Комплекс артикуляционной гимнастики «Веселые приключения Язычка»
картотека по развитию речи

Абрамова Любовь Владимировна

Комплекс артикуляционной гимнастики «Веселые приключения Язычка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazki_veselogo_yazychka.docx29.64 КБ

Предварительный просмотр:

Сказка о Весёлом Язычке

Жил-был Весёлый Язычок. Он любил играть, путешествовать. Захотелось Язычку порезвиться. Открыл он сначала одну дверку домика (губы), затем вторую дверку (зубы).

(Дети  улыбаются , обнажая нижние и верхние передние зубы, приоткрывая рот, раздвигают зубы.)

Выглянул он из домика, увидел ласковое солнышко и решил погреться, позагорать. (Упражнение «Лопаточка».)

Позагорал и опять спрятался в домик. Снова выглянул из домика Язычок, посмотрел направо, потом налево. Понравилось ему смотреть по сторонам и закачался он, как маятник в старинных часах: вправо-влево. (Упражнение «Часики».) Покачался-покачался и в домик спрятался.

Через минутку непоседа выглянул снова. Увидел, как девочка на качелях качается: вверх- вниз. Сначала медленно, потом быстрее и быстрее. (Упражнение «Качели».) И он так же покачался.

Посмотрел Язычок, а перед ним стоит сказочный домик с тремя ступеньками.

Язычок пошел гулять,

По ступенькам шагать.

Прыгнул он сначала на первую ступеньку, затем на вторую и на третьей весело попрыгал: Д-Д-Д. .(Упражнение «Ступеньки».)

Любопытный Язычок заглянул в окошко и увидел там... Девочка собралась чистить зубы! Решил Язычок вместе с девочкой и свои зубы почистить. (Упражнение «Чищу зубы».) Чистил он их старательно, вычистил добела.

В это время девочка умылась и ушла. Загрустил Язычок, но ненадолго. Огляделся вокруг и увидел, как возводится новый многоэтажный дом.

Интересно стало Язычку, что делают внутри дома, и он с любопытством посмотрел в окно. Кого же он там увидел? Маляра! Стал он ему помогать. (Упражнение «Маляр»)

Хорошо потрудился Язычок, устал и спрятался в домик поспать .Спит Язычок, и снится ему Чебурашка с крокодилом  Геной, поют они свою песню. Весело стало Язычку, проснулся он и запел: «Ла-ла- ла, ла-ла-ла-ла...»

Вдруг услышал Язычок весёлую дробь барабана. Это Буратино стучит своими барабанными палочками по красному барабану. Д-д-д — слышалось вокруг. «Д-д-д», — повторял за барабаном Язычок. (Упражнение  «Барабанщик».)

Увидел Весёлый Язычок лошадку и вспомнил, что давно не катался. А лошадка хороша!

Ну и лошадка!

 Шёрстка гладка,

Чисто умыта

 С головы до копыта.

 Травки поела —

И снова за дело.

(После каждой строчки дети «цокают».)

Вот какая сказка про путешествия Весёлого Язычка у нас получилась. Но ведь на этом его приключения не заканчиваются.

Комплекс артикуляционной гимнастики «Веселые приключения Язычка» 

Как Язычок отдыхал на море 

Цели Активизировать звукоподражания, лексический запас по теме (море, ракушка, звезда, черепаха, попугай, жираф, медуза), уточнять произношение звуков [т], [д], [ч], [ш]; продолжать учить надувать щеки, присасывать язык к твердому небу и удерживать под счет; учить переключать органы артикуляции с одного вида движения на другое.

Описание:  Взрослый выполняет вместе с ребенком.

 Закончились рабочие деньки, и Язычок решил отдохнуть на море.

 Он взял надувную резиновую лодку (надуть щеки и удержать под счет до 5), пляжный зонтик (присосать язык к небу и удержать под счет до 8) и широкое махровое полотенце (высунуть широкий язык и удержать под счет до 10).

 Сел в сказочный вагон и отправился в путь. Быстро летел поезд по рельсам (произносить: «Чух-чух-чух. Ту-туу»). За окошком мелькали деревья (рот открыть, кончиком языка дотронуться до верхних зубов и удерживать в течение 8 секунд), дома (язык опустить и спокойно положить за нижние зубы, рот открыт). Ласково светило солнышко (рот открыт, облизывать губы слева направо).

