Мастер-класс по теме: Театрализованная деятельность в детском саду».
консультация по развитию речи
Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет ТЕАТР.
Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью, ведь ребенок во время игры чувствует себя более раскованно, свободно и естественно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mas.docx | 38.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 17 «Дюймовочка» города Волжска Республики Марий Эл
Мастер-класс по теме:
Театрализованная деятельность в детском саду».
Составила: Федотова Т.Г.
г. Волжск, 2023.
Мастер-класс по теме:
Театрализованная деятельность в детском саду».
Актуальность
В настоящее время речь ребенка является актуальной проблемой. В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Мы с вами живем в мире, где телевизор, компьютер заменили живое общение родителей с ребенком, а также неблагополучная наследственность, экология, социальные факторы сказались на особенностях развития речи дошкольников. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.
Одним из решением этой проблемы является театрализованная деятельность.
Цель мастер класса: повышение профессиональной компетентности педагогов в применении театрализованной деятельности в работе, развитие фантазии и творческих способностей.
Задачи:
- Познакомить участников мастер – класса с приемами включения элементов театрализованной деятельности в образовательный процесс.
- Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на применение театрализованной деятельности в практике.
Ожидаемые результаты:
1. Положительная оценка участниками мастер – класса транслируемого опыта работы.
2. Применение предложенных материалов педагогами в практической деятельности
Участники: воспитатели.
Форма проведения: мастер - класс.
Цель:
систематизация знаний педагогов по организации театральной деятельности детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Расширить представления воспитателей о разновидностях театров для детей.
2. Систематизировать знания педагогов по организации театральной деятельности детей дошкольного возраста.
3. Закрепить знания о педагогическом руководстве театрализованной деятельностью в детском саду.
4. Развивать творчество и фантазию воспитателей, детей и родителей в процессе изготовления различных видов театра.
Ожидаемый результат: у педагогов развиваются творческие и коммуникативные способности, сплочение коллектива.
Участники: воспитатели
План мастер класса:
Значение театрализованной деятельности в развитии ребенка-дошкольника
Блиц – опрос воспитателей по теме мастер-класса.
Использование театрализованных игр в работе с детьми.
Подведение итога.
Ход мастер-класса:
- Здравствуйте, уважаемые коллеги, тема моего мастер-класса:
« Театрализованная деятельность в ДОУ». Мне хочется начать семинар словами известного психолога Бориса Михайловича Теплова «Театр – это волшебная страна, в которой ребёнок радуется, играя, а в игре познаёт мир»
Значение театрализованных игр в развитии дошкольников.
Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет ТЕАТР.
Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью, ведь ребенок во время игры чувствует себя более раскованно, свободно и естественно.
Развивающий потенциал театрализованной игры огромен.
Она активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию. В игре ребенок совершенствует свою речь: осваивает богатство родного языка, его выразительные средства; использует различные интонации, старается говорить четко.
Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Огромны и воспитательные возможности театрализованной деятельности. В дошкольный период у ребенка начинают формироваться отношение к окружающему миру, характер, интересы. Во многих детских пьесах детям показывают уроки доброты, трудолюбия, желание делом помочь товарищам; в то же время лентяи, зазнайки, неумейки высмеиваются, их поведение вызывает у детей отрицательное отношение.
В процессе театрализованной деятельности у детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, не авторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает.
Современные исследователи пишут, что театрализованная игра может быть и диагностическим средством психического состояния ребёнка, его личности. Игра может выступать также и методом коррекции недостатков, отставания в развитии. Наблюдение за игрой детей даёт педагогу массу информации, как об игре ребёнка, так и о нём самом.
Театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек именно такого качества, который бы смело мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.
Организация театральной деятельности в ДОУ.
Театрализованная деятельность в детском саду может быть включена
• в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, художественно-эстетической и т.д.);
•в образовательную деятельность в ходе режимных моментов;
•в самостоятельную деятельность детей;
Как вы понимаете?
Включение театрализованной деятельности в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности?
- Во время занятий педагог включает театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В занятие вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма проведения занятия способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы в игре.
Включение театрализованной деятельности в ходе режимных моментов?
- Это совместная деятельность детей вне занятий. Сюда включаются организация игр в игровых комнатах, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов вне занятий в течение дня, игры-рисования на свободную тему, строительные игры с драматизацией.
