Конспект совместной образовательной деятельности по речевому развитию «Комнатные растения группы» в старшей группе Автор-разработчик: Лебедева Татьяна Михайловна
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Татьяна Михайловна Лебедева

Конспект совместной образовательной деятельности по речевому развитию «Комнатные растения группы» в старшей группе

Автор-разработчик: Лебедева Татьяна Михайловна

Цель: Продолжать знакомить детей с комнатными растениями.

Задачи:

Развивающие.

- развивать представления и знания детей о комнатных растениях;

- развивать память, внимание, мышление;

- развивать творческое воображение;

- развивать мыслительные операции - анализ, синтез, классификацию, учить делать умозаключения и обобщения;

 

Обучающие.

- обогатить знаниями об уходе за комнатными растениями, об их строении;

- обогатить знаниями о названиях домашних растений.  Это Пальма Юкка, герань, гибискус, фикус Бенджамина, папоротник, кактус, алоэ;

- расширять активный словарь за счет новых имён прилагательных, глаголов;

- совершенствование синтаксической стороны речи, составление сложноподчинённых предложений со словами «для того чтобы…», умение использовать в речи разные типы предложений, поощрять полные высказывания;

- обучить процессу посадки семян цветов в горшочки;

Воспитательные.

- воспитывать заботливое и внимательное отношение к комнатным растениям, развивать желание помогать взрослым в уходе за ними;

- продолжать формировать умение слушать ответы других детей, не перебивать говорящего;

Материал: Комнатные растения группы, горшочки с землёй, семена цветов, палочки, лейка, раскраски «комнатные растения», иллюстрации-паспорта растений;

Ожидаемые результаты: Обогащение детей знаниями о домашних растениях, правилах ухода за ними; применение детьми полученных знаний в самостоятельной деятельности; развитие у дошкольников умения переключать своё внимание с себя на окружающих;

Литература: Ирина Берёзкина «Зелёный оазис. Комнатные растения от А до Я»  Конспект НОД в старшей группе «Комнатные растения». Оля Ван, Анастасия Сорокина

 

Примерный ход совместной образовательной деятельности

 

 

Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг.

 Отгадайте загадку: «На окошках растут, людям пользу несут». О чём эта загадка?

Дети: - О комнатных растениях!

- Почему они называются комнатными?

Ответы детей: «Потому что растут они в комнатах».

Воспитатель: Как вы думаете, почему комнатные растения не могут зимовать на улице?

Дети: потому, что зимой на улице холодно.

Воспитатель: Почти все комнатные растения привезены к нам из тёплых стран, где не бывает зимы. Это тропические и субтропические леса и горные районы Южной Америки, Африки, Азии (воспитатель показывает эти страны на глобусе)

Воспитатель : А вы как думаете,  для чего людям нужны комнатные растения, для чего люди их заводят?

Дети: Для красоты, уюта, радости, для очищения воздуха, для здоровья. Чтобы они радовали нас круглый год.

 

Воспитатель: Ребята, у нас в группе тоже есть комнатные растения. Давайте их рассмотрим. Какие комнатные растения у нас в группе? Красивы ли они? Много ли их? Сколько? Хорошо ли они себя чувствуют? 

 (Дети рассматривают растения, отвечают на вопросы.) 

Рассматривание цветов-растений.

Воспитатель: Что у них общее?

Дети: «Корень, листья, стебель».

Воспитатель:  Чем отличаются?

Дети: «Листья разной формы, цветут по-разному, разный запах, есть растения, которые цветут и не цветут».

Воспитатель: Правильно, ребята! Растения бывают очень разные. У некоторых есть стебель на котором растут листья и цветы, а некоторые растения не имеют стебля. У них в земле корни, а сверху сразу лисья и цветы. Посмотрите на росток алоэ. Видите: корень, стебель листья.

А зачем растениям корень?

Дети: чтобы воду пить из земли.

Воспитатель: правильно! А ещё корень держит растение в земле и над землёй.

Воспитатель: А вы знаете названия наших растений? Давайте я вам их назову, а вы за мной повторите.

гибискус (китайская роза)

герань

фикус Бенджамина

пальма Юкка

кактус

папоротник

алоэ

 

 Подбор прилагательных к существительным:

Воспитатель: Давайте произнесём о наших комнатных растениях  слова. Скажите, какие могут быть комнатные растения, какие у них листья, цветы, стебли?

Дети: зеленый, гладкий, блестящий, колючий, цветущий, душистый, пушистый, красивый, нежный, капризный, сочный, хрупкий, влажный, ровный, высокий, широкий, маленький, яркий, ароматный, пахучий, развесистый, полезный, гибкий, вьющийся и т. д.

