Игротека речевых упражнений на обогащение словарного запаса и развитие грамматического строя речи
картотека по развитию речи
Предлагаю игротеку речевых упражнений на обогащение словарного запаса и развитие грамматического строя речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igroteka.docx | 926.4 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Центр развития ребёнка «Детский сад № 1 «Жар-птица»
658227, г. Рубцовск, проспект Ленина, 271
тел. (38557) 7-00-63, тел/факс (38557) 7-00-76
e-mail: 1-dsad@mail.ru
Игротека речевых упражнений на обогащение словарного запаса и развитие грамматического строя речи
Подготовила:
учитель-логопед
Новоселова Т.А.
г. Рубцовск
Тема недели: Овощи. Труд взрослых на полях и огородах Звук [а] и буква А | |||
Логопедическая пятиминутка № 1 | Речевые игры и упражнения | ||
Артикуляционная гимнастика Веселая артикуляционная гимнастика Н.В. Нищевой Дыхательное упражнение «Пузырики» Ребенок делает глубокий вдох через нос, надувает «щёчки – пузырики» и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот. Повторить 2 – 3 раза. Пальчиковая гимнастика «В огород» В огород сейчас пойдем Кинезиологическое упражнение «Ухо—нос» Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот». | Игра «Угадай, что звучит» Цель: развивать слуховое внимание. Упражнение «Посмотри и ответь». Цель: активизировать пассивный и активный словарь по теме «Овощи». Игра «Чего не стало?» (овощи) Цель: развивать внимание, память. Упражнение «Подбери признак» Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными. Упражнение «Найди и покажи» Цель: формировать умение находить букву среди других букв алфавита. Игра «Купи картинку» Цель: развивать фонематические представления. Упражнение «Посчитай» Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными 1-2-5. | ||
Тема недели: Фрукты. Труд взрослых в садах Звук [у] и буква У | |||
Логопедическая пятиминутка № 2 | Речевые игры и упражнения | ||
Артикуляционная гимнастика Веселая артикуляционная гимнастика Н.В. Нищевой Пальчиковая гимнастика «Компот» Будем мы варить компот Фруктов нужно много. Вот. Будем яблоки крошить, Грушу будем мы рубить. Отожмем лимонный сок, Слив положим и песок. Варим, варим мы компот. Угостим честной народ. Кинезиологическое упражнение «Кулак-ребро-ладонь» | Игра «Отгадай-ка» Цель: обогащать словарный запас. Предложить отгадать загадки, выделить первый звук в слове-отгадке. Игра с мячом «Один — несколько». Цель: учить образовывать множественное число существительных в именительном падеже. Упражнение «Подбери признак» Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными. Упражнение «Придумай слова со звуком «У»: Улитка, улыбка, … Где звук? (в начале, в середине, в конце). Уля, глобус, зубы, утка, наука, кенгуру, хожу, сук, тумбочка, улей, жук, ухо. Упражнение «Посчитай» Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными 1-2-5. Упражнение «Назови ласково» Цель: учить детей образовывать слова при помощи уменьшительное- ласкательных суффиксов. Упражнение «Посмотри и ответь» Цель: активизировать пассивный и активный словарь по теме. Игра «Чего не стало?» (фрукты) Цель: развивать внимание, память. Упражнение «Определение позиции звука «У» в словах. (утка, паук, какаду) Игра «Скажи, что звучит?» Цель: развивать слуховое внимание, дифференциация неречевых звуков. | ||
Тема недели: Осень. Осенние месяцы, признаки осени. Звук [о] и буква О | |||
Логопедическая пятиминутка № 3 | Речевые игры и упражнения | ||
Артикуляционная гимнастика Веселая артикуляционная гимнастика Н.В. Нищевой Пальчиковая гимнастика «Осень» Если на деревьях листья пожелтели, Дыхательное упражнение «Шарик» Шарик мой воздушный. Какой ты непослушный! Зачем ты отвязался, Зачем помчался ввысь? Поднять руки вверх – вдох, медленно опускать вниз – длительный выдох. Кинезиологическое упражнение «Кулак-ребро-ладонь» | Упражнение «Составление предложений по картинкам» Цель: уточнять и активизировать словаря по теме «Осень». Распространение предложений прилагательными. Упражнение «Прохлопай слова» (по теме «Осень») Цель: учить передавать ритмический рисунок слов. Упражнение «Четвертый лишний» (по теме «Овощи, Фрукты») Цель: развивать зрительное внимание, восприятие, связную речь. Упражнение «Найди место звука» Цель: учить определять позицию звука О в словах. Игра «Угадай, чей голос?» Цель: развивать речевой слух, дифференциация голосов по тембру. Упражнение «Ответь на вопросы» Цель: закреплять умение образовывать прилагательные от существительных. День, когда идет дождь, какой? - ... Упражнение «Найди ошибки» Цель: развивать слуховое внимание. Определи, чего не бывает осенью. Упражнение «Сортируем урожай» Цель: учить дифференцировать овощи фрукты) | ||
Тема недели: Лес. Деревья и кусты. Золотая осень. Звук [и] и буква И | |||
Логопедическая пятиминутка № 4 | Речевые игры и упражнения | ||
Артикуляционная гимнастика Веселая артикуляционная гимнастика Н.В. Нищевой Пальчиковая гимнастика «Осень» Ветер по лесу летал, (делаем волнообразные движения кистями рук) Ветер листики считал: Вот дубовый, (загибаем по одному пальчику на обеих руках) Вот кленовый, Вот рябиновый резной, Вот с березки — золотой, Вот последний лист с осинки (спокойно укладываем ладони на колени) Ветер бросил на тропинку.