Театрализованная деятельность в самостоятельной деятельности детей?
- В самостоятельных детских играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей. Яркие сюжеты, игры, хороводы, усвоенные в совместной свободной деятельности детей и взрослых, в играх-занятиях, также способствуют возникновению самостоятельной театрализованной игры детей.
Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОУ, я решаю комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях: (социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие).
Социально-коммуникативное развитие
• формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности;
• воспитание культуры познания взрослых и детей (эмоциональные состояния, личностные качества, оценка поступков и пр.);
• воспитание у ребенка уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности;
• развитие эмоций;
• воспитание этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе;
Познавательное развитие
• развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль);
• наблюдение за явлениями природы, поведением животных (для передачи символическими средствами в игре–драматизации)
• обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития динамических пространственных представлений;
• развитие памяти, обучение умению планировать свои действия для достижения результата.
Речевое развитие
• содействие развитию монологической и диалогической речи
• обогащение словаря: образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и пр.;
• овладение выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами).
Художественно-эстетическое развитие
• приобщение к высокохудожественной литературе, музыке, фольклору;
• развитие воображения;
• приобщение к совместной дизайн - деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов;
• создание выразительного художественного образа;
• формирование элементарных представлений о видах искусства;
• реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
Физическое развитие
• согласование действий и сопровождающей их речи;
• умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа;
• выразительность исполнения основных видов движений;
• развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование осанки.
- Дорогие коллеги, ничего писать мы не будем, а превратимся ненадолго в детей. Все игры, которые я буду с вами проводить, можете смело применять на практике!
ЗАДАНИЕ № 1. «Театральная разминка». А сейчас проверим какие вы знатоки театра.
1.В какой стране появился первый театр? (В. Греции)
2.Как называли в старину первых актеров на Руси? (скоморохами)
3.Главное место в театре? (сцена)
4.Как называются шторы, которые закрывают сцену? (Занавес)
5.Перерыв во время спектакля? (Антракт)
6.Обьявление о спектакле? (Афиша)
7.Что такое мимика? (Выражение лица, отражающее эмоциональное состояние)
8.Что означает слово «жесты»? (это движения, передающие чувства и мысли)
9.Что такое декорация? (Художественное оформление театральной сцены)
10.Искусство изменения внешности актера специальными жировыми красками, которые наносятся на лицо, предварительно смазанное кремом, и легко снимаются. (Гримм)
11. Первое представление спектакля? (премьера)
12. Что такое декорации? (оформление сцены и спектакля художником)
13. Что такое антракт? (время, предназначенное для отдыха исполнителей и перемены декораций)
ЗАДАНИЕ № 2.«Пальчиковый игротренинг»
Вспомнить пальчиковую игру с движениями и проведите ее с педагогами.
Дом.
Я хочу построить дом,
(Руки сложить домиком, и поднять над головой).
Чтоб окошко было в нём,
(Пальчики обеих рук соединить в кружочек).
Чтоб у дома дверь была,
(Ладошки рук соединяем вместе вертикально).
Рядом чтоб сосна росла.
(Одну руку поднимаем вверх и «растопыриваем» пальчики).
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял,
(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
Солнце было, дождик шёл,
(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы «растопырены». Затем пальцы опускаем вниз, делаем «стряхивающие» движения).
И тюльпан в саду расцвёл!
(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики – «бутончик тюльпана»).
ЗАДАНИЕ № 3. « Я ДРУЖУ С ИНТОНАЦИЕЙ»
Исполните песенку козы из сказки «Волк и семеро козлят»: сначала голосом Козы, потом волка.
Козлятушки, ребятушки,
Отопритеся, отворитеся,
Ваша мать пришла,
Молочка принесла.
ЗАДАНИЕ № 4. «СКОРОГОВОРКИ НА РАЗВИТИЕ ДИКЦИИ».
Произнесите скороговорку медленно, быстрее, быстро.
- И лисичку и павлина
Слепим мы из пластилина.
2.Ехал Грека через реку,видит Грека —в реке рак.
Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку — цап!
3.Карлик лекарь Карл у карлицы крали Клары украл кораллы.
