Проект "Приобщение дошкольников к чтению художественной литературы"
проект по развитию речи (подготовительная группа)

Проект основан на технологии «Портфель читателя». Новизна технологии по приобщению ребенка к художественной литературе, заключается в организации совместной проектно-игровой и продуктивной деятельности ребенка и взрослого.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Приобщение дошкольников к чтению художественной литературы»

«Если с детства у ребёнка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь – в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет «божий» выползает как будто неизвестно откуда взявшееся плохое».          В. А. Сухомлинский

Тип  проекта: познавательно-речевой

Продолжительность проекта: долгосрочный с 1.09.21-1.04.22

Направление образовательной деятельности: познавательно-речевое

Участники проекта: дети  подготовительной группы «Бусинки»,  воспитатель, родители.

Проблема: 

На сегодняшний день проблема приобщения детей к художественной литературе является одной из актуальных. Проблема обусловлена рядом причин:

- приобщение к художественной литературе используется в недостаточном объеме;

- нет потребности в сохранении и передачи семейного чтения;

- становление связной речи у детей.

Актуальность темы:

Сегодня, в меняющейся социально-культурной ситуации перед дошкольными учреждениями как никогда остро стоит проблема формирования у детей интереса к книге. Нынешние дети отдаляются от книги, предпочитая ей телевизор и компьютер. Невозможно привить ребенку любовь к литературе, если взрослый безответственен в выборе книг для чтения. Проблема усугубляется и тем, что у ребенка, равнодушного к книге, отсутствует мотивация для последующего обучения к чтению, а значит, возникают трудности в школе.

Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героев. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих людей. У них формируются гуманные чувства, способность проявлять участие, доброту, различать несправедливость. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность.

Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой занимает большое место в общей системе работы с детьми. Художественная литература является важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей и уникальным средством воспитания.

При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений. Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа.

Проект основан на технологии «Портфель читателя». Новизна технологии по приобщению ребенка к художественной литературе, заключается в организации совместной проектно-игровой и продуктивной деятельности ребенка и взрослого.

«Хорошее время читать»

Каждому участнику  полагается  «Портфель читателя», в нем дети получают список  книг  для увлекательного чтения и разные виды творческих заданий, с учетом логических и художественных способностей.  Элемент игры и соревнования позволяет поддерживать интерес участников на протяжении всего периода реализации (7 месяцев). Яркие, эмоционально насыщенные события «старта» и «завершения» создают общую позитивную тональность. Книга и чтение становятся предметом внимания, обсуждения  и одобрения в группе.    

Краткое теоретическое обоснование идеи проекта

 Основу методики составляет мотивирующая модель «поощрения».  Реализация методики позволяет  создать условия, при которых чтение становится предметом социального одобрения, проявляемого в простой, конкретной и понятной для ребенка форме. Важно понимать: жетоны, печати и др. – это НЕ плата за прочитанную книгу, а фиксирование и учет достижений ребенка в чтении. Полученное (опредмеченное свидетельство успеха) становится  позитивным подкрепляющим стимулом, способствующим  положительной модификации поведения ребенка в отношении чтения. Процесс движения вверх  по «Лестнице Успеха» позволяет  поддерживать читательскую активность на протяжении продолжительного времени.

Цель проекта: Воспитывать интерес к художественной литературе через демонстрацию богатого творческого и содержательного потенциала книги.

Задачи проекта:

Для детей

  •  привить любовь детям  к книге;
  • развить  у детей фантазию и творчество;
  • развить умение правильно и четко выражать свои мысли;
  • развивать умение пересказывать прочитанное близко к тексту;
  • развивать речь детей посредством приобщения к художественной литературе;
  • учить детей устанавливать многообразные связи в тексте произведения, давать оценку действиям и поступкам героев;
  • развивать внимание к языку, чувствовать и осознавать средства речевой выразительности;
  • формировать интерес к самостоятельному сочинению, используя литературный опыт в творческой речевой деятельности;
  • Воспитывать интерес и стремление к постоянному общению с книгой.

Для родителей:

  • Привлечение родителей к пополнению предметно-развивающей среды книгами.
  •  привлечение родителей к совместному чтению книг
  • Активизировать родителей к совместной продуктивной деятельности.