Дыхательное упражнение «Осенний лес» Вдыхаем аромат леса. Вдох носом, пауза под счет «раз», «два», «три», выдох ртом. Дует осенний легкий ветерок: «У-у-у». ( Тихо). Листочки едва шевелятся. Подул сильный ветер: «У-у-у» (Громко). Заблудились мы в лесу, Закричали мы: «Ау!» (Сначала громко, потом тихо) Осенние листочки на веточках висят. Осенние листочки с нами говорят: «А-о-у-и» Кинезиологическое упражнение «Кулак—ребро—ладонь» | Упражнение «Какой слог лишний?» Цель: развивать фонематическое восприятие, дифференциация слогов с оппозиционными согласными. Упражнение «Подбери признаки» Цель: обогащать и уточнять словарь прилагательных. осень (какая?) – … дождь (какой?) — … солнце (какое?) — … погода (какая?) — … Игра «Чудесный мешочек» Цель: развивать тактильные ощущения, умения узнавать буквы на ощупь. Упражнение «Посмотри и назови» Цель: расширять и активизировать словарь по теме «Деревья». Упражнение «Назови ласково» Цель: учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму имен существительных. Игра «Назови одним словом» Цель: развивать умение называть обобщающие слова. Игра «Найди букву» Цель: учить находить заданную букву. Узнавание буквы «И» Упражнение «Посмотри и назови» Цель: расширять и активизировать словарь по теме «Деревья». Рассмотреть предметные картинки и определить, какие части есть у каждого дерева (ствол, корни, ветки, листья (иголки), кора, крона). | ||
Тема недели: Домашние животные и их детеныши. Звук [т] и буква Т | |||
Логопедическая пятиминутка № 5 | Речевые игры и упражнения | ||
Артикуляционная гимнастика Веселая артикуляционная гимнастика Н.В. Нищевой Пальчиковая гимнастика с мячиками су-джок «Домашние животные» Раз, два, три, четыре, пять, Как животных нам назвать? Самых близких, самых верных — Каждый знает их, наверно. Лошадь, корова, собака и кошка Как назовем их? Подумай немножко. В доме с хозяином дружно живут, Значит, домашними все их зовут. (поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки) (катают «Су – Джок» между ладонями) Дыхательное упражнение «Ветерок дует на листок» Губы в улыбке, зубы разомкнуты. Дутье на высунутый язык, лежащий на нижней губе. Кинезиологическое упражнение «Колечко» Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками. | Упражнение «Назови ласково» Цель: учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму имен существительных. Упражнение «Подбери словечко» Цель: учить подбирать слово с заданным звуком. Игра с мячом «Что делает?» Цель: расширять и активизировать словарь глаголов, развивать ловкость. Упражнение «Какой, какая?» Цель: обогащать и уточнять словарь прилагательных. Игра с мячом «Скажи наоборот» Цель: формировать умение подбирать антонимы. Игра «Четвертый лишний» Цель: развивать зрительное внимание, восприятие, связную речь. | ||
Тема недели: Дикие животные и их детеныши. Звук [п] и буква П | |||
Логопедическая пятиминутка № 6 | Речевые игры и упражнения | ||
Артикуляционная гимнастика Веселая артикуляционная гимнастика Н.В. Нищевой Пальчиковая гимнастика «В лесу» У лисы в лесу глухом есть нора – надёжный дом. Под кустами ёж колючий нагребает листьев кучу. Спит в берлоге косолапый, до весны сосёт там лапу. Есть у каждого свой дом. Всем тепло, уютно в нём. Дыхательное упражнение «Вырасти большой» Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки—вдох, опустить руки-вниз, опуститься на всю ступню — выдох. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 4—5 раз. Кинезиологическое упражнение «Колечко» Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками. | Игра «Кто у кого?» Цель: закреплять употребление родительного падежа существительных единственного и множественного числа. Игра «Кто, где живет?» Цель: закреплять формы предложного падежа существительных. Игра «Назови семью» Цель: закреплять названия диких животных, их семей; развивать речь детей. Игра «Подбери словечко» Цель: учить детей подбирать и называть слова-признаки, слова-действия. Игра «Узнай зверя по описанию» Цель: учить детей узнавать животных по описанию; развивать мышление и речь детей. Игра с мячом «Назови ласково» Цель: совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами). Упражнение «Посчитай!» Цель: учить детей согласовывать существительные с числительными «один», «два», «пять». Игра «Выбери картинки» Цель: учить выбирать картинку со словом, которое начинается на заданный звук, расширять словарный запас, развить зрительное внимание. Упражнение «Подчеркни букву в слове» Цель: развивать внимание, координацию движений. | ||
Тема недели: Одежда, головные уборы Звук [н] и буква Н | |||
Логопедическая пятиминутка № 7 | Речевые игры и упражнения | ||
Артикуляционная гимнастика Веселая артикуляционная гимнастика Н.В. Нищевой Пальчиковая гимнастика «Стирка»
В таз, наполненный водичкой, Дыхательное упражнение «Сдуваем пылинки с одежды» Голову прямо – вдох, вправо - выдох, произнося [пф]; прямо – вдох, влево – выдох, произносим [пф]. Повторить 3 раза. Кинезиологическое упражнение «Засолка капусты» | Упражнение «Подбери признак» Цель: упражнять в подборе прилагательных к существительным. Игра «Назови ласково» Цель: упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –чик-, -ечк-,- очк-, -еньк-, -оньк-. Игра «Что из чего?» Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных. Игра «Один - много» Цель: формировать умение образовывать формы существительного в родительном падеже множественного числа. Игра «Считай и называй» Цель: упражнять в согласовании числительных с существительными. Упражнение «Скажи наоборот» Цель: упражнять детей в подборе слов, противоположных по значению (антонимов). Упражнение «Хлопнуть в ладошки, когда услышишь звук «Н». Цель: развивать фонематический слух. Игра «Найди букву» Цель: учить находить заданную букву. Узнавание буквы «Н». Упражнение «Назови буквы» Цель: развивать зрительное внимание и восприятие. | ||
Тема недели: Обувь Звук [м] и буква М | |||
Логопедическая пятиминутка № 8 | Речевые игры и упражнения | ||
Артикуляционная гимнастика Веселая артикуляционная гимнастика №2 Н.В. Нищевой Пальчиковая гимнастика с мячиками су-джок «Обувь»
Дыхательные упражнения «Шар лопнул» И. п.— ноги слегка расставить, руки опустить вниз. Разведение рук в стороны—вдох. Хлопок перед собой — медленный выдох на звуке «Ш-ш-ш-ш-ш» (5—6 раз). Кинезиологическое упражнение «Колено – локоть» Стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8–10 раз. |
Цель: формировать умение образовывать существительные в единственном числе
Цель: формировать умение образовывать антонимы. длинная юбка -…короткая юбка, большие носки -…маленькие носки.
Цель: упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –чик-, -ечк-,- очк-, -еньк-, -оньк-.
Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных. Упражнение «Подберите слова» Цель: формировать умение подбирать прилагательные к существительному.
Цель: тренировать в согласовании сущ. ед. и мн. числа с притяжательными местоимениями мой, моя, мое.