А карлица краля Клара у карлика лекаря Карла украла кларнет.
Если бы карлик лекарь Карл у карлицы Клары-крали не крал кораллы, то карлица краля Клара у карлика лекаря Карла не крала бы кларнет.
ЗАДАНИЕ № 5. «Сказка на букву».
Как известно, театрализованную деятельность в детском саду организуют по сказкам, сейчас проверим, хорошо ли вы знаете сказки.
1.Я называю букву - вы называете сказку на эту букву. А – “Айболит”, “Аленький цветочек”; Б – “Буратино”, В – “Волк и семеро козлят”; Г – “Гуси-лебеди”; З – “Заюшкина избушка”; К – “Кот, лиса и петух”, “Красная шапочка “, “Кот в сапогах; Л –“Лиса и журавль”; М – “Медведь и Машенька”; П – “По щучьему веленью”; С – “Сивка-Бурка”; Т – “Три поросенка”, “Три медведя”; Ц – “Царевна-Лягушка”.
2.Доскажи сказку и автора.
- Муха - …(Цокотуха) – К.Чуковский.
- Бременские - …(Музыканты)- Братья Гримм.
- Снежная - …(Королева) – Ханс Кристиан Андерсен.
- Доктор - …(Айболит) – К.Чуковский.
- Гуси -…(Лебеди) -А.Н.Толстой.
- Царевна -…(Лягушка) – считается русской народной сказкой, но автором по сей день считают Александра Афанасия, т.к. являлся собирателем русского фольклора и сказку написал по рассказам и легендам, которые поведал народ, зачастую называют эту сказку русско-народной.
- Аленький - …(Цветочек) – Сергей Аксаков.
- Вини -….(Пух)- Алан Милна (англ).
- Маша и ….(Медведь) – Л.Н.Толстой.
- Заюшкина …(Избушка) – р.н.с , не имеющая автора.
- Крошечка -….(Хаврошечка) –р.н.с.
- Сивка -…(Бурка) – р.н.с.
- Мальчик …(С пальчик) – Ш.Перро.
- Красная …(Шапочка) – Ш.Перро.
- Спящая ….(Красавица) – Ш.Перро.
- Конек -…(Горбунок) – Петр Павлович Ершов.
ЗАДАНИЕ № 6. «Черный ящик» Внимание! Вопрос!
Здесь лежит предмет, который является символом споров, горечи, печали, зла, из-за него начинались войны. Но это людей не останавливало, не отталкивало от этого предмета, а, наоборот, прельщало. Этот предмет встречается не только в сказках, но и в мифологии и в христианской легенде. Итак, это… //яблоко//
Подсказка: Этот предмет есть в сказке А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне»
ЗАДАНИЕ № 7. «Реши пример. Герой + предмет = сказка».
(Предлагается решить нетрудные примеры, в результате должно получится название сказки, в которой есть все слагаемые).
1. Кушак + Утюги + Книжка + Мочалка + Крокодил =? //
К.И. Чуковский Мойдодыр//
2. Мельница + Король + Людоед + Заяц + Мышь =? //
Шарль Перро «Кот в сапогах»//
3.Санки + Розы + Олень + Ворон + Девочка =? //
Ганс Христиан Андерсен «Снежная королева»//
4. Зеркало + Терем + Пёс + Яблоко + Гроб =? //
А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне»//
Задание № 8. «Пословицы».
Обогащают и оживляют русский язык народные пословицы и поговорки. Они прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком. Они короткие, четкие, полны глубокой, выработанной веками мудрости. Пословицу можно использовать в любой ситуации.
1картина.
1.Любишь кататься люби и саночки возить.
2.Волков бояться в лес не ходить.
3.Готовь сани летом, а телегу зимой.
4.Зимой и снега не выпросишь.
5.Со свиным рылом в калашный ряд.
2картина.
1.Нашла коса на камень.
2.Катись колбаской по малой Спасской.
3.На обиженных воду возят.
4.Кто не работает, тот не ест.
5.Гусь свинье не товарищ.
3картина.
1. В тихом омуте черти водятся.
2.Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.
3.Дарёному коню в зубы не смотрят.
4.Щи да каша пища наша.
5.Лес рубят, щепки летят.
4 картина.
