Картотека дидактических игр "Волшебный сундучок"
картотека по развитию речи (старшая группа)

Жогина Светлана Васильевна

Подборка дидактических игр по сказкам "Волшебный сундучок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл дидактическая игра20.37 КБ

Предварительный просмотр:

       

ВОЛШЕБНЫЙ СКАЗОЧНЫЙ СУНДУЧОК

(дидактические игры по развитию речи)

МБДОУ д/с №508

                            Составители: группа «НЕЗАБУДКИ»

                                                       воспитатели: Жогина С.В.

Образовательная область: речевое развитие

Возрастная категория: 4-5 лет

Актуальность: Ведущий вид деятельности ребёнка дошкольного возраста- игра.

   В наш век технологий и гаджетов ребенок перестает думать самостоятельно и много времени проводит в компьютерных играх и мало общается. Многие выдающиеся  педагоги и мыслители прошлого придавали большое значение дидактической игре, как средству развития речи детей дошкольного возраста. Педагоги и психологи пришли к выводу о необходимости выбора методов, форм обучения, наиболее приближенных к естественной детской деятельности, игре.

    Дидактические игры – это одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.  Игра – это средство воспитания и формирования личности ребенка: « Игра для них – учеба, игра для них - труд, игра для них серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала,  пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных». В игре ребенок развивается, у него воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива.

     Особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей, они способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. Такие игры учат детей применять имеющие знания в разных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям.

    Игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к товарищу, учится быть справедливым , уступать в случае необходимости, помогать в беде.

Цели: Дидактическая игра – одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей.

    Таким образом, игра реализует обучающую (которую преследует педагог) и игровую (ради которой действует ребенок) цели.

    Дидактическая игра: - побуждает детей к общению друг с другом; - способствует закреплению навыков пользования инициативной речью; - способствует совершенствованию разговорной речи; - способствует обогащению словаря; - оказывает влияние на формирование грамматического строя языка.

Задачи:

Расширить словарный запас ребенка ,научить его думать. Улучшение речевых навыков, научить творчески мыслить.

Развивать воображение ,расширять представление об окружающем мире.

Развивать память ,закрепить в памяти сюжеты сказок.

 Сравнивать и выбирать предметы по одинаковым, различающимся или сходным признакам (задача усложняется в соответствии с возрастом детей). Классифицировать и распределять предметы или картинки.

Развивать воображение, фантазию, умение общаться ,выражать свои мысли, чувства, переживания.

Привить любовь к книгам ,к чтению.

   СКАЗОЧНЫЙ СУНДУЧОК включает в себя серию игр по русским народным сказкам.

    Варианты игр могут быть самыми разными .

Набор включает в себя :карточки с иллюстрациями к русским народным сказкам.

Резаные картинки по сюжетам сказок

Вырезанные герои сказок

Книги сказок

(Дополнительно: кукольный театр по сказкам)

ВАРИАНТЫ ИГР:

Составь сказку по картинкам.

На столе разложены карточки из разных сказок. Ребёнку даётся задание, найти все картинки из определённой сказки. После этого ,ребёнок раскладывает их в нужной последовательности(по сказке),а затем по картинкам рассказывает сказку.(Можно проводить игру по подгруппам)

Из какой сказки герой?

Воспитатель показывает поочерёдно детям карточки с героями сказок. Дети должны угадать сказку по персонажу, а также назвать самого персонажа. Дать  ему характеристику.(положительный или отрицательный? Добрый или злой? Нравится или нет и почему?)

Что лишнее?

На столе 4 карточки из сказок,3 картинки из одной сказки ,а одна из другой. Задача детей отгадать, что картинка из другой сказки. Назвать из какой.

Путаница

На столе сюжетные картинки из какой-либо сказки ,например «Теремок»,но расположены они не в правильном порядке ,перепутаны . Задача ребёнка восстановить правильную хронологию сказки, разложить картинки и рассказать сказку по картинкам.

Резаные картинки

В конвертиках находятся большие иллюстрации по русским сказкам, резаные на несколько частей(от 4-6,с указанием количества частей). Ребёнок берёт конвертик и собирает целую картинку. Рассказывает из какой сказки,герои.

Кто лишний?

На столе в ряд изображения персонажей определённой сказки. Один из героев лишний,то есть его нет в сюжете данной сказки. Дети должны изучит героев,назвать сказку,указать,какой герой лишний и откуда он.

Кто так сказал?

Воспитатель зачитывает примечательную фразу ,сказанную сказочным героем. Дети должны вспомнит ,кто ёё произнёс и из какой сказки?

Найди пару

Необходимо вырезать картинки, изображающие сказочных героев и отдельно предметов, которыми они пользовались .Задача- составить пары «персонаж и вещь» Например: «Курочка ряба- яйцо»,»Баба –Яга- ступа». Далее можно называть сказочную вещь ,а дети должны придумать, какой современный предмет, существующий в реальном мире ,ей соответствует. Например: Ковёр- самолёт- самолёт ,яблочко катиться по блюдечку и показывает мир- телевизор, клубочек, показывающий дорогу – навигатор).

Кто за кем?

Игра способствует зрительному представлению ,пространственной ориентации, знакомство с применением предлогов ,а также с численными понятиями, первый, последний ,следующий.

Воспитатель демонстрирует персонажей сказки, просит разложить их в правильной последовательности. Например ,в сказке «Репка» первый дед, ,потом бабка, затем внучка. Рассказывая о последовательности ребенок должен  употреблять предлоги и численные  понятия.

Сказочный ералаш

Берём сказку ,Например :  «Заюшкина избушка» ,начинаем её рассказывать(кукольный театр),путая героев и сюжет сказки ,а дети должны исправить сказку. Например:  Жила-была в лесу лисичка и .КОТ. У лисички была избушка ледяная ,а у КОТА лубяная. Пришла ОСЕНЬ избушка у лисы растаяла и  попросилась Лисичка к зайке в ТЕРЕМОК. А сама его оттуда выгнала. Сидит зайка и плачет ,идет мимо КОЛОБОК: «Чего заинька плачешь?»(дети сказку исправляют)

   Кукольный театр

Игра –театрализация разных народных сказок. Дети исполняют роль героев.

   

                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект сюжетно - дидактической игры "Сундучок бабушки Арины" 5 - 6 лет

Данная сюжетно – дидактическая игра   проводится с группой детей старшего  дошкольного возраста по теме «Сундучок бабушки Арины».  Целью  игры  является...

«Авторское дидактическое пособие «Сундучок добрых дел» для формирования познавательной активности дошкольников».

Задачи игры «Сундучок добрых дел»:игра знакомит детей с правилами поведения в обществе, учит анализировать поступки людей и давать им оценку, способствует развитию такого качества, как соп...

Дидактическая игра "Сундучок с колобками" 3-7 лет

Дидактическая игра для эмоционального развития детей 3-7 лет «Сундучок с колобками». Описание:Дидактическая игра «Сундучок с колобками» знакомит детей с разными чувст...

Многофункциональное дидактическое пособие «СУНДУЧОК С СЕКРЕТОМ»

  Ведущее значение в психическом развитии дошкольника имеет игра. Через игру ребёнок в живой, увлекательной форме знакомится с широким кругом предметов и явлений окружающего мира. В игре р...