 

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, растения живые или нет?

Дети: Да

Воспитатель:  Скажите ребята, как правильно нужно ухаживать за комнатными растениями?

Дети: сажать, удобрять, пересаживать, поливать, рыхлить, протирать, опрыскивать, подкармливать, ухаживать, заботиться, выращивать, очищать, освежать, украшать, разводить, рвать.

 

 «Закончи предложение»

Воспитатель: Я начинаю предложение, а вы его заканчиваете, и начинаете свой ответ со слов «для того чтобы» :

 

- Комнатные растения необходимо поливать…

…. для того, чтобы они не завяли. И для того, чтобы они получали влагу и минеральные вещества для роста и развития.

 

- Листья на комнатных растениях нужно протирать…

…. для того, чтобы они могли дышать.

- Комнатным растениям нужен солнечный свет…

… для того, чтобы они могли хорошо расти.

 

- Комнатные растения нужно опрыскивать…

…для того чтобы увлажнять листья

 

-Землю у комнатных растений нужно рыхлить…

…для того, чтобы корни дышали.

 

- Комнатные растения нужны человеку…

1…для того чтобы украшать его дом.

2…для того чтобы очищать воздух.

3. …для того, чтобы приносить пользу, лечить (алоэ, герань и др.)

4. …для того, чтобы употреблять в пищу: лимонное дерево, острый перчик, ароматные травы др.

- Комнатные растения нужно удобрять…

…для того чтобы растения росли красивыми и здоровыми.

 

Воспитатель: Мы с вами сказали, что растения нужно поливать. Как часто, как много? Как мы узнаём, что цветок пора поливать? Земля сухая. Поливать не много, потому что много воды также губит цветок, как и редкий полив.

Воспитатель: Мы сказали также, что растения нужно протирать. А как это делать? Давайте я вам покажу на примере фикуса. Возьмем мягкую влажную тряпочку. Потом подставим ладошку под листочек, и осторожно сверху протираем. И так с каждым листочком.

Воспитатель: давайте с вами рассмотрим картинки с нашими растениями и узнаем о них интересные факты (воспитатель показывает картинки герани, фикуса, гибискуса, алоэ и рассказывает о них)

 

Воспитатель: А теперь давайте встанем опять в круг и представим, что мы цветочки.

Физминутка «На окне в горшочках»(Развитие координации речи с движением)

На окне в горшочках (Дети сидят на корточках, лицом в круг, медленно встают.)

Поднялись цветочки.

К солнцу потянулись, (Тянуться на носочках, руки вверх, широко в стороны.)

Солнцу улыбнулись. (все улыбаются)

К солнышку листочки повернут цветочки. (Руки в стороны, ладони повернуть вверх.)

Развернут бутоны,

В солнышке утонут. (Руки соединить над головой, покачаться на месте.)

 

Воспитатель: А теперь давайте сядем все за столы по своим местам. (дети садятся)

Вы знаете как растения размножаются, т.е. как сделать так, чтобы их было больше, много? Все растения размножаются по- разному. Некоторые из них после цветения дают нам семена, у некоторых растений нужно отрезать веточку, поставить в баночку с водой, они дадут корни, потом растение можно посадить в землю. У некоторых растений так сильно разрастаются корни , их становится много. Такие растения нужно выкопать, разделить ком с корнями на более мелкие и посадить в разные горшочки. 

Сейчас мы с вами будем сажать семена цветов- бархатцев. Каждый из вас посадит свои семена в свой подписанный горшочек, далее каждый из вас будет ухаживать за своими ростками (процесс посева семян в горшочки: делаем палочками лунки, кладем семена, присыпаем землей, поливаем, относим к солнышку на специальный столик)

 

Рефлексия:

  1. Ребята, о каких растениях вы сегодня узнали?
  2. Какое растение вы бы хотели у себя иметь?
  3. Что нужно растению, чтобы оно хорошо росло?
  4. Вам понравилось сажать семена в горшочки?

Воспитатель подводит итог: Молодцы ребята! Мы узнали много нового о названиях комнатных растений, для чего они нужны, о том, как за ними ухаживать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt._komnatnye_rasteniya_v_starshey_gruppe.docx21.9 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект совместной образовательной деятельности по речевому развитию «Комнатные растения группы» в старшей группе

Автор-разработчик: Лебедева Татьяна Михайловна

Цель: Продолжать знакомить детей с комнатными растениями.

Задачи:

Развивающие.

- развивать представления и знания детей о комнатных растениях;

- развивать память, внимание, мышление;

- развивать творческое воображение;

- развивать мыслительные операции - анализ, синтез, классификацию, учить делать умозаключения и обобщения;

Обучающие.

- обогатить знаниями об уходе за комнатными растениями, об их строении;

- обогатить знаниями о названиях домашних растений. Это Пальма Юкка, герань, гибискус, фикус Бенджамина, папоротник, кактус, алоэ;

- расширять активный словарь за счет новых имён прилагательных, глаголов;

- совершенствование синтаксической стороны речи, составление сложноподчинённых предложений со словами «для того чтобы…», умение использовать в речи разные типы предложений, поощрять полные высказывания;

- обучить процессу посадки семян цветов в горшочки;

Воспитательные.

- воспитывать заботливое и внимательное отношение к комнатным растениям, развивать желание помогать взрослым в уходе за ними;

- продолжать формировать умение слушать ответы других детей, не перебивать говорящего;

Материал: Комнатные растения группы, горшочки с землёй, семена цветов, палочки, лейка, раскраски «комнатные растения», иллюстрации-паспорта растений;

Ожидаемые результаты: Обогащение детей знаниями о домашних растениях, правилах ухода за ними; применение детьми полученных знаний в самостоятельной деятельности; развитие у дошкольников умения переключать своё внимание с себя на окружающих;

Литература: Ирина Берёзкина «Зелёный оазис. Комнатные растения от А до Я» Конспект НОД в старшей группе «Комнатные растения». Оля Ван, Анастасия Сорокина

Примерный ход совместной образовательной деятельности

Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг.

Отгадайте загадку: «На окошках растут, людям пользу несут». О чём эта загадка?

Дети: - О комнатных растениях!

- Почему они называются комнатными?

Ответы детей: «Потому что растут они в комнатах».

Воспитатель: Как вы думаете, почему комнатные растения не могут зимовать на улице?

Дети: потому, что зимой на улице холодно.

Воспитатель: Почти все комнатные растения привезены к нам из тёплых стран, где не бывает зимы. Это тропические и субтропические леса и горные районы Южной Америки, Африки, Азии (воспитатель показывает эти страны на глобусе)

Воспитатель : А вы как думаете, для чего людям нужны комнатные растения, для чего люди их заводят?

Дети: Для красоты, уюта, радости, для очищения воздуха, для здоровья. Чтобы они радовали нас круглый год.

Воспитатель: Ребята, у нас в группе тоже есть комнатные растения. Давайте их рассмотрим. Какие комнатные растения у нас в группе? Красивы ли они? Много ли их? Сколько? Хорошо ли они себя чувствуют?

(Дети рассматривают растения, отвечают на вопросы.)

Рассматривание цветов-растений.

Воспитатель: Что у них общее?

Дети: «Корень, листья, стебель».

Воспитатель: Чем отличаются?

Дети: «Листья разной формы, цветут по-разному, разный запах, есть растения, которые цветут и не цветут».

Воспитатель: Правильно, ребята! Растения бывают очень разные. У некоторых есть стебель на котором растут листья и цветы, а некоторые растения не имеют стебля. У них в земле корни, а сверху сразу лисья и цветы. Посмотрите на росток алоэ. Видите: корень, стебель листья.

А зачем растениям корень?

Дети: чтобы воду пить из земли.

Воспитатель: правильно! А ещё корень держит растение в земле и над землёй.

Воспитатель: А вы знаете названия наших растений? Давайте я вам их назову, а вы за мной повторите.

гибискус (китайская роза)

герань

фикус Бенджамина

пальма Юкка

кактус

папоротник

алоэ

Подбор прилагательных к существительным:

Воспитатель: Давайте произнесём о наших комнатных растениях слова. Скажите, какие могут быть комнатные растения, какие у них листья, цветы, стебли?

Дети: зеленый, гладкий, блестящий, колючий, цветущий, душистый, пушистый, красивый, нежный, капризный, сочный, хрупкий, влажный, ровный, высокий, широкий, маленький, яркий, ароматный, пахучий, развесистый, полезный, гибкий, вьющийся и т. д.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, растения живые или нет?

Дети: Да

Воспитатель: Скажите ребята, как правильно нужно ухаживать за комнатными растениями?

Дети: сажать, удобрять, пересаживать, поливать, рыхлить, протирать, опрыскивать, подкармливать, ухаживать, заботиться, выращивать, очищать, освежать, украшать, разводить, рвать.

«Закончи предложение»

Воспитатель: Я начинаю предложение, а вы его заканчиваете, и начинаете свой ответ со слов «для того чтобы» :

- Комнатные растения необходимо поливать…

…. для того, чтобы они не завяли. И для того, чтобы они получали влагу и минеральные вещества для роста и развития.

