Доклад на тему "Использование нестандартных (нетрадиционных) пособий для развития речи детей с 2 до 3 лет"
учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа)

Людмила Александровна Шахсимирзаева

Ранний возраст – это особый период развития ребенка. 

Развитие ребенка происходит каждый день. Но период до 3 лет — самый важный для становления многих психо-физиологических процессов, и речь — одна из наиболее главных.

Речевые умения и навыки, которые мы закладываем в самом раннем возрасте, в 1 младшей группе это – необходимая база, без которой мы не сможем решить более сложных задач в старших возрастных группах.

Основной целью речевого развития является: формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими.

Развитие речи зависит от индивидуальных особенностей ребёнка. Ребенок этого возраста многим интересуется, чаще обращается к взрослому с вопросами, что способствует совершенствованию диалогической речи. Чтобы у детей двух-трёх лет развитие речи происходило активнее, надо почаще разговаривать с малышом, причем не односложно.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование нестандартных (нетрадиционных) пособий

для развития речи детей с 2 до 3 лет.

Воспитатель

Муниципального дошкольного образовательного учреждения

«Муниципальный детский сад «Золотой петушок»

Шахсимирзаева Людмила Александровна

1

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Меня зовут Людмила Александровна Шахсимирзаева.

Я воспитатель первой младшей группы «Цыплята» в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Муниципальный детский сад «Золотой петушок».

В программе "От рождении до школы", по которой я работаю, большое внимание уделяется вопросам взаимодействия педагога и ребенка.

Ранний возраст – это особый период развития ребенка. 

Развитие ребенка происходит каждый день. Но период до 3 лет — самый важный для становления многих психо-физиологических процессов, и речь — одна из наиболее главных.

Речевые умения и навыки, которые мы закладываем в самом раннем возрасте, в 1 младшей группе это – необходимая база, без которой мы не сможем решить более сложных задач в старших возрастных группах.

Основной целью речевого развития является: формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими.

Развитие речи зависит от индивидуальных особенностей ребёнка. Ребенок этого возраста многим интересуется, чаще обращается к взрослому с вопросами, что способствует совершенствованию диалогической речи. Чтобы у детей двух-трёх лет развитие речи происходило активнее, надо почаще разговаривать с малышом, причем не односложно.

2

Я считают, что использование игрушек вызывает у детей младшего дошкольного возраста наибольший интерес, речевую активность, эмоциональную отзывчивость.

В своей работе с детьми я активно использую вязаные игрушки и пособия, выполненные своими руками.

Вязаные игрушки, как дидактический материал имеет множество функций:

  • стимулируют развитие мелкой моторики;
  • знакомят ребенка с такими понятиями как форма, цвет, размер;
  • помогают развивать пространственное восприятие (понятия: справа, слева, рядом, друг за другом и т.д.);
  • развивают воображение, память, мышление и внимание;
  • помогают развивать словарный запас и активизирует речевые функции;
  • формируют творческие способности и артистические умения;
  • знакомят с элементарными математическими понятиями.

 

3

Цель моих вязанных пособий: вызвать интерес у детей к занятиям

Задачи:

  • обогащение и уточнение знаний и представлений об окружающем мире, о количественных и пространственных отношениях в нём;
  • развитие психических процессов (память, внимание, мышление и др.) и мыслительных операций (сравнение, обобщение, классификация и др.);
  • развитие речи и умения применять чёткую и точную терминологию;
  • развитие сенсорики и мелкой моторики, умения действовать с предметами;
  • знакомство со свойствами и назначением предметов.

Мои пособия позволяют облегчить адаптацию малышиков, ведь они такие яркие, необычные, интересные, а самое главное – развивающие.

Как показывает наработанный мною опыт, пособия, изготовленные своими руками, являются доступными и более привлекательными для детей.

Как я применяю свое пособие на практике.

4

Каждое занятие по развитию речи начинается с доброго ритуала.

Звоню в колокольчик и приговариваю:

Колокольчик звонит

Собираться в круг велит

Будем свечку задувать

И сказку читать

Дети задувают свечку, и я продолжаю: 

- Где наши ушки? – Вот здесь.

- Где наши глазки? – Вот здесь.

- Мы не шумим. – Цсссссс.

- Не играем.

- Сказку читать начинаем.

5

Знакомство с персонажем.

Рассматриваем героя (глаза, ротик, ушки, носик, голова, туловище, хвостик, лапки).

6

Проводим дыхательную гимнастику.

7

Обыгрывание сказки.

Дети учатся потреблять существительные единственного и множественного числа; учатся употреблять уменьшительно-ласкательную форму существительных; учатся употреблять прилагательные, обозначающие цвет, форму, величину, тем самым обогащается словарь детей.

Дети учатся употреблять предлоги.

