Игры- потешки, попевки с движениями для развития речи младших дошкольников.
картотека по развитию речи (младшая группа)
В возрасте от 2 до 3 лет происходит значительный скачок в развитии речи, внимании.
Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, заметно отстают в общем развитии, так как речь является показателем достижений. С помощью речи ребёнок показывает своё знание или незнание, умение или неумение, согласие или отрицание происходящего, выражает свое отношение к происходящему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry-poteshki_i_stikhi_s_dvizheniami_ranniy_vozra.doc | 89.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речи.
Игры-потешки и стихи с движениями с детьми раннего возраста.
В возрасте от 2 до 3 лет происходит значительный скачок в развитии речи, внимании.
Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, заметно отстают в общем развитии, так как речь является показателем достижений. С помощью речи ребёнок показывает своё знание или незнание, умение или неумение, согласие или отрицание происходящего, выражает свое отношение к происходящему.
Воспитателю группы раннего возраста необходимо вести систематическую и целенаправленную работу по развитию речи воспитанников. Именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает.
Речь маленького ребенка возникает и первоначально функционирует в процессе общения со взрослыми, поэтому очень важной задачей является развитие коммуникативной функции речи. Это предполагает совершенствование понимания ребенком речи окружающих людей и овладение активной речью.
Большинство малышей в в раннем возрасте хорошо понимают слова взрослых, когда они включены в конкретную ситуацию. Этап в развитии речи, когда ребенок понимает то, что ему говорят, но сам еще говорить не умеет, называется этапом «пассивной речи». На этом этапе задачами воспитания являются дальнейшее развитие у детей понимания речи взрослых, постепенное овладение активной речью и преодоление ее ситуационной связанности.
Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места проведения и т. д.
Эти задачи решаются как в ходе взаимодействия воспитателя с детьми в повседневной жизни, так и при проведении специальных игр и занятий.
К специальным играм и занятиям, направленным на развитие речи, чаще всего используются:
• Разнообразные игры (игры-потешки, хороводы, игры с сюжетными игрушками, пальчиковые игры, звукоподражательные игры и др.);
Первые детские игры-потешки с движениями, с которыми знакомится ребенок, становятся, как правило, стих про мишку косолапого либо потешка про ладушки.
Игры-потешки, хороводные игры включают повторы слов с четкой концовкой («топ-топ», «да-да» и т. п.) и действий. Они полезны тем, что слушание ребенком речи взрослого происходит с опорой на собственные действия и движения.
Короткие стихи-потешки для детей раннего возраста формируют умение имитировать слова стихотворения, а в комплексе с движениями развивают эмоции, координацию, чувство ритма, быстроту реакций, образное мышление и воображение ребенка, а также тренируют внимание и память.
Ценность потешек определяется несколькими факторами: их можно соединять с движениями, они имеют определённый ритм и эмоциональность, и в игровой форме учат детей познавать жизнь. Большое значение имеют потешки для воспитания у детей раннего возраста дружелюбия, умения сопереживать. Совокупность всех выше перечисленных факторов позволяет ребёнку проникнуться сутью потешки и научиться эмоционально выражать свои эмоции: грусть, радость, нежность, тревога. Одна из движущих сил развития ребёнка – сила примера. Потешки стимулируют детей подражать, закладывают основы правильного поведения. К тому же, выполнять движения под чтение потешек - это очень весело. Для маленьких детей такое развивающее занятие - просто еще одна форма игры.
Чем полезны игры-потешки с движениями для всестороннего развития детей раннего возраста:
- Способствуют эмоциональному и тактильному контакту малыша и взрослого, привлекают внимание ребенка к общению и совместной деятельности .
- Развивают речь. Роль стихов-потешек в развитии речи ребенка трудно переоценить — она становится образной и эмоциональной.
Подражая движениям взрослого, малыш в игровой форме освоит точные движения рук, ног, языка, губ, выучит названия частей тела.
- С помощью потешек развивается фонематический слух. В этих потешках используются часто повторяющиеся сочетания звуков – наигрыши. Они произносятся с разной интонацией, в различном темпе.
- Учат доброте, сопереживанию.
С помощью игр-потешек ребенок получает образец правильного поведения: нужно делиться с другими, не обижать маленьких, быть добрыми, отзывчивыми, дружить и приходить на помощь друзьям.
