Дидактическое пособие «Весёлые буквы»
методическая разработка по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Мараховец Елена Геннадьевна

     Дидактическое пособие «Весёлые буквы» предназначено для детей старшего дошкольного возраста (старшей и подготовительной к школе группы). Данное пособие носит обучающий, развивающий и воспитывающий характер и предназначено для использования в непосредственной образовательной деятельности, в совместной деятельности педагога с детьми и в самостоятельной деятельности воспитанников. Это пособие помогает решать множество задач: развивать умение классифицировать, находить лишнее, обогащать словарь, развивать речь, развивать логическое мышление, развивать внимание, память, автоматизировать звуки, и т.д. Содержание пособия позволяет спланировать индивидуальную и подгрупповую образовательную деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 27 муниципального образования Усть-Лабинский район

Дидактическое пособие по развитию речи «Весёлые буквы»

Автор:

Воспитатель МБДОУ № 27

Мараховец Елена Геннадьевна

Ст.Ладожская

Дидактическое пособие «Весёлые буквы» предназначено для детей старшего дошкольного возраста (старшей и подготовительной к школе группы). Данное пособие носит обучающий, развивающий и воспитывающий характер и предназначено для использования в непосредственной образовательной деятельности, в совместной деятельности педагога с детьми и в самостоятельной деятельности воспитанников. Это пособие помогает решать множество задач: развивать умение классифицировать, находить лишнее, обогащать словарь, развивать речь, развивать логическое мышление, развивать внимание, память, автоматизировать звуки, и т.д. Содержание пособия позволяет спланировать индивидуальную и подгрупповую образовательную деятельность.

Введение.

Проблема развития речи является одной из актуальных в настоящее время, так как данные статистики свидетельствуют о постоянном увеличении количества детей, имеющих различные нарушения речи.

Речь ребёнка не является врожденной функцией. Она развивается постепенно, вместе с его ростом и развитием. Речь необходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребёнка.

Правильная речь - важное условие в развитии личности ребёнка. Чем богаче у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, активнее осуществляется его психическое развитие.

Дидактические игры являются не только игровым методом обучения детей дошкольного возраста, но и самостоятельной игровой деятельностью, а также средством всестороннего развития ребенка.

Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала, а также при самостоятельной деятельности.

Идея включения дидактической игры в процесс обучения всегда привлекала отечественных педагогов. Еще Константин Дмитриевич Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры, и рекомендовал стараться делать занятия более занимательными, так как это одна из основных задач обучения и воспитания детей.

Я считаю, что с помощью созданного дидактического пособия я смогу интересно заниматься с детьми, помочь им закрепить полученные знания. В маленькой папке, удобной формы собраны игры и задания, которые дети смогут выполнять сначала вместе с воспитателем, затем самостоятельно.


Цель: создание условий для развития речи детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные:

• расширять и активизировать словарь детей;

• дать возможность применить на практике полученные знания о звуках, слогах, словах и предложениях;

• совершенствовать лексико – грамматическую сторону речи дошкольников.

Развивающие:

• развивать правильное звукопроизношение и фонематический слух;

• развивать навыки работы в паре.

Воспитательные:

• воспитывать культуру речи;

• воспитывать дружеские взаимоотношения.

Описание изготовления дидактического пособия:

Основа дидактического пособия – 2 пластиковые папки, склеенные между собой. На внутреннюю часть пластиковых папок наклеены пластиковые конверты (окошки-кармашки для размещения в них различных предметных картинок и схем), окошки-кармашки прикреплены с помощью двухстороннего скотча.

В приложении Ворд я создала основу игры «Найди слова на букву…». Основа создана в виде таблицы 3x3 квадрата – игровое поле составляет 9 квадратов. Распечатывая игровые поля, в заданиях я выделяла гласные буквы красным цветом, согласные – синим. В сети интернет я находила картинки с изображениями: животных, насекомых, птиц, фруктов, овощей, ягод, предметов мебели, одежды и другие; копировала их, вставляла в пустые квадраты основы. Распечатывала на цветном принтере, ламинировала (так пособие будет практичнее и прослужит дольше). Затем разрезала на квадратики те листы, на которых изображены предметные картинки, а основы с заданиями и игровым полем оставила целыми. Я приобрела самоклеящиеся круглые липучки для рукоделия, одну часть липучки наклеивала на пустые квадратики на игровом поле, вторую на обратную сторону квадратика с предметной картинкой. Так во время игры дети будут брать и прикреплять квадратики с буквами и картинками на игровое поле.

