Самообразование "Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста, используя демонстрационный и дидактический материал"
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)

Назарова Катерина Михайловна

Самообразование "Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста, используя демонстрационный и дидактический материал"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Самообразование32.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

Начальная общеобразовательная  школа детский сад №80 города Сочи имени Героя Советского Союза Павлова Николая Дмитриевича.

ПЛАН РАБОТЫ

по самообразованию по познавательно – социальному

развитию в старшей группе

Тема: «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста, используя демонстрационный и дидактический материал»

Разработал: воспитатель

К.М. Назарова

г. Сочи

2023 - 2024 г.

Актуальность

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одной из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим близким, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Приоритет материальных интересов над духовными и нравственными резко снижает воспитательное воздействие семьи в сфере воспитания.

Выход из противоречия – приоритет комплексного подхода в воспитании и развитии дошкольника на основе обращения к истокам, к традициям малой родины.

В свою очередь нравственно-патриотическое воспитание можно разделить на отдельные две части объединенных принципами и задачами: - нравственное воспитание - подразумевает воспитание дружеских взаимоотношений между самими детьми, привычку играть и трудиться, заниматься сообща; умение договариваться и помогать друг другу; стремление радовать старших хорошими поступками. Сюда же мы относим воспитание уважительного отношения к окружающему миру и людям; заботливое отношение к малышам и пожилым людям, умения помогать им; а так же развитие самостоятельности и волевых качеств, таких как, умение ограничивать свои желания и расширять возможности самостоятельности, преодолевать препятствия, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные правила и нормы поведения в обществе, в своих поступках следовать положительному примеру.

Патриотическое воспитание подразумевает формирование самооценки своих действий и поступков, доброжелательная оценка поступков других людей, умение спокойно отстаивать свое мнение, обогащение словаря формулами словесной вежливости, желание познавать культуру своего народа и страны, а так же бережное отношение к традициям и жизни своей малой и большой Родины. У России тысячелетняя история, богатые традиции, огромный духовный потенциал. Необходимо воспитывать детское самосознание через знакомство с русской культурой, приобщать к фольклору, знакомить с национальными игрушками, праздниками, творениями художников, архитекторов, композиторов, значимыми событиями в истории страны, в том числе с государственными символами, которые являются частью культуры и истории страны.

Воспитание уважительного отношения к культуре других народов (толерантность), приобщение детей к традициям своей страны и малой Родины. С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему окно в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ. Сказки, пословицы, поговорки, народные подвижные игры формируют начало любви к своему народу, к своей Родине. Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости.

Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни. Детские игры многообразны. Одни развивают сообразительность, другие — смекалку, третьи — воображение и творчество, но объединяет их общая задача — воспитание у ребенка потребности в движении и эмоциональном восприятии жизни.

В дидактических играх развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу, согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры. В играх проявляются и развиваются необходимые к школе качества: произвольное поведение, образное и логическое мышление, воображение, познавательная активность.

На сегодняшний день самым важным преобразованием, произошедшем в дошкольном образовании, является введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Что предполагает изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса и направлено на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития.

Поэтому так важно формирование личности дошкольника. И это невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям. Работа по привитию детям патриотического духа в детском саду строиться на тесной связи с семьей, социумом. От мировоззрения взрослых, их жизненной позиции, ярких наглядных примеров зависит точность усвоения ребенком своей роли в жизни и развитии Родины. Малыш быстрее включится в добрые дела для своей семьи, детского сада, друзей, города. Он поймет, что является тем маленьким кирпичиком в строительстве мира, порядка, процветания Отечества, без которого просто нельзя обойтись.

Учите своих детей добру, толерантности, здоровому ритму жизни, и они не замедлят порадовать вас своими достижениями.

Цель: Повышение профессиональной компетентности и систематизирование знаний по вопросам нравственно – патриотического воспитания старших дошкольников через игру.

Задачи:

  1. Повысить свой теоретический и научно – методический уровень через подборку и изучение методической литературы;
  2. формировать чувство любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
  3. создать в семье благоприятные условия для нравственно- патриотического развития ребёнка, учитывая опыт детей, приобретённый в детском саду;
  4. создание предметно-развивающего пространства в группе, способствующего формированию патриотического воспитания старших дошкольников используя демонстрационный и  дидактический материал.

Ожидаемый результат.

Дети должны знать:

домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад);

место работы родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение);

место проживания: город; предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности; климатические условия;

свою нацию, язык, традиции (должны гордиться своим народом, его достижениями); столицу нашей Родины — Москву (знать историю, достопримечательности несколько крупных городов, страну и показывать их на карте России флаг, герб, гимн России);

представителей других национальностей, населяющих нашу страну (уважать их культуру и традиции);

природу родных мест, флору и фауну (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней);

название планеты, на которое мы живем.

