Конспект по формированию представлений об окружающем мире детей младшей группы"Полёт птиц"
план-конспект занятия (младшая группа)

Корнилова Наталья Сергеевна

ВАЖАЕМЫЕ ПОСЕТИТЕЛИ!

     Я рада приветствовать вас на своем персональном сайте воспитателя.

Здесь вы познакомитесь со мной, с детским садом, которому я отдаю всю себя без остатка, с моими воспитанниками и с нашими достижениями. 

   Сайт создан для всех, кому интересен мир детства, кто хочет и может поделиться своим опытом в воспитании, развитии и оздоровлении детей.

А так же, сайт создан с целью обобщения, систематизации и распространения накопленного материала. На сайте вы найдете разработки занятий, развлекательных досугов, презентации, мастер-классы, квест-игры. В общем, все то, что может пригодиться педагогу в работе с детьми дошкольного возраста. Родители могут познакомиться с различными рекомендациями по  воспитанию и развитию детей – дошкольников. Надеюсь, что все материалы, размещенные на страницах этого сайта, будут Вам полезны в работе и в воспитании наших детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл В мире сказок30.9 КБ
Файл v_mire_skazok_-_ranniy.docx30.9 КБ
Файл polety_ptits_-_ranniy.docx28.72 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений

детей младшей группы: «В мире сказок»

Используемые технологии:

- здоровье сберегающие технологии;

- учебно-воспитательные технологии;

- информационно-коммуникационные технологии;

- личностно-ориентированные технологии;

- игровые технологии.

Цель: формирование сенсорных способностей и единой картины изучаемых предметов, помогающих ребенку всесторонне воспринимать окружающий мир.

Задачи:

Образовательные:

- закреплять знания основных цветов;

- продолжать учить сравнивать предметы по размеру, количеству, длине;

- продолжать учить основные геометрические формы;

- формировать у детей представление о сказочных героях;

- учить отвечать на вопросы не только словом, но и предложением.

Развивающие:

- развивать воображение, творческую фантазию, вовлекать в творческий процесс;

- развивать инициативу детей;

- активизировать и обогащать словарь по теме.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к жизни природе;

- воспитывать эмоциональный отклик, желание научить мишку чему-то новому.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций, картотек о сказочных героях; чтение сказок и рассказов, соответствующих возрасту; просмотр элементарных театрализаций и участие в них; загадывание загадок; рассматривание изображений геометрических фигур и сами фигуры на плоскости; сравнение предметов по длине, ширине, величине.

Материалы и оборудование: аудио-проигрывающая аппаратура и колонки для усиления звука; игрушка Зайчик; корзинка; пять мешочков разного цвета (красный, синий, зеленый, желтый, оранжевый, ориентировочный размер от 10 до 15 сантиметров, но могут быть и больше); игрушки подходящего для мешочков размера; искусственные цветы или их изображение (один – много, короткий – длинный); дорожки разной ширины для демонстрации и как раздаточный материал детям; набор кубиков или счетных палочек для создания домика любимого сказочного персонажа на каждого ребенка.

Ход деятельности:

  1. Введение.

Воспитатель: Дети, давайте мы сегодня попутешествуем и вспомним любимых сказочных героев. Хотите?

Дети: Да!

Воспитатель: Но путешествие у нас будет не простое, а волшебное, сказочное. Сейчас мы с вами отправимся на волшебную лесную полянку в гости к одному сказочному персонажу. Знаете, кто это?

Дети: Нет (версии детей).

Воспитатель: Сейчас я вам подскажу, попробуйте угадать!

Зимой он беленький, а летом – серенький.

Как услышит ветки хруст, мчится без оглядки, лишь сверкают пятки.

Мчится что есть духу, хвост короче уха.

Живо угадай-ка, кто же это?

(зайка)

Воспитатель: Правильно, дети – это зайка (демонстрирует игрушку, либо картинку с изображением зайчика). А как еще называют зайчика в сказках, давайте попробуем вспомнить…

Дети с воспитателем вспоминают: Зайчик – попрыгайчик, зайка – трусишка, косой зайчишка и т.д.

Воспитатель: Зайчик, может быть и не самый смелый герой, но участвует во многих сказках. Какие сказки с зайчиком вы можете вспомнить?

Дети вспоминают сказки, где есть персонаж – заяц. При необходимости воспитатель помогает им, задает наводящие вопросы, подсказывает. Можно сопровождать иллюстрациями на экране или картинками-иллюстрациями подобных сказок.

Воспитатель: Предлагаю отправиться в сказочное путешествие и помочь разным сказочным героям. Поехали?

Дети: Поехали!

2. Основная часть.

Дети строятся паровозиком (с помощью воспитателя) и едут в гости к Мишутке под песню «Паровозик чух-чух-чух» или другую любимую песенку.

