Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе на тему «Осенние дары»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе

на тему «Осенние дары»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sayt.docx20.64 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе

на тему «Осенние дары»

Цель: создание условий для формирования навыков творческого рассказывания на тему осенние дары

Задачи:

1) продолжать учить составлять небольшие рассказы используя в своей речи образные выражения; подбирать сравнительные эпитеты, упражнять в образовании различных форм глаголов и сравнительной степени прилагательных.

2) упражнять в образовании прилагательных от существительных: грибы – грибная осень, ягоды - ягодная, дождь - дождливая.

3) воспитывать: организованность, коллективизм.

Пальчиковая гимнастика

КОРЗИНА С ЯГОДАМИ

Вот корзина — так корзина!

В ней крыжовник,

В ней малина,

И лесная земляника,

И садовая клубника,

Там брусника и черника!

К нам ты в гости приходи-ка!

Ягод, что найдём мы в ней,

Нет полезней и вкусней!

 

С. Васильева

(Изображают удивление, раз- водят руки в стороны.)

(Загибают пальцы, начиная с большого, одновременно

на правой и левой руках.)

 

 

 

(Делают приглашающий жест — движение руками на

себя.)

(Поочерёдно ритмично ударяют о кулак и ладонь о ладонь.)

 

 

 

Координация речи с движением «Мы идём в осенний лес»

Цели:  учить   координировать   речь   с   движением,   развивать творческое воображение, закреплять в речи  существительные — названия грибов, развивать мелкую моторику.

Мы идём в осенний лес.

А в лесу полно чудес!

Дождь вчера в лесу прошёл

Это очень хорошо.

Будем мы грибы искать

И в корзинку собирать.

Вот сидят маслята,

На пеньке — опята,

А во мху — лисички,

Дружные сестрички.

«Подосиновик, груздок,

Полезайте в кузовок!

Ну, а ты, мухомор,

Украшай осенний бор».

                      И. Михеева

(Маршируют на месте.)

(Разводят руки в стороны, «удивляются».)

(Потряхивают ладонями обеих рук.)

(Хлопают в ладони.)

(Приставляют ладонь ко лбу, смотрят то в одну, то в другую сторону.)

(Сводят руки перед собой — «корзина».)

(Загибают по одному пальцу на обеих руках

одновременно на каждое название грибочка.)

(Делают манящие движения руками.)

(Грозят указательным пальцем правой руки.) 

 

Скороговорка

Цели:  развивать  общие   речевые  навыки:   чёткость  дикции, правильное звукопроизношение, правильное  голосоведение.

Ход игры.  Воспитатель предлагает детям соревнование: кто быстрее и правильнее произнесёт скороговорку.

У пеньков опять пять опят.

 

Диалог

Цель:  развивать   общие   речевые   навыки,   работать   над интонационной выразительностью речи.

—Мы с тобой шли?

—Шли.

—Подберёзовик нашли?

—Нашли.

—Я тебе его дал?

—Дал.

—Ты его взял?

—Взял.

—Так где же он?

—Кто?

—Подберёзовик.

—Какой?

—Мы с тобой шли?

— Шли.

И т. д.

 

Игра «Кто заблудился?»

Цели: развивать слуховое внимание.

Ход игры. Воспитатель говорит: «Представьте, что мы с вами пошли в лес,  кто-то заблудился и кричит «Ау!».

Один из детей поворачивается   спиной   к   остальным.   Дети   по   очереди произносят «Ау!» с разной

громкостью голоса (ближе, дальше). Ребёнок, стоящий спиной, отгадывает, кто «кричал».

 Игра «В лесу»

Цели:  активизировать   и   обогащать   словарь   детей   по лексической теме «Грибы».

Ход игры. Воспитатель предлагает детям послушать рассказ и дополнить  его.  Можно выставить перед   детьми  картинки  с изображением грибов.

Наступила осень.  Зайдёшь в лес и ахнешь.  Деревья в золотом уборе стоят, сквозь ветви пробиваются солнечные лучи.  Посмотришь вокруг и поймёшь — не зря говорят, что осенний лес дарами богат. Вот под осинкой мелькают красные шляпки. Это дружная семейка. А под берёзкой стройные (...)  стоят.  Зайдёшь дальше в лес и увидишь рыжие шляпки во мху. Раздвинешь мох руками, а там    сестрички  —  (...)    притаились.  А   это   что   за   грибочки   на пенёчке сидят? Опытный грибник сразу  поймёт, что это (...). Но тому больше всех повезёт,  кто в глубине лесного бора самый   важный гриб  отыщет — (...).

И. Михеева, С. Чешева

Игра «Какое варенье? Какой компот?»

Цели:  развивать   грамматический   строй   речи   (образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными).

Ход   игры.  Воспитатель   предлагает   детям   ответить   на вопросы девочки Кати.  Необходимо следить за  правильностью употребления   окончаний  (малиновое   варенье,   малиновый компот).

Осень   —   время   заготовок.   Катя   с   бабушкой   решили запастись на  зиму сладким вареньем и ароматным  компотом. Рано   утром   они   пошли   в   лес   за   ягодами.   Путь   предстоял неблизкий.

