Мастер-класс для педагогов «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»
консультация
Мелкая моторика – это способность манипулировать мелкими предметами и выполнять более точные действия. При мелкой моторике работают мелкие мышцы.
Застегивание пуговиц, завязывание узелков, игра на музыкальных инструментах, рисование, вырезание – это все мелкая моторика.
Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мастер-класс для педагогов | 93.64 КБ |
Предварительный просмотр:
«Руки дают человеку голову,
затем поумневшая голова
учит руки, а умелые руки снова
способствуют развитию мозга».
И.П.Павлов
Мастер-класс для педагогов
«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»
Цель. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.
Задачи:
показать значимость развития кистевой моторики у детей;
познакомить с методами, приемами, способами работы по развитию мелкой моторики рук в различных видах детской деятельности;
создать условия для педагогического общения.
Добрый день, уважаемые коллеги! Посмотрите, пожалуйста, на свои руки и полюбуйтесь ими. Сколько тайн хранит в себе рука. Руке посвящали стихи, писали оды. Народ придумывал загадки, пословицы, прибаутки, игры: «Двое белых лебедей – у каждого по пять детей», «У двух матерей по пять сыновей», «Лучше синица в руках, чем журавль в небе», «Рука руку моет, а две руки — лицо», «Глаза боятся, а руки делают».
Глаза считают зеркалом души-
Горят от радости, потухшие в разлуке.
В них окунуться не спеши,
Взгляни на человеческие руки.
Они хранят следы заботы.
Бывают нежными, родными.
Кокетками, где золото и лак.
Холодными, дрожащими и злыми,
С упрямостью, зажатыми в кулак.
А иногда влажнеют от испуга
И могут сеять и пахать,
Сжимать приветствием друг друга,
И под щекой спокойно засыпать
В порыве крепко обнимают
И на прощание приветливо махнут.
Елена Сафронова
Сегодня мы с вами поговорим о развитии мелкой моторики детей дошкольного возраста. Мелкая моторика – это способность манипулировать мелкими предметами и выполнять более точные действия. При мелкой моторике работают мелкие мышцы.
Застегивание пуговиц, завязывание узелков, игра на музыкальных инструментах, рисование, вырезание – это все мелкая моторика.
Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук?
Доказано, что речь ребёнка и его сенсорный опыт взаимосвязаны. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной. Речь совершенствуется под влиянием кинестетических импульсов от рук, точнее, от пальцев. Поэтому, если вы хотите, чтобы ребёнок хорошо говорил, развивайте его ручки!
Мелкая моторика взаимодействует не только с речью, но и с мышлением, вниманием, координацией движений и пространственным восприятием, наблюдательностью, воображением, зрительной и двигательной памятью. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь.
Работу по развитию мелкой моторики рук желательно проводить систематически, уделяя ей по 5-10 минут ежедневно
Одним из самых доступных упражнений для развития речи детей являются пальчиковые игры.
Пальчиковая гимнастика
Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:
способствует овладению навыками мелкой моторики;
помогает развивать речь;
повышает работоспособность головного мозга;
развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;
развивает тактильную чувствительность;
снимает тревожность.
Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны.
Дети с удовольствием принимают участие в играх – потешках. Самый известный вариант такой игры – «Сорока-белобока», но есть и более сложные для проговаривания и показа.
Очень интересна пальчиковая гимнастика под музыку.
Попробуем и мы с Вами поиграть в такие игры.
(совместно с педагогами проводится игротренинг).
«Изучаем названия пальцев»
В гости к пальчику большому
(загибаем большой палец)
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
(загибаем указательный и средний)
Безымянный и последний.
(загибаем)
Сам мизинчик-малышок
Показался на порог.
Вместе пальчики друзья
(разгибаем и сгибаем все пальцы)
Друг без друга им нельзя.
Моя семья
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья!
(попеременно массируем пальцы руки, на последней строке сжимаем и разжимаем кулачки)
Предложить педагогам показать пальчиковую гимнастику, которую они используют в своей работе.
Игры с предметами и материалом
Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковые игры, но и разнообразные действия с предметами, среди которых ведущее место занимают двигательные упражнения с нетрадиционным использованием различных предметов: прищепки, пробки, пуговицы, счетные палочки, полиэтилен
Предлагаю Вам ряд игр и упражнений с такими предметами.
Игры с прищепками
1. Упражнения с речевым сопровождением.
Берем бельевые прищепки и прищемляем ногтевые фаланги пальцев (кроме большого) на каждый ударный слог. Предварительно проверьте силу «кусания» на себе.
Гусенок
Левая рука
Вот проснулся, встал гусенок,
Пальцы щиплет он спросонок.
Правая рука
-Дай, хозяйка корма мне
Раньше, чем моей родне!
Котенок
Сильно кусает котёнок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш! ».
Комканье платка
Берем небольшой носовой платок за уголок и показываем ребенку, как целиком вобрать его в ладонь, используя пальцы только одной руки. Другая рука не помогает! Потом предлагаем то же самое сделать ребенку. Сначала одной рукой, потом другой. Можно одновременно комкать и 2 платка руками. Платки должны быть детскими, маленькими. Можно использовать полиэтилен.
У меня живет проглот –
Весь платок он скушал, вот!
Сразу стало у проглота
Брюхо, как у бегемота!
Игры с пробками
Берем две крышечки, положим резьбой вверх – это лыжи. Дети ставят в крышечки пальчики. Двигаемся на «лыжах» -
«Мы едем на лыжах,
мы мчимся с горы,
мы любим забавы
снежной зимы»
(Упражнение проводится с педагогами).
