Конспект НОД по развитию речи «Весна шагает к нам» в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи
Цель: Обобщить представления о весне и весенних явлениях в живой и неживой природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_po_razvitiyu_rechi_k_nam_vesna_shagaet.docx | 26.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по развитию речи «Весна шагает к нам» в старшей группе
Цель: Обобщить представления о весне и весенних явлениях в живой и неживой природе.
Задачи:
Образовательные:
- Углубить представления о сезонных изменениях в природе с наступлением весны.
- Учить детей устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
Развивающие :
- Развивать речь детей, умение рассказывать по картинкам.
- Развивать словесно-логическое мышление.
- Развивать смекалку, зрительную, слуховую память.
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к природе.
- Формировать умение работать в коллективе.
Предварительная работа:
Наблюдения на прогулке за весенними признаками. Чтение стихотворений и рассказов о весне. Загадывание загадок. Рассматривание картинок, иллюстраций по теме.
Материал и оборудование: Картинки с изображением признаков весны. Фигуры-картинки, животных, солнца, птиц, дерево с гнездом, скворечник. Посылка, колокольчик, ленточки голубого цвета, цветок, ИКТ. Запись звуков, мультфильм.
Ход
Вводная часть.
Воспитатель: - Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями.
Ты мой друг и я твой друг,
Вместе мы семья.
То, что не смогу один
Сможем ты и я!
- Ребята, сегодня нам почтальон принес посылку. Здесь написано: Детям старшей группы «Ягодка» детского сада «Сказка». А вместо обратного адреса загадка. Послушайте и отгадайте.
Рыхлый снег
На солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит, к нам идет… (Весна).
- Кто нам прислал посылку? (Весна). А как вы думаете, что нам весна могла прислать? (Выслушать ответы детей).
- Давайте откроем и посмотрим. Открываю, там солнышко без лучиков. Проблемная ситуация
- Ребята, что это? Ответы детей (Колобок, блинчик солнышко). Если все дети скажут колобок, то воспитатель достает письмо, если дети скажут солнышко, то спросить у детей, а что не хватает у солнышка? (Лучиков) (потом достаем письмо).
- А здесь еще письмо. Послушайте ребята, что нам пишут. «Здравствуйте, ребята. Пишет вам Весна-красна. Я очень хочу поскорее к вам прийти, но вот беда, солнышко потеряло лучики. Оно так старалось быстрее растопить снег, что уронило свои лучики на проталинки. И теперь светит и греет слабо. Если вы поможете солнышку найти лучики, то оно засияет ярко, ярко, и тогда и я - Весна, приду к вам быстрее. А чтобы вы отыскали лучики, я отправляю вам загадку - подсказку.
«Из - под снега побежал,
Заворчал и зажурчал.
В блеске солнечных лучей
Зазвенел весной (Ручей)
Вдоль ручья вы все пойдете на проталинки придёте, там все лучики найдете! Но проталинки приготовили для вас задание».
Воспитатель достает из посылки ручейки (4 атласные ленты в рулонах).
Воспитатель:
- Вот такие ручейки-подсказки прислала нам Весна.
- Ребята, вы хотите, чтобы весна быстрее пришла? А что для этого нам надо сделать? (Найти лучики солнца). Конечно. А солнышко будет нас ждать вот здесь (прикрепляем солнышко на доску, мольберт, стену или куда возможно).
Основная часть.
- А мы посмотрим, куда побежит первый ручей. Ребята, давайте все вместе скажем слова «Ручеек беги, беги, к лучикам нас приведи». (За конец ленты придерживая, раскатываем первый рулончик – к первой проталине).
- Ребята пойдем вдоль ручья, не наступаем на ручеек, чтобы ноги не намочить. А вот и первая проталинка. (Около этой проталинки стоит мольберт, а на нём прикреплены картинки с номерами (лицевой стороной вниз) с изображением признаков весны.
- Ребята, какую картинку мы откроем первой? (Под цифрой 1) Давайте посмотрим, что за задание нам приготовила проталинка. Переворачиваем картинку, дети рассказывают о признаках весны :
1. Снег стал темный, грязный, зернистый, на солнце он тает. Часто можно увидеть осевший сугроб. В тени и холодных местах снега еще много, а на солнышке он уже растаял.
2. Лужи. Весной появляются лужи. Утром они еще затянуты тоненькой корочкой льда. Если нажать на лед палочкой, то он разломится и под ним будет видна вода. Днем лужи тают, и вокруг бегут журчащие ручейки.
3. Небо. Весеннее небо ярко-голубое, а зимой оно часто было серым.
4. Ручьи. Из-под осевшего снега текут струйки воды – ручейки.
5. Сосульки: под крышей появились сосульки, с них капает вода – можно услышать звуки капели. На солнце сосульки блестят и красиво сверкают. Зимой сосулек было мало, а теперь их много.
Воспитатель:
-Молодцы, ребята, обо всех признаках весны рассказали. А это что за сосульками? (из под сосулек слегка виднеются лучики). Воспитатель достает и спрашивает: - Ребята, догадались, что это? Это лучик солнца. Вот мы с вами и отыскали первый лучик.
