МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Внедрение технологии «буккроссинга» в детском саду»
методическая разработка

Шабаева Вероника Рифатовна

В методических рекомендациях «Организация «буккроссинга» в детском саду» описана деятельность педагогов, воспитанников и родителей в детском саду. Цель методических рекомендаций - повышение мотивации семейного чтения. Методические рекомендации адресованы воспитателям дошкольных образовательных организаций, желающим использовать данную технологию в своих учреждениях.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendatsii_bukkrossing.doc680 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Аленушка р.п.Дергачи

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

«Внедрение технологии «буккроссинга» в        детском саду»

В методических рекомендациях «Организация «буккроссинга» в детском саду» описана деятельность педагогов, воспитанников и родителей в детском саду. Цель методических рекомендаций - повышение мотивации семейного чтения. Методические рекомендации адресованы воспитателям дошкольных образовательных организаций, желающим использовать данную технологию в своих учреждениях.

Старший воспитатель Шабаева В.Р,

2023г

Оглавление

Мероприятие

Страницы

1

Пояснительная записка

3

2

История Буккроссинга

4

3

Вопросы и ответы о Буккроссинге

7

4

Организация Буккроссинга в детском саду

9

5

Заключение

10

6

Приложение 1 «Анкета для родителей»

11

7

Приложение 2 Консультация для родителей «Роль

книги в развитии ребенка»

12

8

Список использованной литературы

19

Пояснительная записка

В настоящее время научить детей любить книги и приобщить к чтению является проблемой. К сожалению, в наше время телевидение и Интернет существенно снизили престиж чтения книг. В современном мире высоких технологий бумажные книги заменяются планшетами, телефонами, в общем, гаджетами.

Зачем же читать бумажные книги? А ведь каждая книга — это практически «живое» существо, которое имеет душу. Согласитесь, ничем не заменить шорох перелистываемых страниц, незабываемый запах типографской краски, необыкновенные ощущения, когда дотрагиваешься до бумажных листочков.

Но когда книгу не читают, то она теряет свои привлекательные свойства и тепло, становится просто обычной бумагой. Книга и чтение – это ценность, которая оказывает воспитывающее, развивающее и образовательное средство на человека. В домашнем досуге книга всё чаще заменяется просмотром телепередач, видеоиграми, редкостью становятся домашние библиотеки. Наблюдая за воспитанниками, замечено, что ребята все реже подходят к полочке с книжками, не так часто обращаются с просьбой почитать. В беседе с детьми о чтении на ночь, выяснилось, что 30% ребят перед сном смотрят мультфильмы по телевизору или видео на планшете.

Поэтому стало очевидно, что сегодня, в меняющейся социально- культурной ситуации, перед педагогами стоит проблема поиска эффективных путей приобщения дошкольников к книге, воспитания будущего юного читателя с учетом современных требований ФГОС ДО.

Такая же озабоченность прозвучала в выступлении В. В. Путина на 7 съезде российских писателей, где он отметил, что «…из страны, которая занимала первые позиции в рейтинге самых читающих стран мира по грамотности чтения и способности адекватно воспринять прочитанный материал, сегодня наши подростки находятся на 43-м месте в мире». Сегодня, с учетом современных требований ФГОС задача дошкольного образования состоит в том, чтобы развивать у дошколят интерес к художественной литературе и ее ценностно-смысловое восприятие через стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений как  предпосылки  к  формированию «читательской  грамотности». Понятие  «грамотный  читатель» условно для детей дошколят, потому что сам ребенок не умеет читать, он – слушатель. Именно взрослые, родители, педагоги должны помочь развить интерес детей к книге, формируя будущего грамотного читателя, умеющего размышлять над прочитанным текстом, отбирать необходимую информацию в огромном потоке информации  и  найти  ей  применение  в  своей  жизненной  ситуации. Цель методической разработки «Внедрение технологии «буккроссинг» в детском саду» в том, чтобы рассказать педагогам о возможности организации «буккроссинга» в условиях группы, детского сада, используя его как способ привлечения внимания родителей к проблеме чтения в семье. Решение  проблемы  приобщения  детей  к  книге  началось  с  пересмотра

традиционных подходов к организации деятельности по ознакомлению детей с художественной литературой.

Также важно было привлечь внимание родителей к проблеме чтения художественной литературы детям в семье.

Поиск активных форм работы с семьей по воспитанию юного читателя и формированию читательской грамотности у детей дошкольного возраста привел к идее организовать  «буккроссинг»  в детском  саду,  в группе.