Для игры «Где спрятался звук» я создала схемы, на которых изобразила нахождение звука в начале, в середине и в конце слова. Распечатала их и заламинировала.

Пособие привлекает внимание детей своей яркостью, мобильностью, разнообразием содержания, простотой в использовании.

Дидактическое пособие «Весёлые буквы» может быть использовано педагогом на занятиях по развитию речи и обучению грамоте. В пособие входит 5 дидактических игр.

Моё дидактическое пособие вариативное, доступное и безопасное в обращении, выполнено из доступных материалов. Пособие всегда можно пополнить новыми интересными играми.


Дидактическая игра ««Найди слова на букву…»

Цель: развивать слух, внимание. Учить восприятию отдельных звуков в словах

Ход игры: в центральный квадрат игрового поля размещается буква и предлагается детям найти слова на заданную букву.

C:\Users\Елена\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\\

Дидактическая игра «Где спрятался звук»

Цель: Закреплять умение детей находить место данного звука в начале, середине, конце слова). Совершенствовать фонематический слух, внимание.

Ход игры: Предложить ребёнку картинку, выделить нужный звук голосом и ребенок определяет место звука в слове.

Используя предметные картинки из дидактического пособия «Весёлые буквы» можно играть и в другие дидактические игры, такие как:

Дидактическая игра «ОН – ОНА – ОНО»

Цель: Упражнять детей в классификации, соотнесение существительных мужского, женского, среднего рода; подбирать карточки слова, подходящие по смыслу; обогащение словаря путем подбора слов; обучение детей согласованию существительных с местоимениями он, она, они; а также учить различать

род притяжательных местоимений мой, моя, мои.

Ход игры: Воспитатель показывает детям карточки с изображениями предметов, дети произносят вслух название предмета, который изображен на карточки и определяют какого рода - мужского, женского или среднего названный предмет.

Дидактическая игра «Назови одним словом»

Цели игры: Развитие внимания, мышления, сообразительности. Формирование умения классифицировать предметы. Воспитание выдержки, чувства товарищества, интереса к игре. Расширение кругозора. Пополнение словарного запаса.

Ход игры: Воспитатель выкладывает на игровом поле карточки, ребенок называет одним словом, что (кто) на них изображен (животные, насекомые, птицы, мебель и др.).

Дидактическая игра «Звуковое лото»

Цель игры: Учить детей находить слово с нужным звуком.

Ход игры: Детям раздаются карточки с картинками. Воспитатель называет звук и спрашивает у игроков: «У кого есть слово со звуком ...? Не обязательно, чтобы этот звук был в начале слова, он может стоять и в конце, и в середине». Дети отвечают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическое пособие Весёлые цифры"

Данная игра подготавливает детей к школе. Развивается моторика пальцев рук, ориентировка в пространстве, усидчивость, аккуратность....

Разработка электронно-дидактического пособия "Весёлая геометрия".

Пояснительная записка.Данное электронное пособие предназначено для детей среднего возраста.Актуальность: понятие о геометрических фигурах важно для развития логического мышления и формирования о...

Дидактическое пособие "Весёлый паровозик"

Цель: при помощи наглядных средств повысить эффективность логопедического воздействия, сформировать интерес к занятиям, создать положительную мотивацию у детей....

Дидактическое пособие "Весёлый паровозик"

Цель: при помощи наглядных средств повысить эффективность логопедического воздействия, сформировать интерес к занятиям, создать положительную мотивацию у детей. ...

Многофункциональное дидактическое пособие "Весёлый Художник"

Многофунциональное дидактическое пособие предназначено для организации работы по коррекции звукопроизношения у старших дошкольников...

Наглядно - дидактическое пособие "Весёлый самолёт"

Наглядно – дидактическое пособие «Весёлый самолёт».Предназначено для работы с детьми 5 – 7 лет.Цель: овладение  приёмами звуко – буквенного анализа....