Картотека игр с мячом, направленных на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов игры
картотека по развитию речи (старшая группа)

Картотека игр  с мячом, направленных на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов игры 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_s_myachom.docx18.26 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр  с мячом, направленных на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов игры

1. Игра «Мячик мы ладошкой «стук», повторяем дружно звук»

Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепление знания гласных звуков.

Логопед: Когда услышите звук «А», стукните мячом об пол. Поймав мяч, повторите этот звук.

А — У — О— У —А — А — О— У

2. Игра «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой»

Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, выделение заданного гласного из ряда других.

Логопед: Я буду называть гласные звуки. Подбросьте мяч, когда услышите звук «Э».

А—Э — У — Ы — Э—А — У—О—А—Э — Ы — Э

3. Игра «Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем»

Цель: развитие длительного, плавного выдоха, закрепление произношения гласных звуков.

Вариант 1.

Логопед предлагает детям пропеть гласный звук, одновременно прокатывая шарик по столу.

Ребенок делает вдох, плавно катит шар товарищу, пропе-вая гласный: — А—А—А—А—А—А.

Вариант 2.

Игру можно проводить сидя на полу в кругу или парами, пропевая заданные логопедом гласные звуки и прокатывая мяч.

Логопед обращает внимание детей на то, что мяч нужно прокатывать плавно, звук пропевать протяжно.

Игра «Стучалочка»

Звуки я сказать хочу

И по мячику стучу.

Цель: тренировка четкого произношения гласных звуков, развитие фонематического восприятия.

Ход игры. Дети и логопед садятся в круг. Мяч зажат у каждого между коленями. Логопед произносит гласные звуки, отстукивая кулаком по мячу. Дети повто-ряют индивидуально и хором. Звуки отрабатываются в изолированном произношении с постепенным увеличением числа повторений на один выдох, например:

А Э О У

АА ЭЭ ОО УУ

ААА ЭЭЭ ООО УУУ

Затем можно произносить различные сочетания звуков:

ААЭ АЭО ААУ

4. Игра «Поющие мячики»

По мячу сперва стучу,

А потом его качу. Цель: закрепление короткого и длительного произношения гласных звуков, развитие фонематического восприятия, закрепление длительного ротового выдоха.

Ход игры. Дети распределяются парами и садятся лицом друг к другу на расстоянии трех метров. У каждой пары мяч. Логопед произносит сочетания гласных звуков. Последний звук произносится длительно, пропевается.

Например: А А Э-э-э-э-э, У Э А-а-а-а-а.

Первые два звука сопровождаются ударом кулака по мячу; пропевая третий звук, ребенок катит мяч партнеру. Прокатывание мяча подчеркнуто плавное, длительное, как и произнесение гласного звука.

5. Игра «Разноцветные мячики»

Красный гласный.

Синий нет.

Что за звук?

Мне дай ответ!

Цель: закрепление дифференциации гласных и согласных звуков, развитие внимания, быстроты мышления. Оборудование: мячи красного и синего цвета.

Ход игры.

Вариант 1. Логопед бросает мяч детям. Поймавший называет гласный звук, если мяч красного цвета, согласный — если мяч синего цвета, и бросает мяч обратно логопеду.

Вариант 2. Ребенок называет слово, начинающееся с гласного звука, если мяч красного цвета. А если мяч синий, то ребенок называет слово, начинающееся с согласного звука.

6. Игра «Тихо громко»

Мы каталисьПели тут и пели там.

Цель: закрепление артикуляции гласных звуков, развитие фонематического восприятия, работа над силой голоса.

Оборудование: малые мячи.

Ход игры. Пропевание заданного звука по демонстрации логопеда. Сила голоса соизмеряется с направлением движения руки. По мере движения руки с мячом вверх (на горку) сила голоса увеличивается, вниз (под горку) — уменьшается. При горизонтальном движении руки с мячом (мяч катится по дорожке) сила голоса не изменяется.                                                                     7. Игра с передачей мяча «Мяч передавай, слово называй»

Цель: развитие фонематических представлений, быстроты реакции.

