Картотека игр с мячом, направленных на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов игры
картотека по развитию речи (старшая группа)
Картотека игр с мячом, направленных на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов игры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_s_myachom.docx | 18.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека игр с мячом, направленных на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов игры
1. Игра «Мячик мы ладошкой «стук», повторяем дружно звук»
Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепление знания гласных звуков.
Логопед: Когда услышите звук «А», стукните мячом об пол. Поймав мяч, повторите этот звук.
А — У — О— У —А — А — О— У
2. Игра «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой»
Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, выделение заданного гласного из ряда других.
Логопед: Я буду называть гласные звуки. Подбросьте мяч, когда услышите звук «Э».
А—Э — У — Ы — Э—А — У—О—А—Э — Ы — Э
3. Игра «Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем»
Цель: развитие длительного, плавного выдоха, закрепление произношения гласных звуков.
Вариант 1.
Логопед предлагает детям пропеть гласный звук, одновременно прокатывая шарик по столу.
Ребенок делает вдох, плавно катит шар товарищу, пропе-вая гласный: — А—А—А—А—А—А.
Вариант 2.
Игру можно проводить сидя на полу в кругу или парами, пропевая заданные логопедом гласные звуки и прокатывая мяч.
Логопед обращает внимание детей на то, что мяч нужно прокатывать плавно, звук пропевать протяжно.
Игра «Стучалочка»
Звуки я сказать хочу
И по мячику стучу.
Цель: тренировка четкого произношения гласных звуков, развитие фонематического восприятия.
Ход игры. Дети и логопед садятся в круг. Мяч зажат у каждого между коленями. Логопед произносит гласные звуки, отстукивая кулаком по мячу. Дети повто-ряют индивидуально и хором. Звуки отрабатываются в изолированном произношении с постепенным увеличением числа повторений на один выдох, например:
А Э О У
АА ЭЭ ОО УУ
ААА ЭЭЭ ООО УУУ
Затем можно произносить различные сочетания звуков:
ААЭ АЭО ААУ
4. Игра «Поющие мячики»
По мячу сперва стучу,
А потом его качу. Цель: закрепление короткого и длительного произношения гласных звуков, развитие фонематического восприятия, закрепление длительного ротового выдоха.
Ход игры. Дети распределяются парами и садятся лицом друг к другу на расстоянии трех метров. У каждой пары мяч. Логопед произносит сочетания гласных звуков. Последний звук произносится длительно, пропевается.
Например: А А Э-э-э-э-э, У Э А-а-а-а-а.
Первые два звука сопровождаются ударом кулака по мячу; пропевая третий звук, ребенок катит мяч партнеру. Прокатывание мяча подчеркнуто плавное, длительное, как и произнесение гласного звука.
5. Игра «Разноцветные мячики»
Красный — гласный.
Синий — нет.
Что за звук?
Мне дай ответ!
Цель: закрепление дифференциации гласных и согласных звуков, развитие внимания, быстроты мышления. Оборудование: мячи красного и синего цвета.
Ход игры.
Вариант 1. Логопед бросает мяч детям. Поймавший называет гласный звук, если мяч красного цвета, согласный — если мяч синего цвета, и бросает мяч обратно логопеду.
Вариант 2. Ребенок называет слово, начинающееся с гласного звука, если мяч красного цвета. А если мяч синий, то ребенок называет слово, начинающееся с согласного звука.
6. Игра «Тихо — громко»
Мы каталисьПели тут и пели там.
Цель: закрепление артикуляции гласных звуков, развитие фонематического восприятия, работа над силой голоса.
Оборудование: малые мячи.
Ход игры. Пропевание заданного звука по демонстрации логопеда. Сила голоса соизмеряется с направлением движения руки. По мере движения руки с мячом вверх (на горку) сила голоса увеличивается, вниз (под горку) — уменьшается. При горизонтальном движении руки с мячом (мяч катится по дорожке) сила голоса не изменяется. 7. Игра с передачей мяча «Мяч передавай, слово называй»
Цель: развитие фонематических представлений, быстроты реакции.