«Буккроссингом» называют общественное движение людей, любящих читать книги. Идея создания «буккроссинга» принадлежит американцу Рону Хорнбекеру и заключается в следующем – люди, которые уже прочитали книги, не должны хранить их на своих книжных полках. Можно обмениваться книгами с другими людьми, для этого в общественных местах, заранее отметив их специальным знаком, оставлять прочитанные книги и сообщать о книгообмене через сетевые ресурсы. По истечении недолгого времени, в данном движении насчитывалось уже около 300 участников, затем распространилась по всему миру.

Идея организовать «буккроссинг» в нашем саду нашла отклик среди родителей - любителей книг, при поддержке которых был организован книгообмен.

История Буккроссинга

Организация буккроссинга – инструмент продвижения книги и чтения, интегрирующий инновации в традиции

Удивительно, что эру электронного потопа мир охватило братство тех, кто ценит книгу как великий инструмент развития человеческой цивилизации. В нѐм объединились и работники книжной и библиотечной сферы, и книголюбы-книгочеи всех возрастов, социальных групп и национальных культур. Само по себе добровольное общественное движение, в котором люди отдают свои книги любому, кто захочет их прочитать, можно смело оценить как благородное проявление человеческой щедрости, желания поделиться радостью интересных впечатлений и открытий в прекрасном книжном мире. Именно поэтому частная инициатива небольшой группы энтузиастов книголюбов всего за 10 лет превратилась в крупный общественный проект, и он был подхвачен в разных странах мира. А в 2015 г. его сторонники провозглашают на своем сайте (конечно, с преувеличением): «Буккроссинг – это… доступная через интернет информационная база – Всемирная библиотека. На сегодня в этой базе зарегистрировано более 13 миллионов экземпляров книг на многих языках мира». Англоязычные основатели движения назвали его bookcrossing, что означает на английском перемещение книги, в русской терминологии бытуют два варианта: калька с английского «буккроссинг» и русский эквивалент – неологизм «книговорот».

Сегодня ни для кого не секрет: существует кризис библиотечного дела в целом, и значительная утрата его монополии в эру интернета на предоставление информации, источников образования и научной деятельности. Крайне опасный для состояния культуры общества фактор – сокращение чтения печатных книг под влиянием информационных и экономических процессов –

требуется преодолевать всеми возможными средствами. Интернет и цифровые технологии в целом породили стремительное переключение людей в более удобные каналы доступа к информации – не сказать, чтобы достоверной и дающей глубокие знания, но разнообразной, а главное – предельно оперативной и комфортной. Резко упала книжная торговля, количество книжных магазинов в России неуклонно сокращается. Одновременно средняя стоимость книги увеличилась за несколько лет на 40%, в то время как торговые площади сократились на 20-30%. В итоге мы получили социально опасную деградацию книжной сферы, следовательно, и деградацию образования, культуры, науки. Поэтому любые общественные меры, направленные на поддержание и продвижение чтения, могут и должны использоваться, чтобы восстановить их социальный авторитет и привлекательность для всех поколений и разных слоев общества. Буккросинг – безусловно, в этом ряду. Самое любопытное: проект

«освобождения книг» начал и осуществил не представитель библиотечного или книжного дела, а программист Рон Хорнбейкер. Как он поведал журналистам, однажды в 2001 г., осматривая с женой многочисленные книжные полки, они решили: так жить больше нельзя! И супруги придумали отпускать прочитанные книги в путешествие к другим людям, которым они могут пригодиться. Тут программист применил и свои навыки, подключив к делу интернет. А вскоре о движении кроссеров заговорили средства массовой информации – знак широкого признания. И это неслучайно: к этому проекту подходят все эпитеты, присущие гуманистическим идеалам нашей цивилизации. Во-первых, альтруизм: ведь книги отдаются бескорыстно, с заботой о благе других людей. Во-вторых, морально-ценностная ориентация - буккроссеры дарят не чтиво, а книги высокого интеллектуального и эстетического уровня - во всяком случае – понравившиеся владельцу, вызвавшие желание поделиться своим открытием с ближними и дальними. Отсюда третий плюс – коммуникабельность: кроссеры охотно обмениваются мнениями о прочитанном. А по открытости в социальном, этническом, конфессиональном и других аспектах это движение разделяет демократичные принципы библиотек. Понятийный аппарат движения BCID [англ. аббревиатура, включающая первые буквы слов: Book, Crossing, Identificaiting] — уникальный идентификационный номер книги, который присваивается каждой книге, предлагаемой для чтения другим людям и последующей передачи участникам движения. BCID регистрируется на международном или национальном сайте буккроссинга и должен быть записан на форзаце книги, что позволяет тому, кто «отпустил» книгу в путешествие, и следующим читателям, при желании, проследить за еѐ движение, и оставить свой комментарий о книге в еѐ истории. Безопасная полка, полки (стеллажи, шкафы, др. приспособления), на которых все желающие могут оставлять книги с уверенностью, что они будут защищены от непогоды, притом любой человек может взять нужные ему для чтения, но не для коммерческого использования. Буккроссинг [англ. неологизм, возникший в 2001 г. – соединение слов Book – (книга) и Crossing – (пересечение)], общественное движение, цель которого — продвижение и сохранение чтения книг путем их оставления в часто посещаемых местах для всех желающих почитать. Б. сочетает в себе культурно- просветительные  задачи  и  элементы  игры  (отправка  книг  в  свободное

