Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему «Осеннее путешествие»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Михалюк Ольга Михайловна

ЦЕЛЬ: Формировать навык составления описательного рассказа на тему «ОСЕНЬ» с опорой на мнемодорожки.

ЗАДАЧИ:

ОБУЧАЮЩИЕ:

-Совершенствовать представления детей о связи живой и неживой природы в осенний период, об осенних хлопотах человека.

- Расширять и активизировать словарь по теме «Осень».

РАЗВИВАЮЩИЕ:

- Развивать связную речь, внимание, память, логическое мышление.

- Развивать умение восстанавливать логическую взаимосвязь, делать выводы.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

- Воспитывать доброту, отзывчивость, бережное отношение к окружающей природе.

- Воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

- Рассматривание картин на тему «Осень».

- Беседа на тему «Осень».

- Разучивание стихов, загадок, чистоговорок, пословиц.

- Наблюдения на прогулке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_osen.docx22.89 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему «Осеннее путешествие»

ЦЕЛЬ: Формировать навык составления описательного рассказа на тему «ОСЕНЬ» с опорой на мнемодорожки.

ЗАДАЧИ:

ОБУЧАЮЩИЕ:

-Совершенствовать представления детей о связи живой и неживой природы в осенний период, об осенних хлопотах человека.

- Расширять и активизировать словарь по теме «Осень».

РАЗВИВАЮЩИЕ:

- Развивать связную речь, внимание, память, логическое мышление.

- Развивать умение восстанавливать логическую взаимосвязь, делать выводы.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

- Воспитывать доброту, отзывчивость, бережное отношение к окружающей природе.

- Воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

- Рассматривание картин на тему «Осень».

- Беседа на тему «Осень».

- Разучивание стихов, загадок, чистоговорок, пословиц.

- Наблюдения на прогулке.

ОБОРУДОВАНИЕ: 

Шишки, корзинка, картинки с изображением солнца, тучи, ветра, мяч, осенняя полянка, мнемодорожки.

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ, ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ НА ЗАНЯТИИ:

- Словесный метод.

- Наглядный метод.

- Практический метод.

- Игровой метод.

Ход занятия:

Круг радости перед занятием:

«Собрались все дети в круг,

Ты мой друг, и я твой друг,

Крепче за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся»

Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим путешествие. А куда, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Я картиночки покажу и про каждую расскажу:

Ветер, туча, дождь, грибочки, клюква, жёлтые листочки,

Шапка, плащ и листопад, голый лес и голый сад,

Птицы к югу улетают… Ну, когда это бывает? (осенью)

Воспитатель: Мы совершим осеннее путешествие. Нас ждёт много интересного.

1.Игра «Какая бывает осень?» (каждая шишка – слово)

Мы пойдём по дорожке, будем собирать шишки и складывать их в корзину, называя слова, которые отвечают на вопрос «Какая бывает осень?» (ранняя, поздняя, пасмурная, дождливая, хмурая, ветреная, сырая, холодная, ясная, тёплая, грустная, ласковая, долгая, затяжная, грустная, золотая, тихая, печальная, интересная)

Наша остановка – «Осенняя»:

2.Игра «Осенние слова» (с мячом)

Поиграем с осенними словами.

Встаньте в круг. Я буду бросать вам мяч и называть слово, а вы ловите мяч и повторяете это же слово, но ставьте перед ним слова «осенний, осенняя, осеннее»:

месяц - осенний месяц,

погода - осенняя погода,

настроение - осеннее настроение,

цветы - осенние цветы,

листва - осенняя листва,

дерево - осеннее дерево,

день - осенний день.

3.Игра с мячом «Подбери слова действия», отвечающие на вопрос «Что делает?», «Что делают?»

1.Солнце (что делает?)— светит, греет.

2.Туча (что делает?)— закрывает, плывёт.

3.Ветер (что делает?)— дует, гонит, завывает.

4.Насекомые (что делают?)— прячутся, зарываются.

5. Птицы (что делают?)— улетают, машут, летят, кричат.

6.Люди (что делают?) - собирают, надевают, убирают.

6.Животные (что делают?) - готовятся, меняют, засыпают.

7.Листья (что делают?) - падают, кружатся, летят, порхают, шуршат, шелестят, облетают.

4.Следующая остановка на полянке - «Солнце, ветер, туча»

На столе лежит волшебные дорожки – расшифруйте её (Осенью солнце светит, но греет слабо, потому что закрыто тучами. Осенью день становится короче, а ночь длиннее.  Небо осенью серое, пасмурное, хмурое. Осенью на небе появляются тучи. Осенью часто идут дожди. Осенью дует сильный, холодный ветер).

