Методическая копилка
картотека по развитию речи
Материал для развития речи
Скачать:
Предварительный просмотр:
Картотека упражнений для самомассажа пальцев и кистей рук. Зрительная гимнастика. (М.В.Еромыгина)
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ОСЕНЬ. ПРИЗНАКИ ОСЕНИ. ДЕРЕВЬЯ ОСЕНЬЮ»
*Самомассаж ладоней сосновыми шишками
Осень шагает | «Шагают» пальчиками по поверхности стола |
В жёлтом пальтишке, | |
С кедром сшибает | Крепко сжимают шишку в ладони |
Бурые шишки. |
*Самомассаж ладоней массажными мячиками
Желудь, желудь, прорастай! | Катают мячик между ладонями круговыми движениями |
И дубочек вырастай! | Поднимаются на носочки |
Дорастай до тучи! | Поднимают руки |
Крепкий дуб, могучий! | Опускают руки, катают мячик вокруг большого пальца |
*Самомассаж с помощью ипликатора Кузнецова «Подарки осени»
Ходит осень в нашем парке, Дарит осень всем подарки: | «Ходят» пальчиками по поверхности ипликатора. |
Бусы красные –рябине, | Нажимают на кружочки указательными пальцами обеих рук |
Фартук розовый – осине, | Нажимают на кружочки средними пальцами |
Зонтик жёлтый – тополям, | Нажимают на кружочки безымянными пальцами |
Фрукты осень дарит нам. | Нажимают всей ладонью |
*Гимнастика для глаз «Осень»
Осень по опушке краски разводила, По листве тихонько кистью поводила. | Круговые движения глазами |
Пожелтел орешник, И зарделись клёны, | Посмотреть влево-вправо |
В пурпуре осинки, Только дуб зелёный. | Посмотреть вверх-вниз |
Утешает осень: не жалейте лета, | Зажмурить глаза |
Посмотрите – осень в золото одета! | Поморгать |
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ОГОРОД. ОВОЩИ»
*Гимнастика для глаз
Во саду ли, в огороде У Ивана ослик бродит, Выбирает, выбирает, Что сначала съесть – не знает. | Обвести глазами круг |
Наверху созрела слива, | Посмотреть наверх |
А внизу растёт крапива, | Посмотреть вниз |
Слева – свекла, справа – брюква, | Посмотреть влево-вправо |
Слева – тыква, справа – клюква, | Посмотреть влево-вправо |
Снизу – свежая трава, | Посмотреть вниз |
Сверху – сочная ботва. | Посмотреть вверх |
Выбрать ничего не смог И без сил на землю слёг. | Зажмурить глаза, потом поморгать |
*Гимнастика для глаз
У Егора огород, | Посмотреть вправо |
Там есть редька и горох. | Обвести глазами круг |
Рядом огород Федоры - | Посмотреть влево |
Там на грядке помидоры. | Посмотреть вверх, поморгать |
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «САД. ФРУКТЫ»
*Самомассаж ладоней массажными мячиками
Сливу я держу в руке,
Зажимаю в кулаке, Действия в соответствии с текстом
Отпуска, разжимаю
И ладошками катаю.
*Самомассаж шариками су-джок
Крыжовник колючий, | Катают шарик между ладонями |
Как ёжик. Вот злючка! | Стучат по шарику, лежащему на ладони, указательными пальцем |
Все ветви крыжовника В длинных колючках. | Катают шарик вдоль каждого пальца |
*Самомассаж шариками су-джок
Ходит ёж в саду по травке, | Катают шарик между ладонями круговыми движениями |
Натыкает на булавки | Сжимают шарик в ладони |
Грушу, сливу – всякий плод, | Прокатывают шарик вокруг большого и указательного пальцев |
Что под деревом найдёт | Удерживает шарик между вертикально стоящими ладонями |
И с подарочком богатым Возвращается к ежатам | Удерживает шарик между указательным и средним пальцами |
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ЛЕС. ГРИБЫ. ЯГОДЫ»
*Самомассаж пальцев рук с помощью ипликатора Кузнецова
Шла лисица вдоль тропинки | «Идут» пальчиками по поверхности ипликатора |
И несла грибы в корзинке | Пальцы в «замок», нажимают на массажную поверхность ладонями |
Пять опят и пять лисичек | Нажимают на кружок каждым пальцем каждой руки поочередно |
Для лисят и для лисичек | Нажимают большими пальцами и мизинцами |
Предварительный просмотр:
Раздел слова-действия.
Данные дидактическае игры используются на занятиях-закреплениях.
Дидактические игры
«Кто что делает»
(3 команды по 3 человека)
На доске записаны 3 столбика слов, обозначающие предметы (или предметные картинки):
Повар учитель пекарь
Врач кузнец художник
Баянист маляр портниха
Ветер дождь солнце
Гром огонь снег
Трава ручей вода
Члены команд по очереди выходят к доске и пишут слова, обозначающие действие данного предмета.
Побеждает команда, которая первая выполнит задание
. Раздел слова-действия.
Данные дидактическае игры используются на занятиях-закреплениях.
Дидактические игры
«Кто как передвигается»
(работает весь класс)
На доске записаны в столбик слова, обозначающие предметы: колесо, собака, медведь, паровоз, крокодил, змея, самолет, рыба, зебра, белка, человек, обезьяна, бабочка, крот, кузнечик.
Дети на своих местах самостоятельно подбирают слова-действия, записывают себе в тетрадь.
Первые три ребенка, выполнившие работу, выходят к доске и читают свои слова, ставя к ним вопросы. Тот, кто выполнил все правильно, признается победителем.
. Раздел слова-действия.
Данные дидактическае игры используются на занятиях-закреплениях.
Дидактические игры
«Кто как кричит»
(работает весь класс)
На доске предметные картинки с животными : собака, корова, воробей, кошка, баран, утка, лягушка, медведь, волк, петух, свинья, лягушка.
Нужно к каждому названию животному подобрать и записать справа слово, обозначающее, ка это животное подает голос. Победителями считаются первые три игрока, правильно выполнившие задание.
. Раздел слова-действия.
Данные дидактическае игры используются на занятиях-закреплениях.
Дидактические игры
« Предмет или действие?»
(работает весь класс)
Каждому ребенку выдается карточка, где написаны предложения с выделенными парами слов, одинаковых по форме, из которых одно обозначает предмет, а другое- действие.
- Затопили печь, чтобы пироги печь.
- Снежное покрывало все поле покрывало.
- Ведро дало течь, и вода стала течь.
- Была Катюша запевала, она все песни запевала.
Обучающиеся должны узнать, какое из слов обозначает предмет, а какое –действие, и доказать ответ постановкой вопроса.
Предварительный просмотр:
Картотека прогулок
Сентябрь (подготовительная группа)
Прогулка №1
Наблюдение «Коли ясно, то и осень прекрасна»
Цель: Формирование понятия детей о смене времен года; уточнение представлений об особенностях осеннего сезона.
Обогащение словаря: сентябрь, октябрь, ноябрь.
Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу.
Смело топчу я ногой вешнюю леса красу. А. Майков
- Ребята, осень нам прислала приглашение в гости – сегодня первый день осени.
- Назовите осенние месяцы?
Бывают и в сентябре теплые солнечные денечки. Небо сверкает синевой, на его фоне сквозят золотыми узорами листья кленов и берез. Воздух чист, прозрачен, и в нем летают прозрачные серебряные нити паутинок. Такие дни называются «бабьим летом»
Коли ясно, то и осень прекрасна» - говорит пословица.
- Какие вы знаете признаки осени?
- Что делает человек осенью?
- Как приспосабливаются к осени птицы? Насекомые? Звери?
- Найдите дерево, которое раньше всех готовится к осени?
- Найдите самый красивый лист клена, березы, осины?
Подвижные игры: «Найди себе пару» (ходьба, бег).
Индивидуальная работа.
Упражнения с мячом: бросить вверх и поймать (одной) двумя руками (10 раз)
Трудовая деятельность:
Уборка участка детского сада от опавших листьев.
Цели: учить создавать у себя и других детей радостное настроение от выполненной работы; воспитывать экологическую культуру.
Вечерняя прогулка
Наблюдение за сорокой
Цель: – формировать представления о внешнем виде сороки, ее характерных признаках, повадках;
- воспитывать потребность заботиться о зимующих птицах.
Всюду я летаю,
Все на свете знаю.
Знаю каждый куст в лесу:
Может быть, меня за это
И зовут лесной газетой.
Как выглядит сорока?
Чем она питается?
Как стрекочет?
Сорока имеет много прозвищ: «сорока-белобока», «сорока-стрекотуха», «сорока-воровка».