Вот дети, мы и приехали на нашу первую волшебную полянку. Рассаживайтесь на стульчики-пенечки и подождем Зайчика. Интересно, что за сюрприз он нам приготовил? Что-то не видать нашего зайки. Вдруг он, пока к себе домой за сюрпризом бегал, потерял нас? Давайте все дружно позовем его? – Давайте.

Дети вместе с воспитателем зовут зайчика: «Зайка, зайка, зайчик!»

Мишутка: «Ой, как хорошо, что вы меня позвали. Я какой-то шорох услышал, думал лиса или волк рядом бродят, и побоялся выходить из домика. А как ваши голоса услышал, сразу осмелел!»

Воспитатель: «Какой же сюрприз ты для нас приготовил?»

Зайчик: «Видите, у меня в лапах корзинка. Но корзинка не простая. Она, может быть, и не волшебная, но поможет нам с вами поиграть, повеселиться. Посмотрите, что у меня в корзинке лежит?»

Дети отвечают. Если вопрос вызывает у них сложности, воспитатель подсказывает: «А не разноцветные мешочки ли лежат у тебя в корзинке, Мишутка?»

Мишутка: «Да, это разноцветные мешочки. Но они не пустые, а с сюрпризом!

Дидактическая игра «Разноцветные мешочки».

Воспитатель: « Дети, какого цвета наши мешочки?»

Дети перечисляют цвета мешочков.

Воспитатель: «Посмотрите внимательно и сравните, мешочки по размеру одинаковые или разные?»

Дети: «Одинаковые».

Зайка: «Ну, надо же, какие умные детки пришли ко мне в гости!»

Первая часть.

Зайчик или воспитатель предлагают каждому ребёнку по очереди угадать, что в мешочке. В каждом мешочке один предмет (игрушка). Например:

- Саша, какого цвета этот мешочек! – Красного.

- Правильно. А ты можешь угадать, что находится внутри?

- Нет, или пробует догадаться.

- Я тебе подскажу. Чтобы узнать, что внутри, нужно засунуть руку в мешочек и пощупать эту вещь (ребёнок тактильно обследует вещь в мешочке). Ребёнок высказывает свои предположения. Вне зависимости от результата, ребёнок вытаскивает предмет из мешочка. Итак, что это? Например, кубик. Какого он цвета? – Красного. Ты достал красный кубик из красного мешочка? Ребёнок отвечает, скорее всего: «Да». Желательно проговорить с ним полную фразу: «Я достал красный кубик из красного мешочка».

Мешочки пяти цветов: красный, синий, зелёный, жёлтый, оранжевый. Следующему ребёнку можно предложить повтор любого мешочка, но с новой игрушкой внутри. Можно использовать не только знакомые геометрические фигуры, но и машинки, элементарные, легко угадываемые по форме игрушки.

Вторая часть.

Зайчик достаёт из своей корзинки три фигуры: шар, куб и кирпичик. Показывает их по очереди. Описывает фигуры: «Это шар. Он круглый. У шара нет углов. Он совершенно гладкий. Это кубик. У него есть углы. Все стороны кубика равны. Это кирпичик. У него стороны разной длины. Видите? Какие у меня фигуры?»

Дети отвечают: «Шар, кубик, кирпичик».

Зайчик: Какие вы молодцы, всё правильно запомнили. А теперь постарайтесь вспомнить, какие сказочные персонажи или предметы похожи на этот шар.

Дети вспоминают: Колобок, клубочек, солнышко… Если дети затрудняются, воспитатель задает наводящие вопросы, помогает им.

Зайчик: Для чего в сказках чаще всего используют кубики и кирпичики?

Дети: Для строительства домов.

Воспитатель: В каких сказках персонажи строили дома?

Дети вспоминают сказки, воспитатель помогает им при затруднении (теремок, зимовье зверей…)

Воспитатель: «Видишь, Зайка, какие у нас умные дети. Но, что-то мы засиделись. Не пора ли нам немножко поразмяться, повеселиться?»

Дети: «Пора!».

Физкультминутка «Зайчики - зайчишки»

Воспитатель: Дети, а что любит кушать зайчик?

Ответы детей.

Воспитатель: В каких сказках нам встречались овощи и фрукты, попробуем вспомнить.

Дети называют сказки.

Воспитатель: Есть один овощ, благодаря которому и получила название сказка.

Круглый бок, желтый бок, сидит на грядке колобок.

Воспитатель: Что это за овощ?

Дети: Это репка!

Воспитатель: Конечно – это репка! (Демонстрирует репку). Смотрите, у меня в корзиночке перемешались овощи и фрукты. (Воспитатель аккуратно высыпает овощи и фрукты на поднос). Помогите нам с зайчиком рассортировать их правильно по двум корзинкам.

Игра «Разложи правильно»

Есть два варианта проведения игры.

