Проект "Приобщение дошкольников к чтению художественной литературы"
проект по развитию речи (подготовительная группа)
Проект основан на технологии «Портфель читателя». Новизна технологии по приобщению ребенка к художественной литературе, заключается в организации совместной проектно-игровой и продуктивной деятельности ребенка и взрослого.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_doshkolnikov_k_chteniyu_hudozhestvennoy_literatury.docx | 35.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Приобщение дошкольников к чтению художественной литературы»
«Если с детства у ребёнка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь – в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет «божий» выползает как будто неизвестно откуда взявшееся плохое». В. А. Сухомлинский
Тип проекта: познавательно-речевой
Продолжительность проекта: долгосрочный с 1.09.21-1.04.22
Направление образовательной деятельности: познавательно-речевое
Участники проекта: дети подготовительной группы «Бусинки», воспитатель, родители.
Проблема:
На сегодняшний день проблема приобщения детей к художественной литературе является одной из актуальных. Проблема обусловлена рядом причин:
- приобщение к художественной литературе используется в недостаточном объеме;
- нет потребности в сохранении и передачи семейного чтения;
- становление связной речи у детей.
Актуальность темы:
Сегодня, в меняющейся социально-культурной ситуации перед дошкольными учреждениями как никогда остро стоит проблема формирования у детей интереса к книге. Нынешние дети отдаляются от книги, предпочитая ей телевизор и компьютер. Невозможно привить ребенку любовь к литературе, если взрослый безответственен в выборе книг для чтения. Проблема усугубляется и тем, что у ребенка, равнодушного к книге, отсутствует мотивация для последующего обучения к чтению, а значит, возникают трудности в школе.
Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героев. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих людей. У них формируются гуманные чувства, способность проявлять участие, доброту, различать несправедливость. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность.
Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой занимает большое место в общей системе работы с детьми. Художественная литература является важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей и уникальным средством воспитания.
При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений. Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа.
Проект основан на технологии «Портфель читателя». Новизна технологии по приобщению ребенка к художественной литературе, заключается в организации совместной проектно-игровой и продуктивной деятельности ребенка и взрослого.
«Хорошее время читать»
Каждому участнику полагается «Портфель читателя», в нем дети получают список книг для увлекательного чтения и разные виды творческих заданий, с учетом логических и художественных способностей. Элемент игры и соревнования позволяет поддерживать интерес участников на протяжении всего периода реализации (7 месяцев). Яркие, эмоционально насыщенные события «старта» и «завершения» создают общую позитивную тональность. Книга и чтение становятся предметом внимания, обсуждения и одобрения в группе.
Краткое теоретическое обоснование идеи проекта
Основу методики составляет мотивирующая модель «поощрения». Реализация методики позволяет создать условия, при которых чтение становится предметом социального одобрения, проявляемого в простой, конкретной и понятной для ребенка форме. Важно понимать: жетоны, печати и др. – это НЕ плата за прочитанную книгу, а фиксирование и учет достижений ребенка в чтении. Полученное (опредмеченное свидетельство успеха) становится позитивным подкрепляющим стимулом, способствующим положительной модификации поведения ребенка в отношении чтения. Процесс движения вверх по «Лестнице Успеха» позволяет поддерживать читательскую активность на протяжении продолжительного времени.
Цель проекта: Воспитывать интерес к художественной литературе через демонстрацию богатого творческого и содержательного потенциала книги.
Задачи проекта:
Для детей
- привить любовь детям к книге;
- развить у детей фантазию и творчество;
- развить умение правильно и четко выражать свои мысли;
- развивать умение пересказывать прочитанное близко к тексту;
- развивать речь детей посредством приобщения к художественной литературе;
- учить детей устанавливать многообразные связи в тексте произведения, давать оценку действиям и поступкам героев;
- развивать внимание к языку, чувствовать и осознавать средства речевой выразительности;
- формировать интерес к самостоятельному сочинению, используя литературный опыт в творческой речевой деятельности;
- Воспитывать интерес и стремление к постоянному общению с книгой.
