КРУЖОК "ЛОПОТУШКИ", программа
календарно-тематическое планирование по развитию речи (младшая группа)
Наблюдения за детьми в 1-й группе раннего возраста показали, что дети приходят в детский сад со слабой речевой и познавательной активностью, с нулевой концентрацией внимания, тяжело адаптируются к детскому саду. Используя в режимных моментах, в занятиях элементы фольклора: песенки, загадки, пестушки, заклички, можно помочь малышам овладеть первоначальными речевыми навыками, умением ориентироваться в окружающем мире, развить музыкальный слух, чувство ритма, точность движений, приобщить к художественному наследию русской культуры.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГБОУ НАО «СШ №2 с углубленным изучением отдельных предметов»
Согласовано « » августа 2024 г. Протокол № заседания педагогического совета | Утверждаю и.о. заведующей ГБОУ НАО -------------- Климова А.Е « » августа 2024 г. |
Рабочая программа
кружка «Лопотушки»
в группе раннего возраста «Капитошка»
Составитель: воспитатель
Чемисова Татьяна Федоровна
г. Нарьян-Мар,
2024-2025 г.
Содержание
Пояснительная записка
Цели и задачи
Условия организации учебно-воспитательного процесса
Количество часов, отведенных на освоение материала
Ожидаемые результаты
Перспективное планирование
Парциальные программы, помогающие в работе кружка
Список использованной литературы
Пояснительная записка и актуальность выбранной темы
Наблюдения за детьми в 1-й группе раннего возраста показали, что дети приходят в детский сад со слабой речевой и познавательной активностью, с нулевой концентрацией внимания, тяжело адаптируются к детскому саду. Используя в режимных моментах, в занятиях элементы фольклора: песенки, загадки, пестушки, заклички, можно помочь малышам овладеть первоначальными речевыми навыками, умением ориентироваться в окружающем мире, развить музыкальный слух, чувство ритма, точность движений, приобщить к художественному наследию русской культуры.
Цель: развитие познавательно-речевой активности детей раннего возраста посредством форм устного народного творчества.
Задачи кружка:
обучающие:
- формировать у детей личностную культуру, эстетический вкус, приобщая их к богатому культурному наследию русского народа;
- приучать детей внимательно слушать произведения фольклора;
-предоставлять детям возможность активно договаривать слова, фразы в потешках и сказках;
- способствовать развитию умения внимательно рассматривать иллюстрации к малым формам фольклора;
развивающие:
-развивать интерес к познанию окружающего мира, народному слову, обычаям;
-способствовать развитию артикуляции, речи, кругозора, обогащению словарного запаса детей;
-развивать эмоционально-чувственную сферу малышей на основе приобщения к малым формам фольклора;
воспитательные:
воспитывать нравственные качества детей: доброжелательность, трудолюбие, отзывчивость, заботливое отношение к близким людям, формировать КГН.
Условия организации учебно-воспитательного процесса
Возраст детей: от 1года до 2,4 лет
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 10 минут в вечернее время в блоке совместной деятельности с детьми.
Планирование занятий составлено с учётом реализации межпредметных связей по разделам:
-«Художественная литература», /где используются произведения познавательной направленности, народного фольклора/.
-«Развития речи» /где осуществляется обогащение словаря, расширяя и уточняя знания детей об окружающем/.
-«Познавательное развитие» / где осуществляется закрепление образов и понятий о живой и не живой природе.
-«Музыкальное развитие».
Ожидаемые результаты:
-освоят материал по фольклору, направленный на достижение главной цели через потешки, заклички, сказки, песни, народные игры;
-проявятся творческие способности к пению, театрализации, ритмическим мини-постановкам;
-продолжат развиваться мелкая и крупная моторики.
- значительно облегчится адаптация к детскому саду.
2. Перспективно-тематическое планирование
Работа по развитию познавательно-речевой активности проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определённые задачи.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 10 минут в вечернее время в блоке совместной деятельности с детьми.
Планирование занятий составлено с учётом реализации межпредметных связей по разделам:
-«Художественная литература», /где используются произведения познавательной направленности/.
-«Развития речи» /где осуществляется обогащение словаря, расширяя и уточняя знания детей об окружающем/.
-«Познавательное развитие» / где осуществляется закрепление образов и понятий о живой и не живой природе.
-«Музыкальное развитие».
Планирование направлено на развитие личности, ее творческого потенциала, художественных способностей, нравственно-эстетической стороны; стимулирует формы самовыражения личности; обеспечивает эмоциональное развитие ребенка.