Язычок слушал, как стучат колеса поезда (произносить медленно: «Т-д-т-д-т-д»).

Совсем скоро вдалеке показалось синее море (рот широко открыть и удерживать под счет до 8).

Поезд подъехал к станции и остановился (вдохнуть носом и медленно выдохнуть: «Шш-ш»).

Язычку так не терпелось увидеть море, что он выскочил из вагона и быстро побежал на пляж (улыбнуться, пощелкать языком). Переодевшись в купальник и поставив пляжный зонтик (присосать язык к небу и удержать под счет до 8). Язычок растянулся на махровом полотенце под горячими лучами солнышка (рот открыт, язык сильно вытянуть и коснуться подбородка). Когда животик и спинка немного загорели, Язычок решил искупаться. Быстро разбежавшись, он нырнул в море (три раза щелкнуть языком, затем слегка высунуть изо рта; повторить 5 раз).

У Язычка были превосходные ласты, он быстро заболтал ногами в воде (рот приоткрыт, быстро передвигать язык вперед-назад по верхней губе, получается глухой слог «пл»).

На дне Язычок увидел черепаху, лакомившуюся морской капустой (двигать нижней челюстью, как при жевании), воздушную медузу (надуть щеки и удерживать в течение 8 секунд), летучую рыбу (рот приоткрыт, высунуть узкий язык, коснуться верхней губы и спрятать в рот; повторить 5 раз) и даже морскую звезду, которая пряталась за камнями (сначала высунуть широкий язык, прижать между нижней и верхней губами, а затем медленно «втащить» язык обратно в рот; повторить 5 раз).

Во время отдыха Язычок успел покататься на надувной резиновой лодке (надуть щеки и удержать под счет до 5), собрать красивые ракушки, сфотографировать попугая и жирафа (произносить: «Чик-чик».

Скоро он сел в поезд и поехал домой (произносить: «Чух-чух. Ту-туу»).

Язычок смотрел в окошко и улыбался (улыбнуться, показав нижние и верхние зубы), ведь он обязательно приедет сюда еще раз.

Как Язычок гулял в лесу 

Цели Продолжать учить двигать языком слева направо и справа налево; учить делать язык узким, удерживать артикуляционную позу, подражать голосам птиц.

Описание:  Взрослый выполняет вместе с ребенком.

Наступила весна, и в небе ярко засветило солнышко (открыть рот, облизывать губы по три раза сначала слева направо, потом справа налево). От его лучиков стали просыпаться деревья, из-под рыхлого снежка появились первые подснежники (губы сжать, высовывать узкий язык и прятать обратно в рот; повторить 8 раз).

 Звонко капает капель (улыбнуться, открыть рот, цокать языком).

Журчат ручьи (рот открыть, снаружи и изнутри облизывать языком верхнюю губу; выполнять в быстром темпе; слышится хлюпающий звук).

Язычок надел легкое пальто и отправился гулять в лес. Он шел не спеша по тропинке и слышал, как весело пели птицы. «Ку-ку, ку-ку», - куковала кукушка высоко на ели. Как куковала кукушка? (Звукоподражание.)

«Д-д-д, д-д-д», - стучал дятел по коре дерева, отыскивая маленьких жучков. Как стучал дятел? (Звукоподражание.)

«Тви-тви, тви-тви», - быстро проносились ласточки над шумной речкой вдалеке. Все пело и оживало в весеннем лесу. Долго ли, коротко ли, но вскоре привела тропинка Язычка на чудесную полянку (открыть рот, высунуть широкий язык и удерживать под счет до 5). Сел Язычок на пенек (улыбнуться, открыть рот, присосать язык к небу и удерживать под счет до 10) и огляделся (улыбнуться, двигать языком вправо-влево). На полянке расцвело много подснежников.

Весенний ветерок (вдохнуть носом и плавно выдохнуть через рот, вытягивая губы вперед, как при звуке [у]; повторить 3 раза) наклонял их то в одну сторону, то в другую (рот открыть, язык тянуть сначала к левой щеке, потом - к правой; повторить 5 раз).

