Педагогический проект «Развитие речи через тетрализацию». Младшая группа&
проект по развитию речи (младшая группа)

Беседина Ирина Геннадьевна

Пррект по развитию связной речи у детей четвёртого года жизни с использованием театрализованных игр с учетом возрасных особенностей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_tetralizatsiya.docx25.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект «Развитие речи через театрализацию». Младшая группа

«Театр – это волшебный мир.

Он дает уроки красоты, морали

и нравственности.

А чем они богаче, тем успешнее

идет развитие духовного мира детей…».

(Б. М. Теплов)

1 этап. Целеполагание.

Актуальность. 

Младший дошкольный возраст является наиболее сенситивным (восприимчивым) для всестороннего развитие ребенка. Именно в 3-4 года происходит активное становление всех психических процессов, формирование личности. В настоящее время все больше внимания уделяется речевому развитию дошкольников, формированию устной речи и навыков речевого общения с окружающими. Введение нового образовательного стандарта ориентирует на игровой характер процесса образования, поскольку игра является наиболее доступным и интересным для дошкольника видом деятельности. Одну из разновидностей игры представляет театрализованная игра. Участвуя в подобных играх, дети познают окружающий мир через образы, звуки. 

Особенно велика роль театрализованной игры в развитии речевых, коммуникативных навыков младшего дошкольника. Такая игра позволяет реализовывать предусматриваемые ФГОС ДО основные направления по развитию речи детей: развитие словаря, формирование грамматического строя, воспитание любви и интереса к художественному слову. В ходе театрализованной игры совершенствуется артикуляционный аппарат, происходит формирование диалогической, эмоционально выразительной, образной речи. В младшем дошкольном возрасте одной из главных задач речевого развития является воспитание звуковой стороны речи – темпа, интонации, силы голоса, вопросительной и восклицательной интонации.

Начата работа с детьми четвёртого года жизни с сентября 2016 года, прежде была проведена диагностика по всем образовательным областям, с целью проанализировать и решить какие методы и приёмы будут наиболее эффективны в реализации программы. В результате наибольшие проблемы выявились в области «Речевое развитие». Особенно это касалось раздела «Связная речь». У 45% детей, развитие связной речи оставалось на низком уровне. На вопросы отвечали односложно. При изложении повествования наблюдалось скудность изложения, отсутствовала последовательность изложения, ограниченность и неполноценность лексических средств языка. 

Оценка выявленной проблемной ситуации, определило необходимость поиска новых форм работы. Такой формой была выбрана театрализованная деятельность, как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство.

Тип проекта: творческий.

Участники проекта: дети 4 года жизни, родители воспитанников, воспитатель группы.

Продолжительность: средней продолжительности

Цель: развитие связной речи посредством театрализованной деятельности.

Задачи:

- разработать план мероприятий по реализации проекта

- создать партнерские, сотруднические взаимодействия с родителями

- определить эффективность проделанной работы по использованию театрализованной деятельности и определить перспективы воспитательно - образовательной работы. 

Предполагаемый результат:

- повысится уровень связной речи: умение пересказывать тексты, составлять различные монологи;

- повысится уровень коммуникативного общения;

- расширятся знания о видах кукольного театра;

- повысится интерес к играм с различными видами кукольного театра;

- установятся партнерские и сотруднические взаимоотношения с родителями.

2 этап. Подготовительный. 

Задачи:

1. Выявить уровень сформированности связной речи.

2. Разработать план реализации проекта.

3. Создать условия для реализации проекта.

4. Подготовить необходимую информацию для родителей по реализации поставленных задач.

Подготовительный этап начался с диагностики уровня развития связной речи детей.

Мониторинг показал, что 11 детей (45%) имеют низкий уровень развития связной речи. На вопросы отвечали, практически всегда, одним словом. При пересказе текстов, нарушали последовательность изложения, не использовали слова автора. Инсценировали сказку только при помощи взрослого. При пересказе сказок речь детей с низким уровнем развития маловыразительна.