Воспитывать литературно- художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения.

Предполагаемый результат:

Для детей:

  • Повышение интереса к книге.
  • Повышение уровня речевого развития.
  • Развитие индивидуальных особенностей в творческой речевой и продуктивной деятельности.
  • Использование речевых форм выразительности речи в разных видах деятельности и повседневной жизни.

Для родителей:

  • Участие родителей в совместной продуктивной деятельности.
  • Повышение педагогической культуры родителей по проблеме приобщения дошкольников к художественной литературе.

Формы и методы работы:

Развивающая предметно-пространственная среда:

  • подбор художественной литературы

Самостоятельная деятельность детей:

  • рассматривание иллюстраций;
  • рассматривание книг;
  • выполнение творческих заданий;
  • рисование, лепка, аппликация;

Совместная деятельность педагогов и детей:        

  • чтение художественной литературы;
  • беседы;
  • выставки

Совместная свободная деятельность детей и родителей:        

  • чтение художественной литературы
  • пополнение книжного уголка
  • посещение выставок детского творчества в детском саду
  • совместная продуктивная деятельность

Этапы работы:

  1. Подготовительный
  • Изучение и анализ материалов по проблеме детского чтения.
  • Постановка целей и задач, определение методов и приемов.
  • Составление перспективного плана.
  • Оформление развивающей предметно-пространственной среды.
  • Изготовление и комплектация  пособий для проведения мероприятий.
  • Составление информационных листов  для родителей.
  • Изучение особенностей литературного опыта детей.
  • Выявление  читательских интересов детей.
  • Выявление  возможностей  использования  детьми литературного  опыта  в  самостоятельной  творческой деятельности.
  • Выявление  уровня педагогической культуры родителей  по приобщению детей  к художественной литературе.

  1. Основной этап
  • Читаем, обсуждаем, придумываем, играем.
  1. В. Бианки  «Приключения  Муравьишки»

 Как вы  думаете, есть  ли  друзья   у муравьев, жучков- паучков? Однажды  маленький муравьишка ушиб ножку и не смог  вовремя  попасть  домой!   Но оказалось,  что верные  друзья  есть  у  всех!

      Задание  для  супер - читателя!

Нарисуй  карту  путешествий муравьишки.

Засели муравейник  друзьями  муравьишки. Кого бы  из  своих  друзей  ты хотел  бы   пригласить в гости  к  главному  герою  рассказа?

  1. В.  Бианки  «Лесные  домишки»

«Кто, кто  в  теремочке  живет?» С раннего детства  мы  можем дать ответ на  этот вопрос. А  какие  еще  бывают дома  у  лесных жителей?

      Задание  для  супер - читателя !

Ты  уже  знаешь, что  у каждой птицы есть  свой  особый  дом.

А  какие   домики  животных  и птиц приходилось  встречать тебе?

Нарисуй  их, подпиши  названия  животных  и птиц.

  1. В. Бианки   «Где  раки  зимуют»

 Прочитав сказку  известного писателя – натуралиста  В. Бианки, ты  сможешь ответить на этот вопрос…

      Задание  для  супер - читателя!

Подумай  вместе  со  взрослыми и ответь на вопрос.

Где  и как зимуют животные?

Медведь –

Ёжик –

Лебедь –

Змея –

Щука –

Заяц –

  1. В. Бианки    «Оранжевое  горлышко»

Как ты  думаешь, у животных  есть  характер? Виталий  Бианки считал, что   даже  у  самой  маленькой  птички  есть  и неповторимый  характер,  и верные  друзья. Даже  если эта птица – самая обыкновенная  куропатка…

      Задание  для  супер - читателя!

Есть  такое  выражение: «Живут  как  кошка  с собакой». Но на  самом деле эта фраза  не совсем верна.  Приходилось  ли  тебе наблюдать примеры необычной  дружбы  животных? Расскажи  о них. Напиши маленький рассказ или нарисуй картинку.

  1. Н. Носов «Телефон»

       Из  чего сделаны  самые  обычные  для  нас  предметы? Например, телефон. Однажды героям Н. Носова удалось  из  телефона изобрести такие  вещи…!!!

