Конспект "Чтение сказки Т.А. Шорыгиной «Засуха»"
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)
Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы - "Интерес к художественной литературе". Тема: Т.А. Шорыгина «Засуха»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie_shorygina_zasuha.docx | 22.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы комбинированной направленности «Непоседы»
Интерес к художественной литературе 07.11.2024
Воспитатель: Котельникова Ю.В.
Тема: чтение сказки Т.А. Шорыгиной «Засуха»
Задачи:
создать условия для:
- выражения детьми своего мнения;
- самостоятельного выбора партнёров;
- взаимодействия друг с другом в тройках;
- развития речевой активности;
Задачи:
- поддерживать положительные эмоциональные проявления детей: радость, удовольствие при слушании сказки;
- формировать представления детей о жанровых, композиционных и языковых особенностях жанра литературы – литературная сказка;
- отвечать на вопросы по содержанию сказки;
- сформировать представление о расположении и климате степей;
- познакомить детей с таким понятиями, как «засуха», «ветер-суховей», «лесозащитные полосы»;
- рассказать о почве в степях и культурных растениях, которые выращивают земледельцы и садоводы в степной зоне;
- правильно оценивать поступки героев сказки;
- закреплять представления о степи;
- воспитывать бережное отношение к природе родного края
Ход образовательной деятельности:
Вводная часть
- Ребята, видели ли вы степь? Что это такое?
- Она кажется бесконечной, просторной, широкой. Словно нет ей ни конца, ни края! Трава-ковыль качается от ветра, как волны седого моря.
- Послушайте стихотворение:
Степь.
Куда ни кинешь взгляд –
Лишь море ковыля,
Что кажется седым и серебристым.
Трепещет и колышется земля,
И гонит волны ветер быстрый.
И чувствуешь затерянной себя
Средь беспредельного раздолья.
Какая необъятная земля!
Какое бесконечное приволье!
Основная часть
- Степи – безлесные, равнинные пространства, покрытые травами. Они занимают южную часть Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнин, протянулись полосой от западных границ России до Алтайских гор. В нашей республике Хакасия степи занимают большие территории.
- Как вы думаете, какой в степях климат? В степях очень жарко и сухо, палящие лучи солнца высушивают землю. С юга дуют горячие ветры – суховеи, поднимая серые пыльные бури.
- Давайте послушаем сказку Татьяны Андреевны Шорыгинй, которая называется «Засуха»
Засуха
Жила-была в степи злая старуха. Звали ее Засухой. Дом ее напоминал большую кучу из сваленных стеблей засохших подсолнухов, бурьяна, завядших цветов, трав, высохших от зноя плодов. И сама Засуха, словно высохший стебель, – худая, коричневая. Седые серые волосы свисали неопрятными прядями вокруг ее худого лица. А глаза злые-презлые!
Больше всего ненавидела Засуха, когда в степи колосились рожь, пшеница, зрела кукуруза, на грядках грели полосатые бока спелые арбузы, созревала сахарная свекла. А главным врагом Засухи был теплый, ласковый летний дождь, который нес всему живому прохладу и свежесть.
Как только в небе над полями собирались облака, Засуха тут же начинала громко свистеть, засунув два пальца в рот. Это она умела делать мастерски, как заправский мальчишка-хулиган. На ее свист тут же откликались верные слуги – горячие ветры-суховеи.
– Хватит спать! – журила их Засуха. – Летите побыстрей, разгоняйте дождевые тучи. Пусть все, что посадили люди, засохнет и погибнет!
Послушные суховеи тут же поднимались высоко в небо, разгоняя облака и тучи. Солнце палило еще нещадней, и зеленые листья растений поникали от жары.
Однажды ребята под руководством своей воспитательницы Анны Анатольевны решили разбить возле детского садика клумбы с цветами, вдоль изгороди посадить золотые подсолнухи и устроить грядки с овощами.
Трудились ребятишки несколько дней, а чтобы злая Засуха не засушила посевные, ходили на речку за водой и брали из нее воду для полива.
Скоро на клумбах расцвели тюльпаны, а подсолнушки с утра до вечера крутили головками, поворачивая их вслед за солнцем.
Увидела Засуха, как хорошо у ребят все разрослось, зазеленело, расцвело, и очень разозлилась! Подсмотрела злая старуха, откуда дети берут воду, и высушила всю речушку до самого дна. Пересохла та от знойной засухи, и не осталось в ней ни одной капли воды.