Цель: развивать связную речь. Упражнение «Посчитай слоги» Игра «Буквы» Цель: учить детей находить очертания букв; развивать зрительное представление о букве, память, внимание. Упражнение «Определи первый звук в слове» Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове. | ||
Тема недели: Мебель Звуки [К], [К'] и буква К | |||
Логопедическая пятиминутка № 9 | Речевые игры и упражнения | ||
Артикуляционная гимнастика Веселая артикуляционная гимнастика №2 Н.В. Нищевой Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире» Раз, два, три, четыре (загибают пальчики, начиная с большого на обеих руках) Много мебели в квартире, (сжимают и разжимают кулачки). В шкаф повесим мы рубашку, (загибают пальчики на обеих руках) А в буфет поставим чашку, Чтобы ноги отдохнули посидим чуть – чуть на стуле, А когда мы крепко спали, На кровати мы лежали, А потом мы с котом посидели за столом. Час с вареньем дружно пили. (попеременно хлопают в ладоши и кулачки) Много мебели в квартире. Дыхательное упражнение «Шитьё на швейной машинке» Правой рукой «крутим ручку швейной машинки» – вдох; на выдохе произносим «Т – т – т –т!» Правой ногой «нажимать и отпускать педаль швейной машинки – вдох; на выдохе произносить «Д – д – д!» Повторить 3 – 4 раза Глазодвигательное упражнение «Глазки» Чтобы зоркость не терять, Нужно глазками вращать. Вращать глазами по кругу по 2-3 секунды (6 раз). | Игра «Из чего – какой?» Цель: учить образовывать относительные прилагательные, закреплять словарь по лексической теме. Упражнение «Какой? Какая? Какое?» Цель: учить образовывать качественные прилагательных, закрепление словаря по лексической теме. Упражнение «Скажи наоборот» Цель: упражнять в образовании качественных прилагательных с противоположным значением, закреплении представлений ребенка о противоположных признаках предметов или слов-антонимов, закрепление словаря по лексической теме. Упражнение «Назови ласково» Цель: упражнять в образовании существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Упражнение «Назови лишнее слово» Цель: расширять словарный запас детей за счет употребления обобщающих слов. Игра «Найди букву». Цель: учить находить заданную букву. Узнавание буквы «К». Игра «Разложи по коробкам» Цель: развивать фонематический слух, упражнять детей в умении дифференцировать согласные звуки [К-Кь ]. Игра «Выбери картинки» Цель: учить выбирать картинку со словом, которое начинается на заданный звук, расширять словарный запас, развивать зрительное внимание. | ||
Тема недели: Посуда Звуки [б], [б'] и буква Б | |||
Логопедическая пятиминутка № 10 | Речевые игры и упражнения | ||
Артикуляционная гимнастика Веселая артикуляционная гимнастика №2 Н.В. Нищевой Пальчиковая гимнастика «Помощники»
Дыхательное упражнение «В кастрюле кипит каша» Выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3–4 раза. Кинезиологическое упражнение «Лезгинка» Левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После одновременно сменить положение правой и левой рук. | Упражнение «Где живут продукты?» Цель: закреплять умение образовывать существительные с суффиксами –ниц-, -онк- Упражнение «Один - много» Цель: упражнять в образовании мн.ч. имен существительных. Упражнение «Жадина» Цель: упражнять в согласовании предметов посуды со словами «Мой», «Моя». Упражнение «Назови ласково» Цель: активизировать словарь по теме, образование уменьшительной формы существительных в единственном числе. Игра «Чего не хватает?» Цель: развивать зрительное внимание и память, активизировать словарь по теме «Посуда». Упражнение «Скажи наоборот» Цель: упражнять в подборе слов – антонимов, активизировать словарь детей. Ложка чистая – ложка (грязная). Тарелка глубокая – тарелка (мелкая). Упражнение «Из чего сделана посуда?» Цель: упражнять в согласовании прилагательных с существительным. Упражнение «Четвертый лишний» Цель: упражнять в умении обобщать, развивать логическое мышление. Упражнение «Поймай звук» Цель: вырабатывать навык выделения заданного звука в звуковом ряду. Упражнение «Найди место звука» Цель: закреплять умение определять позицию звука в словах. Упражнение «Посчитай слоги» | ||
Тема недели: Продукты питания Звуки [д], [д'] и буква Д | |||
Логопедическая пятиминутка № 11 | Речевые игры и упражнения | ||
Артикуляционная гимнастика Веселая артикуляционная гимнастика №2 Н.В. Нищевой Пальчиковая гимнастика «Мы готовим» Мы варили суп-суп Потираем ладошки друг о друга Из перловых круп-круп. Пальцы сложены в щепоть (насыпаем крупу) Получилась каша, Хлопки. То-то горе наше. Хватаемся за голову. Замесили тесто, Сжимаем и разжимаем пальцы. А оно ни с места. Опустить руки Замесили на дрожжах Сжимаем и разжимаем пальцы Не удержишь на вожжах! Расставляем руки в стороны, как будто хотим удержать. Дыхательное упражнение «В кастрюле кипит каша» Сесть, одна рука на животе, другая - на груди. При втягивании живота сделать вдох, при выпячивании - выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3–4 раза. Кинезиологическое упражнение «Лезгинка» Левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После одновременно сменить положение правой и левой рук. | Упражнение «Назови ласково» Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном числе. Упражнение «Один — много» Цель: учить образовывать существительные множественного числа в именительном и родительном падежах. Упражнение «Посчитай до 5» Цель: учить образовывать существительные множественного числа в именительном и родительном падежах. Одна котлета — две котлеты — пять котлет Упражнение «Назови, какой, какая, какое?» Цель: учить образовывать относительные прилагательные. Хлеб из ржи — ржаной хлеб; варенье из вишни — вишневое; Упражнение «Назови по образцу» Цель: учить образовывать качественные прилагательные. Жарить картофель — значит, он какой? — жареный; варить свеклу — значит, она какая? — вареная; парить репу — ... (пареная); морозить клюкву — ... (мороженая); мариновать помидоры — ... (маринованные); консервировать огурцы — ... (консервированные); солить капусту — ... (соленая). Упражнение «Скажем слово по слогам» Цель: упражнять в выделении всех гласных звуков в слове и делении слов на слоги. Упражнение «Чистоговорки» Цель: упражнять в определении наличия определенного согласного звука в словах. Игра «Подарки» Цель: упражнять в различении согласных звуков «д» и «т» в словах. | ||
Тема недели: Зима Звуки [г], [г'] и буква Г | |||
Логопедическая пятиминутка № 12 | Речевые игры и упражнения | ||
