Самообразование "Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста, используя демонстрационный и дидактический материал"
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)
Самообразование "Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста, используя демонстрационный и дидактический материал"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
Начальная общеобразовательная школа детский сад №80 города Сочи имени Героя Советского Союза Павлова Николая Дмитриевича.
ПЛАН РАБОТЫ
по самообразованию по познавательно – социальному
развитию в старшей группе
Тема: «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста, используя демонстрационный и дидактический материал»
Разработал: воспитатель
К.М. Назарова
г. Сочи
2023 - 2024 г.
Актуальность
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одной из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим близким, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Приоритет материальных интересов над духовными и нравственными резко снижает воспитательное воздействие семьи в сфере воспитания.
Выход из противоречия – приоритет комплексного подхода в воспитании и развитии дошкольника на основе обращения к истокам, к традициям малой родины.
В свою очередь нравственно-патриотическое воспитание можно разделить на отдельные две части объединенных принципами и задачами: - нравственное воспитание - подразумевает воспитание дружеских взаимоотношений между самими детьми, привычку играть и трудиться, заниматься сообща; умение договариваться и помогать друг другу; стремление радовать старших хорошими поступками. Сюда же мы относим воспитание уважительного отношения к окружающему миру и людям; заботливое отношение к малышам и пожилым людям, умения помогать им; а так же развитие самостоятельности и волевых качеств, таких как, умение ограничивать свои желания и расширять возможности самостоятельности, преодолевать препятствия, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные правила и нормы поведения в обществе, в своих поступках следовать положительному примеру.
Патриотическое воспитание подразумевает формирование самооценки своих действий и поступков, доброжелательная оценка поступков других людей, умение спокойно отстаивать свое мнение, обогащение словаря формулами словесной вежливости, желание познавать культуру своего народа и страны, а так же бережное отношение к традициям и жизни своей малой и большой Родины. У России тысячелетняя история, богатые традиции, огромный духовный потенциал. Необходимо воспитывать детское самосознание через знакомство с русской культурой, приобщать к фольклору, знакомить с национальными игрушками, праздниками, творениями художников, архитекторов, композиторов, значимыми событиями в истории страны, в том числе с государственными символами, которые являются частью культуры и истории страны.
Воспитание уважительного отношения к культуре других народов (толерантность), приобщение детей к традициям своей страны и малой Родины. С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему окно в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ. Сказки, пословицы, поговорки, народные подвижные игры формируют начало любви к своему народу, к своей Родине. Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости.
Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни. Детские игры многообразны. Одни развивают сообразительность, другие — смекалку, третьи — воображение и творчество, но объединяет их общая задача — воспитание у ребенка потребности в движении и эмоциональном восприятии жизни.
В дидактических играх развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу, согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры. В играх проявляются и развиваются необходимые к школе качества: произвольное поведение, образное и логическое мышление, воображение, познавательная активность.
На сегодняшний день самым важным преобразованием, произошедшем в дошкольном образовании, является введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Что предполагает изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса и направлено на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития.
Поэтому так важно формирование личности дошкольника. И это невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям. Работа по привитию детям патриотического духа в детском саду строиться на тесной связи с семьей, социумом. От мировоззрения взрослых, их жизненной позиции, ярких наглядных примеров зависит точность усвоения ребенком своей роли в жизни и развитии Родины. Малыш быстрее включится в добрые дела для своей семьи, детского сада, друзей, города. Он поймет, что является тем маленьким кирпичиком в строительстве мира, порядка, процветания Отечества, без которого просто нельзя обойтись.
Учите своих детей добру, толерантности, здоровому ритму жизни, и они не замедлят порадовать вас своими достижениями.
Цель: Повышение профессиональной компетентности и систематизирование знаний по вопросам нравственно – патриотического воспитания старших дошкольников через игру.
Задачи:
- Повысить свой теоретический и научно – методический уровень через подборку и изучение методической литературы;
- формировать чувство любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
- создать в семье благоприятные условия для нравственно- патриотического развития ребёнка, учитывая опыт детей, приобретённый в детском саду;
- создание предметно-развивающего пространства в группе, способствующего формированию патриотического воспитания старших дошкольников используя демонстрационный и дидактический материал.
Ожидаемый результат.
Дети должны знать:
домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад);
место работы родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение);
место проживания: город; предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности; климатические условия;
свою нацию, язык, традиции (должны гордиться своим народом, его достижениями); столицу нашей Родины — Москву (знать историю, достопримечательности несколько крупных городов, страну и показывать их на карте России флаг, герб, гимн России);
представителей других национальностей, населяющих нашу страну (уважать их культуру и традиции);
природу родных мест, флору и фауну (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней);
название планеты, на которое мы живем.