Для родителей:
- Привлечение родителей к пополнению предметно-развивающей среды книгами.
- привлечение родителей к совместному чтению книг
- Активизировать родителей к совместной продуктивной деятельности.
Воспитывать литературно- художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения.
Предполагаемый результат:
Для детей:
- Повышение интереса к книге.
- Повышение уровня речевого развития.
- Развитие индивидуальных особенностей в творческой речевой и продуктивной деятельности.
- Использование речевых форм выразительности речи в разных видах деятельности и повседневной жизни.
Для родителей:
- Участие родителей в совместной продуктивной деятельности.
- Повышение педагогической культуры родителей по проблеме приобщения дошкольников к художественной литературе.
Формы и методы работы:
Развивающая предметно-пространственная среда:
- подбор художественной литературы
Самостоятельная деятельность детей:
- рассматривание иллюстраций;
- рассматривание книг;
- выполнение творческих заданий;
- рисование, лепка, аппликация;
Совместная деятельность педагогов и детей:
- чтение художественной литературы;
- беседы;
- выставки
Совместная свободная деятельность детей и родителей:
- чтение художественной литературы
- пополнение книжного уголка
- посещение выставок детского творчества в детском саду
- совместная продуктивная деятельность
Этапы работы:
- Подготовительный
- Изучение и анализ материалов по проблеме детского чтения.
- Постановка целей и задач, определение методов и приемов.
- Составление перспективного плана.
- Оформление развивающей предметно-пространственной среды.
- Изготовление и комплектация пособий для проведения мероприятий.
- Составление информационных листов для родителей.
- Изучение особенностей литературного опыта детей.
- Выявление читательских интересов детей.
- Выявление возможностей использования детьми литературного опыта в самостоятельной творческой деятельности.
- Выявление уровня педагогической культуры родителей по приобщению детей к художественной литературе.
- Основной этап
- Читаем, обсуждаем, придумываем, играем.
- В. Бианки «Приключения Муравьишки»
Как вы думаете, есть ли друзья у муравьев, жучков- паучков? Однажды маленький муравьишка ушиб ножку и не смог вовремя попасть домой! Но оказалось, что верные друзья есть у всех!
Задание для супер - читателя!
Нарисуй карту путешествий муравьишки.
Засели муравейник друзьями муравьишки. Кого бы из своих друзей ты хотел бы пригласить в гости к главному герою рассказа?
- В. Бианки «Лесные домишки»
«Кто, кто в теремочке живет?» С раннего детства мы можем дать ответ на этот вопрос. А какие еще бывают дома у лесных жителей?
Задание для супер - читателя !
Ты уже знаешь, что у каждой птицы есть свой особый дом.
А какие домики животных и птиц приходилось встречать тебе?
Нарисуй их, подпиши названия животных и птиц.
- В. Бианки «Где раки зимуют»
Прочитав сказку известного писателя – натуралиста В. Бианки, ты сможешь ответить на этот вопрос…
Задание для супер - читателя!
Подумай вместе со взрослыми и ответь на вопрос.
Где и как зимуют животные?
Медведь –
Ёжик –
Лебедь –
Змея –
Щука –
Заяц –
- В. Бианки «Оранжевое горлышко»
Как ты думаешь, у животных есть характер? Виталий Бианки считал, что даже у самой маленькой птички есть и неповторимый характер, и верные друзья. Даже если эта птица – самая обыкновенная куропатка…
Задание для супер - читателя!
Есть такое выражение: «Живут как кошка с собакой». Но на самом деле эта фраза не совсем верна. Приходилось ли тебе наблюдать примеры необычной дружбы животных? Расскажи о них. Напиши маленький рассказ или нарисуй картинку.
