Методы и приемы формирования обогащения лексического запаса у дошкольников.
консультация по развитию речи (старшая группа)

Макарова Ирина Васильевна

Дошкольный возраст - период активного усвоения всех структур родного языка, уникальное время для становления и развития лексикона.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы и приемы формирования обогащения лексического запаса у дошкольников.

Дошкольный возраст - период активного усвоения всех структур родного языка, уникальное время для становления и развития лексикона.

Дети - дошкольники в пять-шесть лет уже могут образовывать прилагательные от существительных, различные части речи от одного корня (бегун - бежать - бегущий, певец - петь - поющий, синий - синеть - синева, а также существительные от прилагательных. В этом возрасте у детей заканчивается формирование ядра словаря. Вместе с тем «семантическое» и частично грамматическое развитие остаётся ещё далеко незавершённым. К этому времени ребёнок, с одной стороны, уже в такой мере овладевает обширным лексиконом, всей сложной системой грамматики и связной речью, что усваиваемый язык становится для него действительно родным. Но это все является нормой.

Богатство словаря есть признак высокого развития речи ребенка. Обогащение словарного запаса является необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т.д.

Бедность словаря проявляется, например, в том, что дошкольники даже 6-летнего возраста не знают многих слов: названий ягод, рыб, цветов, диких животных, птиц, инструментов, профессий, частей тела и др. Дети пользуются всеми частями речи, заметно преобладание существительных и глаголов; неточное употребление глаголов, замена названий частей предметов названиями целых предметов; страдает навык словообразования и словотворчества. Трудно усваиваются слова обобщённого значения, слова, обозначающие оценку, качества, признаки и др.

Словарный запас – это слова, обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности, которые использует человек. Выделяют активный и пассивный словарь ребенка.

Что значит «активный словарь» («пассивный словарь»)?

Под пассивным словарем понимают часть словарного состава языка, понятного ребенку. Она зависит от возраста, психического развития, социальной среды. Пассивный словарь – это то, что ребенок понимает, но не использует в своей речи.

Активный словарь – часть словарного состава языка, которая свободно употребляется в повседневной жизни конкретного ребенка.

Каждому ясно, чем богаче у человека словарный запас, тем полноценнее его устная речь. На каждом возрастном этапе понимание ребенком значения слова имеет определенные особенности. В течение дошкольного детства осознание ребенком смысла слова проходит длительный путь.

Самые первые слова у ребенка обычно появляются к году. Эти слова (чаще всего мама, папа, баба) представляют собой слова-предложения, выражающие целую мысль. При помощи одного и того же слова ребенок может высказывать и какую-то жалобу, и просьбу дать ему игрушку, «взять на ручки», и т. п. В дальнейшем у ребенка появляются все новые и новые слова, которые он постепенно начинает связывать между собой, пытаясь строить из них элементарные предложения.

Словарный запас детей постоянно обогащается не только в количественном, но и в качественном отношении. Количественный рост словаря выражается в постепенном усвоении новых слов. В первую очередь ребенок усваивает те слова, которые непосредственно связаны с его жизнью (так называемый «бытовой словарь»), — названия окружающих предметов, игрушек и основных повседневных действий. При этом количество имеющихся у ребенка слов зависит от тех условий, в которых он живет и воспитывается. Так, двухлетние дети в разных семьях могут иметь в своем запасе от 45 до 1000 и даже более слов. Качественный рост словаря выражается во все более глубоком понимании ребенком значений слов, включая многозначность и переносные значения. Например, под словом ножка ребенок понимает сначала только свою собственную маленькую ножку. Позднее он узнает, что этим же словом обозначается и ножка стола или стула, и ножка гриба, и пр. Или: глагол спать ребенок сначала понимает только как такое «действие», которое относится непосредственно к нему самому или к другим людям; но постепенно к нему приходит и понимание переносного значения этого глагола спать в зимнее время могут деревья и даже вся природа в целом.

Постепенно в речи ребенка начинают появляться обобщающие слова (если, конечно, он слышит их в речи взрослых), которые обозначают не какой-то один конкретный предмет, а целые группы однородных предметов посуда, одежда, овощи, фрукты и т. П. Это очень важный этап, являющийся самым первым шагом к систематизации, упорядочению имеющегося у ребенка запаса слов.

К началу школьного обучения ребенок должен иметь достаточно большой (включая обобщающие слова) и правильно систематизированный словарный запас, иметь представление о многозначности слов, о наличии у некоторых слов не только основных, но и переносных значений. Грамотную помощь в очень сложном для ребенка процессе накопления и обогащения словаря обязаны оказать ему родители и педагоги дошкольных учреждений — чтением, словесными играми, обучением рассказыванию по картине, наконец, своей грамотной и образной речью.

