Картотека по развитию речи (формирование словаря)
картотека по развитию речи (подготовительная группа)
Картотека
дидактических игр
по развитию речи (формирования словаря)
Возрастная группа: подготовительная к школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №10 «Умка»
Картотека
дидактических игр
по развитию речи (формирования словаря)
Возрастная группа: подготовительная к школе
г. Шадринск
Содержание
|
|
№ 1. Дидактическая игра «Игрушки играют в прятки»
Цель: Активизировать и обогащать словарь по теме «игрушки»; совершенствовать диалогическую форму речи; ориентироваться в пространстве; развивать внимание и память.
Материал и оборудование: Игрушки разного цвета и вида.
Ход: Педагог размещает вокруг ребенка три-четыре игрушки разного цвета и вида.
Вопросы: какая игрушка расположена справа, слева, перед ребенком, за ним? Где находится игрушка? Какая игрушка резиновая, пластмассовая и т.п.?
№ 2. Дидактическая игра «Поищи слово»
Цель: Активизировать и обогащать словарь детей по теме «мебель»; развивать умение выражать мысли; делать умозаключения; объяснять и уточнять понятия.
Материал и оборудование: Предметные картинки с изображением мебели.
Ход: На столе лежат картинки, изображениями вниз, ребенок вытягивает картинку и называет ее, объясняет, что она обозначает и для чего предназначена. Например, шкаф – это мебель, предназначен для хранения одежды, вещей и т.д.
№ 3. Дидактическая игра «Подбери подходящее слово»
Цель: Активизировать и обогащать словарь детей; развивать мотивацию к обучению; формировать навыки контроля над собственной речью; развивать адекватную самооценку; ориентироваться на поиск положительного в работе других детей.
Материал и оборудование: Диск-солнышко, лучики разного размера (длинные, средние, короткие).
Ход: Дети подбирают:
- Определение (слово-признак) к заданному слову (картинке) и выставляют свой лучик к солнышку.
- Глагол (слово-действие) к заданному слову (картинке) и выставляют свой лучик к солнышку.
Аналогично подбирают существительное, родственное слово, слова на заданный звук.
№ 4. Дидактическая игра «Цепочка слов»
Цель: Образование слов с предельным лексическим значением (предмет, действие, признак предмета, признак действия)
Материал и оборудование: Не предусмотрено
Ход: Педагог называет слово (предмет), предлагает от него образовать слово-действие, слово-признак предмета и слово-признак действия.
Получается цепочка слов: Грусть – грустить – грустный – грустно.
№ 5. Дидактическая игра «Что изменилось?»
Цель: Активизировать и обогащать словарь прилагательными (определениями); развивать внимание и память.
Материал и оборудование: Игрушки одного вида, но разного цвета, размера, материала.
Ход: Педагог расставляет игрушки перед детьми (пять-шесть штук), предлагает их запомнить, и запомнить, как они стоят. Дети закрывают глаза, педагог меняет игрушки местами или убирает одну из них (или две). Вопросы: Какой игрушки не стало? Какие игрушки поменялись местами?
№ 6. Дидактическая игра «Запомни, назови»
Цель: Расширять объем словаря; уметь различать близкие по звучанию слова; развивать слухоречевую память, слуховое внимание.
Материал и оборудование: Не предусмотрено
Ход: Вариант 1. Педагог называет ряд слов, например, пальто, платье, плащ, халат, платок. Дети должны запомнить и воспроизвести этот ряд.
Вариант 2. Дети запоминают ряд слов, педагог называет этот же ряд слов, но пропускает одно слово. Дети должны сказать, какое слово пропущено и где его место в ряду.
Вариант 3. Педагог задает ряд слов, затем меняет местами слова или добавляет новое слово. Дети должны сказать, что изменилось.
№ 7. Дидактическая игра «Я знаю…»
Цель: Активизировать и обогащать словарь детей; развивать ловкость движений; развивать мышление.
Материал и оборудование: Мяч.