– Ха-ха-ха! – радовалась Засуха. – Теперь посмотрим, что сделается с вашими цветами, огородом и подсолнухами.
Не зря радовалась Засуха! Дождики не поливали посевы, зеленые листики завяли, цветы опустили свои прелестные головки, подсолнухи стали совсем вялыми и грустными.
– Так вам и надо! – радовалась Засуха. – Все кругом погублю, все спалю! Не будет ни цветов, ни зелени, ни овощей!
Но не тут-то было! Анна Анатольевна пошла к старичку-садовнику за советом, стала его расспрашивать, как спасти садик.
Добрый старик привел ее в прохладную чистую горницу, напоил душистым квасом, а потом дал целую горсть зерен.
– Ночью, когда наступит прохлада и выпадет роса, посади семена вдоль забора и полей их из этой бутылочки сверкающей волшебной жидкостью. Утром увидишь, что будет!
Воспитательница поблагодарила старичка-садовника и сделала все, как он велел: посадила зерна вдоль забора и полила каждое каплей сверкающей жидкости.
Утром дети выбежали в сад и ахнули от удивления! Забор со всех сторон окружали высокие могучие тополя. От них исходила прохлада, вокруг деревьев было тенисто и свежо.
Засуха тоже пришла посмотреть, как гибнут без воды растения. Но, заметив высокие тополя вокруг забора, поняла, что ей с ними не справиться. Куда там! От их листьев исходила душистая влага, они доставали верхушками до самого неба и собирали вокруг себя пушистые облака.
Скоро облаков стало много, они отяжелели, и на истомленную, растрескавшуюся от зноя землю посыпались прозрачные крупные капли дождя. Они напоили и матушку-землю, и подсолнухи, и цветы на клумбах, и грядки в огороде.
– Ах, спасибо старику-садовнику, это он спас наши посадки от гибели! – загадочно сказала Анна Анатольевна.
– Как спас? – хором спросили ребята.
Тогда воспитательница рассказала малышам историю с зернами и волшебной водой.
А дождь между тем все шел и шел, и речка снова наполнилась водой и весело зажурчала среди трав.
Все радовалось благодатному дождю, только злая старуха Засуха понуро поплелась к себе домой. Не удалось ей погубить зеленые стебельки, листья и цветы растений.
Заключительная часть
- Ребята, как выглядела Засуха?
- Где она жила?
- Кто помогал Засухе губить растения?
- Почему Засуха хотела засушить сад, который посадили дети?
- Как поступила воспитательница Анна Анатольевна?
- Что дал ей садовник?
- Как дети спасли зеленые насаждения от Засухи и ветров-суховеев?
- Чем наполнилась река? Почему? Что помогло ей?
- Вы молодцы, очень внимательные.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организованная образовательная деятельность. Образовательная область "Чтение художественной литературы". Тема: "Чтение сказки А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке".
Конспект организованной образовательной деятельности. Образовательная область "Чтение художественной литературы". Тема: "Чтение сказки А.С. Пушкина"Сказка о рыбаке и рыбке". Цель: знакомство со сказка...
Чтение сказки В.И. Даля «Старик - годовик» (конспект занятия по образовательной области «Коммуникация» (Чтение художественной литературы) в подготовительной группе)
разработка конспекта - занятия...
Образовательная деятельность: Чтение художественной литературы в средней группе Чтение сказки В. Сутеева «Кораблик». Педагог Моисеенко Наталья Николаевна
Задачи: Познавательная: Формирование целостной картины мира.Речевая: Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе беседы, прочитанного....
Конспект занятия по чтению художественной литературы (элементами ТРИЗ) Тема: Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик».
Рекомендуется для просмотра воспитателям подготовительной группы....
Конспект занятия по чтению художественной литературы на тему " Чтение сказки К. Чуковского " Мой Додыр"
Конспект занятия Чтение художественной литературы Тема:"Чтение сказки К. Чуковского "Мойдодыр"Воспитатель: Соловьева Людмила АлександровнаЦель: Познакомить детей со сказкой К...
Чтение сказки Т. Шорыгиной « Добрая ивушка». Беседа по основам безопасности для детей старшего дошкольного возраста «Мы пришли на водоем»
Данный конспект, поможет в работе по расширению знания детей о правилах безопасного поведения на водоёмах, в природе, на улице; развивать у детей целостное восприятие ок...
Конспект занятия по чтению "Чтение сказки А.И.Дементьева «Песня».
Цель: Познакомить детей старшего дошкольного возраста с произведением уральского автора Анатолия Ивановича Дементьева «Песня»....