КРУЖОК "ЛОПОТУШКИ", программа
календарно-тематическое планирование по развитию речи (младшая группа)

Чемисова Татьяна Федоровна

Наблюдения за детьми в 1-й  группе раннего возраста показали, что дети приходят в детский сад со слабой речевой и познавательной активностью, с нулевой концентрацией внимания, тяжело адаптируются к детскому саду. Используя в режимных моментах, в занятиях элементы фольклора: песенки, загадки, пестушки, заклички, можно помочь малышам овладеть первоначальными речевыми навыками, умением ориентироваться в окружающем мире, развить  музыкальный слух, чувство ритма, точность движений, приобщить    к художественному наследию русской культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ  НАО «СШ №2 с углубленным изучением отдельных предметов»

Согласовано

 «    » августа 2024 г.

Протокол №      заседания                                                                                                             педагогического совета

Утверждаю

и.о. заведующей ГБОУ   НАО

-------------- Климова А.Е

«    » августа 2024 г.

                                                                         

                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

Рабочая программа

кружка «Лопотушки»

в  группе раннего возраста «Капитошка»

Составитель: воспитатель

Чемисова Татьяна Федоровна

г. Нарьян-Мар,

2024-2025 г.

Содержание

Пояснительная записка

Цели и задачи

Условия организации учебно-воспитательного процесса

Количество часов, отведенных на освоение материала

Ожидаемые результаты

Перспективное планирование

Парциальные программы, помогающие в работе кружка

Список использованной литературы

Пояснительная записка и актуальность выбранной темы

         Наблюдения за детьми в 1-й  группе раннего возраста показали, что дети приходят в детский сад со слабой речевой и познавательной активностью, с нулевой концентрацией внимания, тяжело адаптируются к детскому саду. Используя в режимных моментах, в занятиях элементы фольклора: песенки, загадки, пестушки, заклички, можно помочь малышам овладеть первоначальными речевыми навыками, умением ориентироваться в окружающем мире, развить  музыкальный слух, чувство ритма, точность движений, приобщить    к художественному наследию русской культуры.

 

Цель: развитие познавательно-речевой активности детей раннего возраста посредством форм  устного народного творчества.

 Задачи кружка: 

 обучающие: 

- формировать у детей личностную культуру, эстетический вкус, приобщая их к богатому культурному наследию русского народа;

- приучать детей внимательно слушать произведения  фольклора;

-предоставлять детям возможность активно договаривать слова, фразы в потешках и сказках;

- способствовать развитию умения внимательно рассматривать иллюстрации к малым формам фольклора;

развивающие: 
-развивать интерес к познанию окружающего мира, народному слову, обычаям;      

-способствовать развитию артикуляции, речи, кругозора, обогащению словарного запаса детей;

-развивать эмоционально-чувственную сферу малышей на основе приобщения к малым формам фольклора;

воспитательные: 

воспитывать нравственные качества детей: доброжелательность, трудолюбие, отзывчивость, заботливое отношение к близким людям, формировать КГН.

Условия организации учебно-воспитательного процесса

Возраст детей: от 1года  до 2,4 лет

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 10 минут в вечернее время в блоке совместной деятельности с детьми.

Планирование занятий  составлено с учётом реализации межпредметных связей по разделам:

-«Художественная литература», /где используются произведения познавательной направленности, народного фольклора/.

-«Развития речи» /где осуществляется обогащение словаря, расширяя и уточняя знания детей об окружающем/.

-«Познавательное развитие» / где осуществляется закрепление образов и понятий о живой и не живой природе.

-«Музыкальное развитие».

Ожидаемые результаты:

-освоят материал по фольклору, направленный на достижение главной цели через потешки, заклички, сказки, песни, народные игры;

-проявятся творческие способности к пению, театрализации, ритмическим мини-постановкам;

-продолжат развиваться мелкая и крупная моторики.

- значительно облегчится адаптация к детскому саду.

2. Перспективно-тематическое планирование

Работа по развитию познавательно-речевой активности проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определённые задачи.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 10 минут в вечернее время в блоке совместной деятельности с детьми.

Планирование занятий  составлено с учётом реализации межпредметных связей по разделам:

-«Художественная литература», /где используются произведения познавательной направленности/.

-«Развития речи» /где осуществляется обогащение словаря, расширяя и уточняя знания детей об окружающем/.

-«Познавательное развитие» / где осуществляется закрепление образов и понятий о живой и не живой природе.

