Конспект занятия по развитию речи в старшей группе,составление рассказа по картине «Корова с телятами и бык».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Тема. Составление рассказа по картине «Корова с телятами и бык».
Цель: Обучение составлению рассказа по картине.
Образовательные задачи:
- Продолжать учить детей составлять рассказы по картине.
-Формировать познавательный интерес детей к особенностям жизни домашних животных.
Развивающие задачи:
- Развивать связную речь, мышление, зрительное внимание, творческое воображение.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать бережное отношение к живой природе, дружеские взаимоотношения, умения выслушивать товарищей.
Средства реализации
Материал: -Картина корова с телятами и бык, посылка, письмо.
Методы и приемы:
-Вопросы, сравнение
Активизация словаря: - Корова, телята, бык, домашние животные.
Направленность: Речевое развитие.
Интеграция областей: Социально- коммуникативное, физическое, художественно- эстетическое, познавательное развитие.
Предварительная работа. Чтение рассказа К.Ушинского «Коровка». Чтение пословиц о труде и дружбе.
Ход ООД.
Организационный момент.
Воспитатель:
- Какой хороший сегодня день. Улыбнитесь.
(Артикуляционная гимнастика улыбка, хоботок).
- Подражаем мы лягушкам, губы тянем прямо к ушкам.
- Подражаю я слону, губы хоботом тяну.
Воспитатель:
- Дети, утром нам принесли посылку из Простоквашино. Кот Матроскин и Шарик прислали нам письмо.
Послушайте, что они пишут:
« Дорогие, дети ! Нам нужна ваша помощь. Наш Дядя Федор, живет сейчас в городе, и приехать не может. Но он очень хочет знать, как мы живем в деревне, что у нас нового. Помогите нам, пожалуйста составить рассказ по этой картине: «Корова с телятами и бык». Мы надеемся, что вы много интересного знаете и можете нам помочь».
Воспитатель: -Поможем Матроскину и Шарику? (поможем).
Воспитатель: - Кот Матроскин и Шарик живут в деревне, в своем доме. Они очень дружно живут вместе ,трудятся .
- Какие пословицы и поговорки вы знаете о труде и дружбе ?
О труде:
- «Кончил дело- гуляй смело»
- «Терпенье и труд все перетрут»
- «Мала пчелка, да и та работает»
- «Без труда- не вытащишь и рыбку из пруда»
О дружбе:
- «Друга ищи, а найдешь- береги»
- «Друг –познается в беде»
- «Друзья- не разлей вода»
- «Друга за деньги не купишь»
Воспитатель: – Сейчас мы с вами поможем составить рассказ по картине «Корова с телятами и бык».
Но сначала послушайте рассказ Евгения Чарушина «Корова».
Создание эмоционально-положительного фона для восприятия картины: чтение педагогом рассказа
Е. Чарушина «Корова».
КОРОВА
Стоит Бурёнка на зеленом лугу, траву жуёт-пережёвывает. Рога у Бурёнки крутые, бока толстые и вымя с молочком. Она хвостом помахивает: мух да слепней отгоняет.
- А что тебе, Бурёнка, повкуснее жевать- простую зеленую траву или разные цветочки?
Может быть, ромашку, может, синий василек, или мышиный горошек, а может, иван-да-марью?
Поешь, поешь, Бурёнка, повкуснее- молочко у тебя будет слаще. Придет доярка тебя доить - надоит полное ведро вкусного, сладкого молока.
Загадывание детьми загадок о домашних животных.
Голодна - мычит,
Сыта – жуёт,
Малым деткам
Молока дает.
(Корова)
Этот маленький ребенок
Спит без простынь и пеленок.
Под коричневые ушки
Не кладут ему подушки.
У него четыре ножки,
Он гуляет без пальто.
Он галоши и сапожки
Не наденет ни за что.
Он сказать не может: «Мама,
Есть хочу!» А потому
Целый день мычит упрямо:
«Му-у-у!»
Это вовсе не ребёнок,
Это маленький…(теленок).
Рассматривание картины С.Артюшенко «Корова с телятами и бык» и беседа по ней. Составление описательных рассказов о животных и их детенышах по образцу.
Воспитатель:
- Давайте внимательно рассмотрим картину. Кого вы
видите на ней?
Дети: - Мы видим корову, телят и быка.
Воспитатель:
- Посмотрите на корову и послушайте мой рассказ о ней, а потом расскажите о телятах и быке.
Воспитатель: Слева на картине изображена черно-белая
пятнистая корова. Она большая. У нее острые рога,
розовые уши, длинный хвост. Вымя коровы полно
молока. Корова смотрит на своих телят.
Ребенок: -Справа на картинке стоит огромный
коричневый бык. У него крупная голова длинные острые
рога и сильные ноги с большими копытами. На лбу у
него белое пятно. Бык жуёт зеленую траву и машет
толстым хвостом – отгоняет мух.
Ребенок: - Рядом с коровой стоит маленький
пятнистый бело-рыжий теленок. У него тоненькие
ножки, маленькие ушки и коротенький хвостик с
кисточкой. Теленок щиплет травку.
