Дидактические игры по развитию речи.
картотека по развитию речи (старшая группа)
Развиваемся через дидактическую игру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry_po_razvitiyu_rechi_v_starshey_gruppe.docx | 26.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры по развитию речи в старшей группе
Игра «Переезжаем на новую квартиру»
Цель: умение различать предметы, сходные по назначению и похожие внешне, помочь запомнить их названия; активизировать словарь.
Игровой материал: парные предметные картинки, например: чашка – стакан, маслёнка – сахарница, кастрюля – сковорода, шапка – шляпа, платок – косынка, брюки – шорты, перчатки – варежки, туфли – босоножки и т.д.
Ход: Воспитатель вручает каждому играющему ребёнку 2-3 пары картинок и рассказывает: «Дети, мы переезжаем на новую квартиру. Надо собрать вещи и упаковать их для переезда. Сначала будем упаковывать посуду. Подавайте вещь, которую я назову. Будьте внимательны – многие вещи внешне похожи». Далее воспитатель поочерёдно называет все предметы посуды, потом одежду, мебель. К концу игры у детей не должно остаться ни одной карточки. Для активизации словаря дям предложить выбрать и назвать все предметы одежды, посуды, мебели, электроприборов…
Игра «У кого какой предмет?»
Цель: упражнение в умении сравнивать два предметов, одинаковых по названию, по существенным признакам; добиваясь использования в речи прилагательных и называть детали предметов, развитие внимание.
Игровой материал: парные картинки с изображением предметов, отличающихся друг от друга несколькими признаками и деталями.
Ход игры: Воспитатель кладёт перед детьми по 2-3 пары картинок и объясняет, что нарисованы одинаковые по названию предметы (рубашки, рыбки, тарелки, пирамидки), но чем-то отличаются друг от друга. Про один предмет рассказывает воспитатель, а про другой предмет рассказывает дошкольник.
Игра «Поиграем в сказку»
Цель: развитие силы голоса.
Ход игры: Воспитатель предлагает ребёнку вспомнить сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Одна и та же фраза из сказки произносится поочередно различным по высоте голосом, в трёх вариантах.
Игра «Испорченный телефон»
Цель: развитие у детей слухового внимания.
Ход игры: Дети выбирают ведущего при помощи считалочки. Все садятся на стулья, поставленные в ряд. Ведущий тихо (на ухо) говорит какое-либо слово рядом сидящему, тот передает его следующему и т.д. Слово должно дойти до последнего ребёнка. Ведущий спрашивает у последнего: «Какое ты услышал слово?» Если тот скажет слово, предложенное ведущим, значит, телефон исправен. Если же слово не то, водящий спрашивает всех по очереди (начиная с последнего) какое они услышали слово. Так узнают, кто напутал, «испортил телефон». Ребёнок, который неправильно передал слово, занимает место последнего в ряду.
Игра «Светофор»
Цель: развитие слухового внимания.
Ход: Воспитатель дает ребёнку два кружка – красный и зелёный и предлагает игру: если ребёнок услышит правильное название того, чтобы изображено на картинке, он должен поднять зелёный кружок, если неправильное – красный. Затем показывает картинку и громко, медленно, чётко произносит звукосочетания.
Например: баман – памап – банан.
Игра «Фрукты – овощи»
Цель игры: дифференциация сходных понятий.
Ход игры: В начале игры ведущий напоминает детям, какие растения мы называем фруктами, какие - овощами. Для фруктов выбирается картинка «Сад», а для овощей – «Огород». Эти картинки выкладываются на разных краях стола. Предметные картинки, изображающие фрукты и овощи, лежат на столе стопкой изображенными вниз. По очереди дети берут из стопки по одной картинке, называют её, а также объясняют, к какой группе она относится. Объяснение должно быть полным: «Помидор – это овощ, потому что он растёт на огороде». Если ребёнок дал неправильный ответ, картинка возвращается на место, если ребёнок, правильно назвал картинку и отнёс её к нужному понятию, он забирает её себе. Игра заканчивается после того, как всё картинки будут находиться у детей. Выигрывает тот, у кого окажется больше картинок.
Игра «Новоселье»
Цель: дифференциация понятий «одежда» и «обувь».
Ход игры: Создаётся игровая ситуация: «У куклы Кати новоселье. Ей надо собрать свои вещи для переезда на новую квартиру. Помогите уложить вещи правильно, чтобы на новом месте ей было легко отыскать все свои платья и туфли. Одежду будем складывать в одну коробку, а обувь – в другую». Затем ребёнку дается два набора предметных картинок и две коробочки, на каждой помещён свой символ: для одежды платье, для обуви – сапожки.
Лото «В мире растений»
Цель игры: закрепление слов-обобщений: цветы, деревья, овощи, фрукты, ягоды; активизация словаря по данным темам.
Описание игры: Лото состоит из шести больших карт, в середине которых дана сюжетная картинка, изображающая данную группу растений в природе. По краям расположены предметные картинки, относящиеся к какому-нибудь одному родовому понятию, например, цветы или деревья. Кроме больших карт есть маленькие карточки с такими же предметными картинками.