Ход: Ребенок бьет мяч о землю рукой, на каждый удар произнося: «Я знаю пять (цветов, овощей, имен и т.п.)» и перечисляет названное. Если ребенок ошибется или уронит мяч, очередь переходит к другому игроку.
№8. Дидактическая игра «Угадай - ка»
Цель: Обогащать предметный и глагольный словарь по теме «домашние животные»; развивать слуховое внимание.
Материал и оборудование: Не предусмотрено
Ход: Выбирается водящий, вокруг него стоят дети. Водящий закрывает глаза. Один ребенок, например, говорит: «Собака». Водящий должен ответить: «Лает», угадать, кто это сказал, и обозначить направление, откуда слышался голос.
№ 9. Дидактическая игра «Кому что нужно для работы»
Цель: Обогащать и активизировать словарь глаголов; развивать зрительно-пространственные функции и внимание.
Материал и оборудование: Рисунок, на котором изображены мальчики, занятые каким-либо делом. В середине рисунка расположены инструменты, которые помогут выполнить это задание.
Ход: Ведущий предлагает внимательно рассмотреть рисунок и догадаться по движению рук, ног, позы тела, чем заняты мальчики.
Вопросы: Что делает первый мальчик? Почему ты так думаешь?
Чем занят второй мальчик? Почему ты так считаешь?
Какой предмет на картинке помог дать ответ?
№ 10. Дидактическая игра «Отгадай загадку»
Цель: Активизировать и уточнять словарь; развивать мышление.
Материал и оборудование: Картинки – отгадки к загадкам
Ход: Педагог предлагает детям отгадать загадки и найти отгадки на картинках. Если загадка не отгадана, то нужно рассмотреть картинку с детьми, выделить важные признаки и снова загадать эту загадку.
№ 11. Дидактическая игра «Наоборот»
Цель: Развивать умение находить противоположности в словах; продолжать развивать способность к сравнению.
Материал и оборудование: Цветные картинки.
Ход: Ведущий предлагает детям собрать логический поезд из вагончиков, находя противоположности. Например, рядом с колючим ежиком может стоять пушистый кот; рядом с холодной снежинкой горячий чай и т.п.
№ 12. Дидактическая игра «Продолжи слово»
Цель: Активизировать и обогащать словарь новыми словами; развитие внимания.
Материал и оборудование: Мяч.
Ход: Дети садятся в круг. Бросая мяч кому-либо, играющий произносит половину слова, а тот, кому он бросил, должен быстро слово закончить.
№ 13. Дидактическая игра «Что это? Кто это?»
Цель: Активизировать и расширять лексический запас; развивать мышление.
Материал и оборудование: Цветные картинки, мяч.
Ход: Вариант 1. Перед игроками лежат картинки любой одной группы. Все участники игры называют по очереди любые другие предметы, которые относятся к этой же группе (например, еще домашние животные – это лошадь, овца и так далее).
Вариант 2. Педагог называет обобщающие понятия и бросает мяч поочередно каждому игроку. Ребенок возвращает мяч педагогу, называет относящиеся к этому обобщающему понятию предметы.
№ 14. Дидактическая игра «Переезд»
Цель: Обогащение и активизация бытового словаря; развитие интереса к смыслу слова; воспитание культуры речевого развития.
Материал и оборудование: Мяч.
Ход: Игрокам предлагается обставить мебелью и разными предметами интерьера квартиру (дом). Выбирается место, например, гостиная, детская, кухня, столовая, спальня и др. Игроки, перебрасывая мяч друг другу, называют по одному предмету, который они хотят разместить в этой комнате. Повторять слова нельзя.
№ 15. Дидактическая игра «Профессии»
Цель: Обогащение и активизация бытового и обществоведческого словаря; расширение кругозора; воспитание культуры речевого общения.
Материал и оборудование: Мяч.
Ход: Сначала определяется название любой профессии. Затем игорки, перекидывая друг другу мяч, называют орудия труда и те предметы, которые представитель данной профессии использует в своей работе.
(Повар, врач, учитель, строитель, дворник, моряк, швея и т.д.)
№ 16. Дидактическая игра «Шейте сами»
Цель: Развивать интерес детей к смыслу слов; закрепить знание, умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением; воспитание культуры речевого общения.