Занятия представляют большую возможность для развития и обучения детей, способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а также развитию творческих /музыкально-театральных/ способностей.
Методы организации деятельности детей: игровые, наглядные, словесные, практические;
формы организации: беседы с детьми; наблюдения за природой во время прогулок; слушание русских народных песен, сказок; инсценирование песенок, потешек, колыбельных, закличек, фрагментов р.н. сказок; использование песенок-потешек в режимных моментах.
срок реализации работы кружка: 1 учебный год
Октябрь | ||
1 | -Беседа на основе наглядного материала. -Проговаривание с детьми с использованием моторики руки «Сорока-ворона». -П/у «Полетели-полетели» | Познакомить с прибаутками, потешками. . Способствовать заучиванию потешек наизусть. Учить рассказывать /петь/ сопряженно, эмоционально, используя мимику, жесты. Развивать интерес к потешке, к плавному, певучему слову. Воспитывать усидчивость. |
2 | -И/у «Ладошки». -Разучивание потешки «Ладушки-ладушки». -У/на дыхание «Погреем наши ладошки» | Развивать интерес к потешке, к плавному, певучему слову. |
3 | «Кукла Маша засыпай!» /Прослушивание колыбельных песен на CD: «Котя-котенька-коток..»; имитационные приемы: укачивание младенца/. | Ознакомить с содержанием текста колыбельной песни. |
4 | Веселые считалки /Вы послушайте, котятки, Сколько годиков ребяткам: Тане – два, Ване – два, Маше – два, Саше – два!/. Проведение русской народной подвижной игры «Кошки-мышки». | Познакомить детей со считалками, ритмичностью произнесения . |
Ноябрь | ||
5 | Игра-драматизация «Петя- петушок». | Повторить потешки, прибаутки, колыбельные песни. |
6 | Пение потешек «Петушок», «Водичка», используя имитационные приемы. Заучивание «Как у котика усы» | Расширять представления о потешках, интонационно выразительно исполнять знакомые потешки «Петушок», «Водичка». Упражнять в заучивании наизусть потешки «Как у котика усы». |
7 | «Люли- люлюшки» | Продолжать знакомство с колыбельными. Ознакомить с содержанием колыбельной «Люлю- люлюшки». |
8 | -Считалка «Сидел петух на лавочке..» -народная п/ игра «Катай-катай». | Продолжать знакомство со считалочками. Помочь на основе наглядного материала, используя игру с Петрушкой, понять содержание считалочки |
Декабрь | ||
9 | -Образ Котика в малых фольклорных формах. -Игра-драматизация «Кошки- мышки». | Продолжать знакомство с потешками, колыбельными, считалочками о котике. Совершенствовать способность выразительно рассказывать потешки. Воспитывать интерес к устному народному творчеству. |
10 | -Русские народные хороводы- игры. -Хоровод «Каравай». -Исполнение песни «Заинька», используя танцевальные движения. | Познакомить детей с русскими народными хороводами. |
11 | Русская народная хоровод-игра «Дрема». | Познакомить детей с русской народной хороводной игрой «Дрема». |
12 | Русская народная хоровод-игра «Дед Мороз». Проведение русской народной хоровод-игры «Дед Мороз», используя считалочку «Хлопушка». | Формировать умение выполнять условия игры. |
Январь | ||
13 | Русская народная хоровод-игра «Дед Мороз». Проведение русской народной хоровод-игры «Дед Мороз», используя считалочку «Хлопушка». | Закрепить условия проведения знакомой игры |
14 | Русская народная подвижная игра «Рыбаки и рыбки». | Упражнять детей в умении играть в русскую народную подвижную игру «Рыбаки и рыбки». |
15 | -Русская народная подвижная игра «Заинька». -Потешка «Поехали, поехали» | Развивать навыки у детей играть в русскую народную подвижную игру «Заинька». Повторить потешку «Поехали, поехали..». |
Февраль | ||
16 | Беседа на основе наглядного материала «Весѐлые ложки» Игра на ложках под песню «Ложечки» | Познакомить с предметами обихода (деревянные ложки). |
17 | «Трень-брень, гусельки». Рассматривание иллюстраций, с изображением музыкальных инструментов. Чтение р.н.с. "Лиса и Петух". | Закреплять названия знакомых русских музыкальных инструментов; внимательно слушать выступления русского оркестра (в записи); развивать интерес к русской народной музыке. |
18 | Загадывание зимних загадок. Физминутка «Заинька беленький». | Познакомить детей с зимними явлениями природы через загадки. |
19 | Отгадывание загадок пр о животных. Повторение считалок. П/и «Кошки-мышки» | Продолжать знакомить с загадками. Развивать ритмическую речь. Повторить считалочку про козу. |
Март | ||