1. Дети, по желанию, по одному выходят, берут с подноса один плод, называют его и кладут в нужную корзинку, затем садятся на место.

2. Все дети собираются вокруг стола, обсуждают, какие овощи и фрукты есть на подносе, затем дружно раскладывают их по нужным корзинкам, воспитатель следит за порядком.

Воспитатель: Зайчик любит не только овощи и фрукты, но и цветы. Ведь они появляются весной, когда становится теплее и легче найти еду. Особенно зайке нравятся весенние цветы – первоцветы. Смотрите, какой красивый цветочек вырос на нашей лесной полянке (показывает искусственный цветок-первоцвет или картинку с одним цветком). Дети, сколько у меня цветков?»

Дети: «Один».

Воспитатель: «Правильно, у меня один цветок. Но цветочку было скучно одному и на полянке выросли еще цветы. А теперь, сколько цветов на полянке? (добавляет несколько цветочков в букет или показывает картинку с несколькими похожими цветами).

Дети: «Много».

Воспитатель: «А теперь я вам покажу два цветка. Они чем-то похожи, а чем-то отличаются. Скажите чем (те же цветы, но один короткий, а другой длинный).

Дети отвечают: «Один цветок короткий, другой длинный. Или один цветок высокий, другой низкий. Если дети затрудняются с ответом, педагог подсказывает им: «Смотрите, один цветок короче другого значит он… (короткий). А второй намного длиннее, значит он… (длинный)».

Воспитатель: Дома тоже бывают высокие и низкие. Почти во всех сказках герои где-то живут, правда?

Дети: Да!

Воспитатель: Бывает это норка, как у непослушного мышонка, или даже рукавичка. Но часто даже звери живут в домах. К их домам ведут дорожки.

Пальчиковая игра «Проскачи»

,q85/4px-BW84_n2rMKrJxPHZeZUFO1iUZk3GnZ53ejnjMnKSZ3E0ZSXAq0Keuv4JjtVj7tWC2KfCiqagz2a_v2KRgw==

Лучше распечатать по листочку для каждого ребенка, или показать картинку в большом формате, а детям раздать просто листочки с «дорожками».

Воспитатель: Дорожка может быть широкой (показывает более широкую бумажную полоску) и узкой (демонстрируется бумажная полоска значительно уже предыдущей). Какая дорожка шире? Какая дорожка уже? Как их можно сравнить?

Воспитатель демонстрирует метод наложения. Всем детям раздается по две «дорожки», они определяют, какая шире, какая уже.

Воспитатель: В сказке «Теремок» звери жили в большом, высоком домике, куда вместились все звери, кроме медведя. А в сказке «Репка», или «Колобок» избушки у персонажей были не большие. У нас есть вот такие разноцветные счетные палочки (или кубики) из которых вы построите домик для любого сказочного героя. Подумайте, кто у вас будет жить в сказочном домике. Я сейчас построю маленький домик для Зайчика (показывает, как построить или выложить из счетных палочек элементарный домик в один этаж), а в домик рядом я поселю Мишку. Этот домик должен быть побольше (показывает, как быстро сконструировать элементарный домик на 2-3 этажа). Вспомните своего любимого сказочного героя и постройте ему домик!

Дети строят из настольного конструктора или выкладывают из счетных палочек свои домики. Затем воспитатель обсуждает с ними, кого бы дети хотели туда поселить. (При необходимости, воспитатель помогает затрудняющимся в постройке детям).

3. Заключительная часть. Рефлексия.

Воспитатель: Дети, давайте напомним Зайчику, что интересное мы сегодня делали и узнавали.

Дети вспоминают и перечисляют, что делали на занятии. Если дети затрудняются, педагог помогает им наводящими вопросами. Например: «Мы сегодня сравнивали мешочки по размеру и цветам? Мы ощупывали предметы в мешочках? Мы называли эти предметы?» И так далее по ходу занятия.

Воспитатель: Зайка, что тебе больше всего запомнилось сегодня?

Зайчик: Я хорошо запомнил цвета. Раньше я их путал, а теперь точно запомнил. Спасибо, дети! А еще мне очень понравилось, какие домики вы построили!

Воспитатель: А вам дети, что больше всего запомнилось или понравилось в нашем сегодняшнем путешествии?

Дети дают свои ответы.

Воспитатель: Попрощаемся с Зайкой, ему у нас очень понравилось и он обязательно придет к нам еще!



Предварительный просмотр:

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений

детей младшей группы: «В мире сказок»

Используемые технологии:

- здоровье сберегающие технологии;

- учебно-воспитательные технологии;

- информационно-коммуникационные технологии;

- личностно-ориентированные технологии;

- игровые технологии.

Цель: формирование сенсорных способностей и единой картины изучаемых предметов, помогающих ребенку всесторонне воспринимать окружающий мир.