«Белобока» - потому что по бокам перышки у сороки совсем белые. Голова и крылья черные. Хвост тоже черный, нос очень красивый, с зеленоватым отливом, длинный и прямой, как стрела.
«Стрекотухой» сороку величают за то, что она, перелетая с места на место, громко стрекочет «га-га-га!». Громким тревожным стрекотанием сороки предупреждают местных обитателей об опасности.
А «воровкой» ее прозвали за то, что она любит все яркое, блестящее.
Сороки питаются гусеницами, мошками, жучками и комарами. Помимо насекомых, сороки клюют ягоды и фрукты, семена растений. Осенью сороки собираются в небольшие стаи, летают по садам и паркам, угощаются ягодками рябины, боярышника и облепихи. От нас она не улетает зимой, а перебирается поближе к людям.
Трудовая деятельность: Сбор опавших плодов рябины для ручного труда
Подвижная игра: «Гуси-лебеди» (ОД – бег)
Индивидуальная работа.
«Кто дальше?» - метание мешочков с песком
Цель: совершенствовать бросок вдаль (обеими руками поочерёдно). Самостоятельные игры с выносным материалом
Прогулка №2
Наблюдение за насекомыми
Цель: Развивать интерес к живому миру, наблюдательность, учить устанавливать связи между погодой и поведением насекомых. Закреплять названия насекомых, их пользу для природы. Рассказать, что при наступлении осени все насекомые прячутся от холода (в стволы старых деревьев, в пни, в землю и т.д.)
Обогащение словаря: мухи, пчелы, шмели, муравьи, убежище, зимовать.
Осень. Если на деревьях листья пожелтели. Если в край далёкий птицы улетели. Если небо хмурое, если дождик льётся, Это время осенью зовётся. М. Ходякова
-Муха, пчела, кузнечик – кто это?
-Каких насекомых вы ещё знаете?
- Почему их совсем не видно?
-Что с ними случилось?
-Правильно, насекомые готовятся к зиме.
-А как они готовятся к зиме? (прячутся). Куда они прячутся?
Исследовательская деятельность: обратить внимание на то, что насекомых стало меньше. Показать детям, куда и как прячутся насекомые.
Дидактические игры: «Один – много».
Цель: употребление множественного числа существительных. «Выложи узор» – «насекомые» - песок, камни, трава, палочки, листья. Цель: развитие мелкой моторики, развивать умение конструировать плоскостные картинки из природного материала.
Подвижные игры: «У медведя во бору» (ходьба, бег)
Индивидуальная работа: Прыжки на 2-х ногах на месте (ноги вместе – ноги врозь). Прыжки на двух ногах (на одной) до флажка и обратно.
Цель: развитие прыжков. Закреплять умение прыгать на одной ноге.
«Защитись от волана ракеткой» – отбить волан ракеткой в любую сторону.
Трудовая деятельность Коллективная работа в цветнике по уборке мусора.
Цель: формировать навыки коллективного труда.
Вечерняя прогулка
Наблюдение за жуками.
Задачи. Продолжать знакомить детей с представителями класса насекомых. Предложить детям рассмотреть и сравнить жуков между собой, найти черты сходства и различия. Расширять представления детей о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь животных.
Подвижная игра «Самолеты».
Задачи. Совершенствовать умение детей ориентироваться в пространстве, перемещаться по игровой площадке в составе команды. Развивать внимание, формировать умение реагировать на действия других игроков.
Дидактическая игра «Подбери слова».
Задачи. Развивать образность речи, учить детей согласовывать прилагательные с существительными.
Индивидуальная работа. Прыжки на двух ногах (на одной) до флажка и обратно
Трудовая деятельность. Собрать игрушки в корзинку.
Прогулка №3.
Наблюдение за сезонными изменениями в природе
Цели: формировать представления об изменениях в природе (день стал короче, ночь длиннее);
учить различать и характеризовать приметы ранней осени, узнавать их в стихотворениях; воспитывать любовь к природе.
-Миновало лето, Осень наступила. На полях и в рощах Пусто и уныло. Птички улетели, Стали дни короче. Солнышка не видно, Темны-темны ночи.
Загадки.
Висят на ветке золотые монетки. (Осенние листья.)
На потолке, в уголке висит сито — не руками свито.(Паутина.)
Без рук, а холст ткет. (Паук.)
Приметы:
Сентябрь — зоревник, хмурень; холодник и холодень-батюшка сентябрь, да кормить горазд, зовут его «запевалой осени» и «злато-Цветником»; травы в лугах, полях, лесах высыхают, желтеют, и становится золотистой листва деревьев и кустарников.
Сентябрь — первый осенний месяц. В начале месяца выдаются еще теплые солнечные деньки. Небо сверкает синевой, на ней сквозят золотыми узорами листья кленов и берез. Воздух чист, прозрачен, летают серебряные нити паутины. Такие дни называют «бабьим летом».
-Почему сентябрь называют «златоцветником»?
-Какие дни сентября называют «бабьим летом»?
-Какие знаете признаки «бабьего лета»?
Трудовая деятельность: Уборка мусора на участке.
Цель: воспитывать стремление к труду.
Подвижные игры: «Гуси», «Пастух и стадо».
Цели:- совершенствовать координацию движений;
развивать ловкость, пространственную ориентировку.
Индивидуальная работа: «Поймай мяч».
Цель: развивать ловкость.
Вечерняя прогулка.
Наблюдение за муравьем.
Цели: расширять знания об особенностях внешнего вида муравьев, их жизненных проявлениях; вызывать интерес к окружающему миру.
Обогащение словаря: расторопно, сноровка, спорится бойко.
Загадки:
Он — работник настоящий,
Очень-очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом. (Муравей.)
Беседа: Сладко пахнут сосновой смолой Разогретые темные пни. Из иголочек высохшей хвои Строят терем лесной муравьи. Расторопно, с рабочей сноровкой Ставят балки и бревна кладут. Дело спорится бойко и ловко, Будут в доме тепло и уют! Будут в тереме малые дети Мирно спать под напевы дождей. Для того и встает на рассвете Работящий лесной муравей.
-Как выглядят муравьи?
-Как они передвигаются?
-Чем питаются?
-Как называется муравьиный дом?
-Из чего муравьи строят свой дом?
-Какие враги есть у муравьев?
-Как готовятся муравьи к зиме?
Муравей — самое сильное на земле насекомое, он переносит тяжести, в 10 раз превосходящие его собственный вес. У него утолщенное брюшко, грудь, голова, три пары маленьких ножек. У муравья сильные челюсти, очень подвижные усики, выполняющие роль органов осязания. Муравьи — великолепные строители. Муравьи — хищники, они истребляют множество насекомых. У них много врагов: птицы, медведь, муравьед..
Подвижные игры
«Один — двое», «Пройди бесшумно».
Цель: учить ходить четко, ритмично, с хорошей осанкой и координацией движений (использовать ходьбу как средство воспитания у детей выносливости).
Индивидуальная работа. Развитие движений (ходьба быстрым шагом)
Цель: воспитывать выносливость.
Трудовая деятельность. Подмести веранду.
Цель: воспитывать стремление к труду
Прогулка №4
Наблюдение за растениями в цветнике.
Задачи. Предложить детям найти знакомые цветы (астры, бархатцы, календулу, настурцию), вспомнить какими они были летом, рассказать, что изменилось, рассмотреть семена цветов. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями: сезон - растительность - труд людей.
Подвижная игра «Эстафета парами».
Задачи. Упражнять детей в беге парами, учить согласовывать собственные действия с партнером. Развивать внимание, ловкость, координацию движений, децентрацию.
Дидактическая игра «Помоги найти».
Задачи. Учить детей описывать внешний вид своих товарищей (цвет волос, глаз, рост, предметы одежды), развивать наблюдательность, активизировать речь детей.
Трудовая деятельность. Сбор игрушек в корзинку.
Цель: воспитывать стремление к труду
Индивидуальная работа «Подбрось-поймай» (с мячом)
Вечерняя прогулка
Наблюдение «Сентябрь – вечер года»
Цель: Продолжение знакомства детей с характерными особенностями осени (уменьшение светового дня). Формирование умения детей устанавливать взаимосвязь между изменениями живой и неживой природы.
Обогащение словаря: короче, длиннее.
- В народе говорят: «Сентябрь – вечер года»…
- Почему так говорят?
Воспитатель предлагает проверить ответ, понаблюдать и сравнить продолжительность светового дня. Дети отмечают, что продолжительность светового дня уменьшается. Солнце светит меньше, не греет; становится холодней. Происходят изменения и в живом мире. Облетели листья, пожелтела трава, исчезли насекомые, готовятся к зиме птицы и звери.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день…
А. Пушкин
- Это стихотворение веселое или грустное? Почему вы так считаете?