путешествие по миру – «освобождение», по терминологии организаторов). Развитию движения содействуют сообщества в социальных сетях (крупнейшее

- https://vk.com/knigovorot), а также включение обменов книгами в программы культурных фестивалей, флешмобов и др. Книгам в Б. присваиваются индивидуальные номера на сайтах движения, где указаны также правила организации буккроссинга. Буккроссер, участник буккроссинга — человек или организация, предоставляющие книги для безвозмездной передачи всем желающим, а также пользующиеся «отпущенными» книгами, независимо от того, передают их следующим любителям чтения или оставляют в личном пользовании. Запрещена только продажа таких книг, что указано в ярлыках, наклеиваемых на обложки, в специальных штампах на форзацах изданий. Букрей [англ. неологизм из двух слов: book – книга + ray - луч], вариант буккроссинга — путешествие книги от одного читателя к другому, в том числе пересылка по почте, часто через границы стран и континентов, когда она не возвращается к «отпустившему» еѐ буккроссеру. Букринг [англ. неологизм, составленный из двух слов: book – книга + ring - кольцо], вариант буккроссинга, при котором путешествие книги от одного читателя к другому завершается возвращением к «отпустившему» еѐ буккроссеру. Зона буккроссинга, место в населенном пункте, где организованы регулярно работающие точки буккроссинга (см. понятия: безопасная полка, общественный книжный шкаф). Книговорот, русский эквивалент англ. термина bookcrossing, синоним англоязычного заимствования буккроссинг. Общественный книжный шкаф, вариант безвозмездного обмена книгами, возникший за 10 лет до буккроссинга, ѐмкость с изданиями, которые предлагаются всем желающим для чтения и обмена, установленная в общественном месте (синоним: «открытая библиотека»). О. к. ш. придумали в начале 1990-х гг. немецкие фотохудожники Клегг и Гутман как художественную инсталляцию в австрийском Граце, позже в Гамбурге и Майнце в Германии, предлагая прохожим взять одну или несколько книг в безвозмездное пользование или «обменять» на другие книги по собственному усмотрению. Позже О. к. ш. появились во многих городах Германии, Австрии, Швейцарии. В 2000-е гг. «открытые библиотеки» с расцветом буккроссинга стали одновременно использоваться и как опорные точки этого общественного движения.

Буккроссинг это общественное движение, неформальный книжный клуб, стирающий границы пространства и времени. Как уже отмечалось, это процесс

«освобождения» книг. Девиз движения – «отпусти книгу на свободу».

Буккроссинг основан на принципе «прочитал — отдай другому». Это движение, меняющее отношение людей к чтению и книгам. Его идея — освободить книги от бесполезного простаивания на полках и превратить весь мир в "огромную библиотеку". Возможно, исходный толчок к появлению буккроссинга дала имеющаяся во многих странах привычка оставлять в поездах, автобусах, самолетах и вагонах метро прочитанные газеты, журналы и книги. Во всяком случае, как сказал в одном из интервью создатель движения Рон Хорнбейкер, однажды он, осматривая домашнюю библиотеку, подумал, что часть книг лучше отпустить на волю, и они могут кому-то пригодиться. И 2

апреля 2001 г. Рон, его жена Каори и соучредители движения Брюс и Хизер Педерсен запустили сайт www.bookcrossing.com. Для почина Рон оставил в одном отеле 20 книг, в которых были записки и ссылки на его сайт. Уже через полгода сайтом пользовались около 300 активных участников, а затем буккроссинг стал распространяться во всем мире. Сработал фактор, что книги

— не только материальная продукция, а, в первую очередь, духовная ценность.

