группы, но вскоре мы заметили, что полка с книгами стала пустеть. Книги брали только для чтения. Через некоторое время родители тоже стали активно приносить свои книги. Книги стали возвращаться обратно на полку с отзывами о прочитанном. К акции присоединились воспитанники и их родители из других групп, сотрудники детского сада. Итогами акции «Буккроссинг» в нашей группе стали следующие мероприятия: создание поделок-сувениров по прочитанным книгам; небольшой театр по мотивам одной из прочитанных книг; выставка рисунков по прочитанным книгам; рассказывание стихов и пение песен из прочитанных книг, посещение Центральной областной библиотеки для молодежи. Родители и воспитанники проявляют огромный интерес к данной акции и с удовольствием принимают в ней участие. Можно с уверенностью сказать, что совместная работа сплотила всех участников, свою активность проявляют и дети, и родители. Яркие эмоции, общие интересы и впечатления способствуют формированию интереса к книге. |
Контакты лиц, ответственных за реализацию практики | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по нетрадиционному рисованию: «Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных технологий».
Рисование, как часть изобразительной деятельности является одним из важнейших средств познания мира и развитие знаний эстетического восприятия, т.к. оно связано с самостоятельной, практической и творч...
Проект в первой младшей группе по буккроссингу Тема: «Книга – лучший друг» (использование инновационной технологии «Буккроссинг»)
В настоящее время, в век технического совершенства информации, интерес к книге ослабевает, и статус чтения стал довольно низок. Чтобы решить эту проблему, необходимо повысить интерес подрастающего пок...
Технология «Буккроссинг» как средство приобщения детей к художественной литературе.
материал для воспитателей ДОУ...
«Инновационная технология «Буккроссинг» как стимулирующее средство для развития речи детей и приобщения дошкольников к художественной литературе»
laquo;Инновационная технология «Буккроссинг» как стимулирующее средство для развития речи детей и приобщения дошкольников к художественной литературе»Подготовила: Пигилева Ольга Мих...
Выступление из опыта работы на педагогическом совете ДОУ на тему: Технология «Буккроссинг» - новая форма приобщения детей к источнику знаний»
Познакомить коллег с технологией "Буккроссинг" как одной из новых форм приобщения детей к чтению...
Инновационная технология «Буккроссинг» как средство для приобщения дошкольников к художественной литературе
Инновационная технология «Буккроссинг» как средство для приобщения дошкольников к художественной литературе...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Внедрение технологии «буккроссинга» в детском саду»
В методических рекомендациях «Организация «буккроссинга» в детском саду» описана деятельность педагогов, воспитанников и родителей в детском саду. Цель методических рекомендаци...