Развитие речи – одна из основных задач обучения и воспитания детей в дошкольном учреждении. Работа по расширению словарного запаса прослеживается во всех направлениях жизнедеятельности детского сада. Главными задачами словарной работы являются обогащение, расширение и активизация словарного запаса.

Задачи детского сада по формированию словаря детей.

В отечественной методике развития речи задачи словарной работы в детском саду были определены в трудах Е. И. Тихеевой, О. И. Соловьевой, М. М. Кониной и уточнены в последующие годы. Сегодня принято выделять четыре основные задачи:

-Обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе. Обогащение словаря происходит, в первую очередь, за счет общеупотребительной лексики (названия предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.).

-Закрепление и уточнение словаря. Эта задача обусловлена тем, что у детей слово не всегда связано с представлением о предмете. Они часто не знают точного наименования предметов. Поэтому сюда входят углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшего овладения обобщением, которое в них выражено, развитие умения пользоваться общеупотребительными словами.

-Активизация словаря. Усваиваемые детьми слова делятся на две категории: пассивный словарь (слова, которые ребенок понимает, связывает с определенными представлениями, но не употребляет) и активный словарь (слова, которые ребенок не только понимает, но активно, сознательно при всяком подходящем случае употребляет в речи). В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено ими в речи. Ребенок должен не только слышать речь воспитателя, но и воспроизводить ее много раз, так как при восприятии участвует, в основном, только слуховой анализатор, а в говорении - еще и мускульно-двигательный и кинестетический анализаторы.

Новое слово должно войти в словарь в сочетании с другими словами, чтобы дети привыкли употреблять их в нужных случаях. Например, дети свободно говорят строфы К. Чуковского: «Да здравствует мыло душистое!» - но редкий ребенок, нюхая розу, скажет: «Какой душистый цветок» или, трогая пушистую шапочку: «Какая пушистая шапочка!» В первом случае он скажет, что цветок хорошо пахнет, во втором - что шапочка мягкая. Следует обращать внимание на уточнение значения слов на основе противопоставления антонимов и сопоставления слов, близких по значению, а также на усвоение оттенков значений слов, на развитие гибкости словаря, на употребление слов в связной речи, в речевой практике.

Устранение из речи детей нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные). Это особенно необходимо, когда дети находятся в условиях неблагополучной языковой среды.

Воспитатель специальными приемами добивается, чтобы дети не только знали и понимали смысл необходимых слов, но и активно использовали их в своей речи, чтобы у них развивались интерес и внимание к слову. (Почему так говорят? Можно ли так сказать? Как сказать лучше, точнее?). Воспитывая культуру устной речи, необходимо отучать детей от грубых выражений или слов просторечных, заменяя их литературными.

Методы и приемы обогащения словаря детей на специальных занятиях

Лексические упражнения (как и фонетические) редко проводятся на специальных занятиях, целиком посвященных этой теме; такие упражнения включаются в занятия по развитию связной речи и по ознакомлению с окружающим и с художественной литературой.

Специальные упражнения по лексике имеют своей целью конкретные лингвистические задачи:

• Развивать понимание обобщающего смысла слова;

• Развивать понимание отвлеченного смысла слова;

• Развивать понимание отношений «целое и его часть»;

• Развивать языковое чутье в области морфологии;

• Добиваться усвоения антонимов как средства осмысления значений слов;

• Развивать стилистическое чутье;

• Добиваться усвоения переносного значения слов и этических понятий (посредством знакомства с художественной литературой).

Чаще всего при проведении лексических упражнений используется прием дидактической игры.

Приведем пример некоторых видов упражнений, способствующих обогащению речи детей разных возрастов. Возраст указан тот, с которого данный прием работы становится доступным ребенку. Но если в этом есть потребность, работа обязательно должна быть продолжена (уже индивидуально) и на следующей возрастной ступени (например, при задержке речевого развития ребенка).

Упражнения, развивающие у детей от 2-х лет понимание обобщающего смысла слов :

• д/и «Найди похожие предметы» (игрушки);

• д/и «Найди по действию»;

• д/и «Переоденем кукол».

Упражнения для детей от 3-х лет, развивающие понимание отношения «целого и его части» :

• д/и «Склеим разбитую посуду» (ваза, чашка, чайник);

• д/и «Кукла Оля обедает»;

• упражнение «Назови части».

Упражнения для детей от 4-х лет, развивающие понимание смысла слов с родовым значением :

• д/и «Уточни слово»;

• упражнение «Дай общее название»;

«Дай три названия и больше».