Ход игры: Игра проходит по общему правилу игры в лото. Когда все маленькие карточки будут розданы, каждый играющий должен назвать одним словом всю группу своих слов - названий растений.
Игра «Летает, а не птица»
Цель: дифференциация понятий «птицы» и «насекомые».
Ход игры: Ведущий загадывает загадки про птиц и насекомых, Дети разгадывают загадки и объясняют, к какой тематической группе относится данное животное. Если ответ правильный, ведущий дает ребенку фишку или символ данного животного. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек. Перед игрой ведущий напоминает детям опознавательные признаки птиц: имеют перья, клюв, когти, крылья, вьют гнёзда и высиживают птенцов, умеют петь, они большие. Насекомые же маленькие, имеют шесть ног, не высиживают птенцов, у них нет перьев.
Игра «Размытое письмо»
Цель: упражнение в составлении распространенных упражнений.
Ход игры: Воспитатель сообщает детям о том, что Медвежонок получил письмо от брата. Но дождём размыло некоторые слова. Надо ему помочь прочитать письмо. Вот это письмо: «Здравствуй, Мишутка. Я пишу тебе из зоопарка. Как-то раз я не послушался маму и забрался так далеко, что … я долго блуждал по лесу и … Выйдя на поляну, я попал … Я попал в яму, потому что … Там было так глубоко, что… Пришли охотники и … Теперь я живу в… У нас есть площадка для … На площадке для молодняка есть много … Мы играем с … За ними ухаживают… Они нас любят, потому что… Скоро к нам приедет дрессировщик из… Надеюсь попасть в … Как здорово уметь… Жди следующего письма из … До свидания. Топтыгин».
Игра «Придумай предложение»
Цель: развитие у детей речевой активность, быстроты мышления.
Ход игры: Воспитатель объясняет правила игры: «Сегодня мы будем придумывать предложения. Я скажу какое-либо слово, а вы быстро придумаете с этим словом предложение. Например, я скажу слово «близко» и передам Даше камешек. Она возьмет камешек и быстро ответит: «Я живу близко от детского сада». Затем она назовёт свое слово и передает камешек рядом сидящему ребёнку. Слово в предложении должно употребляться в той форме, в какой его предлагает загадывающий». Так по очереди по кругу камешек переходит от одного играющего к другому. Если дети затрудняются при ответе, воспитатель помогает им.
Игра «Найди картинке место»
Цель: соблюдение последовательности хода действия.
Ход игры: Перед ребенком выкладывают серию картинок, но одну картинку не помещают в ряд, а дают ребёнку с тем, чтобы он нашёл ей нужное место. После этого просят ребёнка составить рассказ по восстановленной серии картинок.
Игра «Исправь ошибку»
Цель: установление правильной последовательности действия.
Ход игры: Перед ребёнком раскладывают серию картинок, но одна картинка лежит не на своем месте. Ребёнок находит ошибку, кладёт картинку на нужное место, а затем составляет рассказ по всей серии картинок.
Игра «Какая картинка не нужна?»
Цель: нахождение лишних картинок для данного рассказа.
Ход игры: Перед ребёнком выкладывают серию картинок в правильной последовательности, но одну картинку берут из другого набора. Ребёнок должен найти ненужную картинку, убрать ее, а затем составить рассказ.
Игра «Собери цветок из пяти лепестков»
Цель: классификация предметов, обогащение словаря существительными.
Ход игры: Воспитатель на столе раскладывает предметные картинки, состоящий из нескольких тематических групп (одежда, посуда, игрушки, мебель и т.д.) Играет несколько человек, по количеству тематических групп. Каждый берёт по одной картинке, называет её и родовое понятие, к какому относится данная картинка. Таким образом, устанавливается, какую группу будет собирать каждый участник. Если выбраны одинаковые группы, открывают ещё по одной картинке. Затем ведущий показывает играющим по одной картинке, а они должны просить себе ту или иную картинку: «Мне нужна кукла, потому что я собираю игрушки». Выигрывают тот, кто первый собрал свою группу картинок.
Игра «Эстафета»
Цель: активизация глагольного словаря.
Ход игры: Дети стоят в кругу. У воспитателя палочка-эстафета. Он произносит какое-нибудь слово и передаёт эстафету рядом стоящему ребёнку. Тот должен подобрать подходящее слово, обозначающее действие и передаёт палочку дальше. Когда эстафета вернётся к воспитателю, он задаёт новое слово, но палочку передаёт в другом направлении.
Например: собака – лает, кусает, бежит, сторожит, скулит, воет; кошка – мурлыкает, охотится, играет, дремлет, мяукает, царапается.
Игра «Скажи наоборот»
Цель: формирование словаря у детей, развитие сообразительность и быстроты мышления.
Ход игры: Дети и воспитатель садятся на стулья в кружок. Воспитатель произносит слово и бросает кому-нибудь из детей мяч, ребенок должен поймать мяч, сказать слово противоположное по смыслу, и снова бросить мяч воспитателю. Воспитатель говорит: «Вперёд». Ребенок отвечает «Назад», (направо - налево, вверх-вниз, под - над, далеко - близко, высоко - низко, внутри - снаружи, дальше - ближе). Можно произносить не только наречия, но и прилагательные, глаголы: далекий - близкий, верхний - нижний, правый - левый, завязать - развязать, намочить – высушить.
