Проект "Волшебный мир сказки"
проект по развитию речи (средняя группа)
В современных условиях жизни у детей наблюдается снижение читательского интереса. Дети не воспринимают произведения в единстве его содержательной, смысловой и выразительной стороны. Не чувствуют красоту литературной речи. Не стремятся объяснить и выразить смысл произведения и свое отношение к нему. В результате слушание, восприятие и понимание литературного текста снижено.
К сожалению, сегодня и дети, и родители не всегда понимают, что книга является особым художественным способом познания окружающей действительности человеческих взаимоотношений и социальных ценностей. Исходя из этого у дошкольников недостаточны знания о русских народных сказках.
С целью актуализации знаний дошкольников был создан данный проект, где рассматривается фольклорный жанр- «Волшебный мир сказки».
Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога, детей и родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_volshebnyy_mir_skazki_.doc | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность
В современное время зачастую наблюдается равнодушие и потеря интереса поколений друг к другу, когда разрушаются традиционные способы передачи культуры от родителей к детям, что в итоге ведет к деградации общества в целом, необходимо обучать культуре, точно так же, как любой другой учебной дисциплины. Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.
Работая с детьми, мы столкнулась с тем, что у них плохо развита связная речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения.
Средством обучения связной речи является пересказывание детьми сказок. А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности - это русская народная сказка.
Для решения данной проблемы мы выбрали работу по ознакомлению с русскими народными сказками, так как считаем, что сказки прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребенка; близка его мышлению, представлению. А. М. Виноградова отметила роль сказок в воспитании нравственных чувств у детей - дошкольников.
В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали.
Образы русских народных сказок - и положительные и отрицательные - прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления.
К. И. Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного - «воспитать в ребенке человечность - эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».
В современных условиях жизни у детей наблюдается снижение читательского интереса. Дети не воспринимают произведения в единстве его содержательной, смысловой и выразительной стороны. Не чувствуют красоту литературной речи. Не стремятся объяснить и выразить смысл произведения и свое отношение к нему. В результате слушание, восприятие и понимание литературного текста снижено.
К сожалению, сегодня и дети, и родители не всегда понимают, что книга является особым художественным способом познания окружающей действительности человеческих взаимоотношений и социальных ценностей. Исходя из этого у дошкольников недостаточны знания о русских народных сказках.
С целью актуализации знаний дошкольников был создан данный проект, где рассматривается фольклорный жанр- «Волшебный мир сказки».
Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога, детей и родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
Цель проекта: Закрепление и систематизация знаний детей о русских народных сказках.
Задачи проекта:
- Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
- Развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение, память.
- Работать над звукопроизношением, развивать звуковую культуру речи детей, обогащать словарь, развитие грамматического строя, связной, выразительной речи;
-Освоение специальных средств литературно-речевой деятельности; ознакомление детей со средствами художественной выразительности.
- Формировать умение пересказывать сказки.
- Воспитывать умение отличать сказочные ситуации от реальных.
- Воспитывать ценностное отношение к русским народным сказкам, как виду искусства, родному языку и литературной речи.
Особенности проекта:
По виду: познавательный
По продолжительности реализации проекта: долгосрочный
Возраст воспитанников, на которых рассчитан проект: дети средней группы
Участники проекта: дети, воспитатель, родители
По количеству участников: коллективный
Ожидаемый результат:
Для воспитанников:
- Получение знаний о русских народных сказках.
- Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков.
- Проведение театрализованных представлений по русским народным сказкам.
- Организация выставки рисунков «Герои в русских народных сказах» с привлечением родителей.
- Драматизации РНС.