Неподалеку Язычок заметил красивую бабочку. Она сначала кружилась в воздухе, а потом села на один из цветков (рот открыть, 3 раза облизать губы слева направо и задержаться на верхней губе; повторить упражнение 5 раз). Язычок долго любовался небесной красавицей. Он успел разглядеть, что у бабочки есть глазки, усики, длинный хоботок, тонкие лапки. Скоро тучи закрыли солнышко и стало темнеть (рот открыть и медленно закрыть; повторить 5 раз). Бабочка покружилась над полянкой, словно прощаясь (5 раз медленно облизать губы справа налево) и взлетела высоко в небо. Язычок слез с пенечка и поспешил домой к маме с красивым букетом цветов.

Как Язычок лепил снеговика 

Цели Учить удерживать широкий язык на нижней губе, делать язык тонким, острым, закрывать попеременно глаза; развивать щечную мышцу; активизировать мышцы мягкого неба. Описание Взрослый выполняет вместе с ребенком. Однажды в зимний день Язычок выглянул в окошко (открывать и закрывать рот под счет до 5) и очень удивился. Всѐ вокруг - и скамейки, и качели, и дорожки - было укрыто белым снегом (высунуть широкий язык, положить на нижнюю губу и удерживать под счет до 5). Язычок надел теплую шубу, шапку, повязал красный шарф и вышел на улицу. Он улыбнулся (широко улыбнуться, показав зубы), посмотрел вверх на солнышко (поднять тонкий язык к верхней губе, удержать под счет до 5), потом вниз на снежок (опустить язык к нижней губе и удержать под счет до 5) и решил слепить снеговика. Сначала он скатал один снежный ком (надуть левую щеку), потом другой (надуть правую щеку) и, наконец, еще один, самый большой (надуть обе щеки и удержать). У Язычка замерзли руки. Он поднес их ко рту и стал согревать (поднести ладони ко рту и тихо произносить: «Ха-ха-ха»), Когда снеговик был готов, Язычок посмотрел сначала наверх (поднять язык к верхней губе), потом вниз (опустить язык к нижней губе), по сторонам (подвигать языком влево-вправо) и призадумался: «Чего-то не хватает». Он достал из кармана две пуговки и вставил снеговику глазки (зажмурить один глаз, потом - другой), из морковки получился длинный нос (высунуть язык и потянуть вперед), из веток Язычок сделал снеговику руки (потянуть язык вправо, потом - влево). Вдруг из-за тучек выглянуло солнышко, и Язычок увидел, как снеговик ему подмигивает то одним глазком, то другим (подмигнуть 5 раз правым глазом, а затем - левым). Вот какого снеговика слепил Язычок!

Как Язычок пил чай с друзьями 

Цели Продолжать учить удерживать широко открытый рот под счет до пяти; закреплять правильную артикуляцию звуков [п], [с], [ш], [т], [ц]; учить сворачивать язык в виде трубочки и удерживать губами, делать упражнение «Чашечка». Описание Взрослый выполняет вместе с ребенком. Язычок давно не видел своих старых друзей, и вот однажды он пригласил их на чаепитие. Язычок взял глубокую тарелку (открыть широко рот и удержать под счет до 5) и стал замешивать тесто (протискивать язык между зубами вперед-назад). Когда тесто было готово, он поставил его на окошко (открыть широко рот и удерживать под счет до 5). Скоро тесто стало подниматься и пыхтеть (набрать воздуха через нос и плавно вытолкнуть через губы; послышится глухой звук [п]). Выложил Язычок тесто на стол и стал лепить пирожки (высунуть широкий язык, поднять края языка и удержать между губами - получилась свернутая трубочка). Внутрь каждого пирожка положил Язычок малиновое варенье (облизать губы слева направо и справа налево) и поставил их в печь (открыть широко рот и удерживать под счет до 5). Потом Язычок достал пять красивых чашек (рот открыть, поднять язык кверху и загнуть боковые края - получилась чашечка), налил воды в чайник (улыбнуться и произнести: «С-с-с-с») и поставил на огонь. Быстро закипела вода (улыбнуться и произнести: «Ш-ш-ш-ш»). Скоро подрумянились и пирожки (высунуть широкий язык, поднять края языка и удержать между губами - получилась свернутая трубочка). Вдруг кто-то постучал в дверь (произнести: «Т-т-т-т»). Это пришли гости к Язычку: мишутка (надуть щеки и удерживать под счет до 5), лисичка - пушистый хвостик (положить широкий язык на нижнюю губу и 5 раз загнуть кончик кверху), белочка- попрыгунья (улыбнуться и произнести: «Ц-ц-ц-ц»), зайка-побегайка (закусить нижнюю губу, верхнюю губу поднять кверху, обнажив передние верхние зубы). Усадил Язычок гостей за стол и стал их угощать горячим чаем с пирожками (рот открыть, поднять язык кверху и загнуть боковые края - получилась чашечка; затем высунуть широкий язык, поднять края языка и удержать между губами - получилась свернутая трубочка).

