Конспект "Чтение сказки Т.А. Шорыгиной «Засуха»"
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)

Котельникова Юлия Викторовна

Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы - "Интерес к художественной литературе". Тема: Т.А. Шорыгина «Засуха»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_shorygina_zasuha.docx22.28 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной  деятельности с детьми подготовительной к школе  группы комбинированной направленности «Непоседы»

Интерес к художественной литературе 07.11.2024

Воспитатель: Котельникова Ю.В.

 Тема:  чтение сказки Т.А. Шорыгиной «Засуха»

Задачи:

создать условия для:

- выражения детьми своего мнения;

- самостоятельного выбора партнёров;

- взаимодействия друг с другом в тройках;

- развития речевой активности;

Задачи:

- поддерживать положительные эмоциональные проявления детей: радость, удовольствие при слушании сказки;

- формировать представления детей о жанровых, композиционных и языковых особенностях жанра литературы – литературная сказка;

- отвечать на вопросы по содержанию сказки;

- сформировать представление о расположении и климате степей;

- познакомить детей с таким понятиями, как «засуха», «ветер-суховей», «лесозащитные полосы»;

- рассказать о почве в степях и культурных растениях, которые выращивают земледельцы и садоводы в степной зоне;

- правильно оценивать поступки героев сказки;

- закреплять представления о степи;

- воспитывать бережное отношение к природе родного края

Ход образовательной деятельности:

Вводная часть

- Ребята, видели ли вы степь? Что это такое?

- Она кажется бесконечной, просторной, широкой. Словно нет ей ни конца, ни края! Трава-ковыль качается от ветра, как волны седого моря.

- Послушайте стихотворение:

Степь.

Куда ни кинешь взгляд –
Лишь море ковыля,
Что кажется седым и серебристым.
Трепещет и колышется земля,
И гонит волны ветер быстрый.
И чувствуешь затерянной себя
Средь беспредельного раздолья.
Какая необъятная земля!
Какое бесконечное приволье!

Основная часть

- Степи – безлесные, равнинные пространства, покрытые травами. Они занимают южную часть Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнин, протянулись полосой от западных границ России до Алтайских гор. В нашей республике Хакасия степи занимают большие территории.

- Как вы думаете, какой в степях климат? В степях очень жарко и сухо, палящие лучи солнца высушивают землю. С юга дуют горячие ветры – суховеи, поднимая серые пыльные бури.

- Давайте послушаем сказку Татьяны Андреевны Шорыгинй, которая называется «Засуха»

 

Засуха

Жила-была в степи злая старуха. Звали ее Засухой. Дом ее напоминал большую кучу из сваленных стеблей засохших подсолнухов, бурьяна, завядших цветов, трав, высохших от зноя плодов. И сама Засуха, словно высохший стебель, – худая, коричневая. Седые серые волосы свисали неопрятными прядями вокруг ее худого лица. А глаза злые-презлые!

Больше всего ненавидела Засуха, когда в степи колосились рожь, пшеница, зрела кукуруза, на грядках грели полосатые бока спелые арбузы, созревала сахарная свекла. А главным врагом Засухи был теплый, ласковый летний дождь, который нес всему живому прохладу и свежесть.

Как только в небе над полями собирались облака, Засуха тут же начинала громко свистеть, засунув два пальца в рот. Это она умела делать мастерски, как заправский мальчишка-хулиган. На ее свист тут же откликались верные слуги – горячие ветры-суховеи.

– Хватит спать! – журила их Засуха. – Летите побыстрей, разгоняйте дождевые тучи. Пусть все, что посадили люди, засохнет и погибнет!

Послушные суховеи тут же поднимались высоко в небо, разгоняя облака и тучи. Солнце палило еще нещадней, и зеленые листья растений поникали от жары.

Однажды ребята под руководством своей воспитательницы Анны Анатольевны решили разбить возле детского садика клумбы с цветами, вдоль изгороди посадить золотые подсолнухи и устроить грядки с овощами.

Трудились ребятишки несколько дней, а чтобы злая Засуха не засушила посевные, ходили на речку за водой и брали из нее воду для полива.

Скоро на клумбах расцвели тюльпаны, а подсолнушки с утра до вечера крутили головками, поворачивая их вслед за солнцем.

Увидела Засуха, как хорошо у ребят все разрослось, зазеленело, расцвело, и очень разозлилась! Подсмотрела злая старуха, откуда дети берут воду, и высушила всю речушку до самого дна. Пересохла та от знойной засухи, и не осталось в ней ни одной капли воды.

– Ха-ха-ха! – радовалась Засуха. – Теперь посмотрим, что сделается с вашими цветами, огородом и подсолнухами.