13 детей (55%) испытывали затруднения при рассказывании содержания произведения с опорой на иллюстрации, при составлении рассказа по сюжетной картине; предложения, как правило, строили из двух-трех слов. Допускали небольшое количество ошибок в построении предложений или затруднялись их закончить. Инсценировали отрывки из знакомых сказок с незначительной помощью взрослого, чаще всего соблюдая логичность и последовательность. Дети со средним уровнем более отчетливо произносили слова и короткие фразы с естественными интонациями. Составляли с помощью взрослого короткие монологи.

Детей с высоким уровнем развития связной речи не было.

При анализе анкет с родителями было определено следующее: 19 родителей (79%) не имеют знаний о таком понятии, как связная речь, свое внимание они заостряют лишь на правильном произношении ребенком звуков в словах. 15(63 %) родителей не проводят дома работу с детьми по усовершенствованию речи. Оценить объективно речь своего ребенка смогли только 10 (42%) родителей. 13 человек (54%) считают, что ребенок владеет речью в соответствии с возрастом. Из 24 прошедших анкетирование родителей только 4(16%) уверены в том, что у их ребенка сформирована в соответствии с возрастом пассивная и активная речь. Лишь 3 (13%) человека используют дома театрализованные игры. Из 24 родителей 6 (25%) считают, что театрализованная деятельность способствует развитию речи детей.

Для того, чтобы донести до родителей понимание того, что проблема с развитием связной речи у детей существует и привлечь их внимание к данной проблеме, на родительском собрании была проведена беседа с использованием результатов мониторинга детей и анкетирования родителей. Далее родителям был продемонстрирован иллюстративный материал, показывающий педагогическую привлекательность и популярность театрализованной деятельности в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Родители увидели, что это интересная и увлекательная деятельность и использование ее необходимо.

Для привлечения внимания детей использовалась проблемная ситуация «Что было бы если бы сказки (куклы) исчезли? Использование данной проблемной ситуации позволило увлечь детей театрализованной деятельностью

Далее совместно с родителями был разработан план реализации проекта.

На этом же этапе была подготовлена необходимая информация для родителей по реализации поставленных задач: оформлена папка-передвижка «Как знакомить детей со сказкой», разработаны консультации, памятки, рекомендации по организации театра в домашних условиях.

Для работы с детьми оформлены картотеки: игр – имитаций;

упражнений на развитие силы голоса;

пальчиковых игр

игр-инсценировок с движениями.

Изготовлены альбомы: с иллюстрациями по сказкам, с потешками.

3этап. Основной. 

На основном этапе проводилась работа по реализации следующих задач:

-создать партнерские, сотруднические взаимодействия с родителями

-провести работу по формированию связной речи детей посредством включения их в театрализованную деятельность.

Реализация проекта основного этапа была условно разделена на несколько блоков:

-ознакомительный (познакомить с видами театра, внешним видом театра и профессией –актёра)

-сказочный (чтение и пересказ сказок, беседы по сказкам, пересказ по картинкам)

-творческий (показ сказок с помощью разных видов театра, этюды для выразительности речи).

План реализации основного этапа проекта.

Название блоков основного этапа Содержание работы в детском саду. Содержание работы с родителями.

Ознакомительный

Задачи: познакомить детей с видами театра, внешним видом театра театральными профессиями: сформировать более полное представление о профессии актёра. Активизировать интерес к театру. Основной этап начался с бесед«Театр – зрители - актёры»«Знакомство с видами театра». Беседы сопровождались рассматриванием иллюстраций, в процессе бесед у детей сформировалось представление о том, что такое театр, его внешнем виде. Дети получили необходимые знания о театральных профессиях и более полное представление о профессии актера, как об исполнителе ролей; видах театра (настольный, театр картинок, магнитный, театр на фланелеграфе, театр ложек, пальчиковый) Проведённая работа позволила активизировать интерес детей к театрализованной деятельности. Родителям в ознакомительном блоке была предложена консультация «Развитие речи детей в посредством театрализованной деятельности», которая содержала информацию о педагогической значимости театрализованных игр, а именно об их активном воздействии на речевое развитие детей четвёртого года жизни, так как ролевые высказывания, драматизация сюжетов литературных произведений побуждает детей к экспериментированию со словом, мимикой, движением.

В рамках данного блока родителям было рекомендовано побеседовать с детьми о театральных профессиях, с использованием иллюстраций.

