Конспект занятия в старшей группе на тему "Осень"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цель: обобщать знания детей об осени, учить составлять описательный рассказ об осени с использованием мнемотаблицы. Развивать умение отвечать на вопросы полными предложениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_6.docx | 22.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.
Тема: «Осень»
Доминирущая область: речевое развитие
Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Цель: обобщать знания детей об осени, учить составлять описательный рассказ об осени с использованием мнемотаблицы. Развивать умение отвечать на вопросы полными предложениями.
Задачи:
Образовательные: уточнить и расширить знания детей об осени и осенних явлениях; учить составлять описательный рассказ об осени с использованием мнемотаблицы; активизировать использование прилагательных в речи детей, учить называть отличительные признаки осени, используя мнемотехническую таблицу, активизировать словарь по теме, совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы полными предложениями.
Развивающие : развивать связную речь, наглядно-образное мышление, зрительную память, речевое дыхание, познавательный интерес детей, развивать интерес к выполнению заданий, фонематический слух.
Воспитательные:
Воспитывать у детей бережное отношение к природе; развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.
Виды детской деятельности: игровая, познавательно – исследовательская, коммуникативная, двигательная.
Оборудование: письмо осени, картинки с осенними явлениями природы, осенние листья, корзинка с фруктами.
Ход:
1. Организационный момент.
Воспитатель. Ребята, сегодня на улице пасмурно, сыро и прохладно. А в нашей группе светло и хорошо. А знаете почему? Светло от наших улыбок,
потому что наша улыбка - это маленькое солнышко от которого становится тепло и хорошо. Давайте встанем в круг и с улыбкой поприветствуем друг друга.
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Воспитатель. А теперь ребята проходите на свои места.
Дети садятся за столы.
Воспитатель. Ребята, когда я сегодня шла в детский сад, я нашла вот это письмо, на нем написано «Кому: детям 9 группы детского сада №5»
А вот от кого не написано, но здесь зато есть загадка и если мы её отгадаем, то узнаем от кого письмо. Слушайте, ребята:
«Несу я урожаи,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь елочек и сосен
Я время года.»
Дети: Осень.
Воспитатель. А по каким признакам вы догадались, что это осень?
Ответы детей.
Воспитатель. Да, ребята, правильно это письмо от Осени. Давайте посмотрим, что же в конверте? Воспитатель открывает конверт, достаё т письмо и читает: «Ребята, мне стало грустно, я хочу с вами поиграть и узнать, что вы узнали обо мне. Поэтому я для вас приготовила игры и задания, которые вам надо выполнить». Выполним задания осени? Ответы детей.
Основная часть
1. Воспитатель. Итак, первое задание от осени : «Назовите мои месяцы»
А сколько у осени месяцев? (У осени три месяца.) Давайте вспомним их названия. (Сентябрь, октябрь, ноябрь.) (воспитатель добивается от воспитанников полных ответов.)
Игра «Закончи предложение»
Ребята, попробуйте закончить начатое мною предложение:
Первый месяц осени… (Сентябрь. Первый месяц осени сентябрь.);
Второй месяц осени… (Октябрь. Второй месяц осени октябрь.);
Третий месяц осени… (Ноябрь. Третий месяц осени ноябрь.)
Дети добавляют слово и произносят предложение целиком.
А кто напомнит, какой сейчас наступил осенний месяц?
Дети: наступил третий месяц осени – ноябрь.
2. Следующее задание от осени «Какая бывает осень?»
Воспитатель. Как называют осень в сентябре? (Ранняя, а почему? (Потому что листья на деревьях ещё зеленые, солнышко светит ярко, греет тепло).
А какая осень в октябре? Золотая, а почему? (Потому что листья меняют цвет и становятся желтыми, красными, оранжевыми, начинается самое красивое явление природы листопад, солнце уже светит не так ярко).
А в ноябре осень? (Поздняя, почему? (Потому что на улице становится очень холодно, ветрено, дождливо, деревья готовятся к зиме сбрасывая последние листья).
А сейчас мы с вами поиграем в игру. Представьте себе, вы осенние листочки,
3. Физминутка " Листочки"
Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
На ветках мы сидим.
Дунул ветер — полетели. (Руки в стороны.)
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели. (Присели.)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
Закружились, полетели
И на землю снова сели. (Присели.)
4. Составление рассказа об осени по мнемотаблице.
Воспитатель: Следующее задание от осени. Ой, посмотрите, что это здесь? Картинки… Что же с ними нужно сделать? Так сейчас прочитаю: «Составьте про меня рассказ»
Воспитатель достаёт картинки и вместе с детьми составляет рассказ об осени.
Ребята, а сейчас будем составлять предложения по картинкам, которые нам прислала осень.
-Итак, 1 картинка, какое время года на ней изображено? (Осень) Правильно, давайте скажем: «Наступила осень».
-Вторая картинка (воспитатель вывешивает следующую картинку, посмотрите и скажите о чём мы будем составлять предложение? (о солнце)
-Какое бывает солнце, как оно светит и греет осенью? (Осенью солнце светит редко, греет слабо) Ребята, если солнце греет слабо, становится как? (Осенью становится холодно).
-О чём сейчас будем рассказывать? (о небе)
-Что можно сказать про осеннее небо? (Небо осенью серое, пасмурное, хмурое.)
-А какое предложение можно составить по этой картинке? (Осенью часто идут дожди)
-А, что можно сказать о ветре осенью? (Дуют холодные ветра.)
А, какое предложение можно составить по этой картинке? Дни осенью становятся. (какими) короткими, а ночи. (какими) длинными.