Игры, направленные на развитие мелкой моторики. Стихи с движением позволяют совершать различные действия, развивая мелкую и крупную моторику. Это способствует физическому развитию малышей. Имитация слов потешек координирует движения детей, связь текста с моторикой развивает внимание и готовят почву для стимуляции речевых навыков. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более выразительной.
Игры с пальчиками или пальчиковые игры – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Способствуют эмоциональному и тактильному контакту малыша и взрослого.
В процессе игр-потешек дети приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, учатся общаться.
Что даёт ребёнку игра:
- удовольствие;
- знакомство с нормами, правилами жизни;
- общение со сверстниками;
- возможность выражать свои эмоции;
- внутреннюю свободу: играю, где хочу, с кем хочу, сколько хочу, чем хочу.
Игры-потешки с движениями на развитие общения
с детьми раннего возраста
Способствуют эмоциональному и тактильному контакту малыша и взрослого, привлекают внимание ребенка к общению и совместной деятельности .
«ПРИВЕТ, ДРУЖОК – ПОКА, ДРУЖОК»
Дети сидят полукругом на стульях, воспитатель с бубном перед ними на расстоянии 3 метров. Воспитатель, подойдя к одному из детей, берет его за руки и выводит на «лужок».
- Привет, привет, дружок. Выходи – ка на лужок. | |
То прыжком, то бочком, } 2 раза Топать, топать каблучком. | Воспитатель ударяет в бубен, малыш топает ножками. |
- Пока, пока, дружок, Приди снова на лужок. | Воспитатель машет рукой. Ребенок возвращается на свое место. |
- То прыжком, то бочком, Топать, топать каблучком. | Воспитатель ударяет в бубен Дети, сидя на стульях, топают ножками и машут рукой. |
Игра повторяется с другим ребенком. |
Мышка в гости пошла
Мышка в гости пошла, бантик нацепила | Воспитатель шагает пальчиками по ручке ребенка снизу-вверх, доходим до ушка |
Динь - динь - дона - дона | Воспитатель слегка дергает ребенка за ушко. |
А Мишаня (имя ребенка) дома? | Воспитатель заглядывает в глаза ребенка. Желательно, чтобы ребенок сказал «Да» |
Игра повторяется с другим ребенком. |
«ПОТРОГАЙ СЕБЕ НОСИК»
Готовясь к игре, попросите ребенка поочередно касаться ручкой щеки, носика, лба, ушек, локтя, глаз, губ, зубов, подбородка, пальцев ног и прочих частей тела.
Декламируйте стишок и выполняйте все указанные в нем действия – сначала сами, а затем на пару с малышом. | Потрогай себе щечку, Потрогай себе носик. Мы с этого игру начать тебя попросим. Потрогай себе лобик, Потрогай себе ушки. Они не зря торчат возле макушки. Потрогай себе локоть, Потрогай себе глазик. Он около ушей найдешь ты сразу. Потрогай себе губки, Потрогай себе зубки. Но только не кусай себе ты пальчик в шутку. Потрогай подбородок, Потрогай пальцы ног… Игру, пожалуй, нашу пора кончать давно. |
Игра с платочками «Раз, два, три, не зевай...»
Цель: учить ребёнка отделять себя от окружающих, осознавать своё «я».
Платок накидываем на голову ребёнку со словами:
Раз, два, три, не зевай в этот домик полезай,
Оглянись, посмотри, кто там прячется внутри!
Ребёнок скидывает платок: «Вот и я! »
Педагог: Пора, пора нам платочки собирать! Мы завяжем в узелок, чтоб никто не уволок (убираем платки, приучаем детей к порядку).
Игра «Это Я»
Это глазки. Вот. Вот. | Показывают сначала левый, потом правый глаз. |
Это ушки. Вот. Вот | Берутся сначала за левое ухо, потом — за правое |
Это нос. Это рот | Левой рукой показывают рот, правой нос. |
Там спинка. Тут живот… | Левую ладошку кладут на спинку, правую на живот. |
Это ручки. Хлоп, хлоп | Два раза хлопают |
Это ножки. Топ, топ. | Два раза топают. |
Ой, устали. Вытрем лоб | Правой рукой вытирают лоб |
Погладим себя по головке: хорошо играли, славно танцевали.... Похвалим, погладим ножки, ручки... Ручки не деритесь, Ручки не сердитесь. Лучше подружитесь... | |
Игра проводится со всеми детьми |
Упражнение “Игра с собачкой”.
