Игры и упражнения для развития речи младших дошкольников
картотека по развитию речи (средняя группа) на тему

Елена Михайловна Лирник

Цель игры: Различать взрослых животных и детенышей по звуко­подражаниям  соотносить названия взрослого животного и его де­теныша.

формировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры и упражнения для развития речи младших дошкольников

«Чей это голос»

Цель игры: Различать взрослых животных и детенышей по звукоподражаниям  соотносить названия взрослого животного и его детеныша.

Для этой игры понадобятся фигурки: мышка и мышонок, утка и утенок, лягушка и лягушонок, корова и теленок, кошка и котенок.

 Если подбор фигурок вызовет затруднения, можно подобрать  картинки  или вылепить из пластилина.

   В гости к ребенку приходят (приезжают на машине, на поезде) звери, они хотят поиграть. Ребенок должен угадать, чей голос он услышал.

 -Мяу— мяу. Кто это мяукает? (Кошка.) А тонким голосом кто мяукает? (Котенок.) У мамы-кошки есть детеныш. Он мяукает как? (Мяу-мяу).

  -Му-у-у — кто так мычит? (Корова.) А кто у нее детеныш? (Теленок). Каким голосом он мычит? (Тоненьким.) Теперь еще раз послушай и угадай, кто это мычит — корова  или теленок.

 -Ква-ква — чей это грубый голос? (Лягушки.) А кто квакает тоненько? (Лягушонок.) Лягушка большая и квакает грубым голосом, а ее детеныш квакает тоненько. Кто детеныш у лягушки?

Аналогично обыгрываются остальные игрушки. Можно предложить ребенку правильно позвать игрушку, тогда он сможет поиграть. («Лягушонок, иди ко мне», «Утенок, поиграй со мной.»

«Угадай игрушку»

 

Цель: формировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия.

   Взрослый показывает ребенку 3—4 игрушки, он называет их. Надо сразу научить правильно называть предмет: «Это... (заяц, лиса, утенок)». Взрослый рассказывает о каждой игрушке, называя внешние признаки: «Это мягкая игрушка. Она серая. Хвостик короткий, а уши длинные. Любит морковку, прыгает ловко».

Аналогично описываются другие игрушки, ребенок называет их.

«Про кого я говорю»

Цель: развивать наблюдательность, умение ориентироваться на основные признаки описываемого объекта.

 

   Взрослый описывает сидящего перед ним ребенка, называя детали его одежды и внешнего вида, например: «Это девочка, на ней юбка и кофточка, волосы у нее светлые, бант красный. Она любит играть с куклой Таней».

«Скажи какой»

Цель: учить выделять и называть признаки предмета.

 

   Взрослый достает из коробки предметы, называет их («Это груша»), а ребенок называет признаки («Она желтая, мягкая, вкусная». «Это помидор». — «Он красный, круглый, спелый, сочный». «Это огурец». — «Он... продолговатый  зеленый, хрустящий»).

        

        

«Кто больше увидит и назовет»

  Цель: выделять и обозначать словом внешние признаки предмета.

   Взрослый и ребенок рассматривают куклу, называют предметы одежды и внешнего вида (глаза, волосы). Затем приходит зайчик. Они говорят, что у него серая (мягкая, пушистая) шубка, длинные уши, одним словом можно сказать: заяц длинно... ухий (длинноухий). А хвост у зайца... (короткий), значит, он короткохвостый. Кошка гладкая, пушистая, лапы у нее белые, значит, она... белолапая.

  За правильные ответы кукла дает ребенку флажки (ленточки, колечки от пирамидки).

«Какая кукла»

Цель: учить называть разнообразные признаки внешнего вида игрушки или объекта.

    Взрослый говорит, что куклу назвали некрасивой, и она огорчилась. Надо ей помочь и все рассказать о ней, какая она красивая.        

   -Кто это? (Кукла.) Какая она? (Нарядная, красивая.) Что Таня умеет делать? (Играть, рисовать, петь, танцевать.) Давай вместе расскажем про Таню. Взрослый начинает: «Наша Таня... (самая красивая). У нее... (нарядное платьице красного цвета, белый бантик, коричневые туфельки, белые носочки)».

«Сравни кукол»

Цель: учить детей соотносить предметы с разными характеристиками.

  Взрослый предлагает рассмотреть двух кукол и сказать, чем они отличаются. Ребенок дает куклам имена (Катя и Таня) и говорит: У Тани светлые и короткие волосы, у Кати - темные и длинные, у Тани голубые глаза, у Кати — черные, Таня в платье, а Катя в брюках, у кукол разная одежда.

 

 -Куклы захотели поиграть, они взяли... (мячики). Этот мячик... (круглый, резиновый, синий, маленький). А другой мячик... (большой, красный). Что можно делать с мячами... (кидать, бросать, ловить, подкидывать, подбрасывать)? Посмотрите на этот мячик. Он больше, чем синий, но меньше, чем красный. Какой он? (Средний.)

«Сравни разных зверят»

Цель: учить сравнивать разных животных, выделяя противоположные признаки.