-Двигаемся дальше, давайте все вместе скажем слова «Ручеек беги, беги, к лучикам нас приведи». Интересно, куда нас приведет второй ручеек. Раскатываем следующую ленту. Вдоль ручейка пойдем и проталинку найдем. (Ручеек приводит к дереву.) Ребята, а вот и вторая проталинка. Под деревом появилась проталинка. А на дереве что вы видите? (Гнездо). А в гнезде какая-то записка, это загадки для вас.
- Какие бывают птицы? (Задаём наводящие вопросы - Зимующие и перелетные).
Вместе с этой черной птицей
К нам весна в окно стучится.
Зимнюю одежду прячь!
Кто по пашне скачет? (грач).
Правильно, ребята. (Прикрепляем к гнезду грача). Грач зимующая или перелетная птица?
На шесте - дворец,
Во дворе – певец,
А зовут его…. (Скворец)
Где живет скворец? (прикрепляем скворечник к дереву).
Вот пернатый сел на сук
И колотит: тук-тук-тук!
Ищет пищу под корой
Он голодною порой.
(Дятел)
- Ребята, а дятел зимующая или перелетная птица? Прикрепляем к дереву.
Птица на крыше гнездышко вьет
Домик всех выше,
Счастье несет.
Птенчиков нежно
Будет учить,
Как безмятежно в небе парить.
Осенней порою на юг улетят,
Чтобы весною вернуться назад. (Аист)
Серый маленький комочек.
Чик-чирик! - замерз он очень!
Солнце, выгляни скорей,
Ждет тебя наш.
(Воробей)
- А вот и воробей. А что это у него в клюве? Лучики солнца! Спасибо, воробей, за лучики. Сколько лучиков нам принес воробей? Два. Да, на второй проталинке мы отыскали два лучика.
Прикрепляем воробья к дереву. Ребята, а воробей зимующая или перелетная птица? А кто заметил, как изменились повадки воробья весной? (Звонка щебечут, весело прыгают с ветки на ветку, купаются в лужах – радуются весне).
- Ребята, мы загадки отгадали, лучики солнца отыскали.
Идем дальше вдоль ручья (бросаем третью ленту-ручеек). «Ручеек беги, беги, к лучикам нас приведи» Вот и третья проталинка. А что это на проталинке? (цветок)
Упражнение на дыхание «Ах, как пахнет» (предложить понюхать, глубокий вдох, медленный выдох; принюхаться- несколько коротких вдохов, длинный выдох со словом «Ах!»)
- Какие весенние цветы вы знаете? (подснежники, ландыши и т. д.)
- Ой, посмотрите, а что под цветком стоит? (колокольчик) А колокольчик что издает? (позвенеть). Звук. Правильно, ребята. Эта проталинка приготовила нам весенние звуки. Предлагаю вам присесть на стульчики.
-Давайте послушаем и попробуем угадать, какие звуки у весны. Дети слушают запись звуков (капель, пение птиц, журчание ручейка, весенний дождь). Вот как много звуков у весны. И я предлагаю вам изобразить весеннюю капель.
Физкультминутка
Шаловливые сосульки (Руки поставить на пояс и подпрыгивать.)
Сели на карниз. (Приседание)
Шаловливые сосульки (Подъем и опускание плеч)
Посмотрели вниз. (Руку приставить как козырек и посмотреть вниз вдаль)
Посмотрели, чем заняться? (Пожать плечами)
Стали каплями кидаться (руки вперед, пальцами как бы разбрызгивают)
Все сосульки вниз смотрели (повторяем движение – руку приставить как козырек ко лбу и посмотреть вниз)
И на солнышке звенели:
Кап-кап, дзинь-дзинь, (В такт наклонять голову вправо – влево.)
Кап-кап, дзинь – дзинь.
И на солнышке звенели. И…растаяли! (Сложить руки и присесть).
Воспитатель: - Ой, посмотрите, ребята, солнечные лучики затерялись в сугробе, но мы все весенние звуки отгадали и проталинка вернула нам лучики. Сколько лучиков? Три. Да, на третьей проталине мы нашли три лучика.
- Продолжаем наш путь вдоль ручейка «Ручеек беги, беги, к лучикам нас приведи» (бросаем четвертую ленту-ручеек в сторону четвертой проталинки, на проталинке и около проталинки стоят фигуры животных, на проталинке небольшой кустик).
- Ой, посмотрите, что это на кустах? Белая шерсть (предлагаю потрогать). Как думаете, чья? У кого шубка белая зимой? У зайца. А почему она здесь? Кто развесил на кустах клоки заячьей зимней шубки на ветках? Что случилось, почему заячья шерстка оказалась на кустах, а не на зайце? (ответы детей). Зайцы бегают в лесу, а вот шубку они поменяли с белой на серую!
- Как вы думаете, почему зайчик меняет зимнюю белую шубку на весеннюю серую?