Не зря радовалась Засуха! Дождики не поливали посевы, зеленые листики завяли, цветы опустили свои прелестные головки, подсолнухи стали совсем вялыми и грустными.

– Так вам и надо! – радовалась Засуха. – Все кругом погублю, все спалю! Не будет ни цветов, ни зелени, ни овощей!

Но не тут-то было! Анна Анатольевна пошла к старичку-садовнику за советом, стала его расспрашивать, как спасти садик.

Добрый старик привел ее в прохладную чистую горницу, напоил душистым квасом, а потом дал целую горсть зерен.

– Ночью, когда наступит прохлада и выпадет роса, посади семена вдоль забора и полей их из этой бутылочки сверкающей волшебной жидкостью. Утром увидишь, что будет!

Воспитательница поблагодарила старичка-садовника и сделала все, как он велел: посадила зерна вдоль забора и полила каждое каплей сверкающей жидкости.

Утром дети выбежали в сад и ахнули от удивления! Забор со всех сторон окружали высокие могучие тополя. От них исходила прохлада, вокруг деревьев было тенисто и свежо.

Засуха тоже пришла посмотреть, как гибнут без воды растения. Но, заметив высокие тополя вокруг забора, поняла, что ей с ними не справиться. Куда там! От их листьев исходила душистая влага, они доставали верхушками до самого неба и собирали вокруг себя пушистые облака.

Скоро облаков стало много, они отяжелели, и на истомленную, растрескавшуюся от зноя землю посыпались прозрачные крупные капли дождя. Они напоили и матушку-землю, и подсолнухи, и цветы на клумбах, и грядки в огороде.

– Ах, спасибо старику-садовнику, это он спас наши посадки от гибели! – загадочно сказала Анна Анатольевна.

– Как спас? – хором спросили ребята.

Тогда воспитательница рассказала малышам историю с зернами и волшебной водой.

А дождь между тем все шел и шел, и речка снова наполнилась водой и весело зажурчала среди трав.

Все радовалось благодатному дождю, только злая старуха Засуха понуро поплелась к себе домой. Не удалось ей погубить зеленые стебельки, листья и цветы растений.

Заключительная часть

- Ребята, как выглядела Засуха?

- Где она жила?

- Кто помогал Засухе губить растения?

- Почему Засуха хотела засушить сад, который посадили дети?

- Как поступила воспитательница Анна Анатольевна?

- Что дал ей садовник?

- Как дети спасли зеленые насаждения от Засухи и ветров-суховеев?

- Чем наполнилась река? Почему? Что помогло ей?

- Вы молодцы, очень внимательные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологические сказки. Материал подготовлен с использованием книги Т.А.Шорыгиной

Интересные познавательные сказки с вопросами на закрепление материала.*найдено в интернете....

Открытое занятие для родителей ко «Дню открытых дверей», ГБОУ СОШ № 492 г. Москвы, Структурное подразделение № 3 «Медвежонок» Вежливая сказка: «С добрым утром» инсценировка по произведению Т.А. Шорыгиной.

Программное содержание: Показать приёмы обучения детей, правилам культуры поведения; научить детей различать и понимать слова приветствия в разное время суток; развивать межличностные отношения и соци...

Чтение сказки Т. Шорыгиной « Добрая ивушка». Беседа по основам безопасности для детей старшего дошкольного возраста «Мы пришли на водоем»

Данный конспект, поможет в работе по расширению знания детей о правилах безопасного поведения на  водоёмах, в природе, на улице; развивать у детей целостное восприятие ок...

Развлечение для детей средней группы по мотивам сказки «Вежливые бельчата» Т.А. Шорыгиной.

Не так давно столкнулась с проблемой. Оказывается, мои четырехлетние воспитанники вообще не знают вежливых слов. Банально, но «пожалуйста», сказать не могут или не хотят. Можно длительно и...

Авторская интерактивная игра (по сказке Т. Шорыгиной "Умный наперсток") "Это верно или нет?" для детей старшего дошкольного возраста (Личная безопасность дома)

Авторская интерактивная игра (по сказке Т. Шорыгиной "Умный наперсток")  "Это верно или нет?" для детей старшего дошкольного возраста  (Личная безопасность дома)...

ПРОЕКТ «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» (на основе книги Шорыгиной Т.А. «Добрые сказки»).

laquo;Сказка развивает внутренние силы ребёнка, благодаря которым человек не может не делать добра, т.е. учит сопереживать»  (В.А. Сухомлинский)Актуальность.В настоящее время мы всё ...

Т.А. Шорыгина «Наводнение в кукольном домике» (сказка)

Т.А. Шорыгина «Наводнение в кукольном домике» (сказка)Кукла Катя жила в красивом кукольном доме. Он был большой и удобный. На первом этаже расположены гостиная и кухня, на втором – с...