  Педагог предлагает рассмотреть мишку и мышку.

  -Мишка большой, а мышка... (маленькая). Еще какой Мишка... (толстый, толстопятый, косолапый)? А мышка какая... (маленькая, серенькая, быстрая, ловкая)? Что любит Мишка... (мед, малину), а мышка любит... (сыр, сухарики).

  -Лапы у Мишки толстые, а у мышки... (тоненькие). Мишка кричит громким, грубым голосом, а мышка... (тоненьким). А у кого хвост длиннее? У мышки хвост длинный, а у Мишки... (короткий).

 Аналогично можно сравнить и других животных - лису  и зайца, волка и  медведя.

 

        

«Кто лучше похвалит»

Цель: уметь называть признаки животных по образцу взрослого.

  Взрослый берет себе одну игрушку (медведя), а ребенку дает зайца. И начинает: «У меня медведь».

           Ребенок: А у меня заяц

          -У медведя коричневая шубка.

          -А у зайца белая.

          -У медведя маленькие круглые ушки.

          -А у зайца уши длинные.

«Куклы: веселая и грустная»

Цель: познакомить детей с противоположными состояниями: веселый — грустный.

  Стала девочка Маша играть со своими куклами Катей и Таней и заметила, что Катя все время веселая, а Таня грустная. Как ты думаешь, почему? (Катю обидели, ей стало больно, она загрустила.) Какими другими словами сказать, что Катя грустная, какая она? (Печальная, расстроенная.) Что Катя делает? (Грустит, печалится, огорчается.) Что надо сделать, чтобы развеселить Катю? (Рассказать веселую сказку, поиграть с ней, посмотреть мультфильм.) Какими стали Катя и Таня? (Веселыми, радостными.)

«Поручения»

Цель: упражняться в образовании форм повелительного наклонения глаголов.

В гости к ребенку на машине приезжают игрушки Мышка и Мишка

— Хочешь, чтобы Мишка покатал Мышку? Надо попросить его: «Мишка, поезжай!» А сейчас ты попроси Мишку, чтобы он спел, потанцевал, а мышке скажи, чтобы она спряталась, легла на бочок, на спинку. (Мышка, ляг на бочок! Мишка, спой!) Можно давать Мышке и Мишке разные задания: попрыгать, поскакать, побегать, поиграть и т.п.    

«Кто что умеет делать»

Цель: подобрать глаголы, обозначающие характерные действия животных.

 Ребенку показывают картинки животных, а он говорит, что они любят делать, как кричат. Например, кошка — мяукает, мурлычет, царапается, лакает молоко, ловит мышей, играет с клубком; собака — лает, сторожит дом, грызет кости, рычит, виляет хвостом, бегает.

 Такую игру можно проводить на разные темы. Например, животные и птицы: воробей чирикает, петух кукарекает, свинья хрюкает, утка крякает, лягушка квакает.

        

«Кто назовет больше действий»

Цель: подобрать глаголы, обозначающие действия.

  Что можно делать с цветами? (Рвать, сажать, поливать, смотреть, любоваться, дарить, нюхать, ставить в вазу.) Что делает дворник? (Подметает, убирает, поливает цветы, чистит дорожки от снега, посыпает их песком.) Что делает самолет? (Летит, гудит, поднимается, взлетает, садится.) Что можно делать с куклой? (Играть, гулять, кормить, лечить, купать, наряжать.)

 За каждый правильный ответ ребенку дается цветная ленточка. Побеждает тот, кто наберет ленточки всех расцветок.

«Расскажем про Олю и зайчика»

Цель: составлять совместный повествовательный текст, учить заканчивать интонационно предложения рассказа по схеме, которую дети будут  заполнять.

  Воспитатель предлагает рассказать про Олю «Как – то раз Оля..(проснулась, сделала зарядку и решила пойти в лес). Она... (пригласила на прогулку брата Колю). Дети взяли с собой... (мячи, прыгалки). На полянке... (они увидели зайчика), который... (так испугался, что не мог двигаться). И вдруг... (заяц побежал от ребят). А Оле и Коле... (стало очень весело)».

«Добавь слово»

Цель: подбирать глаголы, обозначающие окончание действия.

 Взрослый называет начало действия, а ребенок — его продолжение и окончание:

-Оля проснулась и... (стала умываться).

-Коля оделся и... (побежал гулять).

-Он замерз и... (пошел домой).

-Стали они играть... (с зайчиком).

-Зайчик испугался... и (побежал, спрятался)

-Девочка обиделась и... (ушла, заплакала)

  В таких играх надо обращать внимание на интонацию законченности предложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

По ходу изложения игр и упражнений, раскрытия цели и формулировки заданий даются методические указания, на которые взрослый должен обратить внимание. Можно неоднократно возвращаться к выполнению этих ...

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Цели - формирование умения находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия. развитие наблюдательности, умение ориентироваться на основные признаки описываемого объекта учить выделять...

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Игры и упражнения для развития речи младших дошкольников...

Игры и упражнения для развития речи младших дошкольников

Игры  упражнения для развития речи детей 3—4 лет...