Упражнения детям от 5-ти лет для развития языкового чутья в области морфологии:

• упражнение «Что добавлено к слову;

«Почему так назвали?».

Упражнения для детей от 6-ти лет для усвоения антонимов:

• д/и «В зоопарке» (усвоение антонимов большой – маленький, антонимов длинный – короткий);

• д/и «У кого какой хвост?»;

• д/и «У кого какие уши?».

Наряду с обогащением словаря особое внимание следует уделять качественному совершенствованию детской лексики, расширению словарного запаса слов с противоположным значением (антонимы) и с близким значением (синонимы), формированию умения выбирать наиболее уместные для того или иного высказывания слова.

Работа над синонимами способствует усвоению разных значений слова, приучает к точному его употреблению, позволяет избегать неоправданного повторения одних и тех же слов.

Важное место в обогащении словаря занимает работа над антонимами, которая полезна тем, что приучает ребенка сопоставлять предметы и явления по временным и пространственным признакам, величине, цвету, весу и т.п.

Задания на подбор синонимов и антонимов, включенные в занятия, проводятся в форме упражнений (по 5-7 минут). На первых занятиях при подборе антонимов используют подсказывающие вопросы типа: лиса большая и сильная, а лисенок? (Маленький и слабый.) На последующих занятиях, например, при сравнении посуды, значительное внимание уделяют усвоению значений и правильному употреблению антонимических пар, таких, как глубокая - мелкая, высокая - низкая.

Рекомендации по усвоению антонимов:

  1. Антонимы низкий - высокий, узкий - широкий, мелкий - глубокий можно начать во время прогулки по улице, в парк.
  2. Усвоение антонимов вниз (внизу) - вверх (вверху, вперед - назад, далеко - близко надо начать на прогулке, во время экскурсии в природу, при знакомстве с городским транспортом («Далеко (близко) идет автомобиль», «Кто бежит впереди, а кто сзади?», «Мяч летает вверх и вниз»).
  3. Усвоение антонимов – однокоренных глаголов: входить - выходить, вбегать - выбегать, загибать - разгибать и т. д.
  4. Упражнения для детей 6-7 лет для усвоения приставок, упражнения развивающие стилистическое чутье:

• д/и «У нас в гостях Незнайка»

• д/и «Мальвина учит Буратино вежливости»

• упражнение «Точные слова».

После пересказов, рассказывания по картине детям предлагаются вопросы, побуждающие к подбору синонимов. Если детей затрудняет выполнение этого задания, воспитатель сам называет нужные слова. Например: «Заяц трусливый. Как можно про него сказать по-другому? Можно сказать боязливый?.. А пугливый можно сказать про зайца?... Да, про зайца можно сказать, что он трусливый, боязливый, пугливый. Это слова, близкие по смыслу, слова - друзья».

Упражняя дошкольников в подборе синонимов, им предлагают словосочетания с одним и тем же многозначным словом, например: снег идет, человек идет. Дети должны заменить в данных словосочетаниях слово идет близким по смыслу.

Такого рода упражнения способствуют не только совершенствованию навыков подбора синонимов, но и в конечном итоге усвоению разных значений многозначного слова.

Для активизации в речи прилагательных и глаголов, формирования умения выбирать более точные слова можно использовать специальные речевые ситуации. Например, воспитатель спрашивает: «Если часто идет дождь, небо затянуто тучами, дует холодный ветер, то какими словами можно сказать про осень, какая она? (Пасмурная, дождливая, холодная.) А если осенью голубое небо, светит солнце, еще тепло, на деревьях желтые и красные листья, то, как можно сказать про осень, какая она?» (Солнечная, ясная, ранняя, золотая).

На данном этапе происходит дальнейшее углубление и уточнение представлений детей об одном и том же предмете, его деталях, назначении; в словарь ребенка вводят слова, обозначающие материал, из которого сделан предмет (дерево, металл, пластмасса, стекло). В этих целях эффективен прием сравнения предметов одного и того же наименования. Умение сопоставлять различные и сходные признаки важно и для формирования процесса обобщения.

Для уточнения понимания слов, противоположных по смыслу, полезны и задания ответить на вопросы типа: «Что бывает глубоким? А что бывает мелким?», «Что может быть трудным? А что может быть легким?» и т.п. Такие упражнения также очень важны для раскрытия детям значений многозначных слов (глубокий колодец глубокая река, глубокая осень; легкий груз, легкая задача, легкий ветерок и т.п.)