Задачи:

Образовательные:

- закреплять знания основных цветов;

- продолжать учить сравнивать предметы по размеру, количеству, длине;

- продолжать учить основные геометрические формы;

- формировать у детей представление о сказочных героях;

- учить отвечать на вопросы не только словом, но и предложением.

Развивающие:

- развивать воображение, творческую фантазию, вовлекать в творческий процесс;

- развивать инициативу детей;

- активизировать и обогащать словарь по теме.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к жизни природе;

- воспитывать эмоциональный отклик, желание научить мишку чему-то новому.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций, картотек о сказочных героях; чтение сказок и  рассказов, соответствующих возрасту; просмотр элементарных театрализаций и участие в них; загадывание загадок; рассматривание изображений геометрических фигур и сами фигуры на плоскости; сравнение предметов по длине, ширине, величине.

Материалы и оборудование: аудио-проигрывающая аппаратура и колонки для усиления звука; игрушка Зайчик; корзинка; пять мешочков разного цвета (красный, синий, зеленый, желтый, оранжевый, ориентировочный размер от 10 до 15 сантиметров, но могут быть и больше); игрушки подходящего для мешочков размера; искусственные цветы или их изображение (один – много, короткий – длинный); дорожки разной ширины для демонстрации и как раздаточный материал детям; набор кубиков или счетных палочек для создания домика любимого сказочного персонажа на каждого ребенка.

Ход деятельности:

  1. Введение.

Воспитатель: Дети, давайте мы сегодня попутешествуем и вспомним любимых сказочных героев. Хотите?

Дети: Да!

Воспитатель: Но путешествие у нас будет не простое, а волшебное, сказочное. Сейчас мы с вами отправимся на волшебную лесную полянку в гости к одному сказочному персонажу. Знаете, кто это?

Дети: Нет (версии детей).

Воспитатель: Сейчас я вам подскажу, попробуйте угадать!

Зимой он беленький, а летом – серенький.

Как услышит ветки хруст, мчится без оглядки, лишь сверкают пятки.

Мчится что есть духу, хвост короче уха.

Живо угадай-ка, кто же это?

(зайка)

Воспитатель: Правильно, дети – это зайка (демонстрирует игрушку, либо картинку с изображением зайчика). А как еще называют зайчика в сказках, давайте попробуем вспомнить…

Дети с воспитателем вспоминают: Зайчик – попрыгайчик, зайка – трусишка, косой зайчишка и т.д.

Воспитатель: Зайчик, может быть и не самый смелый герой, но участвует во многих сказках. Какие сказки с зайчиком вы можете вспомнить?

Дети вспоминают сказки, где есть персонаж – заяц. При необходимости воспитатель помогает им, задает наводящие вопросы, подсказывает. Можно сопровождать иллюстрациями на экране или картинками-иллюстрациями подобных сказок.

Воспитатель: Предлагаю отправиться в сказочное путешествие и помочь разным сказочным героям. Поехали?

Дети: Поехали!

2. Основная часть.

Дети строятся паровозиком (с помощью воспитателя) и едут в гости к Мишутке под песню «Паровозик чух-чух-чух» или другую любимую песенку.

Вот дети, мы и приехали на нашу первую волшебную полянку. Рассаживайтесь на стульчики-пенечки и подождем Зайчика. Интересно, что за сюрприз он нам приготовил? Что-то не видать нашего зайки. Вдруг он, пока к себе домой за сюрпризом бегал, потерял нас? Давайте все дружно позовем его? – Давайте.

Дети вместе с воспитателем зовут зайчика: «Зайка, зайка, зайчик!»

Мишутка: «Ой, как хорошо, что вы меня позвали. Я какой-то шорох услышал, думал лиса или волк рядом бродят, и побоялся выходить из домика. А как ваши голоса услышал, сразу осмелел!»

Воспитатель: «Какой же сюрприз ты для нас приготовил?»

Зайчик: «Видите, у меня в лапах корзинка. Но корзинка не простая. Она, может быть, и не волшебная, но поможет нам с вами поиграть, повеселиться. Посмотрите, что у меня в корзинке лежит?»

Дети отвечают. Если вопрос вызывает у них сложности, воспитатель подсказывает: «А не разноцветные мешочки ли лежат у тебя в корзинке, Мишутка?»

Мишутка: «Да, это разноцветные мешочки. Но они не пустые, а с сюрпризом!

Дидактическая игра «Разноцветные мешочки».

Воспитатель: « Дети, какого цвета наши мешочки?»

Дети перечисляют цвета мешочков.

Воспитатель: «Посмотрите внимательно и сравните, мешочки по размеру одинаковые или разные?»

Дети: «Одинаковые».

Зайка: «Ну, надо же, какие умные детки пришли ко мне в гости!»

Первая часть.