Ход игры. Играющие выстраиваются в колонну. У игроков, стоящих первыми, по одному большому мячу (диаметром 25-30 см).
Ребенок называет слово на заданный звук и передает мяч назад двумя руками над головой (возможны другие способы передачи мяча).
Следующий игрок самостоятельно придумывает слово на этот же звук и передает мяч дальше.
8. Игра с передачей мяча «Звуковая цепочка»
Свяжем мыиз слов цепочку.
Мяч не даст поставить точку.
Цель: развитие фонематических представлений, активизация словаря.
Ход игры. Логопед называет первое слово и передает мяч ребенку. Далее мяч передается от ребенка к ребенку. Конечный звук предыдущего слова — начало следующего.
Например: весна— автобус— слон— нос— сова...
9. Игра с перебрасыванием мяча «Сто вопросов — сто ответов с буквы А (И, В) — и только с этой»
Цель: развитие фонематических представлений, воображения.
Ход игры. Логопед бросает мяч ребенку и задает ему вопрос. Возвращая мяч логопеду, ребенок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука, например, со звука И. Пример:
— Как тебя зовут?
— Ира (Иван).
— А фамилия?
— Иванова.
— Откуда ты приехала?
— Из Иркутска.
— Что там растет?
— Инжир.
— Какие птицы там водятся?
— Иволги.
— Какой подарок ты повезешь родным?
— Ириски и игрушки.
10. Игра «Слог да слог — и будет слово — мы в игру сыграем снова»
Вариант 1.
Цель: закрепление умения добавлять слог до слова.
Ход игры. Логопед говорит детям:
— Я произнесу первую часть слова, а вы вторую: са — хар, са ни.
Затем логопед поочередно бросает мяч детям и говорит первй слог, дети ловят и бросают обратно, называют целое слово. Можно перебрасывать мяч с ударами об пол.
Вариант 2.
Цель: дифференциация звуков, развитие внимания, быстроты мышления.
Ход игры. Логопед бросает детям мяч, называя первый слог: «са» или «ша», «су» или «шу», «со» или «шо», «сы» или «ши». Ребенок заканчивает слово.
Например:
Ша- шары
са- санки
шо- шорох
со- сорока
шу- шуба
су- сумка
ши- шины
сы- сырок
11. Игра с перебрасыванием мяча «Мяч поймаем — раз! И два — мы распутаем слова!»
Ход игры. Бросая мяч детям, логопед произносит слова, а дети, возвращая мяч, их повторяют:
Тарелка, пещера, комната, посуда, витрина, колодец.
Затем логопед запутывает слова, переставляя слоги. А дети должны их распутать.
Логопед: Дети:
релтака тарелка
щепера пещера
накомта комната
супода посуда
тривина витрина
локодец колодец
Литература Т.А. Воробьёва, О.И. Крепенчук «Мяч и речь».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов
Гласные звуки являются тем фундаментом, на котором базируется вся работа по развитию фонематических процессов у детей. Усвоив эту тему, дети, как правило, хорошо овладевают звуковым анализом и синтезо...
Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов
Материал составлен на основе книги "Мяч и речь" Т.А. Воробьева, О.И. Крупенчук. Здесь представлены игры с мячом для ознакомления дошкольников с гласными звуками....
Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развития фонематических процессов
Уважаемые коллеги, хочется с Вами поделиться играми с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развития фонематических процессов....
Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста
Работа по звуковой культуре речи начинается со знакомства детей с гласными звуками. По этой теме детям предлагается множество разнообразных игр и упражнений. Гласные звуки являются тем фундаментом, на...
Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов
Методика применения подвижных игр с мячом в работе учителя -логопеда...
ИГРЫ С МЯЧОМ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ И РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
ИГРЫ С МЯЧОМ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ И РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ Гласные звуки являются тем фундаментом, на к...
Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов
Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов В начале учебного года мы знакомим детей с гласными звуками. По этой теме детям предлагаетс...