Подвижные игры:
«Парный бег». Цель: учить ходить четко, ритмично, с хорошей осанкой и координацией движений (использовать ходьбу как средство воспитания у детей выносливости).
Трудовая деятельность. Сбор мусора в определенное место.
Индивидуальная работа. Прыжки в длину с места.
Прогулка №5
Наблюдение «Высота стояния солнца, движение его по небосклону»
Цель: Уточнение знаний детей о явлениях неживой природы через наблюдения: изменения высоты стояния солнца. Закрепление умения делать выводы.
Обогащение словаря: долгота дня, полдень, нудный, простор, монтёр.
Нудный дождь на землю льется,
И поник простор.
Осень вывинтила солнце,
Словно лампочку монтер. В. Шварц
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день… А. Пушкин
- Почему осенью день становится короче?
Долгота дня связана с высотой стояния солнца.
Каждую неделю воспитатель обращает внимание, где находится солнце относительно высоко стоящих объектов в полдень:
- Оно движется по небосклону всё ниже и ниже, день становится короче, ночь длиннее. На улице становится холоднее.
Осень, осень…
Солнце в тучах отсырело –
Даже в полдень,
Светит тускло и несмело… Т. Белозеров
Подвижные игры: «Лиса в курятнике» .
Индивидуальная работа Ходьба по буму и спрыгивание на обе ноги.
Цель: развивать чувство равновесия и умение прыгать с возвышенности
«Прыгни дальше».
Цель: учить прыгать в длину с разбега
Трудовая деятельность: Приведение в порядок клумб на участке, сбор семян.
Цель: развитие трудолюбия, интереса помогать взрослым.
Оборудование: ведерки, бумажные пакеты, грабли.
Самостоятельная деятельность: создавать условия для игр и занятий на веранде, учитывая погодные условия.
Вечерняя прогулка
Наблюдение за погодой.
Задачи. Предложить детям сравнить погоду утром и вечером, обратить
внимание на то, что погода осенью очень быстро меняется. Предложить
понаблюдать за облаками, за осенним небом, определить направление и
силу ветра.
Подвижная игра «Лиса в курятнике».
Задачи. Упражнять детей в умении правильно выполнять игровые действия (мягко спрыгивать с высоты в обозначенное место, сохранять равновесие при приземлении, убегать от водящего). Развивать творчество в двигательной деятельности, воспитывать уверенность в себе, вызывать у детей положительные эмоции во время игры
Дидактическая игра «Запутанные дорожки».
Задачи. Закреплять у детей умение устанавливать размерные соотношения предметов по ширине; систематизировать предметы, располагать их в порядке убывания указанного признака.
Индивидуальная работа. Непрерывный бег в течение 1,5 мин. С выполнением движений на дыхание.
Цель: улучшать технику бега (естественность, легкость, энергичные отталкивания).
Трудовая деятельность: Сбор мелкого мусора и камешков.
Прогулка №6
Наблюдение «Что такое воздух»
Цель: Познакомить детей с таким компонентом природы как воздух, его свойствами.
Обогащение словаря: осенний, влажный, холодный, грибной, дубовый, кленовый, рябиновый, резной.
Беседа.
-Чем мы с вами дышим?
-Давайте, сначала вдохнем глубоко – глубоко, а затем выдохнем.
-Как вы думаете, что мы вдыхали? (Воздух)
- Но что, же такое воздух? Кто-нибудь его видел? (Мы его не видим, но он всегда вокруг нас).
-Почему мы его не видим?
-Почему называем его невидимкой? (Воздух – легкий, невидимый).
-Как доказать, что мы дышим?
-Что вы чувствуете? (Ладошке становится тепло от вашего дыхания).
В комнате воздух осенний -
Влажный, холодный, грибной.
Запахи летних растений
Он забирает с собой.
В комнате воздух осенний -
Места не стало теплу.
Птиц улетающих тени
Тихо скользят по стеклу.
Загадка.
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь,
Oн невидимый, и все же
Без него мы жить не можем. (Воздух)
Подвижные игры «Жмурки»..
Индивидуальная работа: Развитие движений.
Цель: закреплять навыки подскоков на месте (ноги врозь — вместе; одна вперед — другая назад).
«Кто дольше простоит на одной ноге».
Цель: учить быстро, действовать при потере равновесия».
Трудовая деятельность: Уборка сухой травы, листьев.
Цель: развитие трудолюбия, интереса помогать взрослым
Самостоятельная деятельность. Способствовать укреплению устойчивых детских объединений, поощрять инициативу, самостоятельность.
Вечерняя прогулка
Наблюдение за животными: насекомые осенью.
Задачи. Учить детей замечать изменения, произошедшие с насекомыми осенью, делать вывод о поведении насекомых с наступлением холодов по результатам наблюдений.
Подвижная игра «Жмурки».
Задачи. Учить детей соблюдать правила игры. Развивать внимание, тактильные возможности, формировать умение анализировать информацию, узнавать друг друга по голосу.
Трудовая деятельность. Навести порядок в песочнице.
Индивидуальная работа. Подскоки
Нерегламентированная деятельность детей.
Задачи. Способствовать профилактике эмоционального перенапряжения, формировать умение находить себе занятие по душе, конструктивно общаться со сверстниками.
Прогулка №7
Наблюдение. «Вольный ветер»
Цель: Формирование представлений детей об изменениях в неживой природе осенью: обратить внимание, что в ветреную погоду деревья качаются, облака бегут быстро; сравнить, каким ветер был летом – совсем слабым, верхушки деревьев чуть качались. Развитие наблюдательности.
Обогащение словаря: вею, волную, немею, лелею.
Я – волшебный ветер. Я вечно вею,
Волную волны, ласкаю ивы,
В ветвях вздыхаю, вздохнув, немею,
Лелею травы, лелею ивы. К. Бальмонт
- Дети, посмотрите внимательно вокруг и скажите, есть ли сегодня ветер?
- Какой ветер?
-Посмотрите на свои вертушки. Что с ними происходит?
- Ветер дует сильно, т.к. вертушки сильно крутятся.
- А вспомните, каким ветер был летом, сильным или слабым? (Слабым)
- А почему вы так решили? - Потому что верхушки деревьев чуть-чуть качались.
- Правильно. А сегодня верхушки деревьев качаются сильно.
- Посмотрите на вертушки. В какую сторону дует ветер? (дети определяют)
Попробуйте побегать в сторону ветра и против него. Когда было труднее бежать?
Вывод: Осенью ветер дует сильнее, чем летом.
Сказка «Ветерок»
«Жил на свете маленький ветерок, который очень любил везде летать. Однажды Ветерок пролетал мимо нашего детского сада и увидел красивые деревья с жёлтыми и красными листьями. Очень они понравились Ветерку. Присел он на веточку и спрашивает: «Вы кто?» «Мы листья – листочки, мамы дерева сыночки» - услышал он в ответ. «А не хотите ли вы полетать со мной. Это так весело и интересно» - предложил Ветерок. А листочки отвечают: «Полететь хотим, да не умеем». «А я вам помогу!» - воскликнул Ветерок и как пробежал по веткам деревьев – ух! Листочки ухватились за Ветерок и закружились с ним в воздухе. Как им всем было весело».
. Подвижные игры: «Простые ловишки».
Индивидуальная работа: Ходьба по бревну прямо и боком. «Кто дольше простоит на одной ноге». Цель: учить быстро, действовать при потере равновесия».
Трудовая деятельность: Помощь детям младшей группы в уборке территории.
Цель: развитие трудолюбия, желания помогать малышам.
Самостоятельная деятельность: развивать умение самостоятельно выбирать тему
Вечерняя прогулка
Наблюдение: «Цветы на клумбе»
Цель: Закрепление знаний детей о цветах.
Формирование умения детей различать многолетние и однолетние цветы.
Уточнение условий, необходимых для жизни растений.
Воспитание бережного отношения к ним.
Обогащение словаря: однолетние (космея, бархатцы, астры, петунья). Многолетние (лилии, ирисы, гвоздики, маргаритки).
Беседа:
- Дети, посмотрите на клумбу, на ней много цветов?
- Летом цветов было больше или меньше?
- А какие цветы вы видите сейчас?
- Ноготки, бархатцы, астры, петунья.
-Какие это цветы: однолетние или многолетние?
Дети рассматривают цветы, сравнивают их: высокие, низкие.
- Что есть у растений?
Цветы, радуя нас своей красотой, погибают, но оставляют после цветения семена. Их нужно собрать, а весной вновь посадить в землю.
- Вспомните, какие цветы цвели летом?
- Лилии, ирисы, гвоздики, маргаритки.