Игра на развитие внимания «Солнце, ветер и туча»

Воспитатель: давайте поиграем в игру (если я показываю солнце - вы поднимаете руки вверх, если тучу - вы закрываете лицо руками, если ветер - вы кружитесь).

 

5.Следующая остановка на полянке – «Перелётная»

Воспитатель: как вы думаете, о ком мы сейчас будем говорить? (о птицах).

На столе лежит волшебная дорожка – расшифруйте её (Осенью птицы улетают в тёплые края).

Как называются птицы, которые осенью от нас улетают, а весной возвращаются? (перелётные).

Почему они улетают? (птицам нечего кушать, насекомые прячутся, становится холодно).

Все ли птицы долетят до тёплых краёв? (нет, на пути их подстерегают разные опасности).

Одна из причин гибели птиц – туман. При тумане птицам тоже ничего не видно.

Во время тумана птицы могут сбиться с пути.

Игра «Четвёртый лишний» - нужно объяснить, какая птица лишняя.

Скворцы, журавли, грачи, синицы.

Воробьи, вороны, ласточки, голуби.

Гуси, сороки, лебеди, утки.

6.Следующая остановка на полянке – «Животные»

На столе лежат волшебные дорожки – расшифруйте их (Осенью в лесу засыпают медведи, ёжики, барсуки. Осенью белка и заяц меняют цвет шубки. Осенью животные готовятся к зиме.

7.Следующая остановка на полянке – «Лиственная»

Физ. минутка:

Мы листики осенние

На ветках мы сидели

Ветер дунул полетели

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели

Ветер снова вдруг напал

И листочки все поднял

Закружились, завертелись

И на место тихо сели.

На столе лежит волшебная дорожка – расшифруйте её (Осенью листья на деревьях становятся разноцветными, высыхают и опадают и деревья остаются голыми).

На столе лежат листики – нужно взять листик и сесть за тот стол, какой листик ему соответствует.

Игра «Четвёртый лишний» - нужно объяснить, что лишнее.

Игра «Найди и посчитай» - листики берёзовые, кленовые, дубовые.

8. Последняя остановка на полянке – «Как готовятся люди к зиме?»

Игра «Собери картинку» (с использованием цифр)

(Осенью люди одеваются теплее, надевают шапки, куртки, перчатки, часто берут с собой зонты. Осенью люди собирают урожай, делают заготовки на зиму. Осенью люди ходят в лес собирать грибы).

Итог занятия и рефлексия:

Вот какая у нас замечательная осень! Ребята, сегодня мы с вами вспомнили об осени, ее приметах, погоде, какие изменения происходят с животными, птицами, как готовятся люди к зиме.

Дети, а кто сегодня на занятии был самым активным? Чьи ответы вам понравились? Какие игры были интересными? А теперь я хочу, чтобы вы оценили свою работу по светофору: если вы справились с заданиями, отвечали хорошо – зелёный кружок, если у вас были небольшие ошибки – жёлтый кружок, если у вас были затруднения в выполнении задания – красный кружок.

Молодцы, ребята, вы старались, я довольна вами.

Рассказ про осень:

Осенью солнце светит, но греет слабо.

Небо осенью серое, пасмурное, хмурое. Осенью на небе появляются тучи.

Осенью часто идут дожди.

Осенью дует сильный, холодный ветер.

Осенью листья на деревьях становятся разноцветными, высыхают и опадают и деревья остаются голыми.

Осенью начинается листопад.

Осенью перелётные птицы улетают в тёплые края, а зимующие остаются с нами.

Осенью животные готовятся к зиме, заяц и белка меняют окраску шерсти, медведь и ёж впадают в спячку.

Осенью люди одеваются теплее, надевают шапки, куртки, варежки, часто берут с собой зонты.

Осенью люди собирают урожай, делают заготовки на зиму.

Осенью люди ходят в лес собирать грибы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: "Необычное путешествие в мир насекомых".

1.Расширять и углублять знания детей о насекомых.2.Совершенствовать навыки описательного рассказа. Продолжать закреплять  содержательно и выразительно пересказывать литературный текст.3.Вос...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе по теме "Осень"

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группена тему: «Осень»Воспитатель: Асанова Н.А. Цель: продолжать развивать речь детейЗадачи: совершенствовать речь, как средство общения.  Ут...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе по теме «Осень золотая».

Развитие детского словесного творчества, побудить детей к высказываниям об увиденном....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему:\'Космическое путешествие\'.

#39;Позновательно-речевое развитие'.Заккрепить у детей понятие'космос','солнечная система'.Совершенствовать умение составлять короткие рассказы по схеме....