Вместе с тем у людей не ко всякой книге возникает эмоциональная привязанность и глубокие сопереживания, и не каждый человек коллекционирует издания, но большинство осознаѐт, что с их помощью приобщаются к культурному опыту цивилизаций. Идея этого движения за два года покорила не только граждан Америки, но и практически во всей Европе. Характерен пример признания буккроссинга официальными структурами: в Италии муниципалитет Флоренции выделил 4 тыс. книг, которые были подарены горожанам. Из Италии буккроссинг проник во Францию благодаря поддержке директора флорентийского книжного магазина Дженнаро Капуано, который имел филиал в Париже. Подключились к движению Германия, Австрия и Швейцария. В 2014 г. его лидером стала Германия, в которой ежемесячно отправляется в «путешествие» около 10 тысяч освобожденных книг. В России активное участие книголюбов в буккроссинге началось в 2004 г., когда появился сайт bookcrossing.ru. После краткого изложения истории проекта рассмотрим неожиданные осложнения, вызванные сложившимся раздвоением русскоязычного сообщества буккроссинга – притом не только в части его статистики. В настоящее время буккроссинг развивается в большинстве стран мира. При этом не всегда можно предсказать, в какой точке земного шара решит «отпустить» книгу человек, который нашел ее, допустим, в Москве, на набережной Гаваны, либо в Японии. В 2015 г. сайт bookcrossing.com сообщил, что в его базе зарегистрировано 1 486 714 буккроссеров и уже 11 135 521 книг, путешествующих по разным странам. В российском буккроссинге участвуют библиотеки, книжные магазины, кафе, клубы. В них установлены общественные книжные шкафы, «безопасные полки» или "зоны буккроссинга", то есть места, где книги остаются в относительной безопасности и не попадут в руки недобросовестных "любителей книги", которые их присваивают.

Вопросы и ответы о Буккроссинге

Что такое «Буккроссинг»?

Буккроссинг (в переводе с английского — «перекрестный обмен книгами») — это международное общественное движение. Его предназначение — «отпускать тома на волю» и пропагандировать ответственное «книжное потребление». Буккроссинг — это одна из экологичных альтернатив покупкам книг. Суть движения проста — человек, прочитав книгу, оставляет ее в общественном месте (кафе, библиотеке, станции метро) для того, чтобы любой желающий мог забрать его себе. Этот человек позже запускает процесс заново.

Зачем делиться книгами?

«Поделиться книгами с друзьями и соседями — это естественный инстинкт. Я надеюсь, буккроссинг вносит хотя бы небольшие изменения в

отношение людей к ценности книг. К тому же, движение позволяет найти общий язык совершенно незнакомым людям, создавая Всемирную библиотеку — своеобразную группу любителей чтения, не знающей географических границ», — считает создатель первого официального буккроссинг-сервиса Рон Хорнбейкер.

Как связано движение «Буккросссинг» и экология?

«Буккроссинг — это экологично. Каждый желающий может оставить в пункте буккроссинга свою книгу и бесплатно взять любую понравившуюся. Так книги, которые кому-то уже не нужны, попадут не в макулатуру и, что гораздо хуже, на свалку, а к тому, кто их с удовольствием прочитает. Буккроссинг позволяет не только сэкономить природные ресурсы — леса, энергию и воду, но и пространство в жилищах людей» — утверждает эколог Наталия Сибирцева.

«Буккроссинг» - это обмен книгами?

Буккроссинг — это не то же самое, что простой обмен книгами. Давая почитать книгу своему другу или знакомому, вы ждете, что она вернется к вам.

«Книговорот» же предполагает, что вы отпускаете том в свободное плавание навсегда.

Где я могу оставить или взять книгу?

В России активно развиваются и официальные, и неформальные точки буккроссинга. Стихийные книжные полки разбросаны по всему городу, чаще всего они находятся в кафе и коворкингах. Постоянные (буккроссеры называют их «безопасными») места обмена книгами есть в музеях, центрах госуслуг, вокзалах, множестве библиотек.

У меня нет времени идти в библиотеку, как быть?

Точки буккроссинга есть даже в общественном транспорте. Пока вы едете по делам, вы можете бесплатно взять. Отдать прочитанную книгу или сдать свои собственные можно на любой стойке.

Я могу передать книгу иностранцу?