- А какие это цветы? (Многолетние.)
- Их корни, луковицы зимуют в земле. А такие, как георгины, гладиолусы боятся холодных зим и их лучше выкопать и хранить в подвале.
Вспомнить с детьми условия, необходимые для роста растений (солнце, тепло, свет, вода, почва).
Предложить детям собрать семена однолетних растений.
- Почему астру называют звездой
Астра, лучистая астра – звезда.
Астру с прямыми ее лепестками
С древних времен называли «звездой».
Так бы ее вы назвали и сами,
В ней лепестки разбежались лучами
От сердцевины совсем золотой. Вс. Рождественский
Трудовая деятельность. Помочь малышам в сборе мусора.
Индивидуальная работа. Прыжки в высоту (кто выше)
Самостоятельная деятельность детей.
Прогулка №8
Наблюдение «Вытканы из кружев птицы – облака»
Цель: Уточнение представлений детей о том, как появляются облака, какие бывают.
Обогащение словаря: кружево, дней былых.
Вытканы из кружев птицы – облака,
может это сказка мчится сквозь века?
Видят они солнце, видят ночи мглу.
И, конечно, знают про мою судьбу.
Там порхают сказки, там летят века,
там петляет где-то дней былых река. И. Мордовина
- На что облака похожи?
- Какие бывают облака? (перистые, слоистые, кучевые)
- Какие они сегодня?
- Как появляются облака?
- Облака – это вода, которая испарилась – превратилась в пар – из морей, океанов, рек, озер и с поверхности земли. Лёгкий пар поднялся высоко в небо и превратился в маленькое облачко. Оно плывёт над землёй, сливается с другими облаками, собирает водяной пар и превращает его в дождевые капли. Пока облако вырастет, ветер унесёт его далеко от того места, где оно зародилось. Если внимательно наблюдать за облаками, можно научиться предсказывать погоду. Послушайте приметы:
* Облака плывут высоко – к хорошей погоде.
* Синие вечерние облака – к перемене погоды.
*Разорванные в лохмотья кучевые облака – к ненастью и ветру.
- Посмотрим на облака внимательно и определим, какая будет погода?
Сказка «Спор облаков»: «Давным-давно, много лет тому назад было Царство Облаков. И жили в нем три брата – Перистые, Слоистые и Кучевые Облака. И вот однажды, никто не знает от чего, затеяли они спор. «Мы красивее всех, мы выше всех! - закричали Кучевые облака. – Мы состоим из капелек воды и льда. Мы напоминаем огромные горы». «Нет, - закричали Перистые облака, - Это мы красивее всех! Это мы выше всех! Мы поднимаемся на 10 км. Сквозь нас видно небо и проходят лучи Солнца, а сами мы напоминаем кружево». «Зато мы можем затянуть все небо, - возразили Слоистые облака, - и через нас ничего не будет видно!» Услышала этот спор царица Атмосфера, рассердилась и приказала слугам Ветрам разнести Облака в разные стороны. С тех пор никогда не появляются Облака все вместе!» - Что вы узнали из сказки?.
Подвижная игра: «Удочка»
Индивидуальная работа. Непрерывный бег в течение 1,5 мин. С выполнением движений на дыхание.
Цель: улучшать технику бега (естественность, легкость, энергичные отталкивания).
Трудовая деятельность: Сбор природного материала для гербария.
Цель: развитие наблюдательности, умения отличать листья деревьев.
Самостоятельная деятельность: совершенствовать у детей умение общаться друг с другом в игре, выражать свое отношение к поступкам сверстников
Вечерняя прогулка
Наблюдение за грузовым автомобилем
Цель: учить различать грузовой автомобиль и легковой. Обогащение словаря: мощный транспорт, грузовик
Мощный транспорт — грузовик , Тяжести возить привык. Для чего машине кузов? Чтобы в нем возили грузы!
-Для чего нужны грузовые автомобили?
-Что они перевозят?
-Назовите некоторые виды грузовых автомобилей и объясните, для чего они нужны?
-Каким автомобилем сложнее управлять — грузовым или легковым?
Подвижные игры: «Мышеловка» (бег)
Цели: учить соблюдать правила игры, действовать по сигналу воспитателя
Индивидуальная работа Ходьба по бревну.
Цель: добиваться улучшения техники ходьбы, держа равновесие
«Кто дальше?»
- Цель: учить прыгать в длину с разбега. Ударить мяч о землю, хлопнуть в ладоши и затем поймать его. Учить действовать по сигналу, вырабатывать координацию движений.
Трудовая деятельность: Уборка опавших листьев.
Цели: приучать доводить начатое дело до конца; воспитывать аккуратность, ответственность.
Прогулка №9
Наблюдение «Грустный дождик»
Цель: Закрепление представлений детей о сезонных изменениях в неживой природе: обратить внимание на то, что осенью часто идут дожди. Осенний дождь идёт медленно, моросит. Всё вокруг становится мокрым, а воздух – влажным. Сравнить осенний и летний дождь.
Обогащение словаря: долговяз, увяз, моросит.
Загадка:
Шёл долговяз, в сыру землю увяз.
- Что это такое? Правильно, дождь. Давайте понаблюдаем за дождём. Дождь крупный или мелкий? Дождь мелкий. Он моросит.
Туча небо кроет, солнце не блестит,
Ветер в поле воет, дождик моросит. А. Плещеев
- Всё вокруг становится мокрым. А вы чувствуете, какой воздух стал влажный?
- Дети, вспомните, какой летом был дождь? (тёплый, крупный, быстро кончался).
- Молодцы, правильно. А осенью дождь, как вы уже сказали, мелкий, затяжной, идёт из тяжёлых, тёмных туч. Цветы после дождя уже не растут.
Вывод: Осенью дожди бывают чаще, чем летом. Осенние дожди холодные, затяжные, моросящие.
Сказка «Грустный дождик»
Однажды маленькая тучка вышла гулять, деревья стоят голые. Посмотрела она вниз и увидела, что завяли цветы, а трава пожелтела. Ей стало так грустно, неуютно. Маленькая Тучка заплакала, и на землю закапали её слёзы, и пошёл грустный осенний дождик..
Подвижная игра «Самолеты» (ходьба, бег)
Цель: учить действовать по сигналу.
Индивидуальная работа:
«У оленя дом большой». Цель: закреплять умение соотносить движения с текстом.
Трудовая деятельность. Очистка участка от веток и листьев;
Цель: воспитывать трудолюбие и умение работать коллективно.
Вечерняя прогулка
Наблюдение за дождевыми червями
Цели: - продолжать знакомить с особенностями строения и поведения подземных обитателей;
- учить анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
Загадать загадку:
Он носит поясок, хотя без рук, без ног.
В земле живет.
Когда ползет, рыхлит ее и удобряет,
Так плодородье повышает. (Дождевой червь.)
Предложить после дождя найти дождевого червя, понаблюдать за ним.
Дополнить знания о нем: дождевые черви питаются отмершими частями растений. Они заглатывают их вместе с почвой, извлекают из них необходимые для своей жизни вещества, а затем выводят из кишечника обогащенную слизистыми выделениями непереваренную массу вместе с почвенными частицами. Дождевые черви рыхлят и перемешивают землю, способствуя проникновению в нее теплого воздуха и влаги.
Приметы:
Гром в сентябре – теплая осень;
в сентябре много тенетников – к долгой, сухой осени.
Пословицы и поговорки:
«Батюшка сентябрь не любит баловать»;
«В сентябре держись крепче за кафтан»
Подвижная игра «Охотник и зайцы» (ОД – прыжки, метание)
Трудовая деятельность. Подобрать песок вокруг песочницы.
Индивидуальная работа. Бег парами.
Прогулка№10
Наблюдение за лужами
Цели: - развивать познавательный интерес;
- воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, любовь к природе, стремление познать ее закономерности.
Загадать загадку, прочитать стихотворение:
По ней кораблики пускаем, когда уходят холода.
Жаль только, мама отпускает по ней побегать не всегда.(Лужа.)
ТУЧКА
Тучка, словно пушистая вата,
Плывет и спешит все время куда-то.
И чем опускается тучка та ниже,
Тем дождик становится ближе и ближе.
Обратить внимание ребят на лужи, откуда они взялись, из чего состоят.
Посмотрите сверху на лужу, что вы там видите? (В лужах мы видим отражения людей, предметов,…)
Воспитатель водит по воде палочкой, создает волны.
Посмотрите, что видите теперь?
Почему нет отражения? (Предметы отражаются только в спокойной воде.)
Где еще в природе встречается вода?
Подвижные игры по желанию детей
Трудовая деятельность. Очистить лавочки от песка.
Индивидуальная работа. Прыжки – ножницы.