Зайчик или воспитатель предлагают каждому ребёнку по очереди угадать, что в мешочке. В каждом мешочке один предмет (игрушка). Например:

- Саша, какого цвета этот мешочек! – Красного.

- Правильно. А ты можешь угадать, что находится внутри?

- Нет, или пробует догадаться.

- Я тебе подскажу. Чтобы узнать, что внутри, нужно засунуть руку в мешочек и пощупать эту вещь (ребёнок тактильно обследует вещь в мешочке). Ребёнок высказывает свои предположения. Вне зависимости от результата, ребёнок вытаскивает предмет из мешочка. Итак, что это? Например, кубик. Какого он цвета? – Красного. Ты достал красный кубик из красного мешочка? Ребёнок отвечает, скорее всего: «Да». Желательно проговорить с ним полную фразу: «Я достал красный кубик из красного мешочка».

Мешочки пяти цветов: красный, синий, зелёный, жёлтый, оранжевый. Следующему ребёнку можно предложить повтор любого мешочка, но с новой игрушкой внутри. Можно использовать не только знакомые геометрические фигуры, но и машинки, элементарные, легко угадываемые по форме игрушки.

Вторая часть.

Зайчик достаёт из своей корзинки три фигуры: шар, куб и кирпичик. Показывает их по очереди. Описывает фигуры: «Это шар. Он круглый. У шара нет углов. Он совершенно гладкий. Это кубик. У него есть углы. Все стороны кубика равны. Это кирпичик. У него стороны разной длины. Видите? Какие у меня фигуры?»

Дети отвечают: «Шар, кубик, кирпичик».

Зайчик: Какие вы молодцы, всё правильно запомнили. А теперь постарайтесь вспомнить, какие сказочные персонажи или предметы похожи на этот шар.

Дети вспоминают: Колобок, клубочек, солнышко… Если дети затрудняются, воспитатель задает наводящие вопросы, помогает им.

Зайчик: Для чего в сказках чаще всего используют кубики и кирпичики?

Дети: Для строительства домов.

Воспитатель: В каких сказках персонажи строили дома?

Дети вспоминают сказки, воспитатель помогает им при затруднении (теремок, зимовье зверей…)

Воспитатель: «Видишь, Зайка, какие у нас умные дети. Но, что-то мы засиделись. Не пора ли нам немножко поразмяться, повеселиться?»

Дети: «Пора!».

Физкультминутка «Зайчики - зайчишки»

https://youtu.be/8BDBsBb9KJI?si=NRKSL0Y5hUCepqvv

Воспитатель: Дети, а что любит кушать зайчик?

Ответы детей.

Воспитатель: В каких сказках нам встречались овощи и фрукты, попробуем вспомнить.

Дети называют сказки.

Воспитатель: Есть один овощ, благодаря которому и получила название сказка.

Круглый бок, желтый бок, сидит на грядке колобок.

Воспитатель: Что это за овощ?

Дети: Это репка!

Воспитатель: Конечно – это репка! (Демонстрирует репку). Смотрите, у меня в корзиночке перемешались овощи и фрукты. (Воспитатель аккуратно высыпает овощи и фрукты на поднос). Помогите нам с зайчиком рассортировать их правильно по двум корзинкам.

Игра «Разложи правильно»

Есть два варианта проведения игры.

1. Дети, по желанию, по одному выходят, берут с подноса один плод, называют его и кладут в нужную корзинку, затем садятся на место.

2. Все дети собираются вокруг стола, обсуждают, какие овощи и фрукты есть на подносе, затем дружно раскладывают их по нужным корзинкам, воспитатель следит за порядком.

Воспитатель: Зайчик любит не только овощи и фрукты, но и цветы. Ведь они появляются весной, когда становится теплее и легче найти еду. Особенно зайке нравятся весенние цветы – первоцветы. Смотрите, какой красивый цветочек вырос на нашей лесной полянке (показывает искусственный цветок-первоцвет или картинку с одним цветком). Дети, сколько у меня цветков?»

Дети: «Один».

Воспитатель: «Правильно, у меня один цветок. Но цветочку было скучно одному и на полянке выросли еще цветы. А теперь, сколько цветов на полянке? (добавляет несколько цветочков в букет или показывает картинку с несколькими похожими цветами).

Дети: «Много».

Воспитатель: «А теперь я вам покажу два цветка. Они чем-то похожи, а чем-то отличаются. Скажите чем (те же цветы, но один короткий, а другой длинный).

Дети отвечают: «Один цветок короткий, другой длинный. Или один цветок высокий, другой низкий. Если дети затрудняются с ответом, педагог подсказывает им: «Смотрите, один цветок короче другого значит он… (короткий). А второй намного длиннее, значит он… (длинный)».

Воспитатель: Дома тоже бывают высокие и низкие. Почти во всех сказках герои где-то живут, правда?

Дети: Да!

