Картотека по развитию речи (формирование словаря)
картотека по развитию речи (подготовительная группа)

Ольга Вячеславовна Хопта

Картотека

дидактических игр

по развитию речи (формирования словаря)

Возрастная группа: подготовительная к школе

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6._kartoteka_-razvitie_rechi_formirovanie_slovarya.docx26.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №10 «Умка»

Картотека

дидактических игр

по развитию речи (формирования словаря)

Возрастная группа: подготовительная к школе

г. Шадринск

Содержание

  1. «Игрушки играют в прятки»
  2. «Поищи слово»
  3. «Подбери подходящее слово»
  4. «Цепочка слов»
  5. «Что изменилось?»
  6. «Запомни, назови»
  7. «Я знаю…»
  8. «Угадай-ка»
  9. «Кому что нужно для работы»
  10. «Отгадай загадку»
  11. «Наоборот»
  12. «Продолжи слово»
  13. «Что это? Кто это?»
  14. «Переезд»
  15. «Профессии»
  16. «Шейте сами»
  17. «Что бывает?»
  18. «Переводчик»
  19. «Объяснялка»

  1. «Подскажи слово»
  2. «Калейдоскоп слов»
  3. «Иностранец»
  4. «Если бы их было много» 
  5. «Такой же, как…»
  6. «Что делает?»
  7. «Детали»
  8. «Подбери картинки»

№ 1. Дидактическая игра «Игрушки играют в прятки»

Цель: Активизировать и обогащать словарь по теме «игрушки»; совершенствовать диалогическую форму речи; ориентироваться в пространстве; развивать внимание и память.

Материал и оборудование: Игрушки разного цвета и вида.

Ход: Педагог размещает вокруг ребенка три-четыре игрушки разного цвета и вида.

Вопросы: какая игрушка расположена справа, слева, перед ребенком, за ним? Где находится игрушка? Какая игрушка резиновая, пластмассовая и т.п.?

 № 2. Дидактическая игра «Поищи слово»

Цель: Активизировать и обогащать словарь детей по теме «мебель»; развивать умение выражать мысли; делать умозаключения; объяснять и уточнять понятия.

Материал и оборудование: Предметные картинки с изображением мебели.

Ход: На столе лежат картинки, изображениями вниз, ребенок вытягивает картинку и называет ее, объясняет, что она обозначает и для чего предназначена. Например, шкаф – это мебель, предназначен для хранения одежды, вещей и т.д.

№ 3. Дидактическая игра «Подбери подходящее слово»

Цель: Активизировать и обогащать словарь детей; развивать мотивацию к обучению; формировать навыки контроля над собственной речью; развивать адекватную самооценку; ориентироваться на поиск положительного в работе других детей.

Материал и оборудование: Диск-солнышко, лучики разного размера (длинные, средние, короткие).

Ход: Дети подбирают:

- Определение (слово-признак) к заданному слову (картинке) и выставляют свой лучик  к солнышку.

- Глагол (слово-действие) к заданному слову (картинке) и выставляют свой лучик к солнышку.

Аналогично подбирают существительное, родственное слово, слова на заданный звук.


№ 4. Дидактическая игра «Цепочка  слов»

Цель: Образование слов с предельным лексическим значением (предмет, действие, признак предмета, признак действия)

Материал и оборудование: Не предусмотрено

Ход: Педагог называет слово (предмет), предлагает от него образовать слово-действие, слово-признак предмета и слово-признак действия.

 Получается цепочка слов: Грусть – грустить – грустный – грустно.

№ 5. Дидактическая игра «Что изменилось?»

Цель: Активизировать и обогащать словарь прилагательными (определениями); развивать внимание и память.

Материал и оборудование: Игрушки одного вида, но разного цвета, размера, материала.

Ход: Педагог расставляет игрушки перед детьми (пять-шесть штук), предлагает их запомнить, и запомнить, как они стоят. Дети закрывают глаза, педагог меняет игрушки местами или убирает одну из них (или две). Вопросы: Какой игрушки не стало? Какие игрушки поменялись местами?

№ 6. Дидактическая игра «Запомни, назови»

Цель:  Расширять объем словаря; уметь различать близкие по звучанию слова; развивать слухоречевую память, слуховое внимание.