       Задание  для  супер - читателя!

       Случалось ли  тебе  что- либо  разбирать и мастерить из  полученных  деталей? Нарисуй свое  изобретение,  опиши его детали. ( Наш  совет:  не нужно   ничего  разбирать из  домашней техники! У тебя  же  такая богатая  фантазия  и так  много игрушек…)

  1. Н. Носов  «Мишкина  каша»

     «Ах, чтоб тебя! - говорит Мишка.- Куда же  ты  лезешь?» Кого  же  это ловят? Да самую обычную кашу! Разве  каша может  бегать?! Прочти этот рассказ и все  узнаешь!

       Задание  для  супер - читателя!

     Запиши рецепты  самых  простых  каш. Попробуй вместе  с  мамой  их  приготовить ,напиши  свои впечатления  об этом.

  1. Н. Носов «Замазка»

    Что берут  твои ровесники, когда  ходят в  кино?!  Ну, конечно, это…  А вот Костя  и Шурик  прихватили с собой  замазку…

       Задание  для  супер - читателя!

       Смастери из  пластилина или  замазки фигуры  главных  героев рассказа, сфотографируй и размести здесь  фото.

  1. Н.  Носов «Фантазёры»

    «А что будет, если…?» Наверное, каждый  из  вас  не раз  задавался  таким вопросом? Фантазии уносят нас  в  дальние  страны, знакомят  с  необычными  существами. Все  дети и даже взрослые любят  мечтать! Но  фантазии бывают разными….

        Задание  для  супер - читателя!

Нарисуй  свою фантазию на  тему  этого рассказа.

  1. Н. Носов «Живая  шляпа»

 Шляпы бывают разные:  с козырьком и с помпончиком, сомбреро и ковбойские, дамские, детские, мужские. Но  Вовка  и Вадик встретили  шляпу живую!!!

Задание  для  супер - читателя!

Сделай свою самую необычную, самую – самую  шляпу! Принеси  ее  в  класс! Вот  ребята  удивятся!!!!

  1. Г.Х.Андерсен   « Принцесса на  горошине»

Послушай, дружок, а вдруг твои  одноклассницы – настоящие  принцессы? Как  же  это проверить? Прочитай быстрее  сказку знаменитого сказочника, и ты  узнаешь единственно правильный  способ  это узнать!!!

Задание  для  супер - читателя!

Чтобы  провести наш  эксперимент, надо тщательно  подготовиться! Попроси  маму помочь тебе вырастить несколько горошинок! Понаблюдай, как  они растут ! Запиши  коротко  свои  наблюдения.

Горошинки  готовы? Пора искать  принцессу!!!

  1.  Г. Х. Андерсен   «Стойкий  оловянный  солдатик»

Наш юный  друг! А много ли  у  тебя  игрушек? Что,  ты  уже  взрослый?  Не  спеши  прятать  в  дальний  угол  своих  друзей! Среди  них могут встретиться и мужественные  солдаты,  и прекрасные  балерины,  и коварные  тролли.

Твои игрушки просто скрывают  свои  тайны!

Задание  для  супер - читателя!

Составь карту  путешествий  оловянного солдатика, отметь  героев, которые  встретились на его  пути.

  1. Г.Х. Андерсен «Огниво»

Загадочно, необычно, волшебно, не страшно!!!  

       Задание  для  супер - читателя!

Придумай и нарисуй волшебных животных, которым можно доверить охранять сокровища.

  1. В.  Драгунский «Денискины  рассказы» 

( «Заколдованная  буква», «Все тайное  становится  явным», «Двадцать лет  под  кроватью», «Слон  и радио», «Он  живой  и светится», «Что  я люблю», « Что  я не люблю»…)

         Не  может  столько  необычных историй  и приключений  случится  с  одним единственным мальчишкой! Такого не бывает!

Но с  Дениской  Кораблевым вы  узнаете, что  все это правда !

     Задание  для  супер - читателя!

     В рассказах «Что я люблю» и «Что  я не люблю» Денис  перечисляет  многое. А что любишь и не любишь ты?