1.Не плюй в колодец, пригодится воды напиться.
2.Яблоко от яблони недалеко падает.
3.Баба с возу - кобыле легче.
4.Вода камень точит.
5.За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
5картина.
1.Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
2.В гостях хорошо, а дома лучше.
3.Близок локоть, да не укусишь.
4.Ложка дегтя в бочке меда.
5.В тесноте, да не в обиде.
Задание №9. «Угадай, из какой сказки предмет».
Узнавать знакомые предметы из русских народных сказок. Материал: Пирожок («Гуси-лебеди»), миска («Три медведя»), колобок («Колобок», яичко («Курочка ряба»), варежка («Рукавичка») , игрушка «гусь» («Гуси-лебеди») .
Задание №10. «Чьи слова?». Закрепить знания слов героев из сказок.
1.«Не садись на пенек. Не ешь пирожок». («Маша и медведь»).
2.«Я от дедушки ушел. Я от бабушки ушел». (« Колобок»).
3.«Не пей из копытца, козленочком станешь». («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»).
4.«Спи, глазок, спи, другой». («Хаврошечка»).
5.«Сестрица Алёнушка, я пить хочу!» («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»).
6. «Носик, носик, пей водичку» («Петушок и чудо – меленка»). 7.«Ловись, рыбка, и мала, и велика!». («Лисичка – сестричка и серый волк»).
8. «Несёт меня лиса за тёмные леса, за высокие горы! Котик – братик, выручи меня!» («Кот, петух и лиса»).
9. «Сяду на пенёк, съем пирожок». ( «Маша и медведь»).
Задание №11. «Волшебные слова». Развивать речь детей, использовать в пересказе волшебные слова:
1.«По щучьему велению, по моему хотению…» Сказка «По щучьему велению».
2.«Избушка, избушка! Стань по-старому. Как мать поставила, - ко мне передом, а к морю (лесу) задом». Сказка «Царевна – лягушка».
3.«Сивка – бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед тобой!». Сказка «Сивка – бурка».
4.«Если перекинуть его с руки – на руку – тотчас двенадцать молодцов явятся, и что им ни будет приказано, всё за единую ночь сделает». Сказка «Волшебное кольцо».
Задание № 9. Театральная мини-постановка сказки Теремок.
- А теперь друзья, давайте заглянем в страну Театралию. Театралия нам помогает, чтобы ребенок был какой? Талантливый, музыкальный, терпеливый, инициативный, эрудированный, художественно-литературный, художественно-изобразительный, непосредственный, здоровым, творческим.
Звучит, сказочная музыка. Ведущий переодевается в Петрушку.
Внимание, внимание,
Извещаем всех заранее!
Пора отправляться в страну Театралию,
Где состоится представление,
Всем на удивление!
- У нас в зале много замечательных, талантливых, творческих людей и я предлагаю вам проявить свои творческие способности стать артистами.
Сказка спряталась в загадку. Ну, попробуй, отгадать, быстро руку поднимай-ка, сказка к нам придет опять! (Кто отгадает загадку, тот берет слова).
Маленький шарик под
лавкою
шарит. (Мышка).
Летом в болоте вы ее найдете. Зеленая квакушка, кто это? (Лягушка).
Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки. Живо отгадай-ка, кто же это? (Зайка).
Посмотрите, по дорожке ходят маленькие ножки. На голове гребешок. Кто же это? (Петушок).
Хитрая плутовка, рыжая головка. Хвост пушистая - краса! Как зовут ее? (Лиса).
Зимой спит, - летом ульи ворошит. (Медведь).
Петрушка. Сказку все мы очень ждали. Сказку в гости мы позвали. Сказка здесь уже, друзья. Сказка вновь пришла сюда! А как называется она? Отгадайте, вы друзья.
Стоит избушка, Резная верхушка,
Тесом покрыта, Щелком прошита,
Что это? (Теремок)
Есть у меня необычные герои, только они говорить не могут, их нужно озвучить, каждого героя своим голосом.
Петрушка. Вот стоит наш Теремок,
Как красив он и высок!
Как дорогу перейдешь – в Теремочек попадешь,
Новоселье ждет зверят, в Терем все они спешат.
Мимо мышка пробегала.