Артикуляционная гимнастика Веселая артикуляционная гимнастика №2 Н.В. Нищевой Пальчиковая гимнастика «Зима» Раз, два, три, четыре, пять, Загибать пальчики по одному
Дыхательные упражнения «Снежинка на носу» Вдох через нос, выдох – высунуть широкий язык, подуть на кончик носа (сдуть ватку с носа и т.д.). Кинезиологическое упражнение «Ухо-нос-хлопок» Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот». | Игра «Что зимой бывает» Цель: развивать представление о приметах зимы. Упражнение «Когда это бывает» Цель: учить детей называть времена года по их признакам. Упражнение «Отгадай по описанию» Цель: учить детей называть времена года по их признакам. Упражнение «Какая!» Цель: учить подбирать определения к слову зима. Зима- холодная, ранняя, поздняя, снежная, злая, суровая, морозная, теплая, ветреная, веселая, нарядная и т. д Упражнение «Подбери слово» Цель: учить подбирать существительное к глаголу. Ударили…. (морозы) Хрустит…. (снег) Бушует… (вьюга) Замерзли… (реки) Скрипит… (снег) Метут… (метели) Падает… (снег) Упражнение «Называй слова на звуки «Г», «ГЬ» Цель: учить называть слова, на твердый звук «Г», на мягкий звук «ГЬ». Упражнение «Поймай звук» Цель: вырабатывать навык выделения заданного звука в звуковом ряду. Игра «Распредели предметы по коробкам» Цель: развивать фонематический слух, упражнять детей в умении дифференцировать согласные звуки [г- гь ]. Упражнение «Найди место звука» Цель: учить определять позицию звука в словах. | ||
Тема недели: Зимующие птицы Звуки [ф], [ф'] и буква Ф | |||
Логопедическая пятиминутка № 13 | Речевые игры и упражнения | ||
Артикуляционная гимнастика Веселая артикуляционная гимнастика №2 Н.В. Нищевой Пальчиковая гимнастика «Птицы»
Дыхательное упражнение «Вьюга» Вдох носом, пауза, на выдохе произносим [у] от тихого звучания к громкому. Кинезиологическое упражнение «Ухо-нос-хлопок» Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот». | Упражнение «Считай и называй» Цель: упражнять в согласовании числительных с существительными. Упражнение «Какой, какая?» Цель: совершенствовать грамматический стой речи. Упражнение «Назови ласково» Цель: учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму имен существительных. Упражнение «Чей клюв, чья голова» Цель: учить образовывать притяжательные прилагательные. Упражнение «Сложи слово» У синицы жёлтая грудка – значит она какая? — желтогрудая. У сороки длинный хвост, значит она какая? — длиннохвостая. У вороны черные крылья — значит она … У голубя сизые крылья – значит он … У сороки белая грудка – значит она … Упражнение «Составление рассказов описаний о зимующих птицах по схеме» Цель: развивать связную речь. Упражнение «Хлопнуть в ладошки, когда услышишь звук «Ф». Цель: развивать фонематический слух. Упражнение «Подчеркни букву в слове» Цель: развивать внимание, координацию движений. Упражнение «Кто скорее?» Цель: развивать навыки звукового анализа и синтеза. | ||
Тема недели: Зимние забавы Звуки [в], [в'] и буква В | |||
Логопедическая пятиминутка № 14 | Речевые игры и упражнения | ||
Артикуляционная гимнастика Веселая артикуляционная гимнастика №2 Н.В. Нищевой Пальчиковая гимнастика «Снеговик» Раз - рука, два - рука - Дыхательное упражнение «Снежинка на носу» Вдох через нос, выдох – высунуть широкий язык, подуть на кончик носа (сдуть ватку с носа и т.д.). Кинезиологическое упражнение «Снеговик» (растяжка)
Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу. | Упражнение «Что зимой бывает» Цель: расширять представление о приметах зимы, совершенствовать связную речь. Игра «Что прячется за сугробом» Цель: развивать зрительное внимание, активизировать словарь по теме. Игра «Когда это бывает». Цели: учить детей называть времена года по их признакам. Развивать мышление, память, внимание. Упражнение «Закончи предложение» Цель: учить составлять сложные предложения со значением противопоставления. Дети должны закончить предложение, а затем повторить его полностью. Упражнение «Составь предложения по картине «Зима» Цель: развивать связную речь. - Какое время года изображено? - Чем покрыта земля? - Какие деревья? Какие из них зелёные? - Какое небо? - Как сейчас греет солнце? - Какая зима пришла? - Чем замело всё вокруг? - Какие ударили морозы? - Чем покрылась река? Упражнение «Назови слово на нужный звук» Цель: развивать фонематический слух, внимание. Упражнение «Поймай звук» Цель: вырабатывать навык выделения заданного звука в звуковом ряду. Упражнение «Посчитай слоги» | ||
Тема недели: Новый год Звуки [х], [х'] и буква Х | |||
Логопедическая пятиминутка № 15 | Речевые игры и упражнения | ||
Артикуляционная гимнастика Веселая артикуляционная гимнастика №2 Н.В. Нищевой Пальчиковая гимнастика с колечками су-джок «Зимушка-зима» Здравствуй Зимушка-зима! Дыхательное упражнение «Свеча» Исходное положение – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха. Кинезиологическое упражнение «Перекрестное марширование» Любим мы маршировать, Руки, ноги поднимать. Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. | Упражнение «Назови ласково» Цель: развивать навык образования имён существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Шар – шарик Звезда – звёздочка Ёлка – ёлочка Упражнение «Чего не стало?» Цель: развивать навык образования родительного падежа имён существительных. Не стало гирлянды. Упражнение «Посчитай» Цель: закрепить умение согласовывать имя существительное с числительным. Один подарок, два подарка, …, пять подарков. Упражнение «Подбери признаки» Цель: обогащать и уточнять словарь прилагательных. Дед Мороз (какой?) – добрый, волшебный, седой … Снегурочка (какая?) – красивая, молодая, стройная … Шар (какой?) – блестящий, стеклянный, разноцветный … Ёлка (какая?) – зелёная, колючая, нарядная… Праздник (какой?) – веселый, шумный, новогодний… Подарок (какой?) – щедрый, новогодний, приятный… Игрушка (какая?) – елочная,красивая, стеклянная … Снеговик (какой?) – большой, белый, круглый, веселый… Гирлянда (какая?) – новая, красивая, блестящая, разноцветная… Мишура (какая?) – блестящая, новогодняя, серебристая… | ||
Тема недели: Транспорт Звук [ы] и буква ы | |||
Логопедическая пятиминутка № 16 | Речевые игры и упражнения | ||
Артикуляционная гимнастика Новая артикуляционная гимнастика Н.В. Нищевой Пальчиковая гимнастика «Машины» Все машины по порядку Подъезжают на заправку: (Обеими руками «крутят руль» перед собой). Бензовоз, мусоровоз, С молоком молоковоз, С хлебом свежим хлебовоз. И тяжелый лесовоз.