Как Язычок катался на велосипеде 

Цели Продолжать учить делать язык узким и широким, загибать боковые края языка, удерживать рот открытым под счет до 10; уточнять произношение звуков [з], [ш]. Описание Взрослый выполняет вместе с ребенком. Язычку на день рождения подарили велосипед. У него было два больших колеса (облизать губы по часовой стрелке), блестящая рама (широко улыбнуться и показать зубы) и громкий звонок (произнести: «З-з-з-з»). Язычок стоял перед велосипедом и никак не мог нарадоваться (улыбнуться и показать зубы). Он осматривал его то с одной стороны, то с другой (двигать языком вправо-влево), то сверху, то снизу (двигать языком вверх и вниз). Первым делом Язычок решил навестить свою бабушку. Он испек для нее сладкие блинчики (открыть рот, высунуть широкий язык и удержать на нижней губе; повторить 5 раз), положил в корзинку (язык спрятать, рот открыть и удерживать под счет до 10), прикрыл полотенчиком (высунуть широкий язык, положить на нижнюю губу, прикрыть верхней губой) и поехал. Быстро крутил педали Язычок (вращать языком по губам сначала по часовой стрелке, затем - против). На улице ярко светило солнышко, и время от времени Язычок закрывал то один глазок, то другой (закрывать поочередно глаза). Дорога была длинной и широкой (тянуть широкий язык к подбородку). Язычок проезжал мимо красивых домиков с расписными ставнями (открывать и закрывать рот), мимо широкого пруда (открыть рот и удерживать под счет до 5), мимо стройных берез (вытянуть узкий язык, тянуть вперед; повторить 5 раз). Наконец дорожка свернула влево (вытянуть узкий язык и повернуть влево), и вдали показался домик бабушки (открыть рот и удерживать под счет до 10). Язычок еще быстрее закрутил педали (вращать языком по губам сначала справа налево, потом - слева направо). На пороге домика Язычка ждала бабушка. Она широко улыбалась и махала ему рукой (широко улыбнуться, рот слегка приоткрыть, высунуть язык, слегка загибая его кончик кверху, затем спрятать в рот; повторить 5-6 раз). Язычок нажал на тормоза (произнести: «Ш-ш-ш-ш») и остановил велосипед. Вскоре Язычок и бабушка сидели за столом, попивая чай из больших чашек (улыбнуться, рот открыт, загибать боковые края языка и удерживать под счет до 5; повторить 4-5 раз). Бабушке очень понравились блинчики (высовывать широкий язык и прятать обратно в рот; повторить 5 раз). Язычок рассказал бабушке, что по дороге к ней он видел большой пруд (открыть рот и удерживать под счет до 5), стройные березки (высунуть узкий язык и удерживать под счет до 5), красочные домики с расписными ставнями (открывать и закрывать рот). Бабушка долго слушала Язычка. Скоро наступил вечер. Язычок не заметил, как сначала у него закрылся один глаз (закрыть левый глаз), потом - другой (закрыть правый глаз), и он заснул. Бабушка аккуратно положила Язычка в постельку (улыбнуться и высунуть широкий язык), укрыла теплым, пушистым одеяльцем (прикрыть язык верхней губой) и крепко поцеловала (губы сближены, как при поцелуе, удерживать их в таком положении под счет до 10). Спокойной ночи, Язычок!