- Н. Носов «Телефон»
Из чего сделаны самые обычные для нас предметы? Например, телефон. Однажды героям Н. Носова удалось из телефона изобрести такие вещи…!!!
Задание для супер - читателя!
Случалось ли тебе что- либо разбирать и мастерить из полученных деталей? Нарисуй свое изобретение, опиши его детали. ( Наш совет: не нужно ничего разбирать из домашней техники! У тебя же такая богатая фантазия и так много игрушек…)
- Н. Носов «Мишкина каша»
«Ах, чтоб тебя! - говорит Мишка.- Куда же ты лезешь?» Кого же это ловят? Да самую обычную кашу! Разве каша может бегать?! Прочти этот рассказ и все узнаешь!
Задание для супер - читателя!
Запиши рецепты самых простых каш. Попробуй вместе с мамой их приготовить ,напиши свои впечатления об этом.
- Н. Носов «Замазка»
Что берут твои ровесники, когда ходят в кино?! Ну, конечно, это… А вот Костя и Шурик прихватили с собой замазку…
Задание для супер - читателя!
Смастери из пластилина или замазки фигуры главных героев рассказа, сфотографируй и размести здесь фото.
- Н. Носов «Фантазёры»
«А что будет, если…?» Наверное, каждый из вас не раз задавался таким вопросом? Фантазии уносят нас в дальние страны, знакомят с необычными существами. Все дети и даже взрослые любят мечтать! Но фантазии бывают разными….
Задание для супер - читателя!
Нарисуй свою фантазию на тему этого рассказа.
- Н. Носов «Живая шляпа»
Шляпы бывают разные: с козырьком и с помпончиком, сомбреро и ковбойские, дамские, детские, мужские. Но Вовка и Вадик встретили шляпу живую!!!
Задание для супер - читателя!
Сделай свою самую необычную, самую – самую шляпу! Принеси ее в класс! Вот ребята удивятся!!!!
- Г.Х.Андерсен « Принцесса на горошине»
Послушай, дружок, а вдруг твои одноклассницы – настоящие принцессы? Как же это проверить? Прочитай быстрее сказку знаменитого сказочника, и ты узнаешь единственно правильный способ это узнать!!!
Задание для супер - читателя!
Чтобы провести наш эксперимент, надо тщательно подготовиться! Попроси маму помочь тебе вырастить несколько горошинок! Понаблюдай, как они растут ! Запиши коротко свои наблюдения.
Горошинки готовы? Пора искать принцессу!!!
- Г. Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»
Наш юный друг! А много ли у тебя игрушек? Что, ты уже взрослый? Не спеши прятать в дальний угол своих друзей! Среди них могут встретиться и мужественные солдаты, и прекрасные балерины, и коварные тролли.
Твои игрушки просто скрывают свои тайны!
Задание для супер - читателя!
Составь карту путешествий оловянного солдатика, отметь героев, которые встретились на его пути.
- Г.Х. Андерсен «Огниво»
Загадочно, необычно, волшебно, не страшно!!!
Задание для супер - читателя!
Придумай и нарисуй волшебных животных, которым можно доверить охранять сокровища.
- В. Драгунский «Денискины рассказы»
( «Заколдованная буква», «Все тайное становится явным», «Двадцать лет под кроватью», «Слон и радио», «Он живой и светится», «Что я люблю», « Что я не люблю»…)
Не может столько необычных историй и приключений случится с одним единственным мальчишкой! Такого не бывает!
Но с Дениской Кораблевым вы узнаете, что все это правда !
Задание для супер - читателя!
В рассказах «Что я люблю» и «Что я не люблю» Денис перечисляет многое. А что любишь и не любишь ты?
Есть совпадения? Ура, ты похож на литературного героя!
- Ш. Перро «Сказки»
( «Золушка», «Мальчик с пальчик», «Кот в сапогах»)
Эти сказки любили твои родители, читали твои бабушка и дедушка. И даже прабабушки и прадедушки знали, кто такой Ш. Перро и его герои! А ты также хорошо их знаешь?!