20 | Русская народная сказка «Репка» | Помочь усвоить последовательность действий персонажей сказки с помощью модели. Учить выделять и называть характерные признаки персонажей. Воспитывать интонационную выразительность речи. |
21 | Чтение р.н.с. «Теремок» | Формировать умение эмоционально воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц и последовательность действий при помощи метода моделирования. / Лист бумаги с изображением контура теремка, цветные карандаши/. |
22 | Чтение р.н.с. «Козлята и волк» | Совершенствовать умение интонационно выразительно передавать характер персонажей при воспроизведении их песенок, используя структурно-логическую схему, составлять связанные высказывания на заданную тему, активизировать речь. |
23 | Загадки о животных Русская народная п/и «Воротца». | Закреплять умение отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении. |
Апрель | ||
24 | Колыбельная «Баюшки» Пропевание колыбельных | Продолжать знакомство с колыбельными песнями. |
25 | Считалочки. Проговаривание считалки «Кукушка» | Продолжать знакомство с жанром считалки, закреплять умение использовать считалки в игре, формировать умение заучивать считалки наизусть. |
26 | Проведение подвижной игры- хоровода с заучиванием текста «Веселый огородник» | Упражнять в умении играть в русскую народную хоровод-игру «Огородник». |
27 | Русская народная сказка «Кот, Петух и Лиса» . Танец «Ай-да!» | Приучать внимательно слушать сказку, понимать ее содержание, запоминать отдельные фразы героев сказки и интонационно выразительно воспроизводить их. Рассказывать сказку с помощью взрослого. |
Май | ||
28 | Театрализация р.н.с. «Лисичка со скалочкой». | Воспитывать эмоционально- образное восприятие содержания сказки, понимать и оценивать характер и поступки героев, подвести к пониманию жанровых особенностей сказки |
29 | Рассказывание р.н.с. «Гуси- лебеди». Проведение русской народной подвижной игры «Гуси- лебеди». | Развивать умение воспринимать образное содержание и идею сказки, развивать творческое воображение. |
30 | Р.н.с. «Лисичка- сестричка и Серый Волк» Русская народная подвижная игра «Качели». | Закреплять представление о жанровых особенностях сказки. |
31 | Разучивание заклички «Радуга-дуга». Повторение «Дождик, лей, лей, лей…» | Повторить ранее разученные потешки |
3. Парциальные программы, используемые в работе кружка
1. Ушакова О.С. Речевое развитие детей второго года жизни, М.: Сферум, 2015
В методическом пособии описана система образовательной работы по развитию речи детей во второй группе раннего возраста. Автор дает общую характеристику речевого развития детей второго года жизни, приводит конкретные методические рекомендации и предлагает 32 конспекта развивающих занятий, основанных на результатах многолетних научных исследований лаборатории речевого развития НИИ дошкольного воспитания (в настоящее время Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования). В основе исследований лаборатории - концепция речевого развития детей раннего и дошкольного возраста Ф.А. Сохина, которая продолжает развиваться О.С. Ушаковой, ее коллегами и аспирантами.
Книга входит в базовый учебно-методический комплект для реализации комплексной образовательной программы "Теремок" для детей от двух месяцев до трех лет.
2. Гербова В.В. Развитие речи в детском Программа и методические рекомендации. Для работы с детьми 2-7 лет, М: Сферум, 2014
Литература
1.Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду - изд. Творческий центр, - Москва, 2009 г.
2. Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - Санкт-Петербург. Издательство «Детство-Пресс», 2000г.
3.Лунина Г.Р. Воспитание детей на традициях русской культуры - изд. Сфера, - Москва, 2005г.
4. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. - М.: Просвещение, 1987.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И...
Рабочая программа воспитателя. Ежедневное планирование по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Старшая группа. Программа для установки через интернет
lt;div class="uchmag_main_162014"><div class="uchmag_table"><div class="uchmag_td_c" align="center"><a target="_blank" href="http://www.uchmag.ru/estore/e241522/?partner=507"><...
Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)
Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....
Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет
В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...
- Мне нравится (1)