В 2001 году специалист по интернет-технологиям Рон Хорнбэейкер запустил специальный международный сайт BookCrossing (он считается родоначальником официального буккроссинга). Сервис позволяет отслеживать местонахождение переданной книги, общаться с пользователями на форуме, покупать книги со скидками и даже создать официальные зоны книжного кроссинга в своих местных библиотеках, кафе или коворкингах. Сейчас международное сообщество буккроссинга насчитывает почти 2 млн участников из 132 стран, которые передали друг другу около 13,5 млн томов.

Какие есть правила у официального международного буккроссинга?

Зарегистрируйте книгу на сайте и получите для нее буккроссинг- идентификатор (BCID). Он позволяет отслеживать местонахождение тома. Напишите полученный BCID на книге. Лучше также дописать пояснение, что она  участвует  в  буккроссинге, а не  выброшена  или  потеряна. Передайте книгу кому-либо или просто оставьте ее где-то. Сделайте об этом отметку  на  сайте. Следите  за приключениями вашей книги. Когда кто-то заберет ее, то введет BCID на BookCrossing.com и сообщит о

своей  находке  в  журнале  книги.  Самое  главное  правило —  не  бояться

«отпускать на волю» то, что вы давно прочитали.

Организация Буккроссинга в детском саду.

Педагогам, проявляющих интерес  к тому, как организовать

«буккроссинг» в детском саду предлагается организовать работу в реализации идеи книгообмена среди родителей «пошагово»:

Шаг 1. Организационный. Определить место расположения пункта обмена книгами, например, приемная групповой ячейки как места с наибольшей проходимостью родителей и детей. Можно поставить столик, чтобы родители могли оставлять и брать книги. Если в мероприятии участвует весь детский сад, можно расположить полку для книг-путешественниц в холле детского сада.

Шаг 2. Оформительский. Для того чтобы пункт книгообмена имел эстетически привлекательный вид, оформить уголок рисунками детей по мотивам знакомых им произведений, а также типографскими картинками и самодельной вывеской (например, «Буккроссинг: прочитал книгу сам - передай другому», «Книжки-путешественницы», «Отпусти меня погулять»…). Шаг 3. Информационный. Для того, чтобы родители узнали о новом движении и основных правилах участия в «буккроссинге», разработать буклеты  для  родителей,  распространить  информацию  о  действии данного движения среди родителей в социальной сети WhatsApp или других. Шаг 4. Сотрудничество. Обратиться к родителям с просьбой: принести в пункт книги, которые прочитаны в семьях и которыми они могли бы поделиться (посредством индивидуальных бесед, публикации на сайте детского сада).

Шаг  5.  Регистрационный.  По  мере  поступления  книг  встает  вопрос:

«Как отследить книги, которыми пользуются участники «буккроссинга»? Рекомендуем использовать опыт библиотек, но не фиксировать в формуляры кто, когда и какую книгу взял, а оформить журнал регистрации книг. Вместе с детьми для наглядного обозначения книги как участника «книгодвижения», разработать  значок  -  логотип,  который  бы  подтвердил  участие  книги  в

«буккроссинге». Можно провести конкурс рисунков среди семей на лучшее дизайнерское оформление логотипа.

Шаг 6. Рекомендательный. Для участвующих в книгообмене родителей разработать памятку «Участнику буккроссинга»:

  • с просьбой посмотреть дома и выбрать книги, которыми хотели бы поделиться и принести в пункт книгообмена;
  • с пояснениями о необходимости вложить вкладыш в книгу, который бы носил информацию о бывшем владельце и кратким описанием, о чем книга, понравилась ли она читателю-слушателю;
  • обратить внимание на то, что книги должны быть в хорошем состоянии;
  • разъяснить, что каждый участник «буккроссинга» может взять любую книгу домой для чтения;
  • обратить внимание на бережное отношение к книгам и, при необходимости, оказать книжке «помощь».

Таким образом, каждый желающий может прийти и взять любую книгу или журнал по интересам, прочитать и отдать другому человеку, или вернуть обратно, оставить свои заметки во вкладыше книги.

Заключение.

С организацией «буккроссинга» для детей и родителей открывается огромная возможность ежедневно познакомиться с новым литературным произведением, провести со своим ребенком вечер – досуг с книгой, обсудить прочитанное. Только в союзе с родителями, возможно гармоничное, эффективное приобщение к чтению детей. В наши дома должна вернуться забытая и утраченная традиция семейного чтения – общего чтения книг, общения втроем: взрослый, ребенок и книга. Как, бы ни была неоспорима роль библиотек, воспитателей в начальном приобщении детей к чтению, первым и основным руководителем чтения является семья.

Приложение 1

Анкета для родителей

«Чтение дома»

Уважаемые родители!