Воспитатель: Бывает это норка, как у непослушного мышонка, или даже рукавичка. Но часто даже звери живут в домах. К их домам ведут дорожки.

Пальчиковая игра «Проскачи»

https://pr1.zoon.ru/FH3X_XnHLBdP0Fm3Ij2P7Q/600x840,q85/4px-BW84_n2rMKrJxPHZeZUFO1iUZk3GnZ53ejnjMnKSZ3E0ZSXAq0Keuv4JjtVj7tWC2KfCiqagz2a_v2KRgw==

Лучше распечатать по листочку для каждого ребенка, или показать картинку в большом формате, а детям раздать просто листочки с «дорожками».

Воспитатель: Дорожка может быть широкой (показывает более широкую бумажную полоску) и узкой (демонстрируется бумажная полоска значительно уже предыдущей). Какая дорожка шире? Какая дорожка уже? Как их можно сравнить?

Воспитатель демонстрирует метод наложения. Всем детям раздается по две «дорожки», они определяют, какая шире, какая уже.

Воспитатель: В сказке «Теремок» звери жили в большом, высоком домике, куда вместились все звери, кроме медведя. А в сказке «Репка», или «Колобок» избушки у персонажей были не большие. У нас есть вот такие разноцветные счетные палочки (или кубики) из которых вы построите домик для любого сказочного героя. Подумайте, кто у вас будет жить в сказочном домике. Я сейчас построю маленький домик для Зайчика (показывает, как построить или выложить из счетных палочек элементарный домик в один этаж), а в домик рядом я поселю Мишку. Этот домик должен быть побольше (показывает, как быстро сконструировать элементарный домик на 2-3 этажа). Вспомните своего любимого сказочного героя и постройте ему домик!

Дети строят из настольного конструктора или выкладывают из счетных палочек свои домики. Затем воспитатель обсуждает с ними, кого бы дети хотели туда поселить. (При необходимости, воспитатель помогает затрудняющимся в постройке детям).

3. Заключительная часть. Рефлексия.

Воспитатель: Дети, давайте напомним Зайчику, что интересное мы сегодня делали и узнавали.

Дети вспоминают и перечисляют, что делали на занятии. Если дети затрудняются, педагог помогает им наводящими вопросами. Например: «Мы сегодня сравнивали мешочки по размеру и цветам? Мы ощупывали предметы в мешочках? Мы называли эти предметы?» И так далее по ходу занятия.

Воспитатель: Зайка, что тебе больше всего запомнилось сегодня?

Зайчик: Я хорошо запомнил цвета. Раньше я их путал, а теперь точно запомнил. Спасибо, дети! А еще мне очень понравилось, какие домики вы построили!

Воспитатель: А вам дети, что больше всего запомнилось или понравилось в нашем сегодняшнем путешествии?

Дети дают свои ответы.

Воспитатель: Попрощаемся с Зайкой, ему у нас очень понравилось и он обязательно придет к нам еще!



Предварительный просмотр:

Конспект НОД по формированию представлений об окружающем мире

детей младшей группы: «Полеты птиц»

Используемые технологии:

- здоровье сберегающие технологии;

- учебно-воспитательные технологии;

- информационно-коммуникационные технологии;

- личностно-ориентированные технологии;

- игровые технологии.

Цель: продолжать знакомство с птицами и их способностью летать.

Задачи:

Образовательные:

- продолжать знакомство с птицами, особенностями их строения и способностью к полету;

- продолжать расширение словарного запаса детей с помощью введения в активный словарь новых терминов и понятий;

- продолжать развивать мелкую моторику используя имитацию полета птиц;

- учить отвечать на вопросы не только словом, но и предложением.

Развивающие:

- развивать воображение, творческую фантазию, вовлекать в творческий процесс;

- развивать инициативу детей;

- активизировать и обогащать словарь по теме.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к жизни природе;

- воспитывать эмоциональный отклик, желание научиться чему-то новому.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций, картотек о птицах, их среде обитания; чтение сказок и  рассказов о птицах; загадывание загадок; использование тематических настольных игр, разрезных картинок; изображение птиц, используя штампирование, выкладывание, закрашивание трафаретов и другие быстрые способы изображения.

Материалы и оборудование: аудио(видео)-проигрывающая аппаратура и колонки для усиления звука; картинки с птицами для демонстрации на экране или заранее распечатанные в большом формате; картинки с кормушкой на каждого ребенка, или одна картинка формата А3 для коллективной работы; пластилин для лепки зернышек (можно использовать пластилин разного цвета, показав детям зернышки пшеницы, пшена, подсолнечника), можно добавить красный пластилин и добавить в работу ягодки; гимнастические обручи на каждого ребенка («гнездышки»).

Ход деятельности:

  1. Введение.