Содержание словарной работы усложняется от одной возрастной группы к другой. Усложнение в содержании программы словарной работы можно проследить в трех следующих направлениях:

#1056;асширение словаря ребенка на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений.

#1042;ведение слов, обозначающих качества, свойства, отношения, на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира.

#1042;ведение слов, обозначающих элементарные понятия, на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам.

Эти три направления словарной работы имеют место во всех возрастных группах и прослеживаются на разном содержании: при ознакомлении с объектами и явлениями природы, предметами материальной культуры, явлениями общественной жизни и т.д.

Содержание словарной работы опирается на постепенное расширение, углубление и обобщение знаний детей о предметном мире.

Конечно, время, которое отводится на словарную работу на занятиях, недостаточно для практического усвоения языка, поэтому надо шире использовать моменты повседневной жизни. Она предоставляет большие возможности для закрепления речевых навыков и умений, приобретенных детьми в процессе непосредственно образовательной деятельности. Прежде всего, вне образовательной деятельности необходимо создавать условия для речевой активности каждого ребенка (особенно тех детей, у которых речь бедна, однообразна). Педагогу следует находить время для индивидуальных разговоров с воспитанниками, обращать внимание на правильное и разнообразное использование детьми слов, следить за их правильным употреблением.

Игры для развития словаря детей дошкольного возраста

Волшебный мешочек

Цель: расширить словарный запас детей

Игровой материал: машинка, мяч, тарелка …

Ход игры. Ребенок достает предмет из мешочка и отвечает на вопросы: «Что это? Какое это? Что делает?»

Пример: Это машина. Она металлическая, маленькая, игрушечная, красная. Она стоит, ездит, тормозит, выезжает, заезжает.

Игра «Что каким бывает?»

Тут, конечно, каждый знает,

Что каким у нас бывает.

Цель: расширение словаря детей за счет прилагательных развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход игры. Перебрасывая мяч детям различными способами, логопед задает вопрос, на который ребенок, поймав пи мяч, должен ответить, после чего вернуть мяч логопеду. Логопед, в свою очередь, перекидывает мяч следующему ребенку, ожидая ответа от него.

1. Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня...)

2. Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка лента, шнур...)

3. Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, сто. дом, шкаф...)

4. Что бывает зеленым? (Трава, деревья, кусты, кузнечики, платье...)

5. Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней камень, ночь...)

6. Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, яблоко...)

7. Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожки торты, вафли...)

8. Что бывает шерстяным? (Платье, свитер, варежки перчатки, шапка...)

9. Что бывает колючим? (Еж, роза, кактус, иголки, ель проволока...)

10. Что бывает острым? (Нож, шило, стекло, ножницы кинжал, клинок...)

11. Что бывает легким? (Пух, перо, вата, снежинка).

12. Что бывает глубоким? (Канава, ров, овраг, колодец река, ручей...)

Игры с мячом,

направленные на обобщение и расширение словарного запаса,

развитие грамматического строя речи.

Игра с перебрасыванием мяча «Мяч бросай и животных называй»

(В зависимости от темы игры возможны варианты: «Мяч бросай, четко фрукты называй» или «Мяч бросай, транспорт быстро называй».)

Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

Вариант 1. Ход игры. Взрослый называет обобщающее понятие и бросает мяч поочередно каждому ребенку. Ребенок, возвращая мяч взрослому, должен назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы.

Взрослый: - Овощи; Дети: - Картофель, капуста, помидор, огурец, редиска, свекла, морковь.

Взрослый: - Фрукты; Дети: - Яблоко, груша, лимон, мандарин, апельсин, абрикос.

Взрослый: - Ягоды; Дети: -Малина, клубника, смородина, брусника, черника, ежевика.

Взрослый: - Деревья; Дети: -Береза, ель, сосна, дуб, липа, тополь. и т.д.

Вариант 2. Взрослый называет видовые понятия, а ребенок — обобщающие слова. Взрослый: Огурец, помидор, репа: Ребенок: Овощи.

Игра с мячом «Кто как разговаривает?»

Мяч лови, да поскорей

Назови язык зверей.

Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.

Ход игры.

Вариант 1. Взрослый или ведущий поочередно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны правильно ответить, как то или иное животное подает голос: корова, тигр, змея, комар, собака, волк, утка, свинья (мычит, рычит, шипит, пищит, лает, воет, крякает, хрюкает).

Вариант 2. Логопед, бросая ребенку мяч, спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т. д.

Игра с мячом «Скажи ласково»

Мячик маленький поймай,

Да словечком приласкай.

Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно- ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.