Просим вас ответить на вопросы анкеты:

  1. Читаете ли вы ребёнку книги? Если да, то как часто: ежедневно, несколько раз в неделю, редко, когда есть время.
  2. Вы читаете детям книги: по просьбе ребенка, по своей инициативе
  3. Обсуждаете ли вы прочитанное с ребёнком?         
  4. Есть ли у ребёнка домашняя библиотека?         
  5. Сколько книг (приблизительно) она включает?         
  6. Каких жанров (стихи, сказки и т. д.)         
  7. Рассказывает ли ваш ребёнок о тех книгах, которые прочитали в детском саду?         
  8. Ходите вы с ребёнком в библиотеку?         
  9. Читаете ли вы с ребёнком произведения для длительного чтения?         
  10. Если да, то какие последние произведения вы прочитали?         
  11. Читаете ли вы сами литературу?         
  12. Если да, то что предпочитаете: периодическую литературу (журналы, газеты, познавательную литературу, художественную литературу        

Спасибо!!!

Приложение 2

Консультация для родителей        «Роль книги в развитии ребенка»

Книга - это неотъемлемая часть воспитания ребенка. С ее помощью он сможет найти ответы на интересующие его вопросы, познавать мир и самого себя, переживать истории героев, фантазировать развитие дальнейших событий того или иного произведения.

Книга-это воспитатель человеческих душ. Малыш растет, а это значит, что каждый день его ждет все больше новых впечатлений, он активно познает мир и совершает множество открытий. Получает все больше разнообразной информации необходимой ему для дальнейшего правильного физического, психического и умственного развития. Новые знания дети получают от окружающих их людей, в первую очередь от родителей, а также из книг.

Не секрет, что современные дети мало читают, предпочитая книгу просмотру телепрограмм и видеофильмов, компьютерным фильмам. Эта печальная реальность должна заставить нас родителей задуматься и попытаться, как-то исправить положение вещей.

С самого маленького возраста малышам нужно читать как можно больше книг. Очень важно, чтобы он полюбил это занятие. Книга может заинтересовать, как мальчишек, так и девчонок, главное найти такой вариант, который понравится ребенку. Учеными установлено, что ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый        словарный        запас. Читая вместе        с мамой,        ребенок        активно развивает воображение и память.

Именно чтение выполняет не только познавательную, эстетическую, но и воспитательную функцию. Поэтому, родителям необходимо читать детям книжки с раннего детства.

Разнообразие детских книг удивляет, но не всегда радует. Важно помнить, что в любой книге, в том числе и детской, самое главное-содержание.

Рекомендации по приобретению литературы:

У детей 4-5 лет происходит активизация словарного запаса, идет развитие связной речи. Читая ребенку литературные произведения, нужно обращать внимание на отдельные слова и выражения. Можно учить пересказывать короткие тексты русских народных сказок. Потихоньку приступайте к заучиванию стихотворений.

В этом возрасте можно знакомить ребенка со сказками зарубежных авторов, с богатырскими народными сказками, с рассказами о природе и животных, с творчеством К. Чуковского.

Для того чтобы ребенок полюбил книгу, родителям нужно сильно потрудиться

Советы для родителей:

  • Чаще говорите о ценности книги;
  • Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи;
  • Вы главный пример для ребенка, и если хотите, чтобы ваш ребенок читал, значит, стоит тоже некоторое время проводить с книгой;
  • Посещайте вместе библиотеку, книжные магазины;
  • Покупайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию;
  • Радуйтесь успехам ребенка, а на ошибки не заостряйте внимание;
  • Обсуждайте прочитанную книгу среди членов семьи;
  • Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги;
  • Чаще устраивайте семейные чтения.

Чтение        для        детей        должно        стать        ежедневной привычкой, стать необходимостью

Почему важно сделать чтение привычкой

Вашего        ребёнка?

Чтение в семье давняя традиция. В среде просвещенного сословия семейные чтения не имели специальной целевой установки, а были естественным атрибутом духовного общения взрослых между собой и детьми. Но, к сожалению, многие культурные традиции были утрачены, в том числе и чтение в семье

Главное отличие семейных чтений от других его видов — классного, внеклассного и домашнего состоит в том, что родители, используя книгу, начинают по-настоящему заниматься духовным развитием своего ребенка, формированием его нравственности.

Семейное чтениеэто литература, интересующая всех членов семьи, обсуждение прочитанного всей семьей, это общение, сближающее людей разных возрастов.