Самостоятельная деятельность детей.
Вечерняя прогулка.
Наблюдение за природой после дождя
Цели: - формировать умение устанавливать причинно-следственные связи;
- развивать наблюдательность.
Выйти с детьми на улицу и попросить вдохнуть влажный, чистый, свежий, терпкий запах вянущей листвы, тот особый запах осени, который так остро ощущается в воздухе, особенно после дождя.
Обратить внимание на то, что взрослые не боятся дождя. Попросить понаблюдать за прохожими и описать, как они одеты.
Попросить детей рассказать, что они знают о дожде. Полюбоваться обмытыми дождем растениями, чистотой цвета листвы и цветов. Солнце после дождя светит ярко и весело, небо прозрачно-голубое, чистое, без облаков. птички весело чирикают, радуются окончанию дождя, пьют воду из луж и купаются в них. Вся природа обновлена после дождя.
Загадка:
С мамой мы пошли гулять,
Стал он землю поливать.
Поливал, да поливал,
Всех под зонтики загнал. (Дождь.)
Дидактическая игра «Найди листок, как на дереве»
Цель: учить классифицировать растения по определенному признаку.
Подвижная игра « Мой веселый звонкий мяч»- Развивать бег.
Трудовая деятельность. Подмести веранду.
Индивидуальная работа. Прыжки на скакалке.
Прогулка№11
Наблюдение за туманом
Цель: Уточнение знаний детей о таком природном явлении, как туман.
Обогащение словаря: туман, копны и стога.
Воспитатель обращает внимание детей на погоду утром.
- Что вы заметили, когда шли в детский сад? Какого цвета на деревьях листья?
- Почти ничего не было видно, в это утро было сыро и промозгло. Кажется, будто низко-низко опустились облака и окутали землю белым густым покровом. Это был туман! Такие туманы чаще бывают осенью.
Туман
Лес – в карман, поля – в карман.
Спрятал дедушка туман.
Спрятал копны и стога.
И лужайки, и луга.
Даже солнышко в карман, спрятал дедушка туман. А. Акимцев
Днём на прогулке понаблюдать, как после тумана, когда он исчезает, на траве появляются капельки росы.
- Туманы бывают в безветренную погоду в любое время года – летом, осенью, зимой, весной. Туман – обычное явление природы.
Приметы: утренний, сентябрьский туман – к ветру.
Туман зимой – к оттепели. Туман летом – к ясной погоде.
- На что похож туманю
Подвижные игра: «.Зайцы и волк» (прыжки)
Индивидуальная работа. «Прыгай выше».
Цель: учить действовать по сигналу.
Упражнения в беге: на носках; с высоким подниманием колен; мелким и широким шагом. .
Трудовая деятельность: уборка мусора на участке. Цели: приучать к чистоте и порядку, вызывать желание трудиться в коллективе.
Самостоятельная деятельность: способствовать созданию и поддержанию спокойной обстановки, поощрять инициативу и самостоятельность
Вечерняя прогулка
Наблюдение «Насекомые»
Цель: Формирование умения детей устанавливать связи между погодными условиями и жизнью насекомых. Развитие интереса к наблюдениям за насекомыми.
Обогащение словаря: зимняя спячка.
- Дети, каких насекомых вы знаете?
- Чем покрыто тело зверей?
- А у насекомых?
-Каких насекомых вы видели летом? А осенью? - Почему насекомых осенью стало меньше? - Как вы думаете, почему исчезли насекомые? - Где они могли бы спрятаться на зиму?
Воспитатель предлагает детям внимательно посмотреть и подумать, где бы могли прятаться насекомые. Объяснить детям, что насекомые впадают в зимнюю спячку. Но весной только потеплеет, припечёт солнце, и они проснутся.
- Какие же из насекомых «засыпают первыми»? (те, которые питаются цветочной пыльцой) А комары, мухи и муравьи впадают в состояние покоя позже – с наступлением сильных заморозков. - Но с насекомыми тесно связана жизнь птиц, потому что для многих птиц они являются основным кормом. (Чем питаются гуси, ласточки, грачи?) Птицы осенью совершают перелеты. Вместе с птицами в теплые края улетают и многие насекомые: стрекозы, некоторые виды бабочек, божьи коровки.
Подвижные игры: «Зайцы и волк» (прыжки)
. Индивидуальная работа. « Догони!» по 2—3 детей бегают наперегонки. В каждой паре или тройке дети примерно одинаковой физической
подготовленности. Длина дорожки до 30 м. Можно пробегать это расстояние, перепрыгивая через короткую скакалку.
Трудовая деятельность: Приведение в порядок земельной площади цветника.
Цель: воспитание интереса помогать взрослым. Оборудование: грабли, носилки
Прогулка№12
Наблюдение «Что нам подарила осень»
Цель — закрепить знание детей о растительном мире, уточнить, что где растет.
Обогащение словаря: овощи, фрукты, ягоды, грибы. -Дети, посмотрите вокруг и скажите, что нам подарила осень? -Солнышко, небо, облака, листья, цветы, овощи, фрукты, ягоды. и т. д.
-На что похожи облако, листья, солнце?
-Какие вы знаете плоды? Рассмотрим их. Какие они по величине, какого цвета, какие на вкус, какие по запаху?
-Какие вы знаете грибы? Расскажите, кто из лесных жителей лакомится грибами, кто заготавливает их на зиму, кто ими лечится.
Здравствуй, осень!
Здравствуй, осень!
Хорошо, что ты пришла.
У тебя мы, осень, спросим:
что в подарок принесла? Е. Благинина
Загадки:
*Желтый, а внутри он бел,
Даст пучок зеленых стрел. Лишь порежь его — тотчас Слезы выступят из глаз. (Лук)
*Само с кулачок, круглый бочок.
Тронешь пальцем — гладко,
А откусишь — сладко. (Яблоко)
*Бела, рассыпчата, вкусна и на столе всегда она. (Картошка) Поговорки:Осень — запасиха, зима — подбериха.
Подвижные игры: «Овощи».
Цель — развить координацию слов с движениями, работать над темпом и ритмом речи.
Как-то вечером на грядке (Дети идут по кругу, взявшись за руки, в центре круга — водящий с завязанными глазами).
Репа, свекла, редька, лук
Поиграть решили в прятки,
Но сначала встали в круг.
Рассчитались четко тут же: (Останавливаются, крутят водящего).
Раз, два, три, четыре, пять.
Прячься лучше, прячься глубже, (Разбегаются, приседают).
Ну а ты иди искать. (водящий ищет). В. Волина
Индивидуальная работа.
«Не оступись» - Пройти по листикам, четко наступая на выложенную дорожку.
« Догони!» Бегают по 2—3 детей наперегонки. В каждой паре или тройке дети примерно одинаковой физической подготовленности. Длина дорожки до 30 м. Можно пробегать это расстояние, перепрыгивая через короткую скакалку.
Цель: упражнять в беге и прыжках.
Трудовая деятельность: Собрать и засушить красивые листья для поделок..
Вечерняя прогулка
Продолжать наблюдение за признаками осени (сентябрь). Обсудить народные приметы и пословицы:
Сентябрь без плодов не бывает.
В сентябре прохладно, да сытно.
С сентября и лист на дереве не держится.
Сентябрь – золотой месяц грибников.
Осень студит воду.
Трудовая деятельность. Сбор семян цветов.
Цель: формировать умение и желание трудиться сообща.
Подвижные игры. «Северные олени».
Цель: закреплять умение передвигаться вперед на двух ногах.
«У оленя дом большой».
Цель: закреплять умение выполнять движения в соответчик с текстом (игра с убыстрением).
Индивидуальная работа
Прыжки на двух ногах с продвижением вперед.
Цель: развивать координацию движений.
Прогулка№13
Наблюдение за солнцем
Цели: - формировать понятие о том, что для жизни на Земле нужно солнце;
- установить связь между летним и осенним световыми днями;
- выяснить значение солнца для жизни и роста растений.
- Посмотрите, как изменились растения с приходом осени?
- Чего не хватает растениям в осеннее время года?
- Что дает растениям солнце?
Напомнить детям о том, что Солнце — источник света, тепла и жизни на Земле. Во все стороны от него распространяется свет и тепло. Если бы Солнце стало холодным, то Земля погрузилась бы в темноту. От холода и темноты погибли бы все растения и животные.
Солнце — раскаленное шарообразное тело, его можно сравнить с горящей печкой, раскаленным железом.