Сказочный.

Задачи: познакомить детей со сказками. Учить отвечать на вопросы по содержанию сказок; пересказывать их с опорой на картинки,

мнемодорожки, мнемотаблицы. Формировать у детей простейшие образно – выразительные умения.

Развивать выразительность речи.

Работа в рамках данного блока велась в следующей последовательности: :

-художественное восприятие литературных и фольклорных произведенийдети познакомились со сказками«Колобок»«Теремок» «Три медведя», с последующим обсуждением и уточнением содержания сказок. Прочитанное становилось понятным, так как было достаточно хорошо иллюстрировано. Чтение сопровождалось обыгрыванием отдельных эпизодов, с этой целью показывались «живые» картинки на фланелеграфе или плоскостные на столе, использовался магнитный театр и театр кукол би-ба- бо. Далее дети учились пересказывать сказки с опорой на иллюстрации, мнемодорожки, мнемотаблицы. Для обучения детей мнемотехнике использовались д/игры «Цветные кружочки»«Дорожка». В обучении детей рассказыванию, используя мнемотаблицы, соблюдалась последовательность: рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено, перекодировка информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы, после перекодировки осуществлялся пересказ. Дидактические игры «Что сначала, что потом»«Угадай сказку» закрепляло знание сюжета сказок; развивало речь, память, мышление. 

-освоение специальных умений для становления основной позиции – актер: после окончания театрализованной игры, показанной воспитателем, детям предлагалось поиграть так же. Для упражнений использовались высказывания только что выступавших персонажей. Попробовать предлагалось по очереди всем. Но прежде объявлялся конкурс – кто лучше? Детям было интересно, не только говорить, но и действовать, как герои сказок. Внимание их обращалось на некоторые способы вождения персонажей и предлагалось попробовать самим. Остальные также имитировали ролевые движения. Внимание детей привлекалось к лучшему исполнению. В игре «Угадай, кого показываю» дети загадывали друг другу загадки путём имитации движений различных животных, причём, наблюдая с детьми за исполнениями, обращалось внимание на различия в том, как один и тот же образ передают разные «актёры». В дальнейшем это помогало в распределении ролей при разыгрывании сказок, с этой же целью использовались считалки. Дети, по нескольку раз сыгравшие роли, запомнили роли всех героев, их ролевые диалоги. 

Параллельно велась работа по развитию умения строить диалог для этого использовались потешки с ярко выраженной формой диалога«Курочка-рябушечка»«Кисонька-мурысенька» и др. Вопрос о - ответные интонации легко усваивались играющими, вопросы и ответы дети исполняли по очереди, меняясь. Развитию диалога способствовала и сюжетно-ролевая игра «Мы идём в театр».

Упражнения «Кто как кричит»«Как мяукает маленький котенок»«Как лает большой пес»«Как рычит сердитый медведь»«Покатаемся на лошадке» способствовали развитию звуковой стороны речи – темпа, интонации, силы голоса. Имитационным движениям (сказочных персонажей) дети обучались на физкультурных и музыкальных занятиях, и в свободной деятельности. Развитию имитационных движений способствовали и подвижные игры.

- самостоятельная творческая деятельность: для организации самостоятельной театрализованной деятельности в группе была создана динамично-изменяющаяся предметно-развивающая среда, что способствовало созданию условий и стимулировало детей на рассказывание сказок другу - другу с использованием различных видов кукольного театра. В процессе занятий продуктивной деятельностью: лепки, раскрашивания персонажей сказок, сказочных сюжетов, закреплялись знание содержания сказок; развивались умения передавать характерные черты персонажей. Деятельность родителей в рамках сказочного блока была направлена на изготовление совместно с детьми декораций и настольного театра картинок «Три медведя»; магнитного театра «Колобок», театра на фланеленеграфе «Три медведя», магнитного театра и театра вязаных шапочек и рукавичек «Теремок».

Папка – передвижка, предложенная родителям в рамках сказочного блока, содержала рекомендации «Как знакомить детей со сказками», где были даны полезные советы о том, как прививать интерес детей к чтению и как правильно знакомить их с детской литературой.