План работы по самообразованию на 2023-2024 учебный год
№ п/п | Наименование мероприятия | Сроки проведения | |
| |||
1. | Найти методическую и справочную литературу по теме. | Сентябрь | |
2. | Создание предметно-развивающего пространства в группе, способствующего формированию патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста, используя демонстрационный и дидактический материал. | Сентябрь-май | |
3. | Составление картотек дидактических игр и демонстрационного материала. | Май | |
| |||
1. | Беседа «Что мы Родиной зовём? | Сентябрь | |
2. | Занятие «Край, в котором мы растём». | Сентябрь | |
3. | Разучивание пословиц и поговорок на тему «Родина». | Октябрь | |
4. | Ознакомление с символикой России, родного города. Квест «Наша Родина - Россия». | Ноябрь | |
5. | «День народного единства». | Ноябрь | |
6. | «Полиция – друг и защитник». | Ноябрь | |
7. | «Путешествие в Великий Устюг к Деду Морозу». | Декабрь | |
8. | «Дружные ребята». | Декабрь | |
9. | Ознакомление с обычаями и традициями русского народа. «Колядки». | Январь | |
10. | Праздник посвящённый дню защитника Отечества. | Февраль | |
11. | «Весёлая масленица». | Март | |
12. | Праздник «Моя мама – лучшая на свете» | Март | |
13. | Викторина «Что вы знаете о космосе». | Апрель | |
14. | Сюжетно-ролевая игра «Пограничники». | Май | |
15. | Тематическое занятие «Войны я не видел, но знаю Как трудно народу пришлось». | Май | |
| |||
1. | Разработка перспективных планов, конспектов занятий по теме «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста, используя демонстрационный и дидактический материал». | Сентябрь | |
2. | Знакомство с передовым педагогическим опытом | Октябрь | |
3. | Выступление из опыта работы «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста, используя демонстрационный и дидактический материал». | ||
4. | Показ открытого мероприятия. | Январь | |
5. | Обобщение опыта по теме самообразования. | ||
6. | Выступление на педсовете. | Май | |
VI. Работа с родителями | |||
1. | Альбом «История нашего города». | Сентябрь | |
2. | Информирование родителей о праздниках и событиях особо значимых для Россиян. | Октябрь | |
3. | Консультация «Воспитание патриотических чувств у дошкольника». | Ноябрь | |
4. | Консультация «Воспитание маленького гражданина». | Декабрь | |
5. | Папки – передвижки: Подборка книг, статей из газет и журналов на тему развития речи детей дошкольного возраста. | Март | |
6. | Памятка «Мнемотехника в помощь мамам и папам». | Апрель-май | |
7. | Акция «Посади дерево». | Май |
Изучение методической литературы:
1. Бондаренко А.К.Дидактические игры в детском саду М. Просвещение, 1991.
2. Ветохина А. Я., Дмитренко «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».- Детство-Пресс,2013.
3. Тимошкина Н.А. Методика использования народных игр в ДОУ. Педагогическое образование 2008г. 64 с.
4. Жучкова Г.Н. «Нравственные беседы с детьми 4-6 лет» Гном и Д 2008г. 64с.
5. Южный Урал: шаг за шагом. Учебное пособие. Челябинск 2016г.192 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/05/15/picture-85747.jpg)
Методическая разработка "Развитие внимания детей старшего дошкольного возраста, используя дидактическую игру"
Проблема развития внимания детей давно интнресует воспитателей и учителей. Предлагаю планомерную работу по развитию внимания детей старшего дошкольного возраста , рассчитанную на два года....
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/25/picture-743399-1453745814.jpg)
Перспективный план занятий по формированию конструктивных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста, используя технику оригами.
перспективный план занятий по формированию конструктивных умений и навыков у деетй старшего дошкольного возраста используя технику оригами...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/17/picture-768980-1458198668.jpg)
«Развитие внимания детей старшего дошкольного возраста, используя дидактическую игру»
В период модернизации системы образования, обеспечения преемственности дошкольного и начального школьного образования встает вопрос о формировании в дошкольном учреждении предпосылок учебной деятельно...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/09/picture-1237587-1586424531.jpg)
Игры дидактические по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Великая Отечественная война» дидактические по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Великая Отечественная война»
Развивать связную речь детей....
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/01/picture-571825-1454349861.jpg)
Презентация "Формирование основ экономической культуры детей старшего дошкольного возраста по средством системы дидактических игр, используя интеравктивный редактор «Сова»
Введение экономического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях — это не дань моде, а прежде всего необходимость еще в раннем возрасте дать детям представления об экономической культ...
Развитие внимания детей старшего дошкольного возраста,используя дидактическую игру.
В период модернизации системы образования, обеспеченияпреемственности дошкольного и начального школьного образованиявстает вопрос о формировании в дошкольном учреждении предпосылокучебной деятельности...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/04/picture-1323566-1633339738.jpg)
Анализ дидактического и практического материала по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Анализ материала на основе опыта работы....