Сообщение из опыта работы на тему: «Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего и младшего возраста»
методическая разработка (младшая группа)
Методическая разработка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_iz_opyta_rab_palchik_igry.docx | 34.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад№37 «Веснянка» городского округа город Октябрьский Республика Башкортостан
Согласовано:
Методист отдела образования С.Ю. Никонец
Руководитель методического объединения
воспитателей групп раннего возраста М.Г. Васильева
Сообщение из опыта работы
на тему:
«Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего и младшего возраста»
В рамках городского методического объединения
воспитателей групп раннего возраста
Подготовила и провела: Мухамадеева Лилия Николаевна воспитатель Согласовано: старший воспитатель __________Ионова И.А. Дата проведения: 12 февраля 2024г. |
2023-2024 учебный год
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Сегодня я хочу рассказать вам о влиянии пальчиковых игр на развитие речи детей раннего и младшего возраста. С каждым годом растет число детей, имеющих отклонения в развитии речи. А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов
развития ребенка в целом. Это обусловлено исключительной ролью речи в
жизни человека. Без речевого окружения ребенок никогда не заговорит. Но и
этого недостаточно для возникновения у него речи. Важно, чтобы у него самого появилась потребность к пользованию речью, как основным способом общения со сверстниками, близкими. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.
В семье ребенка понимают с полуслова, и он не испытывает особых неудобств, если его речь несовершенна. Однако постепенно расширяется круг связей ребенка с окружающим миром, и очень важно, чтобы его хорошо понимали и сверстники, и взрослые. Поэтому овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте. В течение дошкольного детства ребенок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом, и одна из них: плохо развитая мелкая моторика рук.
Если развитие движения пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие в пределах нормы, если развитие движений пальцев отстает – задерживается и развитие речи. Ученые отмечают большое стимулирующее значение функций руки. Практика показывает: чем раньше начинается работа по развитию мелкой моторики, тем больший положительный эффект оказывает она на формирование детской речи, профилактику и коррекцию речевых нарушений. Поэтому я и выбрала тему моего опыта «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей раннего и младшего возраста».
Пальчиковые игры - это различные движения пальцев и кисти рук, которые сопровождаются каким-либо текстом (обычно в стихах). Они имеют сюжет и движения ребенком делаются не произвольно, а в соответствии с текстом.
Использование пальчиковых игр помогает мне решить сразу несколько задач. Это не только стимулирование речевой деятельности, но «большой помощник» в период адаптации.
Играя с детьми, я увидела, что положительное влияние пальчиковых игр на развитие ребенка может иметь место только при условии, что он будет играть не по принуждению, а по собственному желанию. Кроме того, следует подбирать для малыша посильные игры, и по возможности сопровождать их стихами и песенками, побуждая ребенка повторять за вами.
Моим воспитанникам очень нравится, когда утром я их встречаю с героем из пальчикового театра. Это и кошечка, и бабушка, и маленький зайка, который с нетерпением ждал малыша. Не стоит забывать, что все дети – фантазеры. Они легко перевоплощаются и свободно принимают все условности театрального действия.
С группой раннего возраста всегда начинала пальчиковые игры с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Использовала для игр резиновые игрушки с пищалками. Произносила максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, деля паузы, подчеркивая отдельные слова, а движения выполняла синхронно с текстом или в паузах. Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе с воспитателем или с его помощью. Для некоторых игр надевала на пальчики бумажные колпачки или рисовала на подушечках пальцев глазки и ротик.
Для детей раннего возраста я использовала пальчиковые игры: «Ладушки-ладушки», «Сорока-сорока», «Как у нашего кота», «Водичка-водичка», «Капуста», «Кошка ходит без одежки». Цель игр: переключение внимания, улучшение координации мелкой моторики.
В младшем возрасте дети осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая- кошку, вбегающую в этот домик. Дети, начав говорить, могут не только показывать движения, но и стихами сопровождать пальчиковую игру. Использовала такие игры как:
1. Игры-манипуляции. Эти упражнения они могут выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ. «Пальчик-мальчик, где ты был?, «Мы делили апельсин», «Этот пальчик хочет спать», «Этот пальчик – дедушка».
2. Сюжетно-пальчиковые упражнения. К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревья. «Пальчики здороваются" - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно). «Распускается цветок» - из сжатого кулака поочередно "появляются" пальцы. «Замок» -пальцы соединяют в замок и разъединяют.
3. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой. Ребенок может поочередно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать, и в это время произносить звуки: б-п; т-д; к-г.
4. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук. В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения - разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру). «Помоем руки под горячей струей воды» - движение, как при мытье рук. «Надеваем перчатки» - большим и указательным пальцами правой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз.
5. Театр в руке. Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение. «Бабочка» — сжать пальцы в кулак и поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения («трепетание пальцев»). «Сказка» - детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец какой-либо персонаж. Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры – потешки.
Уважаемые коллеги, я хочу обратить ваше внимание на то, что:
- Если в новой игре имеются не знакомые малышам персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.
- Используйте максимально выразительную мимику и читать стихотворение выразительно, эмоционально.
- Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Занимайтесь ежедневно около 5 минут.
В своей работе я использую накопленный опыт по данному направлению и основной принцип дидактики: от простого к сложному. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных особенностей детей, а также от интересов и потребностей малышей.
Опыт моей работы и результативность использования в практике традиционных методов проведения пальчиковых игр выявил возможность способов вариативности традиционных и нетрадиционных методов, таких как биоэнергопластика, кинезиология и Су-Джок терапия.
И мне бы сегодня хотелось, уважаемые коллеги, поближе познакомить вас с вышеназванными методами. Буду рада, если данные методы вы будете использовать в своей работе.
Что же такое биоэнергопластика?
Биоэнергопластика является новым и интересным направлением работы по развитию речи детей и включает в себя три понятия: био – человек, энергия – сила, пластика-движение. Биоэнергопластика направлена на совместные движения рук и артикуляционного аппарата, что способствует активизации естественного распределения биоэнергии в организме. Благодаря упражнениям на развитие биоэнергопластики у ребенка улучшается кровообращение, при этом укрепляются мышцы лица, развивается мелкая моторика рук и соответственно речь.
Уважаемые коллеги, предлагаю выполнить упражнение на развитие биоэнергопластики. Сначала я вам покажу, а затем выполним вместе.
«Дятел»
- Тук-тук-тук,
Тук-тук-тук,
Раздаётся чей-то стук.
(На первую строчку – постучать кулачком правой руки по раскрытой ладони левой, на вторую – наоборот, постучать кулачком левой руки по раскрытой ладони правой. Напряжённым кончиком языка постучать в верхние резцы, отчётливо произнося звук «д-д-д-д»)
- Это дятел на сосне
(Соединить все пальцы правой руки, изображая клюв дятла, левую руку поднять, пальцы развести в стороны, изображая дерево.Напряжённым кончиком языка постучать в верхние резцы, многократно и отчётливо произнося «д-д-д-д»)
- Долбит клювом по коре.
А сейчас давайте попробуем повторить упражнение вместе. Приготовились?
Спасибо, молодцы, у вас замечательно получилось. На примере данного упражнения мы увидели, как происходит соединение артикуляционного аппарата с движениями рук.
Следующий метод, с которым я вас познакомлю, Су - Джок терапия.
Су - Джок терапия – это последнее достижение восточной медицины. В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. Су Джок–терапия оказывает воздействие на биоэнергитические точки с целью активизации защитных функций организма и направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактики речевых нарушений.
Стимуляция точек соответствия, массаж кистей рук способствуют созреванию нервных клеток и активному функционированию коры головного мозга, что в свою очередь, активно развивает речь. Мне понадобится ваша помощь, пожалуйста, выйдите три добровольца.
Сейчас мы выполним массаж пальцев рук «Су-Джок» он будет представлен в стихотворной форме. Данный массаж выполняется специальным массажным шариком. Если у вас под рукой не окажется шарика, можно сделать его самим из бумаги. Я буду проговаривать текст, и показывать движения, а вы повторяйте за мной.
- Катится колючий ёжик, нет ни головы, ни ножек
По ладошке бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
(катаем шарик слегка сжимая ладонями прямыми движениями между ладонями)
Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда-сюда, мне щекотно, да, да, да.
(движения по пальцам)
Уходи колючий ёж в тёмный лес, где ты живёшь!
(кладём в ладонь шарик и берём подушечками пальцев)
Спасибо, молодцы, у вас получилось.
А сейчас я хочу познакомить вас с ещё одним методом - кинезиология. Кинезиология – наука о развитии головного мозга через определённые двигательные упражнения.
Кинезиология направлена на совершенствование высших психических функций мозга, развитие подвижности нервных процессов, и синхронизации работы двух полушарий коры головного мозга. Выполняя упражнения
у ребенка формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к центру речи головного мозга. В результате реализуется внутренняя потребность отражать свою речь в движении, т. е. помогать выразить свою мысль в речи и дополнить её движением руки, тела, взглядом.
Сейчас мы с вами выполним пальчиковую гимнастику с элементами кинезиологии:)
Если пальчики грустят –
Доброты они хотят.
(Пальцы плотно прижимаем к ладони)
Если пальчики заплачут –
Их обидел кто-то значит.
(Трясем кистями)
Наши пальцы пожалеем –
Добротой своей согреем.
(«Моем» руки, дышим на них)
К себе ладошки мы прижмем,
(Поочередно, 1 вверху, 1 внизу).
Гладить ласково начнем.
(Гладим ладонь другой ладонью)
Пусть обнимутся ладошки,
Поиграют пусть немножко.
(Скрестить пальцы, ладони прижать
пальцы двух рук быстро легко стучат)
Каждый пальчик нужно взять
И покрепче обнимать.
(Каждый палец зажимаем в кулачке)
Спасибо. Это упражнение способствует синхронизации работы полушарий головного мозга, что позволяет более эффективно корректировать отклонения в развитии речи детей.
Сегодня я хочу представить небольшую подборку пальчиковых игр с предметами и без. Данные игры позволят развить мелкую моторику,
а следовательно, благотворно будут влиять на развитие речевого центра.