Информация, содержащаяся в консультации «Театр в домашних условиях», позволила родителям по- другому взглянуть на возможность организации театра в домашних условиях. В консультации родителям даны рекомендации: использование подручных средств для изготовления кукольного театра в домашних условиях; о правильном и тактичном вовлечении детей в совместную с родителями театрализованную деятельность. 

Творческий.

Задачи: показ сказок с помощью разных видов театра, этюдов для выразительности речи.

Большое внимание в инсценировке сказок уделяется движениям, жестам, речи. Поэтому работа в рамках творческого блока начиналась с этюдов, а именно, с мимических этюдов с выразительными жестами – соответствующими эмоциональному состоянию того или иного персонажана выразительность жестов«Ох, ох,что за гром»«Самолёты загудели»на выражение основных эмоций «Лисичка подслушивает»«Вкусные конфеты» ; на воспроизведение черт характера «Старичок». Далее следовал показ сказок детьми с использованием настольного театра картинок, пальчикового, магнитного театра, театра масок. В рамках творческого блока родителям была предложена памятка, о значении театра, театрализованной деятельности в развитии речи, необходимости использования её в домашних условиях.

Презентация. Драматизация сказки «Теремок».

Театр вязаных шапочек. 

4 этап. Заключительный. Работа по развитию связной речи у детей четвёртого года жизни с использованием театрализованных игр велась в течение двух месяцев. Для определения эффективности проведённой работы и установления уровня развития связной речи была проведено повторное диагностирование детей. Полученные результаты показали, что 88% (21 ребенок) имеют средний уровень развития связной речи У 12% (3 детей) развитие связной речи осталось на низком уровне. Это дети недавно начавшие посещать детский сад. Хотя динамика заметна и у этих детей.

По результатам мониторинга и повторному анкетированию родителей сделаны выводы об эффективности проделанной работы в рамках данного проекта.

В развитии связной речи детей наблюдается положительная динамика. Дети овладели связной речью в соответствии с возрастом: умеют пересказывать сказки, используя образные выражения; составлять короткие монологи. В процессе работы над выразительностью слов персонажей, активизировался словарь детей, совершенствовалась звуковая культура речи, ее интонационный строй, исполняя роли, произнося фразы, дети стали делать это ясно, четко. Улучшилась диалогическая речь, ее грамматический строй. В свободное время дети самостоятельно разыгрывают любимые сказки. Речь детей стала более связной, выразительной, они легче и свободнее вступают в диалог со сверстниками и взрослыми, заметно обогатился словарный запас. Дети научились выражать свои эмоции и понимать чувства других. У детей появился интерес к театру как к виду искусства.

С родителями установились партнерские и сотруднические взаимоотношения. Они активно включились в работу по реализации проекта, проявили интерес к театрализованной деятельности; признали важность работы по развитию связной речи. В процессе целенаправленной работы родители познакомились со способами и приемами организации игры – драматизации дома.

Повторное анкетирование родителей показало, что 19 человек (80%) используют театрализованные игры в повседневной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект Развитие речи детей 2 младшей группы на материале русской народной сказки «Колобок»

Педагогический проектРазвитие речи детей 2 младшей группы на материале русской народной сказки«Колобок»...

Педагогический проект Развитие речи детей 2 младшей группы на материале русской народной сказки «Колобок» Подготовила:

                     1.1. Актуальность  проекта. Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а осо...

Педагогическое мероприятие с детьми.Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»;Самоанализ педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему:»Теремок»)

Педагогическое мероприятие с детьмиКонспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»Самоанализ  педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй...

Педагогический проект Развитие речи детей 2 младшей группы на материале русской народной сказки «Колобок»

Введение                      1.1. Актуальность  проекта. Ранний возраст является наи...

Проект развития речи в первой младшей группе "Играя в игру, я быстрее заговорю"

Цель: развивать речь детей как средство общения; понимать речь взрослого и сверстников, используя игрушки, книги и игры; учить высказывать свою мысль, просьбу простыми предложениями. Развивать умения ...

Проект «Развитие речи во второй младшей группе посредством русской народной сказки»

Проблема развития речи детей связана с тем, что в последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Стабильно высоким остается процент дошкольников, у которых имею...