Взрослый держит в руках собачку и говорит:
Гав! Гав!
Кто там?
Это песик в гости к нам.
Я собачку ставлю на пол,
Дай собачка (имя ребенка) лапу…!
Дает ребенку собачку и просит выполнить простые игровые действия, например, покормить. Собачка “Гав! Гав!”, так говорит тебе “спасибо”.
«Мишка косолапый»
Мишка косолапый, по лесу идет (идем вперевалку, как медвежата),
Шишки собирает, песенки поет (наклоняемся, собираем шишки).
Вдруг упала шишка, прямо мишке в лоб (хлопаем себя по лбу)!
Мишка рассердился и ногою - «топ!» (топаем ножкой).
Примеры пальчиковой гимнастики для детей раннего возраста
1. Мы тихонечко сидим, пальчиком одним стучим.
Пальчик начал уставать, будем кулачком стучать.
2. Рядом с детками сидим, кулачком стучим, стучим.
Кулачок стал уставать — надо ручку поменять.
3. Рядом с детками сидим и ладошкою стучим.
То одной, то другой — постучи, дружок, со мной.
4. Ты , ладошка постучи, всех ребят повесели.
Выше ручку поднимай, ручкой весело играй!
«Пальчики»
Мы с (имя ребёнка) играем, Этот – стать побольше хочет,
Пальцы все перебираем. Этот – знает все игрушки
Этот пальчик – всех длинней, Этот – знает все игрушки
Этот пальчик – всех умней, Этот – ушки на макушке,
Этот пальчик – всех короче, Этот – прячется в тенёк,
Этот – маленький сынок.
Массировать подушечки пальцев большим и указательным пальцами другой руки. Одна строчка – один пальчик. Начинать с большого.
Ладушки
Ладушки-хлопушки, (хлопаем руками)
Где вы бывали? (показываем ладошки)
Много ли работали? – Да! (ударяем по коленкам)
Рылись мы в песочке. (гребем пальцами рук по полу)
Пекли пирожки. (имитируем лепку пирожков)
Что еще делали? (показываем ладошки)
Кубики сложили, (ставим два кулачка рядом друг с другом)
Домик смастерили. (соединяем две ладошки в форме крыши)
Тук-тук, тук-тук (стучим кулачком о кулачок)
Вот какой большой, (поднимаем руки вверх)
С крышей и трубой (опускаем руки вниз)
Мыли мылом ушки, мыли мылом ножки. (трем ушки, затем ножки)
Вот какие ладушки, ладушки-ладошки! (протягиваем руки вперед ладошками вверх, затем вниз)
Наварили каши, помешали ложкой. (одна рука полукругом перед собой, второй «мешаем»)
Вот какие ладушки, ладушки-ладошки! (снова показываем ладошки с обеих сторон)
Курочке пеструшке накрошили крошки. (трем пальчиками друг об друга – «крошим»)
Вот какие ладушки, ладушки-ладошки! (показываем ладошки с обеих сторон)
Строили ладошки домик для матрешки. (накрываем одну кисть другой, повторяем несколько раз).
«Ладушки»
– Ладушки-ладушки,
– Где были?
– У бабушки.
– Что ели?
– Кашку.
– Что пили?
– Простоквашку. Хлопать в ладоши на ударных слогах
Кашка сладенька, Гладить животик рукой
Бабушка добренька. Погладить себя по голове
Попили-поели Снова погладить живот
И домой улетели. Махать руками как крыльями
«Наши пальчики пошли в гости.»
Цель: научить соотносить слова с движение пальцев рук, запоминать последовательность движений.
Наши пальчики пошли в гости.
Шли, шли, шли…
Увидели двери, постучались,
зашли в гости, сказали: «Здравствуйте!»
«Здравствуйте, гости дорогие,
проходите, пожалуйста, на завтрак!
Вот вам каша гречневая с молоком,
вот вам бутерброд с маслом, вот вам какао»
Гости поели, попели, сказали «Спасибо!»
И пошли дальше.
Шли, шли, шли…(далее по тексту, только завтрак заменяем, обедом, полдником и ужином)
В процессе этой игры дети очень хорошо начинают ориентироваться во времени суток, запоминают последовательность: завтрак, обед, полдник, ужин. Каждый раз можно проговаривать меню детского сада, таким образом, запоминая, что сегодня ели.