-«Музыкальное  развитие».

Планирование направлено на развитие личности, ее творческого потенциала, художественных способностей, нравственно-эстетической стороны; стимулирует формы самовыражения личности; обеспечивает эмоциональное развитие ребенка.

Занятия представляют большую возможность для развития и обучения детей, способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а также развитию творческих /музыкально-театральных/ способностей.

Методы организации деятельности детей: игровые, наглядные, словесные, практические;

формы организации: беседы с детьми; наблюдения за природой во время прогулок; слушание русских народных песен, сказок; инсценирование песенок, потешек, колыбельных, закличек, фрагментов р.н. сказок; использование песенок-потешек в режимных моментах.

срок реализации работы кружка: 1 учебный год

Октябрь

1

-Беседа на основе наглядного материала.

-Проговаривание с детьми с использованием моторики руки «Сорока-ворона».

-П/у «Полетели-полетели»

Познакомить с прибаутками, потешками.

. Способствовать заучиванию потешек наизусть.

Учить рассказывать /петь/ сопряженно, эмоционально, используя мимику, жесты.

Развивать интерес к потешке, к плавному, певучему слову.

Воспитывать усидчивость.

2

-И/у «Ладошки».

-Разучивание потешки «Ладушки-ладушки».

-У/на дыхание «Погреем наши ладошки»

Развивать интерес к потешке, к плавному, певучему слову.

3

«Кукла Маша засыпай!»

/Прослушивание колыбельных песен на CD: «Котя-котенька-коток..»; имитационные приемы: укачивание младенца/.

Ознакомить с содержанием текста колыбельной песни.

4

Веселые считалки /Вы послушайте, котятки,

Сколько годиков ребяткам:

Тане – два, Ване – два,

Маше – два, Саше – два!/. Проведение русской народной подвижной игры «Кошки-мышки».

Познакомить детей со считалками, ритмичностью произнесения .

Ноябрь

5

Игра-драматизация «Петя- петушок».

 Повторить потешки, прибаутки, колыбельные песни.

6

Пение потешек «Петушок», «Водичка», используя имитационные приемы.

Заучивание «Как у котика усы»

Расширять представления о потешках, интонационно выразительно исполнять знакомые потешки «Петушок», «Водичка». Упражнять в заучивании наизусть потешки «Как у котика усы».

7

«Люли- люлюшки»

Продолжать знакомство с колыбельными. Ознакомить с содержанием колыбельной «Люлю- люлюшки».

8

 -Считалка «Сидел петух на лавочке..»

-народная  п/ игра  «Катай-катай».

Продолжать знакомство со считалочками. Помочь  на основе наглядного материала, используя игру с  Петрушкой, понять содержание считалочки

Декабрь

9

-Образ Котика в малых фольклорных формах.

-Игра-драматизация «Кошки- мышки».

Продолжать знакомство с потешками, колыбельными, считалочками о котике. Совершенствовать способность выразительно рассказывать потешки. Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

10

-Русские народные хороводы- игры.

-Хоровод  «Каравай».

-Исполнение  песни  «Заинька», используя танцевальные движения.

Познакомить детей с русскими народными хороводами.

11

Русская народная хоровод-игра «Дрема».

Познакомить детей с русской народной хороводной игрой «Дрема».

12

Русская народная хоровод-игра «Дед Мороз». Проведение русской народной хоровод-игры «Дед Мороз», используя считалочку  «Хлопушка».

Формировать умение выполнять условия игры.

Январь

13

Русская народная хоровод-игра «Дед Мороз». Проведение русской народной хоровод-игры «Дед Мороз», используя считалочку  «Хлопушка».

Закрепить условия проведения знакомой игры

14

Русская народная подвижная игра «Рыбаки и рыбки».

Упражнять детей в умении играть в русскую народную подвижную игру «Рыбаки и рыбки».

15

-Русская народная подвижная игра «Заинька».

-Потешка «Поехали, поехали»

Развивать навыки у детей играть в русскую народную подвижную игру «Заинька». Повторить потешку «Поехали, поехали..».

Февраль

16

Беседа на основе наглядного материала «Весѐлые ложки»

Игра на ложках под песню  «Ложечки»

Познакомить с предметами обихода (деревянные ложки).

17

«Трень-брень, гусельки».

 Рассматривание иллюстраций, с изображением музыкальных инструментов. Чтение р.н.с. "Лиса и Петух".

