Эффективные технологии речевого развития дошкольников
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Материал для логопедов ДОУ, в котором описаны основные технологии в работе с дошкольниками с речевыми нарушениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.48 КБ |
Предварительный просмотр:
«Эффективные технологии речевого развития дошкольников»
Вступительное слово
Сформированная речь — залог успешной адаптации человека в обществе, важный фактор его дальнейшего развития и саморазвития. Тема речевого развития детей была и остается в центре внимания ученых, психологов и педагогов. Эту тему затрагивали такие ученые, как Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Е.И. Тихеева, С.Л. Рубинштейн, О.И. Соловьева, И.П. Павлов. Рассмотрим подробнее высказывания нескольких ученых о речевом развитии дошкольников.
А.А. Леонтьев рассматривал речь детей как деятельность познания: «деятельность, которая заключается в „распределении“ действительности при помощи языка познавательных задач, выделенных ходом общественной практики. Эта деятельность общения, коммуникативная деятельность». При этом ученый выделял также важность ряда умений:
быструю ориентировку в условиях общения;
умение планировать и отбирать содержание собственного высказывания.
Важным условием речевого развития дошкольника является чувство языка. Такое чувство дает ребенку возможность применять речевые навыки на незнакомом языковом материале, отличить правильные грамматические формы от неправильных.
В свою очередь физиологической основой развития речи является учение И.П. Павлова о двух сигнальных системах высшей нервной деятельности человека. Это учение объясняет механизм формирования речи. Языкознание изучает язык как абстрактную систему, как систему в единстве всех его уровней:
фонетического (звуки);
лексического (слова);
словообразовательного, морфологического и синтаксического (фразы).
Л.С. Выготский описывал психологический подход, взаимосвязь развития речи с развитием мышления и сознания. Психолог изучал проблему формирования понятий. Л.С. Выготский утверждал, что накопление ассоциаций и групп представлений
Основная часть
Речевое развитие дошкольников — одна из основных образовательных областей в организации обучения и воспитания детей (п. 2.6 ФГОС ДО). Данная область включает в себя:
владение речью как средством общения и культуры;
обогащение активного словаря;
развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
развитие речевого творчества;
развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Одна из основных задач педагогов в детском саду — формировать и развивать правильную речь у детей. Однако на практике количество дошкольников с речевыми трудностями и нарушениями с каждым годом увеличивается. Для решения этой проблемы необходима своевременная профилактическая деятельность и комплексная системная работа педагогов и специалистов с детьми.
Чтобы повысить эффективность работы по развитию речи детей, в группе нужно создать специальные образовательные условия. Так, дошкольники могут развивать свою речь не только через занятия и специально организованную деятельность, но и в ходе наблюдения. Например, во время прогулки, познавая окружающий мир.
Характеристика речевых особенностей детей по группам
Педагогам важно знать и уметь правильно оценить речевые возможности детей каждой возрастной группы. При организации работы с детьми педагогам нужно ориентироваться на то, что характерно для данного дошкольного возраста. Рассмотрим особенности речевого развития детей трех—семи лет при отсутствии речевых нарушений или трудностей в произношении.
Так, дети в возрасте трех—четырех лет могут правильно произносить большинство звуков. Словарный запас дошкольников достигает более 1500 слов. В произношении некоторых звуков воспитанники этого возраста могу допускать неточности и замены. Например, в звуках [ж, ш, ч’, щ’, р, р’, л]. Подробнее об особенностях речевого развития детей младшей группы читайте в рекомендации.
Дети средней группы, как правило, умеют правильно произносить свистящие [с, з, ц] и шипящие [ш, ж] звуки. Иногда дошкольники этого возраста могут заменять и смешивать свистящие и шипящие звуки в потоке своей речи.
Словарный запас воспитанников средней группы может составлять 2000 слов и более. У детей продолжается период словотворчества. Дошкольники могут составлять фразы из пяти—восьми слов, используя простые предлоги. Формируется монологическая речь, дети учатся составлять короткие рассказы.
Дошкольники в возрасте пяти—шести лет, как правило, уже могут правильно произносить все звуки родного языка. Однако у некоторых дошкольников могут наблюдаться отдельные речевые сложности с правильностью произнесения звуков в речи. Например, нечеткие шипящие звуки или замены, так как эти звуки еще недостаточно автоматизированы. Словарный запас детей этого возраста может составлять приблизительно 2500–3000 слов. О том, какие еще особенности речевого развития есть у детей старшей группы, смотрите в рекомендации.
Воспитанники подготовительной группы способны правильно воспроизводить все звуки в речи, не заменять и не искажать их. Также дошкольники способны различать на слух все звуки и определять звук в заданном слове. Словарный запас у детей составляет приблизительно 4000 слов. Об особенностях грамматического строя и связной речи дошкольников подготовительной группы читайте в рекомендации.
Рекомендации воспитателям в работе с дошкольниками
Младшая группа
Эффективная технология речевого развития с детьми младшей группы — использование приемов логоритмики, артикуляционной и дыхательной гимнастики в работе с воспитанниками. Так, с дошкольниками младшей группы рекомендуется ежедневно организовывать и проводить игровые упражнения на развитие слухового внимания и фонематического слуха. Такие игры помогут педагогам предупредить нарушения речи у детей:
из-за несформированности фонематических процессов;
расстройства восприятия похожих звуков и их сочетаний.