ЕСЛИ ВЫ РЕШИЛИ КУПИТЬ СВОЕМУ РЕБЕНКУ НОВУЮ КНИГУ

При выборе книг для своего ребенка обратите внимание на следующие их качества:

  1. Как книга иллюстрирована. Дети любят смотреть картинки не меньше, чем слушать. Они ценят красоту, юмор и фантазию. Избегайте книг, где стиль рисунков слишком деловой или упрощенный.
  2. Соответствует ли книга способностям ребенка как слушателя. Не судите по возрасту, а выбирайте истории достаточно сложные, чтобы завладеть вниманием ребенка, но притом достаточно простые, чтобы он мог следить за развитием событий.
  3. Та ли это книга, которая понравилась именно вашему ребенку. Не слишком обращайте внимание на ее учебную ценность. Любая история, которая ребенку нравится, будет в этом смысле ценной.
  4. Обладает ли книга силой эмоционального воздействия. Хотя детям нравятся и те книги, которые просто содержат информацию, на долгое время для ребенка любимыми остаются такие, которые близки ему эмоционально.
  5. Хорошо ли книга написана. Дети прислушиваются к звучанию речи, а не только к ее значению.
  6. Нравится ли книга вам. Если вы читаете то, что больше нравится вам самим, есть большое основание ожидать, что это понравится ребенку.

КАК ОБРАЩАЕТСЯ С КНИГОИ ВАШ РЕБЕНОК?

По тому, как выглядят книги, принадлежащие в доме ребенку, вы можете судить о том, достаточное ли внимание вы уделяете привитию сыну или дочери навыков обращения с книгой. Обратите внимание, придерживается ли ваш ребенок следующих правил обращения с книгой:

  • прежде чем взять книгу, проверь, чистые ли у тебя руки;
  • книгу читают и рассматривают за столом;
  • бери книгу:        не        пачкай        ее,        не        заминай        страницы,        правильно        их перелистывай, не смачивай палец слюной;
  • не играй с книгой, она от этого портится;
  • после того как посмотрел и прочитал книгу, не забудь положить ее на место;
  • правильно храни книгу в специально отведенном для нее месте — в книжном шкафу или на полке, а не среди игрушек;
  • если заметил, что книга не в порядке (порвалась или отклеилась обложка, выпала        страница),        почини        ее        сам        или        с        помощью        взрослого

ПОЧЕМУ ДЕТЯМ НЕОБХОДИМО ЧИТАТЬ:

  1. Благодаря чтению развивается речь ребенка и увеличивается его словарный запас. Книга учит маленького человека выражать свои мысли и понимать сказанное другими людьми.
  2. Чтение развивает мышление. Из книг ребенок учится абстрактным понятиям и расширяет горизонты своего мира. Книга объясняет ему жизнь и помогает увидеть связь одного явления с другим.
  3. Работа с книгой стимулирует творческое воображение, позволяет работать фантазии и учит детей мыслить образами.
  4. Чтение развивает познавательные интересы и расширяет кругозор. Из книг и периодики ребенок узнает о других странах и другом образе жизни, о природе, технике, истории и обо всем, что его интересует.
  5. Книги помогают ребенку познать самого себя. Для чувства собственного достоинства очень важно знать, что другие люди думают, чувствуют и реагируют так же, как он.
  6. Книги помогают детям понять других. Читая книги, написанные писателями других культур и других эпох, и видя, что их мысли и чувства похожи на наши, дети лучше понимают их и избавляются от предрассудков.
  7. Хорошую детскую книжку можно читать ребенку вслух. Процесс совместного чтения способствует духовному общению родителей и детей, установлению взаимопонимания, близости, доверительности. Книга объединяет поколения.
  8. Книги — помощники родителей в решении воспитательных задач. Они

учат детей этике, заставляют размышлять о добре и зле, развивают способность к сопереживанию, помогают научиться входить в положение других людей.

  1. Книги придают силы и вдохновение. Они увлекают и развлекают. Они заставляют детей и взрослых смеяться и плакать. Они сокращают одиночество, приносят утешение и указывают выход из трудного положения.