Материал и оборудование: Не предусмотрено

Ход:  Вариант 1. Педагог называет ряд слов, например, пальто, платье, плащ, халат, платок. Дети должны запомнить и воспроизвести этот ряд.

Вариант 2. Дети запоминают ряд слов, педагог называет этот же ряд слов, но пропускает одно слово. Дети должны сказать, какое слово пропущено и где его место  в ряду.

Вариант 3. Педагог задает ряд слов, затем меняет местами слова или добавляет новое слово. Дети должны сказать, что изменилось.

№ 7. Дидактическая игра «Я знаю…»

Цель: Активизировать и обогащать  словарь детей; развивать ловкость движений; развивать мышление.

Материал и оборудование: Мяч.

Ход: Ребенок бьет мяч о землю рукой, на каждый удар произнося: «Я знаю пять (цветов, овощей, имен и т.п.)» и перечисляет названное. Если ребенок ошибется или уронит мяч, очередь переходит к другому игроку.

№8. Дидактическая игра «Угадай - ка»

Цель: Обогащать предметный и глагольный словарь по теме «домашние животные»; развивать слуховое внимание.

Материал и оборудование: Не предусмотрено

Ход: Выбирается водящий, вокруг него стоят дети. Водящий закрывает глаза. Один ребенок, например, говорит: «Собака».  Водящий должен ответить: «Лает», угадать, кто это сказал, и обозначить направление, откуда слышался голос.

№ 9. Дидактическая игра «Кому что нужно для работы»

Цель:  Обогащать и активизировать словарь глаголов; развивать зрительно-пространственные функции и внимание.

Материал и оборудование: Рисунок, на котором изображены мальчики, занятые каким-либо делом. В середине рисунка расположены инструменты, которые помогут выполнить это задание.

Ход: Ведущий предлагает внимательно рассмотреть рисунок и догадаться по движению рук, ног, позы тела, чем заняты мальчики.

Вопросы: Что делает первый мальчик? Почему ты так думаешь?

Чем занят второй мальчик? Почему ты так считаешь?

Какой предмет на картинке помог дать ответ?


№ 10. Дидактическая игра «Отгадай загадку»

Цель:  Активизировать и уточнять словарь; развивать мышление.

Материал и оборудование: Картинки – отгадки к загадкам

Ход: Педагог предлагает детям отгадать загадки и найти отгадки на картинках. Если загадка не отгадана, то нужно рассмотреть картинку с детьми, выделить важные признаки и снова загадать эту загадку.

№ 11. Дидактическая игра «Наоборот»

Цель: Развивать умение находить противоположности в словах; продолжать развивать способность к сравнению.

Материал и оборудование: Цветные картинки.

Ход: Ведущий предлагает детям собрать логический поезд из вагончиков, находя противоположности. Например, рядом с колючим ежиком может стоять пушистый кот; рядом с холодной снежинкой горячий чай и т.п.

№ 12. Дидактическая игра «Продолжи слово»

Цель: Активизировать и обогащать словарь новыми словами; развитие внимания.

Материал и оборудование: Мяч.

Ход: Дети садятся в круг. Бросая мяч кому-либо, играющий произносит половину слова, а тот, кому он бросил, должен быстро слово закончить.

№ 13. Дидактическая игра «Что это? Кто это?»

Цель: Активизировать и расширять лексический запас; развивать мышление.

Материал и оборудование: Цветные картинки, мяч.

Ход: Вариант 1. Перед игроками лежат картинки любой одной группы. Все участники игры называют по очереди любые другие предметы, которые относятся к этой же группе (например, еще домашние животные – это лошадь, овца и так далее).

Вариант 2. Педагог называет обобщающие понятия и бросает мяч поочередно каждому игроку. Ребенок возвращает мяч педагогу, называет относящиеся к этому обобщающему понятию предметы.

№ 14. Дидактическая игра «Переезд»

Цель: Обогащение и активизация бытового словаря; развитие интереса к смыслу слова; воспитание культуры речевого развития.

Материал и оборудование: Мяч.

Ход: Игрокам предлагается обставить мебелью и разными предметами интерьера квартиру (дом). Выбирается место, например, гостиная, детская, кухня, столовая, спальня и др. Игроки, перебрасывая мяч друг другу, называют по одному предмету, который они хотят разместить в этой комнате. Повторять слова нельзя.