Есть совпадения? Ура, ты  похож  на  литературного героя!

  1.  Ш. Перро «Сказки»

( «Золушка», «Мальчик  с  пальчик», «Кот в  сапогах»)

      Эти сказки любили твои  родители, читали  твои бабушка  и дедушка. И даже  прабабушки  и прадедушки знали, кто  такой Ш. Перро  и  его  герои! А ты также  хорошо их  знаешь?!

       Задание  для  супер - читателя!

   Как  ты  помнишь, в сказках  Ш. Перро самые  обычные   предметы, животные  превращаются  в сказочные кареты, кучеров…И даже  такой герой, как злой людоед, несколько раз  менял  свой облик.  А какие  еще предметы можно было бы чудесно  изменить, чтобы помочь  Золушке, хозяину Кота  - в - сапогах  и другим  героям?

  1. Портрет героя

Нарисуй портрет любимого героя своей книги.

  1. Раз, два, три, четыре, пять….……

Сосчитай сколько героев  в этой книге. Напиши их имена.

  1. Раз словечко, два словечко… будет песенка

Вспомни свои любимые детские песни.  Какая песенка понравилась бы герою твоей книги больше всего.

  1. Поздравительная открытка

Представь себе, что один из героев книги пригласил тебя на свой день рожденья. Какие слова ТЫ  бы написал бы в поздравительной открытке?

Разрисуй и подпиши открытку.

  1. «Саквояж героя»

Выбери из прочитанной книги героя.

Подумай, какие предметы могли бы находиться в его рюкзаке, (саквояже, чемодане), если бы он отправлялся в путешествие.

Собери (сделай, нарисуй) и покажи своим друзьям или родителям эти предметы. Пусть угадают, о каком герое идет речь.

Здесь напиши имя этого героя и нарисуй те вещи, которые ты для него выбрал.

  1. Шаг за шагом, день за днем, книжка за книжкой

Твой экран чтения.

Заполни таблицу до самого конца

Что делают дети:

-    слушают книги;

-    в процессе и после чтения  выполняют  задания на выбор (с родителями или воспитателями), оформляя       его в «отчетном листе»;

-        отчетный лист предъявляют  воспитателю  и получают лотерейный билет «бук», «печать»  и /или возможность отметить свои достижения на экране «Лестница успеха»;

-        участвуют в выставке «портфелей»;

-        участвуют в игре «Читательские крестики-нолики».

Что делают воспитатели:

-         распространяют информацию, проводят разъяснительную работу среди детей и родителей;

- оформляют «портфели» совместно с родителями; 

  • участвуют в организации «старта» и «финала»;
  • проверяют выполнение заданий по книгам;
  • проводят собеседование по книге;
  • ведут учет достижений: выдают жетоны, наклейки (оформляют экран «Лестница успеха»);
  • организуют выставку «портфелей»;
  • выявляют и награждают лучших читателей;
  • подготавливают призовой фонд;
  • проводят финальную игру «Читательские крестики-нолики»;
  • создают и поддерживают положительный эмоциональный настрой группы.

Взять задания из проекта

  • Проведение мероприятий по теме (согласно, перспективного плана).
  • Участие  детей в совместной деятельности.
  • Оказание помощи в оснащении развивающей предметно-пространственной среды.
  • Оказание помощи в проведении мероприятий.
  • Участие родителей в совместной деятельности с детьми и педагогом.

III. Завершающий

  • Оформление «Портфеля читателя»
  • Выставка ???
  • Систематизация практического материала (игры, фото, детская продуктивная деятельность).
  • Сравнительный   анализ уровня сформированности читательских интересов детей

Приложение 1.

ОБСУЖДЕНИЕ ПРОЧИТАННОЙ КНИГИ (!!!просмотрите вопросы оставьте что нужно для возраста)

•        Перечислите персонажей этого произведения, которые вам запомнились. Чем один отличается от другого? Ваше отношение к ним. Какова главная черта вашего любимого героя? Чем он привлек Вас? Чем он похож или не похож на других? Встречали ли вы в других произведениях человека, похожего на него? Если бы вам пришлось играть его на сцене, что бы вы подчеркнули в его характере, как бы выделили его среди других?