То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.
Берем пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и надеваем их, как обувь, на указательные и средние пальцы. И «идем» пальцами, как ножками, не отрывая «обувь» от поверхности стола, «шаркая». После каждого двустишия – смена рук.
Крышки пальчики обули,
Смело в них вперед шагнули.
Смена рук
И пошли по переулку
На веселую прогулку.
Смена рук
Пальцы - словно балеринки,
Но одетые в ботинки.
Смена рук
Каждый пальчик – будто ножка,
Только шаркает немножко.
Если пробки просверлить посередине - можно использовать их для нанизывания бус.
«Чудесная коробочка» («сухой бассейн»), также можно выкладывать из крышек разные узоры
Игры со счетные палочками
Это выкладывание различных фигурок из счетных палочек. Можно использовать старые фломастеры вместо палочек. Собирая фигурки ребенок развивает мелкую моторику, воображение, логику.
Есть интересное упражнение со счетными палочками. Нужны 4 счетные палочки. Они раскладываются на столе перед ребенком, который берет их одноименными пальцами, от указательных – к мизинцам. Пара пальцев берет одну палочку. На каждую строчку – по одной палочке.
Очень длинный клюв у цапли, 2-й – 2-й
Вы длинней найдете вряд ли 3-й – 3-й
Клювом меряться пришли 4-й – 4-й
Аисты и журавли. 5-й – 5й
Скажите, пожалуйста, какое нестандартное оборудование вы используете?
Массаж ладоней и пальчиков рук
Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц.
Массаж может быть без предметов и с предметами (колючим массажным мячиком, природными материалами, массаж резинками для волос, массаж зубной щеткой).
Игры с мячами- ёжиками
Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Испечем мы колобок
Колобок – румяный бок
Я мячом круги катаю, между ладоней
Взад – вперед его гоняю. смена рук
Им поглажу я ладошку соответственно
Будто я сметаю крошку смена рук
И сожму его немножко, соответственно
Как сжимает лапу кошка смена рук
Каждым пальцем мяч прижму соответственно
И другой рукой начну. Смена рук
А теперь последний трюк: переброс мяча из руки в руку
Мяч летает между рук.
Ещё один из видов массажа это массаж с помощью шестигранного карандаша.
Массаж с помощью шестигранного карандаша
Научить детей самомассажу рук несложно. С помощью гранёных карандашей ребенок массирует запястья, кисти рук: пальцы, ладони, тыльную поверхность ладоней, межпальцевые зоны. Особый интерес массажные упражнения вызывают у детей, если их выполнение сочетается с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок.
«УТЮЖОК»
Прокатывание карандаша по поверхности стола.
Возьми толстый карандаш. Положи его на стол. «Прогладь» карандаш сначала одной ладонью, потом другой. Покатай карандаш по столу
Карандаш я покачу
Вправо-влево – как хочу.
«ДОБЫВАНИЕ ОГНЯ»
Прокатывание карандаша между ладонями.
Положи карандаш на одну ладошку, прикрой её другой. Прокатывай карандаш между ладонями сначала медленно, а потом быстрее, от кончиков пальцев к запястьям. А теперь попробуй сделать это сразу с двумя карандашами. Получилось?
«ГОРКА»
Скатывание карандаша с тыльной поверхности кисти руки.
Положи карандаш на тыльную сторону кисти. Наклони руку вниз. Придерживай карандаш другой рукой. Пусть он скатится вниз с твоей руки, как с горки.
Кроме массажа карандаш можно использовать как тренажер для пальцев: упражнение «Вертолет», «Эстафета», «Волчок»
Массаж фаланг пальцев
Самомассаж фаланг пальцев. Направление массажных движений – от ногтевых фаланг к основаниям пальцев. При этом можно поиграть в речевую игру. Например, мы будем с вами называть перелетных птиц. На каждый слог – разминание одной фаланги.
Очень полезны упражнения, развивающие взаимодействие между полушариями мозга
«Ладонь-кулак», поочередное соединение всех пальцев
Это часть того, чем можно и нужно заниматься с детьми.
Спасибо за внимание.
Желаю всем творческих успехов.
Литература
- Большакова С.Е. «Формирование мелкой моторики рук», Москва, 2010г.
- Крупенчук О.Н. «Пальчиковые игры для детей 4 – 7 лет», Санкт Петербург, 2011г.
- Шанина С.А., Гаврилова А.С. «Играем пальчиками – развиваем речь», Москва, 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
Необходимо с раннего возраста развивать мелкую моторику малыша в разных видах деятельности...
Мастер - класс для родителей по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
Знакомство родителей с понятием "мелкая моторика", приёмами её развития в домашних условиях и ролью в преодолении речевого недоразвития....
Консультация для педагогов «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с ОВЗ через нетрадиционную технику рисования»
Консультация для педагогов «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с ОВЗ через нетрадиционную технику рисования»...
Мастер класс для педагогов " Развитие мелкой моторики рук у младшего дошкольного возраста"
повышение уровня профессиональной компетентности педагогов о развитии мелкой моторики рук у детей раннего возраста...
Мастер – класс для педагогов «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»
Мастер – класс для педагогов«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» Цель: Ознакомление педагогов ДОУ с опытом работы по развитию мелкой мотори...
Мастер – класс для родителей «Значение развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
Мастер -класс для родителей "Значение развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста "...
Консультация для педагогов: "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"
Консультация для педагогов....