Как Язычок работал в саду

Цели Активизировать звукоподражания; учить медленно двигать языком, двигать языком между верхними и нижними зубами, вытягивать губы вперед, удерживать их, а затем разводить в стороны, широко открывая рот; вращать языком по губам в разные стороны; развивать гибкость языка и щечную мышцу. Описание Взрослый вместе с ребенком выполняет упражнения перед зеркалом Наступил солнечный денек. Язычок проснулся рано (рот открыть, медленно вытягивать язык изо рта, стараясь коснуться подбородка). Он взял с собой ведерко (открыть рот и удерживать в таком положении до 10 секунд), грабли (улыбнуться, протискивать язык между верхними и нижними зубами вперед-назад; повторить 8 раз), лопату (рот открыть, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать под счет до 8) и отправился в сад. Высоко на деревьях звонко пели птицы: «Ци-пи, ци-пи», «Чик-чик, чик-чик», «Зинь-зинь-зинь, зинь-зинь-зинь». Как пели птицы? (Выполнять звукоподражания) От легкого ветерка трава колыхалась из стороны в сторону (улыбнуться, двигать языком вправо-влево). В саду росло много красивых цветов: маки, лилии, ромашки, розы, колокольчики. Язычок подошел к любимым цветочкам, наклонился и ласково прошептал: «С добрым утром!» Цветы, словно услышав Язычок, закивали в ответ головками вверх-вниз (рот открыть, языком касаться то верхней, то нижней губы). Взяв грабли, Язычок стал аккуратно сгребать засохшую траву возле цветов (улыбнуться, протискивать язык между зубами вперед-назад; повторить 8 раз). Много было сухой травы и опавших листьев. Язычок вспотел и стал дуть на свой лоб (нижней губой «обнять» верхнюю, дуть вверх, на челку). Когда около цветов стало чисто, Язычок сложил всю траву в ведерко (рот открыть, высунуть язык, приподнять боковые края языка и втянуть язык в рот; движение напоминает лакание молока кошкой; повторить 8 раз). Потом Язычок взял лопату и стал перекапывать землю (упираться языком то в одну, то в другую щеку с внутренней стороны). Теперь корешки у цветов стали лучше дышать. Обрадовались цветы и попросили у Язычка прохладной воды. Взяв большую лейку (упражнение «Хоботок»: вытянуть губы вперед и удержать под счет до 3, вернуть в исходное положение; повторить 5 раз), Язычок полил цветы под самый корешок. Вода лилась долго, медленно (произнести: «С-с-с-с»), Поднялись цветы и еще больше раскрыли свои лепесточки (губы вытянуть вперед трубочкой, медленно развести в стороны, открыв рот, снова соединить в «трубочку»; повторить 5 раз). Обрадовался Язычок, что теперь в его саду стало чисто и красиво. Вдруг он услышал, что кто-то жужжит в стороне (произнести: «Ж-ж-ж-ж»). Это была пчела. Она почувствовала сладкий запах цветов и прилетела в сад. Пчелка кружила то у одного цветка, то у другого (рот открыть, вращать языком 3 раза справа налево, потом 3 раза слева направо). Наконец она тихо опустилась на розу, забралась в серединку и стала пить нектар. Отведав вдоволь сладкого сока, пчела еще раз покружилась над цветами и улетела (произнести: «Ж-ж-ж-ж»), Под вечер Язычок заметил, что в саду стали просыпаться кузнечики. Они сидели в траве и громко стрекотали: «Щик-щик, т-т-т, щик-щик, т-т-т». Как стрекотали кузнечики? (Звукоподражание) Солнышко медленно опускалось за верхушки деревьев, и в саду становилось темнее. Цветы закрыли лепесточки (рот широко открыть, соединить губы и вытянуть вперед трубочкой; повторить 5 раз), наклонили головки и сладко заснули. Еще где-то слышалась одинокая песня кукушки: «Ку-ку, ку-ку, ку-ку». Как пела кукушка? (Звукоподражание.) Язычок прилег на качели и не заметил, как задремал. Он закрыл сначала один глаз (закрыть левый глаз, можно удержать веко пальцами), потом - другой (закрыть правый глаз) и погрузился в сказочный сон. Ночью около Язычка и его любимых цветов кружилось много светлячков, которые словно охраняли чудесный сад (облизать языком губы по 5 раз сначала справа налево, потом - слева направо).