Ход игры. Воспитатель, бросая мяч ребенку, называет первое слово (например, шар), а ребенок, возвращая мяч воспитателю, называет второе слово (шарик). Слова можно cгpyппиpoвaть по сходству окончаний. Стол — столик, ключ — ключик. Шапка — шапочка, белка — белочка. Книга — книжечка, ложка — ложечка. Голова — головка, картина — картинка. Мыло — мыльце, зеркало — зеркальце. Кукла — куколка, свекла — свеколка. Коса — косичка, вода — водичка. Жук — жучок, дуб — дубок. Вишня — вишенка, башня — башенка. Платье — платьице, кресло — креслице. Перо — перышко, стекло — стеклышко. Часы — часики, трусы — трусики.

Игра «Где мяч?»

Мячик, мячик, где лежишь?

Ты от нас не убежишь.

Цель: закрепление в речи детей правильного употребления предлогов, развитие умения ориентироваться в пространстве, внимания.

Ход игры. Вариант 1. Дети выполняют задание с мячом: «Поднимите мяч над головой, положите мяч у правой ноги, положите мяч на ковер перед собой» и т.

Вариант 2. Дети отвечают на вопрос: «Где лежит мяч?» (на столе, на полу, в углу, около стола, под столом...)

Игра «Хорошо — плохо»

Мир не плох и не хорош —

Объясню, и ты поймешь.

Цель: знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи, воображения ловкости.

Ход игры. Дети сидят в кругу. Ведущий задает тему обсуждения. Дети, передавая любой предмет по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в природных явлениях. Воспитатель: Дождь. Дети: Дождь — это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев, полезен для земли и будущего урожая, но плохо — намочит нас, бывает холодным. Воспитатель: Город. Дети: Хорошо, что я живу в городе: можно ездить в метро, на автобусе, много хороших магазинов, плохо — не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.

Вариант «Нравится не нравится» (о временах года).Воспитатель: Зима. Дети: Мне нравится зима. Можно кататься на санках, очень красиво, можно лепить снеговика. Зимой весело. Мне не нравится, что зимой холодно, дует сильный ветер.

Игра «Вчера, сегодня, завтра»

То, что было, то, что будет,

Каждый помнит — не забудет.

Цель: закрепление умения детей ориентироваться во времени, развитие внимания, ловкости, воображения, фразовой речи.

Ход игры. Ведущий бросает мяч по очереди всем играющим, задавая вопросы: Ты ответь мне, будь добра, Что ты делала вчера? Все ли сделал, что хотел? За сегодня что успел? Я еще узнать хотела — Что ты завтра будешь делать? Дети, возвращая мяч ведущему, отвечают на вопросы.

Вариант. Сидя в кругу, дети перекидывают мяч друг другу и рассказывают о том, что было с ними вчера, сегодня и что они собираются делать завтра. Содержание рассказов может быть как реальным, так и вымышленным.

Основной смысл обогащения словаря дошкольников состоит в том, чтобы выработать у детей умение отбирать для высказывания те слова, которые будут наиболее точно отражать его замысел. От того, насколько четко будет построена работа по расширению и обогащению словарного запаса детей, во многом зависит уровень развития речи детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методы и приемы обогащения лексического запаса у детей 2-7 лет»

Богатство словаря есть признак высокого развития речи ребенка. Обогащение словарного запаса является необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. В дошкольном возрасте ребенок долже...

«Методы и приемы обогащения лексического запаса у детей 2-7 лет»

Работа над лексикой в современных условиях рассматривается как основная задача в развитии речевых умений, и вопросам изучения лексики уделяется большое внимание....

Консультирование для воспитателей на тему: «Методы и приемы обогащения лексического запаса у детей 2-7 лет»

Богатство словаря есть признак высокого развития речи ребенка. Обогащение словарного запаса является необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. В дошкольном возрасте ребенок долже...

Методы и приемы формирования грамматических навыков у старших дошкольников в непосредственной образовательной деятельности.

Участие на стажировочной площадке "Работа по развитию речи в рамках ФГОС ДО с детьми подготовительной к школе группы" и представление своего опыта по теме "Методы и приемы формирования грамматических ...

Консультация для педагогов «МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБОГАЩЕНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗАПАСА У ДЕТЕЙ 2-7 ЛЕТ»

Особенности формирования словаря детей в дошкольном возрасте. Задачи дошкольного образовательного учреждения по формированию словаря детей. Методы и приемы обогащения словаря детей дошкольного возраст...

Презентация "Формы, методы и приемы формирования элементарных математических представлений у дошкольников"

Данная презентация поможет педагогам познакомиться с различными методами ФЭМП у дошкольников...