Рекомендации логопеда по обучению дошкольника основам грамоты
консультация по развитию речи (старшая группа)

1. Надо ли обучать дошкольника грамоте?
Поговорим о необходимости обучения дошкольников грамоте.
Распространено мнение: «Если научить ребёнка читать до школы, то ему
будет неинтересно учиться». По мнению современных педагогов, психологов
и физиологов, это не так.
Чтение – это воссоздание звуковой формы слова по его графической
(буквенной) модели.
Чтение является очень сложным психофизиологическим процессом: в
нём задействовано множество психических процессов и функций, которые
должны быть развиты у ребёнка до начала его обучения. Это: слуховое и
зрительное сосредоточение, фонематическое восприятие (умение различать
звуки речи), фонематический анализ (умение определять последовательность
звуков в слове), слухоречевая память, зрительная память и пространственные
представления (создание четких графических образов букв), сложные
движения речевого аппарата при артикулировании звуков и т.д. Процесс
«наладки» взаимодействия всех этих функций в процессе чтения у разных
детей занимает различное время. Но в любом случае – для того, чтобы в
достаточной степени овладеть навыком чтения, букварного периода явно не
хватит. А ведь навык чтения и понимания прочитанного является
основой успешного обучения ребёнка в школе с первого класса. С первых
дней пребывания в школе читающий ребёнок окажется успешнее своего
сверстника, не умеющего читать. Зачастую у учителя не бывает возможности
уделять достаточно внимания ребёнку, находящемуся на начальном этапе
обучения грамоте, а дома необходимо выполнять домашнее задание, общее
для всего класса. В такой ситуации получается, что выделить время для
совершенствования навыка чтения очень трудно, и с трудом читающий
ребёнок попадает в ситуацию стресса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx16.47 КБ

Предварительный просмотр:

автор: учитель-логопед Петриченко Елена Николаевна

МБДОУ ДСКВ №20 поселок Степной МО Ейский район
1. Надо ли обучать дошкольника грамоте?
Поговорим о необходимости обучения дошкольников грамоте.
Распространено мнение: «Если научить ребёнка читать до школы, то ему
будет неинтересно учиться». По мнению современных педагогов, психологов
и физиологов, это не так.
Чтение – это воссоздание звуковой формы слова по его графической
(буквенной) модели.
Чтение является очень сложным психофизиологическим процессом: в
нём задействовано множество психических процессов и функций, которые
должны быть развиты у ребёнка до начала его обучения. Это: слуховое и
зрительное сосредоточение, фонематическое восприятие (умение различать
звуки речи), фонематический анализ (умение определять последовательность
звуков в слове), слухоречевая память, зрительная память и пространственные
представления (создание четких графических образов букв), сложные
движения речевого аппарата при артикулировании звуков и т.д. Процесс
«наладки» взаимодействия всех этих функций в процессе чтения у разных
детей занимает различное время. Но в любом случае – для того, чтобы в
достаточной степени овладеть навыком чтения, букварного периода явно не
хватит. А ведь навык чтения и понимания прочитанного является
основой успешного обучения ребёнка в школе с первого класса. С первых
дней пребывания в школе читающий ребёнок окажется успешнее своего
сверстника, не умеющего читать. Зачастую у учителя не бывает возможности
уделять достаточно внимания ребёнку, находящемуся на начальном этапе
обучения грамоте, а дома необходимо выполнять домашнее задание, общее
для всего класса. В такой ситуации получается, что выделить время для
совершенствования навыка чтения очень трудно, и с трудом читающий
ребёнок попадает в ситуацию стресса.
Теперь о том, кому в школе интересно учиться. Ребёнок, поступив в
школу, попадает в новые для себя условия. Физиологически созревшему,
готовому к школе ребёнку интересно всё: он овладевает новыми правилами
поведения, строит взаимоотношения с учителем и одноклассниками,
начинает писать и совершенствует навыки письма и чтения, учится учиться!
Эта деятельность для начинающего школьника очень важна и требует от него
много усилий! О какой скуке может идти речь? Неинтересно в школе может
быть ребёнку, не готовому к школьному обучению, но об этом скажем
дальше.
2. Когда ребёнок готов к обучению грамоте?
Когда лучше начинать занятия по подготовке к обучению грамоте? Это
зависит не только от возраста ребёнка, но и от его индивидуальных
особенностей.
У дошкольника, начинающего заниматься основами грамоты, должна быть
ярко выражена познавательная активность. Такой ребёнок любит
общаться со взрослым, часто задаёт вопросы об окружающем, проявляет
интерес к обучению. Познавательную активность ребёнка нужно всячески
поощрять. Ведь это – основа для обучения. Не оставляйте без ответов любые
вопросы Вашего ребёнка, чаще обращайте его внимание на явления
окружающей жизни, больше читайте. Именно при совместном чтении книг
происходит необходимый духовный контакт ребёнка со взрослым. Это
эмоциональное общение с родным человеком для дошкольника крайне важно
и принесёт неоценимую пользу в его развитии.
Важным моментом для начала обучения грамоте является то, что устная
речь ребёнка должна быть развита соответственно возрастной
норме. Поэтому, если у Вашего малыша имеются речевые недостатки, их
необходимо устранить. К нарушениям устной речи, мешающим обучению
грамоте, относятся: пропуски, замены и перестановки слогов и звуков в
словах; дефектное звукопроизношение; нечёткая артикуляция звуков;
неверное согласование слов в предложении; ошибки в построении фразы.
Если Вы замечаете у своего ребёнка старше трёх лет подобные особенности
речи, обратитесь за помощью к специалисту по развитию и коррекции речи –
логопеду.
В возрасте 4-х лет у детей особо выражено «языковое чутьё», интерес к
языку. Если в 4 года ребёнок может 10-15 минут увлечённо заниматься
развивающими играми и проявляет интерес к буквам, стоит попробовать
начать занятия по подготовке к обучению грамоте. Но если Ваш
четырёхлетка ещё не научился сосредотачивать внимание и целенаправленно
выполнять развивающие задания, бурно реагирует на свои неудачи,
нетерпелив – тогда лучше ещё подождать.
Возраст 5-7 лет для большинства детей является наиболее благоприятным
для активного развития восприятия, внимания, памяти, мышления. Ребёнок в
этом возрасте физиологически готов к развивающему обучению, у него
появляется желание учиться. Это не значит, что все дети в одинаковой
степени освоят навыки чтения, но начинать заниматься с ними уже нужно.
3. Как заниматься с дошкольником?
Ещё один важный вопрос. Могут ли занятия по обучению грамоте быть
вредными для ребёнка-дошкольника? Могут, если взрослый,
организующий эти занятия, не учитывает возрастные и индивидуальные
особенности малыша, перегружает его учебными заданиями вместо
естественной для дошкольника деятельности – игры, ставит самоцелью
любой ценой научить ребёнка читать.
Обучение дошкольников должно проходить в занимательной, игровой
форме. Прежде чем начать непосредственно обучаться чтению, ребёнок при
помощи речевых игр должен усвоить, что предложения состоят из слов,
слова – из слогов и звуков, расположенных в определённой
последовательности. Система речевых игр позволит ребёнку научиться
различать понятия звук и буква, овладеть звуковым анализом и синтезом.
К.Д. Ушинский говорил: «Сознательно читать и писать может только
тот, кто понял звукослоговое строение слова».
Учебно-игровой материал необходимо подавать в сравнении, сопоставлении,
побуждать ребёнка постоянно рассуждать, анализировать, делать выводы и
обосновывать их, выбирать правильное решение среди различных вариантов
ответов. Только таким образом формируется главная ценность и основа всей
учебной деятельности –творческое мышление ребёнка, с помощью
которого постепенно будет складываться система знаний о языке и
формироваться потребность совершенствования своей речи.
Занимаясь с ребёнком, старайтесь соблюдать следующие правила – тогда
занятия будут более успешными, а ребёнок будет заниматься с
удовольствием.
 Проявляйте искренний интерес к тому, что вы делаете вместе с
ребёнком. Радуйтесь, удивляйтесь, огорчайтесь вместе с ним.
 Учитывайте состояние ребёнка (до начала занятия). Но если занятие
уже началось, постарайтесь довести начатое задание до конца.
 Не раздражайтесь. Ребёнок должен чувствовать, что Вы – его партнёр и
хотите помочь ему. Хвалите за старание.
 Чаще читайте ребёнку хорошие стихи (С. Михалкова, С. Маршака,
А.Барто, Б.Заходера) – это благотворно влияет на восприимчивость детей
к звукам речи.
Не сравнивайте успехи Вашего ребёнка с успехами других детей. Темп
овладения чтением индивидуален для каждого!
4. С чего начинать обучение грамоте?
С чего же начать? К сожалению, многие взрослые начинают обучение
чтению своего ребёнка с выучивания с ним всех букв. Ребёнок при этом
запоминает буквы так, как они называются в алфавите, то есть с призвуком
гласных: «эф», «пэ», «ка» и т.д. Это неверный подход: он может привести к
трудностям слитного прочтения ребёнком слогов и слов, а также к
«механическому» чтению – в этом случае возможно возникновение ошибок
при чтении и письме. Вводя своего малыша в мир чтения, Вы должны в
первую очередь помнить о том, что письменная речь является отображением
устной. Поэтому знакомство с буквами и складывание их в слоги и слова на
начальном этапе обучения – совсем не главное.
Цель первого этапа занятий – привлечь внимание ребёнка к звучащему слову.
С помощью речевых игр, играя со словами и звуками, ребёнок усваивает
следующее: Когда мы говорим, мы произносим разные слова. Слова
звучат, потому что состоят из звуков. Звуки в слове идут по порядку.
Есть звук в начале слова – он первый, есть последний – в конце слова,
остальные – в середине, друг за другом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация методики обучения дошкольников основам нотной грамоты

Инновационная  методику  обучения  детей  дошкольного  возраста  основам  нотной  грамоты  "Развиваем  играя",  способствующая  разви...

Рекомендации логопеда по обучению дошкольника основам грамоты.

Материал отвечает на многие вопросы, касающиеся подготовки ребёнка к школе....

программа кружка по развитию речи "Обучение дошкольника основам грамоты"

Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овлад...

Семинар-практикум для учителей - логопедов. Тема: «Обучение дошкольников элементам грамоты»

Цель: повысить компетентность педагогов в теоретическом и практическом вопросе по подготовке детей с ОНР к обучению грамоте.Задачи:1.     Познакомить педагогов с методическими аспе...

Обучение дошкольников основам грамоты.

Прежде чем ждать помощи от родителей, надо поставить их на место  детей....

Программа кружка дополнительного образования по обучению дошкольников основам грамоты и письма

В данном материале представлена программа кружка дополнительного образования по обучению дошкольников 6-7 лет основам грамоты и письма. Программа кружка разработана на основе программы С.П.Цукановой ...

Рабочая программа по обучению старших дошкольников основам грамоты и письма “Весёлые звуки”

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно раст...