  1. Чтение — самое доступное и полезное для интеллектуального и эмоционально- психического развития ребенка занятие. Книгу можно брать с собой куда угодно. Ее можно бесплатно взять в библиотеке, и ей не нужна электросеть.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

«КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ЧИТАТЕЛЕМ»

Если родители всерьез обеспокоены недостаточно заинтересованным отношением ребенка к чтению, им могут пригодиться советы американского психолога В. Уильямса. Вот некоторые из них:

  1. Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у детей отношение к чтению как к удовольствию.
  2. Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным и т.п.
  3. Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарков.
  4. Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы (в библиотеке, книжном магазине и т.п.).
  5. На видном месте дома повесьте список, где будет отражен прогресс ребенка в чтении (сколько книг прочитано и за какой срок).
  6. Выделите дома специальное место для чтения (укромный уголок с полками и т.п.)
  7. В доме должна быть детская библиотечка.
  8. Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей еще что-то прочитать об этом (например, книги о динозаврах или космических путешествиях).
  9. Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.
  10. По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории. Развлекайте себя сами вместо того, чтобы смотреть телевизор.
  11. Поощряйте дружбу ребенка с детьми, которые любят читать.
  12. Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им.

  1. Поощряйте чтение детей вслух, когда это только возможно, чтобы развить их навык и уверенность в себе.
  2. Чаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.
  3. Поощряйте чтение любых материалов периодической печати: даже гороскопов, комиксов, обзоров телесериалов — пусть дети читают все что угодно!
  4. Детям лучше читать короткие рассказы, а небольшие произведения: тогда у них появляется ощущение законченности и удовлетворения.
  5. Пусть дети каждый вечер читают в постели, перед тем как уснуть.

image6

Совместным чтением вы открываете для своего ребенка интересный и красочный литературный мир. И помните, таким простым способом вы дарите своему ребенку огромное количество счастья и любви.

Список использованной литературы:

  1. Автор: Neil Gaiman Перевод: Наталья Стрельникова «О пользе чтения»
  2. Агеева Л. В., Шелякина Н. А., Герус В. Л. «Как привить любовь к чтению» – методические рекомендации учителям и родителям // Молодой ученый. — 2017. — №2. — С. 563-566.
  3. Александр Фролов «Дети не читают»
  4. Буккроссинг в Америке: сайт. URL www.bookcrossing.com (дата обращения 09.03.19).
  5. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. – М.:Мозаика – синтез,2005.
  6. Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребенок и книга. – М.: Просвещение, 1992.
  7. Доронова Т.Н «Играем в театр».
  8. История развития буккроссинга [Электронный ресурс]: свободная энциклопедия. URL http://wikipedia.org (дата обращения 11.03.19);
  9. «Как заинтересовать ребенка чтением и научить любить книгу – советы для родителей», автор статьи Екатерина Морозова, многодетная мама, редактор рубрики "Дети" в журнале Colady.
  10. «Как заинтересовать ребенка чтением и научить любить книгу – советы для родителей», автор статьи Екатерина Морозова, многодетная мама, редактор рубрики "Дети" в журнале Colady.
  11. Маховская. Непослушный ребенок: перезагрузка. — М., Эксмо, 2012.
  12. Новоселова, Е. Охотниками за смыслом / Елена Новоселова // Российская газета. - 2007. – С. 9.
  13. Сохин, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста: пособие для воспитателя дет. сада; под ред. Ф.А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979.
  14. //www.colady.ru/kak-zainteresovat-rebenka-chteniem-i-nauchit-lyubit- knigusovety-dlya-roditelej.html.
  15. https://nsportal.ru/detskii-sad/hudozhestvennayaliteratura /2017/09/06

/konsultatsiya-dlya-roditeley-priobshchenie-detey. 16.https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/01/20/rol-biblioteki-v- protsesseznakomstva-doshkolnikov-s-knizhnoy-kulturoy.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для воспитателей "Формы работы детского сада с родителями"

В данном материале представлена информация о различных формах работы детского сада с семьей...

Методические рекомендации по использованию ТРИЗ в детском саду.

ТРИЗ — Теория Решения Изобретательских Задач ....

Методические рекомендации к организации выставок в детском саду.Консультация для воспитателей

Выставки в детском садуЭффективным средством в обучении детей художественному восприятию является посещение художественных музеев и выставок произведений искусства. Детский сад в этом случае мож...

Методические рекомендации для воспитателей средних групп детского сада общеразвивающего вида

Данные рекомендации помогают воспитателям правильно организовать работу с воспитанниками по развитию речи , по звуковой культуре речи, по совершенствованию общих речевых навыков, а также наиболее эффе...

Методические рекомендации о проведении мероприятий в детском саду по теме "Моя малая Родина"

в статье кратко изложена актуальность данной темы, задачи и формы работы в зависимости от возраста....

СОБСТВЕННЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ТРИЗ В ДЕТСКОМ САДУ

Предлагается материал по организации работы над развитием творческого мышления у дошкольников с помощью технологии ТРИЗ...