Дыхательное упражнение «Снежинка на носу» Вдох через нос, выдох – высунуть широкий язык, подуть на кончик носа (сдуть ватку с носа и т.д.). Кинезиологическое упражнение «Снеговик» Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу. | Игра «Едет, плавает, летает» Цель: упражнять детей в классификации транспортных средств по способу, месту передвижения, по назначению; активизировать слова, обозначающие транспортные средства. Упражнение «Великаны - гномики» Цель: учить образовывать существительных с помощью суффиксов. Упражнение «Подбери признак» Цель: обогащать и уточнять словарь прилагательных. Машина (какая?) – быстрая, гоночная, новая, старая, легковая… Упражнение «Из чего - какой?» Цель: учить образовывать относительные прилагательные. Упражнение «Скажи наоборот» Цель: закреплять умение подбирать антонимы. Поезд длинный, а автобус - короткий. Самолет быстрый, а пароход - ... Упражнение «Четвёртый лишний» Упражнение «Составление предложений по опорным словам» Цель: развивать связную речь. Автомобиль, по, ехать, дорога. Лодка, река, по, деревянная, плыть. Магазин, около, велосипед, остановиться. Пассажиры, электричка, из, выходить. В, самолет, небо, лететь, высоко. . Игра «Чего не стало» Цель: развивать зрительную память. Упражнение «Посчитаем машины» Цель: активизировать словарь по теме, учить согласовывать числительные с существительными. | ||
Тема недели: Профессии взрослых Звуки [с], [с’] и буква С | |||
Логопедическая пятиминутка № 17 | Речевые игры и упражнения | ||
Артикуляционная гимнастика Новая артикуляционная гимнастика Н.В. Нищевой Пальчиковая гимнастика с мячиками су-джок «Профессии» Много есть профессий знатных, И полезных, и приятных. Повар, врач, маляр, учитель, Продавец, шахтёр, строитель. Сразу всех не называю, Вам продолжить предлагаю. Дыхательное упражнение «Снежинка на носу» Вдох через нос, выдох – высунуть широкий язык, подуть на кончик носа (сдуть ватку с носа и т.д.). Кинезиологическое упражнение «Глазки-1» Чтобы зоркость не терять, Нужно глазками вращать. Вращать глазами по кругу по 2-3 секунды. (6 раз) «Глазки-2» Зорче глазки чтоб глядели, разотрем их поскорее. Массировать верхние и нижние веки, не закрывая глаз. (1 мин.) | Игра «Кому что нужно для работы?». Цель: формировать навык словоизменения – употребление винительного падежа имен существительных. Упражнение «Найди ошибку» Цель: развивать логическое мышление. Упражнение «Кто что делает?» Цель: активизировать глагольный словарь. Упражнение «Сосчитай до 5» Цель: развивать грамматический строй речи. Один повар, два …, три …, четыре …, пять … Упражнение «Кто что делает?» Цель: закреплять умение подбирать глаголы к существительным. Повар - варит, жарит и т. д. Упражнение «Расскажи о профессии» Цель: тренировать в составлении рассказа о профессии по плану. Как называется профессия. Чем занимается представитель этой профессии. Какие инструменты нужны для работы. Нравится ли ребенку такая профессия, почему? Упражнение «Какой звук пропал?» Цель: развивать фонематический слух. Упражнение «Хлопни, как я» Цель: развивать слуховое внимание, умение повторить за педагогом по 3, 4, 5 хлопков с разным набором пауз. Упражнение «Ищем слова со звуком С» Цель: автоматизировать звук С в словах. Игра «Что везет самолет» Цель: автоматизировать звук С в предложении. | ||
Тема недели: Животные севера Звуки [з], [з’] и буква З | |||
Логопедическая пятиминутка № 18 | Речевые игры и упражнения | ||
Артикуляционная гимнастика Новая артикуляционная гимнастика Н.В. Нищевой Пальчиковая гимнастика «Животные севера»
Дыхательное упражнение «Зимняя вьюга» Воет вьюга: «З-з-з» (С усилением звука) Шумят ели: «Ш-ш». Стихает вьюга: «С-с-с». Кинезиологическое упражнение «Ладушки-оладушки» Правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами: «Мы играли в ладушки – жарили оладушки, Так пожарим, повернем и опять играть начнем». | Упражнение «Посмотри и ответь» Цель: активизировать пассивный и активный словарь по теме. Игра «Кого не стало?» Цель: развивать внимание, память. Игра с мячом «Один — несколько» Цель: учить образовывать множественное число существительных в именительном падеже. Упражнение «Назови ласково» Цель: учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму имен существительных. Упражнение «Назови одним словом» Цель: развивать умение называть обобщающие слова. Упражнение «Узнайте животного по описанию» Цель: совершенствовать знания детей о домашних животных; учить находить картинки по описанию; развивать внимательность, память, мышление. Упражнение «Какой, какая?» Цель: совершенствовать грамматический стой речи. Игра «Выбери картинки» Цель: учить выбирать картинку со словом, которое начинается на заданный звук, расширять словарный запас, развивать зрительное внимание. | ||
Тема недели: Животные жарких стран Звук [ш] и буква Ш | |||
Логопедическая пятиминутка № 19 | Речевые игры и упражнения | ||
Артикуляционная гимнастика Новая артикуляционная гимнастика Н.В. Нищевой Пальчиковая гимнастика «Где обедал воробей?» Где обедал воробей? (машут перекрещенными ладошками) В зоопарке у зверей. Пообедал я сперва (на каждое название животного загибают пальцы на обеих руках) За решеткою у льва. Подкрепился у лисицы, У моржа попил водицы. Ел морковку у слона. С журавлем поел пшена. Побывал я на пиру У хвостатых кенгуру. Был на праздничном обеде У мохнатого медведя. А зубастый крокодил (изображают раскрывающуюся пасть животного) Чуть меня не проглотил. Дыхательное упражнение «Бегемот в воде» Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнёт расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько может. Затем плавный выдох через нос. Упражнение выполняется бесшумно и плавно. Кинезиологическое упражнение «Ладушки-оладушки» Правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами: «Мы играли в ладушки – жарили оладушки, Так пожарим, повернем и опять играть начнем». | Упражнение «Подберите слова» Цель: формировать умение подбирать прилагательные к существительному.
Цель: упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –чик-, -ечк-,-очк-, -еньк-, -оньк-. Упражнение «Назови лишнее слово» Цель: расширять словарный запас детей за счет употребления обобщающих слов. Упражнение «Один — много» Цель: закреплять умение образовывать существительные множественного числа в именительном и родительном падежах. Упражнение «Посчитай до 5» Цель: закреплять умение образовывать существительные множественного числа в именительном и родительном падежах. Игра «Кого не стало?» Цель: развивать навык образования родительного падежа имён существительных. Упражнение «Хлопнуть в ладошки когда услышишь звук «Ш». Цель: развивать фонематический слух. Игра «Найди букву» Цель: учить находить заданную букву. Узнавание буквы «Ш» среди неправильно написанных и зашумленных. Упражнение «Где спрятался звук?» Цель: развивать умение устанавливать место звука в слове. Упражнение «Посчитай слоги» | ||
Тема недели: День защитника Отечества Звук [э] и буква Э | |||
Логопедическая пятиминутка № 20 | Речевые игры и упражнения | ||
Артикуляционная гимнастика Новая артикуляционная гимнастика Н.В. Нищевой Пальчиковая гимнастика с мячиками су-джок «Пограничники» На ветках заснули птицы, Звезды в небе не горят. Притаился у границы Пограничников отряд. Пограничники не дремлют У родного рубежа: Наше море, нашу землю Наше небо сторожат! Дыхательное упражнение «Пловцы» И.п. – ноги врозь, руки опущены. 1 – вдох – левую руку поднять; 2 – выдох – мах левой рукой вперёд, вниз; 3 – вдох – правую руку поднять; 4 – выдох – мах правой рукой вперёд, вниз «Раз!». Повторить 5-6 раз. Кинезиологическое упражнение «Солдатик» На одной ноге постой-ка, (дети стоят на правой ноге) Будто ты солдатик стойкий. Ногу левую к груди, Да смотри - не упади. А теперь, постой на левой, (стоят на левой ноге) Если ты солдатик смелый. Раз, два, - дружно в ногу. (шагают) Три, четыре – тверже шаг. | Игра «Подбери признак» Цель: обогащать и уточнять словарь прилагательных. Защитник Отечества (какой?)— Храбрый, смелый, отважный... Служебная собака (какая?) — Верная, преданная, смелая, умная..