1Мышка. Познакомьтесь Мышка, я, Брожу по лесу я,
Ищу себе домишко. Ай да Терем, как хорош!
Кто живет в нем? Не поймешь! Буду жить в нем и работать.
Петрушка. А вот и лягушка прискакала.
2Лягушка. Ква-ква квакушка я, друзья, Звать Лягушкою меня! По кочкам быстро я скачу,
Друзей себе найти хочу. Ай да Терем, как хорош!
Кто живет в нем? Не поймешь!
Буду жить в нем и работать.
Петрушка. По дорожке, угадай-ка, Кто бежит к нам?
Увидал он Теремок, И на месте скок-поскок!
3Зайка. Ай да Терем, как хорош! Кто живет в нем? Не поймешь! Буду жить в нем и работать.
Петрушка.
Хорошо им в Теремочке! Так идут, бегут денечки…
По лесу Лиса гуляла, Теремочек увидала…
4Лиса. Что за терем-теремок? Кто его построить мог,
Ай да Терем, как хорош! Кто живет в нем? Не поймешь!
Буду жить в нем и работать.
Петрушка. А вот и серый появился.
5.Волк. Я голодный серый волк, что за терем теремок. Кто его построить мог, Ай да Терем, как хорош! Кто живет в нем? Не поймешь! Буду жить в нем и работать.
Петрушка. Прослыхал про то Медведь, пошёл терем поглядеть… идёт лесом, ковыляет, увидал он Теремок. Стукнул по стене разок…
5Миша. Бурый я Лесной Медведь! Люблю громко я реветь!
Что за терем-теремок? Кто его построить мог,
Ай да Терем, как хорош! Кто живет в нем? Не поймешь!
Буду жить в нем и работать.
Петрушка. Вышел в поле Петушок погулять,
Сладких зерен поискать. Видит: чудо-теремок .
6Петя. Что за терем-теремок? Кто его построить мог,
Ай да Терем, как хорош! Кто живет в нем? Не поймешь!
Буду жить в нем и работать.
Петрушка. Терем, правда наш хорош!
Только в Терем не зайдешь!
Ты оркестр собери,
Нам скорее покажи.
Инструменты есть у нас, Вы друзья скорей берите,
Нам оркестр покажите. В теремочке чудном нашем
Мы поем, танцуем, пляшем.
Оркестр( все играют на муз.инструментах).
Важно, внимательно слушать музыку и добавлять звук там, где на ваш взгляд это необходимо.
Петрушка. Все зверята подружились.
Вот как в сказке получилось.
Тут и сказочке конец,
А кто слушал — молодец!
Рефлексия от педагогов. Рейтинг успешности проведенного мероприятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему: «Театрализованная деятельность в детском саду».
В презентации представлен личный опыт автора по театрализованной деятельности в детском саду. начиная с младшей группы и до подготовительной....
Консультация для молодых специалистов по самообразованию на тему: «Театрализованная деятельность в детском саду».
Консультация для молодых специалистов ....
Проект (статья) на тему: «Театрализованная деятельность в детском саду как средство развития связной и выразительной речи, формирования коммуникативных навыков у детей-дошкольников».
«Театрализованная деятельность в детском садукак средство развитиясвязной и выразительной речи, форм...
Мастер-класс для педагогов по театрализованной деятельности в детском саду.
Мастер-класс в трехчастной форме:презентация на тему: Театрализованная деятельность - инструмент для всестороннего развития ребенка.практическая деятельность: изготовление пальчикового театрапостановк...
Мастер-класс для педагогов на тему "Театрализованная деятельность в детском саду"
Мастер-класс для педагогов на тему "Театрализованная деятельность в детском саду"...
Мастер-класс «МАКЕТИРОВАНИЕ КАК КОЛЛЕКТИВНО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ»
ВСТУПЛЕНИЕВряд ли найдется человек, который не любит смотреть, как едет поезд по игрушечной железной дороге. Это зрелище не только возвращает нас в детство, но окунает в интересный, волшебный, микро-м...
Мастер – класс для педагогов Тема: «Элементы ТРИЗ в детском саду: применяем грамотно, работаем творчески»
Задачи мастер –класса: 1.Познакомить педагогов с элементами методов технологии ТРИЗ.2. Побудить к использованию методов и приемов ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми.3. Cформи...