Комплекс артикуляционной гимнастики "Веселый язычок"
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Гимнастика для язычка.
- «Окошко». На счет «раз» широко открыть рот (окошко открыто), на счет «два» закрыть рот (окошко закрыто).
- «Лягушка». Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до пяти.
- «Хоботок». Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать данное положение на счет до пяти.
- «Лягушка – хоботок». На счет «раз – два» чередовать упражнение «Лягушка», «Хоботок».
- «Лопаточка». Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать данное положение на счет до пяти.
- «Трубочка». Открыть рот, свернуть язык трубочкой. Длительно подуть в эту трубочку.
- «Толстячок». 1. Надувание обеих щек одновременно. 2. Надувание правой и левой щек попеременно.
- «Худышка». Втягивание щек в ротовую полость при опущенной нижней челюсти и сомкнутых губах.
- «Накажем непослушный язычок». Губы в улыбке. Легко покусывать язык по всей длине от кончика до корня, попеременно высовывая и снова втягивая.
- «Причешем язычок». Губы в улыбке, зубы сомкнуты. Широкий язык протискивается наружу между зубами так, что верхние резцы скоблят по верхней поверхности языка.
- «Часики». Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз – два» из одного уголка рта в другой.
- «Качели». Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз – два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы.
- Вначале упражнения выполнять в медленном темпе, перед зеркалом.
- Количество повторов каждого упражнения от 2 до 10 – 15 раз.
- Зеркало можно убрать, когда ребенок научится правильно выполнять движения.
- Выполнять данный комплекс гимнастики несколько раз в день.
- Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить гимнастику на блоки по 2 – 3 упражнения и выполнять их в течение дня.
Гимнастика для язычка.
(с-сь-з-зь)
- «Лягушка». Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до пяти.
- «Хоботок». Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать данное положение на счет до пяти.
- «Лягушка – хоботок». На счет «раз – два» чередовать упражнение «Лягушка», «Хоботок».
- «Накажем непослушный язычок». Положить широкий язычок между губами и «пошлепать» его «пя-пя-пя».
- «Киска сердится». Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет «раз» - выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы. На счет «два» вернуться в исходное положение.
- «Упрямый ослик». Губы в улыбке, рот приоткрыть. С силой произносить звукосочетание ИЕ. Кончик языка при этом упирается в нижние зубы.
- «Трубочка». Открыть рот, свернуть язык трубочкой. Длительно подуть в эту трубочку.
- «Чистим нижние зубы». Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо – влево. Нижняя челюсть при этом не двигается.
- «Качели». Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз – два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы.
- «Посчитай нижние зубки». Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый нижний зуб с внутренней стороны.
- Вначале упражнения выполнять в медленном темпе, перед зеркалом.
- Количество повторов каждого упражнения от 2 до 10 – 15 раз.
- Зеркало можно убрать, когда ребенок научится правильно выполнять движения.
- Выполнять данный комплекс гимнастики несколько раз в день.
- Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить гимнастику на блоки по 2 – 3 упражнения и выполнять их в течение дня.
Гимнастика для язычка.
(ш-ж-щ-ч)
- «Лягушка». Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до пяти.
- «Хоботок». Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать данное положение на счет до пяти.
- «Лопаточка». Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать данное положение на счет до пяти.
- «Накажем непослушный язычок». Положить широкий язычок между губами и «пошлепать» его «пя-пя-пя».
- «Чашечка». Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать данное положение на счет до пяти.
- «Бублик». Выполнить упражнение «Хоботок». Затем округлить губы так, чтобы были видны зубы. Удерживать данное положение на счет до пяти.
- «Фокус». Положить на самый кончик носа маленький кусочек ватки. Язык в форме чашечки плотно примыкает к верхним губам. Нужно сдуть ватку с кончика носа.
- «Лошадка». Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострен.
- «Маляр». Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить небо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.
- «Вкусное варенье». Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз.