- Листья на комнатных растениях нужно протирать…

…. для того, чтобы они могли дышать.

- Комнатным растениям нужен солнечный свет…

… для того, чтобы они могли хорошо расти.

- Комнатные растения нужно опрыскивать…

…для того чтобы увлажнять листья

-Землю у комнатных растений нужно рыхлить…

…для того, чтобы корни дышали.

- Комнатные растения нужны человеку…

1…для того чтобы украшать его дом.

2…для того чтобы очищать воздух.

3. …для того, чтобы приносить пользу, лечить (алоэ, герань и др.)

4. …для того, чтобы употреблять в пищу: лимонное дерево, острый перчик, ароматные травы др.

- Комнатные растения нужно удобрять…

…для того чтобы растения росли красивыми и здоровыми.

Воспитатель: Мы с вами сказали, что растения нужно поливать. Как часто, как много? Как мы узнаём, что цветок пора поливать? Земля сухая. Поливать не много, потому что много воды также губит цветок, как и редкий полив.

Воспитатель: Мы сказали также, что растения нужно протирать. А как это делать? Давайте я вам покажу на примере фикуса. Возьмем мягкую влажную тряпочку. Потом подставим ладошку под листочек, и осторожно сверху протираем. И так с каждым листочком.

Воспитатель: давайте с вами рассмотрим картинки с нашими растениями и узнаем о них интересные факты (воспитатель показывает картинки герани, фикуса, гибискуса, алоэ и рассказывает о них)

Воспитатель: А теперь давайте встанем опять в круг и представим, что мы цветочки.

Физминутка «На окне в горшочках». (Развитие координации речи с движением)

На окне в горшочках (Дети сидят на корточках, лицом в круг, медленно встают.)

Поднялись цветочки.

К солнцу потянулись, (Тянуться на носочках, руки вверх, широко в стороны.)

Солнцу улыбнулись. (все улыбаются)

К солнышку листочки повернут цветочки. (Руки в стороны, ладони повернуть вверх.)

Развернут бутоны,

В солнышке утонут. (Руки соединить над головой, покачаться на месте.)

Воспитатель: А теперь давайте сядем все за столы по своим местам. (дети садятся)

Вы знаете как растения размножаются, т.е. как сделать так, чтобы их было больше, много? Все растения размножаются по- разному. Некоторые из них после цветения дают нам семена, у некоторых растений нужно отрезать веточку, поставить в баночку с водой, они дадут корни, потом растение можно посадить в землю. У некоторых растений так сильно разрастаются корни , их становится много. Такие растения нужно выкопать, разделить ком с корнями на более мелкие и посадить в разные горшочки.

Сейчас мы с вами будем сажать семена цветов- бархатцев. Каждый из вас посадит свои семена в свой подписанный горшочек, далее каждый из вас будет ухаживать за своими ростками (процесс посева семян в горшочки: делаем палочками лунки, кладем семена, присыпаем землей, поливаем, относим к солнышку на специальный столик)

Рефлексия:

  1. Ребята, о каких растениях вы сегодня узнали?
  2. Какое растение вы бы хотели у себя иметь?
  3. Что нужно растению, чтобы оно хорошо росло?
  4. Вам понравилось сажать семена в горшочки?

Воспитатель подводит итог: Молодцы ребята! Мы узнали много нового о названиях комнатных растений, для чего они нужны, о том, как за ними ухаживать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной образовательной деятельности по речевому развитию с детьми подготовительной к школе группы «Берегите пернатых друзей!»

На занятии с  детьми использовались загадки, скороговорки, поговорки, стихи о зимующих птицах; пальчиковая гимнастика, совесные игры, серия картинок по развитию речи "Зимующие птицы"  Нищево...

Конспект совместной образовательной деятельности по речевому развитию по теме: «Грачи прилетели», средняя группа.

Совместная образовательная деятельность в средней группе по развитию речи.На занятии используется прием вхождения в картину....

Конспект «Домашние птицы». Совместная образовательная деятельность по речевому развитию в средней группе

Конспект «Домашние птицы». Совместная образовательная деятельность по речевому развитию в средней группе.Образовательная деятельность направлена на развите связанной речи, используя схемы-описание, па...

Конспект совместной образовательной деятельности по речевому развитию с детьми старшего возраста на тему "Пересказ рассказа "Две косы".

Конспект совместной образовательной деятельности по речевому развитию с детьми старшего возраста на тему "Пересказ рассказа "Две косы"....