Самообразование "Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста, используя демонстрационный и дидактический материал"
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)
Самообразование "Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста, используя демонстрационный и дидактический материал"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
Начальная общеобразовательная школа детский сад №80 города Сочи имени Героя Советского Союза Павлова Николая Дмитриевича.
ПЛАН РАБОТЫ
по самообразованию по познавательно – социальному
развитию в старшей группе
Тема: «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста, используя демонстрационный и дидактический материал»
Разработал: воспитатель
К.М. Назарова
г. Сочи
2023 - 2024 г.
Актуальность
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одной из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим близким, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Приоритет материальных интересов над духовными и нравственными резко снижает воспитательное воздействие семьи в сфере воспитания.
Выход из противоречия – приоритет комплексного подхода в воспитании и развитии дошкольника на основе обращения к истокам, к традициям малой родины.
В свою очередь нравственно-патриотическое воспитание можно разделить на отдельные две части объединенных принципами и задачами: - нравственное воспитание - подразумевает воспитание дружеских взаимоотношений между самими детьми, привычку играть и трудиться, заниматься сообща; умение договариваться и помогать друг другу; стремление радовать старших хорошими поступками. Сюда же мы относим воспитание уважительного отношения к окружающему миру и людям; заботливое отношение к малышам и пожилым людям, умения помогать им; а так же развитие самостоятельности и волевых качеств, таких как, умение ограничивать свои желания и расширять возможности самостоятельности, преодолевать препятствия, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные правила и нормы поведения в обществе, в своих поступках следовать положительному примеру.
Патриотическое воспитание подразумевает формирование самооценки своих действий и поступков, доброжелательная оценка поступков других людей, умение спокойно отстаивать свое мнение, обогащение словаря формулами словесной вежливости, желание познавать культуру своего народа и страны, а так же бережное отношение к традициям и жизни своей малой и большой Родины. У России тысячелетняя история, богатые традиции, огромный духовный потенциал. Необходимо воспитывать детское самосознание через знакомство с русской культурой, приобщать к фольклору, знакомить с национальными игрушками, праздниками, творениями художников, архитекторов, композиторов, значимыми событиями в истории страны, в том числе с государственными символами, которые являются частью культуры и истории страны.
Воспитание уважительного отношения к культуре других народов (толерантность), приобщение детей к традициям своей страны и малой Родины. С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему окно в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ. Сказки, пословицы, поговорки, народные подвижные игры формируют начало любви к своему народу, к своей Родине. Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости.
Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни. Детские игры многообразны. Одни развивают сообразительность, другие — смекалку, третьи — воображение и творчество, но объединяет их общая задача — воспитание у ребенка потребности в движении и эмоциональном восприятии жизни.
В дидактических играх развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу, согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры. В играх проявляются и развиваются необходимые к школе качества: произвольное поведение, образное и логическое мышление, воображение, познавательная активность.
На сегодняшний день самым важным преобразованием, произошедшем в дошкольном образовании, является введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Что предполагает изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса и направлено на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития.
Поэтому так важно формирование личности дошкольника. И это невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям. Работа по привитию детям патриотического духа в детском саду строиться на тесной связи с семьей, социумом. От мировоззрения взрослых, их жизненной позиции, ярких наглядных примеров зависит точность усвоения ребенком своей роли в жизни и развитии Родины. Малыш быстрее включится в добрые дела для своей семьи, детского сада, друзей, города. Он поймет, что является тем маленьким кирпичиком в строительстве мира, порядка, процветания Отечества, без которого просто нельзя обойтись.
Учите своих детей добру, толерантности, здоровому ритму жизни, и они не замедлят порадовать вас своими достижениями.
Цель: Повышение профессиональной компетентности и систематизирование знаний по вопросам нравственно – патриотического воспитания старших дошкольников через игру.
Задачи:
- Повысить свой теоретический и научно – методический уровень через подборку и изучение методической литературы;
- формировать чувство любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
- создать в семье благоприятные условия для нравственно- патриотического развития ребёнка, учитывая опыт детей, приобретённый в детском саду;
- создание предметно-развивающего пространства в группе, способствующего формированию патриотического воспитания старших дошкольников используя демонстрационный и дидактический материал.
Ожидаемый результат.
Дети должны знать:
домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад);