Материал и оборудование: Конверты с деталями одежды, отделкой и укращениями.
Ход: На счёт «раз» дети открывают конверт, «два» - достают части одежды, «три» - составляют платье, юбку, сарафан, используя детали одежды, отделку и украшения. В процессе работы рассказывают, что они пришивают, как украшают своё изделие.
№ 17. Дидактическая игра «Что бывает?»
Цель: Развивать интерес детей к смыслу слова; закрепить умение согласовывать слова-существительные и слова-прилагательные; воспитывать культуру речевого общения.
Материал и оборудование: Не предусмотрено.
Ход: Педагог предлагает детям подобрать слова к слову «зелёный» (дом, ель, помидор, забор и т.д.). Если участников несколько, выигрывает тот, кто назвал больше слов. В последующем дети называют всё, что бывает грустным, весёлым, громким, тихим и т.п.
№ 18. Дидактическая игра «Переводчик»
Цель: Развивать умение детей подбирать слова-антонимы; закрепить навык освоения выразительных средств языка; воспитание культуры речевого общения.
Материал и оборудование: Не предусмотрено.
Ход: Педагог вводит игорвую ситуацию: гном решил отправиться в путешествие по стране Наоборотии. Для этого ему надо потренироваться в переводе слов нашего языка на язык жителей этой страны. Педагог предлагает помочь гному: подобрать к заданному слову слово с противоположным значением.
№ 19. Дидактическая игра «Объяснялка»
Цель: Развивать умение детей подбирать точные определения к словам; закрепить интерес к смыслу слова; развивать культуру речевого общения.
Материал и оборудование: Предметные картинки (лимон, луна и т.п.)
Ход: Ребёнок берёт картинку и не показывая её детям, описывает предмет на ней тремя прилагательными. Например, лимон: «кислый», «сочный», «желтый». Если остальные игроки сумеют по этим трем слвам отгадать предмет, то игрок, подобравший точные прилагательные, получает очко. Игрок, который угадал предмет, тоже получает очко.
№ 20. Дидактическая игра «Подскажи слово»
Цель: Развивать умение подбирать обобщающее слово; закрепить интерес детей к смыслу слов; воспитывать культуру речевого общения.
Материал и оборудование: Не предусмотрено.
Ход: Педагог предлагает детям назвать одним словом то, что он описывает, например,
- часы, которые помогают проснуься;
- большая ложка, с помощью которой разливают суп;
- утренняя еда и т.п.
Затем дети описывают предмет, а педагог называет обобщающее слово.
№ 21. Дидактическая игра «Калейдоскоп слов»
Цель: Развивать умение детей использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания; закрепить умение детей пользоваться выразительными средствами языка; воспитывать культуру речевого общения.
Материал и оборудование: Не предусмотрено.
Ход: Педагог предлагает подобрать слова-действия (глаголы, например, к слову «снег», отвечая на вопрос: «А что снег может делать? (идти, кружиться, падать, таять и т.д.). А что еще может идти? (часы, поезд, дым)». Затем можно подобрать слова – определения (прилагательные), задав вопрос: «А какой может быть снег?» (пушистый, белый, холодный и т.д.).
№ 22. Дидактическая игра «Иностранец»
Цель: Развивать умение согласовывать слова в предложения; закрепить умение находить ошибки и объяснять их; воспитывать любознательность.
Материал и оборудование: Не предусмотрено.
Ход: Педагог предлагает детям найти ошибки в структуре предложения и объяснить их. Дети произносят предложения, исправив ошибки
- Зимой в саду расцвели яблони.
- Мы завтра были на даче.
- В ответ я кивнул ему рукой.
- Я вчера пойду в зоопарк и т.п.
№ 23. Дидактическая игра «Если бы их было много»
Цель: Обогащение и активизация бытового, природоведческого и обществоведческого словаря; поощрять проявление интереса к смыслу слов.
Материал и оборудование: Мяч.
Ход: Педагог, перекидывая мяч ребенку, называет слово в единственном числе, а он должен вернуть мяч, назвав это слово во множественном числе.