Для воспитателя:
- Пополнение предметно-развивающей среды по теме проекта
- Личностный профессиональный рост, самореализация педагога
Для родителей:
- Появление желания принимать участие в совместной деятельности по реализации проекта
- Укрепление взаимоотношений между детьми, родителями и педагогами
Образовательные области проекта | Виды детской деятельности | Содержание деятельности, осуществляемая детьми |
1. Речевое развитие 2. Социально-коммуникативное развитие 3. Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие | Познавательно-исследовательская Коммуникативная Игровая Трудовая
Продуктивная | Пересказ детьми сказок по плану, рисуночному плану, по вопросам. Чтение русских народных сказок. Умеют взаимодействовать с другими детьми и взрослыми (договари-ваться, обмениваться предметами, распреде-лять действия при сотрудничестве и т.п.), правильно произносят слова, грамотно строят предложения, используя средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми. Согласуют творческие индивидуальные замыслы с партнёрами-сверстниками. Проявляют доброту, внимание, заботу; умеют попросить помощи и оказать её, сдерживать себя и заявлять о своих потребностях в приемлемой форме. Могут включаться в совместную деятель-ность со взрослыми и сверстниками, не мешая своим поведением другим. Принимают поставлен-ную воспитателем игровую задачу, действуют по правилам, стремятся к результату. Проявляют ответственность к заданию взрослого и тщательно его выполняют. Самостоятельно прояв-ляют желание к выполнению трудовых поручений при условии поощрения инициативы. Осваивают навык коллективного труда (договариваются, заботятся о завершении задания) Рисуют предметы разной формы, соотнося пропорции деталей и пространственные признаки, подбирают цвет для изображения настроения, времени года, суток, создают композиционный рисунок, используя вырезанные изображения. В индивидуальной и коллективной работе используют разные виды изобразительной деятельности. Самостоятельно создают индиви-дуальные художест-венные образы в различных видах изобразительной деятельности. Владеют комплексом технических навыков и умений, необходимых для реализации замысла. Соблюдение режима применения ИКТ в работе с детьми в соответствии с нормами СанПиН раскрашивание картинок по сказкам(мелкая моторика рук). |
Форма работы: беседы, презентации, игровая деятельность, консультации, непосредственно-образовательная деятельность (занятия).
Этапы проекта
1. Подготовительный этап.
- Изучить методико-педагогическую литературу по данной теме;
- Составить конспекты образовательной деятельности;
- Составить перспективный план деятельности по проекту «Волшебный мир сказки»;
- Разработать перспективное планирование по взаимодействию с родителями;
- Систематизировать и оформить дидактические материалов в соответствии с планом проекта;
- Включить игровые задания и дидактические игры в НОД по развитию речи у дошкольников среднего возраста;
- Провести консультацию для родителей с целью знакомства с темой, задачами проекта, содержанием работы;
- Провести предварительную диагностику
- Провести анкетирование родителей: «Может ли ваш ребёнок слушать сказку?».
2. Основной этап.
- Внедрить перспективное планирование по работе с детьми в образовательной деятельности и режимных моментах;
- Проводить НОД по развитию речи с использованием дидактических игр в течение учебного года;
- Внедрить перспективный план взаимодействия с родителями;
- Осуществить контроль реализации проекта.
3. Заключительный этап.
- Проанализировать и обработать результаты проведенной работы посредством наблюдения за развитием речевых способностей детей среднего дошкольного возраста и спланировать ее усовершенствование и продолжение в дальнейшем;
- Провести итоговую диагностику воспитанников на предмет формирования речевых навыков и знаний в результате реализации проекта
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ
«ВОЛШЕБНЫЙ МИР СКАЗКИ»
Сентябрь
1. Осуществление анализа ситуации и корректировка основных целей проекта в соответствии с уровнем речевых навыков и знаний у воспитанников.
2. Проведение консультации для родителей с целью знакомства с темой, задачами проекта, содержанием работы. Тема консультации «Волшебный мир сказки - как в него попасть?».
3.Проведение предварительной диагностики.
4. Упражнение на развитие воображения «Отгадай и покажи» (отгадывание загадок о диких животных).
5. Систематизация и оформление дидактических материалов в соответствии с планом проекта
6. Анкетирование родителей: «Может ли Ваш ребенок слушать сказки»
Октябрь
1. Чтение р. н. с. «Маша и медведь». Цель: изучение деятельности главных героев сказки, проговаривание их действий.
2. «Домик для медведя» конструирование кубиков. Цель - развитие мелкой моторики, как главного фактора речевого развития.
3. «Грибы для Маши» аппликация. Цель - повторение сюжета сказки.
4. Разговор по телефону: «Машенька говорит с бабушкой». Цель: научить основным фразам, которые могут быть использованы ребёнком в ходе телефонного разговора.
5. Обыгрывание эпизодов сказки «Маша и медведь».
6. Консультация: «Развитие речи детей пятого года жизни»
Ноябрь
1. Чтение р. н. с. «Кот, петух и лиса». Цель: изучение деятельности главных героев сказки, проговаривание их действий.
2. «Петя-петушок, золотой гребешок» - лепка из природного материала. Цель - развитие мелкой моторики, как главного фактора речевого развития.
3. Отгадывание загадок о домашних животных
4.Игра на интонирование вежливых и ласковых слов «Зайчик», «Лисичка», «Птичка».