Воспитатель включает аудиозапись «Пение птиц», заостряет внимание детей на звуках, которые они слышат, выясняет у детей, что это за пение.

Воспитатель: Мы услышали, как красиво поют птицы. Многие из них настоящие музыканты. Но не все птицы поют, некоторые щелкают клювом, стучать им по стволам деревьев или свистят крыльями при быстром полете. Вот такие они разные.

Воспитатель: Хотите потанцевать вместе с птичками?

Дети: Хотим потанцевать с птичками!

Воспитатель: Тогда давайте повеселимся

https://youtu.be/aNsvx_iRjMY?si=U-HYg8IJSCjb-L3V

Воспитатель: Как мы все здорово подвигались, потанцевали. Давайте больше узнаем об этих прекрасных созданиях?

Дети соглашаются.

2. Основная часть.

Воспитатель: Для начала расскажите мне, что вы знаете о птичках?

Высказываются наиболее смелые дети по желанию, воспитатель помогает им формулировать свои высказывания, поддерживает детей в их желании выступить перед сверстниками.

Воспитатель демонстрирует картинку с изображением птицы.

https://img.freepik.com/premium-vector/cute-blue-bird-cartoon_160606-358.jpg?w=1480

Воспитатель: У каждой птицы есть (показывает на картинке):

- клюв;

- крылья;

- туловище;

- грудка;

- голова;

- хвост;

- лапки.

Воспитатель: Перечислите, пожалуйста, что есть у каждой птички?

Дети, опираясь на изображение, перечисляют части строения птицы. Воспитатель может помогать, показываю на экране (картинке) пропущенные части.

Воспитатель: Птицы отличаются друг от друга внешним видом. Например, посмотрите и попробуйте угадать, как называется эта птичка:

https://static.wixstatic.com/media/c2d259_9223caabdd2749efb17fd805197f9582~mv2.png/v1/fill/w_1000,h_732,al_c,q_90,usm_0.66_1.00_0.01/c2d259_9223caabdd2749efb17fd805197f9582~mv2.png

Дети: Воробей.

Воспитатель: Правильно, это воробей. Маленькая городская птичка. Не броского серо-коричневого цвета. Воробушек очень шустрый, юркий, собирает зернышки и хлебные крошки.

Воспитатель: Вот вторая картинка:

https://www.thetimes.co.uk/imageserver/image/%2Fmethode%2Ftimes%2Fprod%2Fweb%2Fbin%2F19a81388-31e1-11e8-b9ab-50675b2358e0.jpg?crop%5Cu003d1399%2C933%2C96%2C17

Воспитатель: Что это за птичка?

Дети: Синичка.

Воспитатель: Это птичка – невеличка называется синичка. Синичка лесная птичка, но прекрасно живет и в городе. У синички яркая желтая грудка, ее очень легко запомнить и отличить от остальных птиц.

Воспитатель: А это что за птичка?

https://www.kartinki24.ru/uploads/gallery/main/550/kartinki24_ru_bullfinch_19.jpg

Дети: Снегирь.

Воспитатель: Это – снегирь, лесная птичка, но тоже залетает в город. У него заметная ярко – красная грудка, его очень легко отличить от остальных птиц.

Воспитатель демонстрирует все три картинки с птицами.

Воспитатель: Все эти птички небольшого размера, похожи по строению друг на друга, но, благодаря яркому и своеобразному оперению их очень легко отличить.

Игра «Угадай птичку»

Воспитатель загадывает загадку, дети угадывают птицу.

1. Найдешь ее в своем дворе. Она на радость детворе. Ты обижать ее не смей! Эта птичка…                                                                                (воробей)

2. Непоседа, невеличка, грудка желтая у птички. Любит сало и пшеничку. Кто узнал ее?                                                                                                 (синичка)

3. Птички на деревья сели. Посчитай-ка: раз, два, три. На зимовку прилетели с красной грудкой…                                                                                (снегири)

Воспитатель: Птички бывают разные:

- большие и маленькие;

https://i.ytimg.com/vi/gRTxoMBXPXI/maxresdefault.jpg

- с ярким или маскирующим оперением;

https://vibirai.ru/image/1668271.jpg

- по-разному питаются. Некоторые хищные, многие птички клюют зернышки, а некоторые даже питаются нектаром, как птичка колибри:

https://w.forfun.com/fetch/af/afb4403b06ce4cac6ea602cd05a76648.jpeg

Воспитатель: Мы запомнили, что птицы бывают разные, но их строение очень похоже. У всех птиц есть (воспитатель показывает на картинке, а дети называют): клюв; крылья; туловище; грудка; голова; хвост; лапки.

Воспитатель: Что помогает птицам летать?

Дети высказывают свое мнение.