-А, что можно сказать о деревьях? (Листья на деревьях пожелтели и опадают, покрывая землю разноцветным ковром.)
-А, что мы скажем о траве и цветах? (Трава и цветы завяли).
Что скажем о насекомых? (Насекомые исчезли.)
-О ком будем говорить? (о птицах)
-Какие изменения происходят в жизни птиц осенью? (Перелётные птицы улетают в тёплые края, а зимующие остаются с нами)
-Что делают осенью животные? ( Животные готовятся к зиме: некоторые, как ежи и медведи, впадают в спячку. А другие, как белки и мышки, запасают на зиму корм. Все животные осенью линяют—меняют летний мех на теплый зимний.
- А какое предложение можно составить по этой картинке? (Люди на полях и в садах собирают урожай овощей и фруктов).
А, по этой картинке что мы можем сказать? (Люди одевают теплую одежду и обувь.)
Какой же рассказ об осени у нас получился?
Наступила осень. Солнце светит редко, греет слабо. Стало холодно. Небо осенью серое, пасмурное, хмурое. Часто идут дожди. Дуют холодные ветра. Дни стали короче, а ночи длиннее. Листья на деревьях пожелтели и опадают. На земле они похожи на разноцветный ковёр. Трава и цветы завяли. Насекомые исчезли. Перелётные птицы улетают в тёплые края, а зимующие остаются с нами. Животные готовятся к зиме: некоторые, как ежи и медведи, впадают в спячку. А другие, как белки и мышки, запасают на зиму корм. Все животные осенью линяют—меняют летний мех на теплый зимний. Люди на полях и в садах собирают урожай овощей и фруктов. Они одевают теплую одежду и обувь.
5. Игра «Да или нет».
А сейчас, дети, осень предлагает вам поиграть в игру «Да или нет». Лист осенний и волшебный будет к вам сейчас летать и вопросы задавать.
Проводится игра «Да или нет»
Осенью растут грибы?
Тучки солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Туманы осенью плывут?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Достаем ли сапоги?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать?
Куртки, шапки надевать?
Молодцы ребята! Со всеми заданиями осени вы справились.
Воспитатель А, теперь вы ребята, попробуйте рассказать об осени.
Дети рассказывают об осени по цепочке по одному предложению с опорой на картинки или вопросы воспитателя, затем заслушиваются 2-3 индивидуальные рассказы детей.
Воспитатель. Молодцы ребята, красивые вы рассказы про осень составили, думаю ей понравится.
6. Подвижная игра «Солнце, дождик, ветер»
Следующее задание от осени игра на внимательность «Солнце, дождик, ветер»
Ход игры: Дети образуют круг, поворачиваются друг за другом. В центре воспитатель. Дети идут по кругу друг за другом, слушают команды и выполняют движения.
По команде: «Солнце!» - идут на носках, руки вверх.
По команде: «Дождик!» - останавливаются, складывают руки «домиком» над головой.
По команде: «Ветер!» - бегут в медленном темпе по кругу.
7. Игра «Загадки»
Воспитатель: Хорошо ребята поиграли, отдохнули, а теперь садитесь на свои стульчики.
Следующее задание от осени «Загадки»
Без рук, без ног, а деревья наклоняет.
(Ветер)
Падают с ветки золотые монетки.
(Листья)
В сентябре и в октябре, их так много во дворе! Дождь прошел - оставил их, средних, маленьких, больших.
(Лужи)
Кто плывет по небосводу в черной шапке до бровей? Кто по небу носит воду? Подскажи-ка нам скорей!
(Туча.)
В сером небе низко тучи ходят близко, Закрывают горизонт. Будет дождь. Мы взяли. (зонт)
Дни стали короче, длиннее стали ночи. Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Осенью)
Листья в воздухе кружатся,
Тихо на траву ложатся.
Сбрасывает листья сад —
Это просто. (листопад)
Стоял на крепкой ножке,
Теперь лежит в лукошке. (Гриб)
Не зевай и собирай
Наш осенний ( Ответ: Урожай)
Под ногами лежат,
Зашагаешь — шуршат,
Яркие, цветные,
Краешки резные.
Заключительная часть
Ребята, о каком времени года мы с вами говорили?
Все ли задания осени выполнили? Какие игры и задания вам понравились?
Как вы думаете осени понравилось как мы выполняли задания и играли?
-Молодцы ребята, мне очень понравилось как вы играли, отвечали на вопросы, составляли рассказы об осени по картинкам.
Дети, а за ваши умения и старания осень передала вам осенние дары. А сейчас угощайтесь дарами осени и набирайтесь витаминами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) по теме: Конспект занятия в старшей группе по аппликации на тему: "Птица счастья".
Как сделать объемную аппликацию...
Конспекты занятий По познавательному развитию Конспект занятия в старшей группе «Где живет электричество»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающей средой, содержащее экспериментирование. Для детей подготовительной к школе группе....
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Тема: «Весна. Перелетные птицы». Интеграция областей: познание, коммуникация, социализация. Программные задачи: 1. Активизировать слова
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Тема: «Весна. Перелетные птицы».Интеграция обл...
Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с природой в старшей группе.
Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с природойв старшей группе....
КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ Конспект занятия по лепке (предметной) на тему: «Наши любимые игрушки»
Возрастная группа: старшая Тема: Наши любимые игрушки Цель: Учить детей лепить игрушки, передавая характерные особенности их внешнего вида (форму, цвет и соотношение частей)....
Конспект занятия в старшей группе «Мои любимые игрушки» в старшей группе
Конспект занятия в старшей группе «Мои любимые игрушки»...
План конспект занятия в старшей группе «Делаем пирожное картошка» в старшей группе..
План конспект занятия в старшей группе...