Два медведя
Сидели два медведя, на тоненьком суку:
Один взбивал сметану, другой месил муку (изображаем действия).
Раз «ку-ку», два «ку-ку» – оба шлепнулись в муку (падаем на попу).
Нос в муке, глаз в муке, ухо в кислом молоке (показываем на нос, глаз и ухо соответственно)
«Дождик»
Слушаем стихи и весело тянемся пальчиками к ручкам, ножкам, головке, ушкам, носику и т.д.
Дождик капает немножко
И на ручки, и на ножки.
На головку - кап-кап!
И на ушки - кап-кап!
Нам на щёчки - кап-кап!
И на носик - кап-кап!
Нам на плечи - кап-кап!
И на грудь нам - кап-кап!
На животик - кап-кап!
На коленки - кап-кап!
Намочил он нас водой.
Что за дождик озорной!
«У медведя дом большой»
У медведя дом большой,
(Руки поднять вверх, встать на носки)
А у зайца — маленький.
(Присесть на корточки, руки опустить вниз)
Наш медведь пошел домой,
(Переступание с ноги на ногу)
А за ним и заинька.
(Прыжки)
Мы зверяток провожаем
(Прощальные махи рукой)
Заниматься продолжаем.
«Где же наши ручки?»
Взрослые проговаривают текст, дети подговаривают им и выполняют
соответствующие движения.
У меня пропали руки.
Где вы, рученьки мои?
(руки за спиной)
Раз, два, три, четыре, пять —
Покажитесь мне опять.(показывают руки)
У меня пропали уши.
Где вы, ушеньки мои?
(уши закрывают ладошками)
Раз, два, три, четыре, пять —
Покажитесь мне опять.
(показывают уши)
У меня пропали глазки.
Где вы, глазоньки мои?
(глаза закрывают ладошками)
Раз, два, три, четыре, пять —
Покажитесь мне опять.
(убирают ладошки от глаз)
«Котик»
Котик выпил молока, (высовываем язык и изображаем, как котик лакает молоко)
Откусил он пирога, (подносим руки ко рту, как будто держим что-то, и «кушаем»)
Лапки вытер, (обтираем руки)
Нос помыл, (моем нос)
«Мяу! Мяу!» — говорил. (говорим «мяу, мяу»)
Игра «Здравствуйте ладошки»
Здравствуйте, ладошки! (руки вперед, повернуть ладошки)
Хлоп-хлоп-хлоп!
Здравствуйте, ножки! (ножки вытянуть вперед)
Топ-топ-топ!
Здравствуйте, щечки! (погладить)
Плюх-плюх-плюх!
Здравствуйте, губки! (покачать головой)
Чмок-чмок-чмок! (чмокают губами)
Здравствуйте, зубки! (покачать головой)
Щелк-щелк-щелк! (постучать зубами)
Здравствуй мой носик! (погладить ладошкой)
Пи-пи-пи! (указательным пальцем на нос)
Здравствуйте гости! (руки протянуть)
Привет! (помахать)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
По ходу изложения игр и упражнений, раскрытия цели и формулировки заданий даются методические указания, на которые взрослый должен обратить внимание. Можно неоднократно возвращаться к выполнению этих ...
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Цели - формирование умения находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия. развитие наблюдательности, умение ориентироваться на основные признаки описываемого объекта учить выделять...
Игры и упражнения для развития речи младших дошкольников
Цель игры: Различать взрослых животных и детенышей по звукоподражаниям соотносить названия взрослого животного и его детеныша.формировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки ...
Значение развития движений рук и мелкой моторики пальцев для развития речи младших дошкольников
Существуют специальные упражнения для развития подражания движениям рук и мелкой моторики пальцев. Такие игры стали особенно популярны в последнее время. Предлагается разнообразный выбор книг, пособий...
Консультация для родителей:"Роль потешки в развитие речи младших дошкольников".
Какова роль потешек в жизни детей младшего дошкольного возраста в развитие речи детей....
Картотека дидактических игр по развитию речи младших дошкольников: «Мы играем - речь развиваем»
Цели дидактических игр по развитию речи младших дошкольников:повышение речевой мотивации; комплексное воздействие на все компоненты речи; обогащение и закрепление словаря, а также формирован...