5. Подготовка памятки для родителей: «Артикуляционные упражнения и словесные игры, их роль в развитии речи 4-х - 5-ти летних детей».
Декабрь
1. Чтение р. н. с. «Зимовье» Цель: изучение деятельности главных героев сказки, проговаривание их действий.
2. Продуктивная деятельность: «Избушка в лесу» рисование красками. Цель: развитие мелкой моторики у детей
3. Просмотр мультфильмов по мотивам русских народных сказок
4. Отгадывание загадок о диких животных. Цель: развитие речевых способностей у детей
5. Подготовка памятки: «О роли родителей в развитии речи детей»
Январь
1. Чтение р. н. с. «Лисичка сестричка и серый волк». Цель: изучение деятельности главных героев сказки, проговаривание их действий.
2. «Зимние шапки для зверят» аппликация. Цель: развитие мелкой моторики детей, развитие умения пользоваться клеем, комбинировать элементы аппликации.
3. Упражнения на имитацию движений: «Лисичка умывается», «Волк рассердился».
4. Проведение выставки детских работ.
Февраль
1. Чтение р. н. с. «Теремок». Цель: изучение деятельности главных героев сказки, проговаривание их действий.
2. Продуктивная деятельность: «Кто-кто в теремочке живёт» рисование цветными карандашами (по замыслу).
3. Дидактическая игра «Угадай по описанию». Цель: развивать умение детей отгадывать название животного из сказки, согласно его описанию, развитие речевых навыков.
4. Игра драматизация сказки «Теремок».
5. Консультация для родителей «Сказки для 4-х - 5-ти- летних детей и их значение в развитии ребёнка»
Март
1. Чтение сказки «Петушок и бобовое зернышко». Цель: изучение деятельности главных героев сказки, проговаривание их действий.
2. Продуктивная деятельность: «Петушок и Курочка» лепка. Цель - развитие мелкой моторики, как главного фактора речевого развития.
3. Игра «Кто как кричит?»
4. Игра на воображение «Узнай из какой сказки».
5. Подготовка консультации «Развиваем монологическую речь дошкольника»
Апрель
1. Чтение сказки «Репка». Цель: изучение деятельности главных героев сказки, проговаривание их действий.
2. «Репка» - аппликация. Цель - развитие мелкой моторики, как главного фактора речевого развития.
3. Обыгрывание эпизодов сказки «Репка».
4. Дидактические игры «Узнай сказку», «Собери сказку», «Расскажи сказку»
5. Подготовка памятки для родителей «Считалочки, упражнения для развития артикуляционного аппарата ребёнка»
Май
1. «Любимая сказка» рисование по мотивам знакомых сказок.
2. Игра «Угадай, из какой сказки и расскажи о нем».
3. Подвижная игра: «Козлятки и волк».
4. Выставка детского художественного творчества.
5. Обработка результатов реализации проекта;
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
- беседы и анкетирование родителей по теме проекта;
- подборка книг, журналов о русских народных сказках и их пользе для детского развития;
- консультации с родителями по теме проекта
ИТОГ ПРОЕКТА
- повышение уровня знаний у родителей и детей о русских народных сказках,
- совершенствование уровня профессионального мастерства педагога по теме проекта,
-становление готовности детей самостоятельно применять полученные знания в жизни,
- накопление методической литературы и дидактического материала,
- появление и закрепление у детей интереса к развитию речи, русским народным сказкам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание сказкой. Русская народная сказка "сказка об Иване-царевиче, жар-птице и сером волке" старшая группа
Нравственное воспитание. "Как проживёшь, так и прослывёшь"...
Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С .Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».Ко дню памяти А. С. Пушкина, мы решили оформить выставку детских работ, посвященных творчеству поэта. Для этого з...
Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"
Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...
Развлечение по сказкам Абдуллы Алиша "Сказка за Сказкой"
Материал подготовлен к юбилею татарского поэта и писателя А.Алиша для ознокомления детей дошкольного возраста с его творчеством...
Памятка для родителей: "Сказка....Сказка? Сказка!"
Значение сказки в жезни ребенка...
"Сказка ложь, да в ней намёк" Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста по сказке А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтене"
Сценарий музыкально - театрализованного развлечения по сказке А. С. Пушкина предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Дети рассматривают репродукции иллюстраций к сказке знаменитых русских...
Русские народные сказки. Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки.
Русские народные сказки.Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные ...