картотека дидактических игр по обучению детей средней группы грамоте
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Сидоренко Марина Павловна

Значение обучения грамоте детей средней группы заключается в следующем:

Развитие фонематического слуха и речевого внимания.

 Это подготавливает к овладению звуковым анализом слов — первому действию по обучению грамоте. 

 Получение знаний об основных законах речи

 Дети начинают различать смысловую и формальную стороны слов, учатся правильно понимать и употреблять термины «слово», «звук», вслушиваются в звучание слова. 

Профилактика дислексии и дисграфии.

Обучение грамоте в детском саду поможет ребёнку избежать некоторых специфических ошибок. 

Подготовка к успешному обучению чтению и письму в начальной школе.  В средней группе закладываются основы полноценного овладения детьми грамотой (чтением и письмом). 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Назови слова».

Цель: учить интонационному выделению в словах звука «ш»; учить называть •  слова со звуком «ш».

Ход игры:  Воспитатель предлагает детям назвать слова, в которых есть песенка ветра. Воспитатель: «Я знаю много слов, в которых есть песенка ветра: шшагаю, шшью, шшкола, сушшка, машшина, хорошшии. Какие вы знаете слова, в которых есть песенка ветра?» За каждое правильно названное слово ребенок получает фишку, в конце игры определяется победитель.  

«Жуки прилетели».

Цель: учить детей интонационно выделять в словах звук «ж» — песенку жука. Познакомить с термином звук.

Ход игры: Воспитатель: «Давайте представим, что за этим окном лес (показывает одной рукой). Там живут жуки. Они летят к нам и жужжат: ж-ж-.ж (сначала тихо, а затем громче и громче). Устали и сели отдохнуть на листочек — ладошку (показывает). Отдохнули и полетели опять в лес (показывает)». После этого проводится игра вместе с детьми (1—2 раза).

«Дополни стихотворение».

Цель: воспитывать речевое внимание, фонематический слух.

Ход игры: Воспитатель: «Я буду читать загадки, а вы должны мне помочь, сказать последнее слово. а) Утром к реке по чудесной дороге Быстро бегут загорелые ... (ноги). б) На жарком солнышке подсох И рвется из стручков ... (горох). в) На шесте — дворец, Во дворце — певец, А зовут его ... (скворец)».


«Слово можно прошагать»


Цель: дать представление, что в разных словах разное количество звуков (слова длинные и короткие), в коротком слове мало звуков (звучит оно недолго), в длинном слове много звуков (звучит оно дольше), учить самостоятельно находить длинные и короткие слова..

Ход игры: Взрослый произносит слово суп и одновременно шагает. Взрослый обращает внимание на то, что получается только один шаг. Произносит слово шар и шагает. Ребенок шагает тоже. «Вот какое коротенькое слово, один шаг успеваешь сделать!» - говорит взрослый и предлагает назвать разные слова и одновременно шагать. Ребенок называет слова, взрослый помогает.

Примечание. Считать шаги не надо, главное – обращать внимание на длительность звучания слова.

«Что вокруг нас?»


Цель: закреплять умение делить на слоги двух-, трехсложные слова, отчетливо произносить каждую часть слова.

Ход игры:На прогулке взрослый предлагает отыскать вокруг себя те предметы, в названиях которых одна часть (мяч, дом…), две части (забор, кусты, трава…), три части (качели, береза…).

 «Зоопарк»

Цель: Знакомство детей со звучащим словом.

Ход игры: Дети называют животных, которые живут в зоопарке.За правильный ответ малыши получают фишки. Детям, которые не могут справиться сзаданием, педагог предлагает картинки с изображением знакомых животных, которые онидолжны назвать. В ходе игры воспитатель каждый раз акцентирует внимание детей на термине «слово»: «Таня сказала слово «бегемот», а Вова сказал слово «попугай»…»

В конце игры все фишки складываются в корзинку.

«Назови пару»

Цель: Расширение представлений о значении слов. Сравнениеслов по звучанию.

Ход игры: Дети образуют круг. Воспитатель встает в центр круга, называетслово и бросает мяч кому-нибудь из детей. Ребенок называет слово, близкое по звучанию, и возвращает мяч обратно. Например: галка – палка, мишка – шишка, речка – печка, печка – свечка, пол – стол, рак – мак, Маша-растеряша и т. д.

«Шмели — пчелы — осы»

Цель: развивать звукопроизношение, внимание, двигательную активность детей.

Ход игры: Педагог делит дошкольников на три группы: шмели (они гудят Ж-Ж-Ж), пчелы (З-З-З), осы (С-С-С). У каждой группы есть свой домик (можно положить разноцветные обручи в разных углах комнаты). Днем шмели, пчелы и осы летают, гудят, на цветы садятся, резвятся, а ночью возвращаются в домики. Начинается игра: воспитатель поочередно произносит слова «день — ночь».

Следует делать акцент в игре на звукопроизношение, чтобы «насекомые» гудели своим звуком, тише, громче и так далее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека дидактических игр по обучению детей чтению

Процесс обучения чтению детей - достаточно однообразное и монотонное занятие, связанное с механическим заучиванием графического изображения букв. Поэтому система обучения чтению детей должна строиться...

Картотека дидактических игр по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения

Дидактический материал можно использовать  во время проведения  НООД  "Безопасность", а так же в свободной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста....

Картотека дидактических игр по обучению детей Правилам дорожного движения (старший дошкольный возраст)

Картотека дидактических игр по обучению детей  Правилам дорожного движения(старший дошкольный возраст)...

Картотека дидактических игр по обучению детей безопасному поведению на улице и дороге.

Картотека  дидактических игр  по обучениюдетей безопасному поведению на улице и дороге....

Картотека дидактических игр по обучению детей ПДД

Дидактические игры способствуют формированию знаний о ПДД, представления о транспортных средствах и их назнанчении, представления о правилах безопасного поведения на дороге....