Цель: формировать навык образования форм существительного в родительном падеже множественного числа.
Цель: упражнять в согласовании числительных с существительными. Упражнение «Скажи правильно» Цель: обогащать и уточнять словарь существительных. Как называется человек, который: летает на самолете - ...вертолете - управляет танком - ... служит в пехоте - ... служит в артиллерии - ... служит в десантных войсках - ...
служит на море…. служит на подводной лодке - ...
Упражнение «Хлопнуть в ладошки, когда услышишь звук «Ж». Цель: развивать фонематический слух. Упражнение «Подчеркни букву в слове» Цель: развивать внимание, координацию движений. Упражнение «Посчитай слоги»
| ||
Тема недели: Бытовая техника Звук [ж] и буква Ж | |||
Логопедическая пятиминутка № 21 | Речевые игры и упражнения | ||
Артикуляционная гимнастика Новая артикуляционная гимнастика Н.В. Нищевой Пальчиковая гимнастика «Телевизор» Телевизор вместе с нами Дыхательное упражнение «Звуки» Звуки работающих электромашин: пылесоса, холодильника, стиральной машины. «Дж-дж-дж-дж-дж-дж», «Дз-з-з-з-з-з». Разговор Холодильника с Миксером: «Хла-хло-хлу» — «Вжи-вжа-вжо». Кинезиологическое упражнение «Массажист» | Упражнение «Для чего это нужно?» Цель: развивать связную речь.
Цель: развивать навык согласования сущ. ед. и мн. числа с притяжательными местоимениями мой, моя, мое. Игра «Чего не стало?» Цель: развивать навык образования родительного падежа имён существительных.
Цель: формировать умение образовывать существ. в множественном числе родительном падеже. Холодильник – холодильники, плита – плиты, фен – фены, Чайник - чайники, кофеварка – кофеварки, пылесос – пылесосы и т.д.
Цель: развивать связную речь. - Расскажи, для чего нужен холодильник? Стиральная машина, утюг, кофеварка, плита? и пр.
Цель: формирование умения называть слова – признаки (относительные прилагательные). - Утюг (какой) – тяжелый, металлический, новый, легкий, пластмассовый, электрический, горячий, опасный, удобный (чайник, пылесос, телевизор)
Цель: тренировать в согласовании числительных с существительными в роде, числе и падеже. Один фен, два фена, три фена, четыре фена, пять фенов(утюг, холодильник, телевизор) Упражнение «Определи первый звук в слове» Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове. | ||
Тема недели: Весна Звук [j] и буква Й | |||
Логопедическая пятиминутка № 22 | Речевые игры и упражнения | ||
Артикуляционная гимнастика Новая артикуляционная гимнастика Н.В. Нищевой Пальчиковая гимнастика «Весенний день» Весенний день! хлопать в ладоши На дворе звенит капель. встряхивать кистями рук По полям бегут ручьи. волнообразные движения рук На дорогах лужи. руки соединить перед собой Выползают муравьи «пробежать» пальчиками по бедрам После зимней стужи. к колену Пробирается медведь «переступать» большими пальцами Сквозь лесной валежник. мизинцами по бедрам Стали птицы громче петь, взмахи кистями рук И расцвел подснежник. сложить из ладошек бутон и открыть его
Дыхательное упражнение «Весенний ветерок»
Набрать побольше воздуха и длительно подуть, вытянув губы «трубочкой». Кинезиологическое упражнение «Лед и огонь» Ведущий командует: «Огонь!», дети активно выполняют различные движения. Во время команды «Лед!», ребенок замирает, сильно напрягая все свои мышцы. Повторить до 8 раз. | Упражнение «Приметы весны» Цель: уточнять представления детей о приметах весны, активизировать словарь по теме. Упражнение «Подбери как можно больше слов – признаков» Цель: формировать умение подбирать слова-признаки, согласовывать существительные с прилагательными. Упражнение «Один - много» Цель: тренировать в согласовании имен числительных и имен существительных. Игра с мячом «Когда это бывает?» Цель: развивать речевой слух, память, мышление. Упражнение «Посчитай-1,2,5». Цель: тренировать в согласовании имени существительного с числительными. Упражнение «Назови ласково» Цель: совершенствовать грамматический строй речи. Образование существительного с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Упражнение «Назови звук» Цель: развивать фонематический слух, учить определять последний звук в словах. Игра «Цепочка слов» Цель: упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах. Игра «Буква заблудилась» Цель: закреплять знания о гласных и согласных буквах; развивать внимание, мышление и память. | ||
Тема недели: Мамин праздник (профессии мам) Буква Е | |||
Логопедическая пятиминутка № 23 | Речевые игры и упражнения | ||
Артикуляционная гимнастика Новая артикуляционная гимнастика Н.В. Нищевой Пальчиковая гимнастика с мячиками су-джок «Мамины помощники» Дружно маме помогаем, Пыль повсюду вытираем. Мы белье теперь стираем, Полощем, отжимаем. Подметаем все кругом И бегом за молоком. Маму вечером встречаем, Двери настежь открываем, Маму крепко обнимаем. Дыхательное упражнение «Вырасти большой» Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх. Хорошо потянуться, подняться на носки - вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню - выдох. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 4–5 раз. Кинезиологическое упражнение «Яйцо» Спрячемся от всех забот, только мама нас найдет. Сесть на пол, подтянуть колени к животу, обхватить их руками, голову спрятать в колени. Раскачиваться из стороны в сторону, стараясь расслабиться.