место работы родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение);
место проживания: город; предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности; климатические условия;
свою нацию, язык, традиции (должны гордиться своим народом, его достижениями); столицу нашей Родины — Москву (знать историю, достопримечательности несколько крупных городов, страну и показывать их на карте России флаг, герб, гимн России);
представителей других национальностей, населяющих нашу страну (уважать их культуру и традиции);
природу родных мест, флору и фауну (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней);
название планеты, на которое мы живем.
План работы по самообразованию на 2023-2024 учебный год
№ п/п | Наименование мероприятия | Сроки проведения | |
| |||
1. | Найти методическую и справочную литературу по теме. | Сентябрь | |
2. | Создание предметно-развивающего пространства в группе, способствующего формированию патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста, используя демонстрационный и дидактический материал. | Сентябрь-май | |
3. | Составление картотек дидактических игр и демонстрационного материала. | Май | |
| |||
1. | Беседа «Что мы Родиной зовём? | Сентябрь | |
2. | Занятие «Край, в котором мы растём». | Сентябрь | |
3. | Разучивание пословиц и поговорок на тему «Родина». | Октябрь | |
4. | Ознакомление с символикой России, родного города. Квест «Наша Родина - Россия». | Ноябрь | |
5. | «День народного единства». | Ноябрь | |
6. | «Полиция – друг и защитник». | Ноябрь | |
7. | «Путешествие в Великий Устюг к Деду Морозу». | Декабрь | |
8. | «Дружные ребята». | Декабрь | |
9. | Ознакомление с обычаями и традициями русского народа. «Колядки». | Январь | |
10. | Праздник посвящённый дню защитника Отечества. | Февраль | |
11. | «Весёлая масленица». | Март | |
12. | Праздник «Моя мама – лучшая на свете» | Март | |
13. | Викторина «Что вы знаете о космосе». | Апрель | |
14. | Сюжетно-ролевая игра «Пограничники». | Май | |
15. | Тематическое занятие «Войны я не видел, но знаю Как трудно народу пришлось». | Май | |
| |||
1. | Разработка перспективных планов, конспектов занятий по теме «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста, используя демонстрационный и дидактический материал». | Сентябрь | |
2. | Знакомство с передовым педагогическим опытом | Октябрь | |
3. | Выступление из опыта работы «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста, используя демонстрационный и дидактический материал». | ||
4. | Показ открытого мероприятия. | Январь | |
5. | Обобщение опыта по теме самообразования. | ||
6. | Выступление на педсовете. | Май | |
VI. Работа с родителями | |||
1. | Альбом «История нашего города». | Сентябрь | |
2. | Информирование родителей о праздниках и событиях особо значимых для Россиян. | Октябрь | |
3. | Консультация «Воспитание патриотических чувств у дошкольника». | Ноябрь | |
4. | Консультация «Воспитание маленького гражданина». | Декабрь | |
5. | Папки – передвижки: Подборка книг, статей из газет и журналов на тему развития речи детей дошкольного возраста. | Март | |
6. | Памятка «Мнемотехника в помощь мамам и папам». | Апрель-май | |
7. | Акция «Посади дерево». | Май |
Изучение методической литературы:
1. Бондаренко А.К.Дидактические игры в детском саду М. Просвещение, 1991.
2. Ветохина А. Я., Дмитренко «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».- Детство-Пресс,2013.
3. Тимошкина Н.А. Методика использования народных игр в ДОУ. Педагогическое образование 2008г. 64 с.
4. Жучкова Г.Н. «Нравственные беседы с детьми 4-6 лет» Гном и Д 2008г. 64с.
5. Южный Урал: шаг за шагом. Учебное пособие. Челябинск 2016г.192 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Развитие внимания детей старшего дошкольного возраста, используя дидактическую игру"
Проблема развития внимания детей давно интнресует воспитателей и учителей. Предлагаю планомерную работу по развитию внимания детей старшего дошкольного возраста , рассчитанную на два года....

Перспективный план занятий по формированию конструктивных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста, используя технику оригами.
перспективный план занятий по формированию конструктивных умений и навыков у деетй старшего дошкольного возраста используя технику оригами...

«Развитие внимания детей старшего дошкольного возраста, используя дидактическую игру»
В период модернизации системы образования, обеспечения преемственности дошкольного и начального школьного образования встает вопрос о формировании в дошкольном учреждении предпосылок учебной деятельно...

Игры дидактические по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Великая Отечественная война» дидактические по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Великая Отечественная война»
Развивать связную речь детей....

Презентация "Формирование основ экономической культуры детей старшего дошкольного возраста по средством системы дидактических игр, используя интеравктивный редактор «Сова»
Введение экономического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях — это не дань моде, а прежде всего необходимость еще в раннем возрасте дать детям представления об экономической культ...
Развитие внимания детей старшего дошкольного возраста,используя дидактическую игру.
В период модернизации системы образования, обеспеченияпреемственности дошкольного и начального школьного образованиявстает вопрос о формировании в дошкольном учреждении предпосылокучебной деятельности...

Анализ дидактического и практического материала по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Анализ материала на основе опыта работы....