Раскаленное вещество излучает свет, т.е. светит. Вот и Солнце тоже светит, его свет доходит до Земли, поэтому днем нам так тепло и светло. Свет от Солнца до Земли доходит за 8 минут 19 секунд. Солнце светит необычайно сильно, поэтому, даже находясь от него на большом расстоянии, мы не можем на него смотреть прямо, больно глазам. Кроме света от раскаленных тел исходит тепло. Вот и Солнце отдает тепло другим планетам, а также нашей Земле. Поэтому на солнышке мы греемся, нам тепло.
Предложить детям посмотреть на солнце, если его нет, то уточнить где оно (спряталось за тучами).
- Что вы ощущаете, когда обращаете лицо к солнцу? (солнце греет, но уже не так сильно как летом)
- Можно ли на него смотреть прямо, не больно ли глазам?
Разучивание стихотворения:
Солнце улыбается – Золотые лучики
Солнышко качается на кудрявой тучке.
Солнышко бросает золотые мячики.
В лужицах ныряют солнечные зайчики.
Подвижная игра «Волк во рву» (ОД – прыжки)
Цель: формировать навыки прыжков в длину, учить слушать сигналы воспитателя
Трудовая деятельность. Сбор листьев.
Индивидуальная работа. Развитие движений.
Цель: закреплять умение бросать мяч в цель
Вечерняя прогулка
Наблюдение за собакой
Цели: формировать представление о внешнем виде собаки;
воспитывать потребность заботиться о домашнем животном.
Загадка.
Заворчал живой замок,
Лег у двери поперек.
Две медали на груди,
Лучше в дом не заходи. (Собака.)
-Как выглядит собака?
-Где она живет?
-Чем питается?
-Кто ухаживает за собакой?
Собака — преданный друг человека. Пес Шарик большой, шуба густая, теплая, коричневого цвета. Голова у Шарика большая, мордочка вытянутая, на голове висячие уши белого цвета; красивый хвост колечком, когда радуется, виляет хвостом. У него четыре лапы с когтями, покрытые шерстью, чтобы зимой не замерзали.
Трудовая деятельность
Сбор шишек и листьев.
Цель: побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений.
Подвижная игра
«Лохматый пес».
Цель: учить двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения.
Индивидуальная работа
Ходьба по короткой и длинной дорожке.
Цель: закреплять представления о длине.
Прогулка №14
Наблюдение за изменениями в природе. Предложить детям самостоятельно найти признаки осени в окружающей природе.
Загадка: Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен
И елочек. Я - … (осень)
Дидактическая игра «Осенние слова» (упражнять в подборе прилагательных).
Какими словами можно сказать об осени? Осень какая? (золотая, красивая, солнечная, разноцветная, ласковая, задумчивая, печальная, тихая, поздняя, ранняя, ненастная, хмурая, грустная, дождливая, расписная, пестрая).
Трудовая деятельность.
. Уборка участка детского сада от опавших листьев
Цели: учить создавать радостное настроение от выполненной работы
воспитывать экологическую культуру.
Подвижная игра. «Смелые ребята».
Цели: упражнять в быстром беге; развивать ловкость.
Индивидуальная работа. Развитие движений.
Цель: развивать прыгучесть, сочетая силу с быстротой.
Вечерняя прогулка
Наблюдение за ветром
Цели: продолжать учить определять силу ветра;
- расширять знания детей о неживой природе.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.
Летит без крыльев и поет,
Прохожих задевает,
Одним проходу не дает,
Других он подгоняет. (Ветер.)
♦ Как образуется ветер? (Воздух нагревается от земли, поднимается вверх, а холодный воздух опускается вниз. Такое передвижение воздуха создает ветер.)
♦ Какие бывают ветры по силе? (Сильные и слабые.)
♦ Как называются сильные ветры? (Ураган, тайфун, смерч.)
♦ Сегодня есть ветер? Какой он по силе? Исследовательская деятельность
Определить направление ветра с помощью компаса и флюгера. (Куда повернул флюгер — оттуда и ветер, а по стрелке компаса определяется сторона света.)
Как определить силу ветра? (С помощью бумажки и секундомера.)
Как определить с какой стороны дует ветер? (С помощью компаса: если с севера — холодный, если с юга — теплый.)
Трудовая деятельность. Уборка участка от веток и камней
Цель: продолжать учить работать сообща, получать радость от выполненной работы.
Подвижные игры «Коршун и наседка».
Цели: учить слушать команды воспитателя; развивать внимание
«Ветер». Цели: закреплять представления о связях в природе;
- учить внимательно слушать команды воспитателя.
Индивидуальная работа: Упражнение с мячом.
Цель: продолжать бросать мяч вверх, о землю, ловя его обеими руками.
Прогулка №15
Наблюдение за температурой и изменениями в природе
Цели: - развивать наблюдательность;
- уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках осени;
- учить детей самостоятельно определять погоду и показывать ее влияние на растительный мир.
Прочитать детям стихотворение К.Бальмонта «Осень» и загадать загадку:
ОСЕНЬ
Поспевает брусника, стали дни холоднее,
И от птичьего крика в сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают прочь за синее море.
Все деревья блистают в разноцветном уборе.
После прочтения стихотворения попросить детей найти в нем приметы осени.
Дождик с самого утра,
Птицам в дальний путь пора.
Громко ветер завывает?
Это все когда бывает? (Осенью.)
Попросить детей самостоятельно охарактеризовать погоду, сравнить ее со вчерашней, какие произошли изменения.
Подвижная игра «Не попадись» (ОД – прыжки)
Трудовая деятельность
Приведение в порядок клумб (удаление сухих растений, сорняков, перекопка земли).
Пословица: «Что июль с августом не сварят, того не зажарит и сентябрь»
Индивидуальная работа
Игровые упражнения со скакалкой.
Цель: закреплять умение прыгать через скакалку, вращая ее вперед, назад.
Вечерняя прогулка.
Наблюдение за березой
Цели: продолжать знакомить с характерными особенностями березы, по которым ее можно выделить среди других деревьев;
воспитывать желание любоваться красотой дерева.
Загадка
Стоит Алена — платок зеленый,
Тонкий стан, зеленый сарафан. (Береза.)
-О каком дереве говорится в загадке?
-Какой высоты береза?
-Где ствол у березы широкий, а где — узкий?
-Ветки у березы толстые или тонкие?
-А листья можно достать?
-Какого цвета ствол березы?
-Какой ствол у березы?
-Как можно сказать про березку?
-Какого цвета листья у березы?
Предложить детям полюбоваться красотой березы. Можно ее обнять, погладить и сказать: «Расти, милая березонька, радуй добрых людей».
Трудовая деятельность
Сбор листьев на участке
Цели: приучать коллективно трудиться на участке; формировать навыки коллективного труда.
Подвижная игра «Зайцы и волк».
Цели: продолжать развивать двигательную активность детей;
приучать к самостоятельному выполнению правил.
Индивидуальная работа
«Самый быстрый».
Цель: упражнять в беге, выполняя задания на совершенствование умения ориентироваться в пространстве (меняя на бегу направления), в прыжках (подскок на двух ногах).
Прогулка №16
Наблюдение за продолжительностью дня. Наблюдение проводится с одного и того же места на участке детского сада. Дети постепенно подводятся к пониманию того, что долгота дня связана с движением солнца, с высотой его стояния.
Чтение потешки: Солнышко-ведрышко,
Выгляни в окошечко,
Солнышко, нарядись,
Красное, покажись!
Солнышко-ведрышко,
Выйди из-за облачка,
Сядь на пенек,
Погуляй весь денек.
Подвижные игры. «Назови меня».
Цель: развивать способность создавать образ животного, используя мимику и жесты.
«Лиса и зайцы». Цель: развивать быстроту бега, умение увертываться от ловишки.
Индивидуальная работа. Перебрасывание друг другу мяча сверху.
Цель: развивать быстроту, ловкость.
Трудовая деятельность. Наведение порядка на участке
Цель: воспитывать трудолюбие.
Вечерняя прогулка.
Наблюдение «Многообразие осенних листьев»
Цель: показать детям многообразие красок золотой осени. Раскрыть новое понятие — «листопад»
Обогащение словаря: листопад, сыплются дождем, шершавая.
-Какое сейчас время года?
- Почему осень называют желтой, золотой? Всю землю покрыли листья — все вокруг желтое. Обратить внимание детей, как один листик летит к земле, другой кружится, кружится и медленно ложится на землю. Уточнить, что листья легкие, поэтому они летят на землю медленно. Подул ветер, и много листьев с шуршанием полетело на землю — это листопад.
Рассмотреть детьми листья разных деревьев. Обратить внимание, что поверхность листовой пластинки у листьев от разных деревьев разная (у березы — шершавая, у клена — гладкая и т. д.).