Светло-коричневый теленок лежит рядом с быком. Он
чуть-чуть побольше пятнистого. У него уже есть
маленькие рожки. А на лбу у него белое пятнышко – как
у быка, только маленькое.
Воспитатель: - Мне понравилось, как вы рассказали о
быке и телятах. Теперь давайте расскажем о природе,
которая окружает животных. Какой день изображен на картинке? Каким кажется лес вдалеке? Какие небо и вода в озере? Какая трава на лугу?
Ребенок: - Стоит солнечный день. Лес вдалеке кажется разноцветным. А трава на лугу зеленая и сочная. Небо и вода в озере светлые.
Воспитатель: - Что вы видите на заднем плане картины?
Ребенок: - Слева на берегу озера мы видим стога сена. Это корм для животных на зиму. А справа на заднем плане - коровник и изгородь вокруг него. Там живут корова, телята и бык.
Воспитатель: - Вы рассмотрели картину и ответили на мои вопросы. Перед тем как составить рассказ по картине, давайте отдохнем.
Физкультминутка
Я, МЛАДЕШЕНЬКА,
БУРЁНУШКУ ПАСУ
Я, младешенькая, Буренушку пасу. (Дети идут в хороводе)
Я с Буренушкой до вечера в лесу.
Я медведя повстречать боюсь, (Меняют направление движения)
Я медведю низко в пояс поклонюсь: (Останавливаются лицом в круг)
- Дедушко, Медведушко, (Три раза низко кланяются)
Не тронь мою коровушку,
(Грозят пальцем)
Не губи мою головушку!
(Качают головой)
Коллективное составление плана рассказа по картине.
Воспитатель: - Подумайте, с чего вы начнете рассказ: с
описания животных или с описания природы, которая их
окружает?
Воспитатель: - Лучше начать рассказ с описания
природы.
- О ком вы расскажите потом?
- Потом мы опишем корову, телят и быка, расскажем о
том, что они делают.
- Чем можно закончить рассказ?
- В конце рассказа можно рассказать о том, что больше всего понравилось на картине.
Рассказ по картине (по частям), составленный несколькими детьми, потом обобщающий рассказ одного ребенка.
Воспитатель: - Теперь давайте составим рассказ по
картине. Сначала вы будете рассказывать по частям:
один из вас расскажет о природе, другой – о корове,
третий – о телятах, четвертый – о быке, а пятый закончит
рассказ. А потом кто-то из вас повторит рассказ целиком.
КОРОВА С ТЕЛЯТАМИ И БЫК
Стоит солнечный день. Лес вдалеке кажется разноцветным. А трава на лугу зеленая и сочная. Небо и вода в озере светлые.
На берегу озера – луг. На лугу пасутся корова, бык и телята. Слева изображена черно-белая пятнистая корова. Она большая. У нее острые рога, розовые уши, длинный хвост. Вымя коровы полно молока. Корова смотрит на своих телят.
Справа на картине стоит огромный коричневый бык. У него крупная голова, длинные острые рога и сильные ноги с большими копытами. Бык жует траву.
Рядом с коровой стоит маленький пятнистый бело – рыжий теленок. У него тоненькие ножки, маленькие ушки и коротенький хвостик. Теленок щиплет травку.
Светло-коричневый теленок лежит рядом с быком. Он чуть-чуть побольше пятнистого. У него уже есть маленькие рожки. Он похож на быка- папу, у него на лбу такое же беленькое пятнышко.
Слева на берегу озера мы видим стога сена. Это корм для животных на зиму. А справа на заднем плане- коровник и изгородь вокруг него. Там живут корова, телята и бык.
Мне особенно понравился на картине маленький пятнистый теленок. К нему хочется подойти поближе и погладить его.
Подведение итога занятия, оценка работы детей.
Воспитатель: - Вам понравился рассказ?
Что вам еще понравилось? Как вы думаете понравится рассказ Дядю Федору?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по развитию речи на тему: "Составление рассказа по картине "Купание медвежат""
На занятии дети учаться составлять рассказ по картине "Купание медвежат"....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ. «РАССКАЗ ПО КАРТИНЕ КОШКА С КОТЯТАМИ»
Учить детей узнавать изображённые персонажи, подмечать характерные особенности персонажей и точно обозначать словами; раскрыть детям способ построения рассказа по картине, вызвать желание самим расска...
Конспект по развитию речи старшая группа "Составление описательного рассказа о зимующих птицах"
Совершенствовать грамматический строй речи...
Конспект занятия по развитию речи на тему: Составление рассказов по картине "Ежи".
quot;Составление рассказов по картине "Ежи"....
Конспект занятия по развитию речи (старшая группа). Обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения»
Развивать умение детей составлять простые распространенные предложения по картине....
Конспект НОД по развитию речи старшая группа «Составление описательного рассказа по картине А. Саврасова «Грачи прилетели»
Цель:Знакомить детей с культурным наследием русского народа; закреплять и углублять представления о жанрах живописи и средствах ее выразительности.Задачи:- Помочь детям увидеть, ощутить задушевную кра...
Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе Составление описательного рассказа по картине на тему «Кошка с котятами»
Цель: формирование умения составлять связный рассказ по сюжетной картине....