Как язычок ходил в зоопарк 

Цели Продолжать учить вращать языком из стороны в сторону; закреплять правильное произношение звуков [а], [и], [о], [ш], [ч]; учить делать язык узким и широким. Описание Взрослый вместе с ребенком выполняет упражнения перед зеркалом Сегодня в город приехал зоопарк, и Язычок очень захотел навестить животных. Он взял с собой морковку для слона (упражнение «Хоботок»: губы вытянуть вперед трубочкой и удерживать под счет до 5; повторить 5 раз), орешков для обезьян (попеременно упираться языком во внутреннюю сторону щек), спелый банан для жирафа (язык свернуть трубочкой и удержать между губами; повторить 5 раз), а еще фотоаппарат. Язычок сел в синий автомобиль и поехал в зоопарк. Быстро летела машина по дороге (вдохнуть носом и коротко, резко выдохнуть через рот, произнося: «Ш-ш-ш-ш»; повторить 3 раза). За окошком ярко светило солнце (вращать языком слева направо, потом - справа налево, по 3 раза в каждую сторону). «Интересно, какие животные приехали к нам из далеких стран?» - думал Язычок и весело улыбался летнему солнышку (улыбнуться, обнажив зубы; повторить 5 раз). Около зоопарка собралось много людей. Все хотели посмотреть на диких животных. Язычок остановил машину (вдохнуть носом и плавно, длительно выдохнуть: «Ш-ш-ш-ш»; повторить 3 раза). Сначала он подошел к клетке со львом. Старый лев, раскинув лапы, нежился на солнышке (открыть рот, высунуть широкий язык, положить на нижнюю губу и удерживать под счет до 5; повторить 3-4 раза). У льва была пушистая, длинная, густая грива и сильные лапы. «Наверное, он видит какой-то сон», - подумал Язычок, заметив, как медленно двигается хвост из стороны в сторону (медленно двигать языком слева направо). Чтобы не разбудить льва, Язычок тихонько отошел в сторону. В следующей клетке стоял большой и важный слон. Он медленно ходил по земле, покачивая головой вверх-вниз (упражнение «Качели»: двигать языком вверх-вниз, касаясь то верхней, то нижней губы). Заметив морковку у Язычка, слон остановился и вытянул длинный хобот (рот открыть, вытягивать и прятать узкий язык). Язычок очень обрадовался, когда слон, взяв морковку, стал медленно ее жевать (двигать челюстями, как при жевании). Он сфотографировал слона (вдохнуть носом и произнести: «Ч-ч-ч-ч»; повторить 3 раза). Вдруг Язычок услышал странные звуки: «А-а-о-о-а-а-о-о». Он огляделся (вращать языком по 3 раза сначала слева направо, потом - справа налево) и увидел маленьких смешных обезьянок, которые весело прыгали и лазали по деревьям. Язычок подошел к клетке и стал считать: «Один, два, три, четыре, пять» (поочередно загибать пальцы на правой руке). Сколько всего обезьянок? Язычок раскрыл ладошку и просунул в клетку пять орешков (упираться языком по 5 раз в каждую щеку). Обезьянки схватили орешки и громко закричали: «А-а-и-и-а-а-и-и». Как закричали обезьянки? Так они благодарили Язычка. У следующей клетки высоко в зеленых листьях Язычок приметил чью-то вытянутую морду. Два глаза с любопытством наблюдали за Язычком. «Кто бы это мог быть?» - подумал он и осторожно подошел к клетке. Спустя некоторое время к Язычку наклонилась голова на длинной-предлинной тонкой шее (вытягивать язык изо рта, касаясь подбородка; повторить 5 раз). «Ой, да это же жираф!» - догадался Язычок и дал ему спелый банан. Еще долго гулял Язычок по зоопарку и совсем не заметил, как наступил вечер. Он попрощался с животными, сел в свой автомобиль и, довольный, поехал домой (вдохнуть носом и резко выдохнуть, произнося: «Ш-ш-ш»),