  • Какие грани характера твоего любимого героя ты можешь назвать? Назови самую значимую для тебя черту. Угадай персонаж по чертам характера, дополни недостающие черты. Какие качества героя помешали ему в решении жизненных проблем, благодаря каким он добился успеха?
  • Проанализируйте ситуацию. Выявите гамму чувств и желаний персонажа, его настроение, его внутреннее состояние. Объясните, чем вызвана смена одного состояния другим. Знакомы ли вам эти перемены? Какие внешние признаки богатства скрываемых переживаний в персонаже вы заметили?
  • Одинаков ли персонаж на протяжении произведения? Как меняются его взгляды и отношение к жизни? Изображен ли характер сложившимся, или он развивается на наших глазах? В чем видны перемены в его характере, и что послужило толчком для них? Как повлияли внешние обстоятельства на изменение внутреннего мира героя? Каким видите вы его в будущем?
  • Почему персонаж действует так, а не иначе? Соответствуют ли его поступки его характеру? Почему он произносит именно эти слова, а не другие? Какими мотивами он руководствуется? Нет ли противоречий между словами, делами и помыслами? Обоснуйте вашу точку зрения.
  •  Что скрывается за молчанием персонажа? Какой внутренней жизнью наполнено это молчание? О чем говорит такой-то жест персонажа, его взгляд, его улыбка? Все ли персонаж сказал, что хотел? Что пытался утаить? Удалось ли ему это?
  • Каким персонаж стремится казаться? А каков он на самом деле? Почему он скрывает свои подлинные намерения? Соответствует ли его внешний вид внутреннему миру? Совпадает ли его оценка самого себя с оценкой его другими? Как догадаться: говорит человек правду или лжет, лицемерит?
  • Говорят, что сила впечатлений от книги зависит от силы воспоминаний, какие она рождает в душе читателя. Не напомнило ли вам это произведение что-либо из своей собственной жизни или жизни знакомых людей? Не соизмеряли ли вы свою жизнь с жизнью любимого героя? Чем вы похожи и чем отличаетесь от него? С кем из героев вам бы хотелось дружить? О чем бы вы могли ему рассказать при встрече?

Приложение 2

Памятка для родителей

1. Читайте вслух с ребёнком не менее 10-15 мин. в день.

2. Перед чтением уберите со стола отвлекающие предметы. Проветрите комнату.

3. Если ребёнок устал, проведите физкультминутку.

4. Во время чтения книги выясняйте значения трудных слов, рассматривайте иллюстрации.

5. Беседуйте о прочитанном: о том, чему учит книга, что нового ребенок узнал.

6. Предложите ребёнку нарисовать картинку к самому интересному отрывку из книги или выучить его наизусть.

7. Предлагайте ребенку для самостоятельного чтения специальную литературу из серии «Читаем сами».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Приобщение дошкольников к чтению художественной литературы"

2015 год в России - год русской литературы!Педагогический совет для воспитателей детского сада"Приобщение детей к чтению художественной литературы"      Художественная литература –...

Презентация "Приобщение дошкольников к чтению художественной литературы".

В данной презентации представлен опыт работы по теме "Духовно-нравственное воспитание младшего дошкольного возраста через знакомство с русскими народными сказками"....

"Приобщение дошкольников к чтению художественной литературы".

В данном материле представлен опыт работы по теме "Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"....

Развитие речи дошкольников посредством чтения художественной литературы

Роль художественой литературы в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста....

Приобщение дошкольников к чтению художественной литературы

Художественная литература должна занимать в жизни ребёнка важное место. Приобщение к книге – одна из основных задач художественно – эстетического воспитания дошкольника. Знакомство с доступными ему об...

МАСТЕР - КЛАСС для педагогов «Технология продуктивного чтения-слушания как средство приобщения дошкольников к чтению художественной литературы и формирования ценностно-смыслового восприятия и понимания произведения »

1 слайдДобрый день.Тема моего мастер – класса «Технология продуктивного чтения-слушания как средство приобщения дошкольников к чтению художественной литературы и формирования ценностно-смы...