Игра «Кто больше знает»
Цель: обогащение знаний о предметах, воспитание находчивости, сообразительности.
Ход игры: Дети вместе с воспитателем садятся на стулья в кружок. Воспитатель говорит: «У меня в руках стакан. Кто скажет, как и для чего его можно использовать?»
Дети отвечают:
- Пить чай, поливать цветы, измерять крупу, накрывать рассаду, ставить карандаши.
- Правильно, - подтверждает воспитатель. Теперь давайте поиграем. Я буду называть предметы, а вы вспомните и назовите, что с ними можно делать.
Игра «Подбери слово»
Цель: развитие у детей сообразительности, умение подбирать нужные по смыслу слова.
Ход игры: Воспитатель, обращаясь к детям, предлагает им вопросы, например: «Вспомните, что можно шить?»
Ответы детей: «Платье, пальто, сарафан, рубашку, сапоги, шубу и т.д. «Штопать – носки, чулки, варежки, шарф». «Завязывать – шнурки, веревочку, шарф, завязки». «Надвигать – шапку, платок, шляпу, панаму, бескозырку, фуражку, будёновку». «Надеть можно пальто, платье, чулки, шубу, плащ, юбку, сарафан, колготки» и т.д.
Игра «Найди лишнюю картинку»
Цель: формирование умения объединять предметы в группу по общему признаку, а четвертый – лишний.
Ход: Воспитатель предлагает ребёнку первые четыре рисунка и просит лишний убрать. Спрашивает: «Почему ты так думаешь? Чем похожи те рисунки, которые ты оставил?»
Игра «Назови четыре предмета»
Цель: упражнение детей в классификации предметов.
Ход игры: Дети, говорит воспитатель, мы уже играли в разные игры, где требовалось быстро подобрать нужное слово. Сейчас мы поиграем в похожую игру, но только будем подбирать не одно слово, а сразу четыре. Я назову одно слово, например, мебель, а тот, кому я брошу мяч, назовёт четыре слова, которые можно назвать одним словом мебель. Какие предметы можно назвать, одним словом мебель? Цветы? Ягода? Деревья? Лесные птицы? Дикие животные?
Игра «Добавь слова»
Цель: формирование умения составлять распространенные предложения.
Ход: Воспитатель говорит: «Сейчас я скажу предложение. Например, «Мама шьёт платье». Как ты думаешь, что можно сказать о платье, какое оно? (шёлковое, летнее, легкое, оранжевое). Если мы добавим эти слова, как изменится фраза?» Мама шьёт шёлковое платье. Мама шьёт летнее платье. Мама шьёт лёгкое платье. Мама шьёт оранжевое платье.
Предложения для игры:
Девочка кормит собаку.
Пилот управляет самолётом.
Мальчик пьёт сок.
Игра «Найди ошибку»
Цель: закрепление умения находить смысловую ошибку в предложении.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям послушать предложения и определить всё ли правильно в предложенных вариантах. Назвать правильный вариант. Например:
1. Зимой в саду расцвели яблоки.
2. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня.
3. В ответ я киваю ему рукой.
4. Самолёт сюда, чтобы помочь людям.
5. Скоро удалось мне на машине.
6. Мальчик стеклом разбил мяч.
7. После грибов будут дожди.
8. Весной луга затопили реку.
9. Снег засыпало пышным лесом.
Игра «Кто найдёт десять предметов, названия которых содержат звук,,а,,»
Цель: закрепление умения выделять заданный звук в слове по представлению, развитие зрительного внимания, обучение счету.
Описание игры: Дана сюжетная картинка, на которой много предметных картинок, в том числе и содержащих в названии звук «а».
Ход игры: Детям дают рассмотреть картинку и назвать нужные предметы. Выиграет тот, кто назовет больше предметов. Дети накладывают фишки на найденные картинки, а воспитатель проверяет правильность выполнения задания и определяет победителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...
дидактическая игра по развитию речи старших дошкольников "Развиваем речь- думаем логически
"ОКНО В МИР ПРИРОДЫ" ...
Дидактическая игра по развитию речи для детей с 1- 3 лет Название игры: Макет – игра «Веселая ферма».
Главное в развитие речи ребенка - это его общение с окружающими его людьми: родителями, родственниками, сверстниками. Рекомендуют как можно больше общаться со своим ребенком. При этом родители старают...
Дидактическая игра - что это? Роль дидактической игры в развитии речи дошкольников
Значение игр в воспитании детей...
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ .Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет.
Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет....
Методическое объединение "Игра как приоритетное средство развитие речи дошкольников" Мастер-класс "Дидактические игры по развитию речи"
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету&raqu...
дидактические игры по развитию речи "Развиваем речь ирая"
Подборка дидактических игр по развитию речи для старших дошкольников. Предшкольная подготовка....