- «Грибок». Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к небу. Если не удается, то пощелкать языком, как в упражнении «Лошадка».
- «Гармошка». Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.
- Вначале упражнения выполнять в медленном темпе, перед зеркалом.
- Количество повторов каждого упражнения от 2 до 10 – 15 раз.
- Зеркало можно убрать, когда ребенок научится правильно выполнять движения.
- Выполнять данный комплекс гимнастики несколько раз в день.
- Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить гимнастику на блоки по 2 – 3 упражнения и выполнять их в течение дня.
Гимнастика для язычка.
(л - ль)
- «Лягушка». Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до пяти.
- «Хоботок». Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать данное положение на счет до пяти.
- «Лопаточка». Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать данное положение на счет до пяти.
- «Накажем непослушный язычок». Положить широкий язычок между губами и «пошлепать» его «пя-пя-пя».
- «Вкусное варенье». Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз.
- «Качели». Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз – два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы.
- «Пароход». Приоткрыть рот и длительно на одном выдохе произносить звук Ы-Ы.
- «Индюк». Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем по верхней губе вперед – назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Темп упражнения постепенно убыстрять, затем добавить голос, чтобы слышалось «бл-бл-бл».
- «Маляр». Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить небо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.
- «Чистим верхние зубы». Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубки с внутренней стороны, двигая языком вправо – влево.
- «Посчитай зубки». Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый верхний зуб с внутренней стороны.
- «Поймай звук». Улыбнуться. Во время произнесения звука А широкий кончик языка закусить зубами. Постепенно увеличивая темп движения, вы услышите АЛ-АЛ-АЛ.
- Вначале упражнения выполнять в медленном темпе, перед зеркалом.
- Количество повторов каждого упражнения от 2 до 10 – 15 раз.
- Зеркало можно убрать, когда ребенок научится правильно выполнять движения.
- Выполнять данный комплекс гимнастики несколько раз в день.
- Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить гимнастику на блоки по 2 – 3 упражнения и выполнять их в течение дня.
Гимнастика для язычка.
(р - рь)
- «Качели». Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз – два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы.
- «Маляр». Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить небо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.
- «Чистим верхние зубы». Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубки с внутренней стороны, двигая языком вправо – влево.
- «Посчитай зубки». Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый верхний зуб с внутренней стороны.
- «Лошадка». Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострен.
- «Грибок». Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к небу. Если не удается, то пощелкать языком, как в упражнении «Лошадка».
- «Гармошка». Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.
- «Барабан». Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук Д-Д-Д. Язык при произнесении этого звука упирается в верхние зубы, рот не закрывать.
- «Комарик». Улыбнуться, открыть рот. Поднять язык за верхние зубы; длительно произносить звук З.
- «Моторчик». Основное упражнение. Во время произнесения звука Д-Д-Д или З-З-З быстрыми движениями плоской ручки чайной ложки, деревянным шпателем или просто прямым указательным пальцем самого ребенка производить частые колебательные движения из стороны в сторону.
- Вначале упражнения выполнять в медленном темпе, перед зеркалом.
- Количество повторов каждого упражнения от 2 до 10 – 15 раз.
- Зеркало можно убрать, когда ребенок научится правильно выполнять движения.
- Выполнять данный комплекс гимнастики несколько раз в день.
- Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить гимнастику на блоки по 2 – 3 упражнения и выполнять их в течение дня.
Гимнастика для язычка.
(для развития подъязычной уздечки)
- «Маляр». Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить небо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.
- «Барабан». Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук Д-Д-Д. Язык при произнесении этого звука упирается в верхние зубы, рот не закрывать.
- «Лошадка». Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострен.
- «Грибок». Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к небу. Если не удается, то пощелкать языком, как в упражнении «Лошадка».
- «Гармошка». Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.
- «Дотянись до носа». Улыбнуться, открыть рот. Широкий кончик языка поднять к носу и опустить к верхней губе.
Гимнастика для язычка.