Задание для супер - читателя!
Как ты помнишь, в сказках Ш. Перро самые обычные предметы, животные превращаются в сказочные кареты, кучеров…И даже такой герой, как злой людоед, несколько раз менял свой облик. А какие еще предметы можно было бы чудесно изменить, чтобы помочь Золушке, хозяину Кота - в - сапогах и другим героям?
- Портрет героя
Нарисуй портрет любимого героя своей книги.
- Раз, два, три, четыре, пять….……
Сосчитай сколько героев в этой книге. Напиши их имена.
- Раз словечко, два словечко… будет песенка
Вспомни свои любимые детские песни. Какая песенка понравилась бы герою твоей книги больше всего.
- Поздравительная открытка
Представь себе, что один из героев книги пригласил тебя на свой день рожденья. Какие слова ТЫ бы написал бы в поздравительной открытке?
Разрисуй и подпиши открытку.
- «Саквояж героя»
Выбери из прочитанной книги героя.
Подумай, какие предметы могли бы находиться в его рюкзаке, (саквояже, чемодане), если бы он отправлялся в путешествие.
Собери (сделай, нарисуй) и покажи своим друзьям или родителям эти предметы. Пусть угадают, о каком герое идет речь.
Здесь напиши имя этого героя и нарисуй те вещи, которые ты для него выбрал.
- Шаг за шагом, день за днем, книжка за книжкой
Твой экран чтения.
Заполни таблицу до самого конца
Что делают дети:
- слушают книги;
- в процессе и после чтения выполняют задания на выбор (с родителями или воспитателями), оформляя его в «отчетном листе»;
- отчетный лист предъявляют воспитателю и получают лотерейный билет «бук», «печать» и /или возможность отметить свои достижения на экране «Лестница успеха»;
- участвуют в выставке «портфелей»;
- участвуют в игре «Читательские крестики-нолики».
Что делают воспитатели:
- распространяют информацию, проводят разъяснительную работу среди детей и родителей;
- оформляют «портфели» совместно с родителями;
- участвуют в организации «старта» и «финала»;
- проверяют выполнение заданий по книгам;
- проводят собеседование по книге;
- ведут учет достижений: выдают жетоны, наклейки (оформляют экран «Лестница успеха»);
- организуют выставку «портфелей»;
- выявляют и награждают лучших читателей;
- подготавливают призовой фонд;
- проводят финальную игру «Читательские крестики-нолики»;
- создают и поддерживают положительный эмоциональный настрой группы.
Взять задания из проекта
- Проведение мероприятий по теме (согласно, перспективного плана).
- Участие детей в совместной деятельности.
- Оказание помощи в оснащении развивающей предметно-пространственной среды.
- Оказание помощи в проведении мероприятий.
- Участие родителей в совместной деятельности с детьми и педагогом.
III. Завершающий
- Оформление «Портфеля читателя»
- Выставка ???
- Систематизация практического материала (игры, фото, детская продуктивная деятельность).
- Сравнительный анализ уровня сформированности читательских интересов детей
Приложение 1.
ОБСУЖДЕНИЕ ПРОЧИТАННОЙ КНИГИ (!!!просмотрите вопросы оставьте что нужно для возраста)
• Перечислите персонажей этого произведения, которые вам запомнились. Чем один отличается от другого? Ваше отношение к ним. Какова главная черта вашего любимого героя? Чем он привлек Вас? Чем он похож или не похож на других? Встречали ли вы в других произведениях человека, похожего на него? Если бы вам пришлось играть его на сцене, что бы вы подчеркнули в его характере, как бы выделили его среди других?
- Какие грани характера твоего любимого героя ты можешь назвать? Назови самую значимую для тебя черту. Угадай персонаж по чертам характера, дополни недостающие черты. Какие качества героя помешали ему в решении жизненных проблем, благодаря каким он добился успеха?