- Ребята, а кто знает, как называется смена шерсти у животных? Линька, повторите, ребята – линька. Линька – смена шерсти происходит весной и осенью, когда дикие животные на зиму запасаются хорошим мехом, чтобы пережить страшные морозы, а по весне сбрасывают «тяжелую шубку», так как им не зачем париться в зимней шубе, а также для того, чтобы уберечься от хищников.
- А это кто? (Ответы детей) Белка. А белки меняют шубку? Да, зимой она серебристого цвета, а весной – рыжая.
- А это кто? Волк. Как думаете, волк линяет? Ребята, волк тоже линяет, меняет свою зимнюю шубку, шерсть весной у волка становится более короткой и редкой, чтобы не было жарко, когда волк бегает в поисках пищи.
- А это кто? (Ответы детей) Лиса. А лиса линяет весной? Конечно, ребята, линяет. Тело лисы покрыто густой, высокой и мягкой шерстью. Зимой она не замерзнет в ней. Но за зиму шубка сваливается, появляются комочки шерсти, они мешают лисе быстро бегать за добычей или убегать от волка, шерсть цепляется за кусты. Поэтому лиса тоже линяет, сбрасывает густую шерсть и становится легкой, красивой, проворной.
- Ребята, а вы знаете, кто уходит зимой в спячку? Посмотрите, кого вы еще видите на проталинке. (Медведь.) - Что зимой делает медведь, где он зимует? Уходит в спячку в берлоге. А когда он просыпается? Весной. Какие еще животные спят всю зиму? (Дети находят на проталинке и рассказывают, что зимой спят барсук, ежи.)
- Да, ребята, еще лежит на земле снег, а уже проснулись от долгого зимнего сна барсуки, ежи, медведи. Вышли они из норы или берлоги, и пошли искать более сухие места. Откуда они узнали, что весна пришла? Ведь телевизора или радио в лесу нет? Как они узнали, что им пора просыпаться и вылезать поскорее из своих нор и берлог? Потому что пригревает весеннее солнце, начинает таять снег и тоненькие ручейки попадают в норки, в берлогу. Так звери и узнают, что пришла весна, пора просыпаться, да и в сырой берлоге или норке уже неуютно спать.
- А это что за зверек? (Ответы детей) Это сурок! Вы, наверно, слышали, ребята, поговорку «спит, как сурок». Да, сурки тоже зимой спят, просыпаются весной, тянутся к солнышку. (Можно предложить и детям встать на носочки и потянуться к солнышку)
- Посмотрите, какой солнечный сурок! Что же он держит в лапках! Это лучики солнца он нам протягивает. Вот они где затерялись. Ребята, сколько лучиков? 4. Правильно, на четвертой проталинке мы нашли 4 лучика!
- Ребята, вот и прошли мы вдоль всех ручейков, выполнили все задания на каждой проталинке, нашли солнечные лучики.
-А кому мы их отдадим? Конечно, солнышку. Идемте скорее, солнышко нас ждет. Дети прикрепляют лучики к солнышку. Солнышко лучистое улыбнулось весело!
- Ребята, помогли мы солнышку? А почему мы нашли все лучики? (Потому что рассказали о признаках весны, отгадали загадки про птиц, знаем много перелетных птиц, узнали звуки весны, рассказали о повадках животных весной) (Можно спросить, что нового, интересного узнали).
Рефлексия.
- Молодцы! Солнышко теперь светит ярко, греет сильно. Обрадуется весна? (Ответы детей) Да. И мы помогли сегодня Весне прийти быстрее :
К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают
Под её ногами.
Чёрные проталины
На полях видны.
Видно очень тёплые
Ноги у весны.
- Ребята, а в посылке еще лежит сюрприз для вас. Это вам весна прислала первые весенние листочки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по развитию речи и знакомству с окружающим в старшей группе на тему: «Животный мир водоёмов Таманского полуострова».
Познакомит детей с животным миром водоёмов Таманского полуострова. Учить различать рыб по внешнему виду, знать их повадки, место обитания....
Конспект НОД по развитию речи "Дифференциация звуков "С" и "Ш" (старшая группа)
Конспект НОД по развитию речи "Дифференциация звуков "С" и "Ш"(старшая группа)...
Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с природой в старшей группе « Весна»
Занятие по развитию речи....
Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с природой в старшей группе «Весна - Красна».
Цель: Обобщить представления детей о весне: назвать приметы весны, знание весенних месяцев.Задачи:Образовательные:1. Уточнить и систематизировать представления детей о весенних изменениях ...
Конспект занятия по развитию речи «Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» (старшая группа) Конспект по развитию речи Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» Тема: Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»
Это занятие направлено на формирование у детей умения рассказывать по картине «Зайцы» (из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой), придерживаясь плана.В перв...
Конспект открытого занятия по развитию речи «Весна шагает по планете» в средней группе
Занятие по развитию речи «Весна шагает по планете» нацелено на развитие связной речи у детей в средней группе. В ходе занятия дети смогут расширить представления о весне как о времени года...
Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии «синквейн» в старшей группе на тему «Весна»
Цель: использование технологии «синквейн» в развитии связной речи. Задачи: Образовательные:- закреплять знания детей о весне, её признаках, особенностях, уметь понимать пр...