Также дети учатся употреблять глаголы, обозначающие производимые действия.

8

Знакомство детей с персонажами.

Формирование игровой деятельности детей, основ коммуникативных навыков через взаимодействие с персонажами театров. Участие в совместных играх, изображение характерных особенностей поведения персонажей. Поощрение стремления детей создавать игровую обстановку, развитие умение выполнять игровые действия, связанные в простом, близком их жизненному опыту сюжете

Развитие общения со взрослыми и сверстниками; эмоциональной отзывчивости, внимания, любознательности, желания участвовать в инсценировки.

 9

Каждое занятие я дополняю играми.

В играх обогащается словарный запас ребенка, построение предложений становится более правильным и развернутым. В процессе перемещения персонажей по группе развивается пространственное мышление (такие важные понятия как "лево" и "право", вниз и вверх, предыдущий и следующий отрабатываются в игровой ненавязчивой форме).

10

Дидактическая игра. «Игра с прищепками».

Цель: обогащать в играх с дидактическим материалом чувственный опыт детей. Закреплять знания о величине, форме, цвете предметов. Закреплять щипковый захват.

11

Физкультминутка.

Физкультминутки переключают внимание, помогают сменить деятельность. Поэтому физкультминутки я обязательно провожу во время занятий или между ними.

Физкультминутки дают возможность размяться. Детям важно побольше двигаться. Во время физической активности организм закаляется, становится выносливым, дети отрабатывают новые движения.

12

Звуковая культура речи.

Упражняю детей в отчётливом произнесении гласных и согласных звуков, в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз.

13

На каждом занятии по развитию речи я использую сенсорные коробки с разными наполнениями (крупы, природный материал, деревяшки, камушки)

 

Игры с сенсорной коробкой способствуют:

- развитию мелкой моторики рук;

- развитию зрительных и тактильных ощущений;

- развитию памяти, внимания, мышления, воображения, речи.

Сенсорная коробка позволяет ребенку исследовать предметы без ограничений. Их можно не только смотреть, но и трогать, мять, прятать, искать, перекладывать. В процессе игры детские пальчики активно работают, развивается мелкая моторика рук, координация движений, усидчивость и внимательность.

14

Художественно-эстетическое развитие

Цель: стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализация самостоятельной творческой деятельности детей

15

Ритуал окончания занятия.

Звоню в колокольчик и приговариваю:

Колокольчик звонит

Собираться в круг велит

Будем свечку задувать

И игрушки убирать

Дети задувают свечку, убираем игрушки на свои места и собираемся на прогулку. 

16

Таким образом, применяя в работе с детьми дидактические игры и пособия, изготовленные своими руками, я отметила, что воспитанники быстрее и легче усваивают материал, овладевают сенсорными эталонами.

А увлеченно играя, дошкольники учатся взаимодействовать друг с другом, что особенно важно в младшем дошкольном возрасте.

Также обратила внимание, что дети с радостью приходят в детский сад, ведь здесь их ждут игры, сделанные с душой.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ДОКЛАДА:

* Инновационная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»/ Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой/ издание 6-Е/ М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2022.;

* Современный детский сад: Универсальные целевые ориентиры дошкольного образования: Методическое пособие/ Под редакцией О.А. Шиян. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2022.;

* Современный детский сад. Каким он должен быть/ Под редакцией О.А. Шиян. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2022.;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад на педсовете "пальчиковая игра в развитии речи детей"

доклад на педсовете "пальчиковая игра в развитии речи детей"...

Доклад "Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей дошкольного возраста"

Доклад "Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей дошкольного возраста"...

Доклад к родительскому собранию на тему: "Развитие речи детей дошкольного возраста"

Доклад к родительскому собранию на тему:«Развитие речи детей дошкольного возраста».Цель: повышение педагогической компетенции родителей.Уважаемые родители, бабушки и дедушки!  ...

Доклад на педсовет "Роль фольклора в развитии речи детей"

ЗНАЧЕНИЕ ФОЛЬКЛОРА В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ....

Доклад творческой группы по годовой задаче "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством ознакомления с художественной литературой с учётом регионального компонента"

Подвижные игры воспитывают у детей: самостоятельность, инициативу, выдержку, решительность, чувство товарищества; развитие фразовой речи, автоматизацию звуков в тексте, развитие темпа и ритма речи....

Доклад к родительскому собранию по теме "Развитие речи детей дошкольного возраста".

Основу речевого развития ребёнок получает в семье в самые первые годы жизни. Ребёнок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми. Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучен...

Доклад на тему: «Работа воспитателя по развитию речи детей в повседневной жизни» (опыт работы)

Докладна тему:«Работа воспитателя по развитию речи детей в повседневной жизни» (опыт работы)в рамках заседания КМО воспитателей группа раннего возраста «Использование современных тех...