Плюсом данных упражнений является массажный эффект. Регулярно выполняя данные упражнения, речь ребенка станет правильной и четкой, а ладошки и пальчики станут крепкими, сильными и активными.
Предлагаю сейчас в сем поиграть в пальчиковую игру
« Бежали бегемотики»
- Повторяйте за мной.
- Приготовьте кулачки.
1.Бежали бегемотики–
толстые животики,
Бежали и бежали,
друг другу повторяли:( руки сжаты в кулаки, поочередно стучим по коленям ног)
Ладонь-кулак,
Ты тоже можешь так! (Поочередно сжимаем и разжимаем руки, стуча по коленям ног (2 раза).
2. Веселые лягушки
Скакали на опушке,
Скакали и скакали,(соединяем и разъединяем большой палец с остальными)
Друг другу повторяли:
Ладонь-кулак,
Ты тоже можешь так! (Поочередно сжимаем и разжимаем руки, стуча по коленям ног(2 раза)
3. А маленькая змейка
В траве ползла, шуршала.
А маленькая змейка
Тихонько повторяла:(Соединяем ладони обеих рук вместе, делаем плавающие движения)
Ладонь-кулак,
Ты тоже можешь так! (Поочередно сжимаем и разжимаем руки, стуча по коленям ног(2 раза).
Вот ТАК!!! (показываем класс)
Пальчиковые игры с предметами.
В качестве инвентаря будем использовать подручные средства. Нам понадобятся: еловая шишка, 4 пластмассовых прищепки разного цвета (проверьте чтобы прищепки были не очень тугими), карандаш ребристый, 4 пластиковых крышки от бутылок.
Я приглашаю 4 педагога, для того, чтобы повторить этот комплекс упражнений вместе со мной.
1) Пальчиковая игра «Ежик». Роль ежика будет выполнять еловая шишка. Итак, берем шишку в руки и проговариваем со мной:
Ежик спрятался в ладошке
Обниму его немножко.
В руках быстро покручу,
И на ушко прошепчу:
«Спи тихонько, засыпай,
К моей ручке привыкай».
Я теплом своим согрею
И обидеть не посмею.
На твои колючки
Я надену штучки –
Синие, зеленые,
Красные и желтые.
На павлина стал похож-
Это птица, а не еж!
2. Переходим ко второму упражнению под названием: «Котенок».
А роль котенка будет выполнять прищепка.
Покусываем аккуратно, легонько кончики пальцев, покусываем и говорим:
« Кусается сильно
Котенок- глупыш,
Он думает: это не палец,
А мышь,
Но я же играю
С тобою, малыш,
А будешь кусаться-
Скажу тебе: «Кышь!»
3. Для следующего упражнения нам понадобится карандаш. Берем его в руки, и указательными пальчиками обеих рук, перехватываем. При этом, приговаривая:
« Словно ловкими жучками,
Пальчиками как крючками
Перехватим карандаш,
А дальше продолжаем: «Пальчики не отдыхают
Карандаш перебирают
Как на дудочке играют.
Переходим к упражнению «Точилка».
Захватываем одной рукой карандаш, а другой поворачивая говорим:
« Мы точилочку берем
Карандаш в нее кладем,
Будет острым наш-
Красный карандаш!
4. Наш комплекс завершит упражнение с крышками. Берем крышки. Надеваем на указательные и средние пальчики. И шагая приговариваем:
Мы едем на лыжах
Мы едем с горы,
Мы любим забавы
Холодной зимы. (можно пошагать назад).
Подводя итог своего выступления, могу с уверенностью сказать, что пальчиковые игры способствуют развитию речи, творческой деятельности. Они как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяют движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым формируется и развивается их связна речь, обогащается словарный запас, вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
А сейчас, уважаемые коллеги, мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку - то, что получили на мастер-классе нового.
Ну а теперь давайте одновременно хлопнем в ладоши и скажем СПАСИБО!
Литература
Л.П. Савина «Пальчиковая Гимнастика для развития речи дошкольников».
Е.А. Янушко «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста».
С.О. Ермакова «Пальчиковые игры для детей для детей от 1 года до 3 лет».
С.Е. Гаврина «Развиваем руки».
Д.Н. Колдина «Игровые занятия с детьми 2-3 лет»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад из опыта работы "ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА".
Игра-ведущий вид деятельности детей дошкольников, а театр - один из самых доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с худо...
СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ: «Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего возраста»
Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт мал...
Опыт работы "Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего и младшего дошкольного возраста"
Опыт работы.Планирование....
Презентация "Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего и младшего дошкольного возраста"
Презентация "Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего и младшего дошкольного возраста"...
"Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего и младшего дошкольного возраста"
Пальчиковые игры – это общепринятое название занятий на развитие мелкой моторики рук детей, которые сопровождаются рифмованными четверостишиями. Учеными доказана связь между пальцевой моторикой ...
Методическсая разработка Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего и младшего дошкольного возраста
Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой...
Публикация "Малые фольклорные формы как средство развития речи детей раннего и младшего возраста"
https://vpo-doverie.ru/sbornik...