—Бабушка,   —   спрашивала   Катя.   —   Если   мы   малину соберём, какой компот получится? (...) А варенье  какое? (...)

—А вдруг чернику найдём, — продолжала размышлять Катя.

— Какой компот получится? (...) А варенье какое? (...)

—Ну, а если брусника нам попадётся? Какой компот сварим? (...) А какое варенье? (...)

—Моё любимое варенье из клюквы. Отгадай, какое? (...)

— А компот я люблю из морошки. Отгадай, какой? (...)

Так незаметно подошли бабушка со своей внучкой к полянке, на которой видимо-невидимо было ягод земляники.

Какой компот сварит бабушка? (...) А какое варенье? (...)

С. Чешева

Игра «Лишняя ягода»

Цели:  учить узнавать знакомые ягоды,  закреплять названия ягод   и   закреплять   понятия   «лесные»   и   «садовые   ягоды»; тренировать   в   определении   наличия   звука   [а]   в   слове   и   его места в нём   (начало,  середина,   конец),  развивать зрительное внимание.

Ход игры. Воспитатель выставляет перед детьми картинки с изображением   ягод   (например:   клюква,   черника,   клубника), просит назвать ягоды и сказать, какая ягода лишняя. Воспитатель просит каждого ребёнка объяснить свой выбор.

Например:

Лишняя клубника, т. к. она — садовая ягода, а все остальные — лесные.

Ребёнок определяет,  есть ли в названии ягоды звук [а]  и в какой части слова он находится.

Слова:  брусника,   клубника,   малина,   земляника,   клюква, смородина, черника, крыжовник.

Игра «Составь схему»

Цели: закреплять навык анализа предложений на слова.

Ход   игры.  Воспитатель   предлагает   детям   прослушать предложения,   сосчитать   количество   слов   и   начертить   схемы. Напоминает, что в предложениях могут встретиться «маленькие слова» — предлоги.

Например:

Осенний лес богат дарами.

На лесной полянке много земляники. Под еловой веткой спрятался боровик. На болоте поспела кислая клюква.

Текст для пересказа

Митька набрал столько грибов, что ему нельзя было донести домой. Он сложил их в лесу. На заре Митька пошёл взять грибы.

Грибы унесли, и он стал плакать. Мать ему сказала:

—Что плачешь? Или наши лепёшки поели кошки?

Тогда Митьке   стало  смешно,   он  тёр  по  лицу  слезу   и  сам смеялся.

                                                                                                                      Л. Толстой

Вопросы:

Почему Митя оставил грибы в лесу?

Что случилось утром?

Что сказала мама?

Текст для пересказа

 

БРАТ И МЛАДШАЯ СЕСТРА

Санька и его младшая сестричка Варя идут из лесу. Набрали земляники, несут в кузовках.

Моя бабушка поглядела и посмеивается:

—Что ж ты, Саня... Маленькая Варя больше тебя набрала!

—Ещё бы! — отвечает Санька. — Ей нагибаться не надо, вот и набрала больше.

Опять идут Санька и Варя из лесу, тащат корзинки с грибами маслятами.

—Что  ж   ты,   Саня,  —  говорит   бабушка.  — Маленькая-то больше набрала.

—Ещё бы! — отвечает Санька. — Она к земле ближе, вот и набрала.

В  третий раз  отправляются  в лес Варя  и Санька.  Малину собирать. И я пошёл вместе с ними. И вдруг  вижу,  как Санька незаметно от Вари подсыпает ей ягоды в кузовок. Варя отвернётся, а он возьмёт и подсыплет... Идём обратно.  У Вари ягод больше,  у Саньки — меньше.Встречается бабушка.

Что ж ты, — говорит, — Саня... Малина-то высоко растёт! Тебе легче дотянуться, а Варя больше набрала!

— Ещё бы! — отвечает Санька. — Варя у нас молодец,

Варя у нас работница. За ней не угонишься.

                                                                                                            По Э. Шиму

Вопросы:

Что несли в кузовках Санька и Варя?

Что сказала бабушка?

Что ответил Санька?

Что Саня и Варя собирали в лесу во второй и в третий раз?

Что Санька каждый раз отвечал бабушке?

Как ты думаешь, почему Санька подсыпал Варе ягоды?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе по теме "Осень"

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группена тему: «Осень»Воспитатель: Асанова Н.А. Цель: продолжать развивать речь детейЗадачи: совершенствовать речь, как средство общения.  Ут...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе по теме «Осень золотая».

Развитие детского словесного творчества, побудить детей к высказываниям об увиденном....

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему «Осеннее путешествие»

ЦЕЛЬ: Формировать навык составления описательного рассказа на тему «ОСЕНЬ» с опорой на мнемодорожки.ЗАДАЧИ:ОБУЧАЮЩИЕ:-Совершенствовать представления детей о связи живой и неживой природы в...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе по теме "Осень"

Данный материал представляет собой конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе по теме "Осень"...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе по теме «Осень»

Формирование представлений о периодах осени и их характерных особенностях, совершенствование умения воспринимать явления окружающей действительности по средствам связной речи, логического мышления....