(для развития подъязычной уздечки)
- «Маляр». Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить небо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.
- «Барабан». Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук Д-Д-Д. Язык при произнесении этого звука упирается в верхние зубы, рот не закрывать.
- «Лошадка». Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострен.
- «Грибок». Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к небу. Если не удается, то пощелкать языком, как в упражнении «Лошадка».
- «Гармошка». Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.
- «Дотянись до носа». Улыбнуться, открыть рот. Широкий кончик языка поднять к носу и опустить к верхней губе.
Гимнастика для язычка.
(к-г-х)
- «Лягушка». Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до пяти.
- «Хоботок». Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать данное положение на счет до пяти.
- «Лягушка – хоботок». На счет «раз – два» чередовать упражнение «Лягушка», «Хоботок».
- «Лопаточка – иголочка». Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз» положить широкий язык на нижнюю губу. На счет «два» высунуть язык наружу острым как жало.
- «Киска сердится». Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет «раз» - выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы. На счет «два» вернуться в исходное положение.
- «Чистим нижние зубы». Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо – влево. Нижняя челюсть при этом не двигается.
- «Посчитай нижние зубки». Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый нижний зуб с внутренней стороны.
- «Катушка». Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка упереться в основание нижних резцов. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать вглубь рта. Кончик языка не отрывать от резцов, губы и нижняя челюсть не должны двигаться.
- «Качели». Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз – два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы.
- Вначале упражнения выполнять в медленном темпе, перед зеркалом.
- Количество повторов каждого упражнения от 2 до 10 – 15 раз.
- Зеркало можно убрать, когда ребенок научится правильно выполнять движения.
- Выполнять данный комплекс гимнастики несколько раз в день.
- Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить гимнастику на блоки по 2 – 3 упражнения и выполнять их в течение дня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/28/picture-73192-1427557053.jpg)
СКАЗКА ПРО ТО, КАК ЯЗЫЧОК В ЗООПАРК ХОДИЛ (Картотека основного комплекса артикуляционной гимнастики)
При составлении картотеки были использованы материалы книги Е. Косиновой «Гимнастика для развития речи» с учетом рекомендаций практикума по логопедии М.Ф.Фомичевой «Воспитание у детей правильного прои...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/21/picture-257944-1369139959.jpg)
Комплекс артикуляционной гимнастики "Озорной язычок"
Представлен комплекс артикуляционной гимнастики...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/18/picture-791867-1463562678.jpg)
Картотека комплекса артикуляционной гимнастики на тему: «Сказочные истории про Язычок» для детей старшей группы (5 – 6 лет).
Задача совершенствования артикуляционного аппарата заключается в том, чтобы в процессе речевой гимнастики или специальных игр и упражнений укреплять мышцы детей, учить их при разговоре дос...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/17/picture-169726-1518844879.jpg)
«Сказка про весёлый язычок» Комплекс артикуляционной гимнастики
Любой из нас пришёл на свет на этот мирТворить добро, надеяться, любить,Смеяться, плакать, но при всём при этомДолжны мы научиться ГОВОРИТЬЦель мастер-класса: передача опыта путем прямого и комментиро...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/06/picture-969194-1509935196.jpg)
Комплекс артикуляционной гимнастики на тему: «Сказочные истории про Язычок» для детей старшего дошкольного возраста
Картотека. Комплекс артикуляционной гимнастики на тему: «Сказочные истории про Язычок» для детей старшего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2020/07/23/picture-1259565-1595509268.jpg)
Комплекс артикуляционной гимнастики на тему: «Сказочные истории про Язычок»
Л.Г.Выгодский писал: "Ребёнок начинает понимать, что звуки и их комбинации могут означать определённые предметы, что с их помощью можно достигнуть очень многого, что, с...
![](/sites/default/files/pictures/2021/08/10/picture-1275347-1628562027.jpg)
Комплекс артикуляционных упражнений для подготовки язычка к постановке звука «Л».
Артикуляционная гимнастика....