- Проанализируйте ситуацию. Выявите гамму чувств и желаний персонажа, его настроение, его внутреннее состояние. Объясните, чем вызвана смена одного состояния другим. Знакомы ли вам эти перемены? Какие внешние признаки богатства скрываемых переживаний в персонаже вы заметили?
- Одинаков ли персонаж на протяжении произведения? Как меняются его взгляды и отношение к жизни? Изображен ли характер сложившимся, или он развивается на наших глазах? В чем видны перемены в его характере, и что послужило толчком для них? Как повлияли внешние обстоятельства на изменение внутреннего мира героя? Каким видите вы его в будущем?
- Почему персонаж действует так, а не иначе? Соответствуют ли его поступки его характеру? Почему он произносит именно эти слова, а не другие? Какими мотивами он руководствуется? Нет ли противоречий между словами, делами и помыслами? Обоснуйте вашу точку зрения.
- Что скрывается за молчанием персонажа? Какой внутренней жизнью наполнено это молчание? О чем говорит такой-то жест персонажа, его взгляд, его улыбка? Все ли персонаж сказал, что хотел? Что пытался утаить? Удалось ли ему это?
- Каким персонаж стремится казаться? А каков он на самом деле? Почему он скрывает свои подлинные намерения? Соответствует ли его внешний вид внутреннему миру? Совпадает ли его оценка самого себя с оценкой его другими? Как догадаться: говорит человек правду или лжет, лицемерит?
- Говорят, что сила впечатлений от книги зависит от силы воспоминаний, какие она рождает в душе читателя. Не напомнило ли вам это произведение что-либо из своей собственной жизни или жизни знакомых людей? Не соизмеряли ли вы свою жизнь с жизнью любимого героя? Чем вы похожи и чем отличаетесь от него? С кем из героев вам бы хотелось дружить? О чем бы вы могли ему рассказать при встрече?
Приложение 2
Памятка для родителей
1. Читайте вслух с ребёнком не менее 10-15 мин. в день.
2. Перед чтением уберите со стола отвлекающие предметы. Проветрите комнату.
3. Если ребёнок устал, проведите физкультминутку.
4. Во время чтения книги выясняйте значения трудных слов, рассматривайте иллюстрации.
5. Беседуйте о прочитанном: о том, чему учит книга, что нового ребенок узнал.
6. Предложите ребёнку нарисовать картинку к самому интересному отрывку из книги или выучить его наизусть.
7. Предлагайте ребенку для самостоятельного чтения специальную литературу из серии «Читаем сами».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект НОД с дошкольниками по чтению художественной литературы
Чтение сказки К.И.Чуковского "Федорино горе"...
"Приобщение дошкольников к чтению художественной литературы"
2015 год в России - год русской литературы!Педагогический совет для воспитателей детского сада"Приобщение детей к чтению художественной литературы" Художественная литература –...
Презентация "Приобщение дошкольников к чтению художественной литературы".
В данной презентации представлен опыт работы по теме "Духовно-нравственное воспитание младшего дошкольного возраста через знакомство с русскими народными сказками"....
"Приобщение дошкольников к чтению художественной литературы".
В данном материле представлен опыт работы по теме "Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"....
Развитие речи дошкольников посредством чтения художественной литературы
Роль художественой литературы в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста....
Приобщение дошкольников к чтению художественной литературы
Художественная литература должна занимать в жизни ребёнка важное место. Приобщение к книге – одна из основных задач художественно – эстетического воспитания дошкольника. Знакомство с доступными ему об...
МАСТЕР - КЛАСС для педагогов «Технология продуктивного чтения-слушания как средство приобщения дошкольников к чтению художественной литературы и формирования ценностно-смыслового восприятия и понимания произведения »
1 слайдДобрый день.Тема моего мастер – класса «Технология продуктивного чтения-слушания как средство приобщения дошкольников к чтению художественной литературы и формирования ценностно-смы...