Падают, падают листья — в нашем саду листопад. Желтые, красные листья по ветру вьются, летят.. М. Ивенсен
Осень. По утрам морозы. В рощах желтый листопад. Листья около березы золотым ковром лежат. Е. Гэловж
Утром мы во двор идем — листья сыплются дождем, Под ногами шелестят и летят... летят... летят... Е. Трутнева
Дидактические игры: «Найди самый красивый листок
Цель — закрепить названия цвета, научить составлять сложносочиненные предложения.
.Подвижные игры: «Листопад».
Цель: закрепить знание детей о цвете, величине осенних листьев. Закрепить понятие «листопад»
Индивидуальная работа. Перепрыгнуть дорожку из листиков.
«Поймай листок».
Цель — развить умение подпрыгивать на месте как можно выше.
Трудовая деятельность: Собрать букет. Сгребать листья на участке.
Цель: Учить детей правильно работать граблями.
Прогулка №17
Наблюдение за небом. Все чаще серое, кажется низким, сплошь покрыто тяжелыми тучами, быстро передвигающимися по небу. Выяснить причину быстрого движения туч.
Загадка: Это что за потолок?
То он низок, то высок,
То сер, то беловат,
То чуть-чуть голубоват.
А порой такой красивый –
Кружевной и синий-синий. (небо)
Трудовая деятельность
Сбор камней на участке и выкладывание из них композиции.
Цели: учить трудиться сообща; развивать творческое воображение
Подвижные игры: «Камень, ножницы, бумага».
Цели: учить внимательно слушать воспитателя; развивать усидчивость
«Ловкая пара». Цель: учить бросать мяч под углом
Индивидуальная работа
Развитие движений. Цель: закреплять умение бросать мяч в цель
Вечерняя прогулка.
Наблюдение за распространением семян и плодов. Рассмотреть вместе с детьми разнообразные плоды деревьев и кустарников и определить, с помощью чего семена разносятся по земле (крылышки, пух, колючки, парашютики). В ветреные дни понаблюдать, как семена разносятся по участку. Определить роль ветра в распространении семян. Предложить детям отыскать на участке растения, для которых ветер – желанный гость.
Трудовая деятельность
Приведение в порядок клумб на участке; сбор семян; уборки. сухой травы, листьев.
Цель: развивать трудолюбие, желание помогать взрослым.
Подвижная игра «Мяч водящему».
Цель: упражнять в подбрасывании и ловле мяча обеими руками.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цель: развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки.
Прогулка №18
Наблюдение за насекомыми. Обратить внимание, что насекомых стало меньше, объяснить почему, куда они исчезли, предложить поискать насекомых на участке.
Дидактическая игра «Четвертый лишний»:
- Заяц, еж, лиса, шмель;
- Трясогузка, паук, скворец, сорока;
- Бабочка, стрекоза, енот, пчела;
- Кузнечик, воробей, божья коровка, майский жук;
- Пчела, стрекоза, шмель, бабочка;
- Таракан, муха, пчела, майский жук;
- Стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка.
Подвижные игры : «Назови меня».
Цель: развивать способность создавать образ животного, используя мимику и жесты.
«Лиса и зайцы».
Цель: развивать быстроту бега, умение увертываться от ловишки.
Индивидуальная работа
Перебрасывание друг другу мяча сверху.
Цель: развивать быстроту, ловкость.
Трудовая деятельность. Сбор семян цветов
Вечерняя прогулка
Наблюдение за признаками осени. Дни становятся короче; солнце – бледное и холодное, поднимается невысоко; небо прозрачное, бледно- голубое, все чаще его затягивают хмурые серые тучи; идет дождь мелкий, моросящий, затяжной, скучный, холодный; воздух прозрачный; становится все холоднее; бывают туманы.
Предложить определить, на каких деревьях листья только краснеют, а на каких – желтеют (предложить зарисовать); понаблюдать, с каких деревьев листья опадают раньше – с молодых или старых. Какие из деревьев быстрее сбрасывают листву? (осина, береза); что способствует быстрому опаданию листьев? (ветер, заморозки). Обсудить с детьми, почему опадают листья.
Загадка: Утром мы во двор идем –
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят… (осенний листопад)
Трудовая деятельность Поливка песочного дворика.
Цель: оказывать помощь детям младшей группы.
Подвижная игра «Мяч капитану».
Цели: учить принимать в игре разнообразные движения с мячом, согласовывать свои действия с действиями партнера, воспитывать коллективизм
Индивидуальная работа
Перестроение в колонну по двое.
Цель: способствовать выработке хорошей осанки.
Прогулка №19
Наблюдение за листопадом
Цели: расширять знания о сезонных изменениях в природе;
— формировать способность выражать наблюдаемое в своей речи.
Ход наблюдения
Воспитатель задает детям вопросы.
- Все ли деревья изменили окраску листьев?
- Какими были летом деревья, кусты?
- Как они изменились с приходом осени?
- Какого цвета листья на березе? (Золотисто-желтые.) На рябине? (Красные.)
- У какого дерева раньше других меняется окраска листьев? (У березы.)
- У каких деревьев дольше всех сохраняются листья во время листопада? (У березы.)
Листопад! Листопад!
Лес осенний конопат!
Налетели конопушки,
Стали рыжими опушки,
Ветер мимо пролетал,
Ветер лесу прошептал:
— Ты не жалуйся врачу,
Конопушки я лечу,
Все рыжинки оборву,
Побросаю их в траву.
Воспитатель предлагает детям понаблюдать за опавшими листьями, задает им вопросы, загадывает загадки.
♦ Какое значение имеет листопад? (Приспособление к зим нему холоду, защита деревьев от поломок, выброс не нужных веществ с листьями.)
♦ Все листочки падают одинаково? (Нет.)
♦ Дерево тоже умирает с опавшими листьями? (Растение продолжает жить; в пазухе каждого листа золотистая почка, которая дает весной молодой побег с готовыми листьями.)
В тишине осенних рощ
Золотистый льется дождь. (Листопад.)
Весной вырастают,
А осенью опадают. (Листья.)
Падают с ветки
Золотые монетки. (Листочки.)
Трудовая деятельность
Помощь дворнику в уборке листьев на участке детского сада.
Цель: закреплять умение работать сообща, добиваясь выполнения задания общими усилиями.
Подвижные игры «Лиса и зайцы».
Цель: формировать представление об образе жизни и повадках животных.
«Хищник — добыча».
Цели: упражнять в установлении связи «хищник — добыча»;
развивать быстроту бега, ловкость.
Индивидуальная работа. Развитие движений.
Цель: закреплять навыки приседания из положения ноги врозь, перенося массу тела с одной ноги на другую, не поднимаясь.
Вечерняя прогулка
Наблюдение за растениями
Цели: - уточнить представления об условиях жизни растений осенью;
- прививать любовь к природе.
*Провести с детьми наблюдение за созреванием семян в цветнике.
*Подвести к выводу о том, что созревание семян – это признак осени.
*Собрать созревшие семена в коробочки и подписать их, пояснить, что из этих семян на следующий год снова появятся цветочки.
ДО БУДУЩЕГО ЛЕТА
Уходит тихо лето, одетое в листву.
И остаются где-то во сне иль наяву:
Серебряная мушка в сетях у паука,
Невыпитая кружка парного молока,
И ручеек стеклянный, и теплая земля,
И над лесной поляной жужжание шмеля…
Загадка:
Она под осень умирает и вновь весною оживает.
Иглой зеленой выйдет к свету, растет, цветет все лето.
Коровам без нее – беда: она их главная еда. (Трава.)
*Обратить внимание, вся ли трава высохла. Найти на участке подорожник, одуванчик, отметить, что эти травы не боятся осенних холодов. Корень остается в земле, тогда как все наземные части отмирают, а весной на этом месте вырастет новое растение.
Трудовая деятельность. Сгребание в кучу опавших листьев и веток на участке.
Подвижная игра «Зайка беленький сидит» (ОД – прыжки)
Индивидуальная работа «Попади в обруч»
Цель: упражнять в метании в цель.
Прогулка №20
Наблюдение за работой дворника
Цели: - расширять представления детей о работе дворника, подчеркивая значимость труда для всех;
-рассмотреть орудия труда, рассказать об их целевом назначении;
Предложить детям на расстоянии понаблюдать за работой дворника и задать вопросы:
- Для чего нужна и как важна профессия «дворник»
-В чем заключается работа дворника в осеннее время года?
-Какие орудия труда и для чего использует в своей работе дворник?
- Как мы можем помочь дворнику?
В заключение прочитать стих-ние В. Степанова:
Встает дворник на заре,
Крыльцо чистит на дворе.
Дворник мусор уберет
И дорожки разметет.