Как Язычок купался в ванне 

Цели Закреплять правильное произношение звуков [ч], [с]; учить зажмуривать попеременно то левый, то правый глаз, двигать языком то вперед, то назад между губами; научить выполнять упражнение «Индюк». Описание Взрослый выполняет вместе с ребенком. Наступило воскресенье. За окном ярко светило солнышко и громко щебетали птицы (произнести: «Ч-ч-ч-ч»). Язычок открыл сначала один глаз (зажмурить левый глаз), потом другой (зажмурить правый глаз), сладко зевнул (зевнуть) и встал со своей постельки. Он наклонился (высунуть язык и кончиком постараться дотронуться до подбородка), потом потянулся вверх (потянуть язык к носу), размял бока (двигать языком из стороны в сторону) и немного попрыгал на месте (улыбнуться и пощелкать языком). Сегодня банный день. Язычок взял большое махровое полотенце (высунуть широкий язык, положить на нижнюю губу и удерживать под счет до 5) и пошел в ванную. Он открыл кран и услышал, как шумно побежала вода (произнести: «С-с-с-с»), Язычок взял зубную щетку и стал чистить зубы (двигать языком то вперед, то назад между губами). Сначала он почистил верхние зубы (улыбнуться и поводить языком по верхним зубам из стороны в сторону), потом - нижние (улыбнуться и поводить языком по нижним зубам из стороны в сторону), умыл лицо (движения тремя пальцами - указательным, средним, безымянным - обеих рук от средней линии лба вниз через височные впадины к середине подбородка) и улыбнулся в зеркало (улыбнуться, обнажив верхние и нижние зубы). Язычок добавил в ванну немного пены, и тотчас же в воздухе закружились разноцветные пузыри (надувать попеременно то правую, то левую щеку). Взяв мочалку, Язычок стал тереть спину и живот (двигать языком то вперед, то назад между губами). Потом он вымыл ноги и немного поболтал ими в ванне (язык положить на верхнюю губу и производить быстрые движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее, послышится звукосочетание «бл-бл-бл»). Жарко было Язычку, стал он дуть на свой лоб (нижней губой «обнять» верхнюю, подуть на челку). Вышел Язычок из ванной и радостно улыбнулся (улыбнуться, обнажив все зубы, и удерживать под счет до 5). Вот как хорошо и легко было ему


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СКАЗКА ПРО ТО, КАК ЯЗЫЧОК В ЗООПАРК ХОДИЛ (Картотека основного комплекса артикуляционной гимнастики)

При составлении картотеки были использованы материалы книги Е. Косиновой «Гимнастика для развития речи» с учетом рекомендаций практикума по логопедии М.Ф.Фомичевой «Воспитание у детей правильного прои...

Комплекс артикуляционной гимнастики "Озорной язычок"

Представлен комплекс артикуляционной гимнастики...

Картотека комплекса артикуляционной гимнастики на тему: «Сказочные истории про Язычок» для детей старшей группы (5 – 6 лет).

Задача  совершенствования  артикуляционного аппарата заключается в том, чтобы в процессе речевой гимнастики или специальных игр и упражнений укреплять мышцы детей, учить их при разговоре дос...

«Сказка про весёлый язычок» Комплекс артикуляционной гимнастики

Любой из нас пришёл на свет на этот мирТворить добро, надеяться, любить,Смеяться, плакать, но при всём при этомДолжны мы научиться ГОВОРИТЬЦель мастер-класса: передача опыта путем прямого и комментиро...

Комплекс артикуляционной гимнастики на тему: «Сказочные истории про Язычок» для детей старшего дошкольного возраста

Картотека. Комплекс артикуляционной гимнастики на тему: «Сказочные истории про Язычок» для детей старшего дошкольного возраста...

Комплекс артикуляционной гимнастики "Веселый язычок"

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижнос...

Комплекс артикуляционной гимнастики "Веселый язычок"

Речь – это первый и единственный способ познания! Нет речи – нет познания! Язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ребенок с пл...