№ 15. Дидактическая игра «Профессии»

Цель: Обогащение и активизация бытового  и  обществоведческого  словаря; расширение кругозора; воспитание культуры речевого общения.

Материал и оборудование: Мяч.

Ход: Сначала определяется название любой профессии. Затем игорки, перекидывая друг другу мяч, называют орудия труда и те предметы, которые представитель данной профессии использует в своей работе.

(Повар, врач, учитель, строитель, дворник, моряк, швея и т.д.)

№ 16. Дидактическая игра «Шейте сами»

Цель: Развивать интерес детей к смыслу слов; закрепить знание, умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением; воспитание культуры речевого общения.

Материал и оборудование: Конверты с деталями одежды, отделкой и укращениями.

Ход: На счёт «раз» дети открывают конверт, «два» - достают части одежды, «три» - составляют платье, юбку, сарафан, используя детали одежды, отделку и украшения. В процессе работы рассказывают, что они пришивают, как украшают своё изделие.

№ 17. Дидактическая игра «Что бывает?»

Цель: Развивать интерес детей к смыслу слова; закрепить умение согласовывать слова-существительные и слова-прилагательные; воспитывать культуру речевого общения.

Материал и оборудование: Не предусмотрено.

Ход: Педагог предлагает детям подобрать слова к слову «зелёный» (дом, ель, помидор, забор и т.д.). Если участников несколько, выигрывает тот, кто назвал больше слов. В последующем дети называют всё, что бывает грустным, весёлым, громким, тихим и т.п.

№ 18. Дидактическая игра «Переводчик»

Цель: Развивать умение детей подбирать слова-антонимы; закрепить навык освоения выразительных средств языка; воспитание культуры речевого общения.

Материал и оборудование: Не предусмотрено.

Ход: Педагог вводит игорвую ситуацию: гном решил отправиться в путешествие по стране Наоборотии. Для этого ему надо потренироваться в переводе слов нашего языка на язык жителей этой страны. Педагог предлагает помочь гному: подобрать к заданному слову слово с противоположным значением.

№ 19. Дидактическая игра «Объяснялка»

Цель: Развивать умение детей подбирать точные определения к словам; закрепить интерес к смыслу слова; развивать культуру речевого общения.

Материал и оборудование: Предметные картинки (лимон, луна и т.п.)

Ход: Ребёнок берёт картинку и не показывая её детям, описывает предмет на ней тремя прилагательными. Например, лимон: «кислый», «сочный», «желтый». Если остальные игроки сумеют по этим трем слвам отгадать предмет, то игрок, подобравший точные прилагательные, получает очко. Игрок, который угадал предмет, тоже получает очко.  

№ 20. Дидактическая игра «Подскажи слово»

Цель: Развивать умение подбирать обобщающее слово; закрепить интерес детей к смыслу слов; воспитывать культуру речевого общения.

Материал и оборудование: Не предусмотрено.

Ход: Педагог предлагает детям назвать одним словом то, что он описывает, например,

- часы, которые помогают проснуься;

- большая ложка, с помощью которой разливают суп;

- утренняя еда и т.п.

Затем дети описывают предмет, а педагог называет обобщающее слово.

№ 21. Дидактическая игра «Калейдоскоп слов»

Цель: Развивать умение детей использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания; закрепить умение детей пользоваться выразительными средствами языка; воспитывать культуру речевого общения.

Материал и оборудование: Не предусмотрено.

Ход: Педагог предлагает подобрать слова-действия (глаголы, например, к слову «снег», отвечая на вопрос: «А что снег может делать? (идти, кружиться, падать, таять и т.д.). А что еще может идти? (часы, поезд, дым)». Затем можно подобрать слова – определения (прилагательные), задав вопрос: «А какой может быть снег?» (пушистый, белый, холодный и т.д.).

№ 22. Дидактическая игра «Иностранец»

Цель: Развивать умение согласовывать слова в предложения; закрепить умение находить ошибки и объяснять их; воспитывать любознательность.

Материал и оборудование: Не предусмотрено.

Ход: Педагог предлагает детям найти ошибки в структуре предложения и объяснить их. Дети произносят предложения, исправив ошибки

- Зимой в саду расцвели яблони.