Примеры игр с дошкольниками смотрите ниже.
Пример
Игры с детьми младшей группы на развитие слухового внимания и фонематического слуха:
«Угадай, что звучит?»;
«Угадай, кто это?»;
«Тише или громче?»;
«Далеко или близко?».
Перейти к картотеке игровых упражнений
Еще в работе с детьми следует проводить артикуляционные и дыхательные гимнастики. Артикуляционные упражнения нужно повторять с воспитанниками по 5–10 раз. Такие упражнения педагоги могут выполнять под счет, под музыкальное сопровождение или использовать стихотворные рифмы.
Упражнения дыхательной гимнастики имеют важное значение для становления и развития детской речи, оздоравливая организм ребенка. Такие упражнения способствуют:
улучшению кислородного обмена;
стимулированию работы сердечно-сосудистой и пищеварительной систем;
формированию навыков саморегуляции: выполнение заданий по показу или инструкции.
Также в работе с воспитанниками трех—четырех лет необходимо использовать логоритмические игры и игровые упражнения. В ходе таких игр дети учатся правильно говорить и общаться, увеличивают свой словарный запас. Педагоги еще развивают у детей навыки грамматики, формируют навыки связной речи. Ниже смотрите примеры игр, которые можно организовать с детьми младшей группы.
Пример
Логоритмические игры и игровые упражнения для детей младшей группы:
«Угадай, какой предмет?»;
«Загадки-описания»;
«Один — много»;
«Я начну, а ты продолжи...»;
«Чистоговорки».
Перейти к картотеке игровых упражнений
Старшая группа
Для детей старшего возраста эффективной технологией речевого развития является мнемотехника, которая облегчает процесс запоминания информации. На используемый речевой материал игр и упражнений нужно подбирать картинки, которые бы их обозначали. В результате получается наглядная схема, смотря на которую, ребенок может воспроизвести слова, словосочетания, загадку, стихотворение или скороговорку. Другой вариант — педагоги могут предложить детям посчитать и назвать предметы по пройденным лексическим темам. Ниже смотрите примеры упражнений, которые можно организовать с детьми старшей группы.
Пример
Упражнения для детей старшей группы на развитие словаря, грамматики и связной речи:
«Какой? Какая? Какое? Какие?»;
«Загадки-описания»;
«Один — много»;
«Где спрятались?»;
«Логический поезд»;
«Я начну, а ты продолжи...»;
«Подбери и назови»;
«Чего не стало?»;
«Скажи наоборот»;
«Назови ласково»;
«Жадина»;
«Один, два, три, четыре, пять».
Заключение
Используя предложенные технологии и приемы, важно помнить, что дошкольный возраст считается сензитивным. Это возраст, который особенно благоприятен для формирования и развития навыков устной речи у детей. Сформированность устной речи является необходимой базой для успешного овладения детьми письмом и чтением на уровне начальной школы.
Нарушения и недостатки устной речи дошкольников могут повлиять на формирование письменной речи, затруднять процесс обучения чтению и письму у ребенка и проявляться в специфических ошибках. Следовательно, необходима своевременная профилактическая и коррекционно-развивающая работа еще в дошкольном возрасте. Педагоги и воспитатели всегда могут обратиться за консультацией и помощью к учителю-логопеду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«КВЕСТ-игра как эффективная технология речевого развития дошкольников»
КВЕСТ-игра – это совершенно новая форма развлекательных, развивающих, обучающих технологий, с помощью которой дети полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и акт...
«КВЕСТ-игра как эффективная технология речевого развития дошкольников»
КВЕСТ-игра– это совершенно новая форма развлекательных, развивающих, обучающих программ, с помощью которой дети полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и активн...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/26/picture-272902-1585208012.jpg)
Эффективные технологии речевого развития дошкольников
Основная задача нашей работы - речевое развитие дошкольников по ФГОС. Благодаря этому происходит первоначальное становление коммуникативных умений ребенка. Полноценная реализация данной цели – ф...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/25/picture-670859-1443193274.jpg)
1. Система педагогической работы с применением эффективных технологий речевого развития дошкольников (планирование)
Система педагогической работы с применением эффективных технологий речевого развития дошкольников разработана с целью обновления содеражания педагогической деятельности по образовательной области...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/25/picture-670859-1443193274.jpg)
2. Система педагогической работы с применением эффективных технологий речевого развития дошкольников (речевые игры)
Система педагогической работы с применением эффективных технологий речевого развития дошкольников разработана с целью обновления содеражания педагогической деятельности по образовательной области...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/25/picture-670859-1443193274.jpg)
3. Система педагогической работы с применением эффективных технологий речевого развития дошкольников (наглядные пособия)
Система педагогической работы с применением эффективных технологий речевого развития дошкольников разработана с целью обновления содеражания педагогической деятельности по образовательной области...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/25/picture-670859-1443193274.jpg)
5. Система педагогической работы с применением эффективных технологий речевого развития дошкольников (оценочные средства)
В данном разделе предтавлены оценочные средства в виде мультимедийных презентаций, которые можно использовать как в индивидуальной работе с детьми, так и для проведения педагогического обследован...