План работы по самообразованию на 2023-2024 учебный год

п/п

Наименование мероприятия

Сроки проведения

  1. Информационно-аналитический раздел.

1.

Найти методическую и справочную литературу по теме.

Сентябрь

2.

Создание предметно-развивающего пространства в группе, способствующего формированию патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста, используя демонстрационный и дидактический материал.

Сентябрь-май

3.

Составление картотек дидактических игр и демонстрационного материала.

Май

  1. Работа с детьми.

1.

Беседа «Что мы Родиной зовём?

Сентябрь

2.

Занятие «Край, в котором мы растём».

Сентябрь

3.

Разучивание пословиц и поговорок на тему «Родина».

Октябрь

4.

Ознакомление с символикой России, родного города.

Квест «Наша Родина - Россия».

Ноябрь

5.

«День народного единства».

Ноябрь

6.

«Полиция – друг и защитник».

Ноябрь

7.

«Путешествие в Великий Устюг к Деду Морозу».

Декабрь

8.

«Дружные ребята».

Декабрь

9.

Ознакомление с обычаями и традициями русского народа.

«Колядки».

Январь

10.

Праздник посвящённый дню защитника Отечества.

Февраль

11.

«Весёлая масленица».

Март

12.

Праздник «Моя мама – лучшая на свете»

Март

13.

Викторина «Что вы знаете о космосе».

Апрель

14.

Сюжетно-ролевая игра «Пограничники».

Май

15.

Тематическое занятие «Войны я не видел, но знаю

Как трудно народу пришлось».

Май

  1. Работа с педагогами.

1.

Разработка перспективных планов, конспектов занятий по теме «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста, используя демонстрационный и дидактический материал».

Сентябрь

2.

Знакомство с передовым педагогическим опытом

Октябрь

3.

Выступление из опыта работы «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста, используя демонстрационный и дидактический материал».

4.

Показ открытого мероприятия.

Январь

5.

Обобщение опыта по теме самообразования.

6.

Выступление на педсовете.

Май

VI. Работа с родителями

1.

Альбом «История нашего города».

Сентябрь

2.

Информирование родителей о праздниках и событиях особо значимых для Россиян.

Октябрь

3.

Консультация «Воспитание патриотических чувств у дошкольника».

Ноябрь

4.

Консультация «Воспитание маленького гражданина».

Декабрь

5.

Папки – передвижки:

Подборка книг, статей из газет и журналов на тему развития речи детей дошкольного возраста.

Март

6.

Памятка «Мнемотехника в помощь мамам и папам».

Апрель-май

7.

Акция «Посади дерево».

Май

Изучение методической литературы:

1. Бондаренко А.К.Дидактические игры в детском саду М. Просвещение, 1991.

2. Ветохина А. Я., Дмитренко «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».- Детство-Пресс,2013.

3. Тимошкина Н.А. Методика использования народных игр в ДОУ. Педагогическое образование 2008г. 64 с.

4. Жучкова Г.Н. «Нравственные беседы с детьми 4-6 лет» Гном и Д 2008г. 64с.

5. Южный Урал: шаг за шагом. Учебное пособие. Челябинск 2016г.192 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Развитие внимания детей старшего дошкольного возраста, используя дидактическую игру"

Проблема развития внимания детей давно интнресует воспитателей и учителей. Предлагаю планомерную работу  по развитию внимания детей старшего дошкольного возраста , рассчитанную на два года....

Перспективный план занятий по формированию конструктивных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста, используя технику оригами.

перспективный план занятий по формированию конструктивных умений и навыков у деетй старшего дошкольного возраста используя технику оригами...

«Развитие внимания детей старшего дошкольного возраста, используя дидактическую игру»

В период модернизации системы образования, обеспечения преемственности дошкольного и начального школьного образования встает вопрос о формировании в дошкольном учреждении предпосылок учебной деятельно...

Презентация "Формирование основ экономической культуры детей старшего дошкольного возраста по средством системы дидактических игр, используя интеравктивный редактор «Сова»

Введение экономического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях — это не дань моде, а прежде всего необходимость еще в раннем возрасте дать детям представления об экономической культ...

Развитие внимания детей старшего дошкольного возраста,используя дидактическую игру.

В период модернизации системы образования, обеспеченияпреемственности дошкольного и начального школьного образованиявстает вопрос о формировании в дошкольном учреждении предпосылокучебной деятельности...