Трудовая деятельность «Поможем дворнику»: уборка участка от веток, камней, сухих листьев
Цель: воспитывать уважение к труду дворника
Подвижная игра «Бездомный заяц» (ОД - бег)
Индивидуальная работа. Перестроение в колонну по три.
Вечерняя прогулка
Наблюдение за подорожником
Цели: - закреплять знания о лекарственных растениях, растущих на участке детского сада;
- формировать умение и желание беречь и защищать природу.
Найти и рассмотреть листья подорожника на участке. Спросить у детей, что они знают о полезных свойствах данного растения. Рассказать, что подорожник называют другом путника. Почему? (возможно, кто-то из детей знает ответ). Подорожник можно найти на любой полевой дороге и приложить прохладный листок к потертости на ноге или пораненному пальцу. В листьях подорожника содержатся витамины А, К, С. Листья подорожника способствуют остановке кровотечения, заживлению ран, успокаивают боль при укусах насекомых. Листья собирают в период цветения растения. Напомнить детям о правилах сбора лекарственных растений:
из лекарственных растений можно собирать только те, которые вы знаете;
нельзя вырывать растения с корнем;
лекарственные растения следует собирать в строго указанные сроки;
нельзя срывать или срезать полностью листья с одного куста.
Исследовательская деятельность. Следуя тем правилам, которые вспомнили и повторили, найти и сорвать несколько листочков подорожника, с тем, чтобы вернувшись в группу, вылечить пораненный пальчик кукле.
Дидактическая игра «Вспомни и назови»
Цель: вспомнить лекарственные растения и их назначение
Подвижная игра «Ловишка, бери ленту» ОД-бег
Трудовая деятельность. Сбор семян цветов.
Индивидуальная работа. Подскоки
Прогулка №21
Наблюдение за прохожими
Цель: - учить устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы
Предложить детям понаблюдать за прохожими и задать им вопросы:
За кем мы сейчас наблюдали?
Как вы думаете, куда они идут?
Как идут? (торопятся, не спеша)
Куда торопятся?
Почему некоторые прохожие не торопятся?
Кого мы чаще можем наблюдать в будние дни, в дневное время? (бабушек, гуляющих с внуками или выгуливающих собак; людей, которые либо не работают, либо у них выходной; людей, которые работают на улице - почтальоны, полицейские)
Как одеты?
Почему одеты именно так?
Трудовая деятельность: смести песок со скамеек на веранде и на участке
Индивидуальная работа: упражнять в ловле и броске мяча
Подвижные игры по желанию детей
Вечерняя прогулка
Наблюдение за сезонными изменениями
Цели. формировать понятия о явлениях природы (иней, заморозки, убывание дня, пребывание ночи); закреплять знания о солнце (светит, но не греет).
Ход наблюдения
Не жаркие, не летние,
Встают из-за реки
Осенние, последние,
Теплые деньки. А. Исаковской
Позднюю осень называют «серебряной». Лужи затягивает первый тонкий ледок, летят на мерзлую землю серебряные звездочки-снежинки, звенят на ветру обледенелые ветки деревьев, серебрятся на солнце опавшие, покрытые инеем листья. В конце осени солнце выглядывает редко, дни становятся пасмурными.
Воспитатель задает детям вопросы.
- Как называется предзимье? (Серебряная осень.)
- Почему?
Попробуйте отгадать загадку.
И не снег, и не лед,
А серебром деревья уберет. (Иней.)
Воспитатель предлагает детям придумать загадки о поздней осени.
Трудовая деятельность: Уборка мусора на участке.
Цель: воспитывать чувство удовольствия от проделанной работы.
Подвижные игры: «Ловишка», «Бездомный заяц».
Цели: упражнять в беге, не наталкиваясь друг на друга;
воспитывать ловкость и выносливость.
Индивидуальная работа. Упражнение на развитие равновесия.
Цель: учить вбегать на горку и сбегать с нее.
Прогулка №22
Наблюдение за цветником
Цель: формировать представления детей о том, что цветы — живые, они растут и изменяются.
Ход наблюдения
Растения на клумбе хорошо росли, цвели, пока было тепло, много света и воды; теперь дни становятся короткими, воды много, но тепла мало, цветы увядают, на месте их образуются семена, из которых могут появиться новые растения.
Осень наступила,
Высохли цветы.
И глядят уныло
Голые кусты.
Воспитатель задает детям вопросы.
Какими стали цветы на клумбе?
Почему они завяли?
Что надо сделать, чтобы весной цветы снова выросли? (Собрать семена.)
Трудовая деятельность
Сбор цветов в коробочки.
Цель: учить различать зрелые семена от незрелых.
Подвижные игры
«Утята», «Птицы и дождь».
Цели: упражнять в беге, лазании, прыжках;
воспитывать ловкость, быстроту.
Индивидуальная работа
«Собери игрушки».
Цель: развивать внимательность.
Вечерняя прогулка
Наблюдение за птицами. Обсудить с детьми, почему птицы улетают. Вспомнить птиц, которые собираются улетать.
Птицы на юг улетают:
Гуси, грачи, журавли.
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали.
М. Ивенсен
Воспитатель проводит с детьми беседу, задает вопросы.
- Как изменилась жизнь птиц с приходом осени? (Корма для птиц становится все меньше, начинает холодать — птицы собираются в стаи, пробуют свои силы и тренируют птенцов, готовят их к отлету.)
- Расскажите о своих наблюдениях за поведением птиц летом и осенью. (Летом для птиц достаточно корма, они выводят и вскармливают птенцов. А осенью птицы ведут себя беспокойно, собираются в стаи и летят в теплые края.)
- Что происходит осенью с кормом для птиц? (Корма для птиц становится все меньше и меньше; сначала пропадают насекомые, затем увядают растения, уменьшается количество плодов и семян.)
- Подумайте, с чем связаны сроки отлета насекомоядных и зерноядных птиц осенью? (Насекомоядные птицы улетают раньше, чем зерноядные, так как исчезают насекомые, а птицам нечем уже питаться; затем улетают те птицы, которые едят плоды, семена, зерно.)
- Почему осенью птиц становится мало? (С конца августа птицы начинают улетать на юг, так как холодает, и исчезают насекомые.)
- Как птицы готовятся к отлету? (Собравшись в стаи, они стремительно носятся в воздухе, упражняясь перед дальним полетом.)
- Назовите первый признак приближения осеннего перелета птиц. (Усиливается гомон птиц, они собираются в стаи.)
Какие птицы позже всех улетают на юг? (Утки, гуси — водоплавающие, улетают последними, так как пока водоемы не замерзли, им есть чем питаться.)
- Знаете ли вы, как выстраиваются птицы при перелете на юг? (Во время перелета птицы придерживаются определенного порядка. Так им удобней и легче лететь. Журавли летят клином — углом. Цапли и гуси — шеренгой. Утки выстраиваются в линию (друг за другом), некоторые стаи уток летят в виде пологой дуги, а мелкие — насекомоядные птицы — летят скученной стаей.)
Трудовая деятельность: Сбор семян различных растений для подкормки птиц зимой.
Цель: воспитывать сочувствие, сопереживание по отношению к птицам.
Подвижные игры «Гуси-лебеди».
Целъ: совершенствовать технику бега, добиваясь естественности, легкости и точности выполнения задания.
«Найди свой дом». Цели: развивать быстроту, ловкость;
совершенствовать ориентировку в пространстве.
Индивидуальная работа
Использование различных видов ходьбы: разное положение рук, высоко поднятые колени (как аист, журавль, цапля).
Цель: развивать двигательную активность
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая копилка воспитателя ДОУ при работе с детьми и родителями
Представленные мною разработки заинтересуют воспитателей детского сада, работающих по инновационной технологии « Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Б...
Электронная методическая копилка к программе "Цвета радуги" 1. Стихи о цветах 2. Цветные загадки 3. Физминутки 4. Пальчиковые игры 5.Слайдовые презентации "Учим цвета"
В Электронную методическую копилку к программе "Цвета радуги" вошли следующие материалы: 1. Стихи о цветах 2. Цветные загадки 3. Физминутки 4. Пальчиковые игры 5.Слайдовые презентации "Учим ...
Методическая копилка
Рекомендации для старших воспитателей ,окажут помощь в организации методического кабинета в ДОУ. Методический кабинет должен стать «копилкой традиций детсада», центром сбора педагогической информации,...
Моя методическая копилка
Из моего портфолио...
Активные формы методической работы в МБДОУ детский сад «Булжамуур». методическая копилка старшего воспитателя
Методическая работа в ДОУ – важное условие повышения качества педагогического процесса....
Методическая разработка на тему: «Методическая копилка пособий для развития речевого дыхания»
laquo;Методическая копилка пособий для развития речевого дыхания»...