Консультация для родителей "Роль пальчиковой гимнастики на развитие речи детей"
консультация по развитию речи (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей:
«Роль пальчиковой гимнастики на развитие речи детей»
В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев, например, известная всем "Сорока-Ворона... ". Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами благотворно действуют на развитие детей. А уже в наше время сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ доказали, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи.
Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?
Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений (лучшему запоминанию поможет яркий рисунок).
У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет "рассказывать руками" целые истории.
В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Упражнения будут полезны не только детям с задержкой в развитии речи или какими-либо её нарушениями, но и детям, у которых речевое развитие происходит своевременно.
С какого возраста можно начинать выполнять эти упражнения? Специалисты советуют заниматься пальчиковой гимнастикой с 6-7 месяцев. Но и в более позднем возрасте занятия будут очень полезны и эффективны. Начинать можно с ежедневного массажа по 2-3 минуты кистей рук и пальцев: поглаживать и растирать ладошки вверх - вниз; разминать и растирать каждый палец вдоль, затем - поперёк; растирать пальчики спиралевидными движениями. Затем можно выполнять некоторые упражнения в пассивной форме, то есть Вы сами сгибаете, разгибаете пальчики малыша и совершаете другие энергичные движения, сопровождая их ритмичными строчками. При этом важно, чтобы в упражнениях участвовали все пальчики. Примерно с 10 месяцев кроме пассивных упражнений ребёнка нужно учить: катать между ладошками и пальчиками шарики и палочки разного размера; рвать бумагу, отщипывать кусочки от куска глины или пластилина; перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы (бусинки, пуговки и т.п.) одной рукой или двумя одновременно.
Помните! Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Занимайтесь ежедневно около 5 минут.
Сначала все упражнения выполняются медленно.
Следите, чтобы ребёнок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости помогите малышу или научите его помогать себе второй рукой. Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не предусмотрено участие обеих рук), затем - другой рукой, после этого - двумя одновременно. Когда упражнения будут хорошо знакомы, можно выполнять следующие игровые задания: Запоминать и повторять серию движений по словесной инструкции, начиная с двух движений и заканчивая тремя, четырьмя и больше. Например: "Коза" - "Улитка". Ребёнок переключается с позиции "коза" на позицию "улитка" (3-4 раза). Можно предлагать любую последовательность упражнений. "Рассказывать руками" маленькие истории, сказки и стихи. Сначала Вы сами придумываете рассказ, затем предлагаете сочинить свою историю малышу. Например: "В одном чудесном месте протекала речка (изображаем "речку"). В ней жила маленькая рыбка (изображаем "рыбку"). Как-то раз по реке проплыл пароход (упражнение "пароход"), он сильно гудел, и рыбка испугалась и уплыла. А на берегу реки ("река"), росло дерево (упражнение "дерево") и т. д.
Пусть каждая минута совместных занятий вернётся к вам сторицею!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи детей»
Ребёнок не говорит. Ребёнок говорит плохо, как каша во рту. Ребёнок говорит мало слов. В каждой семье по разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь два-три...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ: ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В последние годы в нашей стране отмечается тенденция к увеличению количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, ра...
Консультация для родителей "Пальчиковая гимнастика для развития речи детей"
Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев, "Рука – это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. "Рука – ...
Консультация для родителей "Пальчиковая гимнастика для развития речи детей младшего дошкольного возраста"
«Пальчиковая гимнастика для развития речи детей младшего дошкольного возраста». Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития моторики рук, которая оказывает благопр...
Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи детей»
Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи детей»...
Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика в развитии речи детей».
Информация для родителей....
Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи детей»
quot;Пальчиковая гимнастика для развития речи детей"...