Закреплять названия знакомых русских музыкальных инструментов; внимательно слушать выступления русского оркестра (в записи); развивать интерес к русской народной музыке.

18

 Загадывание зимних загадок.

Физминутка  «Заинька беленький».

Познакомить детей с зимними явлениями природы через загадки.

19

Отгадывание загадок пр о животных.

Повторение считалок.

 П/и «Кошки-мышки»

Продолжать знакомить с загадками. Развивать ритмическую речь.

Повторить считалочку про козу.

Март

20

Русская народная сказка «Репка»

Помочь усвоить последовательность действий персонажей сказки с помощью модели.

Учить выделять и называть характерные признаки персонажей.

 Воспитывать интонационную выразительность речи.

21

Чтение р.н.с. «Теремок»

Формировать умение эмоционально воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц и последовательность действий при помощи метода моделирования. / Лист бумаги с изображением контура теремка, цветные карандаши/.

22

Чтение р.н.с. «Козлята и волк»

Совершенствовать умение интонационно выразительно передавать характер персонажей при воспроизведении их песенок, используя структурно-логическую схему, составлять связанные высказывания на заданную тему, активизировать речь.

23

Загадки о животных

Русская  народная п/и «Воротца».

Закреплять умение отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении.

Апрель

24

Колыбельная «Баюшки»

Пропевание колыбельных

Продолжать знакомство с колыбельными песнями.

25

Считалочки.

Проговаривание  считалки «Кукушка»

Продолжать знакомство с жанром считалки, закреплять умение использовать считалки в игре, формировать умение заучивать  считалки наизусть.

26

Проведение подвижной игры- хоровода с заучиванием текста  «Веселый огородник»

Упражнять в умении играть в русскую народную хоровод-игру «Огородник».

27

Русская народная сказка «Кот,  Петух и Лиса» .

Танец «Ай-да!»

Приучать внимательно слушать сказку, понимать ее содержание, запоминать отдельные фразы героев сказки и интонационно выразительно воспроизводить их. Рассказывать сказку с помощью взрослого.

Май

28

Театрализация р.н.с.  «Лисичка со скалочкой».

Воспитывать эмоционально- образное восприятие содержания сказки, понимать и оценивать характер и поступки героев, подвести к пониманию жанровых особенностей сказки

29

Рассказывание р.н.с. «Гуси- лебеди». Проведение русской народной подвижной игры «Гуси- лебеди».

Развивать умение воспринимать образное содержание и идею сказки, развивать творческое воображение.

30

Р.н.с.  «Лисичка- сестричка и Серый Волк»

 Русская  народная подвижная  игра «Качели».

Закреплять представление о жанровых особенностях сказки.

31

Разучивание заклички  «Радуга-дуга».

Повторение «Дождик, лей, лей, лей…»

Повторить ранее разученные потешки

3. Парциальные программы, используемые в работе кружка

1. Ушакова О.С. Речевое развитие детей второго года жизни, М.: Сферум, 2015

         В методическом пособии описана система образовательной работы по развитию речи детей во второй группе раннего возраста. Автор дает общую характеристику речевого развития детей второго года жизни, приводит конкретные методические рекомендации и предлагает 32 конспекта развивающих занятий, основанных на результатах многолетних научных исследований лаборатории речевого развития НИИ дошкольного воспитания (в настоящее время Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования). В основе исследований лаборатории - концепция речевого развития детей раннего и дошкольного возраста Ф.А. Сохина, которая продолжает развиваться О.С. Ушаковой, ее коллегами и аспирантами.
Книга входит в базовый учебно-методический комплект для реализации комплексной образовательной программы "Теремок" для детей от двух месяцев до трех лет.
2. Гербова В.В. Развитие речи в детском  Программа и методические рекомендации. Для работы с детьми 2-7 лет, М: Сферум, 2014

Литература

1.Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду -  изд. Творческий центр, -  Москва, 2009 г.

2. Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. -  Санкт-Петербург. Издательство «Детство-Пресс», 2000г.

3.Лунина Г.Р. Воспитание детей на традициях русской культуры -  изд. Сфера, - Москва, 2005г.

4. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. - М.: Просвещение, 1987.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва

Рабочая программа  разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания,  образования и развития детей от 2  до 7  лет в условиях дет.  сада /  [Т. И...

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)

Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....

Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет

В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...