Примеры слов: гриб, зеркало, костер, колокол, человек, еж, кино, брат, ребенок, тень, орел, колос, цепленок, торт, друг, сук, холод, чай, окно, лето, день и т.д.
№ 24. Дидактическая игра «Такой же, как…»
Цель: Обогащение и активизация словаря; развитие воображения, мышления; воспитание интереса к слову.
Материал и оборудование: Мяч.
Ход: Игроки перекидывают друг другу мяч и называют при этом предметы, похожие по какому-то свойству.
Например, первый игрок – назови другой предмет, такой же белый, как снег.
Второй игрок – лист бумаги.
Варианты заданий:
Назови другой предмет, такой же:
- узкий, как лента
- полоатый, как тигр
- гладкий, как шелк
- сладкий, как сахар
- круглый, как мяч
- кислый, как лимон и т.п.
№ 25. Дидактическая игра «Что делает?»
Цель: Развивать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением целью высказывания; закрепить интерес к звучащему слову; воспитывать культуру речевого общения.
Материал и оборудование: Мяч.
Ход: Кидая мяч, первый игрок называет слово- существительное. Тот, кому кинули мяч, должен назвать глагол, подходящий по смыслу. Затем он перекидывает мяч другому игроку с новым существительным и т.д.
Пример:
1-ый игрок – «телевизор»
2-ой игрок – «показывает», перебрасывает мяч и говорит «цветок»
3-ий игрок – ловит мяч и говорит «растет» и т.д.
№ 26. Дидактическая игра «Детали»
Цель: Обогощение и активизация словаря; развитие интереса к смыслу слова; воспитание культуры речевого общения.
Материал и оборудование: Не предусмотрено.
Ход: Игроки должны, рассматривая картинки, назвать как можно больше деталей изображенного предмета.
Например:
- платье (воротник, пуговицы, пояс, подол, рукава, карманы, манжеты и т.д.).
№ 27. Дидактическая игра «Подбери картинки»
Цель: Развивать умение детей обобщать, правильно называть обобщающие слова; закрепить активный словарь по лексическим темам: «Одежда», «Посуда», «Транспорт».
Материал и оборудование: По 5 – 7 предметных картинок на каждую классификационную группу предметов.
Ход: Задания: 1) разложи картинки так, чтобы они подходили друг к другу. Назови их одним словом.
2) разложи предложенные картинки из одной группы («транспорт», «одежда», «посуда») по видам и назови одним словом. Например: транспорт – воздушный, наземный, водный. Одежда – летняя, зимняя, весенняя, осенняя. Посуда – чайная, столовая, кухонная.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/30/picture-771951-1459338056.jpg)
Особенности развития и формирования словаря у детей старшего возраста с нарушениями речи.
Именно процесс общения влияет на становление ребёнка как личности, растёт его самопознание, растёт умственное, речевое и нравственное развитие, формируются познавательные способности. Изучая свойства ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/24/picture-630024-1669282242.jpg)
Игры для развития лексической стороны речи (формирования словаря)
Игры для развития лексической стороны речи (формирования словаря)...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/26/picture-111945-1574756944.jpg)
Особенности развития и формирования словаря и связной речи у дошкольников
Особенности развития и формирования словаря и связной речи у дошкольников...
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/10/picture-1495142-1702207944.jpg)
Дидактические игры для развития лексической стороны речи (формирования словаря)
Речь занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. Появившись, слово входит в состав почти всех основных форм психической деятельности ребенка, участвуя в формировании восприятия и памяти, поб...
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/07/picture-1499297-1701967100.jpg)
Дидактические игры для развития лексической стороны речи (формирования словаря)
Речь занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. Появившись, слово входит в состав почти всех основных форм психической деятельности ребенка, участвуя в формировании восприятия и памяти, поб...
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/24/picture-1539174-1729742040.jpg)
Дидактическая игра для развития лексической стороны речи (формирование словаря) "Летает, а не прица
презентация по знакомству с окружающим миром, "птицы" , "насекомые"...