Ход игры. Играющие выстраиваются в колонну. У игроков, стоящих первыми, по одному большому мячу (диаметром 25-30 см).

Ребенок называет слово на заданный звук и передает мяч назад двумя руками над головой (возможны другие способы передачи мяча).

Следующий игрок самостоятельно придумывает слово на этот же звук и передает мяч дальше.

8. Игра с передачей мяча «Звуковая цепочка»

Свяжем мыиз слов цепочку.

Мяч не даст поставить точку.

Цель: развитие фонематических представлений, активизация словаря.

Ход игры. Логопед называет первое слово и передает мяч ребенку. Далее мяч передается от ребенка к ребенку. Конечный звук предыдущего слова — начало следующего.

Например: весна— автобус— слон— нос— сова...

9. Игра с перебрасыванием мяча «Сто вопросов сто ответов с буквы А (И, В) и только с этой»

Цель: развитие фонематических представлений, воображения.

Ход игры. Логопед бросает мяч ребенку и задает ему вопрос. Возвращая мяч логопеду, ребенок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука, например, со звука И. Пример:

Как тебя зовут?

Ира (Иван).

А фамилия?

Иванова.

Откуда ты приехала?

Из Иркутска.

Что там растет?

Инжир.

Какие птицы там водятся?

Иволги.

Какой подарок ты повезешь родным?

Ириски и игрушки.

10. Игра «Слог да слог и будет слово мы в игру сыграем снова»

Вариант 1.

Цель: закрепление умения добавлять слог до слова.

Ход игры. Логопед говорит детям:

Я произнесу первую часть слова, а вы вторую: са хар, са ни.

Затем логопед поочередно бросает мяч детям и говорит первй слог, дети ловят и бросают обратно, называют целое слово. Можно перебрасывать мяч с ударами об пол.

Вариант 2.

Цель: дифференциация звуков, развитие внимания, быстроты мышления.

Ход игры. Логопед бросает детям мяч, называя первый слог: «са» или «ша», «су» или «шу», «со» или «шо», «сы» или «ши». Ребенок заканчивает слово.

Например:

Ша- шары

са- санки

шо- шорох

со- сорока

шу- шуба

су- сумка

ши- шины

сы- сырок

11. Игра с перебрасыванием мяча «Мяч поймаем раз! И два мы распутаем слова!»

Ход игры. Бросая мяч детям, логопед произносит слова, а дети, возвращая мяч, их повторяют:

Тарелка, пещера, комната, посуда, витрина, колодец.

Затем логопед запутывает слова, переставляя слоги. А дети должны их распутать.

Логопед: Дети:

релтака тарелка

щепера пещера

накомта комната

супода посуда

тривина витрина

локодец колодец

Литература  Т.А. Воробьёва, О.И. Крепенчук  «Мяч и речь».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов

Гласные звуки являются тем фундаментом, на котором базируется вся работа по развитию фонематических процессов у детей. Усвоив эту тему, дети, как правило, хорошо овладевают звуковым анализом и синтезо...

Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов

Материал составлен на основе книги "Мяч и речь" Т.А. Воробьева, О.И. Крупенчук. Здесь представлены игры с мячом для ознакомления дошкольников с гласными звуками....

Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развития фонематических процессов

Уважаемые коллеги, хочется с Вами поделиться играми с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развития фонематических процессов....

Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста

Работа по звуковой культуре речи начинается со знакомства детей с гласными звуками. По этой теме детям предлагается множество разнообразных игр и упражнений. Гласные звуки являются тем фундаментом, на...

ИГРЫ С МЯЧОМ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ И РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

ИГРЫ С МЯЧОМ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ И РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ        Гласные звуки являются тем фундаментом, на к...

Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов

Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов В начале учебного года мы знакомим детей с гласными звуками. По этой теме детям предлагаетс...