| Упражнение «Кто чем пользуется?» Цель: закреплять умение образовывать творительный падеж существительных в предложении о маме по картинкам профессии. (Мама пользуется кастрюлями, потому что она повар) Упражнение «Подбери признак» Цель: закреплять умение подбирать прилагательные. Мама (какая?) – родная, заботливая, ласковая, трудолюбивая и т. д. Бабушка (какая?) – добрая, любящая, нежная, чудесная и т. д. Сестра (какая?) – красивая, сердечная, добрая, любимая, умная, внимательная … Упражнение «Найди лишнее слово» Цель: закреплять знания о гласных буквах. Упражнение «Сколько слогов» Цель: развивать навык слогового анализа, фонематическое восприятие. Игра «Алфавит» Цель: закрепить знания детей о буквах русского алфавита; развивать внимание. Упражнение «Назови букву» Цель: способствовать лучшему запоминанию изученных букв; развивать внимание и мышление. Упражнение «Закончи слово» Цель: способствовать формированию у детей умений и навыков складывать слова из отдельных слогов. | ||
Тема недели: Перелетные птицы Буква Ё | |||
Логопедическая пятиминутка № 24 | Речевые игры и упражнения | ||
Артикуляционная гимнастика для мальчиков (И.А.Волошина) Пальчиковая гимнастика с мячиками су-джок «Перелетные птицы» Тили-тели, тили-тели – С юга птицы прилетели! Прилетел к нам скворушка – Серенькое перышко. Жаворонок, соловей Торопились: кто скорей? Цапля, лебедь, утка, стриж, Аист, ласточка и чиж – Все вернулись, прилетели, Песни звонкие запели! Дыхательное упражнение «В лесу» Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите «ау». Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо. Повторите с ребенком пять-шесть раз. Кинезиологическое упражнение «Птичка» | Упражнение «Какой? Какая? Какие?» Цель: тренировать в образовании качественных прилагательных, закрепление словаря по лексической теме. Упражнение «Закончи предложение» Цель: активизировать глагольный словарь по лексической теме. Игра «Назови лишнее слово» Цель: расширять словарный запас детей за счет употребления обобщающих слов. Упражнение «Кто больше?» Цель: обогащать словарный запас глаголов, развивать умение подбирать слова-действия. Упражнение «Услышь последний звук в слове» Цель: развивать фонематический слух. Упражнение «Какое слово длиннее?» Цель: развивать речь, внимание. Игра «Составь слово из слогов» Цель: развивать навык звуко-буквенного анализа, фонематическое восприятие. | ||
Тема недели: Семья. Дом Буква Ю | |||
Логопедическая пятиминутка № 25 | Речевые игры и упражнения | ||
Артикуляционная гимнастика для мальчиков (И.А.Волошина) Пальчиковая гимнастика «Пальцы - дружная семья» Пальцы - дружная семья, друг без друга им нельзя. (Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и разжимаем их) Вот большой! А это – средний. Безымянный и последний - наш мизинец, малышок! Указательный забыли. Чтобы пальцы дружно жили, будем их соединять и движенья выполнять. (Каждый палец руки соединяем поочередно с большим).
Дыхательное упражнение «Учитель» Учим маленького брата говорить слоги: «Ка-га, ко-го, ку-гу. Кто-кты, кта-кту». Психогимнастика Изобразить маму собирается на работу: одевается, причесывается, накладывает макияж. Показать: мама, папа, бабушка, дедушка и сестра выполняют какую-либо домашнюю работу. | Упражнение «Закончи предложение» Цель: активизировать глагольный словарь по лексической теме. Упражнение «Чей? Чья? Чьё? Чьи?» Цель: закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные. Шарф (чей?) – мамин, папин, дедушкин, брата, сестры… Кофта (чья?) – дочкина, мамина, бабушкина… Пальто (чьё?) – мамино, папино, бабушкино… Упражнение «Кем приходятся?» Цель: способствовать формированию у детей чувства единства и сплоченности семьи. Упражнение «Какой? Какая?» Цель: закреплять умение образовывать качественные прилагательные, закрепление словаря по лексической теме. Упражнение «Скажи наоборот» Цель: тренировать в образовании качественных прилагательных с противоположным значением, закрепление представлений ребенка о противоположных признаках предметов или слов-антонимов, закрепление словаря по лексической теме. Упражнение «Где спрятался звук?» Цель: развивать умение устанавливать место звука в слове. Игра «Живые буквы» Цель: развивать умение определять последовательность звуков в слове, проводить звуко-буквенный анализ. Упражнение «Имена» Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове и подборе слов на заданный звук; развивать мыслительные операции. | ||
Тема недели: Откуда хлеб пришел Буква Я | |||
Логопедическая пятиминутка № 26 | Речевые игры и упражнения | ||
Артикуляционная гимнастика для мальчиков (И.А.Волошина) Пальчиковая гимнастика «Хлеб» Муку в тесто замесили (показать, как месим тесто) А из теста мы слепили (показать, как лепим пирожки), Пирожки и плюшки, (сгибаем пальцы) Сдобные ватрушки. Всё мы испечем в печи (хлопаем в ладоши) Очень вкусные пирожки! (гладят живот) Дыхательное упражнение «Дышим глубоко» Вдыхаем аромат пшеничного хлеба, затем ржаного. (Вдох носом, пауза, под счёт «раз», «два», «три» выдох ртом.) Кинезиологическое упражнение «Ухо-нос» | Упражнение «Назови ласково» Цель: закреплять умение образовывать уменьшительно-ласкательных формы существительных. Упражнение «Откуда пришёл хлеб?» Цель: развивать диалогическую речь, умение образовывать падежные формы существительных. Упражнение «Доскажи словечко, изменив слово «хлеб» по смыслу» Цель: закреплять умение образовывать падежные формы существительных. Упражнение «Узнай профессию» Цель: активизировать словарь по теме. Упражнение «Какой хлеб?» Цель: закреплять умение подбирать прилагательные к существительному. Упражнение «Посчитай» Цель: закреплять умение согласовывать существительные с числительными. Упражнение «Каким бывает хлеб?» Цель: закреплять умение подбирать прилагательные к существительному. Упражнение «Услышь последний звук в слове» Цель: развивать фонематическое восприятие. Упражнение «Какое слово длиннее?» Цель: развивать речь, внимание, фонематический слух. Игра «Составь слово из слогов» Цель: развивать навык звуко-буквенного анализа, фонематический слух. | ||
Тема недели: Космос Звук [ц] и буква Ц | |||
Логопедическая пятиминутка № 27 | Речевые игры и упражнения | ||
Артикуляционная гимнастика для мальчиков (И.А.Волошина) Дыхательные упражнения «Полёт на Луну» - на выдохе звук «а», медленно поднимая левую руку вверх, достигая Луны, медленно опустить. «Полёт на Солнце» - на выдохе звук «о» громче и длиннее. Достигаем Солнца и возвращаемся. «Полёт к инопланетянам» - на выдохе звук «и» нарастает по высоте и громкости. Кинезиологическое упражнение «Фонарики» | Игра «Один – много» Цель: формировать грамматический строй речи, учить образовывать существительные множественного числа именительного и родительного падежей. Игра «Составь предложение» Цели: развивать связную речь, закреплять умение правильно строить предложение, развивать слуховое внимание. Игра «Сосчитай» Цель: формировать грамматический строй речи, учить согласовывать существительные с числительными. Игра «Чего не стало?» Цель: развивать зрительное внимание и память. Игра «Подбери признак» Цель: формировать умение подбирать слова, отвечающие на вопросы: «Какая? Какое? Какой? Какие?». Согласование существительного с прилагательным. Отгадывание загадок по теме «Космос» Упражнение «Где спрятался звук?» Цель: развивать умение устанавливать место звука в слове. | ||