Воспитатель: Конечно, птицы летают с помощью крыльев. А помогают им сохранять легкость и хорошие аэродинамические свойства перья.

https://animals.pibig.info/uploads/posts/2023-04/thumbs/1681750068_animals-pibig-info-p-pero-soroki-zhivotnie-krasivo-32.jpg

Оперение играет очень важную роль в жизнедеятельности птиц. Во-первых, пух и перья сохраняют тепло, поэтому многие птицы зимуют даже в очень суровых условиях Севера. Во-вторых, перья не дают птицам промокать под дождем, поскольку вода в с перьев просто благополучно стекает, не доходя до кожи. В-третьих, перья придают телу птицы обтекаемые очертания, поэтому птицы могут летать.

Пальчиковая гимнастика «Полет птиц»

Птицы прилетали, крыльями махали        Сцепляем руки между собой большими пальцами, они в форме крючков, ладони машут, как крылья

Сели, посидели,                Не расцепляя большие пальцы, сжимаем «крылья – кулачки» и опускаем на стол или на колени

Дальше полетели.                                Расправляем ладони, снова летим. 

Воспитатель: Вот такие смешные птички встречаются в природе.

https://pofoto.club/uploads/posts/2021-12/1640499827_14-pofoto-club-p-raznovidnost-ptits-v-odnoi-foto-18.jpg

Воспитатель: У нас встречаются зимующие и перелетные птицы. Перелетные – это птицы, которые улетают осенью на юг и не зимуют у нас. Они возвращаются только весной.

https://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-01/1673520633_gas-kvas-com-p-pereletnie-ptitsi-risunok-dlya-detei-v-det-21.jpg

Воспитатель: Другие птицы не улетают, остаются с нами на весь год. Это зимующие птицы.

https://bipbap.ru/wp-content/uploads/2018/01/zimuyushhie.jpg

Воспитатель: Люди помогают выжить зимующим птицам – подкармливают их. Суровой зимой люди насыпают зернышки в кормушки, чтобы птичкам было чем подкрепиться, и они не умирали от голода. Ведь сытому и мороз не так страшен. Давайте и мы поможем птичкам, покормим их?

Дети: Да, давайте покормим птиц.

Воспитатель, в зависимости от количества участвующих в занятии детей и их подготовки, либо раздает на каждого по листочку с птицами и кормушкой, либо зовет всех делать коллективную работу «Покормим птиц».

https://i2.wp.com/dovosp.ru/insertfiles/images/i_1a6cc5f1117f270c_html_3ba83fc1.jpg

Дети из пластилина лепят зернышки и заполняют ими кормушку для птиц.

Воспитатель: Вот какие чудесные работы у нас получились! Теперь птички не будут голодными. Представим, что мы птички и поиграем.

Подвижная игра «Птички в гнездышках»

Для каждого ребенка раскладывается гимнастический обруч – гнездышко. Птички занимают свои гнезда. По сигналу воспитателя птички вылетают из гнездышек, летают, радуются, клюют семечки. По сигналу воспитателя: «Налетели тучи, собирается дождь!», птички возвращаются в свои гнездышки. Игру можно повторить.

3. Заключительная часть. Рефлексия.

Воспитатель: Сегодня мы узнали много нового о птицах. Скажите мне пожалуйста:

- Что вы узнали о птицах.

- Опишите птицу, из каких частей состоит птица.

- Как птицы летают?

- Вам понравилось наше занятие?

- Что больше всего вам сегодня запомнилось?

Ответы детей на каждый вопрос только по желанию.

Воспитатель: Наши работы (работу) мы оформим для выставки, и будем еще долго любоваться ими (ей) и вспоминать сегодняшнее занятие. На следующую прогулку мы обязательно возьмем настоящих зернышек и хлебных крошек и покормим птиц!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Экологическое воспитание — это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного — ознакомления детей с природой. Наиболее сложной категорией детей для форм...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Улетают птицы в теплые края»

Задачи:«Познавательное развитие»:1. Дать детям представление о птицах (внешний вид, среда обитания и т. д., ихразнообразии.2. Формировать умение детей делить птиц на перелетных и зимующих на основе св...

Конспект занятия по окружающему миру в младшей группе «Зимующие птицы»

Цель занятия: Расширить и уточнить знания детей о зимующих птицах нашего города....

Презентация к занятию по формированию представлений об окружающем мире в средней группе "Свойства стекла и пластмассы"

Презентация к конспекту занятия по формированию представлений об окружающем мире  в средней группе "Свойства стекла и пластмассы" . С её помощью детям проще будет усвоить материал,...

Конспект к презентации , занятие в средней группе по формированию представлений об окружающем мире в средней группе "Свойства стекла и пластмассы"

Подробный конспект к презентации по формированию представлений об окружающем мире  в средней группе "Свойства стекла и пластмассы" . Сопровождение каждого слайда поможет донести вс...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в младшей группе «Звери и птицы зимой»

Знакомство с жизнью животных леса и птиц в зимний период....