- Мы завтра были на даче.

- В ответ я кивнул ему рукой.

- Я вчера пойду в зоопарк и т.п.

№ 23. Дидактическая игра «Если бы их было много»

Цель: Обогащение и активизация бытового, природоведческого и обществоведческого словаря; поощрять проявление интереса к смыслу слов.

Материал и оборудование: Мяч.

Ход: Педагог, перекидывая мяч ребенку, называет слово в единственном числе, а он должен вернуть мяч, назвав это слово во множественном числе.

Примеры слов: гриб, зеркало, костер, колокол, человек, еж, кино, брат, ребенок, тень, орел, колос, цепленок, торт, друг, сук, холод, чай, окно, лето, день и т.д.

№ 24. Дидактическая игра «Такой  же, как…»

Цель: Обогащение и активизация словаря; развитие воображения, мышления; воспитание интереса к слову.

Материал и оборудование: Мяч.

Ход: Игроки перекидывают друг другу мяч и называют при этом предметы, похожие по какому-то свойству.

Например, первый игрок – назови другой предмет, такой же белый, как снег.

Второй игрок – лист бумаги.

Варианты заданий:

Назови другой предмет, такой же:

- узкий, как лента

- полоатый, как тигр

- гладкий, как шелк

- сладкий, как сахар

- круглый, как мяч

- кислый, как лимон и т.п.

№ 25. Дидактическая игра «Что делает?»

Цель: Развивать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением  целью высказывания; закрепить интерес к звучащему слову; воспитывать культуру речевого общения.

Материал и оборудование: Мяч.

Ход: Кидая мяч, первый игрок называет слово-  существительное. Тот, кому кинули мяч, должен назвать глагол, подходящий по смыслу. Затем он перекидывает мяч другому игроку с новым существительным и т.д.

Пример:

1-ый игрок – «телевизор»

2-ой игрок – «показывает», перебрасывает мяч и говорит «цветок»

3-ий игрок – ловит мяч и говорит «растет» и т.д.

№ 26. Дидактическая игра «Детали»

Цель: Обогощение и активизация словаря; развитие интереса к смыслу слова; воспитание культуры речевого общения.

Материал и оборудование: Не предусмотрено.

Ход: Игроки должны, рассматривая картинки, назвать как можно больше деталей изображенного предмета.

Например:

- платье (воротник, пуговицы, пояс, подол, рукава, карманы, манжеты и т.д.).

№ 27. Дидактическая игра «Подбери картинки»

Цель: Развивать умение детей обобщать, правильно называть обобщающие слова; закрепить активный словарь по лексическим темам: «Одежда», «Посуда», «Транспорт».

Материал и оборудование: По 5 – 7 предметных картинок на каждую классификационную группу предметов.

Ход:  Задания: 1) разложи картинки так, чтобы они подходили друг к другу. Назови их одним словом.

2) разложи предложенные картинки из одной группы («транспорт», «одежда», «посуда»)  по видам и назови одним словом. Например: транспорт – воздушный, наземный, водный. Одежда – летняя, зимняя, весенняя, осенняя. Посуда – чайная, столовая, кухонная.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития и формирования словаря у детей старшего возраста с нарушениями речи.

Именно процесс общения влияет на становление ребёнка как личности, растёт его самопознание, растёт умственное, речевое и нравственное развитие, формируются познавательные способности. Изучая свойства ...

Картотека дидактических игр по формированию словаря дошкольников

Игры, способствующие количественному накоплению слов и точного соотнесения их с объектами окружающего мира...

Игры для развития лексической стороны речи (формирования словаря)

Игры для развития лексической стороны речи (формирования словаря)...

Особенности развития и формирования словаря и связной речи у дошкольников

Особенности развития и формирования словаря и связной речи у дошкольников...

Дидактические игры для развития лексической стороны речи (формирования словаря)

Речь занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. Появившись, слово входит в состав почти всех основных форм психической деятельности ребенка, участвуя в формировании восприятия и памяти, поб...

Дидактические игры для развития лексической стороны речи (формирования словаря)

Речь занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. Появившись, слово входит в состав почти всех основных форм психической деятельности ребенка, участвуя в формировании восприятия и памяти, поб...