Тема недели: Наша страна (столица, гимн, герб, флаг) Звук [ч] и буква Ч | |||
Логопедическая пятиминутка № 28 | Речевые игры и упражнения | ||
Артикуляционная гимнастика для мальчиков (И.А.Волошина) Пальчиковая гимнастика с мячиками су-джок «Моя страна»
Дыхательное упражнение «Шарик лопнул» Вдох; на выдохе произносить «Ш – ш –ш!» Повторить 3 –4 раза Кинезиологическое упражнение «Ковер-самолет» Исходное положение - лежа на спине, глаза закрыть, при этом играет спокойная музыка. | Упражнение «Чего много?» Цель: тренировать в употреблении родительного падежа множественного числа. Упражнение «Полюбуйся!» Цель: тренировать в употреблении творительного падежа множественного числа существительных. Упражнение «Назови ласково» Цель: тренировать в образовании существительных в уменьшительно - ласкательной форме. Упражнение «Сколько их?» Цель: тренировать в согласовании числительных с существительными в роде, числе и падеже. Упражнение «Составление рассказа о своей стране по вопросам» Цель: развивать связную речь. | ||
Тема недели: Наш город. Край. Звук [щ] и буква Щ | |||
Логопедическая пятиминутка № 29 | Речевые игры и упражнения | ||
Артикуляционная гимнастика для мальчиков (И.А.Волошина) Пальчиковая гимнастика с мячиками су-джок «Майский праздник» Майский праздник День Победы, Отмечает вся страна Надевают наши деды Боевые ордена. Дыхательное упражнение «В лесу» Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите «ау». Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо. Повторите с ребенком пять-шесть раз. Кинезиологическое упражнение «Зайка-колечко-цепочка» Зайка – указательный и средний пальцы подняты вверх, остальные согнуты. Колечко – указательный и большой пальцы соединены в кольцо. Цепочка – колечки правой и левой руки соединить в цепочку. Три положения последовательно сменяют друг друга. Повторить 3-5 раз. | Упражнение «Сколько их?» Цель: тренировать в согласовании числительных с Упражнение «Чего много?» Цель: закреплять родительный падеж множественного числа. Упражнение «Полюбуйся!» Цель: тренировать в употреблении творительного падежа множественного числа существительных. Упражнение «Составление рассказа о своём крае по вопросам» Цель: развивать связную речь. Игра «Угадай букву по описанию» Цель: учить детей угадывать букву по словесному портрету; развивать память, внимание, воображение. | ||
Тема недели: Насекомые. Звуки [л], [л’] и буква Л | |||
Логопедическая пятиминутка № 30 | Речевые игры и упражнения | ||
Артикуляционная гимнастика для мальчиков (И.А.Волошина) Пальчиковая гимнастика «Пчела» Прилетела к нам вчера (загибать пальцы по одному) Полосатая пчела. А за нею шмель-шмелёк И веселый мотылек, Два жука и стрекоза, Как фонарики глаза. (делать кольца из пальчиков, поднести к глазам) Пожужжали, полетали, (машут ладошками) От усталости упали. (уронить ладони на стол) Дыхательное упражнение «Веселая пчелка» На выдохе произнесите "з-з-з". Представьте, что пчелка села на нос (звук и взгляд направить к носу), на руку, на ногу. Таким образом, ребенок учится направлять внимание на определенный участок тела. Кинезиологическое упражнение «Домик – ёжик – замок» Пальцы рук соединить под углом, большие пальцы соединить; распределить пальцы одной руки между пальцами другой руки; ладони прижать друг к другу, пальцы переплести. | Упражнение «Подбери признак» Цель: актуализировать словарь, формировать умение подбирать слова-признаки, согласовывать существительные с прилагательными. Упражнение «Назови ласково» Цель: совершенствовать грамматический строй речи, закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Упражнение «Угадай кто?» Цель: учить подбирать к глаголу имя существительное, подходящего по смыслу. Порхает (кто) - …. (Бабочка) Прыгает (кто) - … (Кузнечик) Надоедает, собирает мед, жалит, стрекочет, звенит, кусает, ползает, жужжит, летает Упражнение «Подбирай, называй, запоминай» Цель: обогащать словарный запас. Закончи предложения словами-действиями. На клумбах цветы (что делают?) — растут, цветут, вянут ... Из садовой лейки цветы (что делают?) — ... Удобрениями садовые цветы (что делают?) — ... Выращенные цветы ножом (что делают?) — ... В букеты цветы (что делают?) — ... Цветами люди (что делают?) — ... Упражнение «Закончи слово» Цель: развивать умение детей делить слова на слоги. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи, Игры с элементами ТРИЗа
Словарь дошкольника обогащается преимущественно в процессе игры. Игры по расширению словарного запаса разнообразны и проводятся с использованием большого количества наглядного материала. В обогащении ...
Дидактические игры и упражнения по формированию словарного запаса и лексико-грамматического строя речи у детей с нарушениями интеллекта
Дидактические игры и упражнения по формированию словарного запаса и лексико-грамматического строя речи у детей с нарушениями интеллекта....
Семинар –практикум для воспитателей: Формирование грамматического строя речи дошкольника. Игры с мячом, направленные на развитие грамматического строя речи, обобщение и расширение словарного запаса.
Данный материал направлен на актуализацию знаний педагогов ДОУ по вопросу формирования грамматического строя речи. Практическая часть поможет вспомнить игры с мячом, направленные на решение задач по р...
Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи.
Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи. Словарь дошкольника обогащается преимущественно в процессе иг...
Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи, игры с элементами ТРИЗа
В начале учебного года мы знакомим детей с гласными звуками. По этой теме детям предлагается множество разнообразных игр и упражнений. Гласные звуки являются тем фундаментом, на котором базируется вся...
Игры с мячом, направленные на расширение словарного запаса и развитие грамматического строя речи дошкольников
Игры с мячом, направленные на расширение словарного запаса и развитие грамматического строя речи дошкольников.Возможные варианты игр:- перебрасывание мяча друг другу;- прокатывание мяча, сидя на ковре...
картотека игр и упражнений для обогащения словарного запаса и совершенствования грамматического строя речи дошкольников 6-7 лет
картотека игр и упражнений для обогащения словарного запаса и совершенствования грамматического строя речи дошкольников 6-7 лет...